какое максимальное количество сварных стыков могут содержать рельсы длиной 25 метров

Какое максимальное количество сварных стыков могут содержать рельсы длиной 25 метров

1. Устройство железнодорожного пути

1.1.5. Нормы и допуски содержания пути

Скорости пропуска поездов в зависимости от доли протяженности пути с выплесками на пикете

Поверхность балластной призмы должна периодически очищаться, не допуская образования выплесков. В зависимости от доли протяжения пути на километре с выплесками (состояния балласта) скорости движения должны соответствовать таблице 1.1.

Таблица 1.1 Допускаемые скорости движения в зависимости от доли протяженности пути с выплесками на километре

Доля протяженности пути с выплесками на километре, %, для путей классовДопускаемая скорость движения (пассажирские/грузовые), км/ч, на участках с рельсами
1–34–5Р65 и тяжелееР50 и легче
7–10100/8090/70
10–1515–2080/7080/60
15–2020–2560/6060/50
20–3025–3540/4040/40
более 30более 35В зависимости от общего состояния пути, но не более 25/25

Нормы и допуски содержания рельсовой колеи

Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранений на прямых и кривых участках железнодорожного пути, не должны превышать

по сужению-4 ммпо уширению+8 ммШирина колеименее 1512 мм и более 1548 ммне допускаетсябесстыкового железнодорожного пути на железобетонных шпалах, уложенных до 1996 годаразрешается не менее 1510 мм и не более 1548 мм

Нахождение и курсирование железнодорожного подвижного состава, предназначенного для использования на железнодорожных путях общего пользования, по железнодорожным путям, не соответствующим указанным нормам, не допускается.

На железнодорожных путях необщего пользования допускается сохранять до переустройства:

ширину колеи на более крутых кривых при радиусе от 349 м и менее

Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранений на прямых и кривых участках железнодорожного пути радиусом 350 м и более, не должны превышать:

При превышении допускаемого уклона отвода ширины колеи для установленной скорости, определяемого как средняя величина на базе 2 м, скорость должна уменьшаться до значений, соответствующих фактическому уклону отвода, вплоть до прекращения движения поездов.

Уклоны отвода ширины колеи допускаются не более:0,0025при скоростях движения до 140 км/ч
0,003120 км/ч
0,0035100 км/ч
0,00480 км/ч
0,004560 км/ч
0,00525 км/ч

Не допускается эксплуатация железнодорожного пути при уклоне отвода ширины колеи более 0,005, в том числе при измерении на базе 1 м (при ручных промерах шаблоном), кроме железнодорожных путей 4 и 5 классов, уравнительных стыков, уравнительных приборов, глухих пересечений одиночных стрелочных переводов, измеряемой от стыка рамного рельса до корня остряков.

Уклон отвода ширины колеипри ручных промерахизмеряется как разность значений ширины колеи в точках через 2 м, уменьшенная на разность величин бокового износа в этих точках и деленная на 2000
диагностическими средствамиизмеряется на базе 2 м

Таблица 1.2 Скорость движения поездов при отступлениях по ширине колеи
(числитель – пассажирские поезда, знаменатель – грузовые)

Уширение колеи при номинале, ммСужение колеи при номинале, ммТребуемое ограничение скорости, км/ч
1520152415301535154015201524153015351540
более
168140/90
2016121168121215120/90
221816118812151820100/80
24201611881215182060/60
26221613881215182025/25
2824181388 112182328движение прекращается

1 Для участков с железобетонными шпалами выпуска до 1996 года – 10 мм.

Содержание пути по уровню в прямых и кривых участках пути

Если на прямых участках с возвышением одной нити над другой расположено мостовое полотно на балласте, то на нем также должно быть сохранено это возвышение.

Перечень прямых участков, где разрешается содержание одной нити на 6 мм выше другой, устанавливается приказом начальника дистанции пути с указанием километров, пикетов и повышенной нити. При этом номинальный уклон отвода по уровню от нормы 6 мм к нулевому положению не должен превышать 1‰.

На линиях, на которых обращается пассажирский подвижной состав с улучшенными динамическими характеристиками, величина непогашенного ускорения может быть установлена более 0,7 м/с 2 в соответствии с конструкторской документацией на подвижной состав и результатами проведенных испытаний.

