какое лицо у крика
История создания маски «Крик» Уэса Крэйвена
Криповые варианты внешности Призрачного лица
В 1996-ом году режиссёр Уэс Крэйвен, чей хоррор «Кошмар на улице Вязов» задал новую высокую планку для фильмов жанра «слэшер», снимает картину «Крик». Среди ценителей молодёжных фильмов ужасов эта лента приобрела не менее культовый статус, чем приключения Фредди Крюгера: «Крик» изобиловал отсылками к другим ярким представителям жанра и в то же самое время деконструировал жанр за десятилетия до того, как это стало мейнстримом.
Новаторство работы Крэйвена оценила не только публика, но и критики: хоррор был выдвинут на соискание премии Сатурн в шести номинациях, в трёх из которых вышел победителем, в том числе в главной номинации «лучший фильм ужасов».
Очевидно, что среди достоинств картины особое место занимает визуализированный символ, ставший визитной карточкой всей франшизы. Речь идёт о маске Призрачного лица, которая могла получиться совсем не такой, какой мы привыкли её видеть.
Этапы создания маски «Крик»
К её созданию были привлечены специалисты студии спецэффектов KNB Effects, которые сразу столкнулись с дилеммой: в сценарии напрочь отсутствовало описание маски. С одной стороны, это открывало простор для творчества, а с другой сулило долгие поиски такого варианта, который бы устроил и режиссёра, и студию.
К счастью для дизайнеров, довольно быстро нашёлся подходящий вариант.
Будучи занятой поиском локаций, продюсер фильма Марианн Маддалена оказалась в доме, ранее использовавшемся для съёмок фильма «Тень сомнения». В нём и была найдена пугающая старая маска. Крэйвену она очень понравилась, но оказалось, что это не какой-то кустарный «кастом», а серийная вещь под названием «Peanut-Eyed Ghost» (приблизительный перевод — Привидение с арахисовыми глазницами), а её производством занималась компания Fun World.
Использовать маску в фильме без урегулирования вопросов правообладания было бы невозможно: если Крэйвен хотел видеть маску на своём маньяке, ему предстояло раскошелиться.
Пока студия выясняла цену вопроса, мастера студии KNB разрабатывали свои варианты дизайна маски.
Было сделано множество эскизов, часть из которых была вариацией на маску компании Fun World: Крэйвен попросил привнести некоторые изменения, достаточные для того, чтобы избежать претензий со стороны компании-производителя, но при этом сохраняющие «арахисовый» взгляд:
Другая же часть состояла из принципиально самостоятельных эскизов, изображавшая маску куда более демоничной:
К счастью, переговоры между Dimension Films, занимавшейся производством «Крика», и компанией Fun World завершились успешно. Крэйвен заполучил в свой фильм вожделенную маску, сделав её одним из самых ярких и узнаваемых хоррор-образов.
DARKER
онлайн журнал ужасов и мистики
Новости и анонсы
Авторские колонки
Мероприятия
Одиннадцать обликов смерти
Одним из гарантов того, что маньяк из фильма ужасов останется безнаказанным — по крайней мере, до конца картины — служит его умение оставваться неузнаваемым. В этом ему всегда может помочь верный атрибут — собственная маска. Маски служат злодеям не только, чтобы скрывать их лица, но и для того, чтобы раскрывать черты характера или детали биографии. Ведь под ними может скрываться кто угодно: от сбежавшего из тюрьмы психопата до вашего лучшего друга. Сумеет ли очередной герой узнать тайну, которую скрывает маска, или погибнет от рук её носителя?
1. Призрачное лицо («Крик»)
Символ культовой франшизы Уэса Крейвена «Крик» — маска убийцы по прозвищу «Призрачное лицо» — была найдена совершенно случайно. Продюсер фильма, Марианн Маддалена, заметила её на прилавке магазина, в который она заглянула, когда подыскивала локации для съёмок фильма. Марианн связалась с Крэйвеном и предложила ему выкупить права на маску у компании «Fun World».
Дизайн маски основывается на известной картине Эдварда Мунка «Крик». Сам дизайнер описывает её как «смесь испуга, скорби и безумия». Сразу после премьеры «Крика» костюм «Призрачного лица» стал популярным нарядом на Хеллоуин. А в сериале 2015 года маска обзавелась и собственной историей: оказалось, что её в медицинских целях носил маньяк по имени Брэндон Джеймс, а позже и его последователи.
2. Майкл Майерс («Хеллоуин»)
Маньяк Майкл Майерс из серии «Хеллоуин» — это, по словам его преследователя, доктора Лумиса, воплощение чистого Зла, сверхъестественного и непобедимого. Словно рок, он преследует героев фильма, его невозможно разжалобить или остановить. Маска Майерса очень точно отображает эту его суть: бледное лицо без единой эмоции и малейшего намёка на человечность.
Как ни удивительно, вне фильма этот атрибут имеет куда менее жуткую направленность. Художник Томми Ли Уоллес взял за основу маску, изображающую… капитана Кирка из сериала «Звёздный путь». Для усиления «пугающего» эффекта Кирку были удалены брови, лицо выкрашено в мертвенно-бледный цвет, а глаза расширены с помощью ножниц. Получившаяся маска стала визитной карточкой Майкла Майерса на протяжении восьми фильмов оригинальной франшизы (исключая третий, в котором он не появлялся), а также в отличном ремейке, снятом Робом Зомби, и в его менее удачном сиквеле. К слову, исполнитель роли Кирка, Уильям Шетнер, признался, что долгое время даже не подозревал о происхождении маски Майерса. А узнав, заявил, что это для него большая честь.
3. Кожаное лицо («Техасская резня бензопилой»)
Создатели «Техасской резни» никогда не пытались скрыть тот факт, что источником их вдохновения послужила кровавая «карьера» американского серийного убийцы Эда Гейна. Гейн использовал кожу своих жертв для изготовления элементов интерьера и одежды, в том числе масок — именно от этого факта отталкивались художники, создавая облик психопата по прозвищу Кожаное лицо, ставшего символом серии.
В фильмах франшизы используется несколько масок с различными лицами. Актёр Гуннар Хансен, исполнитель роли Кожаного лица, рассказывает, для чего это было нужно: «Маска отражала состояние персонажа в данный момент. Кем он хотел быть сегодня — тем и становился, надевая его лицо. Убираясь по дому, он принимал облик “старой женщины”, за ужином — “красавицы”, во время охоты — “убийцы”». Основная идея заключалась в том, что под масками не было личности — Кожаное лицо надевал их, чтобы сделаться тем, кем никогда не смог бы стать сам.
4. Джейсон Вурхис («Пятница, 13»)
Как и Майкл Майерс, звезда серии «Пятница, 13» Джейсон Вурхис предпочитает хранить молчание во время каждого из своих убийственных марафонов. Бездумная машина смерти, истребляющая нерасторопных студентов на тихих берегах Хрустального озера, ещё больше полюбилась зрителям, когда в третьем фильме у маньяка появился свой отличительный атрибут — маска хоккейного вратаря.
Этот образ впервые возник, когда съёмочная группа проверяла работу осветительного оборудования на площадке. Во время проверки на актёра Ричарда Брукера, исполняющего роль Джейсона, не стали накладывать грим, а предложили просто надеть маску, которую принёс на площадку художник по спецэффектам, большой фанат хоккея. Получившийся образ понравился режиссёру третьего фильма, Стиву Майнеру, и после некоторых усовершенствований маска, наравне с мачете, стала главным «талисманом» Вурхиса на протяжении дальнейших фильмов серии. Интересно, что один из актёров ремейка 2009 года получил в нём роль, когда сравнил маску Джейсона с масками из античных трагедий, а его самого назвал жертвой судьбы — и её же беспощадным вершителем.
5. Клоун Твисти («Американская история ужасов»)
Популярный сериал «Американская история ужасов» продолжает каждый год радовать фанатов обилием ярких персонажей. Один из самых запоминающихся — это, несомненно, блеснувший в четвёртом сезоне жуткий клоун-убийца по имени Твисти. Сначала он кажется абсолютным безумцем: убивает туристов на отдыхе, похищает ребенка и девушку, живёт в трейлере в лесу… Только в середине сезона зритель узнаёт о тяжёлой судьбе Твисти. В результате несправедливого обвинения в педофилии и неудачных попыток вернуться к любимому ремеслу он сбегает из цирка и пытается покончить жизнь самоубийством — но и здесь совершает промашку, полностью лишившись нижней челюсти. После этого Твисти и надевает маску с жуткой ухмылкой, пряча от мира своё изувеченное лицо.
Создатель сериала Райан Мёрфи гордо называет своего протеже «самым страшным клоуном в истории кино» и утверждает, что на съемочной площадке актёры действительно боялись исполнителя этой роли, Джона Кэрола Линча.
6. Коллекционер («Коллекционер»)
Главный герой хоррора «Коллекционер» — безымянный молчаливый маньяк, продолжающий работу Майкла Майерса по методичному сокращению населения спальных районов. Его отличительная черта — любовь к пыткам времён средневековой инквизиции и привычка оставлять в живых одну жертву, чтобы позже сделать её частью своей «коллекции».
Плюшевая маска Коллекционера несимметрична и перекошена, а ротовое отверстие в ней частично зашито швами. Видны лишь пронзительные серые глаза маньяка, и этот взгляд вызывает напряжение и тревогу. Тем страшнее узнать во второй части, что без маски Коллекционер является совершенно неприметным человеком, порядочным и обеспеченным, идеально маскирующимся в толпе — как настоящий хищник.
7. Бэйн («Тёмный рыцарь: Возрождение легенды»)
«Никому не было до меня дела, пока я не надел маску» — признаётся главный антагонист фильма, завершающего трилогию о Бэтмене Кристофера Нолана. Режиссёр показал миру мстителя в костюме летучей мыши с новой, куда более мрачной стороны — а такому герою нужны ещё более тёмные и опасные соперники.
Бэйн представляет из себя военного-«деревенщину», но при этом он превосходный стратег и умелый боец. Специальный медицинский препарат в маске-респираторе позволяет ему игнорировать даже сильнейшую боль и всегда сражаться в полную мощь. Подобравшись ближе всех своих предшественников к победе над Бэтменом, Бэйн всё же терпит поражение, но тем не менее оказывется достойным того, чтобы попасть в список самых опасных злодеев в масках.
8. Бэйбифэйс («Окровавленные холмы»)
Ещё один запоминающийся антагонист жанра слэшер — маньяк Бэйбифэйс из хоррора «Окровавленные холмы» режиссёра Дэйва Паркера. По сюжету он был рождён в результате инцеста и провёл детство запертым в сарае. Там он самостоятельно срезал себе лицо, одев на место раны маску куклы, чтобы впечатлить сумасшедшего отца, Уилсона Конкеннона. Сам Уилсон носил эту маску во время съёмок фильма ужасов, где он по-настоящему убивал актёров, чтобы добиться реалистичности картины. По сути, Бэйбифэйс, как и Кожанное лицо, является, скорее, жертвой обстоятельств и дурного воспитания — именно этот образ «испорченной невинности» отображает маска, представляющая из себя осколки милого кукольного личика.
9. Фрэнк («Донни Дарко»)
Культовый триллер и хит проката, «Донни Дарко» Ричарда Келли, покорил сердца зрителей своим многослойным сюжетом и мрачной атмосферой повествования. Один из «талисманов» успешного фильма — это конечно же, парень по имени Фрэнк, одетый в жутковатый костюм ухмыляющегося грызуна. Он является в видениях главному герою фильма, как кролик из «Алисы в Стране Чудес», проводя его всё глубже и глубже в «безумный мир», который, по его же словам, должен вскоре погибнуть.
Сам Келли признался, что появление костюма навеяно романом Ричарда Адамса «Обитатели холмов». А когда Донни Дарко в фильме задаёт Фрэнку вопрос: «Почему ты носишь этот тупой костюм кролика?», то получает ответ: «А почему ты носишь этот тупой костюм человека?». Кролик Фрэнк становится преданным проводником для Донни, но при этом олицетворяет собой некую сверхъестественную силу, неподвластную пространству, времени и даже самой смерти.
10. Хищник («Хищник»)
11. Алхимик («Видок»)
Алхимик в фильме Жана-Кристофа Комара — убийца-колдун, похищающий души своих жертв и тщательно скрывающий свою личность. Его главный преследователь — талантливый сыщик Видок, реально существовавший французский частный детектив. Главной особенностью костюма злодея стала его зеркальная маска, с помощью которой и происходит «изъятие души». Она также дарует своему владельцу молодость и жизненную силу, так как создана им из магических зеркал. Отражение своего собственного лица в зеркале, скрывающем личность Алхимика — последнее, что видит каждый из убитых им людей. Отличная работа художника и оригинальный образ маньяка в фильме не остались незамеченными: фильм получил награды за лучший грим и спецэффекты на фестивале в Каталонии.
Список примечательных злодеев, носящих маски, можно продолжать и дальше — ведь этот аксессуар вот уже много лет отлично дополняет образ злодея из фильма ужасов: иногда раскрывая его историю и усложняя характер, а иногда просто нагоняя страху на впечатлительного зрителя. На любой хеллоуинской вечеринке, в любом уголке мира вы гарантированно встретите и Призрачное лицо, и Джейсона Вурхиза, а если повезёт, то и самого Хищника. Этот говорит о том, что культовые персонажи хорроров в глазах фанатов жанра неотделимы от своих образов — а значит, и от своих устрашающих масок.
Поддержите DARKER!
Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!
Видео: сценарист «Крика» рассказал о происхождении знаменитой маски «призрачное лицо»
Ее нашли абсолютно случайно.
Франшиза «Крик» подарила зрителям едва ли не самые популярные слэшеры всех времен, а ее символом с первых мгновений стала жуткая маска с изображением призрачного лица. Но оказалось, что, если бы не случай, ужасающая сага могла лишиться столь узнаваемого элемента.
Сценарист «Крика» Кевин Уильямсон в недавнем ролике, посвященном 25-летию первого фильма, рассказал, откуда у Уэса Крэйвена взялась та самая маска. Оказалось, съемочная группа осматривала гараж, в котором предстояло работать, и обнаружила в одной из коробок дешевую пластиковую маску, которая сразу напомнила режиссеру знаменитую картину Эдварда Мунка «Крик».
По словам Уильямсона, маску решено было использовать как отсылку, чтобы, ориентируясь на нее, дизайнеры по костюмам создали собственную версию костюма убийцы. Однако из этого ничего не вышло:
«Они, должно быть, сделали двадцать разных дизайнов, и каждый из них студия отклонила. Наконец мы подумали: почему бы нам просто не получить права на эту маску? Потому что в сценарии говорилось, что маска убийцы была хэллоуинской, из грошового магазина. Так что это было именно то, что мы нашли».
Маска «призрачное лицо» появилась в трех последующих частях франшизы, а вскоре на экраны выйдет новый «Крик», где она также станет центральным элементом повествования. Этот фильм будет первым, к созданию которого не приложил руку Крэйвен, но режиссеры Мэтт Беттинелли и Тайлер Джиллетт уверяют, что лента будет полностью соответствовать эстетике оригинала.
Премьера «Крика» намечена на 13 января 2022 года.