какое масло лучше 5w40 или 10w 40 для двигателя
Масла средней вязкости: SAE 0W-40, 5W-40, 10W-40
О том, что именно означают параметры вязкости масла, уже давно идут горячие дискуссии. Упрощенно значения SAE объясняют допустимым диапазоном рабочих температур, но это именно упрощенное объяснение, которое показывает приблизительные ориентировочные параметры. Характеристика SAE говорит не только о температурно-вязкостных показателях, но и о характеристиках масляной пленки, необходимых для нормальной работы двигателя.
Чтобы понимать суть стандарта SAE, нужно ориентироваться в свойствах моторного масла. Например, до 50-х годов ХХ века масла делились на зимние и летние, и некоторые производители до сих пор выпускают масла только зимней или только летней вязкости для ретро-автомобилей и некоторой специфической техники (например, снегоходов или сельскохозяйственных комбайнов). Всесезонным масло стало после изобретения полимерного загустителя или модификатора вязкости (Viscosity Index Improvers), который сжимается при низких температурах, делая масло более текучим, и расширяется при нагреве, загущая масло.
Дополнительно снизить температуру застывания помогли депрессорные присадки. В любом масле, как бы качественно оно ни было очищено, остается некоторое количество парафинов, которые при застывании образуют длинные молекулярные цепочки, вызывающие загущение масла. Депрессорные присадки, соединяясь с парафинами, образуют при низкой температуре не длинные цепочки, кристаллы округлой формы, на порядок меньше сгущающие масло на морозе. С момента изобретения модификаторов вязкости всесезонные масла стали привычными для автолюбителей, а специализированные используются преимущественно для спорта.
Однако даже с модификатором вязкости масло загустевает на морозе и разжижается при нагреве, и этот закон физики пока еще никто не смог побороть. Застывшее до состояния пластилина масло – главная беда мотора, когда при работе возникает сухое трение (вместо гидропланирования на тончайших слоях жидкости, как это должно быть). То же касается и масла со слишком низкой вязкостью, при которой повышение температуры до 150С делает его настолько жидким, что оно теряет свои свойства, стекая с металла без образования сплошного слоя (пленки), либо образует слишком тонкий слой, не компенсирующий толщину зазоров в парах трения.
Характеристики масла SAE 0W40
Характеристики масла SAE 5W40
Как делается выбор вязкости масла
Выбор любого масла делается на основании рекомендаций автопроизводителя. Лучший вариант – заглянуть в сервисную книжку транспортного средства, в которой будут указаны рекомендованные характеристики и даже марки моторного масла. Как правило, рекомендации к двигателю выглядят примерно так:
Самые ходовые масла в нашем климате это 5W-30, 0W-40, 5W-40 и 10W-40. Если из рекомендуемых масел SAE 0W-40 это наименьшая или одна из наименьших вязкостей, его можно выбирать для зимнего использования. Масло SAE 5W-40 – одно из самых универсальных, подходящее для использования в течение всего года. К тому же, масла этой вязкости, как правило, делаются на синтетической основе, а значит, более устойчивы к термической и механической деградации. Масло SAE 10W-40 можно использовать в условиях нехолодной зимы и жаркого лета, если в документации к двигателю оно указано среди рекомендуемых. Многие автовладельцы выбирают на летний сезон именно эту вязкость для более надежной защиты мотора.
Нужно отметить, что, несмотря на одинаковый показатель кинематической вязкости SAE 40, по факту масла будут немного различаться: 10W-40 из всей группы наиболее вязкое, в том числе благодаря полусинтетической основе (если масло не рассчитано на большие морозы, оно, как правило, делается из минеральных или полусинтетических базовых компонентов). Зачастую специалисты рекомендуют эту вязкость для подержанных автомобилей, в том числе ВАЗов и прочего отечественного автопрома.
На чем основываются рекомендации автопроизводителей
Рекомендации по использованию моторного масла базируются на особенностях конструкции двигателя. Например, это размер зазоров в парах трения: чем они больше, тем толще должна быть масляная пленка, которая разделяет металлические детали. Ведь в работающем двигателе контакта металла с металлом нет, все части разделены тончайшим слоем масла. Новые двигатели, в которых подгонка пар трения выполнена более точно, а также используются металлы с низким коэффициентом температурного расширения, требуют менее вязких масел.
Также учитывается температурный режим работы двигателя: если он не превышает 100С, производитель рекомендует менее вязкие марки масел, а вот двигатели, разогревающиеся до 130-150С потребуют специальных высоковязких масел, стойких к термической деградации.
Если в рекомендации указаны масла вязкостью 0W-40, 5W-40, 10W-30, 10W-40 то выбирать нужно именно из этих вариантов. Если залить более вязкое масло, можно не только потерять в мощности и расходе топлива (больше вязкость – больше сила трения в слоях жидкости), но и довести мотор до капитального ремонта. Кроме того, масляные каналы могут быть настолько тонкими, что слишком вязкое масло по ним не пройдет даже при несильном холоде. И наоборот, для двигателей, требующих вязких масел, слишком тонкая масляная пленка приведет к появлению вибрации и сухого трения.
Часто можно встретить рекомендации использовать масла более высокой вязкости, если двигатель прошел уже 100-150-200 тыс. км. Определенный смысл в этом есть: как бы тщательно владелец ни ухаживал за своей машиной, механические детали потихоньку изнашиваются. Зазоры в двигателе становятся чуть больше, а значит, в них нужна и масляная пленка чуть толще. Но даже в этом случае выбор более вязкого масла нужно делать из списка допустимых степеней SAE. И, конечно, ориентироваться на техническое состояние мотора.
Какое масло лучше 5w40 или 10w40. В чем отличие
От качества моторного масла используемого в двигателе внутреннего сгорания, зависит не только общий ресурс агрегата. При максимальном снижении трения между металлическими деталями удаётся добиться прироста мощности, снижения уровня шума и вибрации, а также более экономного расхода топлива.
Выбрать хорошее моторное масло, которое будет полностью отвечать техническим характеристикам, обычно, не составляет большого труда. Гораздо сложнее разобраться в разновидностях смазочных материалов имеющих буквенное и цифровое обозначение.
Например, многих автомобилистов интересует вопрос: «Чем отличается масло 5w40 от 10w 40?» Нередко производителем автомобиля рекомендуется заливать 5w40, в то время как продавцы масла настаивают на большей эффективности использования моторных масел 10w40.
Чтобы полностью разобраться в данной теме, недостаточно узнать ответ из более авторитетного источника. Только самостоятельно разобравшись в маркировке, можно точно определить какое масло и в какой период эксплуатации автомобиля необходимо заливать в двигатель.
Как правильно подобрать масло для авто и можно ли смешать различные по вязкости смазочные материалы будет подробно рассказано далее.
Маркировка: буквенно-цифровые обозначения
Чтобы избежать путаницы при выборе смазочных материалов принято использовать буквенно-цифровые обозначения по международной классификации SAE.
Все моторные масла следует разделять на: летние, зимние и всесезонные.
Чтобы разобраться, в чем разница между этими смазочными жидкостями необходимо ознакомиться с расшифровкой цифровых и буквенных обозначений:
Марки моторного масла 5w40 и 10w 40 принадлежат к категории всесезонных масел. Цифры расположенные слева от буквы «W» указывают на нижний предел температуры воздуха, при которой возможна эксплуатация автомобиля. Цифры расположенные справа от буквы, указывают на максимально возможную положительную температуру воздуха, при которой возможна эксплуатация смазочного материала без потери рабочих качеств.
Наличие цифры «5» говорит о том, что эксплуатация автомобиля возможна при температуре воздуха до минус 30 градусов. Цифра «10» указывает на более скромные возможности использования моторных масел данной маркировки. Если перед «W» стоит десятка, то автомобиль можно будет завести только в том случае, если температура воздуха не опустилась ниже минус 25 градусов. Разница небольшая, но при использовании масла не соответствующего реальным условиям эксплуатации автомобиля возможны серьёзные отклонения в эффективности работы агрегата.
Цифра «40» обоих видов смазочных материалов указывает на возможность эксплуатации автомобиля при температуре окружающего воздуха не выше +40 градусов. Из приведённых выше характеристик несложно определить какое масло гуще 5w40 или 10w 40.
Как известно, чем выше вязкость смазочного материала, тем при более высокой температуре воздуха возможна его эксплуатация. Это правило справедливо и к отрицательным значениям, поэтому плотность масла 5w40 будет заметно ниже в сравнении с 10w 40. Соответственно если необходимо узнать какое масло жиже, то снова можно произвести сопоставление минимальной температуры эксплуатации с густотой смазочного материала.
Какую маркировку выбрать
Прежде всего, правильный выбор смазочного материала зависит от минимальных температур воздуха в зимний период, но только этим критерием отбора не следует ограничиваться при:
Если автомобиль эксплуатируется в течение многих лет и капитальный ремонт двигателя не производился, то на ресурс агрегата положительно повлияет круглогодичное использование масла 10w40.
Этот вид смазочного материала более густой, поэтому даже при наличии значительных зазоров будет наблюдаться более низкий уровень вибрации двигателя, что, несомненно, положительно отразится на долговечности работы.
Если автомобиль новый, то и в этом случае следует знать, какое масло лучше подойдёт для эксплуатации. Оптимальным вариантом при попытке решить вопрос какое масло на лето 5w40 или 10w 40 использовать, однозначным ответом будет 5w40.
В двигателе нового автомобиля все зазоры полностью соответствуют норме, поэтому можно не опасаясь эксплуатировать этот вид смазочного материала в летний период и в течение всего зимнего времени.
Что ещё необходимо знать
При использовании всесезонных масел, вне зависимости от маркировки, необходимо знать об основных правилах замены смазочных материалов. Рекомендуется не менять слишком часто производителей моторных жидкостей. Даже при наличии одинаковой плотности масла, продукция разных фирм имеет существенные отличия в составе.
Если автомобиль эксплуатировался непродолжительное время и пройденного пробега недостаточно для замены масла, то может возникнуть вопрос можно ли долить 10w 40 в 5w40 после зимнего периода использования автомобиля?
При значительном снижении уровня масла 5w40 рекомендуется доливать 10w40 производства одного бренда. В противном случае, несмотря на принадлежность масла к одному классу, возможно неправильное взаимодействие входящих в состав различных смазочных материалов присадок.
Если такой метод повышения уровня масла является временной мерой, то возможно, серьёзных последствий для двигателя не будет. При длительной эксплуатации смеси из различных по составу жидкостей возможен существенный износ деталей двигателя. Особенно сильно могут пострадать шатунные вкладыши и поршневая группа, которые при работе постоянно подвергаются повышенным нагрузкам.
Лучшие производители
Наибольшим спросом у населения пользуются следующие всесезонные масла категории 10w 40 и 5w40:
Советы и рекомендации
Заключение
Теперь вы знаете в чем отличие масла 5w40 от 10w40. Если правильно будет осуществлена замена смазочного материала, то переход от одного типа к другому практически не будет заметен.
Что лучше 5W-40 или 10W-40
Содержание
Введение
Вязкость масла оценивается по данным американской автомобильной индустрии, или SAE (Society of Automotive Engineers), и отвечает за множество показателей работы двигателя – от ресурса до экономичности. Чтобы помочь мотору полностью раскрыть свой мощностный потенциал, нужно правильно подобрать смазочный состав.
В статье мы разберем тему вязкости и сравним масла с маркировкой 5W-40 и 10W-40, перед которыми часто ломают голову автолюбители.
Что скрывается за маркировкой моторного масла?
Сначала разберем двузначную маркировку, которая располагается на каждой канистре с моторным маслом. Это стандартная маркировка SAE, которая признана абсолютным большинством производителей по всему миру. В нашем случае масла 5W-40 и 10W-40 по SAE – оба состава являются всесезонными, они подготовлены для работы при 100 ºС разогрева мотора и на морозе.
Теперь немного подробнее:
Первая цифра (0, 5, 10 и т.д.) с W отвечает за зимнюю вязкость, т.е. за порог застывания состава при отрицательной температуре, на которую рассчитано масло. Маркер W (от англ. winter – зима) обозначает, что масло предназначено для работы в условиях холодного пуска, когда автомобиль, к примеру, провел ночь на морозе и двигатель приходится запускать на холодную. Чем выше значение, тем более вязким является состав, а значит, хуже течет при похолодании и хуже смазывает подвижные части мотора, его тяжелее пропускает масляный фильтр и т.д. На работу разогретой системы этот показатель не влияет.
Для зимы лучше всего подготовлены составы с маркировками 0W-40 (-40 ºС ), 5W-40 (-35 ºС ) и 10W-40 (-30 ºС ).
Вторая цифра после дефиса (20, 30, 40 и т.д.) отвечает за вязкость при 100 ºС работы двигателя. Чем выше температура внутри мотора, и чем сильнее разогревается автомобиль на солнце, тем более жидким становится масло, а это чревато ухудшением рабочих качеств, нагаром и утечками. Соответственно, чем выше значение, тем более густым будет состав летом и при усиленном разогреве мотора.
5W-40 и 10W-40 без проблем текут на жаре до +40 ºС
Маркировка SAE весьма условна, и далеко не всегда только по ней можно определить, подходит масло под те или иные температурные условия или нет – здесь иной раз требуется более «тонкий» подход к выбору и подбор по иным характеристикам: API, ACEA, типе масла и характеристикам в техпаспорте. Но главным критерием выбора является рекомендация производителя, которая указана в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Что лучше по вязкости зимой – 5W-40 или 10W-40?
Исходя из предыдущего пункта, мы выяснили, что разница между маслами заключается в их вязкости. Соответственно 5W-40 и 10W-40 отличаются текучестью в условиях холодной температуры, выносливость при 100ºС разогрева мотора у них практически идентичная.
Почему практически? Каждый состав имеет уникальные данные температуры застывания, вспышки, кинематической вязкости и др., которые можно узнать только обратившись к его техпаспорту.
Предельная текучесть для работы коленчатого вала | |
---|---|