какое литературное течение возглавил есенин
Сергей Александрович Есенин. Биографическая справка
3 октября исполняется 115 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина.
Русский поэт Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября по ст. стилю) 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье.
В 1909 г. окончил Константиновское земское училище и поступил в учительскую школу в Спас-Клепиках. Школа, являвшаяся учебным заведением закрытого типа, находилась в ведении церковных властей и готовила учителей церковноприходских школ грамоты.
Осенью 1913 года Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой, работавшей вместе с ним в типографии. У них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью.
В Москве Есенин стал действительным членом Суриковского литературно-музыкального кружка, учился на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского.
Первое стихотворение Сергея Есенина («Береза») было опубликовано в 1914 г. под псевдонимом Аристон; публикация была в детском журнале «Мирок» (№ 1). Вскоре он стал печататься под собственным именем, сотрудничал с детскими журналами «Проталинка», «Доброе утро», газетами «Путь правды», «Новь».
В марте 1915 г. Есенин покинул Суриковский кружок и переехал в Петроград, где познакомился с Александром Блоком, Андреем Белым, Владимиром Маяковским.
Стихи Есенина стали появляться в столичных журналах, в начале 1916 года вышел первый сборник стихов Сергея Есенина «Радуница».
Сергей Есенин к первому своему сборнику отнесся критически, посчитав, что часть стихотворений печатать не стоило; в 1918 г., при подготовке второго издания «Радуницы», им было исключено шестнадцать стихотворений (почти половина сборника в первой публикации). Очень требовательно Есенин относился и к названиям своих последующих сборников, среди которых были «Голубень», «Заренка», «Преображенье», «Руссеянь», «Трерядница», «Ржаные кони», «Страна советская», «Березовый ситец», «Персидские мотивы».
В 1916 г. Есенина призвали на военную службу. После Февральской революции он самовольно ушел из армии.
В 1919-1921 гг. Есенин много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым, Туркестан, Бессарабия).
В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появились мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 г. распался длившийся около трех лет его брак с актрисой Зинаидой Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстал хулиганом, скандалистом с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана» (1921); «Москва кабацкая» (1924).
Есенин в очередной раз пытается начать семейную жизнь. 18 октября 1925 года состоялась регистрация его брака Софьей Толстой (внучкой Льва Толстого), но и это брак не был счастливым.
Среди лучших стихотворений поэта последних лет: «Письмо к матери» («Ты жива еще, моя старушка. «), «Мы теперь уходим понемногу..», «Отговорила роща золотая. «, в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую так любили Есенина.
27 декабря 1925 г. поэт написал свое последнее стихотворение: «До свиданья, друг мой, до свиданья, / Милый мой, ты у меня в груди. В этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Дополнительный источник: Краткая литературная энциклопедия, Москва, 1964
Тест по творчеству С.Есенина
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Укажите годы жизни Есенина?
2. Есенин был родом из:
б) села Константиново
д) Рязанской губернии
4. После окончания школы он отправился в:
5. Родители С.Есенина были:
6. Какой кружок посещал С. Есенин?
7. Как назывались первый сборник стихов?
б) «Персидские мотивы»
д) «Сельский часослов»
8. Какое литературное течение возглавил С.А.Есенин?
9. Наиболее дорога С.Есенину:
10. В своих стихотворениях он часто обращается к:
в) к самым близким людям
11. Какая тема стала основной в творчестве С.А.Есенина?
б) тема Родины, России
в) тема красоты и гармонии природы
а) мотив революционного переустройства мира
б) мотив неразделённой любви
в) мотив одиночества, усталости, неверия в свои силы
г) мотив гармонии с природой и окружающим миром
13. С кем Есенин состоял в браке в 1917-1921г?
а) Надеждой Валерьевной Сток
б) Ольгой Андреевной Шпиццбург
в) Зинаидой Николаевной Райх
г) Антониной Алексеевной Ложкиной
14. Определите жанр стихотворения «Письмо к женщине».
15. Кто из современников С.А.Есенина дал следующий отзыв на его стихи:
а) тему милосердия и любви ко всему живому в мире
г) тему материнства
17. Какие средства художественной выразительности наиболее характерны для творчества С.А.Есенина?
а) зашифрованность при помощи образов-символов
б) торжественный слог, использование архаизмов
в) ораторская интонация, акцентный стих
г) метафоричность и цветовые эпитеты
18. Укажите название сборника стихов, который Есенин выпустил в Азербайджане в 1924-1925г?
г) Рябиновый костер
19. Какое стихотворение С.А.Есенина является его своеобразным завещанием, и было написано накануне его самоубийства в гостинице «Англетер»?
а) «Цветы мне говорят: прощай. «
в) «До свиданья, друг мой, до свиданья. «
г) «Отговорила роща золотая. «
20. Укажите год смерти С.Есенина:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-198715
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ко дню рождения Сергея Есенина: биография поэта и идеи для урока
Важные факты из биографии и ключевые моменты творческого пути
Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но ослепительно яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет, и главная отличительная черта этой, как вспышка молнии, жизни — её эмоциональная насыщенность и интенсивность.
Родился Есенин 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове на Рязанщине в крестьянской семье. Пяти лет выучился читать, а с 8–9 лет начал писать стихи. Окончил Константиновское земское четырёхгодичное училище (1904–1909) и Спас-Клепиковскую школу (1909–1912). Затем приехал в Москву (1912) и полтора года слушал лекции в Народном университете Шанявского (1913–1914). Он много читал и, обладая редкой памятью, хорошо знал фольклор и мифологию многих народов мира, русскую и зарубежную литературу.
Весной 1915 года он едет в Петроград «к Блоку» — «первому поэту России». «С него и началась моя литературная дорога», — с благодарностью будет потом вспоминать Есенин. Блоковские советы строже относиться к творческому труду, не спешить с публикациями («За каждый шаг свой рано или поздно придётся дать ответ. ») Есенин запомнит навсегда.
В Петрограде Есенин знакомится с крестьянским поэтом, который вскоре станет его учителем и с которым его всю жизнь будут связывать сложные отношения дружбы-вражды — Николаем Клюевым (1884–1937). Познакомился он и с другими известными писателями — М. Горьким, С. Городецким, Р. Ивневым, Н. Гумилёвым, А. Ахматовой, Д. Мережковским, З. Гиппиус и др. С этого времени Есенин становится профессиональным писателем.
Его стремительное появление в литературе считали сказкой, чудом, сравнивали с внезапным явлением кометы.
«Литературная летопись не отмечала более быстрого и лёгкого вхождения в литературу. Всеобщее признание свершилось буквально в какие-нибудь несколько недель».
1916–1917
1917–1919
1919–1921
1919–1921 годы — время разочарования в революции, неприятия Есениным братоубийственной Гражданской войны и того социализма, который строили большевики: «Вёслами отрубленных рук // Вы гребётесь в страну грядущего» («Кобыльи корабли»). Близкий знакомый Есенина поэт А. Соболь рассказывал В. Ходасевичу, что «так „крыть“ большевиков, как это публично делал Есенин, не могло и в голову прийти никому в Советской России; всякий, сказавший десятую долю того, что говорил Есенин, давно был бы расстрелян».
1921–1923
Двойственное отношение Есенина к советской действительности, на которую он смотрит глазами своих противостоящих друг другу героев «Страны Негодяев» — бандита Номаха (Махно) и комиссара Рассветова.
В 1922–1923 годах со своей женой американской танцовщицей Айседорой Дункан (1878–1927) Есенин совершил длительное путешествие в Европу и США. В одном из писем этого времени поэт отмечал:
«Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом. Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать — самое высшее мюзик-холл. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно. Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод. Зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину».
Методические рекомендации
Начать разговор о творчестве поэта можно с чтения любимых стихотворений поэта. Это может быть конкурс на лучшего знатока стихотворений Есенина: учитель начинает читать стихотворение, а ребята продолжают. Интересно будет узнать, какое стихотворение самое популярное: на листе бумаги школьники записывают название стихотворения или первую строчку из него — так будет выявлено стихотворение-победитель, которое обязательно прозвучит полностью. Удачным дополнением к этой части урока будет презентация с видами русской природы, возможно, рязанских пейзажей, вдохновлявших поэта, и песнями на стихи Есенина.
«Топи да болота. » | «Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть» |
«Над окошком месяц. » | «По лугу со скрипом Тянется обоз — Суховатой липой Пахнет от колес» |
«Сыплет черемуха снегом. » | «Радуют тайные вести, Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою» |
«Край любимый! Сердцу снятся. » | «Я и сам когда-то в праздник спозаранку Выходил к любимой, развернув тальянку» |
Другой вариант этого задания — скачать, распечатать и раздать ученикам карточки с цитатами из стихотворений поэта (у нас их 35 — хватит на весь класс!). Кто из ребят догадается, цитата из какого произведения ему досталась, должен поднять руку и рассказать стихотворение полностью, или вспомнить его название.
А после можете прочитать стихи классу и попросить ребят ответить на вопросы.
Совет
Домашнее задание
Школьники готовят задание из рубрики «Выскажите своё отношение к прочитанному». Им нужно определить, какое стихотворение им ближе, подумать, почему именно это стихотворение, обосновать свой выбор, выучить это стихотворение наизусть. Если есть возможность, то на следующем уроке можно всем вместе совершить виртуальную (или реальную) экскурсию в музей-заповедник «Константиново» и написать о ней отзыв в рабочей тетради.
Контрольная работа по теме «Поэзия «серебряного века», 9 класс
Девятиклассники впервые познакомились с понятием «серебряный век», «модернизм», их художественными особенностями, основными направлениями модернизма, с особенностями творчества поэтов А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.
Тест состоит из 2-х частей: 1) задания А1 – А14 – вопросы с выбором 1 правильного ответа из 4; А15 – А16 – задание на соотнесение. 2) Творческое задание: написать сочинение (не менее 70 слов). Данное задание проверяет умение создавать собственное высказывание и аргументировать свой ответ .
Данный методический материал представлен в 2 вариантах и включает ответы. На выполнение контрольной работы отводится 45 минут. В зависимости от уровня подготовленности класса можно отвести на выполнение контрольной работы 2 урока по 45 минут.
За контрольную работу выставляется 2 отметки: за тестовую часть и творческое задание. При оценивании тестовой части рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий (в процентах) следующее: «отлично» – 90–100% заданий, «хорошо» – 75% заданий, «удовлетворительно» – 50% заданий, «неудовлетворительно» – менее 50% заданий.
Сочинение оценивается по следующим критериям и с учетом его объема.
К1. Соответствие теме
Обучающийся в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав
убедительный путь её раскрытия (строит высказывание на основе связанных с темой тезисов), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.
Тест по теме: «С.Есенин»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Жизнь и творчество Сергея Есенина»
1.Укажите годы жизни Сергея Есенина
2.В какой семье родился С.Есенин?
3. Каким псевдонимом Есенин подписал только стихотворение «Береза»?
4.В каком журнале было напечатано первое стихотворение «Береза»?
5.Кто из поэтов высоко оценил стихи С.Есенина «свежие, чистые, голосистые…»?
6.В каком году выходит первый сборник стихов «Радуница»?
7. Жанр произведения «Анна Снегина»
8.В каких годах в творчестве Есенина представлена поэтическая концепция мира и человека?
9. Как С.Есенин воспринял революцию 1917 года?
а) сомневался, чью сторону принять,
б) с негодованием, отвергал революцию
в) принял с неописуемым восторгом
г) был в растерянности.
10.Какое литературное течение возглавлял Есенин?
11.Жанр стихотворение «Письмо к женщине»
12.Продолжи строки первого столбца, найди им соответствие во втором:
а) Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет…
б) Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком,…
в) Спит ковыль, Равнина дорогая и свинцовой свежести ковыль…
г) Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил,…
А) Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт.
Б) Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.
В) Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разбудил.
Г) И страна березового ситца НЕ заманит шляться босиком.
а) Софья Андреевна Толстая
в) Лидия Иванова Кашина
г) Августа Миклашевская
14.Кому поэт посвятил стихотворения «Я красивых таких не видел. », «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «В этом мире я только прохожий…»?
а) Екатерине Александровне Есениной
в) Галине Артуровне Бениславской
г) Изрядновой Анне Романовне
15. В этом стихотворении лирический герой – восторженный наблюдатель природы, любящий Русь, все живое.
а) «Выткался на озере алый свет зари»
16. Кто оценил стихотворения «…Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык…»
17. Какому произведению противопоставлены «Персидские мотивы»?
18. В какой сборник стихотворений вошли стихотворения революционных лет?
19. В каком произведении «тайный спор» с Богом перерастал в бунт?
а) «Песня старика разбойника»
в) «Устал я жить в родном краю»
20. В каком из циклов произведений лирический герой мечтает о «чистой любви»?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-499753
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.