какое место занимает аудит в системе контроля

Какое место занимает аудит в системе контроля

какое место занимает аудит в системе контроля7 МИН

Как провести внутренний аудит

Задача внутреннего аудита — предугадать финансовые риски и повысить эффективность менеджмента. Разбираемся, как проверить работу собственной компании.

какое место занимает аудит в системе контроля

Что такое внутренний аудит компании

Внутренний аудит — это форма контроля деятельности организации изнутри. Процедура помогает руководству проверять финансовое состояние бизнеса и достоверность отчётности. Главная цель внутреннего аудита — выявить риски и усовершенствовать процессы после консультации аудитора.

В ходе аудита решаются следующие задачи:

По закону все предприятия должны проводить общий внутренний контроль или, проще говоря, проверку хозяйственной деятельности. Процедуру и итоги проверки компания обязана регламентировать самостоятельно, но строгих требований в законе нет, ответственности за нарушение не предусмотрено.

Ч. 1 ст.19 402-ФЗ
П. 17 ч. 4 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013
П. 2 ч. 1 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013

Каким бывает внутренний аудит

Существует несколько видов внутреннего аудита. У каждого из них свои функции.

1какое место занимает аудит в системе контроля

Операционный

Это контроль бизнес-процессов компании: эффективности работы подразделений, выполнения бизнес-планов, смет, политики управления и т. д.

1какое место занимает аудит в системе контроля

Финансовый

Проверка системы бухгалтерского учёта и достоверности отчётности. Основная цель — оценить эффективность расходования средств компании и выявить риски.

1какое место занимает аудит в системе контроля

Криминальный

Контроль рисков, связанных с нарушением норм законодательства. В первую очередь инспектируются налоговый учёт и платежи.

1какое место занимает аудит в системе контроля

Аудит соответствия

Позволяет проверить, соблюдаются ли законы, нормы регулирования, отраслевые кодексы, корпоративная политика.

1какое место занимает аудит в системе контроля

Экологический аудит

Его цель — проверить, выполняет ли компания требования по защите окружающей среды. Например, не превышен ли уровень вредных выбросов.

1какое место занимает аудит в системе контроля

Аудит информационных технологий

Контроль безопасности информационных систем организации и эффективности процессов управления в области IT.

С чего начинается внутренний аудит

Согласно информации Минфина, положения о внутреннем контроле являются частью учредительных документов. В них прописывается общая процедура проверки. Детали проведения аудита индивидуальны для каждой организации и зависят от её структуры, масштабов, документооборота.

П. 11 ч. 3 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013

Проверка должна проходить на основании приказа руководителя, который содержит следующее:

Факторы эффективной проверки

Важное условие — независимость и непредвзятость тех, кто проводит внутренний аудит. Нежелательно, чтобы в процедуре участвовали, например, сотрудники бухгалтерии, поскольку финансовая отчётность — один из главных объектов проверки.

Закон никак не регламентирует, кто именно должен проводить внутренний аудит. При этом Министерство финансов рекомендует несколько вариантов: например, аудитором может быть действующая комиссия из компетентных сотрудников, сам руководитель, если предприятие маленькое, а в больших компаниях — специально созданное для этого подразделение. Допустимо также приглашать внешних консультантов.

Сроки и частота проверки устанавливается руководителем. Проводить аудит можно как угодно часто. Эффективным считается аудит бухгалтерской отчётности и налоговых выплат раз в квартал, средняя продолжительность процедуры — 3–4 недели. Если для проверки нанимается аудиторская компания, сроки прописываются в договоре.

Как проводится внутренний аудит организации

Первый этап — планирование, для проверяющих готовят методологические документы. Они должны описывать:

Перед каждой проверкой составляется чек-лист. Он включает в себя предмет и метод проверки, сроки, контрольные вопросы, план выборочных бесед с работниками, результаты проверки и комментарии проверяющих.

Второй этап — открытие аудита, ответственные рассказывают сотрудникам о ходе предстоящей проверки и отвечают на вопросы. После этого начинается процедура по установленному заранее чек-листу.

Третий этап — подведение итогов и написание аудиторского отчёта. Результат внутренней проверки, как правило, получает владелец бизнеса или генеральный директор.

Аудиторское заключение должно содержать следующую информацию:

При этом по итогам финансовой проверки аудиторская организация или индивидуальный аудитор обязаны уведомить уполномоченные органы, если заподозрили проверяемую компанию в отмывании денег, а Федеральная налоговая служба имеет право потребовать у аудитора предоставить информацию, которую тот получил в ходе проверки.

П. 2.1 ст.7.1 115-ФЗ
Пп. 1–2 ст. 93.2 НК РФ

Источник

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель

Целью изучения данной темы является исследование сущности, содержания аудита, принципов его проведения.

Основные задачи:

Оглавление

1.1. История возникновения аудита. Пользователи аудита

Аудит появился в XIX в. в акционерных компаниях Европы. В переводе с латыни «аудитор» — слушающий. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто:

Администрация работает на себя, собственники хотят знать настоящее положение дел.

Историческая родина аудита — Англия. Здесь в 1844 г. вышла серия законов, согласно которым правление акционерных компаний обязано не реже 1 раза в год приглашать специального человека для проверки отчета перед акционерами.

В России звание аудитора введено Петром I. Аудиторов называли также присяжными бухгалтерами.

Понятие организации института аудита (1889, 1912, 1928 г.) в России не удержалось.

Этапы становления аудита

I этап — до конца 1940-х гг. — подтверждающий аудит (проверка документов, подтверждающих хозяйственные операции и правильности группировок этих операций в финансовых отчетах);

II этап — после 1949 г. — системно ориентированный аудит (в основном вопросы внутреннего контроля, консультационная работа);

III этап — начало 1970-х гг. — ориентация на возможный риск, предупреждение и избежание риска, вторичные проверки, начало разработок аудиторских стандартов.

Во всех странах процесс получения профессии бухгалтера-аудитора очень сложный и длительный: учеба, экзамены, практика.

Необходимость аудита

Потребность в услугах аудитора возникает в связи со следующими обстоятельствами:

Все это приводит к тому, что появляется общественная потребность в услугах независимых экспертов, имеющих знания в этой области и разрешение на оказание данных услуг. Аудиторские услуги — это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

Сущность аудита вытекает из определения его содержания, цели и документов, регулирующих аудиторскую деятельность.

Пользователями аудита являются организации и физические лица, связанные с аудируемой организацией имущественными или финансовыми интересами и заинтересованные в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. К ним относятся:

1.2. Правовая основа аудиторской деятельности в РФ

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся следующие:

Из приведенного перечня нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности можно выделить несколько уровней: первый уровень — кодексы и федеральные законы (п. 1-15); второй уровень — постановления Правительства РФ, положения, утвержденные министерствами и ведомствами (п. 16-23). Наконец, третий уровень включает в соответствии с федеральным законом стандарты аудиторской деятельности.

Основным нормативным документом первого уровня является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001.

Законом установлены следующие основные положения:

Аудиторская деятельность регулируется также другими федеральными законами, положения которых не должны противоречить закону «Об аудиторской деятельности». Например, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001.

Постановления Правительства, положения, утвержденные министерствами и ведомствами, составляющие нормативные документы второго уровня регулирования аудиторской деятельности, не должны противоречить Закону «Об аудиторской деятельности» и другим законам, в которых речь идет об аудите.

Важное место в регулировании аудиторской деятельности принадлежит правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Сущность аудиторских стандартов определена в ст. 9 Закона «Об аудиторской деятельности». В соответствии с этой статьей «правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации».

1.3. Понятие аудиторской деятельности (аудита), ее цель, задачи

Определение аудиторской деятельности (аудита), ее цели дано в ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ (далее — Закон).

Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Из определения цели вытекают основные задачи, решаемые в ходе аудита.

Задачей аудита является установление:

1) фактического наличия по состоянию на отчетную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности (реальность существования активов и обязательств);

2) принадлежности аудируемому лицу (проверяемому предприятию/организации) по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности, наличия прав и обязательств);

3) отношения к деятельности аудируемого лица хозяйственной операции или события, имевшего место в течение соответствующего отчетного периода (возникновение);

4) отсутствия не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета (полнота);

5) отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства (стоимостная оценка);

6) точности отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени (точное измерение и правильная периодизация), а также

7) объяснение, классификация и описание актива или обязательств в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности (представление и раскрытие).

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, других форм отчетности, установленных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и достоверности данных пояснительной записки, а также учитываются положения Налогового кодекса Российской Федерации. При этом определяются:

Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием сопутствующих аудиту услуг.

В ст. 3 и 4 Закона «Об аудиторской деятельности» дано определение аудиторов и аудиторских организаций, имеющих право заниматься аудиторской деятельностью:

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

1.4. Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия

В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля (ревизионный контроль) и аудиторской деятельности. Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе РФ, так и в ее субъектах. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют:

Ревизия — составная часть системы государственного финансового контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.

Объектами государственного финансового контроля являются: государственные органы и структуры; коммерческие предприятия с государственным участием; предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии; общественные и неправительственные организации и учреждения; предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита — собственность акционеров и инвесторов.

Основной задачей ревизии является осуществление контроля:

Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, они имеют общие черты:

Несмотря на то что и аудит и ревизия входят в систему финансового контроля, выполняют многие схожие функции и являются его видами, они, тем не менее, не тождественны друг другу.

Отличия аудита от ревизии:

3. По основе взаимоотношений:

4. По принципу оплаты услуг:

5. По достигнутым результатам:

Таким образом, аудиторская деятельность осуществляется наряду с государственным финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченными на то государственными органами.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти (п. 4 ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности»).

1.5. Виды аудита

В зависимости от критериев различаются следующие виды аудита:

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами с целью объективной оценки бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономического субъекта. В качестве экономических субъектов могут выступать предприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и др.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность по проверке и оценке работы фирмы в интересах ее руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Такую работу проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита возлагается на ревизионную комиссию.

Внешний аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральных законах.

Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности. Он проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль за состоянием бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; изучение финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.

Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 7). Он представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательная аудиторская проверка может проводиться также по поручению государственных органов: органа дознания, прокурора, следователя, суда, арбитражного суда.

Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим. В последнем случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки. Наиболее трудоемка и ответственна полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов. Иное дело — проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета и только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности. Если же инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели.

По периодичности осуществления аудиторских проверок различают первоначальный и периодический аудит. Первоначальный аудит — это такая проверка, которая впервые осуществляется на данном предприятии (в организации). Периодический (повторяющийся) аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно, в течение ряда лет. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, давать более объективную оценку состояния экономического субъекта и характера его деятельности.

Приведенная классификация не является исчерпывающей. Расширение и углубление сферы применения аудиторских услуг позволит определить новые виды и направления аудиторской деятельности.

1.6. Субъекты обязательного аудита

Обязательный аудит — это ежегодная обязательная проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.98 № 123-ФЗ) бухгалтерская отчетность коммерческих организаций состоит:

В соответствии со ст. 7 Закона «Об аудиторской деятельности» подлежат обязательной ежегодной проверке следующие группы экономических субъектов:

1. По организационно-правовой форме: акционерные общества открытого типа.

2. По виду деятельности:

3. По финансовым показателям деятельности: экономические субъекты (включая государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями и соответственно не может проводиться аудиторами — предпринимателями без образования юридического лица. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 %, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ) (ст. 7, п. 3 Закона).

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора (ст. 13 Закона).

В соответствии со ст. 21 «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите» Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Первоначальной редакцией Закона «Об аудиторской деятельности» (п. 3, ст. 21) было предусмотрено за уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению взыскание штрафа в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.

Предусматривалось, что взыскание этого штрафа будет производиться в судебном порядке на основании постановления уполномоченного федерального органа о привлечении к ответственности за правонарушение, состоящее в уклонении от проведения обязательного аудита.

Однако Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об аудиторской деятельности“» от 30.12.2001 № 196-ФЗ описанный выше порядок был отменен.

Ст. 15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 30.10.2002 № 130-ФЗ, от 31.10.2002 № 133-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ) установлена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности и порядка и сроков хранения учетных документов. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством.

1.7. Услуги, сопутствующие аудиту

Возможность оказания таких услуг и их виды даны в ст. 5—7 Закона.

5. Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

6. Для целей настоящего Федерального закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

7. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Рассмотрим содержание отдельных видов услуг:

1. Ведение учета. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в организации, не имеющей бухгалтерской службы, бухгалтерский учет может осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. В этой связи аудиторские фирмы с успехом могут играть роль указанной специализированной организации.

Единственным ограничением на данный вид услуг является указанная в Законе «Об аудиторской деятельности» невозможность выдачи в таких случаях заключения о достоверности отчетности предприятию, на котором аудиторская фирма ведет учет.

Для ведения учета аудиторская фирма разрабатывает для клиента учетную политику, формирует рабочий план счетов бухгалтерского учета, определяет состав аналитических счетов и регистров, рекомендует форму счетоводства.

Ведение учета может осуществляться как по всем видам и участкам учета (полное ведение учета), так и по отдельным участкам или разделам учета (учету движения материальных ценностей — такая услуга может потребоваться, если заказчик имеет складские помещения, отдаленные от центрального офиса; учету расчетов по оплате труда и др.). Как правило, клиент включает в договор и такой вид услуг, как составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, представление бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в ГНИ.

2. Восстановление бухгалтерского учета. Данная услуга отличается от предыдущего вида работ в основном тем, что она проводится за определенный период и носит разовый характер.

Залогом того, что данная работа будет выполнена своевременно и качественно, является предоставление заказчиком всех первичных и прочих необходимых документов, а также использование программного обеспечения с гибкой системой настройки автоматических проводок.

Гибкая система настройки позволит устанавливать рациональные виды учетных решений на определенных этапах восстанавливаемого периода.

Восстановление учета — довольно сложная процедура, поэтому она проводится наиболее квалифицированными специалистами аудиторских фирм, что не исключает привлечения специалистов-операторов для введения в память компьютера типовых хозяйственных операций.

3. Постановка бухгалтерского учета. Этот вид услуг включает в себя комплекс мероприятий и прежде всего определение долговременной учетной политики, выбор формы бухгалтерского учета, подбор комплекса технических средств, формирование структуры бухгалтерской службы, разработку графика документооборота и должностных инструкций для бухгалтерского персонала. В результате проведения этих мероприятий принимается решение об организации бухгалтерского учета у заказчика.

Сама по себе данная услуга носит разовый характер, поэтому разработанная отдельными аудиторскими фирмами типовая технология организации бухгалтерского (финансового, управленческого) учета пользуется наибольшим спросом у вновь создаваемых предприятий.

4. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данный вид работ может явиться либо следствием уже проведенного аудиторской фирмой комплекса работ по ведению бухгалтерских регистров, либо быть самостоятельным видом работ аудиторской фирмы — составление отчетности по данным бухгалтерских регистров, представленных заказчиком.

5. Консультационные услуги. Данные услуги включают подготовку разъяснений (в устной и письменной форме) по вопросам налогообложения, правильности наложения и расчета размеров штрафных санкций за нарушения налогового законодательства рекомендаций по организации первичного учета, учетных решений, соответствующих заключенным предприятием (организацией, учреждением) хозяйственным договорам (контрактам).

6. Сопутствующие услуги. В объеме сопутствующих услуг значительное место (особенно в последнее время) занимает анализ финансово-хозяйственной деятельности. Результаты анализа позволяют администрации определить резервы роста эффективности коммерческой деятельности, факторы роста прибыли и повышения финансовой устойчивости организации (подробнее — в разд. «Практический аудит»).

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит запрещено проводить аудиторским организациям, оказывавшим в течение трех лет, предшествовавших проведению проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности.

1.8. Общие принципы аудита

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами, которые сформулированы в Федеральном правиле (стандарте) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Независимость — принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, а также какой-либо зависимости от третьих лиц.

Честность — принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также в следовании общим нормам морали.

Объективность — принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и при формировании суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность — принцип аудита, означающий, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное и качественное оказание профессиональных услуг.

Добросовестность — принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность — принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии третьим лицам или разглашать их содержание без письменного согласия руководства (собственника) фирмы-клиента.

Профессиональное поведение — принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма. Это подразумевает, что не следует принимать на веру все доказательства, получаемые в ходе аудиторской проверки, как от руководства (работников) фирмы-клиента, так и от третьих лиц.

1.9. Законодательные ограничения в занятии аудиторской деятельностью

Такие ограничения установлены ст. 1 и 12 Закона.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

1. Аудит не может осуществляться:

а) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

б) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

в) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

г) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

д) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

е) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, — в отношении этих лиц.

2. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Если после заключения договора или дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства, указанные выше, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от экономического субъекта-заказчика обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки, заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора с аудитором (аудиторской фирмой). Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

1.10. Права и обязанности аудиторов

Они определены в ст. 5, 6, 8 Закона.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;

2) представлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласования аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор на оказание аудиторских услуг.

1.11. Права и обязанности аудируемых лиц

Они определены в ст. 6 Закона.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

2) получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на оказание аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор на оказание аудиторских услуг, обязано:

1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случаях неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;

6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на оказание аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

1.12. Аудиторская тайна. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций

Содержание аудиторской тайны определено в ст. 8 Закона.

Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.

Ответственность аудиторов

Эта ответственность установлена пп. 1 и 2 ст. 21 Закона.

Выводы

В результате изучения данной темы студенты должны:

1) знать содержание, принципы аудита, законодательно-нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность;

2) уметь применять основные положения и принципы аудиторской деятельности при проведении аудита на предприятиях и в организациях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *