какое место в творчестве шуберта занимает симфония

Шуберт: биография, личная жизнь и творчество композитора

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

Франц Петер Шуберт: YouTube / CLASSICAL CHANNEL

Франц Шуберт — композитор XIX века и уроженец Австрии. За свою недолгую жизнь успел написать более тысячи музыкальных произведений: 600 песен, 9 симфоний, камерную и духовную музыку. Почему так почитаем творца? Чем известен Шуберт? Биография великого композитора — дальше в статье.

Биография Шуберта: детство и юность

Франц Петер Шуберт появился на свет 31 января 1797 года в пригороде столицы Австро-Венгерской империи — Вены. Его отец, школьный учитель, привил сыновьям (у Франца был старший брат Игнац) любовь к музыке.

Батюшка будущего композитора был музыкантом-любителем, хоть и преподавал музыку в приходской школе Лихтенталя. Он первый познакомил Франца Петера со скрипкой, а на фортепиано его научил играть брат Игнац. Шуберт-младший проявлял и вокальные таланты: мальчик ходил на занятия к Михаэлю Хольцеру — регенту приходской церкви.

В 1808 году Франца приняли как певчего мальчика в придворную капеллу и в Конвикт — венскую авторитетную школу с пансионом. Там его обучал Венцель Ружичка, преподававший бас. Потом до 1816 года с юным дарованием занимался Антонио Сальери — преподаватель контрапункта (одновременного объединения нескольких мелодических линий) и композиции.

Творчество Шуберта берет начало в Конвикте, где в период с 1810-го по 1813-й молодой музыкант написал ряд произведений: оперы, симфонии, фортепианные пьесы и песни. С 1813 года Шуберт — член учительской семинарии, а уже спустя год сам преподает в школе, где работает его отец.

Биография Шуберта дальше развивается стремительно. Молодой и талантливый музыкант:

В октябре 1813 года Франц Шуберт написал свою первую мессу — вокально-инструментальную духовную композицию, для которой использовал стих Гете «Гретхен за прялкой». Это был первый шедевр юного композитора.

Творческая деятельность не мешала ему следующие несколько лет преподавать. В 1815 году из-под руки Франца вышли:

Австрийский композитор сочинил в 1816 году еще две симфонии, одну мессу и более 100 песен.

Краткая биография Шуберта указывает, что в это время у композитора сложился определенный круг товарищей — ценителей его творчества, которые периодически оказывали материальную поддержку музыканту. Среди них были:

Интересные факты из жизни Шуберта сложно представить без истории об аресте композитора австрийской тайной полицией. Небольшой круг общения композитора сыграл с ним злую шутку: в начале 1820 года его и еще четырех друзей арестовали по подозрению в запрещенной деятельности, которой в то время занимались различные студенческие кружки.

Одного из друзей Франца, поэта Иоганна Зенна, отдали под стражу, отправили в тюрьму на год, а после запретили въезд на территорию Вены. Остальным друзьям и самому Шуберту вынесли серьезное предупреждение. Полиция обосновала свои действия тем, что задержанные подозревались в противодействии властям, использовали оскорбительную и недостойную лексику. Композитор больше не видел Зенна, но написал музыку к его поэзии «Selige Weit» и «Schwanengesang».

Франц Шуберт: творческий путь

Биография Франца Шуберта — это безграничная любовь к музыке и впечатляющая продуктивность. В своих произведениях автор стремился воспроизвести отсутствующий в жизни идеал, отображал тоску по нему, страдания человека в чужом и враждебном для него обществе.

Шуберт — композитор, утвердивший в музыке дух романтизма. Он первый из выдающихся представителей этого направления.

В музыке Шуберта прослеживалась искренность, душевность. Его творчество тесно связано с народным искусством Австрии, бытовой музыкой Вены, фольклором венгров и славянских народов, входивших в состав Австро-Венгрии. В музыке композитора на первом месте мелодия, большое значение имеет колорит, красочность, обусловившие обогащение гармонии, оркестровки.

Самые известные произведения Шуберта найдете в разных направлениях:

Вокальное творчество

Наверное, самое важное место в жизни Франца заняли песни для голоса и фортепиано, которые были близки к жанру романса. В этом направлении композитор был новатором: он воплотил глубокий смысл за счет созвучия слов и музыки.

Шуберт написал около 600 песен на стихи сотни поэтов-романтиков. Для каждого лирического произведения композитор находил соответствующие музыкальные стилистические приемы. Самыми значимыми для песенного творчества Франца были:

Еще отметим музыку к пьесе Гемлина фон Шези «Розамунда», написанную в 1823 году.

Инструментальное творчество

Инструментальная музыка Шуберта часто содержала лирические темы песенного характера, которые автор продумывал как что-то целое. На счету композитора девять симфоний. Среди них особой популярностью пользуется симфония №8 «Неоконченная» в си миноре, написанная в 1822 году.

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

Исполнение оркестром «Неоконченной» симфонии Шуберта: YouTube / Студия Неофит

Также Шуберт написал множество инструментальных произведений для домашнего музицирования квинтет «Форель» (1819), струнный квинтет до мажор (1828), три струнные квартеты.

Еще есть и фортепианные произведения Шуберта, среди которых особую популярность приобрели 23 сонаты, написанные автором на протяжении 13 лет с 1815 года, музыкальные моменты, вальсы, менуэты, экосезы, экспромты, увертюры, рондо, полонезы, марши. А также фантазия «Скиталец» и «Венгерский дивертисмент».

Это малая часть того, что сочинил гениальный композитор за свою недолгую жизнь.

Франц Шуберт: личная жизнь, последние годы

Прожил австрийский композитор немного, всего 31 год. За это время у него был один роман. В жизни Франц был застенчивым и робким, доверчивым, поэтому многие из его окружения пользовались его деньгами и благородством.

Единственную любовь музыканта звали Тереза Горб. С девушкой Шуберт познакомился в церковном хоре. Это была русоволосая барышня, которую в то время красавицей не считали. Она имела обыкновенную внешность: на лице были видны следы от оспы, а веки «украшали» белые и редкие ресницы.

Шуберт выбрал ее не за внешность, а за то, что Тереза с трепетом слушала его произведения. В моменты музыкальных уединений у нее на лице появлялся румянец, а глаза загорались счастьем. Но дальше отношения не продвинулись: девушка выбрала обеспеченного пекаря, за которого вышла замуж по настоянию матери.

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

Шуберт: YouTube/CLASSICAL CHANNEL

Последние годы Шуберта проходили непросто:

Есть предположение, что стремительный темп творческой деятельности ускорил конец композитора. Он болел сифилисом, который лечил при помощи препаратов на основе ртути. Они были токсичными, поэтому оказали серьезное пагубное влияние на организм Франца. К тяжелой хронической болезни в ноябре 1828 года добавился брюшной тиф. Подорванный болезнями организм Шуберта отказал 19 ноября 1828 года.

Композитора похоронили рядом с другим выдающимся музыкальным гением — Бетховеном, который умер годом ранее. Но 12 января 1888 года прах Шуберта перезахоронили на Центральном кладбище Вены.

Шуберт — выдающийся композитор XIX века, который прожил всего 31 год. За жизнь написал так много произведений, что после его смерти их еще продолжали выпускать. Родственники и близкие друзья даже и не догадывались об объемах произведений, написанных Шубертом. Сейчас композиции австрийского сочинителя — составляющая мировой золотой коллекции классической музыки.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Симфоническое творчество Ф. Шуберта

Симфония №8 си минор “Неоконченная “

В истории любого вида искусства всегда будут произведения загадки, споры о которых длятся веками. В истории музыки одной из таких «загадок» стала «Неоконченная симфония» Шуберта.

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфонияРукопись “Неоконченной симфонии”

До сих пор исследователи не могут найти объяснения, почему композитор так и не завершил Восьмую симфонию. Известны лишь следующие факты: к работе над данным сочинением композитор приступил осенью 1822 года, очень скоро были готовы клавирные
наброски трёх частей, затем появились партитуры двух первых частей, а третья часть — скерцо — так и осталась в черновом варианте. В 1824 году Шуберт отослал рукопись Восьмой симфонии в Грац, своему хорошему знакомому Ансельму Хюттенбреннеру,
возглавлявшему в этом городе Музыкальное общество. И с того времени ноты «Неоконченной» хранились в небольшом австрийском городе, пока в 1865 году один из венских дирижёров не убедил почтенное семейство Хюттенбреннеров вернуть шедевр Шуберта музыкальной публике. В этом же году произведение было впервые исполнено, а через год опубликовано.

Симфония очень скоро стала одним из самых часто исполняемых сочинений Шуберта, ей сопутствовали успех и признание в разных странах. Но «недосказанность» произведения постоянно провоцировала желание не у одного поколения композиторов и исследователей дописать «Неоконченную», поставить последнюю точку.

К симфоническому творчеству Шуберт обращался весьма регулярно. Первый опыт относится к 1813 году, за ним последовали ещё пять так называемых «юношеских» симфоний. После си-минорной («Неоконченной») симфонии Шуберт написал Девятую, последнюю, монументальную симфонию до мажор.

Уникальность Восьмой симфонии заключается в том, что она производит впечатление абсолютно цельного, завершённого сочинения. В ней нет ощущения недоговорённости, «недоделанности». Две её части дополняют, уравновешивают друг друга. В обеих проявляется переживание сложного личного конфликта, в обеих находим отражение противоречивого восприятия противостояния мира реального, мира окружающей действительности и мира внутреннего, мира человека.

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфонияФ.Шуберт исполняет “Неоконченную симфонию”

Всего композитором было написано 9 симфоний.

Открывает I часть (Allegro moderato) короткое вступление-эпиграф. Тема, которую исполняют в унисон виолончели и контрабасы, впоследствии будет играть очень важную роль в драматургии I части — это мрачная, задумчивая фраза вполне может быть определена как романтическая версия «темы судьбы»:

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония Тема Вступления

Несмотря на крупные длительности и низкий регистр, тема вступления — песенная по своей природе. В последних её тактах угадывается романтическая интонация вопроса. Своеобразным ответом на него становится главная партия, захватывающая своей щемящей трогательностью и хрупкостью:

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония 1 часть. Главная партия

Подобный эффект достигается во многом средствами инструментовки — печальная мелодия гобоя и кларнета парит над приглушённым шорохом терций у скрипок и тревожного баса у виолончелей и контрабасов. Тема главной партии подобна грустной исповеди главного героя симфонии. Иной образ возникает в побочной партии, в которой песенность замечательно сочетается с танцевальностью (вальсовостью):

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония 1 часть. Побочная партия

Сначала виолончели, а затем скрипки исполняют мечтательную тему на фоне мягко пульсирующего аккомпанемента. В связи с побочной партией в данной части возникает несколько особых моментов. Первый из них заключается в том, что главную и побочную партии связывает краткий переход (всего 4 такта).

Второй момент — выбор тональности для побочной. Шуберт отказывается от классического тонального плана организации сонатной формы — теперь побочная в экспозиции звучит в тональности VI ступени — соль мажоре (В репризе побочная партия вместо обычной транспозиции в основную тональность будет проведена в ре мажоре — тональности, не традиционной для классической схемы сонатной формы).

И третий момент — это внезапный перелом в побочной партии. После неожиданной паузы (длиною в такт) на ff звучат с неумолимой решительностью аккорды, предвосхищающие драматические события разработки. Это вторжение оказывается кратким, вновь возобновляется материал побочной партии:

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония 1 часть. Перелом в побочной партии

Особенностью этой экспозиции становится не столько контрастность главной и побочной партий, сколько сопоставление различных лирических образов.

Разработка практически полностью отдана во власть темы вступления. Единственным исключением станет появление синкопированного аккомпанемента из побочной. Тема вступления, развиваясь, «…постепенно вырастает до значения всёпобеждающего рокового образа». Эмоциональный накал, достигнутый темой вступления, постепенно отступает перед меланхоличной и трепетной главной партией — начинается реприза.

В этом разделе сонатной формы не будет сколько-нибудь значимых изменений в сравнении с экспозицией — настроения и размеры главной и побочной партий останутся теми же. Поменяется только тональность в конце репризы — теперь это си мажор. И от его тонического трезвучия, взятого всем оркестром sforzando, начинается тихая связка к коде. В этом заключительном разделе I части вновь появляется тема вступления, полная скрытого драматизма, экспрессии и скорби. Так проявляется невозможность гармоничного сосуществования человека с окружающей его действительностью, с внешними обстоятельствами.

Тональность II части (Andante con moto) — ми мажор. Идиллическую пасторальность, присутствующую здесь, подчёркивает большое количество приметных соло деревянных духовых инструментов. II часть написана в сонатной форме без разработки; с драматургией I части её роднит неконфликтное соотношение главной и побочной партий:

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония 2 часть. Главная партия.

Главная партия — удивительно мирная поэтичная музыкальная зарисовка; мерное движение восьмыми в аккомпанементе способствует созданию этого светлого образа.

Струнные сначала одни «правят» в мире главной партии, затем к ним добавляются выразительные реплики медных и деревянных духовых. После торжественной кульминации главной партии, в которой задействован весь состав оркестра, после краткого перехода (Главную и побочную партии во II части так же, как и в I части, соединяет краткий переход-связка, но не развитая связующая партия) начинается побочная. Абсолютно другая картина предстаёт перед нами: меланхоличная, тоскливая мелодия кларнета (проведение в репризе — у гобоя) льётся над скромным, синкопированным сопровождением струнных:

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония 2 часть. Побочная партия

Побочная партия в экспозиции начинается в до-диез миноре, в репризе — в ля миноре. В своих пределах побочная развивается вариационно, в этом развитии можно услышать отголоски бурных драматичных событий разработки I части.

Но главная партия всякий раз возвращает созерцательность и умиротворение — так происходит и в начале репризы, и в коде.

В данном сокращённом симфоническом цикле части дополняют друг друга; между лирико-драматической I и лирико-созерцательной II частями нет противостояния. Обе части роднит ещё и песенность, как важнейшее свойство тематизма.

«Неоконченная симфония» Шуберта — типично романтическое сочинение, раскрывающее тончайшие нюансы жизни души человека, рисующее конфликт между внешним и внутренним мирами; между суровой и неумолимой реальностью и несбыточной мечтой. Эти вечные сюжеты до сих пор находят отклик у слушателей, которые восхищённо воспринимают столь неожиданный и совершенный симфонический цикл Франца Шуберта.

Послушайте всю симфонии целиком:

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Симфонии Шуберта

Симфонии Шуберта

Как много прекрасного ни принесло бы время, второго Шуберта даст оно не скоро.

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфонияСимфонии Шуберта, как и все творчество гениального композитора, были яркой, но кратковременной вспышкой на музыкальном небосводе. На Верингском кладбище в Вене есть могильный памятник с многозначительной надписью: «Музыка похоронила здесь богатое сокровище, но еще более богатые надежды». Это могила Франца Шуберта.

Гениальный музыкант прожил недолгую, полную творческого горения и тщетной борьбы жизнь и умер в лишениях. Он не познал славы и не услышал со сцены большую часть своих сочинений. Австрия того времени была каким-то злым роком для таланта. В бедности и одиночестве умер Бетховен. Шуберта постигла та же участь. Они были современниками и соотечественниками, но творческие устремления композиторов были различны.

Если гений Бетховена формировался под влиянием идей французской революции, наполеоновской эпохи, то Шуберт олицетворяет новое, следующее поколение. Оно уже не верило в переустройство мира, и было занято исследованием сложной души человека. В этой обстановке родился романтизм, и симфонии Шуберта, как и все творчество в целом – яркое его представление.

Симфонии Шуберта. На заре музыкального романтизма

Музыка Шуберта – лирический поток, каждая нота которого овеяна дыханием живого, трепетного, открытого чувства. Лирика Шуберта чиста и непосредственна, недаром он на долгие времена стал эталоном искренности и простоты в искусстве. Мелодия стала стихией композитора. Сонаты, ансамбли, симфонии Шуберта – все пронизано песенностью, всюду господствует мелодия, покоряющая своей свежестью и красотой.

Наследство композитора, умершего в 31 год, громадно. Симфонические жанры занимают в нем одно из главных мест. Симфонии Шуберта насчитывают 10 произведений, но одна из них (Девятая) была утеряна, а другая (Седьмая) сохранилась только в эскизах. Этим объясняется некоторая путаница в нумерации шубертовских симфоний. «Неоконченная» симфония нередко называется и Седьмой, и Восьмой. Этими же номерами обозначается и последняя симфония. В действительности же «Неоконченная» – Восьмая, а До-мажорная – Десятая.

Ни одну из симфоний Шуберту услышать не довелось. Современники не знали, что в его лице они потеряли выдающегося симфониста, открывшего новую страницу в истории симфонической музыки.

Шуберт – родоначальник лирико-романтического симфонизма. В его произведениях музыкальным развитием управляет не столкновение идей (как у Бетховена), а «жизнь чувства» во все ее многообразии и сложности.

Если бетховенские симфонические концепции имели обобщенно-философский характер, то симфонии Шуберта рождены как непосредственный эмоциональный отклик, как «…лирическая исповедь души» (П.И. Чайковский). Это не означает, что мир шубертовской симфонии ограничен сугубо субъективными высказываниями. Нет, он широк и включает картины реальной жизни – пейзажи, эпизоды народных праздников, шествий и т.д. Но все, о чем писал Шуберт, одухотворено романтическим восприятием художника, пронизано лирикой.

Рассказывают ли симфонии Шуберта о напряженных конфликтах, столкновениях с жестокой действительностью либо рисует мирные пейзажи – они всегда воспринимаются как проникновенный монолог от лица автора.

Наиболее ярко эта лирико-романтическая интерпретация симфонии впервые появилась во всемирно известной симфонии си минор под названием «Неоконченная».

Источник

Какое место в творчестве шуберта занимает симфония

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

Ранние симфонии Шуберта характеризуются близостью к вен­ской классицистской школе. Из них наиболее значительны Четвертая «Трагическая» (с-moll, 1816), и Пятая (В-dur, 1816). Эти произведения заняли прочное место в симфоническом репертуаре благодаря своему мелодическому обаянию, пластичности формы, тонкости инструментовки.

Четвертая, с-moll’ная, которую композитор назвал «Трагиче­ской», воспроизводит типичные героико-трагические образы сложившиеся в общественной атмосфере кануна Французской револю­ции. В музыке эту героико-трагическую тему открыл Глюк и с непревзойденным совершенством развил Бетховен. В Четвертой симфонии Шуберта звучат не новые его интонации (хотя к этому времени уже были созданы и «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь»), а ставшая уже привычной трагическая патетика классицистского стиля. В главной теме, в частности, слышатся и «Орфей» Глюка, и увертюра к «Медее» Керубини, и с-moll’ный квартет Бетховена (интонационно-тематическое сходство которого с шубертовской симфонией просто разительно), и его «Патетическая соната», и отголоски бетховенских героико-драматических симфо­ний и увертюр.

Вступление поражает своей эмоциональной глубиной, смело­стью выражения, обещая почти бетховенский размах и страстно-трагическую силу:

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

Но в дальнейшем Шуберт не удерживается на этом уровне, и симфония в целом воспринимается как несколько схематизированное подражание Бетховену. Только вторая лирическая часть своей вдохновенной песенностью и непринужденной эмоциональностью предвещает появление Шуберта — симфониста-романтика.

Пятая симфония близка по характеру инструментальной музы­ке Моцарта. Игривая, солнечная, прозрачная, она поэтизирует образы раннего венского классицизма. В первой части веселый уравновешенный танец по-моцартовски сменяется эпизодами оперного склада. Ариозная кантилена второй части воспроизводит черты «чувствительного» стиля XVIII века, а танцевальность финала напоминает народно-плясовые финалы Гайдна или раннего Бетхо­вена:

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

Проявляя безупречное чувство меры, Шуберт воспроизводит здесь «галантность», симметричность, ясную расчлененность классицистской симфонии XVIII века, еще очень связанную с традиция­ми сюиты.

После Пятой симфонии наступил шестилетний период новых исканий в области инструментальной музыки. В эти годы была написана Шестая симфония С-dur (1818), близкая последней симфо­нии композитора, и незавершенная Седьмая в е-moll.

И, наконец, в 1822 году появилась «Неоконченная» — первая лирическая симфония, выраженная законченными романтическими средствами. Сохраняя основные принципы бетховенского симфонизма — серьезность, драматичность, глубину, — Шуберт показал в своём произведении новый мир чувств. Интимная поэтическая атмосфера, грустная задумчивость господствуют в ее настроении.

И тем не менее здесь есть столкновение — серьезное, глубокое, напряженное. Вечный конфликт между действительностью и мечтой, живущей в душе каждого романтика, определяет драматический характер музыки. Все столкновения развертываются во внутреннем мире героя.

Углубленно лирическое настроение этого произведения, необыч­ное в симфонической музыке, связано с образами шубертовского романса. Впервые романтическая вокальная лирика стала «про­граммой» обобщающего симфонического произведения. Даже наиболее характерные выразительные средства «Неоконченной симфо­нии» словно непосредственно перенесены из песенной сферы (На g-moll’ную симфонию Моцарта часто справедливо указывают как на непосредственную предшественницу «Неоконченной». И все же, хотя симфонии Моцарта бесспорно присущ лирический характер, тем не менее интонационный склад ее тем, структура сонатного allegro и драматургия всего цикла связаны с типичными чертами эстетики классицизма.).

Новые лирические образы и соответствующие им выразитель­ные средства не укладывались в схему классицистской симфонии и привели к преобразованию традиционной формы. Двухчастность «Неоконченной симфонии» нельзя рассматривать как следствие незавершенности. Соотношение ее частей вовсе не повторяет законо­мерности первых двух частей классицистского цикла. Известно, что Шуберт, начав сочинять третью часть — менуэт, — вскоре отказался от мысли его продолжить. Обе части уравновешивают друг друга как две равноценные лирико-психологические картины.

В своеобразной структуре этой симфонии проявилась тенденция к преодолению многочастности инструментального цикла, что станет характерным для романтического симфонизма XIX века.

С первых звуков симфонии слушатель погружается в эмоцио­нальную сферу романса. В приглушенных таинственных «речевых» интонациях темы вступления уже ощутимы черты шубертовской песни (унисон контрабасов и виолончелей в низких регистрах на pianissimo):

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

Красочный фон, наподобие фортепианного вступления к романсу, предшествует появлению основной темы. Протяжная жалобная тема главной партии, напоминающая песенную мелодию, сопровождается тремолирующим остинатным «аккомпанементом»:

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

Тема побочной партии, звучащая в глубоком тембре виолонче­лей, отличается редким мелодическим обаянием. Она связана с венской бытовой песней многими своими выразительными деталями (начиная с пульсирующего синкопированного фона и кончая структурной симметрией по схеме АВВА):

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

Печальной, свободно льющейся основной теме, с ее тревожным настроением, непосредственно противостоит светлая лирика побоч­ной. Создается новый эффект контраста в пределах лирических образов. Это приводит к существенному видоизменению внутренней структуры сонатной формы.

Главная партия изложена в форме законченного периода. Здесь нет ни динамических разработочных связующих частей, ни резких тональных противопоставлений, типичных для сонатного allegro классицистской симфонии. Главная тема «соединяется» с побочной двумя аккордами. Тональное соотношение не традиционное, а тер­цовое (h-moll — G-dur в экспозиции, h-moll — D-dur в репризе). Но зато внутри на первый взгляд идиллически-умиротворенной по­бочной партии развертывается напряженное столкновение. Его кульминация (перед концом экспозиции в момент прорыва побочной партии) по всей своей драматической силе сравнима с бетховенскими динамическими вершинами.

Очень большую роль в развитии тем играют многообразные ко­лористические приемы. Красочный фон является неотъемлемыми элементом выразительности каждой темы. Эффект «фортепианного вступления» предваряет появление не только главной, но и побоч­ной партии. Интонации фона органически вплетаются в сонатное развитие: остро драматическая разработка основана на теме вступления и на аккомпанирующем «фоне» побочной партии.

Множество тонких красочно-выразительных эффектов Шуберт нашел в самой фактуре. Но сильнее всего красочность его мышле­ния проявилась в оркестровом звучании. Огромная роль деревянных духовых (и в качестве ведущих сольных инструментов для усиления вокальной выразительности мелодии, и в новом обогащенном тембровом сочетании), низкие регистры и унисонные звучания у струнных, оркестровые pianissimo, приемы переклички, «педальные» эффекты видоизменили и обогатили звучание старого оркестра.

Вторая часть, Andante соn moto, полна той же поэтической задумчивости, что и первая, но без ее драматизма; музыка приобретает более просветленный, мужественный характер, даже с некоторым героическим оттенком. В ней преодолеваются тревога и грусть первой части. От душевного смятения остается только воспоминание.

Интонационные особенности и тип развития второй части в высшей степени родственны наиболее характерным чертам Аllegro (Форма Andante — соната без разработки.).

Изумительной красотой отличаются обе ее темы: и широкая пе­вучая главная, изложенная в законченной трехчастнои песенной форме, и побочная, проникнутая тонкими психологическими оттен­ками которые подчеркиваются чудесными по своей окраске моду­ляциями. Замечательный эффект угасания найден композитором в самом конце произведения.

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

Никто из композиторов первой половины XIX века не знал «Не­оконченной симфонии» Шуберта. Рукопись была обнаружена толь­ко в 1865 году, уже после того как Мендельсон, Берлиоз, Шуман и Лист внесли свой вклад в формирование романтического симфо­низма.

Девятая симфония С-dur (1828) — произведение столь же но­ваторское, как и «Неоконченная». Но если последняя была выражением интимных настроений, то Девятая — искрящаяся, юная, полная жизненной энергии — представляет собой воплощение на­родно-героических образов. Даже в ее «божественных длиннотах» (Шуман) чувствуется эпическая поэзия. Шуману, которому при­надлежит заслуга открытия этого произведения, оно казалось оли­цетворением духа Вены — ее народной культуры, истории, ее при­роды.

В Девятой симфонии ощутим отблеск, наиболее животрепещу­щего мотива современности — мотива войны и мира, под знаком которого формировалось мировоззрение художника шубертовского поколения. Вместе с тем в этой музыке живут образы националь­ного фольклора. Так, вступление, с его «волшебным» звучанием валторн и красочной трансформацией ярко самобытной темы, окрашено колоритом «лесной романтики»:

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

Этот образ, господствующий в немецком фольклоре, станет ти­пичным для романтической поэзии и оперы XIX века (Эйхендорф — в поэзии, Вебер, Маршнер, Вагнер — в музыке). Во всту­плении также найден эффект, напоминающий постепенное приближение торжественного шествия.

Романтический колорит симфонии ощутим во многих ее элемен­тах, начиная с романсно-бытового характера лирических тем и кончая звучанием оркестра, в котором почти речевая выразитель­ность сочетается с богатейшими переливами красок.

Но при этом во всем произведении царит стихия марша. Ритмы шествия, звучание фанфар пронизывают всю музыку. В Девятой симфонии Шуберт наиболее полно и ярко воплотил свое представ­ление о героических помыслах современности.

В ликующем стремительном Allegro ma non troppo господст­вует блистательная тема главной партии:

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

Из ее фанфарообразных интонаций вырастает героический мо­тив, пронизывающий все разработочные эпизоды. Мощные возгла­сы тромбонов на фоне сияющего звучания деревянных духовых, смелые гармонические сопоставления и модуляции придают стре­мительному взлету Allegro яркий романтический колорит:

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

Героическому образу противопоставлена тема, напоминающая бытовой чувствительный романс:

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

В трактовке формы сонатного allegro есть преемственность с «Неоконченной симфонией». Она проявляется в принципе сопоставления тем, в привнесении динамически разработочного элемен­та в сферу побочной партии в терцовом тональном плане.

Вторая часть, Andante con moto, отличается удивительной кра­сотой. В обеих ее широко развернутых темах песенность сочетается с маршево-героическими интонациями и ритмами. Таков харак­тер первой темы:

какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Смотреть картинку какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Картинка про какое место в творчестве шуберта занимает симфония. Фото какое место в творчестве шуберта занимает симфония

Несмотря на свой огромный размер, Andante пленяет песен­ной непосредственностью и простотой. А. Н. Серов усматривал в этой части связь с народными свадебными песнями. Характерно, что даже развитие Andante, основанное на варьированной куплетности, напоминает гигантски разросшуюся форму шубертовского романса.

В первой теме Andante (как и в теме побочной партии Allegro) слышатся элементы венгерской народной музыки. Обращает на се­бя внимание и характерно шубертовский прием игры «светотени», неожиданное мажорное просветление после длительного сумеречно­го минора.

В третьей части симфонии Шуберт преображает скерцозность в вальсовость. Музыка насыщена венскими уличными мелодиями, а средний эпизод (трио) написан в духе простодушного деревен­ского лендлера. Но этот лендлер теперь предстает в виде титани­ческой массовой пляски.

Использование вальса в качестве самостоятельной части сим­фонического цикла получит в дальнейшем широчайшее распространение в сонатно-симфонической литературе XIX века (Шуман, Берлиоз, Чайковский).

По своей образной структуре финал родствен изображению народного веселья в последней части бетховенской Седьмой симфо­нии. Но в отличие от Бетховена, Шуберт насыщает свою музыку не танцевальными, а маршевыми элементами. Приподнятый тон изложения, стремительные темы, масштабы музыкального разви­тия создают впечатление грандиозной картины возвращения побе­дителей.

В Девятой симфонии Шуберта нет интеллектуальной мощи и великолепной архитектоники произведений Бетховена. Ее сила в другом — в яркости и новизне образов, в покоряющей музыкаль­ности, в исключительной красоте отдельных моментов. Эта симфо­ния всецело принадлежит новой национально-романтической школе.

И в крупном плане, и в деталях проявляется такая широта и единство замысла, такое богатство воображения и силы динамических кульминаций, что все это и поныне потрясает слуша­телей.

«Истинно гениальна по вдохновению, по силе, по порыву, по красоте, по выражению «народности» и «народной массы» в первых трех частях и «войны» в финале», — писал В. В. Стасов о Де­вятой симфонии Шуберта, утверждая, что она «навеки будет од­ним из высших музыкальных созданий в мире».

«Гигантское произведение, отличающееся и громадными разме­рами, и громадной силой, и богатством вложенного в него вдохно­вения. » — писал об этой симфонии П. И. Чайковский, отмечая ее особую самобытность, «прелесть гармонизации» и «свежесть на­родного элемента, преобладающего в мелодическом рисунке».

Инструментальные произведения:

Симфонии

9 увертюр, в том числе e-moll (1819)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *