какое масло залить в электродвигатель
Типы моторных масел для электродвигателей
31 июля 2011, 16:17 7313
Давайте рассмотрим типы масел, которые могут использоваться не только для вашего автомобиля, но и другого оборудования. Электродвигатели преобразовывают электрическую энергию в механическую и используются в различных коммерческих и бытовых целях. Эти двигатели требуют специально разработанных смазочных материалов, так называемых моторных масел, для их непрерывной работы и для защиты от износа. Существуют различные типы моторных масел, которые в основном различаются химическим составом и источниками происхождения. Другими словами, все категории моторного масла выполняют аналогичные функции смазки электрических компонентов двигателя, а их классификация производится на основе их композиционного свойства, которое определяет уровень их эффективности в электродвигателе.
Обычные масла
Обычное моторное масло получают из сырой или нерафинированной нефти и в дальнейшем обрабатывают с помощью различных химических добавок. Этот тип масла имеет вязкую консистенцию и резкий запах. Он специально разработан для использования в коммерческих и промышленных электродвигателях. Обычное моторное масло не рафинированное на молекулярном уровне. Это означает, что оно всегда содержит органические и неорганические примеси и по этой причине его не используют на чувствительных или маломощных двигателях на электричестве.
Синтетические масла
Синтетическое моторное масло также получают из сырой нефти, а затем производят его химическую обработку. Этот тип масла содержит минимальный уровень примесей. По этой причине синтетическое моторное масло имеет минимальный запах и может быть использовано для электродвигателей с высоким и низким уровнем мощности. Некоторые основные сферы применения синтетических моторных масел включают автомобильные электродвигатели, реактивные двигатели, бытовые водяные насосы и двигатели мотоциклов.
Полусинтетические масла
Полусинтетические моторные масла состоят химической смеси синтетических и других масел в соответствующей пропорции. Этот тип масел обходится дешевле, чем полностью синтетические моторные масла, и может быть использован в качестве дешевой замены для электродвигателей. Полусинтетическое масло также известно как синтетическая смесь и, как правило, производится в соотношении от 30 % до 40 % синтетического и от 60 % до 70 % сырых органических масел. Этот показатель указывает на уровень производительности полусинтетических моторных масел, которое возрастает с увеличением процентного содержания полностью синтетическое масло.
Масла на биологической основе
Этот тип масла уже давно используется в качестве смазочных и теплопоглощающих вязких материалов. Этот тип масла включает в себя все биологически существующие органические жидкости, которые были использованы в качестве топлива, а также смазочных материалов для различных задач домашнего хозяйства. Тем не менее, этот вид масла не используются в промышленности для смазки электродвигателей, а специально предназначен для применения в виде жира или воска в не больших бытовых электрических двигателях, таких как вентиляторы, вытяжки и прочие устройства с электродвигателями.
Digitrode
цифровая электроника вычислительная техника встраиваемые системы
Масло для электродвигателей снижает затраты энергии
В проектах по снижению энергопотребления на предприятиях, как правило, в первых пунктах указывается освещение и электродвигатели. Если с освещением все довольно просто (существующие светильники заменяются на светодиодное освещение), то с электромоторами все несколько сложнее.
Далеко не всегда выделенный бюджет позволяет заменить менее эффективные двигатели на новые более дорогие модели. Но и в данном случае выход есть, поскольку можно повысить энергоэффективность имеющегося электромеханического оборудования, не прибегая к дорогостоящим заменам. Электродвигатели и компрессоры, примеры которых можно посмотреть тут, в большинстве своем нуждаются просто в правильном обслуживании, о чем и пойдет речь ниже.
В типичной промышленной установке одним из типов оборудования, которое подключенно к двигателю, является своеобразная коробка передач или редуктор, то есть такой блок, в котором имеются шестерни для изменения момента на валу. Смазка в редукторе должна быть специальным трансмиссионным маслом, и такое масло имеет отчетливый запах. Как правило, промышленный редуктор имеет верхнюю откидную крышку для добавления масла. Снимите ее и попытайтесь обнаружить этот запах трансмиссионного масла (у него сернистый оттенок). В противном случае механикам, вероятно, потребуется обслуживание или замена этого редуктора.
Теперь используйте инфракрасную камеру или прибор с точечным определением температуры, чтобы измерить температуру через это отверстие. При хорошем масле, залитом до нужного уровня, эта температура должна быть на несколько градусов выше температуры окружающей среды. Избыточная температура редукторе означает, что энергия теряется, как в самом редукторе, так и в двигателе. Это также означает, что шестерни в редукторе стираются. Эта избыточная температура может быть вызвана механическим износом, проблемами выравнивания или другими физическими проблемами. Но, как правило, это из-за недостатка смазки.
На одном заводе-изготовителе экономная инициатива с затратами привела к тому, что вместо специального трансмиссионного масла в редукторах использовалось обычное моторное масло. И вместо синтетического масла это было масло на основе парафинов, произведенное по старой технологии, что вызывало большое внутреннее трение. Использование неправильного масла в сочетании с общей невнимательностью при проверки уровня смазки означало, что редукторы работали гораздо жарче, чем следовало бы. Эта проблема была обнаружена электриком с инфракрасной камерой.
После того, как механики промыли каждый редуктор и залили нужное количество правильного масла, разница между температурой окружающей среды и температурой в редукторе уменьшилась на 30°. Неудивительно, что температура обмоток двигателя также уменьшилась (двигатели не должны были работать так же тяжело).
Если бы кто-нибудь потратил время, чтобы подсчитать, сколько электричества понадобилось, чтобы нагревать двигатели и редукторы до такой степени каждую минуту каждого дня, общая сумма была бы весьма значительной. Поэтому от выбора масла для электродвигателей зависит как их работоспособность, так и общая экономия энергии, а значит и бюджет предприятия.
Какое масло заливать в мотор-редуктор?
Практически любой современный механизм нуждается в качественной лубрикации. Именно лубрикант позволяет существенным образом увеличить ресурс механизма, снизить шумовую нагрузку во время работы, а также качественно отводить тепло.
К таким механизмам вполне можно отнести и мотор-редукторы. Ещё в Древнем Египте использовалось растительное масло в колесницах для обеспечения плавности хода. Отметим, что натуральные масла использовались достаточно долго, пока Леонардо да Винчи не предложил альтернативу.
Синтетика и минералка: что предпочесть?
Именно вязкость, сохраняемая на всём температурном диапазоне и позволяет сохранять механизм в целости и сохранности. В редукторах достаточно часто используются трансмиссионные масла.
Они заливаются до уровня пробки и эксплуатируются установленный промежуток времени. Однако, с таким же успехом можно использовать и индустриальные масла. Их технические характеристики ничуть не уступают.
Минеральные масла изготавливаются непосредственно из нефти. Натуральный продукт высоко котировался до тех пор, пока не появились синтетические аналоги, с более высокими техническими характеристиками. В частности, их можно использовать дольше, так как они за счёт присадок способны сохранять свои главные свойства. Следовательно, промежуток между обслуживанием мотор-редуктора увеличивается.
Различный уровень смазки в различных редукторах
Вряд ли стоит говорить о том, что конструкция редукторов может быть различной. К примеру, для червячного мотор-редуктора необходимо большее количество смазки. В особенности оно требуется непосредственно для червяка.
Как правило, при обслуживании червяк окунают в масло полностью и ставят на место (также уже смазанное). Однако, существуют конструктивы, в которых масло может сливаться и закачиваться.
Закачка осуществляется при помощи большого шприца под давлением.
Контроль свойств масла внутри мотор-редуктора является гарантией сохранности его эксплуатационных характеристик.
В видео демонстрируется, как быстро и чисто залить масло в редуктор:
Смазки для подшипников электродвигателей
Наиболее часто встречающаяся на всех производствах составная часть оборудования – электродвигатель. Смазка для подшипников электродвигателей – в этой статье мы попробуем помочь вам разобраться как выбрать смазку для электродвигателя, на что обратить внимание, как и чем смазывать электродвигатель чтобы продлить срок его службы.
Обслуживание электродвигателей один из обязательных пунктов в перечне служебных обязанностей механических служб, одной из составляющих такого обслуживания является смазывание подшипников.
Несмотря на то что срок службы подшипника складывается из множества факторов, начиная от качества исполнения самого подшипника, корректности его верной установки и наличия или отсутствия факторов влияния среды срок его службы можно радикально повысить при условии своевременной и правильной смазки.
Правильно подобранная смазка в зависимости от типа электродвигателя, условий его эксплуатации позволит вам обеспечить надежную и долговременную его работу. Неправильно подобранная смазка в тоже время грозит самое меньшее повышенным расходом и увеличением затрат на обслуживание, в худшем же случае вызовет повышенный износ, а в дальнейшем и разрушение подшипника. Особенно это применимо к подшипникам, эксплуатирующимся в сложных условиях – при высоких температурах, скоростях и нагрузках.
Роль смазочных материалов
Применение смазочных материалов позволяет снизить трение на поверхности ролик-сепаратор, демпфирует ударную нагрузку тел качения на обойму и соответственно уменьшает шум при работе механизма. Также применение смазок способствует равномерному распределению тепла от поверхностей трения, являются своеобразным буфером защищающим подшипник от механических загрязнений (чем выше точность исполнения узла и чем выше скорость его вращения тем более весом этот фактор), а также защищает поверхность металла от коррозии.
Для правильной работы подшипника необходимо соблюдать рекомендации по нанесению и нормам закладки смазок, закладывать лишнюю смазку в подшипник не только неэкономично, но и приводит к тому что смазка хуже отводит тепло и может способствовать увеличению температуры подшипника. По данным исследований повышение температуры подшипника на 10 градусов снижает срок его службы на 20%.
Смазка подшипников электродвигателей 3000 об/мин
Другие смазки
Для смазывания электродвигателей применяются консистентные смазки на различных загустителях, например смазки на основе кальциевого мыла – простейший представитель этого класса смазок это обыкновенный солидол, однако солидолы уже не удовлетворяют требованиям предъявляемым к современным смазкам и не могут обеспечить надежную работу электродвигателя.
Другой представитель кальциевых смазок это смазка разработанная во времена СССР – ЦИАТИМ-221.
ЦИАТИМ-221 – это смазка на основе синтетической полисилоксановой жидкости 132-24 загущенной кальциевым мылом, смазка специально разработана для применения в электродвигателях со скоростью вращения до 10000 об/мин.
Литиевые смазки – благодаря структуре загустителя смазки на основе литиевых мыл применяют в широком интервале температур. Нами разработана смазка на основе литиевого мыла Rox MS с добавлением дисульфида молибдена – дли использования в электродвигателях при оборотах до 5000 об/мин при средних и высоких нагрузках. Благодаря содержанию в составе дисульфида молибдена смазка обладает высокими противоизносными свойствами.
Смазки на основе полимочевины – уникальные смазочные материалы с точки зрения их механической и химической стабильности, а также устойчивости к температурам. Благодаря природе загустителя смазки относятся к беззольным, т.е. не оставляют нагара, образуют сверхстабильные реологические системы (смазка быстро восстанавливает структуру после механического воздействия, отлично противостоит повышению нагрузки благодаря чему срок ее службы выше смазок на основе мыльных загустителей).
Выбор смазки для электродвигателя следует производить с учетом ряда факторов:
Скорость вращения подшипника требует особого внимания, чем выше скорость тем ниже должна быть вязкость базового масла на основе которого изготовлена смазка.
Нагрузка на вал покажет, необходима ли смазка с повышенной несущей способностью (с EP присадками)
Длительность бесперебойной работы – выдвигает требования к механической стабильности смазки.
При температуре работы подшипника от 130 градусов и выше следует отдавать предпочтение смазкам термостойким, с температурой каплепадения от 190 градусов и выше.
Таким образом смазочный материал должен сохранять консистенцию в пределах рабочих температур, обладать высокой механической стабильностью, не вызывать эффект саморазогрева ( т.е. вязкость его базового масла должна соответствовать скорости работы), обладать устойчивостью к окислению.
Консистентная высокотемпературная смазка на основе минерального масла с полимочевинным загустителем ROX PU EP разработана нами для применения в электродвигателях тяжелой внедорожной техники, электродвигателях насосов и вентиляторов вместо таких смазок как SKF, MOBIL XHP, SHELL GADUS, ею могут смазываться и ступичные подшипники.
Идеальные смазки для электродвигателей
Нужно ли электромобилям масло и другие вопросы по их обслуживанию
Нужно ли электромобилям масло?
Ответ очень короткий: нет. Электромобили не нужно заправлять маслом, как обычные машины, работающие на бензине. У них совершенно иная трансмиссия, благодаря чему этот аспект техобслуживания неактуален.
Но это не означает, что электрокары обходятся вовсе без техобслуживания. Как и в случае с автомобилем с двигателем внутреннего сгорания, вам придется регулярно заглядывать в дилерский центр, но типы работ и затраты будут отличаться.
Разберемся, на что стоит обратить внимание до покупки.
Почему электрокарам не нужно моторное масло
Электромобили работают от электродвигателей, а не от двигателей внутреннего сгорания.
Традиционным автомобилям необходима смазка движущихся деталей мотора. Поршни, клапаны и другие подвижные части двигателя должны плавно взаимодействовать друг с другом на очень высоких скоростях, и масло обеспечивает безопасное скольжение.
Также оно уберегает двигатель от перегрева. В результате взаимодействия металлических деталей в масле скапливаются микроскопические частицы, которые необходимо периодически удалять. Для бесперебойной работы двигателя его сливают и заливают новое.
В электрокаре ничего подобного нет. Он работает на аккумуляторе и электродвигателе. Нет ни поршней, ни клапанов, ни прочих движущихся деталей, которые требуют смазки, поэтому и регулярная замена масла в электромобиле не нужна.
Техобслуживание электромобилей
Самые популярные трансмиссии электромобилей исключают более двух десятков подвижных деталей по сравнению с автомобилем с двигателем внутреннего сгорания. Логично, что благодаря этому электрокар обходится меньшим техобслуживанием, чем традиционный автомобиль.
Поскольку электромобили появились не так давно, и технология все еще развивается, четких сроков прохождения техосмотра пока нет. Тем не менее, рекомендуется проходить его ежегодно во избежание каких-либо неисправностей. Автокарам с годовым пробегом более 20000 км не помешает техосмотр дважды в год, что продлит срок службы аккумулятора.
Теперь подробнее о деталях, требующих регулярного осмотра.
Охлаждающая жидкость для аккумулятора
Нагревание – серьезная проблема электромобилей, как и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Для регулирования тепла от литий-ионного аккумулятора автокаров используется охлаждающая жидкость – принцип тот же, что и в обычных машинах.
Важно проверять уровень охлаждающей жидкости в аккумуляторе, обогревателе салона и инверторе питания. Если печка особых проблем не доставляет, два других элемента невероятно важны. Нередко возгорание автомобиля происходит из-за перегрева батареи, поэтому в ваших интересах контролировать уровень хладагента.
Трансмиссионная жидкость
Нынешние автомобили Tesla, как и большинство электрокаров, не используют трансмиссию, поэтому они не нуждаются в техобслуживании с проверкой жидкости, как обычные авто.
А вот новенький полностью электрический Taycan Porsche расширяет горизонты с двухступенчатой коробкой передач, которой, вероятно, потребуется обслуживание с заменой трансмиссионной жидкости.
Тормозные колодки
Хотя электромобили используют тормозные колодки, частая их замена не требуется. Система рекуперативного торможения уменьшает износ тормозов, преобразуя кинетическую энергию движущегося автомобиля в электрическую энергию аккумулятора. По сути, это основное средство замедления, снижающее износ тормозных колодок.
Система рекуперативного торможения – ключевой элемент энергетического оборудования. Стандартное обслуживание электрокара включает обеспечение надлежащего функционирования тормозной системы, что крайне важно, поскольку она отвечает не только за выработку энергии, но и является основным средством замедления. Это решающий фактор безопасности, поэтому без регулярной проверки тормозов не обойтись.
Сроки службы деталей
Производители электромобилей используют разные технологии и операционные системы. Яркий пример таких различий – Tesla Model 3 и Nissan Leaf. Это может повлиять на техническое обслуживание. Ниже ориентировочное руководство, но за более точными рекомендациями лучше обратиться к производителю:
Программное обеспечение
ПО – важный компонент системы управления электрокаром. Аналогичной системой оснащены все современные автомобили с ДВС. Однако Tesla создали новый прецедент.
Вместо традиционного обновления софта в дилерском центре, они отправляют обновления по воздуху, добавляя функции и фишки для повышения эффективности управления аккумуляторами. Скрестите пальцы, что все будет ОК, поскольку несколько предыдущих обновлений были неудачными.
Кроме того, в краткосрочной перспективе электрокар очень прост в обслуживании. Его техосмотр сводится к базовым пунктам, таким как проверка смазки дверных петель и проветривание покрышек – все как с обычным автомобилем.
Но в долгосрочной перспективе есть парочка сложностей, которые стоит учитывать.
Долгосрочное владение и техническое обслуживание
Задумываясь о покупке обычного автомобиля, как долго вы планируете гонять на нем? Три года? Пять лет? Десять? На 10 лет вы вряд ли рассчитываете, но если так, машине потребуется серьезное обслуживание. Тот самый момент, когда владение электрокаром вылетает в копеечку.
Каждые лет семь требуется капитальное обслуживание охлаждающей жидкости, включая слив, очистку и заправку всех трубопроводов. Также необходима проверка схемы передачи мощности и, возможно, замена некоторых электрических компонентов, связанных с аккумулятором, инвертором и электродвигателем.
Примерно через 12 лет непрерывного использования потребуется замена аккумулятора – и это, пожалуй, самое сложное. Если говорить про обычный автомобиль, то замена двигателя сегодня не проблема, а при правильном обслуживании он может работать более 30 лет. Если повезет, при хорошем уходе он способен намотать 800 тысяч километров и больше.
По словам экспертов, в ближайшие годы пробег электрокаров сможет достигать в среднем 500 тысяч км. На этом этапе мощность аккумулятора понизится примерно до 70% от первоначальной производительности, что явно не будет устраивать водителей. Стоимость нового варьируется от 1000 до 6000 долларов – сопоставимо с заменой двигателя внутреннего сгорания в обычном автомобиле.
Некоторые компании предлагают 8-10-летнюю гарантию на аккумулятор при ограниченном пробеге. Если возникли проблемы, разумнее все уладить до истечения срока гарантийного обслуживания. Не стоит откладывать решение вопроса в долгий ящик, поскольку ремонт или замена батареи могут обойтись дороже совершенно нового автомобиля.
Подробнее о минусах электрокаров и особенностях зимней эксплуатации читайте в нашем блоге.
Можно ли сэкономить, владея электрокаром?
В принципе, можно. Все зависит от того, какой автомобиль был у вас раньше.
К примеру, покупка и обслуживание надежного и эффективного Honda Fit обойдется дешевле Tesla и аналогичных элитных электрокаров.
Однако после роскошного BMW или Mercedes с множеством функций, покупка электромобиля сопоставимого уровня ударит по карману.
Выбор электрокаров растет с каждым годом, и подобрать оптимальную по соотношению цены/качества модель становится все проще. Вот, к примеру, топ китайских электромобилей в Украине и обзор электрических кроссоверов, которые один за другим выходят на рынок.
Если в вашем городе нет проблем с зарядными устройствами и вы готовы к возможным сложностям с их поиском, когда необходимо проехать 500 км, электрокар отлично подойдет вам. Посмотреть расположение зарядных станций можно на карте карте. Кроме того, на нашем сайте вы сможете приобрести зарядную станцию в личное пользование.
Аспекты техобслуживания, которые не требуются электрокарам
Помимо отсутствия необходимости менять масло, электрокар избавляет владельца от:
Благодаря этим факторам, электрокар требует меньше времени и денег на содержание по сравнению с автомобилем с ДВС. Главное обновите его лет через семь после покупки: оставьте заморочки с аккумуляторами кому-нибудь другому, иначе об экономии и речи быть не может.