какое место занимает страноведение в системе географических наук

Страноведение в системе географических наук

какое место занимает страноведение в системе географических наук какое место занимает страноведение в системе географических наук какое место занимает страноведение в системе географических наук какое место занимает страноведение в системе географических наук

какое место занимает страноведение в системе географических наук

какое место занимает страноведение в системе географических наук

В настоящее время единого взгляда на предмет нет. Можно отметить несколько наиболее общих его определений:

4. Туристское страноведение в отличие от комплексного географического, исторического, политологического и др. страноведения включает преимущественно те объекты (компоненты, явления, процессы) которые определяют возможности и условия развития туризма в стране;

Страноведение выполняет следующие функции:

1. Гносеологическую (познавательную) функцию. Страноведение имеет большое познавательное, просветительское значение. Оно вносит существенный вклад в создание географической картины мира.

2. Аксеологическую (оценочную или ценностную) функцию. Дается оценка страны или региона с точки зрения наличия тех или иных ресурсов (природных, экономических, туристских и т. д.).

3. Информационную функцию. Она состоит в сборе, хранении и предоставлении сведений о стране и ее районах (географии, природе, культуре, истории и т. д.).

4. Учебную функцию для подготовки специалистов в области туризма.

5. Развивающую функцию для оптимизации деятельности организаций, занятых в туристском бизнесе.

6. Важную роль страноведение играет во внешнеэкономических связях.

7. Синтезирующая. Объединяя знания, страноведение выполняет в системе географических наук интегративную роль.

Методы и принципы страноведения.

Метод – последовательность в изучении

Принцип – точка зрения, на основе которой изучается территория.

Подход – та сторона общего, с которой изучается территория.

Принцип и подход в некоторых случаях – синонимы.

Хорологический метод (пространство).

Хронологический метод (время).

Принцип комплексности (всестороннее изучение).

Принцип генетический (происхождение и развитие)

Принцип экологический (организация оптимальной среды обитания).

Принцип гуманистический (от жизни и деятельности человека)

Принцип комплексности здесь означает всестороннее изучение конкретной территории.

Генетический метод, рассматривает объект в его развитии, учитывает формирование, позволяет перейти от функции описания к функции объяснения.

Экологический принцип страноведения от рационального использования ресурсов до организации оптимальной среды обитания.

• охарактеризовать развитие производства как средство, которое обеспечивает определенный уровень жизни;

• охарактеризовать природную среду как источник ресурсов и как среду трудовой деятельности и повседневного обитания человека;

• показать, как природная среда и другие факторы влияют на развитие туризма;

• показать, как туризм влияет на развитие страны (региона).

Хорологический и хронологический методы в страноведении.

Большинство географов специфическим методом страноведения считают хорологический (пространственный). Данный метод объединяет всю совокупность географических наук. Широкое распространение хорологический принцип (подход) получил, благодаря трудам географа из Германии А. Геттнера, в первой половине XX в.,

какое место занимает страноведение в системе географических наук

Хорологический метод развивается по принципу регионализма, который означает, что в рамках определенного региона возникает специфическое территориальное единство взаимодействия природы, человека (населения) и его деятельности. Регионализм, таким образом, направляет исследователей на изучение территориальных взаимодействий. При этом во внимание принимаются наслоения и синтез нескольких культур на данной территории.

Хронологический метод страноведения связан с историей данного региона (страны), главная особенность этого метода в том, что на разных этапах развития территория меняет функции, статус, специализацию и т.п., знание чего позволяет исследовать преемственность, традиции, проблемы и перспективы. У каждого страноведческого явления есть своя предыстория.

Источник

Страноведение в системе географических наук

В настоящее время можно отметить возрождение интереса к стра­новедению в связи с интенсивным развитием внутреннего и меж­дународного туризма и восстановлением позиций комплексного страноведения как важного направления в географии. Появляются красочные географические энциклопедии, осуществляется возрож­дение старых («Вокруг света») и издание новых географических научно-популярных журналов «Гео», «Терра инкогнита», «Ветер странствий», и др. Как отмечает А. Г. Исаченко, страноведение выполняет важные функ­ции особой прикладной дисциплины. Именно страноведческие из­дания, описывающие природные условия, хозяйство и культуру разных стран и народов, являются самыми востребованными у ту­ристов, отправляющихся в ту или иную страну, и широкого круга любознательных читателей, любителей географической литерату­ры. Однако тот же автор в настоящее время придает важнейшее значение организующей роли страноведения в последовательном синтезе основных географических дисциплин: физической геогра­фии, исторической географии и социально-экономической геогра­фии, особо отмечая необходимость исторического подхода к стра­новедческим исследованиям. Действительно, современное страно­ведение обобщает данные большого числа разных наук (географии, истории, этнографии, экологии, экономики, социологии, линг­вистики и др.) и является важной синтетической географической дисциплиной, занимающейся исследованиями конкретного реги­онального уровня организации геопространства.

Наконец, следует согласиться с мнением Я. Г. Машбица о том, что страноведение не только органично вписывается в современ­ный этап развития географии, но и остается одним из основных направлений ее прогресса.

Страноведение — это особая географическая дисциплина, за­нимающаяся комплексным изучением регионов, стран и их рай­онов. Прежде всего это комплексная дисциплина, которая систе­матизирует и обобщает разнообразные данные о природе регионов и стран мира, о расовом и национальном составе населения, об укладе жизни и традициях народов, о хозяйстве, об особенностях культуры и социально-политической организации государств, рас­полагающихся в пределах отдельных регионов. Идеи комплексного страноведения наиболее глубоко разрабатывались известным географом-страноведом Я. Г. Машбицем, который отмечал, что комп­лексное страноведческое изучение России и ее регионов, а также зарубежных стран — важная составляющая часть междисциплинар­ного исследования мирового развития и глобальных проблем челове­чества. Главную задачу комплексного страноведения он видел в соз­дании целостных и по возможности более широких по своему со­держанию характеристик различных территорий, стран и регионов. Отметим, что термин «страноведение» существует лишь в рус­ском и немецком языках. В других языках си­нонимом страноведения является термин «региональная геогра­фия», что не совсем корректно, так как не отражает комплексной сущности страноведения. Кроме того, среди российских географов до настоящего времени нет единого мнения по поводу места страноведения в системе географиче­ских наук.

Как было отмечено, одним из основоположников отечествен­ной школы страноведения был выдающийся географ Л.С.Берг, который утверждал преимущественно природные основы странове­дения. В послевоенные годы Л. С. Берг продолжал развивать ландшафтно-страноведческое направление в географии. При этом фи­зическая и экономическая география рассматривались им как со­ставные части географии вообще (или общей географии), а в со­единении природного и социально-экономического начал, по мнению Л.С.Берга, заключалось единство географии.

Близких представлений о природной основе страноведения придерживался и П. П. Семенов-Тян-Шанский. Базовыми катего­риями его страноведческой теории являлись пространство и дви­жение. Он рассматривал страну как «собрание однотипных мест­ностей в смысле ландшафта», или как «совокупность однотипных мест, обладающих определенным географическим пейзажем». Важ­но отметить, что в работе «Район и страна» (1928 г.) этот автор рассматривал страноведение в качестве основной сути географии. При этом он ставил вопрос о переходе от описательного страноведения к проблемному, утверждая, что географы должны иссле­довать на конкретных территориях не только вопросы «где?», «куда?», «откуда?», но и прежде всего «почему здесь, а не там?».

Большое значение П. П. Семенов-Тян-Шанский придавал гео­графическому пейзажу как выражению особенностей ландшафта. 11ейзаж в его понимании — это внешнее отражение сложной струк­туры ландшафта, которая находится в постоянном развитии и изме­нении. Поэтому пейзаж, как и фотографический снимок, отражает лишь временное состояние ландшафта, которое любой человек воспринимает в процессе сравнения природы одной страны с други­ми, удивляясь географическому разнообразию мира. В том и другом случае имеется в виду страна физико-географическая, обладающая прочными естественными рубежами. В другом варианте выделяют­ся страны политические, редко совпадающие с первыми террито­риально, обладающие крайне непрочными, искусственными по­литическими границами, легко меняющимися в результате войн. Существенный импульс развития от чисто описательного к комплексному страноведение получило в работах Н.Н.Баранс­кого. Им были сформулированы научные основы и сущность стра­новедения, которые он видел в географическом синтезе результа­тов исследований природы, населения и хозяйства. Он утверждал необходимость «единого взгляда» на природные, социальные и экономические явления, происходящие в странах и регионах, утверждал обобщающую функцию страноведения «в синтезе гео­графии физической и экономической».

Краеведение — узкорегиональная наука, связанная с изучени­ем родного края, малой родины, микрорегиона, т. е. относительно небольшого региона (области, района, города). Для развития туризма в настоящее время эта наука приобретает все более важ­ное значение.

Таким образом, логически проистекает иерархическое подраз­деление территорий по размерам на регион, страну и край.

Регион — это относительно крупная территория мира, конти­нента, части света или крупного государства, группа стран (Ази­атско-Тихоокеанский регион, Восточно-Африканский регион, Западная Европа, Ближний Восток и т.п.).

Страна — это либо природная (физико-географическая) стра­на, являющаяся частью континента или крупного региона, ха­рактеризующаяся единством геоструктуры (платформа, плита, щит, орогеническая структура), особенностями макроклимата, широтно-зональной структуры или высотной поясности (напри­мер, Русская равнина, Западная Сибирь; Алтае-Саянская горная ; страна, Кавказская горная страна), либо страна в значении госу­дарства (Россия, США, Франция, Ватикан и др.).

Край — часть страны (район, область), региона, иногда обла­сти, не всегда совпадающая с административными единицами, обычно прилежащая к какой-либо географической границе, осо­бому природному району или крупному географическому объекту (морю, горам, реке, озеру). Административными единицами в нашей стране являются Алтайский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Приморский край, Красноярский край, Хабаровский край. В то же время употребляются и такие понятия, как Дальневосточный край, Забайкальский край (Забайкалье), Озерный край (богатая озерами Карелия, прилежащая к Ладож­скому и Онежскому озерам).

Источник

Страноведение в системе географических и смежных наук

Общественные потребности в развитии страноведения и его задачи. Соединение страноведения с решением глобальных проблем человечества. Концепция экономико-географического страноведения, базирующегося на идее о территориальной структуре хозяйства страны.

РубрикаГеография и экономическая география
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления03.09.2010
Размер файла402,9 K

какое место занимает страноведение в системе географических наук

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Страноведение в системе географических и смежных наук

Общественные потребности в развитии страноведения и его задачи

Существенным для развития науки является общественная потребность в ней. Например, появление таких определений, как «конструктивная», «инженерная», «мелиоративная», говорит о выделении географических дисциплин по прямому социальному заказу. Есть ли общественные потребности в страноведении?

Роль страноведения в обществе определяется, прежде всего, его просветительским и мировоззренческим значением. Оно помогает человеку преодолеть отчуждение, крайнюю форму, которой так хорошо охарактеризовал Андрей Платонов в повести «Город Градов»: «Проезжие люди жили так, будто они ехали по чужой планете, а не по отечественной стране». Или так точно выразил подобную мысль Осип Мандельштам: «Мы живем, под собою не чуя страны». Конечно, причины отчуждения человека от своей страны или малой родины лежат глубже, однако страноведение может внести свой существенный вклад в преодоление этого отчуждения.

Страноведение участвует в создании географической картины мира, вырабатывая «визитные карточки» стран и районов. Тем самым оно вводит географию «общепризнанным элементом в сокровищницу национальной культуры» [Баранский, 1980, с. 50].

Знание, конечно, стоит дорого, но незнание обходится гораздо дороже. Комплексные характеристики стран и районов могут быть использованы в территориальных проектах, в управлении социально-экономическим развитием. Особенно актуально создание сети автоматизированных географических информационных систем (ГИС) как комплекса самых разнообразных, но взаимосвязанных источников информации о природных, экономических, социальных, политических и культурологических явлениях и процессах как по стране в целом, так и по отдельным ее районам. Это необходимо как для староосвоенных, так и особенно для районов нового освоения.

В последние годы страноведческие работы используются для обоснования и осуществления региональной политики, региональных целевых программ, районной планировки и т.д. Комплексный страноведческий подход позволяет выявить географическое своеобразие территории, что предельно важно для районных планировок [Машбиц, 1998]. Возрастает конструктивная роль страноведения в поисках рационального устройства стран: создаются схемы территориальных структур и сетей, охватывающих подчас территорию всей страны, причем в разных разрезах; вырабатываются принципы территориальной организации производительных сил; разрабатываются направления оптимизации среды обитания.

О Существенную роль страноведение может играть в сфере внешних экономических и политических связей, способствуя повышению уровня их компетентности и эффективности путем формирования географической культуры власти, предпринимателей и дипломатов. Это особенно важно в связи с процессами интегрирования Роедж в систему мирового хозяйства.

Рекреационное страноведение содействует внутреннему и международному туризму, выступая в качестве основы научного обоснования туристско-рекреационного освоения районов страны, создания полноценных путеводителей, оптимизации туристских маршрутов. На Западе доминируют примерно пять компаний в области рекреационного страноведения. Одной из самых известных стала компания «Lonely Planet» («Одинокая планета»), выпустившая с начала 1970-х годов более 100 путеводителей по странам и регионам. Издания своевременно обновляются.

Страноведение является составной частью географии как учебной дисциплины в средней школе и в ряде специальностей в вузах.

В своем развитии страноведение опирается на многие географические дисциплины и смежные науки, но в то же время и само оказывает плодотворное влияние на них.

В системе географических наук оно играет консолидирующую роль, сохраняя целостность все-таки преимущественно «разорванной» (выражение К. К. Маркова) географии.

Комплексное географическое страноведение обогащает и негеографические науки, особенно такие как экономику, социологию, культурологию, которые все чаще обращаются к оригинальным синтетическим страноведческим материалам, углубляя свои выводы пространственными вариациями изучаемых процессов;

«Необходимое», но слабо реализуемое в конкретных исследованиях положение комплексного (не отдельно общественно- или физико-географического) страноведения в системе географических наук показано на схеме Я. Г. Машбица ( рис. 1).

В своей программной статье о страноведении Н. Н. Баранский отмечал, что ни физическая, ни экономическая география по отдельности не могут дать даже сколько-нибудь цельного представления об облике страны или района, не говоря уже о решении какого-либо конкретного практического вопроса, ибо и для того, и для другого необходима известная степень контакта взаимопроникновения [Баранский, 1980].

В свете изложенных проблем можно определить три подхода к страноведению:

О Информационно-поисковое страноведение. Его задача состоит в отборе, систематизации, хранении и упрощении пользования разносторонней («от геологии до идеологии») информацией. Это направление плодотворно может развиваться только на стыке географии, информатики и картографии.

О Публицистическое страноведение. Оно требует литературного таланта, мастерства художественного слова, использования изобразительных средств, в частности художественной фотографии. Здесь на первый план выдвигаются не исследовательские задачи, а методы изложения и отмечается существенное различие между иллюстративным описанием и описанием сути явления.

Анализ используемой в страноведении программы

В 1920-е годы в нашей стране сформировалась программа страноведения районного направления. Н. Н. Баранский говорил тогда о двух фундаментальных основах страноведения: ландшафто- ведении и учении об экономическом районе. Он составил схему иссле дования применительно к характеристике госплановской области, которая до сих пор в своей первооснове широко распространена в школах, вузах, научных монографиях.

Схема исследования Баранского

Первоначальная схема отражала задачи индустриализации страны и в принципе выглядела следующим образом:

О обоснование границ области (таксономизация территории нашей страны сейчас также весьма актуальна; имеются интересные проекты, связанные, например, с созданием новой федерации);

О характеристика факторов, влияющих на формирование области;

О характеристика хозяйства и населения; выявление внутренних и межобластных хозяйственных связей;

О обоснование перспектив развития области.

Схема Баранского отражала задачи времени, в частности связанные с реализацией плана ГОЭЛРО, а в научном плане была противопоставлена схеме «отраслевиков», исходящих из идей камеральной статистики и коммерческой географии. Эти идеи кратко сводились к тому, что целью экономической географии являлось изучение состояния отдельных отраслей хозяйства и условий их развития в различных странах и районах.

Схема Баранского существует и используется по сей день.

Насколько важно творческое следование традиции для развития науки, настолько пагубен для нее шаблон.

Шаблонное использование схемы Баранского для «выпечки» книг и кандидатских диссертаций (нередко негеографами) вызвало справедливые нарекания со стороны многих географов и определенную дискредитацию такого рода страноведения, что стало явственным примерно к середине 1960-х годов.

Выделим основные методические недостатки программы Баранского:

О Компилятивность. Этим недугом в наибольшей степени страдают страноведы-зарубежники. У них больше соблазна заимствовать у зарубежных авторов. Кроме вульгарного заимствования, существует и мировоззренческий «плен». Это может происходить в случае низкого профессионализма и в какой-то мере из-за теоретической беспечности, из-за недостаточной методологической культуры (незнание направлений и школ, недопонимание теоретических исходных посылок и т.п.).

С шаблонностью связано и слабое развитие типологических подходов. На первый взгляд типологический подход противоречит принципу конкретности. Этот спор давний. Наиболее известным и даже хрестоматийным теоретиком «уникальности» изучаемых региональной географией объектов является американский ученый Р. Хартшорн. Его основная мысль сводилась к тому, что поскольку география, как и история, имеет дело с уникальным предметом исследования, постольку они не могут опираться на научный метод. Позже многие географы, не отрицая, что география имеет дело с уникальными объектами, предлагали свои обоснования того, что это не отменяет использования законов для их объяснения, не отменяет и типологических подходов.

Альтернативы «старому» страноведению

С 1970-х годов происходит переоценка многих ценностей. Новейшая дискуссия относительно программы исследования страноведения в нашей стране может быть сведена к следующему обзору.

1. Концепция проблемного страноведения. Его авторы В. М. Гохман и Я. Г. Машбиц, которые в середине 1980-х годов примерно так выразили задачи проблемного страноведения: наряду с описательным страноведением необходимо создавать характеристики иного типа, освещающие узловые проблемы, от покомпонентных описаний территории надо переходить к аналитическим характеристикам ключевых проблем.

Исследователи выделяют три широкие группы проблем

Общие для всех стран

представляющие особый интерес для стран определенного типа, например, нефтедобывающие страны с проблемой их баснословного богатства и архаичности общественных отношений; в различной степени развитые островные; горные страны и т.д.;

В число ключевых проблем ими включены среди прочих такие: 1) место страны в мирохозяйственных отношениях; 2) ресурсо-обеспеченность; 3) структурные проблемы экономики и общества в целом; 4) проблемы расселения людей; 5) образ жизни и проблема социального равенства в территориальном аспекте; 6) экология; 7) проблемные районы стран.

Таким образом, будучи планетарными по масштабам, охватывая все районы мира, глобальные процессы имеют в то же время в каждой стране специфическое проявление и зарождение самих глобальных проблем связано с конкретными странами и районами

3. Концепция экономико-географического страноведения, базирующегося на идее о территориальной структуре хозяйства страны (автор И. М. Маергойз). Согласно этой концепции, хозяйство представляет собой сложную систему, имеющую множество взаимосвязанных структур, т.е. оно, выражаясь языком системного подхода, обладает свойством полиструктурности. Одной из структур (наряду, например, с отраслевой) является территориальная структура. Ее анализ в широком смысле означает рассмотрение хозяйства с позиций территориальности, изучение территориального аспекта строения, функционирования и развития хозяйственной системы.

4. Концепция среды общественного развития как предмета страноведения, рассматриваемого в рамках всей географии (и физической, и общественной) (или географической среды) на территории, очерченной государственными или историко-географическими границами. «Когда исчезнут государственные границы, останутся регионы с историко-географическими различиями. Серого однообразия на Земле не будет. Этому препятствует природа. Этого не захотят люди!» [Анучин, 1981, с. 38]. Интеграция в Европе не отменит своеобразия Великобритании и Греции, например. Идея В. А. Анучина привлекательна. Страноведение может ставить и такую задачу: изучение географической среды, тем более что «географическая среда претерпевает изменения, угрожающие современному человечеству экологическим кризисом» [Анучин, с. 41]. Географическая среда непрерывно изменяется и самопроизвольно (с помощью палеогеографического метода К. К. Марков доказал, что даже в голоцене, когда в основном уже сложились современные географические зоны, происходили и довольно быстро изменения в природе), и под влиянием техногенеза. При этом все «накопления» (исторические в том числе) влияют через среду на современную жизнь. Известный советский географ Ю. Г. Саушкин сформулировал закон, названный им законом Д. И. Писарева, который заключается в том, что прошлое влияет на настоящее многими путями, в том числе и через географическую среду, которая обладает свойством накопления результатов человеческого труда. Эту идею в свое время высказал географ Л. И. Мечников, автор классического труда «Цивилизация и великие исторические реки».

Однако недостаток гипотезы В. А. Анучина заключается в том, что в понятие среды общественного развития не входят целиком сами общественные явления, а это существенно затрудняет развитие общественно-географического страноведения. Действительно, в понятие географической среды входят природные условия и ряд антропогенных элементов (каналы, насыпи, плотины и т.п.). Влияние географической среды на жизнь общества проявляется через способ производства материальных благ. Следовательно, значительная часть производительных сил, население не могут быть отнесены к географической среде, что и создает трудности для развития общественно-географического страноведения. Таким образом, подход В. А. Анучина возможен, но это будет специфическое страноведение с экологическим и этнологическим уклоном. Такое страноведение обеспечивало бы связь двух ветвей географии, способствовало бы развитию общегеографической методологии и ее связям с этнологией.

Большой вклад в развитие учения об этносе и его взаимоотношениях с ландшафтом внес Л. Н. Гумилев. Он исходит из того, что с точки зрения географии этнос представляет собой группу людей, которая приспособила определенный ландшафтный регион к своим потребностям и сама к нему приспособилась. Если люди не научились или разучились приспосабливаться к естественным ландшафтам и находить в них оптимальный ‘ способ существования, это приводит к самым трагическим последствиям для этносов.

5. Концепция «географического страноустройства». В последние годы появился ряд публикаций, связанных с так называемым географическим страноустройством, что вызвано и потребностями практики, и потребностями науки в переходе от описания («коллекционирования» данных) к объяснению и конструированию. Задачи размещения производительных сил, создания оптимальной среды обитания ставят перед исследователем проблему поиска, выявления общих структур «устройства» страны.

В результате сложного и противоречивого взаимодействия формируется единая территориальная макроструктура страны, познание которой и является предметом страноведения. В современном же страноведении рассматривается такое количество фактов и деталей, которое затемняет общую картину «строения» страны. Поэтому оно не испытывает при накоплении данных качественного скачка к обобщающему знанию, не создает моделей устройства страны, не может сформулировать общих закономерностей в интегральной структуре страны.

Переход на новый уровень объяснения (модельный) возможен благодаря системному подходу, согласно которому информация об относительно небольшом количестве переменных служит достаточной основой для построения эффективных моделей, поскольку каждое явление в значительной степени управляется или контролируется ключевыми эмерджентными, или интегративными, факторами.

На рис. представлены картоиды, графически отражающие главную идею страноустройства.

Известны два подхода к страноустройственной концепции:

со стороны изучения соответствия складывающейся политики освоения страны (района) системе ландшафтов (идея А. Б. Басаликаса);

со стороны изучения целостной территориальной структуры хозяйства страны (идея И. М. Маергойза).

Итак, мы рассмотрели новые трактовки задач страноведения. В одних из них выражен методический подход к изучению предмета, а не его предметная сущность (проблемное страноведение, концепция соединения страноведения с изучением глобальных проблем, страноустройственный подход). В других делается попытка ответить на вопрос, что изучать (концепция территориальной структуры, анучинская идея «среды общественного развития»), а не как изучать.

4.Кочетов Э.Г. Геоэкономика. (Освоение мирового экономического пространства). М. 2002

Подобные документы

Предмет и цели обучения географии. Связь методики обучения географии с другими науками. Понятие о содержании географического образования. Место страноведения в системе обучения. Примеры применения курса страноведения в географии на примере Никарагуа.

курсовая работа [80,6 K], добавлен 30.10.2008

Объективное экономико-географическое представление о «первичных клетках» страноведения — странах. Цикличность развития мирового хозяйства — это периодический закон смены фаз подъема фазами спада с соответствующей трансформацией параметров хозяйствования.

реферат [892,2 K], добавлен 03.09.2010

Биография русского географа и геополитика, автора фундаментальных работ по районированию, городскому и сельскому расселению В.П. Семенова-Тян-Шанского. Заслуги ученого в области страноведения и картографии, его принадлежность к антропогеографии.

контрольная работа [36,1 K], добавлен 30.09.2011

Научные достижения Баранского: разработка идей о географическом разделении труда и принципов советского страноведения, создание экономической картографии. Разработка Николаем Николаевичем учения об экономических районах и отрасли «география городов».

презентация [1012,5 K], добавлен 19.04.2012

Понятие физико-географического и экономико-географического положение местности страны или района. Природные условия и ресурсы в жизни и развитии человеческого общества. Сущность и отличительные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства.

реферат [32,6 K], добавлен 11.08.2010

реферат [24,8 K], добавлен 03.09.2010

Исторически сложившиеся особенности этноса Грузии, расселение народов на территории страны. Характеристика экономико-географического положения Грузии. Анализ географических факторов в становлении политики новой Грузии, особенности paзвития страны.

контрольная работа [24,4 K], добавлен 21.10.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *