какое место занимает соревновательная подготовка в подготовке к основному соревнованию года
Теоретические основы и организация подготовки спортсменов
В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теоретические основы и организация подготовки спортсменов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
1. Определение системы спортивной подготовки
Термин «спортивная подготовка» используется для характеристики весьма сложно организованного процесса с широким диапазоном видов деятельности, предусматривающим использование разнообразных факторов, средств и методов, которые позволяют оказать эффективную помощь отдельному спортсмену или группе спортсменов для их совершенствования в избранном виде спорта и обеспечить наилучшую готовность к росту достижений.
По мнению Л.П. Матвеева (1999) системно упорядоченный процесс подготовки спортсмена представляет собой долговременный педагогически регулируемый процесс, в условиях которого происходит систематическая передача наставником и усвоение спортсменом определенных, необходимых в спорте знаний, обеспечивается формирование и совершенствование необходимых умений и навыков наряду с воспитанием физических, волевых, нравственных и других качеств, необходимых для прогрессирования в спорте.
Подготовка высококвалифицированного атлета — это, как правило, длительный процесс, охватывающий период от 8 до 20 лет и более. В состав этого систематизированного процесса входит целый ряд компонентов, обусловливающих общую эффективность ее функционирования. От наличия или отсутствия, от полноты и корректности использования того или иного компонента в процессе многолетней подготовки конкретного спортсмена во многом зависит конечный успех.
Основными, наиболее важными, компонентами (подсистемами) системы спортивной подготовки являются: система соревнований, система тренировки и система факторов, повышающих эффективность их функционирования. Последние дополняют тренировку и соревнования через сопутствующие воздействия, режимы и условия в которых проводятся тренировка и соревнования, помогая оптимизировать динамику состояний спортсмена в целом. Каждый компонент имеет свое назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития всей системы, способствуя решению ее основных задач и усиливая действие других компонентов. Причем, следует отметить, что степень их влияния на общую систему подготовки на разных этапах существенно меняется.
В специальной научно-методической литературе авторы несколько по разному дают определение этому достаточно сложному процессу. Обобщение и осмысление их позволяют определить систему спортивной подготовки как длительный, многокомпонентный процесс, представляющий собой упорядоченную совокупность специфических тренировочных и соревновательных средств, целесообразную их организацию в сочетании с внешними факторами и условиями, взаимосвязанное использование которых на этапах многолетней подготовки, дополняя и усиливая друг друга, обеспечивает наилучшую готовность спортсмена к достижениям.
2. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
Важнейшим компонентом системы спортивной подготовки является система соревнований. Система спортивных соревнований является главным системообразующим фактором, наиболее существенно влияющим на все остальные элементы спорта и спортивной подготовки. Она объединяет в определенную систему разнообразные соревнования, отличающиеся частными функциями (конкретной ролью в удовлетворении тех или иных потребностей в сфере спорта) и своими формами (способами организации, построения, ведения), делает оправданным использование соревнований того или иного типа, определяя их соотношение и последовательность в типичных условиях спортивной подготовки.
Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова (1997) опираясь на мнения большинства специалистов, характеризуют соревновательную деятельность, как специальную сферу, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющую объективно сравнивать определенные его способности, обеспечивать их максимальное проявление и максимально специализированными средствами повышать уровень подготовленности занимающихся.
Это определение можно считать правомерным. Однако, по мнению Л.П. Матвеев (1999), при характеристике соревновательной деятельности целесообразно различать понятия «спортивное соревнование» и «спортивное состязание». С одной стороны оба они характеризуют процесс конкурентного сопоставления спортивно-достиженческих возможностей спортсменов (команд), организованный в форме регламентированного соперничества, упорядоченной борьбы за первенство либо за иной доступный спортивный результат. С другой стороны в них закладывается несколько отличный смысл.
Под спортивным состязанием подразумевается собственно соревновательная деятельность спортсменов, то есть конкурентное сопоставление реальных спортивно-достиженческих возможностей спортсменов или команд.
Термин «спортивное соревнование» связывается с более широким понятием, которое охватывает:
— собственно соревновательную деятельность спортсмена;
— «соучастие» в состязании заинтересованных лиц (спортивных арбитров, тренеров, зрителей и т.д.);
— формы организации соревновательной деятельности, регламент взаимоотношений участников и «соучастников» состязания как целостного события спортивной жизни. Все это свидетельствует, что спортивное соревнование охватывает не только собственно соревновательную деятельность спортсменов, но и многое сопряженное с ней.
Таким образом, спортивное соревнование — это многостороннее явление спортивной жизни, в сфере которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечивать их максимальное проявление, а также обусловленные ими отношения непосредственных участников и «соучастников», поведение которых организуется в сложившихся для определенных видов спорта формах (Л.П. Матвеев, 1999).
С учетом спортивной и экономической целесообразности, имеющихся условий проведения, сложившихся традиций, специфических особенностей соревновательной деятельности и других, объективно действующих факторов, в каждом виде спорта образуются собственные системы соревнований, которые, как правило, имеют преемственность в возрастном плане, а также на мировом, континентальном, национальном, региональном и местном уровнях.
Система соревнований складывается в виде календаря соревнований, определяющего их ранг, сроки и место проведения. Календарь соревнований для отечественных атлетов включает в себя международные, всероссийские, ведомственные, региональные и местные состязания.
Все соревнования должны проводиться строго в соответствии с правилами и иметь четко оговоренный регламент проведения: «Положение о соревнованиях». В разных видах спорта имеется своя система оценки итогов соревновательной деятельности. В «Положении о соревнованиях» обязательно определяется система зачета.
Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система соревнований:
— является важнейшим универсальным механизмом управления совершенствованием мастерства спортсменов;
— во многом определяет содержание, направленность и структуру тренировочного процесса;
— используется в качестве одного из важнейших средств специализированной тренировки;
— выступает в качестве необходимого инструмента контроля;
— позволяет сопоставлять и оперативно координировать различные системы подготовки атлетов;
— активно воздействует на формирование мотивационного механизма в спорте;
— оказывает определяющее воздействие на дальнейшее развитие вида спорта;
— способствует развитию гласности и популярности спорта.
3. Система тренировки
Достижение запланированных спортивных результатов в заранее определенных стартах и в нужные сроки обеспечивается эффективной системой тренировки.
Спортивная тренировка — это основная форма подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный преимущественно на сис-теме физических упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов.
Спортивная тренировка, как и любой другой педагогический процесс осуществляется:
— под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя (тренера);
— по определенной программе;
— в виде обязательных занятий с определенным контингентом;
— по фиксированному расписанию с возможным дополнительным использованием спортсменом самостоятельных занятий, проводимых при опосредованном управлении со стороны тренера.
Спортивная тренировка строится в строгом соответствии с закономерностями, позволяющими добиться максимально возможных для занимающихся результатов в избранной спортивной специализации. В ее содержании, по мнению Л.П. Матвеева (1997), должны быть представлены слагаемые, которые составляют специфические и неспецифические факторы совершенствования. Спортсмен, используя преимущественно физические упражнения, совершенствует общую и специальную подготовленность, в которых различают физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность. При этом необходимыми предпосылками для достижения их высокого уровня является общая воспитанность человека и его развитый интеллект.
Разграничение на отдельные виды подготовки, по мнению Л.П. Матвеева (1999), исходит из того, что для гарантирования максимального уровня подготовленности спортсмена объективно необходимо не только комплексно, но и однонаправлено воздействовать на присущие каждому и не сводимые друг к другу физические и психические качества и способности, а также избирательно формировать и совершенствовать различные умения и навыки, от которых в целом зависит уровень мастерства. При этом каждый вид подготовки требует использования принципиально отличных средств.
Специальную подготовку спортсмена составляют специфические средства, которые имеют ближайшее отношение к предмету избранной соревновательной деятельности и тем самым специализирует его развитие в этом направлении. Средствами специальной подготовки могут быть: само соревновательное упражнение, его отдельные элементы или упражнения структурно тождественные соревновательному упражнению.
Термин общая подготовка характеризует то, что не сводится к спортивной специализации и, тем не менее, создает и оптимизирует предпосылки прогрессирования спортсмена в избранном виде спорта путем содействия общему подъему уровня функциональных возможностей, разностороннему развитию, обогащению знаниями, умениями, навыками. При этом содержание общей подготовки спортсмена находится в непосредственной зависимости от специфики избранного вида спорта.
Общий и специальный компоненты есть во всех разделах подготовки (физической, технической, тактической, психической). Однако их разграничение достаточно условно, поскольку они характеризуют отличающиеся стороны одного и того же комплексного процесса. Вместе с тем такая структура упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет систематизировать средства и методы их совершенствования.
Следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, объединяясь в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. По мнению П.К. Анохина (1975) степень включения различных компонентов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие происходит по закономерностям формирования необходимых функциональных систем.
Соотношение различных элементов, их взаимообусловленность меняется на разных этапах и зависит от: специфики вида спорта, периода, этапа подготовки, индивидуальных особенностей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.) и целого ряда других факторов. При этом необходимо помнить, что если нарушается их необходимое соотношение, это негативно скажется на общей эффективности целостного процесса подготовки. Отсюда возникают проблемы сбалансирования взаимодействия различных сторон тренировочного процесса, как в пределах отдельных этапов, так и динамики многолетней подготовки.
Соревнования и соревновательная подготовка
Соревновательная подготовка таким образом входит составной частью в систему подготовки волейболистов и в той или иной форме существует на протяжении всей многолетней подготовки спортсменов.
Цель соревновательной подготовки заключается в том, чтобы волейболисты научились максимально реализовать в условиях основных соревнований все то, что они усвоили в процессе тренировок. Для достижения цели волейболист должен:
Задачи соревновательной подготовки решаются в тренировочной и соревновательной деятельности посредством: а) интегральной подготовки (реализация в единстве структурных компонентов соревновательной деятельности) в процессе игровых действий в двусторонней игре в волейбол; б) соревнований по технико-тактической, физической подготовке; в) соревнований по мини-волейболу (дети 8-10 лет), по волейболу 1X1, 2X2, 3X3, 4X4, 6X6 (внутри учебной группы, спортивного коллектива); г) контрольных игр с подбором спарринг-партнеров различных по стилю игры и уровню подготовленности; д) подводящих соревнований.
В процессе соревновательной подготовки следует руководствоваться следующими положениями:
Важное значение имеет подготовка к соревнованиям и управление действиями волейболистов в процессе соревновательной деятельности. Ведущая роль здесь принадлежит тренеру. Воспитание соревновательных качеств начинается с первых шагов обучения волейболу. Вначале, например, детей приучают к игровой деятельности, затем к соревновательной.
В процессе подготовки к соревнованиям как можно полнее учитываются требования, которые определяются структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность.
Важное значение имеет учет условий, в которых протекает соревновательная деятельность волейболистов. Главным здесь будет следующее: во-первых, климатогеографические условия того региона, в котором проводятся соревнования; во-вторых, состав соперников, их характеристики по основным показателям соревновательной деятельности и уровню подготовленности; в-третьих, условия проведения встреч с конкретными соперниками (спортивное сооружение, время суток, удаленность от места проведения встречи, очередность игр); в-четвертых, характеристика зрителей (эмоциональный фон, особенности поведения на играх); в-пятых, судейство соревнований (подходы к судейству в целом на данных играх, особенности каждого судьи).
В конечном счете подготовка команды и каждого отдельного волейболиста проводится с учетом игры конкретной команды соперника. Для этого используют данные спортивной разведки о команде и игроках соперника, данные о возможностях своей команды. В результате составляется тактический план ведения игры. Этот план проигрывается на тренировочном занятии против модели соперника.
Непосредственно перед встречей проводится установка на игру. Определяется стартовый состав, варианты замен, даются задания каждому волейболисту и отдельным группам по взаимодействиям и т. п., определяется программа действий до начала встречи (сбор, отъезд, спортивная одежда, разминка и т. п.).
Во время встречи тренер, наблюдая за игрой, анализирует действия игроков своей команды и команды соперника и вносит коррективы по составу команды, ведению игры и т. д. Для этого в его распоряжении имеется 30 с времени в каждой партии (два перерыва), а также время после смены площадок после окончания партии. Искусство тренера вести игру, его поведение, обращение с игроками существенно влияют на исход встречи.
Какое место занимает соревновательная подготовка в подготовке к основному соревнованию года
Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.
Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарём главных соревнований, которых у квалифицированных спортсменов обычно бывает не более 2 – 4. В главных соревнованиях спортсмен должен находиться в состоянии спортивной формы, то есть в готовности показать свой максимальный результат, победить или занять возможно более высокое место.
Для того чтобы попасть в состав участников главных соревнований, спортсмену необходимо в отборочных соревнованиях занять соответствующее место (определённое в принципах отбора на данных соревнованиях) или выполнить заранее определённый норматив. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не ведётся.
Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2)этап непосредственной подготовки к главным соревнованиям и выступлением в них.
1. Этап ранних стартов. На этом этапе длительностью в 4 – 6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортивной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится основное отборочное соревнование.
2. Этап непосредственной подготовки к главным соревнованиям.
Основные отборочные соревнования (чемпионат страны) проводится обычно за 2 – 3 недели до главных соревнований (чемпионатов Европы, мира, Олимпийских игр и других крупнейших международных соревнований). К чемпионату страны проводится напряжённая специальная подготовка. После него спортсмены, попавшие в сборную команду страны проводят тренировку, построенную по принципу предсоревновательных мезоциклов.
На этом этапе решаются следующие задачи:
• Восстановление работоспособности после отборочных соревнований.
• Дальнейшее совершенствование специальной физической подготовленности и технико-тактических навыков
• Создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счёт регуляции и саморегуляции состояний.
• Моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля, за уровнем подготовленности.
• Обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической, психической) с целью трансформации её в максимально возможный результат.
Динамика готовности к эффективной соревновательной деятельности при одноцикловом (а), двуцхцикловом (б) и трёхцикловом (в) построении годичной подготовки
А – подготовительный период; Б – соревновательный период; В – переходный период (стрелками обозначено участие в соревнованиях)
Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
Специфика соревновательной деятельности во многом определяет направление и содержание многолетней подготовки спортсменов (принципы, средства, методы, программирование процесса тренировки, отбор, оценка тренированности, оценка способностей спортсмена, контроль над его текущим состоянием и др.).
На основе анализа структуры соревновательной игровой деятельности, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависит эффективность соревновательной деятельности и уровень спортивных достижений. Наиболее существенными являются следующие факторы:
· Уровень владения техникой соревновательного действия и умение тактически эффективно его выполнить в соревнованиях.
· Уровень развития специфичных для данного вида спорта физических и психических качеств и способностей спортсменов.
· Уровни функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфике вида спорта.
· Возраст и спортивный стаж.
· Эффективное функционирование системы подготовки спортсменов в каждом виде спорта.
Соревновательная подготовка занимает важное место в подготовке спортсменов, как в годичном, так и в многолетнем циклах. Регулярное участие в соревнованиях с различными по подготовленности, стилю соперниками необходимо для приобретения и совершенствования у спортсменов необходимых соревновательных качеств, способствующих эффективному выступлению в ответственных соревнованиях.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте классификацию соревнований по признакам цели, состава и характера соревновательных действий соперников, контингента соперников, способа ведения соревновательного противоборства, условий проведения, типа судейства.
2. Раскройте причины и характер соревновательных нагрузок для спортсменов различного возраста?
3. Раскройте структуру соревновательной деятельности в избранном виде спорта.
4. Назовите факторы, обуславливающие эффективность соревновательной деятельности.
5. Раскройте взаимосвязь соревнований и соревновательной подготовки.
6. Опишите основные закономерности тренировки, дидактические основы тренировочного процесса.
7. Раскройте связь тренировочной и соревновательной деятельности.
8. Какова специфика построения тренировки с учетом особенностей вида спорта, соревновательной практики, всей системы подготовки.
9. Почему соревнования являются неотъемлемой частью спорта?
10. Дайте характеристику соревновательных действий.
11. Какова роль соревновательных нагрузок в годичном цикле подготовки?
12. Что такое соревновательная подготовка спортсмена?
13. Назовите факторы, обусловливающие эффективность соревновательной деятельности.
14. Дайте характеристику принципа единства общей и специальной подготовки спортсмена.
15. Назовите отличие тренировочного процесса от других форм физического воспитания.
16. Назовите особенности динамики тренировочных нагрузок.
17. В чем суть цикличности тренировочного процесса?
Научная работа. Соревнования как неотъемлемая часть спорта
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Настоящий этап развития спорта высших достижений характеризуется, в первую очередь, исключительно высокой напряжённостью соревновательной борьбы, связанной с выравниванием спортивных достижений участников крупнейших состязаний. Это явление значительно повысило требования к качеству, стабильности и надёжности технического и тактического мастерства, морально-волевой подготовленности и психологической устойчивости спортсменов в условиях частных и ответственных международных стартов [1,11,17,26].
Необходимо заметить, что сегодня «элитные» спортсмены во многих видах лёгкой атлетики достигли столь высокого уровня специальной подготовленности, что дальнейшее его повышение становится весьма сложной задачей. В этой связи существенный научный и практический интерес представляет постановка задач поиска наиболее эффективных форм организации тренировки, предусматривающих оптимальные условия для полноценной реализации адаптационных возможностей организма спортсмена на основе конструирования рациональных схем соревновательной деятельности [5,8,12,18,22,23].
Управление подготовкой квалифицированного спортсмена требует привлечения более широкой по своему содержанию сумм знаний о специфике деятельности организма в экстремальных условиях состязаний с равным соперником, возможных тенденциях и путях достижения максимального результата [2,15,19,24].
Подобные знания должны быть систематизированы с учётом совокупности научных представлений, освещающих воздействие различных тренирующих факторов на личность и организм спортсмена. Таким образом, выдвижение и решение задач совершенствования, как отдельных сторон сложившейся системы спортивной подготовки, так и её в целом требует, в первую очередь, накопление специалистами всесторонних и глубоких знаний о сущности тренировочного процесса [13,26].
Следует заметить, что в поле зрения исследователей этого феномена должны находиться, наравне с общими, глобальными явлениями, частные закономерности протекания тех или иных специализированных процессов.
Гипотеза исследования. Соревновательная деятельность является важной характеристикой любого вида спорта и является его важнейшей составляющей. Соревновательная деятельность требует тщательного подхода, серьезной подготовки. Подготовка ведется круглогодично, состоит из предсоревновательного и соревновательного периода.
Проблематика исследования. В результате осуществлённого анализа литературных источников, нами сформулирован основополагающий вопрос – методические особенности специфики и организации подготовки в предсоревновательный и соревновательный периоды.
Объект исследования – специфика соревновательной деятельности.
Предмет исследования – особенности соревновательной деятельности, соревновательных действий, соревновательных нагрузок.
Цель работы: охарактеризовать специфику соревновательной деятельности спортсменов.
1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме.
2. Выделить специфические черты и качества, характеризующие соревновательную деятельность как специфический вид деятельности.
3. Охарактеризовать специфику соревновательных нагрузок.
4. Рассмотреть особенности соревновательных действий, специфику развития основных качеств спортсмена.
Структура работы. Работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы.
1. Соревнования как неотъемлемая часть спорта
Соревнования являются важнейшее составляющей профессионального спорта и его отличительной чертой. Существование спорта без соревнований невозможно. При подготовке спортсменов к соревнованиям важная роль уделяется содержанию подготовки, планированию соревновательных действий и соревновательных нагрузок, технико-тактической и волевой подготовке спортсмена. Тщательная подготовка, грамотное ее планирование является залогом успеха соревновательной деятельности.
Сущность соревновательной деятельности можно охарактеризовать, как состязание, целью которого является определение сильнейших спортсменов и коллективов, а также дальнейшее их распределение в системе иерархии, в зависимости от достижений (от первого места до последнего). В процессе соревновательной деятельности, спортсмены вступают в противоборство. При этом каждый стремится достичь максимально возможных результатов, показать максимальные достижения. Основной задачей является задача победить соперника. При этом соревнования проводятся в рамках утвержденного Кодекса, и контролируется специальными лицами (судьями, арбитрами, членами жюри), которые протоколируют результат соревнований 3.
Немаловажная роль отводится классификации соревнований. В основе классификации лежат определенные правила, принципы, календари соревнований, которые в значительной степени определяют ход соревнований. По этим параметрам определяется цель, состав, способ, характеристики соревновательной деятельности, а также очерчивается способ ведения противоборства, критерии оценки соревнований, условиях их проведения, тип судейства.
В зависимости от цели, выделяют основные, подводящие, отборочные соревнования, а также зрелищные, массовые, коммерческие.
В зависимости от состава соревнований выделяют довольно большое количество разновидностей. Это могут быть соревнования по волейболу, баскетболу, плаванию, лыжному спорту, футболу. Выделяют соревнования по одному виду спорта, или многоборья, которые подразумевают участие в нескольких видах состязаний. Также выделяют комплексные соревнования, объединяющие сразу несколько видов спорта, например, олимпиады, спартакиады.
В зависимости от контингента, есть подразделение соревнований по возрасту, полу, квалификации, территории проведения. Есть индивидуальные, командные, открытые или закрытые соревнования [5].
В зависимости от способа ведения соревнования, выделяют также довольно большое разнообразие видов соревнований. Например, есть соревнования, при которых присутствует непосредственный контакт между участниками, например, борьба. Или соревнования с опосредованным контактом, например, фехтование. Одни соревнования проходят без помех со стороны участников, например, легкая атлетика, гимнастика. Другие же подразумевают необходимость преодоления сопротивления со стороны соперников, например, борьба, различные спортивные игры. Соревнования также могут быть очными, или заочными. В первом случае все участники собираются в одно время в определенном месте, тогда как заочное участие подразумевает проведение соревнований в одно время, но в разных местах.
В зависимости от условий проведения, также существует подразделение соревнований на различные типы и виды. Так, по периодичности выделяют ежегодные, единичные, традиционные соревнования, а также те, которые проходят с определенными промежутками времени – раз в год, раз в полугодие, в квартал, или 1 раз в 4 года и т.д. в зависимости от места проведения, выделяют соревнования, проходящие в закрытых помещениях, или на открытом воздухе. Также отдельно выделят условия проведения соревнований: равнина, среднегорье, высокогорье и т.д.
Соревновательная деятельность, по сути своей, представляет собой управляемую психическую и физическую активность, направленную на достижение высоких результатов. Активность направляется посредством соревновательных действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях. Соревновательная деятельность – совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов [4].
Спортивная тренировка должна носить узкоспециализированный характер и строго сочетаться с соревновательной деятельностью спортсменов. Отмечается необходимость глубокой индивидуальности как подготовки спортсменов, так и учет результативности соревновательной деятельности в целом и каждого компонента ее в отдельности.
Особенности формирования состояния эмоциональной напряженности в спорте связано с рядом факторов:
1) большие межсоревновательные интервалы (поднимают значимость соревнований и затрудняют адаптацию спортсменов к условиям выступлений);
2) многостартовость соревнований (8-16 стартов у женщин за 205 дней), прямо влекущая многосторонность стартовых состояний;
3) в связи с координационной сложностью упражнений и с продолжительным, меняющимся по интенсивности психическим напряжениям, при выступлении в непривычном зале двигательный самоконтроль в условиях соревнований становится нестабильным;
4) удачи и неудачи носят иной характер, чем в большинстве видов спорта, т.к. зависят они не от соперников или партнеров, а только от самого спортсмена, многостартовость и простое суммирование результатов позволяют поправить положение дел в любой момент;
Большое психологическое давление оказывает единственность попытки, повышающая вес результата. Особенности психологической настройки – следствие специфики двигательной деятельности гимнастов и тактика борьбы 7.
Для успешного выступления на соревнованиях необходима специальная соревновательная подготовка, которая должна осуществляться на этапах, предшествующих основным соревнованиям, в годичном цикле, а также в многолетнем аспекте. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготовленности командами – обязательное условие для развития и совершенствования у спортсменов необходимых соревновательных качеств. По отношению к основным соревнованиям все предшествующие – подводящие и контрольные – служат целям соревновательной подготовки к эффективному выступлению в основных. В свою очередь основные соревнования каждого цикла являются подводящими к основным в многолетнем цикле. Соревновательная подготовка, таким образом, входит составной частью в систему спорт. подготовки. Цель соревновательной подготовки – чтобы спортсмен научился в условиях основных соревнований максимально реализовать все то, что они усвоили в процессе подготовки [7].
Соревнования должны организовываться таким образом, чтобы по направленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям подготовки определенных контингентов спортсменов. Привлекать к участию в соревнованиях спортсменов лишь при условии их достаточной подготовленности. Состав участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации функциональных возможностей спортсменов. На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть достаточное число спортивных соревнований, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно.
Соревновательная деятельность – управляемая сознанием психическая и физическая активность, направленная посредством соревновательных действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях. Соревновательная деятельность – совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов.
Содержание соревновательной деятельности составляют соревновательные действия, специфические и отвечающие правилам в каждом виде спорта. В спорт. играх это арсенал приемов игры; в л/а это бег на различные дистанции, прыжки в высоту и в длину, метания копья, диска и т.д.; в плавании – различные способы передвижения и дистанции. Отдельное соревновательное действие состоит из движений, объединенных в целостное двигательное действие. Соревновательные действия в свою очередь могут объединяться в более крупные структуры (связки, комбинации). Освоение спортсменом соревновательных действий и умений эффективно их применять в соревнованиях формируют у него поведенческую структуру соревновательной деятельности.
Специфика соревновательной деятельностити во многом определяет направление и содержание многолетней подготовки спортсменов. Структура соревновательной деятельностити служит основой для построения процесса подготовки спортсменов и эффективного управления этим процессом. Основные параметры соревновательной деятельностити в каждом виде спорта выделяются и фиксируются посредством спец. наблюдений за действиями спортсменов мира в условиях крупнейших соревнований. Победа в соревнованиях – конечная цель соревновательной деятельности. Содержание действий, операций и условия, в которых выполняет их спортсмен в процессе соревнований, и определяет структуру соревновательной игровой деятельности. Структуру соревновательной деятельности составляют соревновательные действия, определяемые физическими способностями, функциональными возможностями, психическими свойствами спортсменов [9].
В системе подготовки спортсменов тренировка наряду с соревнованиями является важнейшим звеном, функционирующим постоянно, тренировочные занятия, спортсменов высших достижений – ежедневные, круглогодичные, многолетние. Содержание тренировочного процесса определяется прежде всего содержанием соревновательной деятельности в каждом виде спорта. В структуру тренировочного процесса входит теоретическая и психологическая подготовка: освоение спец. знаний и развитие личностных качеств. Здесь отражена взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов тренировочной и соревновательной деятельности.
Цель спорт. тренировки как педагогического процесса – обучить спортивной технике и тактике, обеспечить технико-тактическое мастерство, развитие физических, психических, моральных и волевых качеств, создать условия для высоких спортивных достижений на соревнованиях [10].
2. Волевые качества как основа соревновательной деятельности
Воля – деятельная сторона разума и морального чувства, а свобода воли – способность принимать решения со знанием дела.
Волевая подготовка – одно из необходимых слагаемых физической, тактической и технической подготовок, без которого немыслимы успехи в спорте. Спортивная деятельность, с одной стороны, требует для достижения высоких результатов проявления волевых качеств, а с другой стороны, является сильным средством их развития и формирования [11].
Таким образом, волевая подготовка – это целенаправленный процесс воздействия на мысли, чувства и поступки спортсмена для формирования и развития у него волевых качеств как постоянных черт характера, необходимых для достижения победы в ходе напряженной спортивной борьбы.
Действия, в процессе которых проявляется и развивается воля, называются волевыми. Основной их признак заключается в том, что они связаны с преодолением препятствий различной степени трудности 13.
В состав основных волевых качеств входят: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Целеустремленность – проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью движения к достижению поставленной цели. Настойчивость и упорство – проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе и неожиданно возникающих, препятствий различной степени трудности.
Определение состава волевых качеств и их существенных признаков значимо, прежде всего, в теоретическом плане, поскольку в них конкретизируется общее представление о воле как деятельной стороне разума и моральных чувств. Но оно имеет и практический смысл, так как ориентируясь на характеристики, можно более конкретно строить процесс воспитания воли, волевой подготовки спортсменов, имея в виду развитие тех или иных качеств. У каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система и надо рассматривать совокупность волевых качеств как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой. Та или иная структура волевых качеств детерминирована определенными устойчивыми, объективными условиями конкретного вида деятельности, а в спорте – относительно устойчивыми объективными условиями деятельности в каждом виде спорта.
Этими условиями определяются, прежде всего, центральные, ведущие волевые качества, с развитием которых связан успех преодоления препятствий, типичных для данного вида спорта, а также качества, подкрепляющие, поддерживающие центральные. В любой области деятельности помимо основных, относительно объективных условий, есть дополнительные, не постоянно присутствующие, изменчивые. Этими условиями определяется большая или меньшая стабильность структуры волевых качеств, особенно ее ведущих звеньев, или наоборот, ее высокая подвижность, имея в виду разнообразную временную смену волевых качеств внутри системы, которая диктуется изменением объективных условий деятельности [15].
При определении особенностей структуры волевых качеств представителей различных видов спорта, выяснилось, что во всех случаях объединяет, цементирует структуру одно качество – целеустремленность. Обеспечивает прочность всей структуры. Пробелы в развитии целеустремленности, тем более отсутствие ее, расшатывают, нарушают единство структуры волевых качеств. По всей вероятности, когда речь идет о слабости – главной причиной ее выступает отсутствие целеустремленности, а следовательно, целостности структуры волевых качеств.
Деятельность спортсмена, направленная на преодоление трудностей, всегда имеет характер произвольных действий. Всякое же произвольное действие требует определенных, хотя бы минимальных, волевых усилий. Главное в волевом усилии – состояние внутреннего напряжения, связанное с осознанием трудности и побуждением себя к преодолению этой трудности. Волевые усилия всегда носят сознательный характер и выражаются в действиях, направленных на преодоление больших или меньших трудностей. Наличие трудностей является обязательным, необходимым условием для проявления волевого усилия. Когда человек действует не встречая даже самых незначительных трудностей, он выполняет требуемое действие автоматически, без затраты усилий. Наиболее отчетливо волевые усилия выступают тогда, когда спортсмен встречается с большими трудностями [16].
Качество и степень волевых усилий обусловлены характером тех трудностей, которые приходится преодолевать. Волевые усилия различны в зависимости от того, связаны они с преодолением объективных трудностей или астенических эмоциональных состояний, которые испытывает спортсмен. В спортивной деятельности волевые усилия могут быть самыми разнообразными по характеру и степени. Различают:
Волевые усилия при мышечных напряжениях. Физические упражнения всегда связаны с волевыми усилиями. К ним побуждает спортсмена необходимость в процессе выполнения физических упражнений совершать большие или меньшие, но всегда превышающие мышечные напряжения, совершать их в многообразных условиях и именно тогда, когда это надо. Будучи многочисленными и часто повторяемыми, мышечные напряжения, даже незначительные по своей интенсивности, оказывают очень большое влияние на формирование способности спортсмена к затрате волевых усилий.
Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости. В случае утомления или усталости волевые усилия направляются на преодоление мышечной инертности, заторможенности, иногда на выполнение движений, несмотря на своеобразное ощущение боли в мышцах.
Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха. Их особенностью является большая эмоциональная насыщенность, поскольку они направлены на борьбу с сильными отрицательными состояниями (страхом, робостью, ощущением и т.д.) Большое значение для воспитания таких волевых усилий имеют такие виды спорта как: бокс, альпинизм, прыжки с трамплина 18.
Волевые усилия при напряжении внимания. Произвольное внимание по своей природе требует волевого усилия, направленного на то, чтобы сосредоточится в течение более или менее продолжительного времени на избранном объекте. При выполнении упражнений необходимо сосредоточенное внимание, поэтому каждое тренировочное занятие воспитывает у спортсмена способность к волевым усилиям. Большое значение имеет борьба с отвлечением внимания, когда внезапные и неожиданные раздражения, а также чувства или представления целиком заполняют сознание спортсмена и тем самым отвлекают его от работы.
Волевые усилия, связанные с соблюдением режима. Соблюдение режима, особенно в начальном периоде тренировки, требует от спортсмена значительных волевых усилий. Они нужны для того, чтобы заставить себя приступить к данному виду занятий точно в установленное время и чтобы поддерживать требуемую интенсивность работы в течение всего времени, отведенного на занятие.
Основным средством воспитания волевых качеств спортсмена является систематическое выполнение им в процессе тренировки упражнений, требующих применения волевых усилий, специфичных для спортивных действий в данном виде спорта. Это в основном упражнения, направленные на повышение физического развития, овладения техникой и тактикой. Выполняя их, спортсмен тренирует волевые усилия и вырабатывает наиболее целесообразные приемы преодоления трудностей. Применяя эти упражнения, тренер должен ставить специальную задачу – развить волевые качества, что требует определенных условий для выполнения упражнений [17].
Выполнение упражнений должно требовать приложения интенсивных волевых усилий. Когда упражнение перестает быть трудным, оно вместе с тем, перестает быть средством воспитания волевых качеств. Поэтому необходимо своевременно и постепенно усложнять упражнение. Выполнение упражнений оставаясь доступным, должно требовать от спортсмена приложения все больших и больших усилий. Для тех спортсменов, которые страдают боязнью и нерешительностью, особенно большое значение имеет постепенно усложнение упражнений, требующих проявления решительности. Так как спортивное соревнование требует от спортсмена максимальных напряжений воли, в тренировку необходимо включать упражнения, требующие применения максимальных волевых усилий. Особенно большое значение имеют такие упражнения для воспитания выдержки и самообладания.
Одним из условий успешного развития волевых качеств в процессе тренировки является специальная целенаправленность спортсменов на преодоление трудностей для воспитания воли. Спортсмен должен стремиться не к облегчению трудностей, а к сознательному преодолению их путем напряжения воли. Тренер должен помочь спортсмену выполнить эту задачу. Внимание тренера должно быть направлено не только на технику спортсмена, но и на проявление им волевых качеств. Большое значение при этом имеет систематическое проведение контрольных упражнений для выявления степени развития волевых качеств. Упражнения эти должны взывать максимальные волевые усилия, связанные с предельными мышечными напряжениями, достижением максимальной скорости движений, с высоким напряжением внимания, с преодолением отрицательных эмоциональных состояний (боязнь, растерянность и т.д.) Необходимым условием успешного воспитания волевых качеств спортсмена является учет его индивидуальных особенностей, типа высшей нервной деятельности, особенностей характера. Необходимым также является анализ причин, лежащих в основе отрицательных волевых усилий (качеств). Устраняя конкретные причины проявления отрицательных качеств, тренер помогает их преодолению и создает условия для успешного воспитания у спортсмена положительных волевых качеств [18].
Развитию волевых качеств в процессе тренировки способствуют занятия на фоне утомления. Для того чтобы спортсмен справился с более сложными задачами в состоянии субъективно переживаемого утомления и ожидания близкого конца трудной работы, ему необходимо делать новые усилия, вновь заставить себя мобилизоваться, преодолеть отрицательные эмоции. Выполнение новых тренировочных задач в состоянии утомления – это волевая подготовка спортсменов, так как требует от него проявления многих волевых качеств.
Прекрасным средством воспитания волевых качеств является применение в тренировочных занятиях метода соревнований. Для повышения мастерства и приобретения необходимых волевых качеств в свое время были введены нормы участия спортсменов в течение сезона в определенном количестве соревнований в зависимости от спортивной подготовки. Рекомендуется на тренировки иногда приглашать зрителей, судей, гостей. Такие тренировки заставляют спортсмена мобилизоваться, преодолевать возникающее волнение, стремиться хорошо выполнить упражнение. Целесообразны также предварительные тренировочные состязания, с сильными соперниками [19]. В основном волевые качества развиваются в процессе технико-тактической подготовки спортсмена.
3. Технико-тактическая подготовка и ее роль в подготовке спортсменов к соревнованиям
Достижение высоких результатов требует непрерывного совершенствования системы спортивной подготовки, включая и тактическую подготовку. Одной из главных задач этого процесса, является воспитание способности принятия самостоятельных решений [21].
Спортсмен высокого класса умеет навязывать сопернику свою волю, оказывает на него постоянное психическое давление разнообразием и эффективностью действий, выдержкой, волей к победе, уверенностью в успехе.
Знания тактики приобретаются на протяжении всей спортивной деятельности. С ростом мастерства и накоплением опыта объём знаний увеличивается.
Овладению знаниями по теории тактики способствует весь комплекс словесных и наглядных методов. Источниками знаний является специальная литература, лекции, беседы, объяснения, просмотр соревнований, кинофильмов и видеозаписей, разбор и анализ. Однако накопленные знания, не подкрепленные личным опытом спортсмена, не могут оказать положительное влияние на спортивные результаты [16,20].
Ведь правильно говорят, что спортивная тактика – это искусство ведения соревнования, в том числе и с противником. Её главной задачей является наиболее целесообразное использование сил и возможностей для решения поставленной задачи. Основное средство для этого – техническое мастерство, физическая и психическая подготовленности, применяемые в постоянных и изменяющихся условиях внешней среды, по заранее намеченному плану и в соответствии с возникающими задачами и ситуациями [5,9].
Необходимо напомнить, что совокупность форм, способов и средств, избираемых спортсменом для ведения соревновательной борьбы, а, следовательно, и характер его тактической деятельности, получающий отражение в тактических (смысловых) компонентах применяющихся двигательных действий для различных видов спорта, чрезвычайно специфичны (рис. 1) [21].
Рис. 1. Основная направленность тактических действий в спорте
В зависимости от квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена – тактика может носить алгометричный, вероятностный и эвристический характер:
ü алгометричный, когда в ходе поединка спортсмены ожидают активного противодействия соперников и заранее планируют свои действия;
ü вероятностный, определяется действиями, в которых планируется конкретное начало с последующими вариантами продолжения, зависящими от реакции соперника и партнёров по команде.
ü эвристический характер – строящийся на реагировании соревнующихся в зависимости от создавшейся ситуации.
На выбор тактики существенно влияют специфика вида спорта, индивидуальные особенности спортсмена, а так же ряд психологических моментов, связанных с особенностями конкретных соревнований [22].
Тактическое искусство – это мощное вооружение спортсменов и команд, позволяющее им более рационально использовать свою спортивную подготовленность. В настоящее время техническая и физическая подготовленность сильнейших спортсменов разных стран обычно находится на высоком, примерно одинаковом уровне. Большей частью мало отличаются спортсмены и в волевом отношении 23.
Вот почему основу тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд составляют:
ü владение современными средствами, формами и видами тактики данного вида спорта;
ü соответствие тактики – уровню развития конкретного вида спорта с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности;
ü соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (состояние мест соревнований, характер судейства, поведение болельщиков и т.п.);
ü увязывание тактики с уровнем совершенства других сторон подготовленности – технической, психологической, физической [25].
И при прочих равных условиях, победа на крупнейших международных соревнованиях очень часто определяется, в конечном счёте, зрелостью тактического мастерства [23].
Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления [24].
Тактические знания – представляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности.
Тактические умения – форма проявления сознания спортсмена, отража-ющая его действия на основе тактических знаний. Могут быть выделены умения разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревновательной борьбы, видоизменять собственную тактику и т.п.
Тактические навыки – это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий. Тактические навыки всегда выступают в виде целостного, законченного тактического действия в конкретной соревновательной или тренировочной ситуации.
Тактическое мышление – это мышление спортсмена в процессе спортив – ной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения, и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач [26].
Тактическая подготовка бывает:
Содержание общей тактической подготовки составляет овладение тактическими навыками, которые во всех случаях необходимы для успеха в спортивных соревнованиях.
Специальная тактическая подготовка необходима для успешного выступления в конкретном соревновании и с конкретными соперниками. Специальная тактическая подготовка ведётся путём прогнозирования возможных ситуаций предстоящих соревнований. Она базируется на заблаговременном изучении мест проведения соревнований, их климатических и метеорологических усилиях, сборе сведений о соперниках, их спортивных результатах, манере ведения спортивной борьбы, приверженности к определённым тактическим схемам и других данных [5,15,23].
В плане спортивной борьбы определяются тактический замысел, основные задачи предстоят, его соревнования и в некоторых случаях намечается несколько вариантов их осуществления. В нём должны быть предусмотрены основные действия, и формы поведения спортсмена до начала и во время соревнования (своевременное проведение разминки, нахождение рациональных способов отдыха и его продолжительность, восстановление спортивной работоспособности, сохранение тела в тепле и др.).
Шесть признаков, которые свидетельствуют о тактическом мастерстве спортсмена:
1. Способность анализировать информацию о своих соперниках и умение использовать её во время соревнований;
2. Наличие персонального арсенала тактических действий;
3. Способность быстро реагировать на изменившуюся ситуацию и мгновенно менять тактические приёмы в зависимости от поведения соперника;
4. Необходимость соревновательной деятельности в течении всего года и, особенно, на этапе, предшествующем главному соревнованию;
5. Выход на уровень наивысших результатов незадолго до главного старта года;
6. Умение навязать противнику свою тактику [20].
Методические указания к обучению тактике
1. Тактическая подготовка слагается из приобретения теоретических знаний в области тактики и практического овладения ею применительно к требованиям своего вида спорта. В специальную тактическую подготовку входит так же разработка наиболее целесообразных способов и приёмов ведения состязания, составление планов, вариантов, графиков и т.д. с учётом конкретного противника.
2. Задачи тактической подготовки: а) изучение общих положений тактики; б) изучение закономерностей состязаний в специализируемом виде; в) изучение тактики избранного вида спорта; г) изучение тактического опыта сильнейших спортсменов; д) изучение мест предстоящих соревнований, оборудования и других внешних условий; е) обучение практическому использованию элементов, приёмов, вариантов тактики в тренировочных занятиях, прикидках и соревнованиях (тактические умения); ж) обучение сознательному подходу к выбору действий, тактическому мышлению, коллективной согласованности в команде; з) анализ участия в соревновании, эффективность тактики и её составляющих элементов, вариантов и пр. Учёт ошибок и поражений.
3. Главное средство обучение тактике – повторное выполнение упражнений, действий, элементов по заданному плану.
4. Тактическое мастерство тесно связано с уровнем развития физических и волевых качеств. Недостаточная быстрота и выносливость нередко препятствуют улучшению тактического мастерства. Если новая тактика, которую спортсмен хочет применить в решающем соревновании, потребует особых физических и психических сил, то соответственно надо вести и тренировку.
5. Особое внимание следует обращать на выполнение соревновательных упражнений в тренировочных занятиях так, как это понадобится в самих соревнованиях. В конечном счёте, именно это – главная цель всех занятий и упражнений по тактике.
6. Непосредственное наблюдение спортсмена, не участвующего в состязании, за спортсменами, с которыми предстоит встреча в будущем, очень важно и будет служить отличной школой во всех отношениях, в том числе и для практического образования.
7. Большую роль играет для учеников демонстрация видеофильмов наиболее примечательных в учебном смысле соревнований с вашим анализом и повторными показами. Такой подход к обучению тактике незаменим в любом виде спорта.
8. Кроме учебных занятий и тренировки в натуральных условиях, желательно проигрывание соревновательных действий тактических решений на макетах и тренажёрах, на которых соответственно виду спорта создаётся «поле боя». Не однократные соревновательные проигрывания на макетах интересны и поучительны для спортсменов.
Специфика вида спорта является решающим фактором, определяющим структуру тактической подготовленности спортсмена. Основной составной частью тактической подготовленности во многих циклических, скоростно – силовых и сложно – координационных видах является выбор рациональной тактической схемы и её использование независимо от действий основных конкурентов.
Однако выбор рациональной тактической схемы соревновательной деятельности в этих видах спорта определяется большим количеством факторов, зависящих от специфики вида спорта и индивидуальных технических, физических и психических возможностей спортсменов [15].
Например, в спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании тактическое мышление спортсменов направлено главным образом на коррекцию метрических свойств выполняемого движения. Поэтому здесь процесс корригирования (внесения поправок в движение) – осуществляется на фоне имеющейся программы действия, по средствам прямой и обратной связи от зрительного и кинестетического анализаторов.
В лёгкой атлетике, гребле, плавании тактическая деятельность спортсмена направлена на преимущественный контроль силовых акцентов в хроноструктуре относительно стандартизированных двигательных навыков. Поэтому в этих видах спорта процесс корригирования тактического действия связан, с улучшением собственного результата.
В марафонском беге, индивидуальной и командной велосипедной гонке на треке, плавании на дистанции 800 и 1500 м наиболее эффективным оказывается равномерное прохождение дистанции, обеспечивающее наибольшую экономичность. В то же время в индивидуальной велосипедной гонке, беге на 5000 и 10000 м рациональная тактика часто связана с существенным варьированием скорости [8,17].
Вместе с тем индивидуальные особенности спортсменов (строение тела, возможности системы энергообеспечения, психические качества и др.), изменение функционального состояния организма спортсменов на различных участках дистанции накладывают существенный отпечаток на тактическую схему прохождения дистанции и на основные параметры спортивной техники, обеспечивающие её реализацию.
В лёгкоатлетических метаниях, тяжёлой атлетике, гимнастике, прыжках в воду, фигурном катании, акробатике, лыжном спорте и других видах участники соревнуются неодновременно. При этом очерёдность выступления спортсменов определяется жеребьёвкой. В данных видах спорта на особенности тактики влияет последовательность выступлений спортсменов, т.е. до или после основных конкурентов. Так, включение в комбинацию наиболее сложных элементов в гимнастике, прыжках в воду, фигурном катании и др. видах в значительной мере зависит от очерёдности выступления основных соперников [15,18,22].
Важное место занимает тактика в соревновательной деятельности спортсменов в единоборствах и спортивных играх. Так, в фехтовании, боксе, борьбе и одиночном разряде тенниса тактика поединка схожа. Сложность тактических действий здесь определяется возникающими затруднениями восприятия ситуации, принятия решений и их реализации из-за большого разнообразия и частой смены соревновательных ситуаций, дефицита времени, ограниченности пространства, недостаточности информации, маскировки соперником своих действительных намерений и др.
Все эти условия ставят перед соперниками сложные двигательные и мыслительные задачи. Поэтому не случайно здесь двигательная деятельность в соревновательных условиях отличается большой вариативностью подготавливающих действий при относительной стабилизации основного механизма движения.
В этой связи следует отметить, что даже самое моментальное восприятие сложившейся в ходе игры или поединка ситуации и максимально быстрое ответное движение не всегда могут обеспечить своевременность переигрывания противника и выполнения, например, контрдействия, адекватного обстановке соревнования, ввиду возникновения так называемых рефлекторных помех, обусловленных скоротечностью атакующих (нападающих) намерений противника (противников) [23,24].
Эффективность тактической деятельности во многих видах спорта определяется способностями спортсмена к пространственной и временной антипатии, т.е. предвосхищению соревновательной ситуации до её развёртывания.
4. Специфика соревновательных нагрузок
Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она является функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий потенциал, который вызывает в организме соответствующую функциональную перестройку [11].
1-я зона — аэробная восстановительная. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 140-145 уд./мин. Лактат в крови находится на уровне покоя и не превышает 2 ммоль/л. Потребление кислорода достигает 40-70% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления жиров (50% и более), мышечного глюкогена и глюкозы в крови. Работа обеспечивается полностью медленными мышечными волокнами (ММВ), которые обладают свойствами полной утилизации лактата, и поэтому он не накапливается в мыщцах и крови [12].
Верхней границей этой зоны является скорость (мощность) аэробного порога (лактат 2 ммоль/л). Работа в этой зоне может выполняться от нескольких минут до нескольких часов. Она стимулирует восстановительные процессы, жировой обмен в организме и совершенствует аэробные способности (общую выносливость).
Нагрузки; направленные на развитие гибкости и координации движений, выполняются в этой зоне. Методы упражнения не регламентированы. Объем работы в течение макроцикла в этой зоне в разных видах спорта составляет от 20 до 30%.
Вступающие в работу быстрые мышечные волокна типа «а» способны в меньшей степени окислять лактат, и он медленно постепенно нарастает от 2 до 4 ммоль/л.
Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить также несколько часов и связана с марафонскими дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспитание специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает работу по воспитанию координации и гибкости. Основные методы: непрерывно’ го упражнения и интервального экстенсивного упражнения. Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 40% до 80%.
3-я зона — смешанная аэробно-анаэробная. Ближний тренировочный эффект нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС до 180-185 уд./мин., лактат в крови до 8-10 ммоль/л, потребление кислорода 80-100% от МПК.
Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерывном режиме в этой зоне может продолжаться до 1,5-2 ч. Такая работа стимулирует воспитание специальной выносливости, обеспечиваемой как аэробными, так и анаэробно-гликолитическими способностями, силовой выносливости. Основные методы: непрерывного и интервального экстенсивного упражнения. Объем работы в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 5 до 35% [14].
4-я зона — анаэробно-гликолитическая. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением лактата в крови от 10 до 20 ммоль/л. ЧСС становится менее информативной и находится на уровне 180-200 уд./мин. Потребление кислорода постепенно снижается от 100 до 80% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет углеводов (как с участием кислорода, так и анаэробным путем). Работа выполняется всеми тремя типами мышечных единиц, что ведет к значительному повышению концентрации лактата, легочной вентиляции и кислородного долга. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10-15 мин. Она стимулирует воспитание специальной выносливости и особенно анаэробных гликолитических возможностей.
Соревновательная деятельность в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 2 до 7%.
5-я зона — анаэробно-алактатная. Ближний тренировочный эффект не связан с показателями ЧСС и лактата, так как работа кратковременная и не превышает 15-20 с в одном повторении. Поэтому лактат в крови, ЧСС и легочная вентиляция не успевают достигнуть высоких показателей. Потребление кислорода значительно падает. Верхней границей зоны является максимальная скорость (мощность) упражнения. Обеспечение энергией происходит анаэробным путем за счет использования АТФ и КТ, после 10 с к энергообеспечению начинает подключаться гликолиз, и в мышцах накапливается лактат. Работа обеспечивается всеми типами мышечных единиц. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 120-150 с за одно тренировочное занятие. Она стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых, максимально-силовых способностей. Объем работы в макроцикле составляет в разных видах спорта от 1 до 5%.
Классификация тренировочных нагрузок дает представление о режимах работы, в которых должны выполняться различные упражнения, используемые в тренировке, направленной на воспитание различных двигательных способно c тей [15].
С помощью упражнений глобального воздействия решается большинство задач спортивной тренировки, начиная от повышения функциональных возможностей отдельных систем и кончая достижением оптимальной координации двигательной и вегетативной функций в условиях соревновательной деятельности. Диапазон использования упражнений регионального и локального воздействия значительно уже. Однако, применяя эти упражнения, в ряде случаев можно добиться сдвигов в функциональном состоянии организма, которых нельзя достичь с помощью упражнений глобального воздействия.
Интенсивность нагрузки в значительной мере определяет величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена. Изменение интенсивности работы может способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, I в различной мере интенсифицировать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники.
Для повышения алактатных анаэробных возможностей наиболее приемлемыми являются кратковременные нагрузки (5-10 с) с предельной интенсивностью, значительные паузы (до 2-5 мин.) позволяют обеспечить восстановление. К полному исчерпанию алактатных анаэробных источников во время нагрузки, а следовательно, и к повышению их резерва приводит работа, которая является высокоэффективной для совершенствования процесса гликолиза [19].
Учитывая, что максимум образования молочной кислоты в мышцах обычно отмечается через 40-50 с, а работа преимущественно за счет гликолиза обычно продолжается в течение 60-90 с, именно нагрузки такой продолжительности используются при повышении гликолитических возможностей.
Паузы отдыха не должны быть продолжительными, чтобы величина лактата существенно не снижалась. Это будет способствовать совершенствованию мощности гликолитического процесса и увеличению его емкости. Продолжительная нагрузка аэробного характера приводит к интенсивному вовлечению жиров в обменные процессы, и они становятся главным источником энергии.
Комплексное совершенствование различных составляющих аэробной производительности может быть обеспечено лишь при довольно продолжительных однократных нагрузках или при большом количестве кратковременных упражнений.
Следует учитывать, что по мере выполнения длительной работы различной интенсивности происходят не только количественные изменения в деятельности различных органов и систем.
Соотношение интенсивности нагрузки (темп движение, скорость и мощность их выполнения, время преодоления тренировочных отрезков и дистанций, плотность выполнения упражнений в единицу времени, величина отягощений, преодолеваемых в процессе воспитания силовых качеств и т.п.) и объем работы (выраженный в часах, километрах, числом тренировочных занятий, соревновательных стартов, игр, схваток, комбинаций, элементов, прыжков и т. д.) изменяются в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных способностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативной функций [20].
Например, одна и та же по объему и интенсивности работа вызывает различную реакцию у спортсменов разной квалификации. Более того, предельная (большая) нагрузка, предполагающая, естественно, различные объемы и интенсивность работы, но приводящая к отказу от ее выполнения, вызывает у них различную внутреннюю реакцию. Проявляется это, как правило, в том, что у спортсменов высокого класса при более выраженной реакции на предельную нагрузку восстановительные процессы протекают интенсивнее. Продолжительность и характер интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца [17].
При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия выделяют 3 типа интервалов.
1.Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.
2.Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние более или менее значительного недовосстановления, что, однако, не обязательно будет выражаться в течение известного времени существенным изменением внешних количественных показателей (суммарный объем работы и ее интенсивность), но сопровождается возрастающей мобилизацией физических и психологических резервов.
При воспитании силы, быстроты и ловкости повторные нагрузки сочетаются обычно с полными и «минимакс»- интервалами. При воспитании выносливости используются все типы интервалов отдыха.
По характеру поведения спортсмена отдых между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным. Эффект активного отдыха зависит, прежде всего, от характера утомления: он не обнаруживается при легкой предшествующей работе и постепенно возрастает с увеличением ее интенсивности. Малоинтенсивная работа в паузах оказывает тем большее положительное воздействие, чем выше была интенсивность предшествующих упражнений [18].
5. Основные соревновательные действия и физические качества
В ходе организации учебно-тренировочного процесса большое внимание уделяется развитию физических качеств и основных двигательных навыков. Развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие. В дальнейшем эти качества являются той базой, на которую накладываются более сложные движения, человек может быстро приспосабливаться и выполнять освоенные движения в любой видоизмененной форме и в различных условиях двигательной деятельности [3].
Под физическими качествами и способностями мы подразумеваем набор основных качеств и способностей человека, с помощью которых можно определить уровень физического развития. В первую очередь физические качества юноши определяются морфофункциональным развитием организма, особенностями биохимического обмена в организме. К числу основных характеристик относят: конституция организма, функциональное состояние органов и систем органов и организма в целом. Конституцию организма характеризует ряд признаков: телосложение, рост, вес, окружность тела и другие показатели. Двигательная функция занимает особое положение среди множества других функций, она определяет способность человека к передвижению, а также способствует выполнению определенного объема движений. Двигательная функция определяет уровень развития и сформированности двигательных качеств организма [1].
Под ловкостью понимают способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраиваться в соответствии с меняющимися условиями окружающей среды в минимальные сроки [6]. Ловкость развивается в результате систематического выполнения новых упражнений, применения нового и разнообразного инвентаря, оборудования. В результате развития ловкости существенно возрастает пластичность нервной системы, улучшается координация движений, появляется способность к дальнейшему освоению новых и сложных видов движения. При помощи ловкости юноша приобретает способность к выполнению большого разнообразия движений в меняющихся условиях окружающей среды.
Важную роль в развитии ловкости играет организация подвижных игр, кикбоксинг, бокс, рукопашный бой, нетрадиционные методы физического воспитания. Необходимо выполнять упражнения, направленные на резкое переключение с одного вида движений на другой. Движения при этом заранее не обусловлены, выполняются максимально быстро, незамедлительно. При этом возникает необходимость быстро решать ряд двигательных задач, а также сочетать свои действия с действиями своих товарищей.
Под ловкостью понимаем физическое качество, которое возникает в результате выполнения упражнений, основной задачей которых является резкое изменение техники движений. Ловкость развивается при помощи бега между предметами, подъемов на лыжах на гору, спуска с горы. При этом применяются различные предметы, такие как физкультурный инвентарь, оборудование, дополнительные задания, различные приспособления.
Быстрота представляет собой способность человека к выполнению движений в максимально короткие сроки. Быстрота легко развивается в юношеском возрасте, поскольку этот период характеризуется высокой пластичностью нервной системы, относительной легкостью образования и перестройки условных связей. Высокую эффективность имеют упражнения, направленные на ускорение, скорость, изменение темпа.
Высокоэффективными являются подвижные игры, в которых юноши вынуждены выполнять упражнения с максимально высокой скоростью, к примеру, необходимость убегать от другого играющего, догонять другого участника. Также применяются такие упражнения, как бег к финишу, использование максимально медленного темпа бега, максимально быстрого, среднего. Применяются упражнения, направленные на совместное развитие силы и выносливости, к примеру, прыжки, метание, бросок при метании [7].
Под глазомером понимаем способность юноши определять расстояние, применяя при этом зрение и мышечные ощущения. Глазомер развивается при выполнении любых упражнений и видов движений. Важно уделять внимание правильности выполнения упражнений: правильная постановка ноги при ходьбе, поддержание направления. При прыжках используется способность к попаданию ногой на доску. Важно, чтобы отталкиваясь, человек соблюдал выбранное направление, приземлялся в нужном месте [8]. Также при помощи глазомера юноша приобретает способность к определению на глаз расстояния между участниками при коллективных видах спорта. Важную роль играют упражнения, направленные на измерение расстояния на глаз. Также при помощи глазомера измеряется расстояние между предметами, дистанции.
Под гибкостью понимаем способность к достижению максимальной амплитуды движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от многих параметров: состояние позвоночника, суставов, связок. Также для поддержания гибкости важна эластичность мышц. Развитию гибкости способствуют упражнения, направленные на повышение амплитуды движений. Общеразвивающие движения способствуют также развитию гибкости [9].
Необходимо помнить о том, что юношам характерна высокая естественная гибкость, которую необходимо поддерживать на высоком уровне. Нельзя злоупотреблять упражнениями, направленными на растяжку, поскольку может возникнуть деформация суставов. Часто возникает деформация коленного сустава. Упражнения на гибкость выполняются в юношеском возрасте с неполным размахом [10].
Под равновесием понимаем способность человека к сохранению устойчивого положения в ходе выполнения разнообразных движений и поз. Упражнения на равновесие выполняются на уменьшенной поверхности или на поверхности, приподнятой над землей. Благодаря равновесию человек приобретает способность к передвижению в помещении, на улице ровно, не соприкасаясь с другими предметами, не задевая их.
Также при помощи равновесия в будущем человек имеет возможность справляться с различными видами работ, требующими равновесия. На способность сохранять равновесие прямое воздействие оказывает состояние вестибулярного аппарата. Также равновесие зависит от состояния всех систем, от расположения общего центра тяжести. У юношей общий центр тяжести расположен высоко, поэтому им зачастую бывает сложно сохранять равновесие. При выполнении упражнений центр тяжести смещается, и юноши легко теряют равновесие. Поэтому необходимо приложить усилия к тому, чтобы восстановить нужное положение тела [11].
Равновесие может меняться также при выполнении упражнений на уменьшенной или приподнятой поверхности. Развитию равновесия способствует катание на коньках, бег, ходьба по скамейке. Также равновесие развивается при выполнении упражнений, требующих значительных усилий и поддержания устойчивого положения. Эффективно метание на дальнее расстояние, прыжки в длину, прыжки с места, с разбега.
Под силой понимаем степень напряжения мышц в результате их сокращения. Сила мышц может быть развита благодаря тому, что происходит увеличение веса предметов. Эффективны следующие упражнения: прыжки, преодоление сопротивления, парные упражнения. Необходимо использовать упражнения, направленные на мышцы – разгибатели. С учетом анатомо-физиологических особенностей юношей, не стоит в этот период стремиться к достижению максимальных результатов. Нормы для прыжков в длину, в высоту также не должны превышать нормативных требований.
Чрезмерные нагрузки могут оказать отрицательное воздействие на костную систему, состояние внутренних органов. В юношеском возрасте не следует выполнять упражнения на задержку дыхания, большое напряжение организма также не следует выполнять. Необходимо соблюдать интенсивность упражнений. Физическая нагрузка должна постепенно повышаться, масса предметов также должна постепенно увеличиваться [10].
Под выносливостью понимаем способность человека к выполнению физических упражнений. Развитию выносливости способствует большое количество повторений одного и того же упражнения. Нагрузка не должна быть однообразной, поскольку в таком случае возникает утомление. Динамические упражнения высокоэффективны.
Таким образом, в юношеском возрасте важно обеспечить юноше полноценное и комплексное развитие основных физических качеств [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие физических качеств осуществляется посредством развития мышечного утомления у спортсмена и дальнейшего восстановления. Уровень утомления определяется интенсивностью нагрузок на организм. Утомление представляет собой достаточно сложное явление, которое происходит не только на уровне мышц, но и затрагивает весь организм. В ряде экспериментальных исследований было установлено, что суть утомления в изолированной мышце сводится к постепенному снижению амплитуды ее сокращения. Вместе с тем удлиняется фаза расслабление. Постепенно, по мере нарастания утомления, расслабление становится более полным. В данном случае речь может идти о развитии контрактуры.
Процессы восстановления различных функций в организме могут быть разделены на три отдельных периода.
При выполнении работы максимальной и субмаксимальной интенсивности возникает резкое несоответствие между возможностями рабочего восстановления и скоростью ресинтеза фосфагенов.
Второй (ранний) период восстановления наблюдается непосредственно после окончания работы легкой и средней тяжести в течение нескольких десятков минут и характеризуется восстановлением ряда уже названных показателей, а также нормализацией кислородной задолженности, гликогена, некоторых физиологических, биохимических и психофизиологических констант.
Раннее восстановление лимитируется главным образом временем погашения кислородного долга Погашение алактатной части кислородного происходит довольно быстро, в течение нескольких минут, и связано с ресинтезом АТФ и креатинфосфата. Погашение лактатной части кислородного долга обусловлено скоростью окисления молочной кислоты, уровень которой при длительной и тяжелой работе увеличивается в 20-25 раз по сравнению с исходным, а ликвидация этой части долга происходит в течение 1.5-2 часов.
Третий (поздний) период восстановления отмечается после длительной напряженной работы (бег на марафонские дистанции, многокилометровые лыжные и велосипедные гонки) и затягивается на несколько часов и даже суток. В это время нормализуется большинство физиологических и биохимических показателей организма, удаляются продукты обмена веществ, восстанавливаются водно-солевой баланс, гормоны и ферменты [15].
После развития утомления (на умеренном уровне), в мышцах должны протекать интенсивные восстановительные процессы, которые будут способствовать повышению работоспособности и дальнейшему совершенствовании. Физической подготовки юношей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абзалов Р.А., Нигматуллина Р.Р. Изменение показателей насосной функции сердца у спортсменов и неспортсменов при выполнении мышечных нагрузок повышающейся мощности // Теор. и практ. физ. культ.- 1999.- №8.-С.24-26, 39.
3. Беренштейн Г.Ф., Полевой Д.А., Нурбаева М.Н. К методике оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов // Теор. и практ. физ. культ.- 1993.- №11,12.-С.29-30.
5. Вовк С.И. Особенности долговременной динамики тренированности // Теор. и практ. физ. культ.- 2001.- №2.-С.28-31.
7. Давыдова Е.К. Движение как сигнал.-М.: Наука, 1986.-91 с.
14. Лихницкая И.И. Что нужно знать о возрастных и физиологических резервах организма.-Л.: Знание, 1986.-32 с.
16. Никитюк Б.А., Талько В.И. Адаптация компонентов сердечно-сосудистой системы к дозированным двигательным нагрузкам // Теор. и практ. физ. культ.- 1991.- №1.-С.23-27.
17. Павлов С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка // Теор. и практ. физ. культ.- 1999.- №1.-С.12-17.
18. Сашенков С.Л., Исаев А.П., Волчегорский И.А. и др. Проблемы и критерии адаптации спортсменов к экстремальным физическим нагрузкам в динамике тренировочно-соревновательного цикла подготовки // Теор. и практ. физ. культ.- 1995.- №10.-С.14-17.
21. UK Department of Health. [Internet]. London: Department of Health (2008) [cited 2014 Aug 07]. 11 p. Available from: http://www.ivig.nhs.uk/documents/Demand_ Management_Plan_SECOND_EDITION.pdf
22. UKPIN: UK Primary y Network [Internet]. UKPIN (2014) [cited 2014 Aug 07]. Available from: www.ukpin.org.uk
23. World Health Organization. 18th WHO Model List of Essential Medicines [Internet]. (2013) [cited 2014 Aug 7]. Available from: http://apps.who.int/ iris/bitstream/10665/93142/1/EML_18_eng.pdf?ua=1
25. CEREDIH: Le Centre de Reference Deficits of Health [Internet]. Paris: CEREDIH (2014) [cited 2014 Sep 04].
26. Chan K, Puck JM. Development of population-based newborn screening for severe combined immunodeficiency. J Allergy Clin Immunol (2005) 115:391–8. doi:10.1097/MOP.0b013e32834cb9b0
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.