какое максимальное количество детей может быть в классе по закону

Какое максимальное количество детей может быть в классе?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какое максимальное количество детей может быть в классе?

Вопрос о количестве детей в классе является одним из самых распространенных среди родителей и педагогов. Родители при устройстве ребенка в школу нередко сталкиваются с отказом в связи с отсутствием свободных мест, задаваясь вопросом о предельной наполняемости класса. Для педагогов вопрос количества детей также немаловажный в связи с возможностями качественного обучения и организации индивидуального подхода к каждому ребенку. На сегодняшний день часто можно встретить классы, в которых и по 30 человек. Можно ли считать, что такое количество детей — это нарушение предельно допустимого количества обучающихся в классе? Есть ли нормативы, которые предписывают, какое количество учеников можно зачислить в один класс, а какое количество обучающихся является недостаточным?

Нормативная составляющая данного вопроса.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек (Приказ от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Тогда почему почти в каждой школе есть классы со значительным превышением данного норматива? Согласно Конституции РФ и ФЗ РФ «Об образовании», каждому ребенку в нашей стране гарантировано право на получение образования. Это означает, что каждого ребенка, который достиг определенного возраста и имеет соответствующие документы, прикрепление к образовательной организации по месту регистрации директор обязан зачислить в школу и реализовать права ребенка гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с санитарными нормами количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

— не менее 2,5 м² на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

— не менее 3,5 м² на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Таким образом, если площадь учебного кабинета позволяет рассадить больше, чем 25 учащихся, то предельную наполняемость можно увеличить за счет возможностей классных кабинетов.

Существует даже ответственность за незаконное ограничение права на получение образования.

За невыполнение ст.5.57 гл. 5 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) предусмотрены штрафы, а именно: 1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Также бывают ситуации, когда площадь образовательного учреждения не позволяет выделить помещение для функционирования дополнительного класса. Эту проблему стараются решить за счет объединения школ в образовательные комплексы. Если места в школе для ребенка нет, родителям необходимо обратиться в местный орган управления образования, который подберет школу для ребенка.

Ст.6.3 гл. 6 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) поясняет, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Также глава XIII Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва (СанПиН 2.4.2.2821–10) предупреждает об ответственности руководителя образовательного учреждения за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в частности: — за выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения; — за создание необходимых условий для соблюдения санитарных правил. В итоге получается, что административная ответственность за ущемление права на получение образования гораздо выше, чем ответственность за неисполнение нормативов санитарно-эпидемиологических правил, что вполне объяснимо. Поэтому вопрос комплектования классов остается на усмотрение руководителя образовательного учреждения, который набирает классы, исходя из сложившейся ситуации в конкретной школе. Директор школы обязан принять каждого маленького гражданина в школу, чтобы каждый ребенок имел возможность учиться. Это первоочередная задача образовательного учреждения и государства. Также следует учитывать демографическую ситуацию. С каждым годом все больше и больше детей идет в 1-е классы школы. Если директор будет набирать в классы, установленные нормативом 25 учащихся, то многие дети могут не попасть в школу вообще.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о количестве детей в сельских школах. В малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов комплектов из обучающихся начального общего образования. оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования (п. 10.15 СанПиН 2.4.2.2821–10). При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице. Вопросы связанные с малым количеством детей в школе и открытия классов в сельской школе должны решаться индивидуально в соответствии с решением местной администрации.

Классы, объединяемые в класс-комплектКоличество обучающихся в классе-комплекте
1+38-10
1+28-10
1+48-10
2+310-12
2+410-15
3+410-15

Не секрет, что в школах сейчас много обучающихся с ОВЗ, помимо этого есть много детей, которые испытывают трудности при освоении образовательной программы. Нередко дети с ОВЗ обучаются в обычных классах и нуждаются в особом подходе и повышенном внимании учителя, дополнительных разъяснениях. Но если в классе больше 30 человек сделать это бывает сложно.

Для особых детей предусмотрены иные нормативы наполняемости класса. Это связано с тем, что детям с ОВЗ нужен индивидуальный подход в обучении, персональное объяснение материала, внимание и знание физиологических особенностей каждого учащегося. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек (СанПиН 2.4.2.2821–10).

В соответствии с введением новых санитарных правил обучения лиц с ОВЗ вводится разграничение на комплектование классов для детей с различного рода особенностями.

Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286–15)

какое максимальное количество детей может быть в классе по закону

Данная таблица дает четкие пределы, которые определяют количество обучающихся в классах при инклюзивном образовании и в специализированных классах.

Превышение пределов наполняемости классов не должно повлечь за собой нарушение права ребенка на получение образования и невозможности зачислить ребенка в образовательное учреждение.

Источник

Какое максимальное количество детей может быть в классе по закону

какое максимальное количество детей может быть в классе по закону

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

какое максимальное количество детей может быть в классе по закону

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

какое максимальное количество детей может быть в классе по законуОбзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 7 сентября 2020 г. № ВБ-1700/08 “О направлении дополнительных разъяснений”

В связи с поступившими вопросами из органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации, и региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования, а также прозвучавшими в ходе августовских педагогических совещаний в субъектах Российской Федерации, Минпросвещения России направляет для использования в работе дополнительные разъяснения по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, разработанные совместно с Общероссийским Профсоюзом образования.

Приложение: на 9 л. в 1 экз.

Дополнительные разъяснения
по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций

Так, в малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся начального общего образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся начального общего образования разного возраста.

Наполняемость классов-комплектов

В таблице 1 указана предельная наполняемость класса-комплекта. В зависимости от конкретных условий и количества обучающихся классы-комплекты в составе 2 классов чаще всего формируются при меньшей наполняемости.

2. Повторно отмечаем важность принятия решения на уровне субъекта Российской Федерации о синхронизации порядка выплаты за классное руководство, производимой из бюджета субъекта Российской Федерации, с порядком выплаты денежного вознаграждения из федерального бюджета, имея в виду, что выплата из регионального бюджета также, как и денежное вознаграждение из федерального бюджета, должна иметь фиксированный размер, не зависящий от количества обучающихся в классе (классе-комплекте).

3. При введении выплаты денежного вознаграждения из федерального бюджета не допускается ухудшение ранее установленных условий оплаты труда, снижение размеров индексации заработной платы, отмена либо уменьшение размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных педагогическим работникам из региональных (муниципальных) бюджетов. В том числе не должно допускаться уменьшение размера денежного вознаграждения в малокомплектных сельских общеобразовательных организациях, в каждом классе которых может обучаться менее 10 обучающихся, а также объединение двух и более классов с малой наполняемостью (за исключением объединения I-IV классов в класс-комплект в порядке, указанном в пункте 1 настоящих разъяснений) с целью установления одной выплаты денежного вознаграждения как за один класс.

4. Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. N 448, субъектам Российской Федерации, в которых оплата труда работников на работах в местностях с особыми климатическими условиями осуществляется с учетом районных коэффициентов, межбюджетные трансферты в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций из расчета 5 тысяч рублей в месяц, предоставляются с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями.

Из этого следует, что если в местностях с особыми климатическими условиями для расчета заработной платы работников, включающей ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, применяются районные коэффициенты, превышающие размеры, установленные Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, то дополнительные расходы в связи с имеющейся разницей в размерах коэффициентов должны осуществляться за счет бюджета субъекта Российской Федерации, а отчетность о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации и достижении значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленного соглашением с Минпросвещения России, должна предоставляться с учетом применения размеров районных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти СССР.

Ответственность за достоверность представляемых в Минпросвещения России информации и документов, предусмотренных Правилами предоставления межбюджетных трансфертов, возлагается на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Повторно информируем, что согласно пункту 6 Разъяснений от 28 мая 2020 г. денежное вознаграждение является составной частью заработной платы педагогического работника и учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Выплата денежного вознаграждения, осуществляемая за счет средств федерального бюджета, учитывается при расчете средней заработной платы по отдельной категории работников в субъекте Российской Федерации и может привести к ее увеличению.

Пунктом 1 Разъяснений от 28 мая 2020 г. предусмотрено, что предоставление и распределение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат денежного вознаграждения не являются основанием для корректировки межбюджетных отношений в случае превышения в субъектах Российской Федерации целевого показателя повышения уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций, установленного указами Президента Российской Федерации от 2012 года, фактическими размерами средней заработной платы этих работников.

В связи с поставленной задачей обеспечить контроль за полным и своевременным доведением этой федеральной выплаты, имеющей высокую социальную значимость, до ее получателей, обращаем особое внимание на необходимость различать установленный порядок учета выплаты денежного вознаграждения при расчете средней заработной платы педагогических работников и предусмотренный письмом N ВБ-1625/08 (и соответствующими рекомендациями) раздельный учет расходов на ежемесячное денежное вознаграждение педагогических работников за классное руководство по кодам вида финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) образовательных организаций с учетом различных форм собственности и источников финансирования.

Согласно рекомендациям, направленным письмом ВБ-1625/08, программное обеспечение, в котором осуществляется начисление заработной платы педагогическим работникам образовательной организации, должно быть настроено таким образом, чтобы начисление ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство за счет средств федерального бюджета формировалось в отдельную ведомость для выплаты педагогическим работникам с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в других районах (местностях) с особыми климатическими условиями, уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, с учетом которых иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство.

8. Денежное вознаграждение учитывается при исчислении среднего заработка для оплаты отпускных, осуществляемого в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (с изменениями и дополнениями) (пункт 9 Разъяснений от 28 мая 2020 г.).

Денежное вознаграждение в размере 5 тысяч рублей выплачивается ежемесячно за полностью отработанное в календарном месяце время.

Если осуществление функций классного руководителя возложено на педагогического работника, например, с 15 числа, то размер денежного вознаграждения будет исчисляться пропорционально отработанному времени.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, тогда как выплата денежного вознаграждения будет осуществляться с 1 сентября 2020 года.

Несмотря на то, что в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом страхового стажа, других особенностей, влияющих на его размер по сравнению с размером оплаты труда в период работы.

Эти и другие вопросы следует урегулировать в положении об оплате труда и (или) закрепить в коллективном договоре общеобразовательной организации, как это рекомендовано в абзаце четвертом пункта 7 Разъяснений от 28 мая 2020 г., не допуская при этом возложения на педагогического работника работы по классному руководству и в дополнительном классе, в том числе временно, без дополнительной оплаты.

11. При решении вопроса об отнесении выплат за классное руководство к виду выплат компенсационного или стимулирующего характера необходимо учесть, что осуществление классного руководства не входит в основные должностные обязанности учителей и других педагогических работников, а является для них дополнительной работой, которая может возлагаться на них только с их письменного согласия и за дополнительную оплату, в том числе в размере 5 тысяч рублей в виде ежемесячного денежного вознаграждения, которое предусматривается из федерального бюджета.

Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
B.C. Басюк
Председатель Профсоюза
работников народного образования
и науки Российской Федерации
Г.И. Меркулова

1 Пункт 4.9 Методических рекомендаций Минобрнауки России по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (письмо от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02).

Обзор документа

Минпросвещения выпустило дополнительные разъяснения по выплате педагогам денежного вознаграждения за классное руководство и указало:

— выплата в размере 5 000 руб. полагается за каждый класс (класс-комплект) независимо от количества обучающихся в нем;

— вознаграждение является составной частью зарплаты и облагается НДФЛ;

— выплата учитывается при исчислении среднего заработка для начисления отпускных;

— классное руководство не входит в основные должностные обязанности учителей, а является для них дополнительной работой, выполняемой только с их письменного согласия и за дополнительную оплату, в т. ч. в размере 5 000 руб. в виде ежемесячного вознаграждения, которое предусматривается из федерального бюджета.

Источник

«Школьные» СанПиН – 2021: актуальные требования к помещениям, организации образовательного процесса и учебникам

какое максимальное количество детей может быть в классе по закону
leremy / Depositphotos.com

В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. «Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным», – подчеркнул глава государства.

Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28, которым, в частности, определены санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям (далее – СП 2.4.3648-20). Кроме того, с 1 марта действуют новые гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21), часть из которых также касается школ.

В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Большинство требований к территории и помещениям общеобразовательных организаций аналогичны ранее действовавшим. Это касается, например, расположения школ – расстояние от них до жилых зданий не должно превышать 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности – 800 м, в сельских поселениях – 1 км. Если это требование не соблюдается, то для обучающихся следует организовать транспортное обслуживание до организации и обратно – причем нельзя, чтобы протяженность пути была более 30 км в одну сторону. Перевозка допускается только предназначенным для перевозки детей транспортом, а для маломобильных обучающихся – специально оборудованным транспортным средством для их перевозки. Ограничен и радиус пешеходной доступности от жилых домов до места сбора детей на остановке – до 1 км в сельских местностях и не более 500 м – в других населенных пунктах (п. 2.1.2 СП 2.4.3648-20).

Принципиальным отличием новых правил от старых является требование о размещении организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, только на собственной территории в отдельно стоящих зданиях. Более того, закреплен прямой запрет на их размещение в помещениях жилищного фонда, а также в функционирующих зданиях общественного и административного назначения (абз. 5-6 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20).

Несколько изменилось требование, запрещающее проводить через собственную территорию образовательных организаций магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов, а также изолированные (транзитные) тепловые сети, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов (п. 2.1.1 СП 2.4.3648-20). Прошлый СанПиН упоминал в этой части только о магистральных инженерных коммуникациях городского и сельского назначения – водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения (абз. 3 п. 2.2 СанПиН 2.4.2.2821-10, утратил силу).

Сохранились правила озеленения собственной территории общеобразовательных организаций. Не менее половины площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, должна быть занята зелеными насаждениями, в том числе и по периметру. Отклонение от этого параметра возможно только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в городах в условиях стесненной городской застройки. Что касается наличия на собственной территории плодоносящих ядовитыми плодами деревьев и кустарников, то их посадка по-прежнему запрещена (п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20). Отметим, ранее СанПиН не допускал также посадку на территории образовательных учреждений колючих растений – теперь оговорки в отношении них в тексте правил нет.

Исчезло из требований и указание на удаленность от здания специально оборудованной площадки для сбора мусора. Если ранее ее предписывалось размещать в хозяйственной зоне на расстоянии не менее 20 м от здания, то теперь она должна быть размещена в непосредственной близости от въезда на территорию организации без учета расстояния от здания – главное, чтобы размеры площадки были на 1 м больше площади основания мусорных контейнеров с каждой стороны. По-прежнему разрешено использовать другие специальные закрытые конструкции для сбора мусора и пищевых отходов, включая те, что находятся на смежных с территорией общеобразовательной организации контейнерных площадках жилой застройки (п. 2.2.3 СП 2.4.3648-20).

Уточнена норма о зонировании собственной территории общеобразовательной организации – если ранее наряду с зоной отдыха, физкультурно-спортивной и хозяйственной зонами допускалось выделение учебно-опытной зоны, то сейчас о таковой не упоминается, зато дополнительно говорится об оборудовании парковочной зоны для маломобильных групп населения (п. 3.4.1 СП 2.4.3648-20).

При этом у общеобразовательных организаций осталась возможность пользоваться спортивными сооружениями и площадками, расположенными за пределами собственной территории, для проведения занятий по физической культуре и спортивных соревнований – но при условии, что последние оборудованы в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Собственные же спортивные площадки школ должны иметь полимерное или натуральное покрытие, а беговые дорожки и спортивные площадки – спланированы так, чтобы не возникало проблем с отводом поверхностных вод за пределы их границ при необходимости, так как проводить спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках недопустимо, равно как и на площадках, имеющих дефекты (абз. 2 п. 2.2.2 СП 2.4.3648-20). Впрочем, не должна быть нарушена целостность покрытия всех проездов, подходов и дорожек на собственной территории общеобразовательной организации (п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20).

Наконец, не допускается расположение на школьной территории построек и сооружений, функционально не связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта. Также необходимо следить, чтобы на территории не появились грызуны и насекомые, включая клещей – бороться с ними можно способами, предусмотренными соответствующими санитарными правилами (п. 2.2.5-2.2.6 СП 2.4.3648-20).

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

При этом, в отличие от утративших силу СанПиН 2.4.2.2821-10, теперь допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения – актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы (п. 2.3.2 СП 2.4.3648-20).

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Отдельный блок правил касается учебной мебели – требования к ней учитывают не только функциональные размеры, которые должны соответствовать росту ребенка (например, ребенка ростом 130-145 см нужно обеспечить столом высотой 58 см и стулом с высотой сиденья 34 см, если рост составляет 145-160 см, то стол должен быть высотой 64 см, а стул – 38 см, при росте 160-175 см – 70 см и 42 см, а при 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно), но и порядок расстановки ее в классе. Так, расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не меньше 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см, а до последнего ряда столов – не больше 860 см. При этом меньшие по размеру парты должны стоять ближе к доске, а большие – дальше от нее. В учебных помещениях нельзя использовать табуретки и скамейки вместо стульев, а вся вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).

Еще одним важным требованием к учебным помещениям является их оборудование классными досками. Если в таком качестве используются учебные доски, для работы с которыми применяется мел, то они должны иметь темное антибликовое покрытие, а рабочее поле – подсвечено дополнительным источником искусственного освещения. При использовании маркерной доски выбираются цвета маркера контрастного цвета по отношению к цвету доски. Если же устанавливается интерактивная доска, то ее размер по диагонали должен составлять не менее 165,1 см, а размещение по центру фронтальной стены класса должно обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. «Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта», – отмечается в п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20. При этом угол видимости учебной доски для учеников младших классов должен составлять 45°, для остальных – 35°.

Также СП 2.4.3648-20 подробно описывают, какое освещение должно быть в учебных кабинетах. Речь идет о наличии естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине классов более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. Система общего освещения включает потолочные светильники с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый, но в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением недопустимо.

Предусмотрены уровни искусственной освещенности в учебных помещениях для детей старше 7 лет – не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры – 300 люкс, в мастерских трудового обучения – 400 люкс. При этом все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны иметь следов загрязнений (п. 2.8.2, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20).

Наконец, следует учитывать и допустимые величины параметров микроклимата в образовательных организациях, а именно: диапазон допустимой температуры воздуха в учебных кабинетах – 18-24°С; относительная влажность воздуха – 40-60%; скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с. Аналогичные параметры установлены для столовой, спортивного зала, актового зала, гардероба и вестибюля. В туалетных комнатах и комнатах гигиены девочек допускается температура до 26°С.

Требования к уборке

Особые требования СП 2.4.3648-20 предъявляют к обеспечению чистоты в образовательных организациях – причем это касается не только проведения уборки, но и специфики материалов, из которых изготовлены мебель и оборудование.

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц должна проводиться генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.11.7 СП 2.4.3648-20). А после каждой уборки весь инвентарь подлежит промыванию с использованием моющих средств, ополаскиванию проточной водой и просушиванию. Храниться он должен в отдельном помещении или специально оборудованном месте, исключающем доступ к нему детей. Причем инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря (п. 2.11.3 СП 2.4.3648-20).

Если для обучения используется электронное оборудование, в том числе сенсорные экраны, клавиатуры, компьютерные мыши, их необходимо ежедневно дезинфицировать согласно рекомендациям производителя либо с использованием растворов или салфеток с содержанием не менее 70% спирта (п. 3.5.14 СП 2.4.3648-20).

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. «При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи», – следует из текста санитарных правил.

Но соблюдать чистоту нужно не только в помещениях, но и на собственной территории общеобразовательных организаций. Так, вокруг школы не должно быть скопления мусора – последний следует собирать в мусоросборники, закрытые крышками, которые при заполненности на 2/3 от их объема нужно очищать. Сжигать мусор на собственной территории, в том числе в мусоросборниках, запрещено, равно как и использовать для очистки территории от снега зимой химические реагенты (п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20).

Требования к организации образовательного процесса

Блок этих требований содержит предписания относительно времени начала и окончания занятий, их продолжительности, длительности перемен, уровня учебной нагрузки, продолжительности выполнения домашних заданий и т. д. Так, занятия в школах должны начинаться не ранее 8.00 – проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20). Заканчивать уроки следует не позднее 19.00, позже можно проводить только занятия в рамках реализации дополнительных образовательных программ и деятельности кружков (студий), спортивных секций, но и они должны быть завершены до 20.00 – для детей 7-10 лет и до 21.00 – для детей 10-18 лет. Между тем, факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков, предусматривая между их началом и последним уроком перерыв продолжительностью не менее 20 минут (абз. 13 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов – 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и 1 раз в неделю – 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю. Аналогичный подход – только на 1 урок больше – применяется для обучающихся 2-4-х классов. Для 5-6-х классов максимум – 6 занятий, для 7-11-х классов – 8 занятий в день. В целом же учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов – 23 часа, 5-х классов – 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа, 10-11-х классов – 34 часа. При шестидневной учебной неделе учебная нагрузка варьируется от 26 до 37 часов в неделю, но для первоклассников соответствующего показателя нет, поскольку для них не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели.

Кроме того, санитарными правилами оговорены нюансы размещения обучающихся в кабинетах. Относительно младших школьников предусмотрено размещение их в закрепленных за каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования. Что касается обучающихся 5-11-х классов, то для них образовательный процесс может быть организован по кабинетной системе, но только если такой способ позволяет обеспечить детей учебной мебелью в соответствии с их ростом во всех учебных кабинетах, включая лаборатории (п. 3.4.6-3.4.7 СП 2.4.3648-20).

Интересно, что ранее закрепленные нормы о рассадке детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, дальше от наружной стены, а также о периодической перемене мест обучающихся, сидящих на крайних рядах, в новые санитарные правила не попали. Следовательно, теперь при рассадке детей достаточно учитывать только их рост и наличие заболеваний органов дыхания, слуха и зрения (абз. 5 п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).

Среди требований к режиму учебного дня можно отметить обязательное включение различных форм двигательной активности, в том числе во время учебных занятий. Это может быть, например, организованный в середине урока перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей (п. 3.5.13 СП 2.4.3648-20). Физкультминутки, гимнастику для глаз, контроль за осанкой рекомендуется проводить в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения (абз. 3 п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20).

Также в СП 2.4.3648-20 указано, что с целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул. Минимальная продолжительность каникул – 7 календарных дней (абз. 6 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Организации учебного процесса касаются и правила, регламентирующие порядок использования электронных средств обучения, – таких, как интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки. Эти устройства обязательно должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия и использоваться без нарушений инструкции по эксплуатации и технического паспорта. Регламентирована минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20).

Ограничена общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке. Например, использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет – 30 минут, компьютера – для учеников 1-2-х классов – 20 минут, 3-4-х классов – 25 минут, 5-9-х классов – 30 минут, 10-11-х классов – 35 минут. Важная оговорка имеется в части применения ноутбуков обучающимися начальных классов – это возможно только при наличии дополнительной клавиатуры (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Если же с помощью электронного средства детям демонстрируются фильмы, программы или иная информация, требующая ее фиксации в тетрадях, то непрерывно использовать экран учащимся начальных классов можно только 10 минут, 5-9-х классов – 15 минут. Наушники допускается применять непрерывно не более часа для всех возрастных групп, но при условии, что уровень громкости не превышает 60% от максимальной (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).

В числе установленных запретов – одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета, причем если используются 2 средства, то суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них), использование для образовательных целей мобильных средств связи и размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций. А в числе нормируемых параметров – зрительная дистанция до экрана не менее 50 см, а для планшетов – размещение на столе под углом наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20). Более подробно продолжительность использования электронных средств обучения расписана в отдельной таблице в СанПиН 1.2.3685-21 – с указанием не только предельного времени использования на уроке, но и суммарно за день в школе и дома, в том числе в рамках досуговой деятельности.

Некоторые правила относятся и к организации внеурочной деятельности. Часы, отведенные на таковую, должны быть организованы в формах, отличных от урочных. Это могут быть проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализация образовательных проектов, организация экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и т. п. (абз. 3 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Новые требования важны для хозяйствующих субъектов, осуществляющих подлежащую лицензированию образовательную деятельность. Ведь без подтверждения их соответствия санитарному законодательству, включая новые санитарные правила и гигиенические нормативы, невозможно получить заключение Роспотребнадзора, необходимое для их функционирования (п. 1.4 СП 2.4.3648-20). И хоть объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу документов, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию, разрешено эксплуатировать в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, максимальное приближение организаций к установленным нормативам будет достойным показателем заботы об обучающихся и послужит защитой от возможных придирок контролирующих органов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *