какое масло заливать в мопед карпаты в бензин
Мокики ЛМЗ-2.161 «КАРПАТЫ-2» РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ
Общие указания
Требования по технике безопасности
Комплект поставки
Технические данные
Устройство и регулировка основных агрегатов мокика
Органы управления и приборы
Двигатель.
Цепная передача
Передняя вилка
Задняя подвеска
Колеса
Шины
Седло.
Тормоза.
Правила эксплуатации мокика
Подготовка к эксплуатации
Особенности подготовки к эксплуатации мокика «Карпаты-2-Люкс».
Обкатка.
Запуск двигателя
Вождение
Техническое обслуживание мокика
Уход за узлами и агрегатами
Чистка
Смазка
Периодичность технического обслуживания мокика
Правила хранения мокика
Возможные неисправности и их устранение
Гарантийные обязательства
Талоны на гарантийный ремонт
Свидетельство о приемке, сведения о консервации
Цена.
Приложения.
1. Порядок проведения предпродажной подготовки мокиков
Талон проведения предпродажной подготовки мокика
2. Список предприятий, занимающихся гарантийным ремонтом мокиков
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Мокик «Карпаты-2» (рис. 1), «Карпаты-2-Спорт», «Карпаты-2-Люкс» (рис. 2)— одноместная транспортная машина, предназначенная для деловых, прогулочных и туристических поездок по шоссейным и проселочным дорогам во всех климатических зонах СССР. Мокик «Карпаты-2», «Карпаты-2-Люкс» рассчитан на перевозку груза на багажнике до 15 кг.
Рис. 1. Общий вид мокика «Карпаты-2».
Конструктивной особенностью мокика «Карпаты-2-Спорт» является руль с перемычкой, как у спортивных мотоциклов, укороченный щиток переднего колеса приподнят, глушитель — верхний с предохранительным экраном. Для удобства транспортировки между седлом и задним фонарем установлена ручка.
Мокик «Карпаты-2-Люкс» оснащен указателями поворота, что повышает удобство и безопасность езды на мокике.
Руководство по эксплуатации содержит основные сведения, необходимые для правильной эксплуатации и обслуживания мокика, соблюдение которых послужит залогом безотказной работы Вашего транспортного средства.
Перед началом эксплуатации мокика особенно внимательно изучите раздел руководства «Правила эксплуатации».
Рис. 2. Общий вид мокика «Карпаты-2-Спорт» «Карпаты-2-Люкс».
В связи с постоянной работой по совершенствованию изделия в конструкцию могут быть внесены незначительные изменения, не отраженные в настоящем издании.
2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Перед выездом проверяйте работу механизмов управления сцеплением и коробкой передач, тормозов, приборов освещения.
Переключение со II передачи на I при скорости движения, превышающей 12 км/ч, запрещается.
Не допускайте перегрева двигателя. Движение мокика с перегретым двигателем может привести к аварии.
Своевременно очищайте наружную поверхность двигателя. Наличие на картере масла и бензина может стать причиной воспламенения мокика.
Не зажигайте спичек, не курите, приготавливая топливную смесь и заправляя мокик.
Не допускайте течи, испарения бензина, не мойте бензином руки.
4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Основные параметры и размеры
База мокика, мм, не более — 1200
Дорожный просвет при полной нагрузке и номинальном давлении в шинах мм, не менее — 100
Габаритные размеры, мм, не более
длина — 1820
ширина —720
высота — 1100
Масса (сухая), кг, не более, мокиков «Карпаты-2», — 55
«Карпаты-2-Спорт» — 55
«Карпаты-2-Люкс» — 56
Максимальная нагрузка (включая водителя), Н, не более — 980 (100 кг)
Нагрузка на багажник, Н, не более — 147 (15 кг)
Максимальная конструктивная скорость, км/ч, не более — 39,9
Тормозной путь с полной нагрузкой при движении со скоростью 30 км/ч и пользовании обоими тормозами, м, не более — 7,5
Контрольный расход топлива, л/100 км, не более — 2,1
Примечание. Контрольный расход топлива служит для определения технического состояния мокика и не является эксплуатационной нормой.
Двигатель
Тип двигателя — В501 или В50, бензиновый,
двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха
Число цилиндров — 1
Диаметр цилиндра, мм — 38
Ход поршня, мм — 44
Степень сжатия — 7,7—8,5
Рабочий объем цилиндра, см3 — 49,8
Максимальная эффективная мощность обкатанного двигателя при частоте вращения коленчатого вала 4400—5200 мин-1, кВт (л. с.) — 1,32 (1,8)
Максимальный крутящий момент обкатанного двигателя при частоте вращения коленчатого вала 3700—4200 мин-1, Н. м (кгс. м) — 3,03 (0,31)
Система зажигания двигателя — бесконтактная, электронная с блоком коммутатор-стабилизатор
Система питания
Бензобак — штампованный, сварной
Карбюратор — К60В
Топливо — смесь бензина А-76 или А-72 по ГОСТ 2084-77 с маслом Д8-АСЗп-108 (М-6з/10В) в соотношении 33:1 для полностью обкатанного двигателя и 20:1 в период обкатки. Допускается применять бензин с октановым числом до 86 и специальное масло АА12ТП ТУ 38.101956-83 в пропорции 50:1 для обкатанного двигателя и 33:1 в период обкатки
Воздушный очиститель — сухой, с бумажным фильтрующим элементом ЭФВ-3-1-АУ1 ТУ 112-013-84
Система смазки двигателя — совместно с горючим
Смазочный материал для коробки передач — масло М-8-В ГОСТ 10541–78 — зимой, ДВ-АСЗп-10В(М-63/10В) ОСТ 38.01370—84 — всесезонное
Система выпуска газов — глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов и выхлопная труба
Силовая передача
Сцепление — многодисковое, работающее в масле
Коробка перемены передач — двухступенчатая
Переключение передач мокика с двигателем В501 — ножное
Переключение передач мокика с двигателем В50 — ручное
Передаточные отношения: — 4,75:1
первичная передача — 2,08:1
первая передача — 1,17:1
вторая передача
Общее передаточное отношение пускового механизма — 9,5
Передаточное отношение от коробки передач на заднее колесо — 2,2
Передача от коробки передач на заднее колесо — цепная, цепь ПР-12,7-1820-1 ГОСТ 13568-75
5. УСТРОЙСТВО И РЕГУЛИРОВКА ОСНОВНЫХ АГРЕГАТОВ МОКИКА
5.1. Органы управления и приборы (рис. 3).
Рис. 3. Органы управления и приборы:
1 — вращающаяся рукоятка переключения передач (только для мокика с двигателем В50); 2 — переключатель света с кнопкой звукового сигнала; 3 — зеркало заднего вида; 4 — руль; 5 — спидометр; 6 — фара; 7 — переключатель указателей поворота (только для мокика «Карпаты-2-Люкс»); 8 — переключатель (выключатель двигателя); 9 — рычаг тормоза переднего колеса; 10 — вращающаяся рукоятка управления дросселем карбюратора; 11 — хомут крепления тросов; 12 — рычаг выключения сцепления.
Руль трубчатой конструкции с помощью крышки и болтов крепится к передней вилке.
Рычаг выключения сцепления предназначен для разъединения и плавного соединения двигателя с силовой передачей.
Рычаг тормоза переднего колеса закреплен на корпусе рукоятки управления дросселем карбюратора. Для торможения рычаг прижмите к рукоятке руля.
Вращающаяся рукоятка управления дросселем карбюратора предназначена для регулирования количества горючей смеси, поступающей в двигатель. При повороте рукоятки против часовой стрелки (если смотреть на торец рукоятки> дроссельная заслонка открывается, и обороты двигателя увеличиваются. Если рукоятку отпустить, она возвращается в положение, соответствующее режиму холостого хода.
Вращающаяся рукоятка переключения передач мокика с двигателем В50 сблокирована с рычагом выключения сцепления. Переключать передачи можно только при выключенном сцеплении. При включенном сцеплении фиксатор в пазе рычага предотвращает переключение передачи. Для выключения сцепления рычаг прижмите к рукоятке руля.
Для включения I передачи прижмите рычаг выключения сцепления к рукоятке руля, поверните рукоятку по часовой стрелке (если смотреть на торец рукоятки) До упора и плавно опустите рычаг.
Для включения II передачи рукоятку поверните против часовой стрелки. Нейтральное положение находится между первой и второй передачами.
Переключение передач мокика с двигателем В501.
Для включения I передачи прижмите к рукоятке руля рычаг выключения сцепления, нажмите ногой вниз до упора рычаг переключения передач, который расположен на двигателе с левой стороны, затем плавно отпустите рычаг сцепления.
Для включения II передачи рычаг переключения передач поднимите вверх, предварительно выжав сцепление.
Переключатель света фары П25А с кнопкой звукового сигнала предназначен для включения ближнего или дальнего света, заднего фонаря и звукового сигнала. Поворотом рычага вправо или влево включите ближний или дальний свет и лампу заднего фонаря.
Переключатель П201 предназначен для выключения двигателя. Для остановки двигателя переведите рычаг в крайнее левое положение. Перед запуском убедитесь, что рычаг переключателя находится в среднем положении.
Спидометр служит для контроля скорости движения и отсчета пройденного пути.
К органам управления относится педаль тормоза заднего колеса, которая устанавливается на раме мокика с правой стороны.
На мокике установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель В50 или В501. Конструкция двигателя В501 полностью соответствует конструкции двигателя В50. Отличительной особенностью двигателя В501 является ножное переключение передач.
Рис. 4. Двигатель (вид слева):
1 — помехоподавительный наконечник; 2 — резино-металлическая втулка; 3 — карбюратор; 4 — пробка заливного отверстия; 5 — отверстие для контроля уровня масла; б — рычаг переключения передач (только у двигателя В501); 7 — пробка сливного отверстия; 8 — уплотнитель.
Двигатель состоит из следующих основных частей: картера, цилиндра, головки цилиндра, кривошипно-шатунного механизма, сцепления, коробки передач, пускового механизма, механизма переключения передач (в двигателе В-501), а также системы зажигания, питания и выпуска газов.
Картер является основной силовой несущей частью двигателя и состоит из левой и правой половины, стянутых винтами. К правой половине картера винтами прикреплена правая крышка 4 (рис. 5), закрывающая генератор 5, звездочку ведущую 8 и в двигателе В501 рычаг переключения передач. В ней смонтированы шестерни редуктора спидометра.
К левой половине винтами прикреплена левая крышка картера 24 закрывающая механизм управления сцеплением.
Головка цилиндра 27 (рис. 5) и цилиндр 26 отлиты из алюминиевого сплава. В головку цилиндра ввертывается свеча 28. В цилиндр запрессована гильза, изготовленная из специального чугуна. Цилиндр к картеру, а также головка цилиндра к цилиндру крепятся четырьмя шпильками и гайками. Для уплотнения между картером и цилиндром устанавливается прокладка из специального картона, а между головкой цилиндра и цилиндром — алюминиевая прокладка.
Снятие и установка цилиндра.
Инструмент: ключ комбинированный, ключ специальный, ключ рожковый 14X24, ключ 8X4,5, отвертка.
Для снятия цилиндра:
— отсоедините выхлопную трубу, бензопровод, провод свечи, а также болт, крепящий головку цилиндра к раме;
— отверните четыре гайки крепления цилиндра и снимите головку и прокладку;
— отсоедините карбюратор;
— переместите поршень в нижнюю мертвую точку (НМТ), снимите цилиндр и прокладку цилиндра;
— закройте отверстие в картере чистой ветошью. Установка цилиндра:
— выньте ветошь из отверстия в картере;
— поставьте прокладку цилиндра и цилиндр;
— поставьте прокладку, головку цилиндра и равномерно, крест-накрест, затяните четыре гайки крепления в 2—3 приема;
— затяните болт, крепящий головку цилиндра к раме;
— присоедините карбюратор;
— присоедините выхлопную трубу, бензопровод, провод свечи;
— после прогрева и полного остывания двигателя дотянуть гайки крепления головки цилиндра.
Кривошипно-шатунный механизм состоит из поршня 1 (рис. 5) с двумя кольцами 2, поршневого пальца 3, и составного коленчатого вала 6.
На сферической поверхности поршня выбита стрелка, обращенная в сторону выпускного окна гильзы цилиндра. В кольцевые канавки поршня запрессованы штифты, фиксирующие положение поршневых колец. Поршень имеет две бобышки с отверстиями для поршневого пальца. Кольцевые канавки в отверстиях бобышек предназначены для стопорных колец, удерживающих поршневой палец от осевого перемещения.
Замена поршневых конец:
— снимите головку цилиндра и цилиндр;
— снимите кольца с поршня с помощью трех тонких стальных полосок, которые прокладываются под кольцо (одна — посредине, две — под концы кольца);
— вставьте снятое кольцо в верхнюю часть цилиндра на глубину 10 мм и измерьте зазор в замке. Если зазор превышает 0,8 мм, кольца следует заменить. Новое кольцо должно иметь зазор 0,15—0,30 мм.
Коленчатый вал состоит из правой и левой цапф и запрессованного в них пальца кривошипного и шатуна. Щеки цапф являются противовесами коленчатого вала. Вал — неразъемный. В верхнюю головку шатуна запрессована втулка под поршневой палец 3 (рис. 5). Для смазки пальца в верхней головке шатуна имеется паз. Подшипник нижней головки шатуна — роликовый, игольчатый К16Х22Х12. Коленчатый вал вращается на двух шарикоподшипниках № 203.
Кривошипно-шатунный механизм смазывается маслом, находящимся в топливной смеси.
Сцепление работает в масляной ванне.
Для повышения долговечности работы сцепления соблюдайте следующие правила:
— во время работы двигателя не нажимайте долго на рычаг выключения сцепления;
— трогаясь с места, отпускайте рычаг выключения сцепления плавно;
— не ездите с частично нажатым рычагом выключения сцепления.
Регулировка сцепления.
Инструмент: ключ специальный, ключ рожковый 14X24, отвертка.
Отпустите контргайку 2 (рис. 7) и, придерживая рукой гайку регулировочную 3, вверните (выверните) упор 1, затем скова зафиксируйте его положение контргайкой.
При выворачивании упора свободный ход рычага уменьшается, при вворачивании — увеличивается.
Если при регулировке длина нарезной части упора оказалась недостаточной, укоротите свободный конец троса. Для этого отсоедините трос от рычага механизма выключения сцепления, отпустите винт крепления сухаря троса, передвиньте его в сторону оболочки, затяните винт и установите трос на место. Свободный ход отрегулируйте, как указано выше.
Для проверки регулировки сцепления включите I передачу. При выключенном сцеплении колесо должно свободно проворачиваться, при включенном — не должно проворачиваться.
Коробка передач двигателя В501 — двухступенчатая. Управляется нажатием ноги на рычаг переключения передач 21 (рис. 5).
Коробка передач и механизм переключения передач (рис. 6) имеют заводскую регулировку и в процессе эксплуатации дополнительной регулировки не требуют.
Коробка передач двигателя В50 — двухступенчатая. Управляется вращающейся рукояткой переключения передач 1 (рис. 3), расположенной на левой стороне руля,
Рукоятка сблокирована со сцеплением так, что переключение передач можно осуществлять только при выключенном сцеплении.
Регулировка механизма переключения передач и мокика с двигателем В50.
При нарушении работы механизма переключения передач отрегулируйте увеличивая или уменьшая свободный конец троса управления переключением передач аналогично регулировке свободного хода рычага выключения сцепления тем же инструментом (рис. 7). Для этого:
– отпустите контргайку и поставьте рукоятку переключения передач в положение, соответствующее включению II передачи. Если II передача не включается, значит свободный конец троса мал. Упор надо ввернуть в гайку регулировочную;
— поставьте рукоятку в положение, соответствующее включению I передачи. Если I передача не включается, значит, свободный конец троса велик и упор следует вывернуть. Если отрегулировать механизм переключения передач не удается, сократите длину троса так же, как в случае регулировки сцепления. Доступ к рычагу переключения передач открывается посла снятия правой крышки картера.
Если механизм переключения передач отрегулирован правильно, то при нейтральном положении муфты переключения передач во время работы двигателя не должен возникать звук трения муфты о шестерни.
Кикстартер (пусковой механизм).
В момент запуска двигателя муфта переключения передач должна находиться в нейтральном положении. При нажатии ногой на педаль рычага кикстартера вращение передается валу 15 (рис. 5), а муфта храповая 12 перемещается влево, и его торцевые зубья, входят в зацепление с торцевыми зубьями шестерни кикстартера 13. Пусковая шестерня через коробку передач и муфту сцепления приводит в действие кривошипно-шатунный механизм. Когда двигатель начинает работать, муфта храповая выходит из зацепления с пусковой шестерней.
Внимание! При запуске двигателя В501 рычаг переключения передач должен находиться в нейтральном положении.
Снятие и установка шатуна кикстартера.
Инструмент: ключ комбинированный, молоток и упор.
Для снятия шатуна кикстартера 16 (рис. 5) выверните и вытащите винт стяжной.
Легкими ударами снимите шатун со шлицевого конца вала кикстартера.
Установка шатуна кикстартера:
— извлеките резиновую заглушку из картера с правой стороны вала кикстартера;
— поставьте вместо нее упор для исключения осевого перемещения вала кикстартера в момент надевания шатуна на вал;
— легкими ударами молотка (деревянным или с алюминиевой оправкой) по торцу шатуна установите вертикально шатун кикстартера на шлицы вала. Во время ударов по шатуну вал кикстартера не должен перемещаться во избежание деформации и поломки стопорных колец вала кикстартера;
— заверните стяжной болт, поставьте резиновую заглушку с противоположной стороны вала кикстартера.
Электрооборудование мокика состоит из источников и потребителей электрической энергии (рис. 8 ).
Рис. 8. Принципиальная схема электрооборудования:
1 — генератор; 2 — блок коммутатор-стабилизатор; 3 — фонарь задний; 4 — включатель стоп-сигнала; 5 — высоковольтный трансформатор; 6 — свеча; 7 — помехоподавительный наконечник; 8 — переключатель света; 9 — звуковой сигнал; 10 — фара; 11 — выключатель двигателя.
Источник электроэнергии — генератор переменного тока номинальным напряжением 6 В и мощностью 45 Вт.
Потребители электроэнергии: приборы зажигания, задний фонарь, фара, звуковой сигнал.
Генератор служит для питания всех потребителей электроэнергии на мокике. Основные части генератора — статор и ротор.
Ротор установлен на коническом конце правой цапфы коленчатого вала. Зафиксирован шпонкой и закреплен болтом. Статор установлен на картере двигателя.
Генератор работает совместно с блоком коммутатор — стабилизатор и высоковольтным трансформатором, смонтированными на раме.
Электрический импульс поступает с дополнительной обмотки генератора на вход блока коммутатор—стабилизатор, а с выхода блока — на высоковольтный трансформатор.
Внимание!
Во избежание выхода из строя блока коммутатор—стабилизатор запрещается разъединять колодки и проверять электрические цепи путем замыкания на «массу» (проверять на искру) как на работающем, так и на не работающем двигателе.
Блок коммутатор—стабилизатор и высоковольтный трансформатор в процессе эксплуатации ухода не требуют и ремонту не подлежат.
Свеча зажигания А17В предназначена для зажигания рабочей смеси в цилиндре двигателя. Зажигается смесь от электрического разряда, возникающего на электродах свечи в момент образования импульса ЭДС в датчике генератора.
Зазор между электродами должен быть 0,5—0,6 мм.
При необходимости его можно отрегулировать, подогнув боковой электрод к центральному. Свеча ввертывается в головку цилиндра.
Рис. 9. Порядок установки зажигания:
1 — винт крепления статора; 2 — статор; 3 — риска на картере; 4 — болт крепления ротора; 5 — ротор; 6 — правая крышка картера.
Раннее или позднее зажигание приводит к потере мощности и экономичности, перегреву двигателя.
Установка зажигания на двигателе сводится к установке статора 2 (рис. 9) относительно ротора 5.
Снимите правую крышку, картера и проверьте совпадение риски 3 на картере с нижней кромкой выемки на статоре.
Если риска не совпадает с кромкой выемки, установите зажигание: ослабьте винты крепления статора генератора: нижнюю кромку выемки на статоре установите против риски 3 на картере, после чего затяните винты.
Во время эксплуатации мокика регулировка опережения зажигания не требуется, периодически проверяйте только затяжку винтов статора генератора.
Рис. 10. Регулировка фары.
Инструмент: ключ специальный.
Фара устанавливается между кронштейнами 13 (рис. 15) передней вилки и закрепляется болтами.
Для правильного освещения дороги фара мокика должна быть отрегулирована так, чтобы ось пучка дальнего света была отклонена вниз от горизонтали На 150 мм на расстоянии 8 м (рис. 10).
Система питания двигателя : топливный бак, ресивер, воздушный очиститель и карбюратор К60В:
Рис. 11. Схема карбюратора К60В:
1 — корпус; 2 — крышка; 3 — рычаг взаимосвязи; 4 — направляющая троса; б — пружина; 6 — дроссель; 7 —винт подъема дросселя; 8 — отверстие холостого хода; 9 — канал разбалансировочный; 10 — канал дренажный; 11 — распылитель главное системы; 12 — камера поплавковая; 13 — жиклер топливный; 14 — поплавок; 15 — игла клапана; 16 — фильтр топливный; 17 — штуцер топливоподводящий; 18 — винт регулировочный холостого хода; 19 — заслонка воздушная; 20 — канал воздушный; 21 — утопитель поплавка.
Воздушный очиститель (рис. 12) состоит из бумажного фильтрующего элемента 4, который устанавливается на ресивере 1 и крепится к нему шпилькой 2, упором 7, шайбой 5 и гайкой 6. Бумажный фильтрующий элемент установлен в корпусе 3.
Рис.12 установки воздушного очистителя:
1– ресивер; 2 – шпилька; 3 – корпус. 4 — фильтрующий элемент; 5 — шайба; 6 — гайка; 7 — упор,
Система выпуска газов представляет собой глушитель, который с помощью выхлопной трубы соединен с цилиндром двигателя. Отработанные газы, проходя через глушитель, резко снижают свою скорость и охлаждаются, шум выхлопа уменьшается.
Перед установкой цепи удалите грязь из зоны ведущей звездочки цепной передачи.
Рис. 13. Определение провисания цепи:
А — провисание 10—25 мм.
Натяжение цепи отрегулируйте так, чтобы при нажиме усилием 5—10 кг посредине между ведущей и ведомой звездочками провисание цепи было не менее 10 мм и не более 25 мм.
Не допускайте сильного натяжения цепи, так как перегружаются подшипники. Слабо натянутая цепь ухудшает условия работы цепной передачи и приводит к быстрому ее износу, во время езды может соскочить со звездочки и повредить картер двигателя.
Регулировка натяжения цепи (рис. 14)
Инструмент: ключ рожковый 14X24, ключ комбинированный.
— Ослабьте гайку 3 заднего колеса;
— отпустите контргайки 1 с обеих сторон;
— вращением регулировочных гаек 2 натяните цепь.
Рис 14. Регулировка натяжения цепи:
1 — контргайка; 2 — гайка регулировочная; 3 — гайка.
После регулировки цепи заднее колесо должно находиться в одной плоскости с передним. Перекос устраняется равномерным вращением регулировочных гаек с обеих сторон.
— снимите со стержня рулевой колонки второй подшипник.
Собирайте переднюю вилку в обратном порядке. Подшипники рулевой колонки регулируйте в собранном виде: снимите колпачок 21, отпустите гайку 22, и вращайте конус верхний 25, пока исчезнет в подшипниках люфт, а передняя вилка будет поворачиваться без заеданий.
5.5. Задняя подвеска.
Задняя подвеска мокика состоит из качающейся (маятниковой) задней вилки и двух пружинных амортизаторов.
В отверстия трубы 1 (рис. 16) маятника запрессованы две втулки 40.
В наконечнике задней вилки 5 установлен резиновый вкладыш 2, внутрь которого установлены упорные втулки 37. Между торцом трубы маятника и наконечником задней вилки вложены шайбы 39. Задняя вилка соединена с рамой мокика с помощью шпильки 38, зафиксированной гайкой 3 с пружинной шайбой 4.
Амортизатор (рис. 17) состоит из корпуса 6, головки со штоком 2 и пружины 3. На шток надет резиновый буфер 4, а в корпус запрессована капроновая втулка 5, направляющая движение штока. В отверстиях корпуса и головки установлены резиновые вкладыши 7, а в верхних вкладышах — металлические втулки 1.
Рис. 17. Амортизатор задний:
1 — втулка; 2 — головка со штоком; 3 — пружина; 4 — буфер; 5 — втулка; 6 — корпус; 7 — вкладыш.
5.6. Колеса.
Снятие заднего колеса (рис. 16).
Инструмент: ключ комбинированный, молоток.
— Поставьте мокик на подставку;
— отверните гайку 18 и снимите шайбу пружинную;
— выбейте легким ударом ось заднего колеса 30;
— снимите колесо.
Снятие переднего колеса (рис. 18 ).
Инструмент: ключ комбинированный, молоток.
— Поставьте мокик на подставку;
— отверните гайку 15 и снимите шайбу 16;
— отпустите болты 1 (рис. 15);
— выбейте легкими ударами ось 14 колеса (рис. 18 ).
Установка колес производится в обратном порядке.
В случае возникновения осевого или радиального биения обода, устраните его регулировкой натяжения спиц. Регулировку натяжения спиц осуществляйте поворотом спицевых ниппелей с помощью специального ключа, имеющегося в комплекте инструмента.
При необходимости замены подшипников во втулке колеса первым запрессуйте до упора подшипник со стороны тормоза. С другой стороны вставьте дистанционную втулку и запрессуйте второй подшипник.
5.7. Шины.
Шины мокика состоят из покрышки, камеры и ободной ленты. Если проколота Камера, демонтируйте шину и выньте, камеру. Наступая на покрышку, вдавите борт в углубление обода. По обеим сторонам вентиля на расстоянии примерно 10 см друг от друга вставьте шинные лопатки и перетяните борт покрышки через борт обода (рис. 19). В дальнейшем используйте одну лопатку. Затем из покрышки выньте камеру. Накачав камеру, по шуму выходящего воздуха определите место прокола. Если это сделать не удается, камеру погрузите в воду. Пузырьки воздуха укажут повреждение. Поврежденное место и резиновую заплату зачистите наждачной бумагой и промойте чистым бензином. Когда бензин испарится, заплату приклейте резиновым клеем согласно инструкции, имеющейся в аптечке.
Помните, что такой ремонт камеры временный. Для надежного ремонта поврежденное место надо завулканизировать.
Монтаж шин:
— проверьте, удален ли из покрышки предмет, который повредил камеру;
— если ободная лента снята, наденьте ее на обод, совместив отверстие в ней с отверстием на ободе (ободная лента должна полностью закрыть все головки ниппелей);
— при полностью снятой покрышке поместите часть борта в углубление обода, наденьте с помощью шинных лопаток весь борт на обод и сдвиньте борт покрышки к борту обода;
— присыпьте тальком внутреннюю поверхность покрышки, вставьте вентиль а отверстие обода и вложите слегка подкачанную камеру в покрышку, чтобы не было складок;
— наденьте второй борт покрышки со стороны, противоположной вентилю, я придержите покрышку;
— заправьте борт покрышки на обод, постепенно перехватывая ее все дальше по окружности;
— заправив примерно две трети длины борта, наступите на покрышку так, чтобы заправленная часть борта вошла в углубление обода, и с помощью шинных лопаток заправьте борт до конца;
— после монтажа шины на обод накачайте камеру и, постукивая по всему периметру, проверьте, чтобы покрышка села равномерно по всей окружности обода; затем, чтобы не образовались складки в камере, полностью выпустите из нее воздух и вторично накачайте.
Периодически осматривайте шины и удаляйте посторонние предметы, застрявшие в протекторе или в боковине шины.
Не допускайте продолжительной (более 30 дней) стоянки мокика на шинах с пониженным давлением.
Избегайте резкого торможения.
На ободьях колес 40ЕХ406 установлены шины 2,50/85-16″ или 2,75-16″. Шины эксплуатируются с нагрузкой до 100 кг.
Гарантийный пробег шин при соблюдении правил эксплуатации 16000 км, а с государственным Знаком качества — 20000 км.
Рис. 19. Демонтаж шины.
На переднем и заднем колесах мокика установлены тормоза колодочного типа.
Тормозные колодки должны быть чистыми, без следов грязи и масла, а тормозной механизм правильно отрегулирован.
Рис. 20. Схема раскладки инструмента:
1 —ключ специальный; 2 — ключ комбинированный; 3 — отвертка; 4 — лопатка шинная; 5 — ключ рожковый; 6 — ключ 8X4,5.
Износ тормозных колодок не должен выходить за пределы конструктивной кромки пояска, расположенного по наружному контуру колодок.
При необходимости, для компенсации эксплуатационного износа тормозных колодок, вложите между упором и торцом тормозной колодки шайбы 8 (входящие в комплект запасных частей и принадлежностей).
Регулировка переднего тормоза.
Инструмент: ключ специальный, ключ рожковый 14X24;
— Установите мокик на подставку;
— вращая поочередно колеса и одновременно нажимая на тормозной рычаг переднего колеса или рычаг привода тормоза заднего колеса, определите их свободный ход, т. е. ход до начала торможения; начало торможения определяется по резкому замедлению вращения колеса.
Если свободный ход тормозного рычага переднего колеса или рычаг привода заднего колеса не укладывается в нужные пределы (см. раздел «Технические данные»), отрегулируйте его (рис. 21, 22), вращением гайки переместите упор в ту или иную сторону и затяните контргайку.
Регулировка тормоза заднего колеса показана на рис. 22.
Рис. 21. Регулировка тормоза переднего колеса:
1 —гайка; 2 — упор.
Рис. 22. Регулировка тормоза заднего колеса:
1 — упор; 2 — гайка.
6. ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ МОКИКА
6.1. Подготовка к эксплуатации.
Смазку с поверхностей мокика удалите мягкой тканью, смоченной в бензине, и протрите насухо.
Установите на мокик снятые при упаковке сборочные единицы и детали.
Устанавливая руль, затягивайте равномерно болты крепления. Стойку зеркала закрепите неподвижно. При установке на кронштейнах фары световозвращателей, ориентируйтесь на метку «Верх».
Для закрепления тросов управления вставьте два хомутика 11 (рис. 3) в отверстие верхней траверсы передней вилки, предварительно продев в них троса.
Расконсервация двигателя: выньте пробку, закрывающую отверстие в цилиндре, залейте через свечное отверстие 40—60 г бензина или топливной смеси, затем с помощью кикстартера несколько раз проверните коленчатый вал, чтобы удалить залитую смесь. Свечу промойте в бензине, высушите и вверните в головку цилиндра вместо пробки.
Произведите расконсервацию и смазку цепи (см. раздел 7.1. «Цепная передача»).
Заправку мокика производите только смесью, указанной в руководстве.
Перед выездом тщательно проверьте крепление всех соединений, особенно гаек колес, двигателя и руля;
наличие масла в коробке передач;
правильность регулировки механизма управления сцеплением, переключения передач (мокика с двигателем В-50), тормозов;
давление в шинах, натяжение цепи и работу приборов освещения, сигнала.
Осмотрев и заправив мокик, запускайте двигатель.
6.2. Особенности подготовки к эксплуатации мокика «Карпаты-2-Люкс».
Мокик ЛМЗ-2.161Л «Карпаты-2-Люкс» — модификация модели «Карпаты-2».
Мокик «Карпаты-2-Люкс» комплектуется двигателем В 501 с ножным переключением передач и указателями поворота.
Перед эксплуатацией мокика «Карпаты-2-Люкс» установите указатели поворота, снятые при упаковке (рис. 23).
Устанавливая передние указатели поворота 3 (рис. 23), открутите от кронштейна один из корпусов, предварительно сняв оранжевый рассеиватель и отсоединив внутри корпуса провод. Затем присоедините при помощи винта 4 с гайкой и шайбой 5 кронштейн указателя к нижней траверсе передней вилки, а разобранный корпус соберите. Задние указатели поворота 7 закрепите на кронштейне под винты, крепящие задний фонарь. Для установки задних указателей поворота достаточно снять только рассеиватель.
Переключатель указателей поворота установлен ближе к рукоятке на правой стороне руля. Схема подключения показана на рис. 24.
Рис. 23. Установка указателей поворота на мокик «Карпаты-2-Люкс»:
1 — нижняя траверса передней вилки; 2 — звуковой сигнал; 3 — передний указатель поворота; 4 — винт M6-6gX12; 5 — шайба 6Л; 6 — гайка М6-6Н; 7 — задний указатель поворота; 8 — кронштейн заднего фонаря; 9 — задний фонарь.
Рис. 24. Принципиальная схема электрооборудования мокика «Карпаты-2-Люкс» :
1 – указатель поворота передний; 2 — переключатель указателей поворота; 3 — прерыватель указателя поворота; 4 — выключатель двигателя; 5 — генератор; 6 — блок коммутатор-стабилизатор; 7 — указатель поворота задний; 8 — фонарь задний; 9 — включатель стоп-сигнала; 10 — высоковольтный трансформатор; 11 — свеча зажигания; 12 — помехоподавительный наконечник; 13 — переключатель света фары; 14 — звуковой сигнал; 15 — фара.
В течение первых 1000 км пробега рабочие поверхности деталей прирабатываются друг к другу, происходит усадка резьбовых и других соединений., В период обкатки:
— начинайте движение только после прогрева двигателя;
— не прогревайте двигатель на больших оборотах;
— меньше ездите на I передаче;
— скорость движения не должка превышать на I передаче 12 км/ч, на II передаче — 30 км/ч;
— до пробега первых 500 км дроссель карбюратора открывайте на половину его полного хода;
— после пробега 500 км дроссель можно открывать больше, но ненадолго;
— не допускайте перегрева двигателя, особенно летом. Через каждые 20—25 км делайте остановки на 10—15 мин, двигатель выключайте;
— своевременно переключайте передачи, чтобы не перегружать двигатель;
— периодически проверяйте крепление болтов и гаек;
— после пробега 250—300 км проверьте натяжение спиц колес;
— после пробега первых 500 км смените масло в коробке передач.
6.4. Запуск двигателя.
Перед запуском рекомендуется включить первую передачу и покатать мокик вперед и назад, два—три раза выжав муфту сцепления. Если сцепление работает исправно, двигатель можно запускать.
Убедитесь, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и откройте бензокраник.
Запуская холодный двигатель при низкой температуре воздуха, нажмите на утолитель поплавка 21 (рис. 11) до появления топлива и закройте воздушную заслонку 19 карбюратора. Если двигатель запускается при нормальной температуре воздуха, нажимать на кнопку утолителя не надо.
Прогретый двигатель запускайте при открытой воздушной заслонке карбюратора
Запрещается запускать двигатель на подставке.
6.5. Вождение мокика.
Трогаясь с места прижмите к рукоятке руля рычаг выключения сцепления, включите I передачу и плавно отпустите рычаг выключения сцепления, одновременно повернув на себя вращающуюся рукоятку управления дросселем карбюратора.
Не допускайте больших оборотов двигателя при выключенном сцеплении. Число оборотов должно быть таким, чтобы при включении сцепления и начале движения двигатель не глох.
Не отпускайте резко рычаг выключения сцепления: двигатель может заглохнуть или мокик двинется вперед резко.
Нельзя длительное время ездить на I передаче, так как двигатель перегревается, быстро изнашивается и перерасходуется топливо.
Разогнав мокик до скорости, соответствующей максимальным оборотам двигателя, включите II передачу. Для этого прижмите к рукоятке руля рычаг выключения сцепления, одновременно уменьшив число оборотов двигателя («сбросив газ»). Затем плавно отпустите рычаг выключения сцепления, увеличивал число оборотов двигателя («прибавляя газ»). Для перехода со II передачи на I сбросьте газ и снизьте скорость мокика до 10—12 км/ч. Прижмите к рукоятке руля рычаг выключения сцепления, включите I передачу и, плавно отпуская рычаг выключения сцепления, одновременно прибавьте газ.
Внимание! Переключение со II передачи на I при скорости движения, превышающей 12 км/ч, не допускается, это приводит к поломке коробки передач.
Тормозить можно тормозами, двигателем, тормозами и двигателем одновременно.
Тормозами. Выключите сцепление, сбросьте газ и плавно нажмите на рычаги тормозов заднего и переднего колес. Одновременное действие двух тормозов улучшает устойчивость мокика.
Двигателем. Убавьте обороты, не выключая сцепления. При достижении скорости 10—12 км/ч сцепление выключите, чтобы двигатель не остановился.
Двигателем и тормозами одновременно. Убавьте газ и, не выключая сцепления, нажмите на рычаги тормозов заднего и переднего колес.
Тормозите плавно. Резкое торможение приводит к остановке двигателя, поломке деталей силовой передачи. На скользких и влажных дорогах резкое торможение опасно.
При движении на подъем рассчитайте скорость машины так, чтобы избежать вынужденной остановки. Если подъем пологий, надо разогнать мокик с расчетом пройти весь подъем или значительную часть его на II передаче. Если на подъеме скорость начинает заметно падать, следует перейти на I передачу.
Приближаясь к крутому подъему, включите I передачу и не меняйте ее до конца подъема. Если двигатель заглохнет на подъеме, запустите его, придерживая мокик тормозом переднего колеса, включите I передачу и отпустите одновременно рычаг тормоза и рычаг выключения сцепления.
Участки сухого песка рекомендуется проходить на II передаче с повышенной скоростью, сохраняя постоянное число оборотов двигателя и прямолинейное движение. Нельзя круто поворачивать руль, выключать сцепление, переключать передачи и резко увеличивать число оборотов двигателя. Это может вызвать остановку мокика вследствие пробуксовки заднего колеса.
Этого же правила надо придерживаться, преодолевая участки густой грязи.
Летом внимательно следите за тепловым режимом работы двигателя. Признаки нормальной работы двигателя — хорошая приемистость, отсутствие стука в кривошипно-шатунном механизме. Признаки перегрева двигателя — медленный набор скорости, резкий металлический стук в кривошипно-шатунном механизме.
Для охлаждения остановите перегретый двигатель и дайте ему остыть.
Категорически запрещается охлаждать двигатель водой.
При эксплуатации мокика недопустимо попадание воды в бензобак и картер двигателя. Следите за чистотой агрегатов мокика, особенно приборов электрооборудования. При остановках двигателя обязательно перекрывайте бензокраник.
7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МОКИКА
7.1. Уход за узлами и агрегатами.
Для проверки уровня масла выверните пробку контрольного отверстия масло должно вытекать.
Меняйте масло сразу после поездки, пока двигатель не остыл и масло лучше стекает с шестерен и стенок картера.
Пусковой механизм. Регулярно подтягивайте болт крепления шатуна кикстартера и винт крепления педали шатуна.
Электрооборудование. Регулярно проверяйте места крепления электропроводов.
Генератор и приборы зажигания содержите в чистоте.
Карбюратор. Периодически промывайте чистым бензином и очищайте детали карбюратора, а также топливный и воздушный каналы от грязи и смолистых отложений, содержащихся в топливе. Промытые детали и каналы карбюратора продуйте воздухом с помощью насоса. Категорически запрещается прочищать жиклер и калиброванные отверстия карбюратора проволокой и другими металлическими предметами. Уплотнительные прокладки карбюратора должны быть без повреждений. Периодически промывайте отстойник и сетку бензокраника в чистом бензине. Обнаружив даже самые незначительные подтекания топлива, подтяните крепление поплавковой камеры 12 (рис. 11), а если необходимо — замените уплотнительную прокладку.
Цепная передача. Для смазки цепи снимите ее, отсоединив фиксирующую пластинку и вынув замок цепи.
Перед смазкой цепь тщательно промойте в керосине, а затем погрузите в смесь расплавленной смазки солидола синтетического и графита (5%). Когда смесь остынет, цепь выньте, снимите излишки смазки и установите на место, удалив грязь из зоны ведущей звездочки цепной передачи. Устанавливая цепь, следите за правильным положением фиксирующей пластинки замка цепи. Пластинку устанавливайте разрезанным концом в сторону, противоположную направлению движения цепи.
Колеса. Для смазки подшипников снимите колесо, выньте сальник и заполните подшипник свежей смазкой солидола синтетического (периодичность смотрите в подразделе 7.4).
Устанавливая колеса, проверьте совпадение их плоскостей и плоскостей ведущей и ведомой звездочек.
Отрегулируйте натяжение цепи.
Чистку мокика производите сразу после поездки. Двигатель и коробку передач чистите волосяной кистью, смоченной в средстве для очистки двигателя. Лакированные и хромированные части промойте водой, а затем протрите сухой фланелью.
При длительном хранении хромированные части должны быть смазаны консервационной смазкой ПВК, НГ-203Б или НГ-204У.
Не рекомендуется:
— соскабливать или обтирать высохшую грязь;
— употреблять для промывки соду, растворитель и др.
Узлы мокика смазывайте регулярно и тщательно, согласно указаниям по техническому обслуживанию. Отсутствие смазки способствует быстрому износу механизмов.
Смазывая узлы, требующие разборки, удалите старую смазку, промойте детали керосином и смажьте заново.
Избегайте излишней смазки узлов и деталей. Это может привести к нежелательным результатам. Например, причиной плохого торможения часто является замасливание тормозных колодок из-за обильной смазки подшипников ступиц и оси тормозного кулачка.
8. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ МОКИКА
При подготовке мокика к хранению:
— тщательно вымойте его;
— освободите бак и карбюратор от горючего, бак промойте маслом;
— полностью смажьте мокик;
— хромированные части смажьте бескислотным вазелином;
— в цилиндр через отверстие для свечи налейте 20—30 г обезвоженного автола и проверните несколько раз коленчатый вал двигателя;
— подготовьте к консервации резину.
Мокик рекомендуется хранить в помещении при температуре не ниже 5°С, снизив давление в шинах до 50 кПа (0,5 кгс/см2).
Если температура в помещении ниже 5°С, шины снимите, камеры слегка накачайте, вложите в покрышки и храните в более теплом помещении.