Фактическое максимальное возвышение наружного рельса с учетом допусков на содержание

Величина возвышения наружной нити на стрелочных переводах

При понижении наружной нити:

Качественная и балловая оценка состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона

Отклонения геометрических параметров рельсовой колеи от номинальных значений (отступления и неисправности) оцениваются

Отклонения от норм содержания пути подразделяются при оценке

Разделение отклонений от норм содержания пути на степени производится по приближению к предельным значениям, требующим ограничения скоростей движения поездов, и, в зависимости от потребности, в проведении необходимых путевых работ:

Путеизмерителями контролируются, регистрируются и оцениваются следующие параметры:ширина колеисужения и уширения
положение рельсовых нитей по уровнюперекосы и плавные отклонения уровня
положение рельсовых нитей в планегоризонтальные стрелы изгиба от хорды длиной 21,5 м в точке, расположенной на расстоянии 4,1 м от ее конца – рихтовка
просадки рельсовых нитей в вертикальной плоскостистрелы изгиба рельсовых нитей от хорды длиной 17 м в точке, расположенной на расстоянии 2,4 м от ее конца
параметры устройства кривых в плане и по возвышению наружного рельса
сочетания отступлений по рихтовке с перекосами и просадками
длинные неровности в плане и профиледлиной до 150 метров
в зависимости от их величины и максимальной скорости движения поездов на участке, установленной приказом начальника железной дороги (начальника региональной дирекции инфраструктуры)
отступления, требующие ограничения скорости движения или его закрытия и проведения неотложных работявляются отступлениями четвертой (IV) степени (неисправностями);
отступления, близкие по величине к предельным значениям, по которым ограничивается скорость движения поездовявляются отступлениями третьей (III) степени. Эти отступления устраняются в первоочередном порядке;
отступления, устраняемые в плановом порядкевторая (II) степень;
отклонения, превышающие установленный допуск, но не требующие устранения при текущем содержании путипервая (I) степень. Они учитываются при оценке изменений состояния пути во времени и планировании профилактических путевых работ машинными комплексами

Балловая оценка отступления

Балловая оценка индивидуального отступления

Каждая неисправность, требующая ограничения скорости движения поездов, прибавляет к сумме баллов на километре 50 баллов.

К ним относятся сверхнормативные:

Оценка для километров, рабочих подразделений и дистанций пути

Оценка состояния рельсовой колеи определяется для километров и участков пути, обслуживаемых подразделениями путевого хозяйства, на основании суммарной балловой оценки отступлений от норм содержания рельсовой колеи.Количественная оценка километраКоличественная оценка километра устанавливается как сумма штрафных баллов всех отступлений II степени и выше, их сочетаний, выявленных на километре, и приводится к длине километра.

Качественная оценка участка пути

Качественная оценка участка пути – оценка километровых отрезков и участков пути, обслуживаемых подразделениями путевого хозяйства в зависимости от количества на них отступлений разных степеней, используется для оценки работы подразделений путевого хозяйства и планирования ремонтных работ.

Качественная оценка километров определяется в соответствии с их балловой оценкой и устанавливается в соответствии с таблицей.

Количественная и качественная оценка километра

Качественная оценка километраСумма баллов за отступления на километре
для установленных скоростей движения
более 60 км/ч
для установленных скоростей движения
60 км/ч и менее
отлично (О)0–50–3
хорошо (X)6–154–10
удовлетворительно (У)16–9911–99
неудовлетворительно (Н)100 и более100 и более

Подуклонка рельсов

Подуклонка рельсов – установка рельсов с уклоном 1/20 внутрь рельсовой колеи по отношению к верхней постели шпал.

Источник

Какое максимальное количество сварных стыков могут содержать рельсы длиной 25 метров

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 октября 2013 г. N 2334р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ВЕДЕНИЯ РЕЛЬСОВОГО ХОЗЯЙСТВА ОАО «РЖД»

Вице-президент ОАО «РЖД»
А.В.Целько

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 31 октября 2013 г. N 2334р

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ВЕДЕНИЯ РЕЛЬСОВОГО ХОЗЯЙСТВА ОАО «РЖД»

2. Маркировка рельсов

3. Входной контроль рельсов на предприятиях

При поступлении рельсов в путевые машинные станции (ПМС), рельсосварочные предприятия (РСП) и дистанции пути (ПЧ) проводится входной контроль рельсов. При входном контроле выполняется:
3.1. Проверка соответствия маркировки рельсов сопроводительным документам. Наличие сертификата соответствия и паспорта качества.
3.2. Инструментальный контроль геометрических параметров рельсов в соответствии [1], в т.ч. контроль наличия фасок в болтовых отверстиях и торцах рельсов и качества их изготовления в соответствии с п.5.3 [1].
3.3. Контроль качества поверхности.
Поверхность рельса должна быть без раскатанных загрязнений, трещин, рванин, раскатанных корочек, плен, закатов, раковин от окалины, подрезов, вмятин, продиров, поперечных рисок и поперечных царапин.
Вид и максимальные значения параметров допускаемых дефектов поверхности в зависимости от места их расположения приведены в [1].
На поверхности рельсов, предназначенных для сварки, на длине менее 200 мм от торцов не допускаются раскатанные пузыри, морщины и волосовины.
Допускается отдельное удаление (на металлургических комбинатах) недопустимых дефектов пологой зачисткой абразивным инструментом вдоль рельса на определенную глубину без прижогов.
Допускается удаление отпечатков и знаков выпуклой маркировки на шейке рельса в зоне сопряжения с накладками зачисткой абразивным инструментом вдоль направления прокатки при обеспечении размеров шейки. Поверхность торцов рельсов должна быть без рванин, расслоений и трещин. Кромки торцов рельсов должны быть без заусенцев и наплывов металла. Для рельсов без болтовых отверстий рекомендуется притуплять кромки торцов по контуру головки и шейки.
В случае несоответствия указанных параметров требованиям ГОСТ предъявляется рекламация.

4. Оптимальные сферы применения рельсов

Новые рельсы по условиям эксплуатации подбираются с учетом следующих факторов:
в зависимости от класса линии в соответствии с таблицей 2.1 «Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги» (новые или старогодные);
в наружных рельсовых нитях кривых радиусом 1200 м и менее, где наблюдается интенсивный боковой износ головки рельса, могут применяться рельсы с повышенной твердостью (рельсы типа Р65К, Р65ИК и т.д). Такие рельсы должны применяться в наружных нитях кривых участков на маршрутах обращения поездов повышенной массы и длины;
на участках скоростного и высокоскоростного движения должны применяться рельсы повышенной прямолинейности (категории Т1 для скоростного совмещенного движения «СС», категории В);
на участках с суровым климатом должны применяться рельсы низкотемпературной надежности (категории Т1 низкотемпературной надежности «НЭ», «НК»).
Старогодные рельсы, снятые из пути и прошедшие ремонт в рельсосварочных предприятиях, в том числе с перепрофилированием головки рельсов на строгальных или фрезерных станках, повторно укладываются в путь в соответствии с требованиями таблицы 2.4 «Инструкции по применению старогодных материалов верхнего строения пути» [2].
Старогодные рельсы и рельсовые плети бесстыкового пути без ремонта в РСП и в пути повторно используются в пути в соответствии с требованиями таблицы 2.3 [2].

6. Эксплуатация рельсов и ремонт их в пути

В процессе эксплуатации в рельсах могут возникать, а затем развиваться различные дефекты. Виды этих дефектов, причины появления и развития, способы выявления и указания по эксплуатации рельсов с дефектами отражены в руководящих технических материалах: «Классификация дефектов рельсов»; «Каталог дефектов рельсов»; «Признаки дефектных и остродефектных рельсов».
6.1. Шлифование рельсов.
Отдалить появление дефектов может профилактическое шлифование новых рельсов. Целью профилактического шлифования новых рельсов, уложенных при капитальном ремонте пути, является удаление обезуглероженного слоя, уменьшение заводских геометрических неровностей до уровня требований, соответствующих максимальной скорости на данном участке, устранение неровностей в зонах сварных стыков. Первоначальное шлифование новых рельсов выполняется сразу после укладки и выправки пути в плане и профиле. Основными параметрами шлифования являются: число проходов рельсошлифовального поезда, рабочая скорость поезда, усилия прижатия шлифовальных кругов, заданный ремонтный профиль и периодичность шлифования.
Периодичность шлифования рельсов, а также значения глубины неровности на поверхности катания рельсов для назначения шлифовки, и после шлифовки приведены в Технических указаниях по шлифованию рельсов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 22.02.2011 N 388р [7]. Также, для продления срока службы рельсов применяется их ремонт наплавкой и шлифовкой.
6.2. Фрезерование рельсов.
Фрезерование рельсов производится как самостоятельная работа с использованием рельсофрезерной техники (рельсофрезерные поезда, машины), так и в сочетании с рельсошлифовальными поездами, в случае если рельсофрезерная техника не снабжена шлифовальными агрегатами. В настоящее время разработан и изготовлен образец рельсошлифовального поезда, и по результатам его опытной эксплуатации будут определены рациональные сферы фрезеровки рельсов в пути.
6.3. Одиночная смена рельсов
Одиночная смена рельсов обусловлена необходимостью замены остродефектного рельса или дефектного рельса с критическими размерами дефекта. Для замены берется замаркированный рельс из запаса, а также репрофилированные в условиях РСП старогодные термически упрочненные рельсы I-П и II-П групп годности. Сферы применения рельсов в зависимости их группы годности определены [2].
Старогодный рельс запаса должен соответствовать заменяемому по типу, длине и износу, а также иметь разницу в пропущенном тоннаже с рельсами, лежащими в пути не более 100 млн. т. брутто и разницу в выпуске по годам не более 10 лет.
Высота укладываемого рельса в торцах и ширина головки по рабочему канту не должны отличаться от аналогичных параметров смежных с ним лежащих в пути рельсов более чем на 1 мм.
6.4 Перекладка рельсов в кривых со сменой канта и без нее.
В кривых малых радиусов на участках интенсивного бокового износа головки рельсов для продления срока службы рельсов производится перекладка рельсов из прямых участков в наружные нити кривых со сменой рабочего канта и без нее.
Перекладка рельсовых плетей бесстыкового пути и рельсов звеньевого пути в кривых, где наблюдается интенсивный боковой износ головки рельса, должна производиться при износе менее 15 мм. С целью обеспечения большей ширины полосы контактирования колес подвижного состава с рельсами, условий дефектоскопирования переложенных рельсов, снижения вероятности развития продольной трещины в образующейся при боковом износе полке рельса на его рабочей грани, перекладку целесообразно проводить при боковом износе головки рельса до 12 14 мм. При этом интенсивность бокового износа рельсов по наружным рельсовым нитям, определяемая как частное от деления бокового износа (мм) на пропущенный тоннаж (млн. тонн брутто), не должны быть ниже значений, приведенных в таблице 1.

Интенсивность бокового износа рельсов

С учетом интенсивности бокового износа рельсов окончательное решение о целесообразности и схемах перекладки принимается комиссионно по результатам оценки их состояния.
Для выбора схемы и возможности перекладки плети не ранее чем за 10-15 дней до ее выполнения производится оценка ее состояния. По результатам осмотров формируются ведомости. Ведомости осмотра составляются на все плети, перекладываемые с заменой рабочего канта. Особое внимание при осмотрах и дефектоскопировании перекладываемых плетей бесстыкового пути необходимо обращать на состояние сварных стыков, наличие коррозии подошвы рельсов и, соответственно, дефектов рельсов, классифицируемых по коду 69.
Не допускаются к перекладке плети с дефектами по кодам 10.2, 11.2, 14, 17.2, 18, 40, 41.2, 46.3, 49, параметры которых требуют ограничения скорости движения поездов. Если указанные выше дефекты расположены вне конца плети (12,5 м и более от конца плети), то перед перекладкой плети они должны быть вырезаны, а плеть восстановлена сваркой. При наличии приведенных дефектов на концевых участках перекладываемой плети (не более 12,5 м) концы плетей должны быть обрезаны. Окончательное восстановление плети производится электроконтактной или алюмотермитной сваркой до ее перекладки.
Не допускаются к перекладке плети, которые имели хотя бы один излом по дефекту 69 или этот дефект был обнаружен при осмотре и дефектоскопировании плети перед ее планируемой перекладкой. Такие плети должны быть исключены из перекладки и заменены в плановом порядке.
Запрещается перекладка плетей с заменой рабочего канта в пределах мостов и тоннелей и на подходах к ним.

7. Гарантии качества и надежности рельсов и сварных стыков

В договор на поставку рельсов включаются условия гарантии их качества, которые являются определяющими при проведении претензионной работы.
Порядок предъявления претензий (рекламаций) на рельсы определен Условиями гарантии качества железнодорожных рельсов и порядка предъявления и рассмотрения претензий на рельсы, не соответствующие гарантийным обязательствам, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 28 июня 2010 г. N 1386р. [8]. Гарантии распространяются на рельсы, изготовленные после 1 апреля 2004 г. Гарантийная наработка рельсов приведена в таблицах 2 и 3.

Гарантийная наработка категорий рельсов, выпущенных после 1 октября 2010 г.

Источник

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие Технические условия распространяются на рельсы железнодорожные новые сварные, закаленные по всей длине и термически не упрочненные, мартеновского и кислородно-конверторного производства, непрерывнолитых заготовок вакуумированной стали, выплавленной в электропечах, низкотемпературной надежности и повышенной чистоты из углеродистой стали, а также легированной хромом (до 0,70 %) и кремнием (до 1,00 %), в том числе импортного производства, изготовленные в соответствии с российскими техническими условиями, предназначенные для укладки в железнодорожные пути широкой колеи общего пользования.

Пример записи обозначения изделия при заказе: «Рельсы железнодорожные новые сварные. ТУ 0921-057-01124328-98».

1 Звездочкой здесь и далее в тексте отмечены обозначения стандартов и технических условий, к которым приняты изменения.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих Технических условиях использованы ссылки на следующие нормативно-технические документы:

ГОСТ 8.001-80. Государственная система обеспечения единства измерений. Организация и порядок проведения государственных испытаний средств измерений;

ГОСТ 8.513-84*. Государственная система обеспечения единства измерений. Проверка средств измерений. Организация и порядок проведения;

ГОСТ 12.3.028-82*. Система стандартов безопасности труда. Инструмент абразивный. Процессы обработки абразивным и эльборовым инструментом. Требования безопасности;

ГОСТ 427-75*. Линейки измерительные металлические. Технические условия;

ГОСТ 2601-84*. Сварка металлов. Термины и определения основных понятий;

ГОСТ 7174-75*. Рельсы железнодорожные типа Р50. Конструкция и размеры;

ГОСТ 7502-89*. Рулетки измерительные металлические. Технические условия;

ГОСТ 8161-75*. Рельсы железнодорожные типа Р65. Конструкция и размеры;

ГОСТ 9012-59*. Металлы. Методы испытания твердости по Бринеллю;

ГОСТ 15150-69 *. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнение для различных климатических районов. Категория, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды;

ГОСТ 16210-77*. Рельсы железнодорожные типа Р75. Конструкция и размеры;

ГОСТ 18267-82*. Рельсы железнодорожные типов Р50, Р65 и Р75 широкой колеи, термообработанные путем объемной закалки в масле. Технические условия;

ГОСТ 24182-80*. Рельсы железнодорожные широкой колеи типов Р75, Р65, Р50 из мартеновской стали. Технические условия;

ТУ 14-2-651-85. Рельсы железнодорожные широкой колеи, термообработанные путем закалки поверхности катания головки по всей длине с нагревом токами высокой частоты;

ТУ 14-2Р-289-93. Рельсы железнодорожные широкой колеи Р65С для высокоскоростных железнодорожных магистралей. Опытная партия. Технические условия;

ТУ 14-2Р-295-94*. Рельсы железнодорожные типа Р65 из непрерывнолитых заготовок. Опытная партия. Технические условия;

ТУ 14-2Р-314-95. Рельсы железнодорожные типа Р65 из непрерывнолитых заготовок кислородно-конверторной стали. Технические условия;

ТУ ЦП-132 РЕ-Я*. Технические условия на термообработанные рельсы типа 132 РЕ длиной 25 метров для эксплуатационных испытаний на ширококолейных железных дорогах;

ТУ ЦП-Р65-Я-97. Технические условия на термообработанные рельсы типа Р65 длиной 25 метров для ширококолейных железных дорог Российской Федерации;

НТД/ЦП-1-93. Классификация дефектов и повреждений рельсов. Нормативно-технические документы;

НТД/ЦП-2-93. Каталог дефектов и повреждений рельсов. Нормативно-технические документы;

НТД/ЦП-3-93. Признаки дефектных и остродефектных рельсов. Нормативно-технические документы;

Режимы сварки рельсов на стыковых контактных машинах МСГР-500, К-190П, К-190ПА, К-190ПК, К-355, К-355А1, К-1000;

Инструктивные указания по термической обработке сварных стыков и концов рельсов с нагрева токами средней частоты;

Инструктивные указания по сварке термически обработанных рельсов;

Технические указания по нормализации подошвы в зоне сварки;

Технические указания по устройству, укладке и содержанию бесстыкового пути;

Инструктивные указания о порядке выполнения ускоренного охлаждения сварных стыков рельсов в рельсосварочных поездах;

Инструкция по эксплуатации спецсостава для погрузки и выгрузки длинномерных рельсовых плетей;

Инструкция по ультразвуковой дефектоскопии сварных стыков рельсов;

Технические условия погрузки и крепления грузов;

Правила техники безопасности и производственной санитарии для рельсосварочных предприятий;

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей;

Правила техники безопасности при эксплуатации прессового оборудования;

Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;

Правила по технике безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве;

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Общие требования.

3.1.1. Рельсы железнодорожные новые сварные должны соответствовать требованиям настоящих Технических условий.

3.2. Основные параметры и размеры.

3.2.1. Рельсовые плети для бесстыкового пути, сваренные из новых закаленных и термически не упрочненных рельсов первого сорта первой и второй групп, первого и второго классов, предназначаются для укладки в главные пути. Новые рельсы второго сорта допускаются к сварке только по разрешению начальника службы пути железной дороги. Запрещается сварка рельсов, не принятых на металлургических комбинатах инспекцией МПС, а также Опытных партий рельсов, изготовленных металлургическими комбинатами, до разработки ВНИИЖТом и утверждения Департаментом пути и сооружений МПС России режимов сварки и термической обработки стыков.

3.2.3. По концам рельсовых плетей для бесстыкового пути и уравнительных рельсов должно быть просверлено по три болтовых отверстия по схеме, соответствующей данному типу рельсов. В рельсах типов Р75 и Р65 для звеньевого пути допускается сверлить по два болтовых отверстия. При сверлении болтовых отверстий в рельсах на предприятиях путевого хозяйства они должны иметь диаметр и расстояния от торцов рельсов, указанные в табл. 3.1, с приведенными ниже допусками.

На кромках болтовых отверстий и в торцах по всему сечению рельса должна быть снята фаска размером 1- 2 мм под углом 45° (абразивной шаровой головкой, конической фрезой или специальным фаскосъемным инструментом).

Сварные рельсовые плети должны быть прямыми. Допускается равномерная кривизна по головке в горизонтальной и вертикальной плоскостях со стрелой прогиба не более 1/2200 (т. е. не более 12 мм на базовой длине 25 м ).

3.2.4. Рельсовые плети для бесстыкового пути сваривают из новых рельсов первого сорта, длиной 25 м без болтовых отверстий. Сварка плетей из новых рельсов длиной менее 25 м допускается по разрешению службы пути железной дороги. Сварка плетей из рельсов второго сорта и длиной менее 25 м допускается для железнодорожных путей 2-го и 3-го классов.

3.2.5. При изготовлении рельсовых плетей для бесстыкового пути из рельсов без термического упрочнения необходимо производить сварку начальных и концевых участков из термически не упрочненных рельсов с закаленными концами.

3.3. Требования к прокатным рельсам и сварным стыкам.

3.3.2. Рельсы, подлежащие сварке между собой в стационарных условиях, должны быть одного типа, одного металлургического комбината, одной марки стали (химического состава по содержанию углерода, а также легирующих элементов-хрома и кремния), одной категории, одной группы, одинакового термического упрочнения (с объемной или поверхностной закалкой, а также термически не обработанные) и одного класса.

Рельсы переходного профиля разрешается сваривать из рельсов смежных типов.

При испытании переходных рельсов величины разрушающей нагрузки и стрелы прогиба принимаются для рельсов меньшего типа.

3.3.4. Твердость металла головки сварных стыков закаленных рельсов и термически не упрочненных должна соответствовать твердости основного металла. Допускается снижение твердости в сварном стыке относительно нижней границы прокатных рельсов (по Государственным стандартам или Техническим условиям) на 10 %, а в переходных зонах термически обработанного сварного рельсового стыка до 15 %.

Прогибы вниз (седловины) в сварных стыках не допускаются.

3.4. Подготовка рельсов к сварке.

3.4.1. Перед сваркой должно быть проверено наличие инспекторских приемочных клейм и другой маркировки рельсов.

3.4.2. Поступающие на сварку рельсы по прямолинейности в горизонтальной и вертикальной плоскостях и по концевой кривизне должны отвечать требованиям соответствующих стандартов и технических условий на изготовление прокатных рельсов на металлургических комбинатах.

3.4.4. Торцы стыкуемых рельсов и контактирующие с зажимами сварочной машины поверхности на длину электродов (зажимных губок) должны быть зачищены до металлического блеска механическим способом. Зачистка должна вестись вдоль рельса. Риски и выхваты на зачищенных поверхностях не допускаются.

3.4.6. Перед сваркой переходных рельсов типов Р75 и Р65, Р65 и Р50 производят обсадку подошвы и шейки рельсов большего типа после нагрева их до температуры ковки (светло-красный цвет).

3.5.1. Сварка новых рельсов должна производиться контактным стыковым способом на стационарных машинах.

Сварку рельсов разного способа производства и химического состава стали выполняют по режимам для данного типа рельсов и рельсосварочной машины, утвержденным Департаментом пути и сооружений МПС (приложения Г, Д, Е, О).

3.5.3. Подготовленный переходный рельс выпрессованной частью сваривают с рельсом более легкого типа. Общая длина свариваемых рельсов с переходным стыком определяется заказчиком. При сварке переходного стыка вертикальные оси двух рельсов совмещаются, допускается сварка переходных рельсов головкой вниз.

3.6. Механическая и термическая обработка сварных стыков.

3.6.1. В сварных стыках грат и выдавленный металл должны быть удалены в горячем состоянии (светло-красный цвет) механизированным способом с допуском по профилю + 1,0 мм наплавленными, заточенными и подогнанными по профилю рельсов ножами с плюсовым допуском 1,0 мм с образованием ровной срезанной поверхности без рисок и остатков неудаленного металла (выступов) на подошве и головке.

3.6.3. Для обеспечения прямолинейности рельсовых плетей для бесстыкового пути и сварных рельсов при местном изгибе до 2 мм на длине 1 м допускается производить правку сварных стыков в горячем состоянии (светло-красный цвет) в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Правку сварных стыков рельсов, прошедших термическую обработку на индукционных установках, можно производить и в холодном состоянии на передвижном гидравлическом прессе для правки Е четырех направлениях фирмы «Жейсмар» или аналогичном оборудовании других производителей.

Перед холодной правкой допускается искусственное охлаждение головки рельсов воздушно-водяной смесью в зоне сварного стыка, температура которого не превышает 300 °С.

3.6.4. Термическую обработку упрочненных рельсов в зоне сварных стыков производят с индукционного нагрева всего сечения с последующей закалкой головки и нормализацией подошвы и шейки. Термическую обработку не упрочненных рельсов в местах сварки производят с индукционного нагрева всего сечения путем нормализации с подстуживанием металла в головке (приложения Ж, З, И, К, Н).

При отсутствии индукционных установок закалку головки сварных стыков термически упрочненных рельсов выполняют с тепла сварки ( приложение Л ).

3.6.5. Нагрев подошвы для прессования в прокатных рельсах переходного профиля может производиться на индукционных и контактных установках ( приложение М ).

3.6.6. Нагрев сварных стыков для термической обработки производят с частичным использованием тепла от сварки при отсутствии цвета каления.

Оборудование для термической обработки сварных стыков рельсов должно располагаться на расстоянии не менее 50 м от сварочной машины.

Окончательное шлифование сварных стыков по поверхности катания и боковым граням головки выполняется абразивными кругами чашечного типа на автоматических машинах с измерительной системой определения прямолинейности сварных стыков рельсов и компьютерной записью на шлифовальной машине фирмы «Жейсмар» или аналогичных других производителей.

В других случаях шлифование головки по поверхности катания и боковым граням сварных стыков рельсов производится на станках типа СЧР.

3.8.1. Сварные стыки на рельсах должны быть отмечены белой (голубой) краской путем нанесения полос шириной 20 мм на шейке и верхней части подошвы на расстоянии 100 мм с обеих сторон шва. Каждый сварной рельсовый стык плети должен иметь порядковый номер.

3.8.2. Сварные рельсы должны быть замаркированы следующим образом. На одном из торцов сварного рельса металлическими клеймами высотой 8- 10 мм набивают маркировочные знаки, определяющие сорт рельса, год сварки, номер рельса, под которым он записан в шнуровую книгу, номер рельсосварочного предприятия.

Маркировка сварной рельсовой плети делается в такой последовательности: номер рельсосварочного предприятия, номер плети по проекту, номер плети по сварочной ведомости (дефектоскопии), правая или левая плеть рельсового пути, длина в метрах (например 1 Пр. № 25 (278), прав. 787,5 м ). Около каждого сварного стыка: 1. 31 и т. д.

3.8.3. Пример маркировки в торце рельса:

3.8.4. В случае забракования сварного стыка рельсовой плети его после вырезки сваривают под новым порядковым номером. В сменном рапорте (ПУ-94) записывают новый порядковый номер сварного стыка и в примечании указывают номер забракованного сварного стыка рельсовой плети.

При повторной сварке забракованных рельсов длиной 25 м и менее сварному рельсу присваивают новый порядковый номер согласно сменному рапорту (ПУ-94), где в примечании указывается номер забракованного рельса.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. При выполнении комплекса работ по сварке рельсов должны соблюдаться Правила техники безопасности и производственной санитарии для рельсосварочных предприятий, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правила техники безопасности при эксплуатации прессового оборудования, Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, Правила по технике безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве.

4.2. К работе по сварке и резке рельсов, механической и термической обработке стыков, дефектоскопии сварных рельсов и их погрузке допускается обслуживающий персонал, прошедший медицинское освидетельствование, обучение и ежегодную переаттестацию в квалификационной комиссии, назначенной приказом по РСП с допуском к самостоятельной работе (с оформлением протокола).

Обучение сварщиков и дефектоскопистов с выдачей документа осуществляют организации, имеющие соответствующие лицензии на обучение.

4.3. Обслуживающий персонал должен быть обеспечен спецодеждой и защитными приспособлениями в соответствии с нормами и при выполнении работ на железнодорожных путях иметь сигнальные жилеты.

4.4. Шлифовальные круги должны применяться в соответствии с ГОСТ 2424-83* и перед постановкой на станок подвергаться испытаниям согласно требованиям ГОСТ 12.3.028-82.

4.5. Наладку сварочного оборудования, ультразвуковых дефектоскопов, электрооборудования должны производить лица, прошедшие специальную подготовку (аттестованные квалификационной комиссией), назначенные на обслуживание этого оборудования и имеющие третью ( III ) квалификационную группу по электробезопасности.

5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

5.2. Партия сварных рельсов должна быть принята контрольным мастером или главным инженером рельсосварочного предприятия.

5.3. Результаты контроля каждого сварного стыка рельсов должны заноситься в специальный прошнурованный журнал дефектоскопии.

5.4. При обнаружении в процессе контроля дефекта стык должен быть вырезан и испытан на статический изгиб согласно п. 3.3.3 настоящих Технических условий. При наличии в стыке дефектов или недостаточных показателей прочности и пластичности к данной партии рельсов, сваренных в смене, предъявляются требования в соответствии с пп. 6.4 и 6.6 настоящих Технических условий.

6. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

6.3. Для проверки сварных рельсов производят сплошной контроль сварных стыков неразрушающим методом и выборочный контроль соблюдения заданного режима путем испытания контрольных натурных образцов на статический поперечный изгиб на прессе и измерений твердости металла в сварных стыках рельсов.

6.4. Для испытаний сваривают на каждой работающей контактной сварочной машине по два образца в смену по режиму, принятому для данного типа рельсов. При сварке партий рельсов разных типов в течение одной смены образцы для испытаний должны свариваться из рельсов каждого типа.

6.6. В случае неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы одного образца или выявления дефекта из данной партии рельсов вырезают два стыка и повторно проверяют показатели прочности и пластичности.

Если при этом образец не удовлетворяет требованиям п. 3.3.3 настоящих Технических условий, вся партия бракуется и подлежит повторной сварке после вырезки стыков на длину не менее 50 мм ( 25 мм в обе стороны от шва).

6.7. Контрольный образец должен иметь длину 1200- 1300 мм со сварным стыком посередине.

Контрольные образцы должны испытываться в остывшем состоянии после термической и механической обработки. Допускается также испытание образцов после удаления грата и выдавленного металла без дополнительной обработки стыков для проверки качества сварки.

6.9. Измерение твердости производится не менее чем на двух сварных стыках в каждую смену.

6.10. Твердость металла измеряется на прессе Бринелля шариком диаметром 10 мм по ГОСТ 9012-59* или переносным твердомером. Приборы должны быть сертифицированы и пройти проверку в местных органах Госстандарта. Результаты заносятся в шнуровую книгу контрольных испытаний сварных рельсовых стыков на статический изгиб.

6.11. Контроль сварных рельсов путем дефектоскопирования должен осуществляться согласно действующей Инструкции по ультразвуковой дефектоскопии сварных стыков рельсов, утвержденной Департаментом пути и сооружений МПС.

7. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

7.1. Прибывшие под сварку и подготовленные к отгрузке сварные рельсы должны быть уложены на горизонтальной площадке в штабель без прогиба в вертикальной плоскости по всей длине, сохранять прямолинейность в плане и профиле, иметь прокладки между рядами и должны быть рассортированы по типу и группам рельсов, виду термической обработки.

7.2. Рельсовые плети для бесстыкового пути грузят на специальный подвижной состав для их перевозки. Транспортирование длинномерных рельсовых плетей производится согласно действующей Инструкции по эксплуатации спецсостава для погрузки-выгрузки длинномерных рельсовых плетей.

8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

8.1. Рельсосварочные предприятия гарантируют соответствие сварных рельсовых плетей и сварных рельсов требованиям настоящих Технических условий при соблюдении условий хранения, транспортирования, укладки и эксплуатации железнодорожного пути.

8.2. Срок гарантии сварных стыков рельсов устанавливается по количеству пропущенного по ним груза для рельсов типа Р75 и Р65-150 млн. т брутто, а типов Р50-120 млн. т брутто, но не более пяти лет с момента поставки.

8.3. В случае выхода стыка по дефектам сварки ранее установленного гарантийного срока рельсосварочное предприятие должно поставить потребителю за свой счет другой рельс того же типа, сваренный из имеющегося запаса сырья, принадлежащего данной дороге.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)

Рельс сварной переходного профиля Р75/Р65

какое максимальное количество сварных стыков могут содержать рельсы длиной 25 метров

*Размеры для справок

**Размер для инструмента и в готовом изделии не контролируется

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)

Рельс сварной переходного профиля Р65/Р50

какое максимальное количество сварных стыков могут содержать рельсы длиной 25 метров

*Размеры для справок

**Размер для инструмента и в готовом изделии не контролируется

ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)

Рельс сварной переходного профиля Р50/Р43

какое максимальное количество сварных стыков могут содержать рельсы длиной 25 метров

*Размеры для справок

**Размер для инструмента и в готовом изделии не контролируется

Радиусы закруглений острых кромок по ГОСТ 7174-75

ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(обязательное)

Режимы сварки рельсов типа Р65 непрерывным оплавлением на контактных стыковых машинах типов К-190 и К-355

Значения параметров для контактных машин типа

легированные хромом и кремнием 2

углеродистые с легированными хромом и кремнием 3

легированные хромом и кремнием 2

углеродистые с легированными хромом и кремнием 3

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *