какое масло заливают в болиды формулы 1
Тандем: что заливают в болиды F1
На трассе Хунгароринг — Ferrari Racing Days. Выставка автомобилей из клубов владельцев Ferrari, тест-драйвы, демонстрационные заезды «коллекционных» болидов «Формулы-1», звездные гости… и, конечно же, гонки. Но это лишь вершина айсберга, много интересного остается за кулисами
На всех гонках, где применяются топливо и масла Shell, есть и мобильная лаборатория
Я имею в виду работу технических специалистов. Не инженеров и механиков гоночных команд, а специалистов «сопутствующих дисциплин», которые, как правило, остаются за кадром. Хотя их вклад в победу трудно переоценить. Потому здесь и ценится сотрудничество, проверенное не просто годами, а десятилетиями. Такое, как совместная работа компаний Shell и Ferrari, которая началась еще в 1930-е годы. В первых серийных автомобилях Ferrari, сошедших с конвейера завода в Маранелло, использовались топливо и смазочные материалы Shell. Но одна из самых ярких страниц этого сотрудничества началась в 1950 году, когда стартовал чемпионат мира в классе автомобилей «Формула-1». И уже в 1951-м Хосе Фройлан Гонсалес за рулем Ferrari 375 одержал победу в Гран-при Великобритании, прервав тем самым гегемонию Alfa Romeo. А уже на следующий год Альберто Аскари, выступая на Ferrari 500, завоевал титул чемпиона мира. С тех пор технический регламент «Формулы-1» кардинально менялся восемь раз, и каждый раз разработчикам Shell требовалась серьезная адаптация топлива и смазочных материалов к новым агрегатам. И это не считая постоянной работы по оптимизации продуктов. Может показаться, что для Shell работа в «Формуле-1» — чисто маркетинговый ход, демонстрация того, что компания обладает самыми современными технологиями. Но в Shell с подобным мнением решительно не согласны. Здесь твердо уверены, что те продукты, которые произведены для гонок и испытаны в самых жестких условиях, являются весьма близкими прототипами продуктов «гражданских». И это действительно так. К примеру, топливо Shell V-Power, которое вы приобретаете на обычных АЗС, на 99 % соответствует тому, которым заправляют Ferrari на гоночной трассе. Это обусловлено техническими требованиями Международной автомобильной федерации, гласящими, что гоночное топливо должно состоять из тех же компонентов, которые входят в состав коммерческого топлива. И если вернуться к гонкам «Формулы-1», то перед началом сезона технические комиссары FIA получают от команд образцы топлива, которое они намерены использовать. Своеобразный генетический код. Менять топливо нельзя, и его образцы, которые представители FIA берут из баков болидов на каждом Гран-при, должны в точности соответствовать тем самым заявленным образцам. Поэтому в течение гоночного уикенда инженеры Shell постоянно тестируют топливо на его соответствие контрольным образцам, ибо обнаруженное техническими комиссарами несоответствие однозначно приведет к дисквалификации команды.
С помощью хроматографа определяется соответствие используемого топлива
Добро пожаловать в мобильную лабораторию Shell, которая присутствует на всех трассах, где проходят гонки автомобилей Ferrari, включая и Гран-при «Формулы-1». Сравнение контрольного и реального образцов происходит следующим образом. Небольшое количество топлива помещается в заполненную гелием (газом-носителем) трубку, после чего она помещается в хроматограф, наполненный специальным составом. Принцип работы заключается в том, что различные компоненты топлива в трубке, в зависимости от их химических и физических свойств, будут двигаться с разной скоростью. После подобного разделения исследователи получают полную картину состава топлива. Теперь остается наложить графики, полученные методом хроматографического анализа, на эталонные данные топлива, сертифицированного FIA. Если на графиках все пики сравниваемых образцов совпадают, значит образцы идентичны как по составу, так и по концентрации. А чтобы исключить возможные нюансы, инженеры Shell берут образцы топлива не только из бака автомобилей, но и из других частей топливной системы, причем пробы анализируются до 40 раз за время гоночного уикенда. И если пробы топлива берутся для контроля соответствия заявленному образцу, то анализ проб масла помогает оценить состояние двигателя и коробки передач — наличие в масле частиц алюминия, меди или железа позволяет не только определить степень износа агрегата, но и диагностировать состояние отдельных узлов двигателя и КП. Экспресс-анализ проводится с помощью спектрометра — после того как образец «разложен на составляющие», цвет вспышек определяет конкретный металл, а частота вспышек — концентрацию этого металла в масле. Точность такого анализа очень высока: к примеру, если из миллиона частиц всего одна принадлежит железу, то и она будет обнаружена. После столь тщательной процедуры следует диалог мотористов Ferrari и инженеров Shell. Например, последние предупреждают, что в образцах масла, взятого из двигателя автомобиля Феттеля, повышенное содержание меди. Пока оно в пределах нормы, но… И подобная информация наверняка поможет инженерам Ferrari принять решение об использовании в гонке данного двигателя. Так работает тандем Shell — Ferrari. Тандем, с более чем 60-летней историей.
Смазочные материалы в Формуле 1
В эти выходные в Австралии стартует новый сезон Формулы 1. Всегда интересно, какие технологии и от каких поставщиков используются в гоночных болидах. Обычно это информация не афишируется открыто. В этом году удалось раздобыть немецкий каталог Формулы 1. В нём больше 200 страниц и много всякой воды, но есть и интересная инфа.
И так, какую информацию можно найти? Инфа о командах расположена в порядке итоговой таблицы прошлогоднего чемпионата:
1.Mercedes AMG Petronas
Название болида — F1 W09 EQ Power+
Силовая установка – W09 EQ Power+ весит 145 кг. и состоит из непосредственно двигателя внутреннего сгорания (ICE), кинетического мотора-генератора (MGU-K), теплового моторо-генератора (MGU-H), турбокомпрессора (TC), батареи (ES), и управляющей электроники (CE).
Двигатель шестицилиндровый, рабочий объём 1,6 л., угол развала цилиндров 90 градусов, четыре клапана на цилиндр, максимально возможные обороты — 15000 об/мин, расход топлива 100 кг/час на оборотах, превышающих 10500 об/мин, непосредственный впрыск под давлением 500 bar, один инжектор на цилиндр. Система турбонаддува состоит из одноступенчатого компрессора и турбины, которая работает от выхлопных газов, с приводом от единого вала, максимальная скорость вращения турбины: 125000 об/мин
Система рекуперации энергии ERS: гибридная система рекуперации энергии на основе мотор-генераторов с литиево-ионными батареями, минимальный вес 20 кг, максимальная энергия, запасаемая батареей на одном круге: 4 МДж
Мощность мотор-генератора MGU-K (Motor Generator Unit-Kinetic): 120 кВт (161 л.с.), максимальное число оборотов MGU-K: 50000 об/мин при этом на одном круге регенерируемая энергия: 2 МДж, максимальная энергия, выдаваемая MGU-K на одном круге: 4 МДж (33,3 сек при полной мощности)
Максимальное число оборотов теплового мотор-генератора MGU-H (Motor Generator Unit-Heat): 125000 об/мин Максимальная мощность MGU-H: не ограничена Максимальная энергия, регенерируемая MGU-H на одном круге: не ограничена Максимальная энергия, выдаваемая MGU-H на одном круге: не ограничена
Топливо: Petronas Primax
Смазочные материалы: Petronas Syntium
Колёсные диски: OZ, кованые, из магниевого сплава
Тормозные диски и тормозные колодки: Carbone Industries (Messier-Bugatti-Dowty) карбоновые.
Тормозные суппорта: Brembo
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Mercedes с карбоновым корпусом, сцепление карбоновое.
44 Lewis Hamilton (Льюис Хэмильтон) — Англия
77 Valtteri Bottas (Вальттери Ботас) — Финляндия
Название болида — SF71H
Силовая установка – Ferrari 063. Технические характеристики такие же, как и у Mercedes W09 EQ Power+ так как они регламентируются и ограничиваются FIA.
Топливо: Shell V-Power
Смазочные материалы: Shell Helix
Колёсные диски: OZ, кованые, из магниевого сплава
Тормозные диски и тормозные колодки: Brembo карбоновые.
Тормозные суппорта: Brembo
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Ferrari с карбоновым корпусом, сцепление карбоновое.
5 Sebastian Vettel (Себастьян Феттель) — Германия
7 Kimi Räikkönen (Кими Райкконен) — Финляндия
3.Aston Martin Red Bull Racing
Название болида — Aston Martin Tag Heuer RB14
Силовая установка – Tag Heuer RB14 (Renault R.E.18)
Смазочные материалы: ExxonMobil
Колёсные диски: OZ, кованые, из магниевого сплава
Тормозные диски и тормозные колодки: Brembo карбоновые.
Тормозные суппорта: Brembo
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Red Bull Technologie с титановым корпусом, сцепление карбоновое.
3 Daniel Ricciardo (Даниэль Рекардо) — Австралия
33 Max Verstappen (Макс Ферстаппен) — Голландия
4.Sahara Force India F1 Team
Название болида – VJM11
Силовая установка – Mercedes W09 EQ Power+
Смазочные материалы: Ravenol
Колёсные диски: BBS, кованые
Тормозные диски и тормозные колодки: Carbone Industries (Messier-Bugatti-Dowty) карбоновые.
Тормозные суппорта: 920Engineering (Liberty Vehicle Technologies)
11 Sergio Perez (Серхио Перес) — Мексика
31 Esteban Ocon (Эстебен Окон) — Франция
5. Williams Martini Racing
Название болида – FW41
Силовая установка – Mercedes W09 EQ Power+
Смазочные материалы: Petronas
Колёсные диски: Apptech, кованые
Тормозные диски и тормозные колодки: AP Racing карбоновые.
Тормозные суппорта: AP Racing – шести поршневые спереди и четырёх поршневые сзади.
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Williams F1 с титановым корпусом, сцепление карбоновое.
18 Lance Stroll (Лэнс Стролл) — Канада
35 Sergey Sirotkin (Сергей Сироткин) — Россия
6.Renault Sport F1 Team
Название болида – Renault R.S.18
Силовая установка – Renault R.E.18
Смазочные материалы: Castrol
Колёсные диски: OZ, кованые, из магниевого сплава
Тормозные диски и тормозные колодки: AP Racing карбоновые.
Тормозные суппорта: Brembo – шести поршневые спереди и четырёх поршневые сзади.
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Renault с титановым корпусом, сцепление карбоновое.
27 Nico Hülkenberg (Нико Хюлькенберг) – Германия
55 Carlos Sainz Jr. (Карлос Сайнс-младший) – Испания
7. Red Bull Toro Rosso Honda
Название болида – STR13
Силовая установка – Honda RA618H
Смазочные материалы: Castrol
Колёсные диски: STR
Тормозные диски и тормозные колодки: Brembo карбоновые.
Тормозные суппорта: Brembo – шести поршневые спереди и четырёх поршневые сзади.
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Scuderia Toro Rosso
с титановым корпусом, сцепление карбоновое.
10 Pierre Gasly (Пьер Гасли) — Франция
28 Brendon Hartley (Хартли Брендон) – Новая Зеландия
Название болида – VF-18
Силовая установка – Ferrari 063
Смазочные материалы: Shell
Колёсные диски: OZ, кованые, из магниевого сплава
Тормозные диски и тормозные колодки: Carbone Industries (Messier-Bugatti-Dowty) карбоновые.
Тормозные суппорта: Brembo – шести поршневые спереди и четырёх поршневые сзади.
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Ferarri с титановым корпусом, сцепление карбоновое.
8 Romain Grosjean (Роман Грожан) – Швейцария (выступает под французской лицекнзией)
20 Kevin Magnussen (Кевин Магнуссен) – Дания
Название болида – MCL33
Силовая установка – Renault R.E. 18
Топливо: BP (с 2019 года Petrobras)
Смазочные материалы: Castrol (с 2019 года Petrobras)
Колёсные диски: Enkei, кованые, из магниевого сплава
Тормозные диски и тормозные колодки: Akebono карбоновые.
Тормозные суппорта: Akebono.
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач McLaren с титановым корпусом, сцепление карбоновое.
14 Fernando Alonso (Фернандо Алонсо) – Испания
2 Stoffel Vandoorne (Стофель Вандорн) – Бельгия
10. Alfa Romeo Sauber F1 Team
Название болида – C37
Силовая установка – Ferrari 063
Смазочные материалы: Shell
Колёсные диски: OZ Racing, кованые, из магниевого сплава
Тормозные диски и тормозные колодки: Carbone Industries (Messier-Bugatti-Dowty) карбоновые.
Тормозные суппорта: Brembo – шести поршневые спереди и четырёх поршневые сзади.
Секвентальная 8-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач Ferarri с титановым корпусом, сцепление карбоновое.
9 Marcus Ericsson (Маркус Эрикссон) – Швеция
16 Charles Leclerc (Шарль Леклерк) – Монако
с силовыми установками Феррари — Scuderia Ferrari, Haas F1 Team и Alfa Romeo Sauber F1 Team.
с силовыми установками Мерседес — Mercedes AMG Petronas, Sahara Force India F1 Team и Williams Martini Racing
с силовыми установками Рено — Renault Sport F1 Team, Aston Martin Red Bull Racing и McLaren F1 Team.
c силовой установкой Хонда — Red Bull Toro Rosso Honda
Каждый гонщик получает на сезон три двигателя внутреннего сгорания, три турбокомпрессора, три MGU-H, два MGU-K, две батареи и два блока управляющей электроники.
Сделал эту статью для себя, как заметку, чтобы легче было следить и болеть, конечно же за Aston Martin Red Bull Racing и лучшие в мире моторные масла от ExxonMobil. Это по работе:-) А по сердцу конечно же за Williams Martini Racing с Сергеем Сироткиным!
Если у кого есть дополнения и замечания, то оставляйте коменты, только с пруфами. Дополню или исправлю текст. Подписывайтесь на блог и делитесь инфой с друзьями. Всем хорошего старта сезона F1!
Насколько важна роль моторного масла в «Формуле-1»
Двигатели болидов «Формулы-1» усовершенствованы до предела; согласно установленным правилам, их дальнейшая модернизация запрещена. Однако можно улучшать качество топлива и смазочных материалов. В такой ситуации на первый план выходит разработка новых видов смазочных материалов, которые сохраняют двигатель чистым и способствуют экономии топлива.
Мнение пилота Шарля Леклера
Пилот итальянской команды Шарль Леклер отмечает, что масло обеспечивает стабильные обороты мотора на трассе, и лично ему нравится продукция компании Shell.
Почему в «Формуле-1» важна защита двигателя
У болидов «Формулы-1» мотор начинает работать при определенной температуре, как правило, выше 50 градусов по Цельсию. Нагрузка на двигатель при этом гораздо выше, чем у коммерческих автомобилей.
Замена масла при таких экстремальных условиях работы производится довольно часто, обычно после 360 километров пробега, так как вероятность поломки в ходе гонки очень высока. Команды не рискуют, им проще заменить масло, чем автомобиль.
Успехи Ferrari в «Формуле-1»
Команда Ferrari активно сотрудничает с концерном Shell в ходе разработки горюче-смазочных материалов. Совместный объем работ в этом направлении превышает уже 21000 часов.
В болидах команды используется топливо марки Shell V-Power и моторное масло Shell Helix Ultra, скоторые создавались специально для гонок Формула-1. Представители компании Shell заявляют, что эффективность двигателей Ferrari в связи с этим увеличилась примерно на 25 процентов с начала сезона 2014 года.
По подсчетам инженеров команды, это означает выигрыш примерно в полсекунды на каждом круге, при этом объем топлива, потраченного в ходе гонки, не увеличивается.
В «Формуле-1» каждый год осуществляется переход на новые виды смазочных масел, которые способствуют экономии топлива, увеличению ресурса двигателей и их защите при экстремальных нагрузках. Команды совместно с корпорациями проводят множество исследований, которые способствуют развитию автомобильных гонок.
Состав Топлива для Формулы 1 Shell + Scuderia Ferrari
Было бы слишком легко если бы не было никаких ограничений. Ограничения ФИА накладываются на октановое число, содержание кислорода и азота и плотность. Бензин не может содержать компоненты которые не содержаться в коммерческом бензине. Требования к коммерческому бензину установлены постановлением Европейского парламента по бензину в 2000 году. Благодаря математическим моделям позволяющим определить итоговую мощность и конечные характеристики бензина, топливо может быть изменено для повышения мощности болидов в в рамках ограничений установленными ФИА.
Чтобы удостовериться что, команды и поставщики топлива не нарушают топливные ограничения, FIA требует, чтобы Эльф, Shell, и другие поставщики топлива предоставляли образец топлива, который они собираются использовать в гонке. В любое время, инспекторы FIA могут запросить образец топлива и сравнить «отпечатки пальцев» топлива используемого по ходу гонки с образцом который был предоставлен поставщиком топлива. Команды обычно соблюдают это правило, но в 1997, Мика Хаккинен был лишен третьего места в Spa-Francorchamps в Бельгии после того, как FIA обнаружило, что химический состав топлива не соответствует правилам.
К концу 70-х правила разрешали использование высокооктанового бензина, продаваемого во Франции Италии Германии и Англии. Бензин с октановым числом 101 был доступен на европейских заправочных станциях и его октановое число могло быть повышено до 102. Когда этот тип бензина перестал открыто продаваться, поставщикам команд было разрешено создавать топливо специально под эту категорию. В результате топливо стало более сложным и сильно отличалось от коммерческого бензина.
В 80-е ограничение на октановое число 102 сохранялось и ограничения теперь коснулись содержания кислорода и азота (до 2% для обоих веществ) По прошествии времени были наложены новые ограничения, такие как давление паров, плотность содержание бензола и этила. Вплоть до начала 90-х Топливные компании экспериментировали с более чем 300 смесями за сезон.
В 1992 ФИА запретила использование в топливе любых компонентов, которые не содержаться в коммерческом бензине. Начиная с 1993 года и по сегодняшний день разрешено использование только неэтилированного бензина марки «супер» соответствующего стандартам ЕС.
Целью создания топлива является получение наибольшей мощности от двигателя с сохранением надёжности и с учётом расхода топлива.
На первом этапе проводится компьютерное моделирование при этом база данных работает более чем со 100 образцами сырья для получения экспериментального бензина. В поиске наилучших смесей высокого уровня мощности позволяющего выиграть критически важные доли секунды инженеры могут даже «сжечь» виртуальный бензин, без создания реальных образцов топлива. Некоторые команды развили компьютерные технологии так что даже могут проверить виртуальный бензин в виртуальном двигателе. Эта математическая модель позволяет отслеживать работу двигателя с различными видами топлива и физико-химических свойств сырья.
Второй этап включает создания маленьких партий различных типов экспериментального бензина и тестирование в лаборатории на соответствие регламенту. Затем образцы топлива проверяются в двигателе для определения мощности и уровня расхода топлива. После отбора типов топлива которые должны быть наиболее эффективны для двигателя команды, проводятся испытания надёжности на динамометре и на трассе. Как только тип топлива выбран его образец отправляют в Англия для проверки и утверждения ФИА.
Топ команды работая с поставщиками используют приблизительно 3600 литров топлива, 200 литров машинного масла, 180 литров масла для коробки передач, 80 литров гидравлической жидкости, 20 литров хладагента и нескольких килограммов жира за гонку. За 5 дней до гонки инженеры уже находятся на месте проведение гонки и проверяют наличие топлива а также проверяют хромотографическое и спектрометрическое оборудование необходимое для диагностики двигателя. По окончании гонки все неиспользованные продукты возвращаются поставщику.
Как уже было сказано ранее гоночное топливо Ф1 должно содержать те же компоненты что и обычное топливо. Все различия определяются пропорциями различных компонентов. Из-за этих ограничений углеводородные компоненты могут быть разделены на две основные категории:
Предельные
углеводороды(Parаffin), алканы. Данный класс углеводородов содержит в составе молекулы достаточное количество атомов водорода для насыщения атомов углерода. Парафины содержат прямые или разветвленные молекулярные цепочки с простыми углерод-углеродными связями. Алканы имеют общую формулу CnH2n+2. Бензиновая фракция нефти содержит легкокипящие углеводороды C6-C9, с температурой кипения до 140 градусов Цельсия. Эталонными веществами для определения октаногого числа бензина считаются н-гексан, C6H14 (ОЧ=0) и 2,2,4-триметилпентан, C8H18 (ОЧ=100). Парафины не вступают в реакцию с большинством химических реагентов, но легко окисляются.
Нафтеновые (Naphthenic). Данные углеводороды имеют циклическое строение с простыми связями. Они обладают превосходными свойствами при низких температурах, главным образом используются при производстве смазочных материалов.
Непредельные углеводороды.
У этого класса соединений недостаточно атомов водорода для насыщения атомов углерода, в результате чего образуются кратные углерод-углеродные связи.
Ароматические углеводороды- соединения содержащие бензольное ядро (цикл из шести атомов углерода, содержащий три двойные связи, но не фиксированными между определенными атомами углерода как у циклоалкенов, а равномерно распределенными между всеми шестью). Название класса обязано сильному запаху данных соединений. Главные ароматические соединения: бензол, толуол, стирол.
Диолефины или диеновые- непредельные углеводороды открытого строения, имеющие две двойные связи.
Ацетилен (Acetylene)- представитель класса алкинов- непредельные соединения имеющие одну тройную связь.
Заморозка» разработки двигателей, унификация электронных блоков управления… Технический регламент Формулы-1 становится все жестче, и командам все сложнее сбрасывать доли секунды на круге.
В таких условиях еще важнее кооперация между гоночными инженерами и поставщиками топлива и масел — как, например, между Ferrari и концерном Shell. Всех секретов мне в шелловской передвижной лаборатории на Гран При Италии не раскрыли, но все же…
для каждого этапа Гран При итальянская команда получает бочки с бензином Shell — его для Ferrari делают в топливной лаборатории Shell Global Solutions UK в Торнтоне близ Манчестера (см. АР №5, 2002). Там же, где производят гоночное топливо для всех команд WRC и 24 часов Ле-Мана (в этих сериях Shell является эксклюзивным поставщиком), а также для американской команды Shell-Pennzoil Motorsport серии NASCAR или для мотоконюшни Ducati, участвующей в чемпионатах MotoGP и Superbike.
Разработку спортивных масел и топлива ведут те же люди, которые занимаются рецептурой обычных, товарных продуктов: так выгоднее. Их — не более 50 человек. Но есть и «спецбригада» по Формуле-1 — пять-семь человек выезжают на все Гран При в передвижной лаборатории, «приписанной» к Ferrari. Этот прицеп тянет на звание самого дорогого в мире — оборудования, включая масс-спектрометр, в нем на шесть миллионов фунтов стерлингов!
Впрочем, аналогичные лаборатории есть и у трех-четырех других ведущих команд, а оборудование для анализа топлива стараются иметь даже аутсайдеры. Какие козыри Shell дает Ferrari? Прежде всего, их сотрудничество — давнее: впервые желтая ракушка появилась на комбинезоне Энцо Феррари еще в 1930-х годах, когда он был простым гонщиком команды Alfa Romeo. Потом Shell сопровождал уже самостоятельную Скудерию Ferrari с момента ее основания в 1947 году до начала 80-х годов. Затем был долгий перерыв, после которого, в 1996 году, компания Shell вернулась к Ferrari. Кстати, шелловцы уверяют, что их вовлеченность в разработку и обслуживание гоночных болидов Ferrari гораздо выше, чем в аналогичных связках Elf/Renault F1 или Mobil/Toyota. Но бюджет Шелла примерно в два раза меньше, чем 300 с лишним миллионов долларов в год, которые вкладывает в Формулу-1 концерн Exxon Mobil.
В распоряжении «масляного» отдела есть инфракрасный спектрограф для определения состава жидкости — например, в случае течи: моторное это масло или трансмиссионное? Но основной прибор — спектрометр американской фирмы Spectro, выявляющий наличие, характер и количество продуктов износа в маслах.
Ключевой элемент спектрометра — вращающийся графитовый дисковый электрод. Нижней частью он погружен в пробу масла объемом 2—3 мл, а сверху в него упирается графитовый стержень, заточенный по особому профилю. Между стержнем и диском зажигается электрическая дуга, спектр горения которой зависит от наличия в масле определенных элементов — диагностируется до 32 видов примесей. А интенсивность горения электрической дуги в каждом спектре говорит о количестве посторонних частиц
Shell поставляет для Ferrari все масла, смазки и топливо — только тормозная жидкость используется марки Brembo. Наибольший простор для маневра дает масло: его состав техтребования вообще никак не регулируют. Но о своих наработках в этой области шелловцы рассказывать не спешат — даже индекс вязкости держат в секрете. Не отрицают лишь того, что он заметно выше, чем у самых густых дорожных моторных масел: иначе не обеспечить прочность масляной пленки при скоростях вращения коленвала до 19000 об/мин и при температурах масла до 140 градусов. А с тех пор как в 2007 году в Формуле-1 ввели правило «один мотор на две гонки», роль присадок в масле возросла еще больше.
А главное — важнее стала работа передвижной лаборатории по ранней диагностике состояния агрегатов. Поэтому с этого года для анализа износа двигателя по количеству взвешенных частиц в масле используется новый спектрометр с вращающимся дисковым электродом. Образцы масла из двигателя поступают на анализ каждый раз, когда машина заезжает в боксы во время практики или квалификации — итого до 40 проб за уик-энд. Сам анализ занимает 30 секунд, но обычно делают два замера — и через 5—10 минут информация о состоянии мотора, коробки передач или гидросистемы оказывается у инженеров Ferrari. Кстати, наивысшие требования по чистоте масла предъявляются именно к гидравлической системе — размер взвешенных частиц не должен превышать трех микрон! А после Гран При, уже в стационарной лаборатории, делаются более серьезные анализы.
Другую половину передвижной лаборатории занимает оборудование для анализа топлива. Зачем оно нужно, если состав бензина жестко ограничивается техническим регламентом?
Дело в том, что на самом деле в правилах оговорены диапазоны тех или иных характеристик. Например, октановое число по исследовательскому методу может лежать в пределах от 95 до 102 единиц, а плотность — от 720 до 775 кг/м³. Разница в плотности в 7,5% при столитровом баке автомобиля Формулы-1 — это около 5,5 килограммов. Представляете — только за счет массы топлива можно выиграть до 0,25 секунды на круге?
Внутри трейлера-лаборатории: на левом верстаке — оборудование для экспресс-анализа бензина, на правом — «масляное» хозяйство
Но не все так просто. Как правило, более легкие фракции сгорают менее эффективно. То есть топливо может быть или легким, или «мощностным». Какое выбрать — зависит от трассы, но чаще всего применяются «промежуточные» рецептуры. Кстати, состав масел тоже меняется от трассы к трассе — например, в Австралии смазке приходится работать при влажности воздуха всего 10%, а в Сингапуре — при всех 95%. Но если масло влияет в большей степени на надежность двигателя, то бензин — прежде всего на время прохождения круга.
Искусство смешивания «победного» топлива сродни микрохирургии: в «формульный» бензин может входить до 25 компонентов, в каждом из которых учитывается наличие до 250 химических соединений! Но для простоты их можно поделить на пять категорий в зависимости от «тяжести» фракций. На выбор состава топлива влияет масса факторов: характер трассы, температура и влажность воздуха, предполагаемая тактика дозаправок, вероятность появления машины безопасности… Для скоростных трасс обычно используется большее количество тяжелых, «мощностных» фракций. А для «затычных» автодромов важнее снижение веса топлива и обеспечение плавного разгона с «низов» — в чем помогают легкие фракции.
Но вся работа по созданию топлива ведется в основном в Торнтоне, а образцы топлива для каждой трассы заранее высылаются в FIA. Задача лаборатории на трассе иная: следить за тем, чтобы топливо не вышло за пределы техтребований и не отличалось от высланных ранее в FIA образцов (в частности, по содержанию биодобавок, которых в этом году должно быть не менее 5,25 %).
Этот колоссальный труд не пропадает зря — Shell успешно пользуется гоночной славой в маркетинговых целях. Например, на заправках Shell с 1998 года можно купить топливо V-Power: как говорят сами шелловцы, пакет присадок совпадает с гоночным на 80—90%! Мы, кстати, испытывали российский бензин Shell V-Power c октановым числом 95, купленный в Питере (см. АР №9, 2007). И… ничего не обнаружили. Во всяком случае, прибавки в мощности не заметили.
Что же содержится в тех заветных 10—20% «чисто гоночных» присадок? Или на самом деле дистанция между топливом в бензоколонке и бочках на заднем дворе Ferrari настолько велика?