какое место занимает игра в системе воспитания
Игра как ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников
Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетическоговоспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и
следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.
младшей группе предпочтение отдается играм, в которых дети могли бы наиболее полно удовлетворить свои потребности в игре без сложных личностных взаимоотношений. Это игры, например, с песком и водой, в которые можно играть в любое время года в комнате или на открытой площадке, несложные строительные игры, во время которых может возникать потребность не только в индивидуальных, но и в совместных действиях, согласовании замыслов. Для указанных игр требуется материал и игрушки, побуждающие детей к движениям. Во второй половине года вступают оформленного характера ролевые игры, которые очень нравятся
Игры детей после завтрака должны согласовываться с характером и содержанием дальнейших занятий и лексической темы. Так, перед непрерывной образовательной деятельности по развитию речи, фэмп рисованию уместными будут игры на развитие мышления, внимания, воображения. Иную направленность предоставляем играм, если следующие занятия требуют от детей движений (физкультура). Следовательно, руководство играми нужно согласовывать с педагогическим процессом. Важно отходить от шаблонов. Ни в коем случае не стоит навязывать что-то детям, вызывая тем самым у них сопротивление, выход из игры или ее прекращение. Здесь уместны будут вопросы, советы, рекомендации.
Игры на открытом воздухе. Дети могут продолжать игру, начатую ранее (до занятий или между ними, если она их заинтересовала, или придумать что-то новое. Эти игры желательно всячески разнообразить, поскольку есть большое пространство для активных движений, поэтому следует как можно полнее использовать эти условия, чтобы воспитанники могли побегать, попрыгать, просто позабавиться
Условно выделяют три вида игр:
1) игры по инициативе ребенка (творческие)
2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные игры)
3) народные игры (созданные народом).
Рассмотрим каждый из этих видов.
Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр для детей 2-3 лет. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.
При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети сами или с помощью взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.
Игры с правилами. Эти игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить образовательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Многие из них передается от поколения к поколению, однако воспитатели, выбирая игру, обязательно должны учитывать требования современности.
По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические
В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребенка, его представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц, которые они воспроизводят движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила.
Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижения определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в выполнении движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения (попадание мячом в цель, пролезания под веревкой и т. п.).
В подвижных играх, проводимых с дошкольниками, не обязательно определять победителя. По окончании игры педагог оценивает условия и ее ход, выполнения детьми правил, их отношение друг к другу.
В народных играх отражается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужества и т. п. С этой целью детям предлагают расспросить своих мам, пап, бабушек и дедушек, в какие игры они играли в детстве. Различают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, театрализованные игры и подвижные игры-забавы.
Особенно популярны среди детей игры без определенного сюжета, построенные на игровых задачах, которые содержат много познавательного
Для организации игр важно создать предметно-игровую среду
В состав предметно-игровой среды входят: большая игровая площадка, игровое оборудование, игрушки, разнообразная игровая атрибутика, игровые материалы. Все эти игровые средства находятся не в абстрактном пространстве, а в игровой комнате, спортивном зале, на площадке. В интерьере не должно быть ничего лишнего, все игровые средства должны быть безопасными для детей.
Для проведения игр создаются игровые ячейки: общий (набор различных видов игрушек, драматический (комплекты оборудования, несложные декорации, элементы одежды и костюмы для игр-драматизаций, инсценировок) для настольных и строительных игр (конструкторы: деревянные, пластмассовые, металлические, коробки, колодки и другие материалы, орудия и вспомогательное оборудование). Все оборудование должно быть удобным и легко трансформироваться. Дети могут самостоятельно выбирать игру, менять центр, переходя от одной игры к другой.
Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они прежде всего должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми. И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышления.
Игры и игровые ситуации как средство нравственного воспитания дошкольников Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно.
Игры-эстафеты как средство развития физического воспитания дошкольников ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено.
Консультация для родителей «Игра как средство нравственного воспитания» Консультация для родителей на тему: «Игра как средство нравственного воспитания» Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного.
Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.
Подвижные игры и их место в системе физического воспитания дошкольников Потребность у детей-дошкольников в двигательной активности колоссальна, движение – физиологическая потребность для них. Через движение ребенок.
Познавательно-исследовательская деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников. Познавательно-исследовательская деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников. Содержание трудовой деятельности.
Закаливание в системе физического воспитания дошкольника Закаливание в системе физического воспитания дошкольника. Под закаливанием следует понимать систему мероприятий, направленных к повышению.
Доклад на тему: Использование игр в воспитательной работе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Доклад на тему: Использование игр в воспитательной работе.
В последнее время игровые формы организации учебной и воспитательной деятельности привлекают все больше внимания как стимул к развитию. Механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации. Поэтому среди воспитательных технологий игра, сегодня занимает значительное место.
2сл. Игра – это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра – любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.
Конечно, всякая игра, в том числе и используемая на уроке, воспитывает, причем не в одном каком-то отношении, а во многих. Однако есть игры, которые организуются с обучающимися во внеурочное время с целью освоения норм и правил поведения, формирования определенного отношения к нравственно-эстетическим ценностям. Их можно назвать воспитательными играми. Так, в начальных классах с детьми разыгрывают ролевые игры по правилам поведения в общественных местах, инсценировки домашних праздников, конкурсы сказок, частушек, национальных игр, проводят игры-практикумы по освоению «техники» жестов, обращений, разговора по телефону и т. д.
3сл. Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предмете и явлениях окружающего мира. Игра развивает наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение, активизируют познавательную деятельность обучающихся.
Считать, что в средних классах подростки не нуждаются в подобного рода игровом тренинге, нет оснований. Многое они не успели освоить в начальных классах, появляется немало и новых затруднений в общении с миром, научиться преодолевать которые легче всего в игре. Поэтому и в подростковых классах еще весьма уместно проведение игр, в которых обучающиеся учатся разговаривать по телефону и приветствовать старших, оказывать помощь нуждающимся и общаться со сверстниками, вести себя вежливо и с достоинством в различных ситуациях. Ко всему этому добавляются игры профориентационные, игры эстетической направленности, игры с идейно-политическим содержанием и др.
4сл.Каждая игра оказывает комплексное воздействие на ее участников: способствует развитию в умственном, познавательном физическом, трудовом, нравственном и эстетическом отношениях, но какое-то из направлений может быть преобладающим.
Так, в игре «Я на тебя не сержусь» участники располагаются по кругу и по сигналу ведущего один за другим изображают обидные гримасы, обращаясь к соседу слева, который должен доброжелательно улыбнуться и сказать: «Я на тебя не сержусь». После этого он обращается к следующему игроку, и сам выступает в роли обидчика.
Другая игра, «Круг комплиментов», развивает умение отвечать добрыми словами на неприятные замечания о внешности, поведении, чертах характера. В данной игре участники по кругу передают друг другу мяч, поочерёдно бросают его обучающемуся, который стоит в центре круга, и произносит при этом своё замечание. Он возвращает мяч каждому играющему и отвечает на критическое замечание комплиментом.
Игра «Скажи обо мне правду» способствует стабилизации самооценки и развивает навыки контроля над эмоциональными проявлениями. Претендент на главную роль вызывается добровольно, или выбирается по жребию. Ведущий по одному называет позитивные и негативные качества личности. Участники игры высказывают свои соображения относительно наличия или отсутствия этих качеств у обучающегося, пожелавшего услышать о себе правду. Затем ему предоставляется ответное слово. Он может согласится с товарищами, или в вежливой форме возразить им.
«Вежливый ответ» представляет собой вариант «настольной игры». Материалом служат разноцветные фишки, пирамиды из пяти ступеней, или её изображение и карточки, на которых в наглядной форме представлены различные конфликтные ситуации. Причём, необходимо подбирать ситуации, непосредственно связанные с жизненным опытом участников ( толкнули и грубо обругали; в резкой форме отказали в просьбе; невысоко оценили старательно сделанную работу, обделили интересным заданием; назвали обидным прозвищем, нелестно отозвались о новой прическе, одежде и.т.д.). Каждый участник получает фишку определённого цвета. Все фишки выстраиваются на нижней ступени пирамиды, игроки поочерёдно получают карточку, знакомят группу с заданной ситуацией, а затем придумывают ответ. Который должен, во-первых, способствовать решению той или иной проблемы, а во-вторых. Быть вежливым. Если, по мнению группы, это удаётся, то игрок передвигает свою фишку на следующую ступень пирамиды. Если же ответ получается не совсем вежливым, фишка остается на месте, карточка откладывается в стону, а ход переходит к следующему участнику. По окончании игры, когда большинство участников доберутся до верхней ступени, желательно вернуться к отложенным карточкам и совместно обсудить ситуации, оказавшиеся наиболее сложными.
5сл Подвижные – игры, в которых задачи, решаются путем разнообразных движений, что способствует физическому развитию детей, усилению обмена веществ в организме, поднятию жизненного тонуса. Движения доставляют радость детям, а радость – важное условие здоровья ребенка.
Значительно большее распространение, чем в младшем школьном возрасте, получают у подростков игры спортивные: футбол, баскетбол, теннис и др. Для подростков и старших школьников по мере взросления игры подвижные (спортивные) все больше приближаются к спорту. Большой популярностью пользуются, особенно среди мальчиков, игры в шашки, шахматы. Настольно-печатные игры направлены на развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Такими играми в большей степи они имеют возможность заниматься, посещая спортивные кружки, во время прогулок.
6сл. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до завершения работы. По сути, сам процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем.
Успешно формировать коммуникативные универсальные учебно-воспитательные действия возможно в процессе сюжетно-ролевой игры. В такой форме коммуникативная задача решается участниками путём импровизированного разыгрывания определённой ситуации. Такие игры позволяют ребятам занимать новые привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной действительности, в которую они вводятся. Общение в игре протекает органично и естественно, командование и подчинение без принуждения, а игровые типы отношений затем обучающиеся переносят в жизнь. Важно помнить, что большую роль в этом процессе играет обучение таким приёмам и правилам общения, которые потом могут быть использоваться в сходных по форме ситуациях различного содержания. А проигрывание одной и той же ситуации несколько раз, позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения, обсудить наиболее удачные, провести рефлексию своей деятельности.
Вот некоторые примеры сюжетно-ролевых игр, которые можно использовать на любом этапе занятия, вовлекая обучающихся в активную творческую деятельность.
7сл. Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание обучающихся на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью.
Маршрутные игры (воображаемое путешествие, заочная экскурсия) – это особая форма занятия, когда обучающиеся переносятся в прошлое или будущее, путешествуют в определённой пространственной среде. Например, на занятиях по темам: «Храм Василия Блаженного», Культурное наследие России «Ясная Поляна- музей усадьба Л.Н.Толстого» совершили виртуальную экскурсию с помощью информационных технологий в красивые, значимые места нашей страны. Обучающиеся выступили в роли экскурсоводов и рассказали о возникновении и архитектурной композиции исторических мест.
На занятии на тему: «Кто я такой» поиграли в игру «Угадай, кто я?» Обучающиеся получили необычное задание: представить себя в роли какого-нибудь литературного героя, писателя, художника, животного и, придя на занятие, двигаться и изъясняться от его имени, можно было использовать элементы костюма, декорации. Остальные обучающиеся догадывались, в кого превратился их одноклассник.. После окончания игры, анализируя результаты её проведения, отмечали успешное исполнение той или иной роли, но, ни в коем случае не делали прямых оценивающих замечаний.
8сл.В процессе такой игры обучающиеся учатся критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать эмоциональное поведение друг друга, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам.
Игры-предложения «Что было бы. » нашли своё применение на занятиях при обсуждении таких тем, как «Почему вредной привычке ты скажешь нет?», «Простые правила здоровья». Перед обучающимися ставилась задача и создавалась ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизировалась мыслительная деятельность детей, они учились слушать друг друга.
Часто на занятиях использую Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес.
9сл. Игру нельзя использовать как отдельный и самостоятельный элемент занятия. Включение её в занятие должно быть оправданным, ненавязчивым и плавным. Надо использовать игры с самого начала, а начинать же следует с игровых моментов кроссворд, чайнворд, ребус и пр.
Во многие занятия включаю игры-загадки, игры-викторины, игры-соревнования, в основе которых лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формулирует умение рассуждать, делать выводы.
В проведении игры можно выделить три этапа: Подготовительный, проведение игры и обсуждение игры.
Подготовка к проведению
Воспитатель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры.
Воспитатель организует проведение самой игры, фиксирует следствия игровых действий, разъясняет непонятные и спорные моменты и т. д.
Воспитатель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор-характеристика событий игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу трудностей, побуждает обучающихся к анализу проведенной игры.
Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые воспитатель, преподаватель обязательно должны учитывать при организации игр на занятиях и во внеурочное время.
10сл. Требования к игре
1. Свободное и добровольное включение обучающихся в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее.
2. Участники должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и удержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
8. В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и др.
9. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).
10. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).
Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования, Для отдельных видов игр формулируются свои принципы и для каждой игры разрабатываются свои правила.
Мой небольшой опыт убеждает меня, что игра – уникальная форма, секрет её в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности, заставить играть нельзя, а увлечь игрой можно.
«Роль игры в воспитательном процессе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Роль игры в воспитательном процессе.
Особая роль и развитие детей принадлежит игре. Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает специфику ее формирования и обучения закономерности развития детей. Психологи (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) утверждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую).Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития вид деятельности.
Только ребенок, умеющий общаться со взрослыми и познающий активно наиболее значимые особенности предметов, способен перейти к игре. Но игра не механически сменяет предметную деятельность: она постепенно формируется взрослым по мере обогащения жизненного опыта детей.
В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определенные знания и умения: дидактические, подвижные, игры-драматизации, музыкальные игры-забавы. В них игровые действия заранее предусмотрены правилами игры, игрушками.
Во многих из этих игр (играх-драматизациях, сюжетно-музыкальных, сюжетно-дидактических и сюжетно- подвижных) содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет (тема игры, последовательность событий) предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваиванию заложенный в них учебный материал. Так, в подвижной игре «Воробушки и автомобили» они учатся бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Сюжетно-дидактическая игра «Научим куклу раздеваться» помогаем им запоминать последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия предметов одежды, действий (повесить, положить и др.). Усвоив от старших подобные игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творческий изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры. Так в обучающих играх сюжетного характера детей действуют в соответствии с правилами в пределах заданного заранее игрового сюжета, усваивая конкретный материал по умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик – самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. В них игровой сюжет (тема, содержание событий, их последовательность) определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации и осмысление ее выступают на первый план.
Эти игры по тематике, по глубине отражения действительности у разных детей различны. Они индивидуальны и по эмоционально- выразительной характеристике и осознанию жизненного опыта. Вместе с тем в творческих сюжетных играх заложена основа для коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и совместного решения игровых задач, перехода к отображению в игре взаимоотношений людей. Сюжетная игра – самостоятельная. Она не может не учитывать жизненный опыт детей или передаваться в готовом виде как игра обучающая.
Творческая игра имеет свои законы развития, так как в каждом возрасте у ребенка свое понимание мира, свои возможности отображения его в игре. Постоянно совершенствуясь, она проходит ряд последовательных этапов. В раннем детстве закладываются предпосылки ролевой игры. Но уже у малышей можно обнаружить элементы игрового сюжета, воображаемой ситуации, которые постепенно превращаются в развернутые сюжетные игры. Событийная, сюжетная сторона игры даже у малышей определяется реальным жизненным опытом, хотя и не исключается влияние обучающих воздействий на нее. Способы же воспроизведения (отображения) реальной действительности в игре (игровые умения, т.е. использование игрушек, предметов-заменителей, воображаемых предметов, ролевых форм поведения, эмоционально- выразительных средств) передаются старшими в совместных играх с детьми. Таким образом, игровой опыт обогащается как за счет усложнения способов воспроизведения этих событий в игре. Постепенное усложнение способов отображения действительности переводит игру от внешних предметно-игровых действий в план внутренний, речевой, воображаемый.
Воспитатели детских садов нередко ошибочно считают, что сюжетные игры важны лишь для получения новых знаний. Отображая в игре жизненные впечатления, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но ценность такой игры для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания ребенка в другом: совершенствование воображаемой ситуации с постепенным переходом от «предметной» игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от игр индивидуальных к коллективным, новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности ребенка.
Н.К.Крупская сравнивала игру с учебой и трудом по тому развивающему интеллект эффекту, которой игра оказывает на детей: играя, ребенок оперирует знания об окружающем мире, глубже его познает, так как учится ставить цель, вырабатывать план, находит средства для его выполнения. Основная особенность игры состоит в том, что ребенок с раннего возраста, играя, учиться действовать в воображаемой ситуации. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлеченного мышления и речи.
Благоприятные предпосылки для развития отвлеченного мышления, речи создаются уже в игре детей раннего возраста в связи с обобщением и усложнением игрового действия.
В развернутых, повторяющихся игровых действиях с игрушками, реалистический изображающими предметы повседневного обихода, совершенствуется типичное для младшего дошкольного наглядно – действенное мышление. Затем в связи с замещением отдельных предметов и действий в игре зреет необходимость оперирования представлениями, образами, словом, что способствует развитию наглядно-образного мышления и речи. Играя, дети учатся переносить действия из одних условий в другие, комбинировать свои знания, полученные в повседневной жизни, из книг и других источников информации. Малыши начинают одушевлять не живую природу, создают даже элементы нового (придумывают необычные имена, постройки и др.). Так развиваются воображение мышление, творческие способности, речь. Развитие их в игре, переход на более высокий уровень-результат длительного поэтапного формирования.
Важным в игре является умственное развитие ребенка, но это не значит, что в игре не решаются другие вопросы воспитания. Умственное развитие в игре неразрывно связано с нравственным, эстетическим, физическим, оно помогает малышу лучше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающем. Хорошая игра – залог хорошего настроения, крепкого здоровья.
Уже на первых этапах развития Сюжетная игра воспитывает нравственно – волевые качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, к содействию. Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам, согласовать свои действия с другими, обмениваться игрушками, помогать друг другу. Взаимоотношения между детьми формируются более успешно, если начиная, если начиная со второго года жизни их приучать играть индивидуально, рядом, не мешая друг другу, побуждают к деловым контактам (подать игрушку, подождать товарища и др.), привлекают к совместным действиям (скатиться вместе с горки, переместить вдвоем большого коня и т.д.). При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступают в ролевое взаимодействие (один везет на машине другого, слушает больного, ставит ему горчичники). Они учатся вместе решать игровые задачи, ищут необходимые игрушки, сооружают вместе из больших кубиков машину, договариваются куда поедут, кто будет шофером. С приобретенными умениями играть в воображаемом плане взаимопонимание между детьми и воспитателем и, что особенно важно, между сверстниками возрастает. Это создает устойчивый эмоционально – положительный климат в группе.
В играх рядом, первые деловые контакты воспитывается интерес не только к действиям, но и к личности другого ребенка. В индивидуальных и первых совместных играх дети передают, закрепляют и углубляют свой социальный опыт, который отражает взаимоотношения и общение разных людей, сказочных персонажей. В играх малыши проявляют свое отношение к действительности, дают первые нравственно – эмоциональные оценки (лиса хитрая, волк злой, Дед Мороз добрый и т.д.)
Содержание сюжета имеет нравственное значение. Примером нравственного содержания сюжета могут служить народные сказки и детские книги. Они пронизаны торжеством добра, разума, мужества, интересны и доступны детям и служат им нравственным эталоном.
Влияние игры на физическое воспитание детей во многом зависит от умения воспитателя организовывать предметно – игровую среду. В групповой комнате, на участке наличие традиционных игровых центров. Организовывая относительно статичную предметно – игровую среду, важно разрешить детям играть во всех удобных местах. Ни в коем случае игровая комната не должна быть тесным « музеем» дорогих, неподвижно стоящих игрушек. Даже размещение игрушек после игры по своим местам, ценное в нравственном и эстетическом отношении, полезно и для физического развития детей.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ею руководить. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанных на знании особого раздела педагогической науки – педагогике игры.
1) А.К.Бондаренко «игры в детском саду», Москва 1999г.
2)Е.В. Зворыгина. «Игра – ведущая деятельность дошкольника», пособие для воспитателей детского сада, Москва 1998 г.