какое масло заливают в гоночные автомобили
Смазочные материалы в Формуле 1
В эти выходные в Австралии стартует новый сезон Формулы 1. Всегда интересно, какие технологии и от каких поставщиков используются в гоночных болидах. Обычно это информация не афишируется открыто. В этом году удалось раздобыть немецкий каталог Формулы 1. В нём больше 200 страниц и много всякой воды, но есть и интересная инфа.
И так, какую информацию можно найти? Инфа о командах расположена в порядке итоговой таблицы прошлогоднего чемпионата:
1.Mercedes AMG Petronas
Название болида — F1 W09 EQ Power+
Силовая установка – W09 EQ Power+ весит 145 кг. и состоит из непосредственно двигателя внутреннего сгорания (ICE), кинетического мотора-генератора (MGU-K), теплового моторо-генератора (MGU-H), турбокомпрессора (TC), батареи (ES), и управляющей электроники (CE).
Двигатель шестицилиндровый, рабочий объём 1,6 л., угол развала цилиндров 90 градусов, четыре клапана на цилиндр, максимально возможные обороты — 15000 об/мин, расход топлива 100 кг/час на оборотах, превышающих 10500 об/мин, непосредственный впрыск под давлением 500 bar, один инжектор на цилиндр. Система турбонаддува состоит из одноступенчатого компрессора и турбины, которая работает от выхлопных газов, с приводом от единого вала, максимальная скорость вращения турбины: 125000 об/мин
Система рекуперации энергии ERS: гибридная система рекуперации энергии на основе мотор-генераторов с литиево-ионными батареями, минимальный вес 20 кг, максимальная энергия, запасаемая батареей на одном круге: 4 МДж
Мощность мотор-генератора MGU-K (Motor Generator Unit-Kinetic): 120 кВт (161 л.с.), максимальное число оборотов MGU-K: 50000 об/мин при этом на одном круге регенерируемая энергия: 2 МДж, максимальная энергия, выдаваемая MGU-K на одном круге: 4 МДж (33,3 сек при полной мощности)
Максимальное число оборотов теплового мотор-генератора MGU-H (Motor Generator Unit-Heat): 125000 об/мин Максимальная мощность MGU-H: не ограничена Максимальная энергия, регенерируемая MGU-H на одном круге: не ограничена Максимальная энергия, выдаваемая MGU-H на одном круге: не ограничена
Топливо: Petronas Primax
Смазочные материалы: Petronas Syntium
Колёсные диски: OZ, кованые, из магниевого сплава
Тормозные диски и тормозные колодки: Carbone Industries (Messier-Bugatti-Dowty) карбоновые.
Тормозные суппорта: Brembo
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Mercedes с карбоновым корпусом, сцепление карбоновое.
44 Lewis Hamilton (Льюис Хэмильтон) — Англия
77 Valtteri Bottas (Вальттери Ботас) — Финляндия
Название болида — SF71H
Силовая установка – Ferrari 063. Технические характеристики такие же, как и у Mercedes W09 EQ Power+ так как они регламентируются и ограничиваются FIA.
Топливо: Shell V-Power
Смазочные материалы: Shell Helix
Колёсные диски: OZ, кованые, из магниевого сплава
Тормозные диски и тормозные колодки: Brembo карбоновые.
Тормозные суппорта: Brembo
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Ferrari с карбоновым корпусом, сцепление карбоновое.
5 Sebastian Vettel (Себастьян Феттель) — Германия
7 Kimi Räikkönen (Кими Райкконен) — Финляндия
3.Aston Martin Red Bull Racing
Название болида — Aston Martin Tag Heuer RB14
Силовая установка – Tag Heuer RB14 (Renault R.E.18)
Смазочные материалы: ExxonMobil
Колёсные диски: OZ, кованые, из магниевого сплава
Тормозные диски и тормозные колодки: Brembo карбоновые.
Тормозные суппорта: Brembo
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Red Bull Technologie с титановым корпусом, сцепление карбоновое.
3 Daniel Ricciardo (Даниэль Рекардо) — Австралия
33 Max Verstappen (Макс Ферстаппен) — Голландия
4.Sahara Force India F1 Team
Название болида – VJM11
Силовая установка – Mercedes W09 EQ Power+
Смазочные материалы: Ravenol
Колёсные диски: BBS, кованые
Тормозные диски и тормозные колодки: Carbone Industries (Messier-Bugatti-Dowty) карбоновые.
Тормозные суппорта: 920Engineering (Liberty Vehicle Technologies)
11 Sergio Perez (Серхио Перес) — Мексика
31 Esteban Ocon (Эстебен Окон) — Франция
5. Williams Martini Racing
Название болида – FW41
Силовая установка – Mercedes W09 EQ Power+
Смазочные материалы: Petronas
Колёсные диски: Apptech, кованые
Тормозные диски и тормозные колодки: AP Racing карбоновые.
Тормозные суппорта: AP Racing – шести поршневые спереди и четырёх поршневые сзади.
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Williams F1 с титановым корпусом, сцепление карбоновое.
18 Lance Stroll (Лэнс Стролл) — Канада
35 Sergey Sirotkin (Сергей Сироткин) — Россия
6.Renault Sport F1 Team
Название болида – Renault R.S.18
Силовая установка – Renault R.E.18
Смазочные материалы: Castrol
Колёсные диски: OZ, кованые, из магниевого сплава
Тормозные диски и тормозные колодки: AP Racing карбоновые.
Тормозные суппорта: Brembo – шести поршневые спереди и четырёх поршневые сзади.
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Renault с титановым корпусом, сцепление карбоновое.
27 Nico Hülkenberg (Нико Хюлькенберг) – Германия
55 Carlos Sainz Jr. (Карлос Сайнс-младший) – Испания
7. Red Bull Toro Rosso Honda
Название болида – STR13
Силовая установка – Honda RA618H
Смазочные материалы: Castrol
Колёсные диски: STR
Тормозные диски и тормозные колодки: Brembo карбоновые.
Тормозные суппорта: Brembo – шести поршневые спереди и четырёх поршневые сзади.
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Scuderia Toro Rosso
с титановым корпусом, сцепление карбоновое.
10 Pierre Gasly (Пьер Гасли) — Франция
28 Brendon Hartley (Хартли Брендон) – Новая Зеландия
Название болида – VF-18
Силовая установка – Ferrari 063
Смазочные материалы: Shell
Колёсные диски: OZ, кованые, из магниевого сплава
Тормозные диски и тормозные колодки: Carbone Industries (Messier-Bugatti-Dowty) карбоновые.
Тормозные суппорта: Brembo – шести поршневые спереди и четырёх поршневые сзади.
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Ferarri с титановым корпусом, сцепление карбоновое.
8 Romain Grosjean (Роман Грожан) – Швейцария (выступает под французской лицекнзией)
20 Kevin Magnussen (Кевин Магнуссен) – Дания
Название болида – MCL33
Силовая установка – Renault R.E. 18
Топливо: BP (с 2019 года Petrobras)
Смазочные материалы: Castrol (с 2019 года Petrobras)
Колёсные диски: Enkei, кованые, из магниевого сплава
Тормозные диски и тормозные колодки: Akebono карбоновые.
Тормозные суппорта: Akebono.
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач McLaren с титановым корпусом, сцепление карбоновое.
14 Fernando Alonso (Фернандо Алонсо) – Испания
2 Stoffel Vandoorne (Стофель Вандорн) – Бельгия
10. Alfa Romeo Sauber F1 Team
Название болида – C37
Силовая установка – Ferrari 063
Смазочные материалы: Shell
Колёсные диски: OZ Racing, кованые, из магниевого сплава
Тормозные диски и тормозные колодки: Carbone Industries (Messier-Bugatti-Dowty) карбоновые.
Тормозные суппорта: Brembo – шести поршневые спереди и четырёх поршневые сзади.
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Ferarri с титановым корпусом, сцепление карбоновое.
9 Marcus Ericsson (Маркус Эрикссон) – Швеция
16 Charles Leclerc (Шарль Леклерк) – Монако
с силовыми установками Феррари — Scuderia Ferrari, Haas F1 Team и Alfa Romeo Sauber F1 Team.
с силовыми установками Мерседес — Mercedes AMG Petronas, Sahara Force India F1 Team и Williams Martini Racing
с силовыми установками Рено — Renault Sport F1 Team, Aston Martin Red Bull Racing и McLaren F1 Team.
c силовой установкой Хонда — Red Bull Toro Rosso Honda
Каждый гонщик получает на сезон три двигателя внутреннего сгорания, три турбокомпрессора, три MGU-H, два MGU-K, две батареи и два блока управляющей электроники.
Сделал эту статью для себя, как заметку, чтобы легче было следить и болеть, конечно же за Aston Martin Red Bull Racing и лучшие в мире моторные масла от ExxonMobil. Это по работе:-) А по сердцу конечно же за Williams Martini Racing с Сергеем Сироткиным!
Если у кого есть дополнения и замечания, то оставляйте коменты, только с пруфами. Дополню или исправлю текст. Подписывайтесь на блог и делитесь инфой с друзьями. Всем хорошего старта сезона F1!
Формула масла
Моторные масла, используемые в Формуле 1, играют важную роль в борьбе на трассе. Вместе с тем, этой составляющей соревнований уделяется не слишком уж много внимания. Автомобилистов же больше волнует другой вопрос – насколько далеки масла с прилавка магазина от масел того же производителя, используемых в Формуле-1?
Моторные масла, используемые в Формуле 1, играют важную роль в борьбе на трассе. Вместе с тем, этой составляющей соревнований уделяется не слишком уж много внимания. Автомобилистов же больше волнует другой вопрос – насколько далеки масла с прилавка магазина от масел того же производителя, используемых в Формуле-1?
Масло, используемое в Формуле-1, должно работать максимально эффективно в течение лишь нескольких сотен километров. Много ли у него общего с традиционным маслом, позволяющим автомобилистам проезжать около 10000 километров? Например, специалисты Shell заверяют, что масло для чемпионской Ferrari Шумахера делается на основе общедоступного Helix Ultra. Эти слова подтверждают и в Elf – «гоночное масло – это серийная синтетика плюс специальные добавки».
С другой стороны известно, что требования к маслу – пожалуй, самое либеральное место в техническом регламенте «Формулы-1». Можно делать практически все что угодно! Неужели возможно себе представить, что в этой связи производство гоночных масел не станет предметом специальных исследований и не приведет в итоге к появлению дорогостоящего эликсира, который вряд ли будет сильно похож на товар из магазина? Так или иначе, любой производитель, имеющий отношение к «Формуле-1», непременно заявляет, что его массовая продукция есть прямое воплощение «формульных» технологий. Действительно, если компания принимает непосредственное участие в таком требовательном виде автоспорта, как F1, то у нее, безусловно, есть потенциал для улучшения качества продукции для обычных автомобилей. Вообще, разработчики формульной «синтетики» призваны решить две главные задачи: максимальное уменьшение силы трения и устойчивость к работе в условиях сверхвысоких температур. Нагрузки, которым подвергается масло в двигателе, таковы, что простое серийное масло «разбилось» бы на молекулы, не сохранив целостности масляной пленки. На практике, «правильное» масло позволяет взять от двигателя максимум мощности, за счет того, что высвобождает энергию, расходуемую на трение. Чтобы представить, насколько важен фактор масла, достаточно указать, что трение способно поглощать более 40 % механической энергии двигателя!
Если говорить о маслах в «Формуле-1», то их поставщики составляют элиту не только автоспорта, но и массового производства. Собственно говоря, нефтехимические концерны за тем и пришли в самые сложные и престижные автогонки, чтобы стать лидерами не только «Формулы», но и автомобильного рынка. Рассмотрим примеры альянсов «производитель масла – гоночная команда».
Команде Renault масла поставляются от концерна TotalFinaElf, представленного маркой Elf. Французы вообще обладают исключительной историей взаимотношений с Формулой-1. Компания была основана в 1967-м году и уже на следующий год была представлена в королевских гонках! Партнером Elf тогда являлась команда Matra Ford. Дебют был столь удачен, что уже в 69-м году Elf, образно говоря, выиграла чемпионат мира среди пилотов и Кубок Конструкторов. За рулем болидов Matra выступал тогда легендарный Джекки Стюарт.
За исключением пятилетнего перерыва, концерн Elf постоянно был представлен в Формуле-1, что принесло «нефтяникам» восемь чемпионских титулов пилотов и семь Кубков Конструкторов! По слухам, в свое время Elf поставлял гоночный бензин 70 % команд.
Если для Renault и Elf главным стремлением является возвращение в элиту, то для Ferrari и Shell, приоритетно сохранение нынешних чемпионских позиций. Shell сотрудничает с командами Формулы-1 с 1950-го года, а c 1996-го поставляет масла и гоночный бензин для Ferrari, внося свою лепту в успехи чемпионской «конюшни». Конечно, чаще всего говорится, что успешный автомобиль это, прежде всего – отличные шасси, двигатель, аэродинамический пакет и шины, но и у моторного масла далеко не последняя роль! Если мотор Ferrari считается одним из лучших на сегодняшний день, то и масло, стало быть, в нем – неплохое.
Продолжая говорить о самых успешных альянсах, скажем еще о Willams и о McLaren. Если исключить шинную составляющую, то в войне за скорость у этих команд разные партнеры. McLaren Mercedes заливает Mobil 1, поставляемый американским концерном ExxonMobil. Эта корпорация примечательна еще и тем, что производит масла под брэндом Esso для заводской команды Toyota.
Williams же c 1997-го года сотрудничает с Castrol. Для партнеров этот контракт не является чем-то экстраординарным, поскольку сотрудничество команды Фрэнка Уильямса с Castrol имело место еще в 70-е годы. Разница лишь в том, что сегодня Сastrol является не самостоятельной компанией, а частью концерна BP Amoco.
Надо сказать, что масла Castrol широко представлены в Формуле 1. Кроме команды BMW Williams, с которой у нефтяников особый контракт, эти масла используются в Jaguar.
Jordan располагает партнерскими отношениями с Liqui Moly, Sauber – c малазийским нефтяным концерном Petronas, а B.A.R., агрегатируемый двигателями Honda, потребляет экзотическое японское масло Nisseki. Самая слабая из команд, итало-австралийская Minardi, не имеет на своих бортах крупного логотипа какого-либо поставщика масла, что скорее всего означает необходимость покупать продукцию у поставщика одной из других команд. Для Minardi этот поставщик – Mobil 1.
Вот и получается, что когда два десятка болидов выстраиваются на стартовой решетке, к жесткой борьбе готовятся не только пилоты, но и их болиды, собранные и подготовленные трудом множества компаний и работающих в них людей. Чей бензин, чье масло, чей двигатель окажутся быстрее в следующий раз?
Спортивные масла 5W-50, 10W-50, 15W-50, 10W-60 и другие. Максимальная защита!
Всё развитие автомобилестроения идет из автоспорта, начиная с самого первого «автопробега» в 1888 году на первом «безлошадном экипаже», сконструированным Карлом Бенцом. С тех пор, как супруга инженера взяла его автомобиль, чтобы съездить к своим родственникам за 180 км, прошло больше 100 лет, было придумано и проведено множество спортивных соревнований, от гонок на газонокосилках до боев грузовиков, а все улучшения и новые идеи, как и раньше, «обкатываются» на спортивных треках, и только после этого уходят в массовое производство.
Первый автомобиль Карла Бенца Benz Motorwagen №1
Спортивный мотор
Если отвечать на вопрос, чем спортивный двигатель отличается от «гражданского», то правильным ответом будет «всем!» Существенная разница и в режимах работы, и в материалах, и в конструкции самого двигателя и прилежащих узлов. С этой разницей сталкиваются те, кто тюнингует свой автомобиль для любительских покатушек: приходится менять не только элементы двигателя, но и выхлопную систему, и систему подачи топлива, чтобы сделать машину по-настоящему спортивной. Например, используются спортивные распредвалы, кованные поршни усовершенствованной геометрии, специальные клапаны и втулки.
Обычный распредвал (слева)
и спортивный с увеличенными кулачками (справа)
Особая конструкция требует и особенных смазочных материалов: для спортивных автомобилей используются специальные масла, позволяющие раскрыть весь потенциал мощного двигателя.
Зачем нужна высокая вязкость?
«Спортивными» называют два типа моторных масел: с особо низкой (такие как 0W-20 или 5W-20) и с высокой вязкостью, как моторное масло 5W-50, 10W-50 или даже 20W-60. Но так же, как эти масла отличаются своими свойствами, они отличаются и назначением. Более подробно низковязкостные масла рассмотрены в статье «Маловязкие масла 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30», в том числе и такое их свойство как предельно низкое гидродинамическое сопротивление. Их используют в специальных тонко подогнанных двигателях для заездов на короткие и очень короткие дистанции, где всё решают доли секунды и нужно выжать из мотора предельную мощность как можно быстрей.
Совершенно по-другому используются масла с высоким показателем вязкости. В первую очередь назначение: для гонок на длинные дистанции, кольцевых, по бездорожью, в условиях высокой запыленности или холодной погоды. Другими словами, там, где от масла требуется выносливость: способность долгое время противостоять высоким температурам, нагрузкам и жесткому стилю вождения. А еще вязкие масла могут создавать толстую защитную пленку на металле и надежный масляный клин в парах трения.
Масляный клин
Задача каждого масла – образовывать тонкий предохранительный слой между трущимися деталями. Это так называемый масляный клин, на который, собственно, и приходится основная нагрузка. Чем меньше вязкость масла, тем тоньше будет эффективная прослойка жидкости, и тем тоньше должны быть сами зазоры. И наоборот, в больших зазорах нужна более толстая прослойка, образуемая сплошной пленкой с высоким коэффициентом поверхностного натяжения. Самая большая нагрузка ложится на вкладыши коленвала, которые, по сути, являются подшипниками скольжения и требуют строго подходящей смазки. Будет слишком жидкое масло – не получится достаточной толщины упругой жидкостной прослойки, а слишком вязкое просто не проникнет в мельчайшие зазоры. Результат в обоих случаях – сухое трение, проворот вкладышей и капремонт двигателя.
Масляная прослойка в подшипнике скольжения
сохраняется даже при высоких нагрузках
Помимо защиты от сухого трения масляная прослойка отводит тепло от нагретых участков (например, именно через масло охлаждается верхняя часть поршня, от которой тепло отводится через кольца на масляную пленку). Как только нарушается баланс между теплопроводностью масла и режимом работы мотора, начинаются проблемы: перегрев, чрезмерное температурное расширение деталей, задиры и прочие «радости жизни».
Отличие спортивных двигателей в чуть больших, чем в обычных двигателях, тепловых зазорах: конструкторы оставляют «запас» на дополнительное тепловое расширение, и эти зазоры нужно заполнить маслом. Именно поэтому для адекватной работы в спортивные автомобили наливают масла самой высокой вязкости – обычные «городские» не подходят.
Чем еще, кроме вязкости, отличаются спортивные масла?
Конечно, говорить только о цифрах SAE было бы в корне неверно: ведь наравне со специализированными продуктами для автоспорта есть другие моторные масла с такой же вязкостью, но к спортивным соревнованиям не имеющие никакого отношения. В чём же отличие?
Базовая основа
Самые «легкие» масла делаются на синтетической основе, средние – на полусинтетике, вязкие – на минералке. Это правило не относится к спортивным продуктам: в них заложен такой запас прочности, который невозможен ни для полусинтетики, ни для гидрокрекинговой базы. Все спортивные масла, как правило, делаются Fully Synthetic на основе ПАО (полиальфаолеинов), ПАГ (полиалкиленгликолей) или даже эстеров. Последние – самые дорогие, но и самые прогрессивные. Даже в виде присадок эстеры придают маслам исключительные свойства: максимальное сцепление с металлом, очень прочную масляную пленку (прочность на разрыв при вертикальной нагрузке 22000 кг/см² у эстеров против 6500 кг/см² у ПАО и 900 кг/см² у минеральной базы), стойкость к высоким температурам и скоростям.
Моторное масло Motul Sport 5W-50,
синтетическая основа с эстеровыми присадками
Использование синтетической базы позволяет получить масла с заранее заданными свойствами: нужной вязкостью, стойкостью к термической и механической деструкции, толщиной масляной пленки и показателями гидродинамического сопротивления.
Присадки
Для спортивных масел используются особые присадки, обеспечивающие максимальную защиту. Например, соединения цинка (пакет ZDDP), имеющие противозадирные свойства и придающие прочность масляной пленке. А также щелочные присадки, позволяющие маслу противостоять прорывающимся в картер продуктам сгорания топлива. И ни одно масло не обходится без хорошей порции диспергирующих присадок, не дающих нагару оседать на металле, так называемого пакета TVN.
Однако все эти компоненты никак не сочетаются с современными чувствительными катализаторами и сажевыми фильтрами. «Спорт» и «эко» совместить крайне сложно.
Сервисный интервал
В отличие от «повседневных» масел, спортивные смазочные материалы не делаются в расчете на долгое использование. Их задача – защитить мотор здесь и сейчас, отработав по-максимуму во время гонки. По завершению любых более-менее серьезных соревнований мотор перебирают, а масло меняют намного чаще, чем даже обычную «минералку» в старых семейных автомобилях. Сервисный интервал многих (хоть и не всех) масел – 3-5 тыс. км, но эти километры можно проехать с максимальной скоростью. Среди спортивных продуктов нет масел Long Life.
HTHS моторного масла
Показатель HTHS напрямую связан с показателем SAE. По сути, с помощью теста HTHS и определяется высокотемпературная вязкость масла, по которой можно судить, для каких режимов и каких моторов оно предназначено.
Переводится этот показатель как вязкость при высокой температуре и высокой скорости сдвига (High-Temperature High-Shear rate viscosity) и означает показатель вязкости масла в рабочих условиях двигателя: температура 150 ⁰ С и скорость сдвига (взаимного движения трущихся пар) 10^6 ∙ с-1 (миллион единиц градиента). Измеряется HTHS в миллипаскалях в секунду (мПа ∙ с), а для лабораторных испытаний используется специальный стандартизированный вискозиметр, в котором замеряется сопротивление жидкости в рабочих условиях.
Необходимость реальных испытаний масла (вместо более простых математических расчетов) возникла благодаря прогрессу в химической промышленности: добавляемые в масло модификаторы вязкости нелинейно реагируют на изменения рабочих условий, в отличие от простого минерального масла без каких-либо загустителей.
Помимо вязкости при высокой температуре и скорости сдвига, определяется и вязкость при температуре 100 ⁰ С и малой скорости сдвига. На основании этих тестов определяются классы масел по SAE:
Чем выше вязкость, тем толще масляная пленка и надежней защита, и именно поэтому масла с высоким показателем HTHS используют в гоночных моторах, где и температуры, и скорости сдвига всегда максимальные. Такие масла рассчитаны не на экономию топлива, а на сохранение мотора.
Характеристики спортивных масел
Чаще всего масла именно спортивного назначения встречаются в категории высокой вязкости: 5W-50, 10W-50, 15W-50, 10W-60, 20W-60 и т.д. Некоторые производители делают специализированные спортивные масла и очень низких, и средних степеней вязкости, например, моторное масло Motul (Мотюль). Это относится ко всей серии Motul 300V, которая предназначена для различных видов гонок: от коротких дистанций до многодневных ралли по бездорожью.
У других производителей в одной категории вязкости можно встретить и спортивные, и просто высоковязкостные масла для повседневного использования, но спортивные всегда делаются на 100% синтетической основе, а «гражданские» масла высокой вязкости – на недорогой минеральной базе. Кроме того, спортивные масла и маркируются специальным образом, чтобы выделить их среди остального ассортимента.
Характеристика SAE 5W50
Примеры таких масел: Comma Motorsport 5W-50, Motul Sport 5W-50, Elf HTX 805 5W-50. Не специализированные, но подходящие для любительского спорта масла: Liqui Moly Synthoil High Tech 5W-50, Mobil 1 5W-50 и Mobil 1 Peak Life 5W-50.
Характеристика SAE 10W50
Примеры таких масел: Total Quartz Racing 10W-50, Liqui Moly Molygen 10W-50.
Характеристика SAE 15W50
Отличается от 10W-50 меньшей устойчивостью к холоду: такие масла не дают гарантию легкого старта в зимнее время. Зато обладают повышенной вязкостью, позволяющей защитить не только тюнингованные, но и отреставрированные ретро-моторы.
Вязкость 15W-50 – не самый популярный продукт на рынке: для наших холодов она не слишком подходит, а для жары применяются масла SAE 60. Но в этой категории можно найти смазочные материалы для старых автомобилей, в том числе гоночных, которые используются для скоростного спорта и соревнований на выносливость.
Пример такого масла – Motul 300V Competition 15W-50, предназначенное для длительных соревнований старых ретро-машин. Масло устойчиво к самым высоким температурам и надежно защищает двигатель от нагара и перегрева. Еще одно масло для гоночных ретро-автомобилей – Kroon Oil Classic Racing Oil 15W-50 на полусинтетической основе, предназначенное для участия в спортивных соревнованиях.
Характеристика SAE 10W60
Очень высокий индекс вязкости: сохраняет свои свойства и при низких (зимних) температурах, и при экстремально высоких. Одна из самых популярных категорий спортивных масел, в которой представлены продукты крупнейших производителей.
Моторное масло 10W-60 делается и для новейших спортивных, и для старых автомобилей, моторы которых и в лучшие времена не требовали маловязких масел, а при значительном износе нуждаются в еще более плотных смазочных материалах. Однако между такими маслами есть существенная разница: если спортивные производятся на базе ПАО и у многих производителей легированы эстерами, то обычные масла делаются на минеральной основе и содержат большое количество специфических присадок (в основном моющих и противоизносных).
Примеры спортивных масел: Kroon Oil Emperol Racing 10W-60, Shell Helix Ultra Racing 10W-60, Castrol Edge Sport 10W-60, Liqui Moly Synthoil Race Tech GT1 10W-60, Total Quartz Racing 10W-60.
Характеристика SAE 20W-60
Вязкость 20W-50 и 20W-60 – не самые популярные в категории именно спортивных масел: узкая специфика позволяет использовать их только при строго определенных условиях. Чаще всего их можно встретить в категории спортивных ретро-масел для очень старых автомобилей с высокообъемными двигателями, участвующих в мотопробегах и гонках. В качестве еще одного варианта использования – ралли по пустыне при экстремально высоких температурах и тяжелых нагрузках, но и с этой задачей справляются более массовые серийные масла.
Высокая вязкость рассчитывается еще и на значительное разжижение масла топливом, прорывающимся в картер. Даже в случае довольно сильного разбавления масло продолжит полноценно выполнять свои задачи, не подвергая опасности ценный двигатель.
Пример масла: Motul 300V Le Mans 20W-60 на эстеровой основе.
Как правило, гонщики и автомастера, участвующие в спортивных соревнованиях, знают о маслах всё. А вот рядовые пользователи зачастую используют спортивные масла в автомобилях, не предназначенных для такой «роскоши», получая преждевременный износ и сокращение моторесурса вместо ожидаемой прибавки мощности. Все-таки, лучше спортивные масла использовать для гонок, а в старенький «жигуль» заливать недорогую минералку. Самое главное условие всегда остается неизменным: масло должно быть качественным.
Больше информации о моторных маслах вы можете найти в статье «Моторное масло: всё, что вы хотели знать».
Помощь при выборе масла для автомобиля «Гид покупателя».