какое масло использовать для масляных красок
Масляная краска — что это такое, художественные
Чтобы нарисовать картину необходимо, подобрать краски. Для рисования на текстильных полотнах применяют масляные краски. Они создают прочное сцепление с основанием и представлены на рынке в широкой цветовой палитре. Разобраться в их особенностях и правилах работы с ними, поможет данная статья.
Особенности художественных масляных красок
Масло художественное отличается долгим сроком высыхания, что ценят художники за возможность изменять штрихи в работе. Также есть время на добавление необходимых переходов в цветах. Можно наносить несколько слоев краски, производить смешение цветов для получения нужного оттенка на холсте.
Когда создают несколько слоев на покрытии, то оттенки не мутнеют, если требуется, то произвести снятие слоя легко, используется шпатель, мастихин, либо ткань. Когда участок высохнет, можно покрасить место новым слоем.
Название масляные краски получили из-за наличия основным компонентом масел, они могут использоваться разные. Популярнее использование льняного масла.
Характеристики масляных красок
Чтобы выбрать качественный вариант красок, нужно изучить их технические характеристики. Оценивают следующие моменты: степень насыщенности, тонкость перетирки, уровень укравистости, скорость просушки, пастозность, качество пигмента, устойчивость к свету, качество сцепляемости.
Есть красящие виды, которые специально делают полупрозрачными – это лессировочный вид.
Состав художественных масляных красок
Чтобы получить необходимые свойства, масло краски художественные изготавливаются с использованием ряда составных элементов. Можно выделить следующие компоненты:
Масляная смесь помогает получить красочные цвета, они отличаются долговечностью и высокой степенью устойчивости к свету.
Скорость высыхания масляных красок
Созданная живопись из красок масляных художественных будет высыхать в течение 14-30 дней. На этот процесс влияет степень пастозности раствора. Первым застывают внешние слои, полностью процесс просушки завершается через 12 месяцев. Процесс замедляет природные масла, они должны полностью окислиться для высыхания.
При это нужно отметить, что темные оттенки сушатся быстрее, чем светлые.
Ускорить процесс просушки можно добавлением сиккативного вещества, что приводит к быстрому поглощению маслами кислорода. Но использовать подобный растворитель, нужно аккуратно, иначе средство станет слишком хрупким. Привлечение данной методики ухудшает долговечность покрытия, лучше не мешать естественному течению процесса.
Совместимость красок и связующих веществ
Используемые пигменты имеют искусственное происхождение, и химическое соединение ряда из них может привести к осыпанию, получению неожиданных тонов и другое. Чтобы не получить подобных последствий применяют смешивания между собой немногих цветов.
Начинающий художник, который желает получить долговечное покрытие должен ограничиваться смешением 4-х оттенков. Допускается перемешивание средств разных марок.
Связующий элемент для всей работы должен использоваться один. Применение разных видов может привести к растрескиванию слоя.
Срок годности
Чтобы не получить некачественное покрытие, нужно обращать внимание на состояние краски. Если суспензия стала студенистой или затвердела, то ее наносить не получится. Когда были выявлены тякучего вида излишки в тюбике, тара просто ставится в вертикальное положение, чтобы состав смешался, а после оставшаяся жидкость выливается.
Виды красок на масляной основе
Масляная основа применяется для двух видов красящих веществ: для покрытия стен, которые используются для строительных целей; для рисования и создания картин.
Для художественной цели в продаже можно найти большое количество подобных средств. Живописец может с легкостью выбрать для себя подходящий вариант. Встречаются на рынке также:
Основная палитра
Цветовая гамма художественных красок разнообразна, насчитывается около 100 оттенков, которые могут применяться, чтобы создать уникальное произведение искусства. Существует определённый набор цветов, которые помогут создать картину:
Из этих оттенков можно будет получить любые другие, следует попробовать перемешивать разные из них, чтобы в последующем процесс получения нужного цвета не составлял труда.
Правила использования
Чтобы создать картину, следует подготовить краски, холст, палитру и кисточки. Если выбрана основой бумага, плотность ее должна быть высокой, и наноситься грунтовочная смесь. Хранить материалы необходимо в отдельном месте, студии.
Как рисовать маслом
Какая техника будет применяться, каждый мастер решает для себя самостоятельно. Применяется либо многослойное нанесение, либо однослойное. Вторая методика легче по исполнению.
Создание живописи включает следующие действия:
Просохший слой не допускается задевать руками и протирать тряпочкой.
Нужно ли разбавлять
Чтобы получить рельефный рисунок введение разбавителя не требуется, густая консистенция поможет получить желаемый эффект. Иные методики могут требовать использования менее густой консистенции.
Тогда применяют специальные растворители, они помогают получить блестящие элементы, увеличить прозрачность слоя, увеличить или уменьшить время на просушку покрытия. Также добавляют разбавитель, если в емкости краска начала застывать.
Чем разбавляют масляные краски
Разбавителей для красок на масле много. Чтобы подобрать оптимальный вариант, следует знать их особенности. Можно выделить следующие виды растворителей:
Какие краски стоит выбирать начинающим
Новички в живописи могут выбирать наборы с основными цветами, чтобы улучшить навык использования смешивания оттенков. Ориентируются при выборе на размер холста. Кроме масляных красок, стоит отметить для начинающих акварели и акриловые краски, работать с ними проще.
Каких производителей художественных масляных красок лучше выбрать
Рынок красок предлагает огромное количество вариантов от разных производителей. Всех их можно разделить на отечественные и зарубежные средства. Среди многообразия видов выделяются продукции: Мастер класс; Сонет; Ладога; Подольские товары.
Как понять, что выбранная масляная краска — плохая
Когда художник открывает емкость с краской, он может обнаружить необычную консистенцию – излишне жидкую, текучесть будет повышенная и пастозность высока. Это признаки испорченного продукта.
Испорченное средство будет ложиться на полотно неровным слоем. И ранее растрескивание слоев будет сигналить о порче краски, и необходимости ее заменить.
Краски масло могут применяться для создания картин на века. Именно они использовались для создания шедевров живописи. Выбору средства стоит уделить внимание, чтобы наносить его было легче, и рисунок получился таким, как и планировалось.
Видео: Краски и советы для начинающих художников
Что нужно для рисования маслом – 10 материалов для живописи
Что нужно, а что нет начинающему художнику? Это статья с полезными советами, которая поможет вам собрать свой набор для живописи масляными красками и начать творить уже сейчас!
Что нужно начинающему художнику?
Меня часто спрашивают, а имеет ли смысл, покупать сразу все материалы, какие только есть для живописи, или достаточно только нескольких художественных материалов? Возможно вы решите, что на первых порах вам достаточно будет только одной кисточки, несколько тюбиков краски и холст. Но, спешу вас разочаровать – это не так. Вернее, не совсем правильно было бы так считать. И вот почему.
Во-первых, это просто приятно, когда ты художник и у тебя все есть под рукой и ты можешь осуществить любую свою идею, так как у тебя есть все для этого. Но по своему опыту и по опыту знакомых художников, могу сказать, что это далеко не всегда возможно, если вы конечно не владелец магазина с материалами.
Но есть определенный стандартный набор-минимум того, что нужно и что точно может пригодиться начинающему художнику. Итак, что же нужно вам для рисования маслом прямо сейчас:
Все эти материалы не только полезны, они еще и облегчат вам жизнь художника – когда все нужное будет под рукой, у вас уже на одну отговорку станет меньше, и вам придется начать рисовать, ведь вы столько всего уже приобрели. Для кого-то это покажется смешным, но для некоторых, чек из художественного магазина станет хорошей мотивацией, чтобы начать.
А теперь давайте остановимся поподробнее на каждом материале из этого списка. Ведь, возможно, после прочтения этой статьи вы сможете собрать свой начальный набор для масляной живописи, решив для себя, что вам точно нужно, а что нет.
Ну а если вам просто не терпится начать рисовать и не хочется тратить время на выбор и подбор материалов, вы можете заказать готовые наборы для живописи в моем магазине.
Я лично собирала их, поэтому могу гарантировать, что это лучшее соотношение цены\качества и самый правильный набор инвентаря для начинающих художников!
Ну а теперь, отдельно к каждому материалу!
Масляные краски
Многие считают, что если продукт сделан за рубежом, то качество у такого продукта очень высокое. Не стану спорить, есть масляные краски, например, британские Winsor&Newton, или, французские Pebeo, которые любят хвалить художники. Конечно, это по-своему хорошие краски, но они чаще всего предназначены для профессионалов, которые пишут уже не один десяток лет и могут себе позволить такие краски.
Начинающим же художникам или любителям, я советую брать краски отечественного производителя от завода «Невская палитра». Они доступнее и по цене, и по качеству практически не уступают импортным краскам.
Плюс, технологи завода постоянно работают над усовершенствованием состава красок, а также над разнообразием палитры цветов. Поэтому, если вы ищите хорошие краски для живописи маслом, выбирайте краски завода «Невская палитра».
Что касается количества, то я рекомендую вам приобрести сначала набор из красок – обычно в него входит 12 цветов в небольших тюбиках. Пока вы еще не научились правильно смешивать цвета, вам будет проще использовать готовые, а при необходимости докупать те, что быстрее всего расходуются, например, белила.
Более подробно о масляных красках, их свойствах и рекомендациях по выбору, я рассказываю в своей статье «Как выбрать масляные краски для живописи»
Кисти для живописи
Еще один важный инструмент в арсенале начинающего художника, это кисти! Выбор кистей зависит от того, что и как вы хотите написать, какой будет ваша первая работа.
Если вы хотите сделать объемную картину 60х90, к примеру, да еще и в какой-нибудь абстракции, то вам понадобятся широкие кисти. Ими будет удобно закрашивать поверхность холста.
А если в работе будет очень много мелких деталей, которые потребуют тщательной прорисовки, то вам не обойтись без маленьких, тонких кисточек.
Для масляных красок лучше выбирать кисти из синтетического ворса или щетины, так как кисти с натуральным ворсом более мягкие и нежные, могут быстро прийти в негодность от разбавителей масляных красок. Все кисти обычно пронумерованы, и чем тоньше ворс, тем меньше цифра.Подробнее про кисти, каждый вид ворса, и как их выбрать, я рассказываю в своей статье «Как выбрать кисти для масляных красок»
Гораздо более глубоко все моменты по кистям, краскам и остальным материалам я разбираю на моем БЕСПЛАТНОМ теоретическом мастер-классе! Там мы обсудим все виды инвентаря, нюансы работы с ним и ухода, техники живописи и многое другое. Мастер-класс полезен как опытным художникам, так и начинающим
Холсты
Выбирая холст для своей первой картины маслом, начинающий художник может споткнуться об ряд вопросов: на подрамнике или на картоне? грунтовать или купить уже загрунтованный? чем грунтовать? что будет, если холст провиснет под слоем краски?
Это нормально, в начале своего творческого пути задавать, казалось бы, такие очевидные вопросы. Ведь вы только учитесь, а для начинающих всегда непросто разобраться во всех тонкостях живописи маслом.
Поэтому, я собрала ответы на все часто задаваемые вопросы о холстах, и рассказала какой и для чего холст лучше выбрать в своей статье «Как выбрать холст для масляной живописи»
Читайте, запоминайте и наслаждайтесь творчеством!
Разбавитель для масляных красок
И опять вопросы, на которые нужны понятные и точные ответы: чем отличается разбавитель от растворителя, как выбрать правильный, что такое «тройник» и зачем масляным краскам льняное масло и так далее.
Все очень просто. Разбавитель разбавляет краску, делая ее более вязкой, а растворитель – растворяет красочный слой. Для живописи маслом универсальным окажется пинен, а на все остальные вопросы о том, какие бывают разбавители для красок и какой лучше выбрать, я рассказываю в статье «Разбавитель для масляных красок».
Очень подробно про каждый вид и для какого конкретно случая подходит тот или иной разбавитель. А еще, как немного сэкономить или создать свой, универсальный разбавитель для красок.
Простой карандаш + ластик-клячка
Незаменимые помощники для художников, при чем не важно какими красками вы пишите, акварелью, акрилом, гуашью или маслом – карандаш с ластиком пригодятся вам в любом случае, хотя бы для того, чтобы создать эскиз.
Грифельные карандаши различают по мягкости/твердости: мягкий карандаш обозначают буквой B, твердый – буквой H. В моих наборах для начинающих художников карандаш HB, что означает, что он средней мягкости.
Ластик-клячка легко мнется, хорошо очищается и отлично стирает карандаш, в отличие от обычной резинки. Такой ластик тоже входит в мой набор для начинающего художника.
Палитра для масляных красок
Она может быть, как пластиковой, так и деревянной. Чтобы вам было проще работать, и легче мыть от красок палитру, вы можете перед началом работы обернуть ее в пищевую пленку.
Если же у вас нет палитры, то вы можете на первое время заменить ее на:
Подробнее о том, как ухаживать за палитрой и отмыть ее от масляных красок, читайте в моей статье «Как отмыть кисти и палитру от масляной краски»
Грунт
Грунтовка холста перед работой – важный этап, от которого также будет зависеть качество работы, время высыхания, и ровный слой наложения краски. Поэтому, своим ученикам я рекомендую, покупать холсты уже загрунтованные. А если вы все-таки хотите покрыть картину грунтом самостоятельно, то выбирайте специальный, художественный грунт. И покрывая картину, помните, что хорошая грунтовка это:
Масленка
Из-за названия некоторые новички думают, что масленка, это баночка для масляной краски. На самом же деле, это такая маленькая емкость, в которую наливают разбавитель для масляных красок.
Масленки бывают одинаковые и двойные, металлические и пластиковые, с крышками и без.
В набор для живописи масляными красками «NY_Box» для начинающих художников, входит двойная пластиковая масленка с закручивающейся крышкой.
Мольберт
Среди инструментов и материалов для живописи, мольберт занимает довольно важное место. Во-первых, за ним очень удобно работать, во-вторых, у вас не искажается восприятие объекта, когда холст стоит вертикально, а не лежит на столе.
В-третьих, если живописью занимается ребенок, то можно подобрать мольберт как для работы стоя, так и сидя. Плюс, работа за мольбертом позволяет держать ровную осанку. А еще, это просто очень красиво, и позволяет вам почувствовать себя настоящим художником.
Но, если вам и этого мало, то советую вам прочитать свою статью «Как выбрать мольберт», в которой я очень подробно рассказываю о каждом виде мольберта и какой для чего лучше подходит.
Мастихин
И последний инструмент, который должен быть у начинающего художника – это мастихин. С ним вы легко напишите картины в пастозной технике и научитесь созвать красивую фактуру масляными красками. Почитать про выбор мастихина можно в статье «Как выбрать мастихин для для масляных красок»
Наборы: что нужно для рисования маслом
Как вы уже знаете, недавно я открыла свой интернет-магазин, где собрала все необходимые материалы для живописи маслом.
Также, я создала готовые наборы, в которых собрала все самое нужное, для масляной живописи из всего вышеперечисленного и даже несколько приятных мелочей.
Этот набор поможет вам избежать проблем с поиском всего необходимого, и вы сразу начнете творить!
Сейчас у меня есть три набора, с разной комплектовкой. Более подробно о наборах, стоимости и что туда входит, смотрите здесь — https://nyshop.pro/product-category/sets/
Если вам была полезна статья, не забудьте поставить оценку! А в комментариях, как обычно, жду ваши вопросы о материалах ☺
Какое масло использовать для масляных красок
Мои друзья
Репутация и безопасность
Статистика
Какие краски взять начинающему художнику?
Любой, кто собирается заняться масляной живописью, непременно впадает в ступор при виде сотен разнообразных красок, стройными рядами выстроившихся на прилавке магазина. Купить их все сразу он просто не в состоянии, но к счастью это и не нужно.
Для того чтобы написать любую картину, достаточно иметь всего четыре краски!
Кроме них вам понадобятся белила, с которых я и начну.
Белила
Все просто! Белила – это по сути не краска, а что-то вроде разбавителя, позволяющего менять светлоту (и иногда оттенок) остальных красок и их смесей. В чистом виде белила (в картине, не в грунтах!) художники используют очень редко и в очень ограниченных местах, например в бликах. Тем не менее, белила — самая расходуемая краска.
Белила бывают двух видов:
Чем они отличаются друга от друга? Вкратце, титановые белила очень укрывисты и имеют теплый оттенок, цинковые более прозрачны, а их оттенок – холодный.
Кроме того, обращайте внимание на маркировку светоскойкости, которая помечается на тюбиках звездочками. Прочие краски делятся на малосветостойкие, среднесветостойкие и светостойкие. Но для белил эта маркировка обозначает другую характеристику, хотя суть та же – изменение цвета со временем:
То есть, чем больше звездочек, тем выше гарантия, что ваша картина не пожелтеет со временем.
А теперь перейдем к цветным краскам. Но прежде чем указать, с каких красок вам лучше всего будет начать, я немного углублюсь в теорию.
Почему масляные краски называются масляными
В ответ на это вопрос я обычно слышу: «Потому что их разводят маслом», а многие мотивируют это так: «Акварельные краски вон разводят водой, потому они и «аква», то есть «вода». как аквариум. «
По сути для разбавления масляных красок достаточно использовать только даммарный лак, но он сохнет очень быстро, а потому я к нему добавляю еще и льняное масло, чтобы замедлить высыхание краски.
Если же вы возьмете чистое масло, результат вас вряд ли порадует. Помните оконные рамы, окрашенные горе-малярами? На них вы видите подтеки, которые сморщились. Произошло это потому, что масло высыхает очень медленно, в результате под высохшим наружным слоем краски образуется как бы масляный пузырь. По мере «высыхания» (испарения) масла, этот пузырь съеживается. Вот так же будет выглядеть и ваша картина после высыхания.
Чистое масло можно использовать только для жиденьких мазков и только в последнем слое. Причем, нижние слои перед нанесением таких мазков должны высохнуть. Иначе масло впитается в эти нижние слои, и мазки пожухнут (станут тусклыми, не блестящими).
Итак, краски называются масляными не потому, что они разводятся маслом, а потому, что они содержат масло. Масло в них связывает сухой цветной пигмент, как бы обволакивая каждую его частичку, что и делает краску такой аппетитной на вид. Не зря же сочную масляную живопись называют вкусной живописью.
Однако краска состоит не только из масла и пигмента.
Как делают масляную краску
Любая краска – это смесь пигмента со связующим, а не с растворителем. Связующее называется так потому, что оно связывает сухие частички пигмента и удерживает их как в момент, так и после нанесения краски на что-либо, например холст, не давая пигменту осыпаться.
Например, та же самая акварель, которая растворяется водой, не содержит в себе воды. Она состоит из точно таких же частичек пигмента, что и масляная краска, но связываются они не маслом, а растительным клеем (декстрином или гуммиарабиком). Помимо того, в акварельную краску добавляют пластификатор, то есть то, что делает краску пластичной. Обычно это глицерин, мед (помните медовую акварель?) или фенол. Но вернемся к масляным краскам.
Связующее масляных красок содержит следующие компоненты (не всегда все и не только эти):
Эти компоненты в разных пропорциях сплавляются с нагретым маслом до получения однородной массы, которая и является связующим. Роль связующего в масляных красках очень велика, поэтому его производство требует большого мастерства. Только крупные комбинаты с высокоточным и высокопроизводительным оборудованием могут создать качественное связующее.
Затем это связующее смешивается с пигментом и перетирается в краскотерочных машинах. Смесь перетирают до тех пор, пока размер частиц в готовой краске не достигнет определенной величины. Этот процесс очень длительный (несколько дней) и повторяется многократно – для разных красок число перетиров различается и доходит до 30-40.
Теперь немного о самих пигментах.
Пигменты
Как видите на фото справа, пигменты имеют вид порошка. Однако порошок в готовом виде можно получить только для минеральных пигментов, порошок же из органических пигментов создают искусственно: берут минеральный порошок белого цвета, например мел, каолин или гипс, пропитывают его раствором пигмента, а затем выпаривают жидкость и получают порошковый органический пигмент.
Помимо деления пигментов на минеральные и органические их также делят на природные и искусственные. Природный пигмент добывается из земли, растения или животного, а искусственный получается путем химических реакций.
Одной из самых древних искусственных красок, были свинцовые белила, получаемые путем окисления свинца крепким уксусом. Потом появились цинковые белила, а позже — титановые. Искусственными являются и кадмиевые краски, например кадмий желтый, который в смеси с ультрамарином дает красивые зеленые цвета. Сам ультрамарин когда-то был природного происхождения и делался из размолотого в порошок лазурита, полудрагоценного камня синего цвета, а потому был невероятно дорог. Но позже его заменил искусственный ультрамарин.
Фактически многие краски современной палитры являются искусственными, из числа естественных остались только так называемые земляные пигменты: охры, сиены и умбры, а также некоторые марсы. Все остальные краски – искусственного происхождения, особенно органические (ранее добывавшиеся из растений, моллюсков и червячков), такие как краплаки, голубая и зеленая ФЦ, тиондиго розовая и черная.
Внимание! Не путайте искусственные краски с имитирующими (аналогами)! Первые просто отсутствуют в природе в чистом виде и получаются путем прокаливания земляных красок или с помощью химических реакций. Вторые же являются своего рода «подделкой» ряда как природных, так и искусственных красок, пигмент которых стоит очень дорого. Например, соли кадмия и кобальта – это очень-очень дорогие пигменты, а потому в дешевых сериях красок их заменяют органическими пигментами. Аналоги не так сочны и прочны, но зато дешевы. Однако за дешивизну приходится расплачиваться качеством.
Классы красок
Готовые масляные краски принято делить на три класса:
Санкт-Петербургский завод художественных красок «Невская палитра» выпускает краски всех трех классов. И хотя краски этого завода намного дороже красок московской фирмы «Гаммы» (сейчас «Московская палитра»), я, попробовав краски обоих компаний, убедилась, что краски «Невской палитры» стоят тех денег, которые я за них плачу. К тому же, «Гамма» выпускает краски только двух первых классов. Поэтому далее я опишу классы красок на примере серий красок «Невской палитры».
Высокохудожественные краски – идеальны для художников, которым не безразлично качество получаемой картины. То есть это профессиональные краски. При их изготовлении используются высококачественные масла и высококачественные натуральные пигменты, включая соли кадмия и кобальта. Наполнители в эти краски добавляются в очень ограниченном количество.
Очевидным преимуществом этих красок является их высокое качество, а их существенным недостатком – их высокая цена.
К этому классу, как вы видите по логотипу слева, относятся краски серии «Мастер-класс»*. Подавляющее большинство пигментов, применяемых для изготовления красок этой серии, получают при высоких температурах путем прокаливания (например, кадмиевые, кобальтовые, железо-окисные). Кроме того, в ней широко используются натуральные земляные пигменты. Такие пигменты чрезвычайно стойки химически, а потому краски на их основе отличаются высокой светостойкостью. Названия красок серии «Мастер-класс», за небольшим исключением, соответствуют названиям пигментов, входящих в их состав и определяющих их цвет.
Краски этой серии используются даже для реставрации старинных картин, так как не меняют свой тон и цвет после высыхания. Более того, краска неаполитанская желтая из этой серии была специально создана по заказу Государственного Эрмитажа, когда понадобилось отреставрировать картину Рембрандта «Даная». Золотой дождь, осыпающий Данаю, был восстановлен именно с помощью этой краски.
* В красках «Гаммы» (Московской палитры) к этому классу относится серия «Старый мастер», которая уступает «Мастер-классу», но зато стоит дешевле.
Студийные краски – хороши для выполнения эскизов, набросков и тому подобного. Изготавливают их на основе высококачественного льняного масла, но кадмиевые и кобальтовые пигменты, которые используются в более качественных красках, заменены имитирующими их пигментами (аналогами – потому на российских красках они маркируются буквой «А»). Аналоги кадмиевых и кобальтовых пигментов имеют относительно высокое качество, максимально приближены к натуральным и обладают достаточно высокой светостойкостью и укрывистостью, но все же уступают высокохудожественным. Итак, студийные краски существенно хуже высокохудожественных красок, но зато стоят намного дешевле последних.
Для примера, 46-мл тюбик кадмия желтого светлого (№200) в серии «Ладога»* (с имитацией кадмия) стоит 136 рублей, а такой же тюбик этой краски в серии «Мастер-класс» (с натуральным пигментом) стоит 287 рублей, то есть более чем в два раза дороже.
Кроме того, остальные пигменты и связующее в красках этого класса также уступают по качеству пигментам высокохудожественных красок.
Чтобы убедиться в этом, давайте опять сравним одну и ту же краску серии «Ладога» и «Мастер-класс», но на этот раз возьмем ультрамарин светлый (№501). 46-мл тюбик «Мастер-класса» стоит 224 рубля, а такой же тюбик «Ладоги» – 172 рубля. Разница хоть и не столь большая, как в предыдущем случае, всего 25%, но все же существенна, если вы захотите накупить десяток или два разных красок, как обычно делают новички, например, я когда-то.
* В красках «Гаммы» (Московской палитры) к этому классу относится серия «Студия».
Краски этого класса обычно вообще не содержат кадмиевых и кобальтовых красок, а потому сравнивать их с красками других классов очень трудно. Поэтому возьмем для примера белила титановые (№ 101) опять же в тюбике 46 мл, которые есть во всех трех сериях «Невской палитры» и получим:
Самыми дорогими красками являются кобальтовые краски, так что если бы мы при сравнении красок «Ладоги» и «Мастер-класса»взяли их (то есть 179 руб. против 496 руб.*), то разница в стоимости тюбика была бы почти трехкратной.
* Все цены для сравнения я взяла в интернет-магазине «Этюд» по состоянию на начало июня 2015 г. В других местах они могут быть чуть дешевле или чуть дороже, но разница между красками разного класса останется практически той же.
Как видите, хорошие краски обходятся дорого, а качество тех, что подешевле, существенно хуже. Что же делать? Ведь хочется писать картины высокохудожественными, а не студийными или, тем более, учебными красками, но кошелек-то не бездонный. Тяжелая ситуация, но выход из нее есть. И он очень прост.
Купить только четыре краски!
Более того, вы даже остаетесь в приличном выигрыше, поскольку купив всего четыре краски и работая только ими (если не считать белила), вы избегаете покупки десятка-другого красок, подавляющую часть которых вы полностью израсходуете только через несколько лет, а деньги на них потратите сейчас.
Итак, вам нужно купить следующие четыре краски (серии «Мастер-класс», как я уже сказала):
Чтобы вам было легче подобрать эти краски и оценить их цвет, посмотрите, как выглядят мазки ими.
Всего 4 краски из почти 80 красок этой серии!
Чувствуете экономию? Нет. Тогда гляньте на цветовую карту масляных красок этой серии, чтобы увидеть ее наглядно. Выбранные мною краски я обвела, но даже несмотря на это, они теряются среди множества других.
Кстати, чтобы безошибочно купить именно эти краски, а не похожие на них, используйте их номера, которые я указала выше и которые вы видите на цветовой карте справа. Идеальным будет, если вы распечатаете ее на цветном принтере и возьмете с собой в магазин. Это поможет вам избежать покупки не той краски только потому, что вы забыли ее точное название или ошиблись с цветом.
При выборе именно этих красок я воспользовалась советом Игоря Сахарова — мне надоело выдавливать на палитру десяток, а то и два красок, а потом путаться в них, пытаясь сообразить, как получить нужный цвет.
Но и это еще не самое страшное — при наличии множества великолепных красок инстинктивно возникает желание получить смесь из большего числа красок, чем это нужно на самом деле.
Смешаешь три-четыре краски, посмотришь на палитру и подумаешь: «Надо бы добавить еще вон ту, чтобы оттеночек получить. и еще вон ту. и вон ту. «»
А в результате цвет получается мутным, грязным, хотя по отдельности каждая краска сияет и буквально просится на холст.
Опытные художники утверждают, что нельзя смешивать более двух-трех, максимум четырех-пяти красок. И я это знаю, но соблазн часто оказывается сильнее разума, а результат порой просто удручает.
Конечно, я не отказалась от многоцветия, которое дают некоторые очень хорошие краски, но в основном я использую те, что перечислила выше.
Маркировка цветных красок
Цветные краски, как я уже сказала, маркируются по классу светостойкости (то есть длительности сохранения цвета в музейных условиях):
* – малосветостойкие краски (10-25 лет);
** – среднесветостойкие краски (25-100 лет);
*** – светостойкие краски (100 лет и более).
Если вместо звездочки (*) стоит кружочек (о) или вообще ничего не стоит, то такая краска держится не более 10 лет.
Художники же обычно используют для прозрачности свою терминологию. Для них:
Чтобы вы поняли смысл этого деления:
Поэтому лессировочная краска часто используется при лессировке для придания нужного цвета участку серого тонального подмалевка (гризайли). В этом случае вы получите тот цвет, который накладываете, но его светлота (тон) будет зависеть от яркости подмалевка. Там, где он белый, краска будет выглядеть светлой, там, где на подмалевке светло-серый участок, краска будет выглядеть темнее, на темно-сером – еще темнее, а на черном – и вовсе почти черной.
Это свойство я также использую при создании многослойной многоцветной имприматуры. Прозрачность краски мне позволяет получать очень эффектные, я бы даже сказала – мистические имприматуры. Смотрите пример такой имприматуры в моей статье Что такое имприматура.
Наши четыре краски имеют следующие показатели:
Пигменты лессировочных красок прозрачны сами по себе и придают слою краски ощущение глянца и глубины. Корпусные же краски пропускают свет, только если их сильно разбавить, но ощущения глубины при этом все равно не достигается. Лессировочные краски почти не теряют насыщенность при смешивании, корпусные же быстро сереют — если смешать сильно различающиеся цвета. Старые мастера предпочитали прозрачные краски, отсюда та самая мистическая глубина цвета в их картинах, часто упоминаемая искусствоведами. На палитрах же импрессионистов, наоборот, все краски, за исключением ультрамарина, были корпусными, так как они всегда клали мазки отдельно друг от друга, стараясь их не смешивать, поскольку заводские краски того времени, как раз и породившие массовый выход на природу и сам импрессионизм, при смешивании давали грязь.
Смешивание красок
Попробуйте составляйте смеси этих красок самостоятельно. Смотрите, что у вас получается в результате, смело экспериментируйте.
Что хочу сказать. При составлении смесей белила по возможности добавляйте в последнюю очередь, вначале – цветные краски, потом белила, хотя потом по желанию можно добавить еще цвета.
К примеру, нужен алый – возьмите розовый (краплак) и чуть-чуть жёлтого (кадмий). Чуточку-чуточку.
Зеленый можно получить разными смешениями, но я в основном использую ультрамарин, кадмий желтый и марс коричневый. И в конце добавляю белила, чтобы получить разную степень светлоты.
Используйте разные их пропорции в зависимости от того, какой именно зеленый цвет вы хотите получить. Возьмете больше синего (ультрамарина), тогда зеленый будет холодным. Положите больше кадмия желтого – и зеленый станет более теплым. Синий с жёлтым даст вам один оттенок зеленого, а добавив коричневый (марс), вы получите уже другой его оттенок.
Великолепный черный получается от смеси синего с коричневым, можно добавить чуток красного. Так что черная краска (у вас наверняка в голове промелькнуло «а черный как же?!») вам просто не нужна!
Подробнее о том, как смешивать эти краски, чтобы получить тот или иной цвет, я рассказываю в статье Краски. Как смешать.
Нужны ли другие краски
Однако добавление новых красок требует опыта, и когда я это делаю, я точно знаю, что именно я получу, а также какие краски нельзя смешивать друг с другом, чтобы они не разрушились или не дали грязь вместо хорошего цвета.
Поэтому предупреждаю: если вы начнете вводить новые краски сразу, не набравшись опыта, то вместо улучшения вы, скорее всего, получите ухудшение. А потому — не спешите. Начните писать только этими четырьмя красками и выжмите из них все, что сможете, а уж потом добавляйте другие нравящиеся вам цвета. Потихоньку, тщательно убеждаясь в их совместимости и стараясь не усердствовать.
Проще всего добавлять краски серии «Мастер-класс», поскольку внутри серии все краски полностью испытаны на совместимость, в то время как совместимость между сериями даже одной компании не гарантируется. Но если вы все же решите купить краску другой серии или другой компании, то не спешите использовать ее в картине.
Сначала поочередно смешайте эту краску с каждой краской из четырех основных и что-нибудь густо намажьте полученной смесью на холсте. Затем смешайте все четыре основные краски и новую краску и тоже что-нибудь намазюкайте. Потом повесьте этот холст на просушку и дайте ему подсохнуть с месяц, а лучше два-три.
Если за это время с красками на холсте ничего не произойдет, то есть высокая вероятность, что эти краски совместимы. Если же смесь отваливается, меняет цвет или еще что, то эта краска явно несовместима с вашим основным набором и вам придется выбросить ее или подарить.
Житейская мудрость.
Чтобы избавить себя от разочарования по поводу выброшенных на ветер денег, экспериментируйте с чужими красками, взятыми у друзей или знакомых на время смешивания-мазюкания. Если краска пройдет проверку, тогда купите себе такую же, ну а если не пройдет, то не велика потеря. ))
Тогда удачи вам на пути в ваш мир живописи!
Татьяна Казакова
* Помню, когда я училась в художественной школе, мой учитель Кныжов Венир Романович ставил для нас натюрморт, и мы его писали только двумя красками – синей, коричневой, ну и конечно – белилами. В качестве синей я использовала голубую ФЦ, коричневой вроде была умбра жженая. К сожалению, фотографии того натюрморта у меня нет, но (с учетом нехватки опыта и ляпов) выглядел он великолепно, несмотря на «скудность» его палитры.
Вместо послесловия
История ЗКХ «Невская палитра»
В 1900 году в Россию из Англии был приглашен технолог Юлиус Фридлендер с целью организации в Санкт-Петербурге фабрики по производству масляных красок.
Материалы завода используют для выполнения самых ответственных работ, в том числе и для реставрации ценнейших произведений живописи и памятников архитектуры: собора Василия Блаженного, Большого Кремлевского дворца, храма Христа-Спасителя, картин из собраний Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской Галереи, древнерусских икон.
Продукция предприятия стала привычной для нескольких поколений художников в России, странах СНГ и Балтии, а также в Германии, Великобритании, США.
По экономическим показателям 2007 года завод художественных красок «Невская Палитра» внесен в сборник центра специальных проектов «Российская экономика», региональное развитие.
За высокий стандарт качества работы и вклад в экономическое и социальное развитие России, в 2008 году завод удостоен звания Лауреата Регионального этапа Премии «Во Славу Отечества» с вручением диплома в категории «Золото», в номинации «За доблестный труд во славу Отечества».