какое литературное направление построенное на принципах художественного историзма стало новым этапом

Тестовые задания по литературе XVIII-XIX вв

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

М.В. Ломоносов, Г.А. Державин, В.А. Жуковский

1. Укажите название литературного направления, возникшего в России во второй половине XVIII века, к которому традиционно относят творчество М.В. Ломоносова, Г.Д. Державина?

2. Укажите фамилию русского поэта-энциклопедиста XVIII век, для которого поэтическое творчество было важным средством просветительской пропаганды передовых научных и общественно патриотических идей: «Науки юношей питают,/Отраду старым подают,/В счастливой жизни украшают,/В несчастный случай берегут;…».

3. Как называется стихотворение Г.Р. Державина, которое послужило основой создания сходного с ним по тематике и проблематике стихотворение А.С. Пушкина?

4. Укажите фамилию русского ученого и поэта XVIII века, который, скрыв свое крестьянское происхождение, в 1730 году поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.

5. Укажите название литературного направления, возникшего во второй четверти XVIII века, которое характеризуется высоким гражданско-просветительским пафосом и утверждением культа человеческого разума.

6. Определите жанровую принадлежность стихотворения М.В. Ломоносова по приведенной ниже строфе:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

Российская земля рождать…

7. Укажите название стихотворения Г.Р. Державина, в котором поэт продолжает традиции одической поэзии Горация, взяв за образец XXX стихотворение из третьей книги древнеримского автора: «EXEGI MONUMENTUM».

8. Как называется литературное направление, родоначальником которого в русской литературе считают В.А. Жуковского?

9. Как называется художественный прием, который в стихотворении В.А. Жуковского «Море»:

«Ты живо; ты дышишь смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты…»

Позволяет воспринимать море как живое существо?

10. Назовите фамилию знаменитого русского поэта XIX века, творчество которого способствовало росту популярности в русской литературе жанров баллады и элегии.

11. Назовите литературное направление, в рамках которого протекало творчество русского поэта В.А. Жуковского.

12. Укажите термин, которым в литературоведении называют элемент композиции, позволивший В.А. Жуковскому в балладе «Светлана» создать описание зимней природы:

Из окна широкий путь

Виден сквозь тумана;

Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий…

Чу. в дали пустой гремит

Колокольчик звонкий;

На дороге снежный прах;

Мчат, как будто на крылах,

Санки кони рьяны…

Литература первой половины XIX века

1. Строки из произведения какого русского поэта буквально цитирует Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…»?

2. Укажите название стихотворения А.С. Пушкин, в котором прозвучал призыв:

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

3. В какой главе романа «Герой нашего времени» мы узнаем о гибели Григория Александровича Печорина?

4. Какой помещик является собеседником Чичикова в следующем диалоге (поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»)?

— Что ж барин? У себя, что ли?

— Что-то, батюшка, слепы-то, что ли? – спросил ключник. – Эхва! А вить хозяин-то я!

5. Укажите фамилию героя романа А.С. Пушкин «Евгений Онегин», который «бранил Гомера, Феокрита, // Зато читал Адама Смита».

6. Укажите название средства художественной изобразительности, которое в речи Ленского, героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», становится не только художественным определением, но и подчеркивает банальность его поэтических упражнений: «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни».

7. К какому литературному направлению традиционно относят лирическую поэзию М.Ю. Лермонтова?

8. Какое средство художественной выразительности помогает М.Ю. Лермонтову в стихотворении «Утес» создать «одушевленный», «очеловеченный» образ природы:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана.

Утром в путь она умчалась рано…?

9. Укажите название жанра, которым Н.В. Гоголь определил природу своей книги «Мертвые души».

10. Как называется художественный прием, использованный Гоголем для соединения несовместимых понятий в названии поэмы «Мертвые души»?

Литература второй половины XIX в.

1. Диалог каких персонажей открывает действие драмы А.Н. Островского «Гроза»?

2. В речи какого героя драмы А.Н. Островского «Гроза» звучат цитаты из стихотворений Державина и Ломоносова?

3. Кому из героев пьесы А.Н. Островского «Гроза» принадлежит следующая оценка города Калинова: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!»?

4. Кто в финале драмы А.Н. Островского «Гроза» позавидовал погибшей Катерине, считая собственную жизнь нескончаемой мукой?

5. Что для героини драмы Островского «Гроза» оказалось самым страшным грехом?

6. Какой персонаж романа Гончарова «Обломов» говорит о себе: «…да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас»?

7. Какой эпизод из романа И.А. Гончарова «Обломов» дает исчерпывающую психологическую характеристику главному герою, рассказывая о формировании его личности?

8. Какой известный литературный тип нашел воплощение в образе Ильи Ильича Обломова, героя одноименного романа И.А. Гончарова?

9. В первой части романа И.А. Гончарова «Обломов» дом Ильи Ильича посещают разные герои. Приезду кого из героев Обломов искренне рад?

10. Какому известному критику посвятил И.С. Тургенев свой знаменитый роман «Отцы и дети»?

11. Портрет какой героини романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» перед вами: «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье»?

12. Кто из героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» участвовал в дуэли?

13. Какой русский поэт XIX века является автором стихотворения «Эти бедные селенья», первая строфа которой приведена ниже?

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

14. Укажите название элемента композиции стихотворения Ф.И. Тютчева «Полдень», позволяющий автору нарисовать картину жаркого летнего дня:

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

15. Укажите название средства художественной выразительности, которое использует Ф.И. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер», создавая образы осеннего увядания природы:

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

16. Гармония – хаос, небесное – земное, бытие – небытие… Поэтическому миру какого русского поэта XIX века в наибольшей степени присущи мотивы трагического противостояния природы и человека?

17. Какое средство создания художественного образа использует А.А. Фет в стихотворении «В дымке-невидимке…», наделяя природу человеческими чувствами и переживаниями?

Выплыл месяц вешний.

18. Назовите термин, которым в литературе обозначают созвучие концов стихотворных строк, например, в стихотворении А.А. Фета:

Летний вечер тих и ясен.

Посмотри, как дремлют ивы,

Запад неба бледнокрасен,

И реки блестят извивы.

19. «Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой…».

В каком стихотворении Н.А. Некрасова прозвучали эти строки?

20. Как называется сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина, в которой автор выступает против тех, кто «не признает жизни текущей и не хочет иметь с ней никаких счетов», повествуя о никчемном существовании героя, который «жил – дрожал, и умирал – дрожал»?

21. Укажите фамилию русского писателя-сатирика второй половины XIX века, который в 1848 году был выслан в Вятку за «…вредный образ мыслей и пагубной стремление к распространению идей, … ниспровергающих власти и общественное спокойствие».

22. Как называется горькая и гневная книга М.Е. Салтыкова-Щедрина, подготовленная циклом очерков о «Глупове» и «глуповцах» (1861-1862 гг.) и раскрывающая национальному самосознанию «трагическую истину русской жизни»?

23. Укажите название приема фантастического преувеличения, при использовании которого правдоподобие в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» уступает место карикатуре: «Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный».

24. Как называется эпический жанр русского фольклора, особенности которого нашли отражение в художественной стилистике «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина: употребление устойчивых фольклорных формул «жили да были», «долго ли, коротко ли», «ни пером описать» и др.

25. Укажите название художественного приема, который М.Е. Салтыков-Щедрин использует в тестах «Сказок для детей изрядного возраста»: в них действуют животные (медведи, зайцы, караси, пескари, вороны, орлы), а подразумеваются люди с их слабостями и пороками.

26. Какой творческий метод, построенный на принципах художественного историзма, т.е. признающий существование объективных социально-исторических закономерностей, влияющих на личность и общество, является ведущим в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина?

27. Кто из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в военную пору 1812 г. возглавил партизанский отряд?

28. Определите, чей портрет воссоздан в тексте романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного приветствия».

29. Определите, портрет какого героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир» перед вами: «…небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».

31. Какую героиню романа «Война и мир» изображает Л.Н. Толстой входящей в гостиную, «шумя своею белою бальною робою и блестя белизною плеч любезно предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала»?

32. Определите жанровую принадлежность произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».

33. Укажите название художественного приема (стилистической фигуры), использованного Л.Н. Толстым в названии романа «Война и мир» и ставшего композиционной опорой произведения.

34. Какой герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» сумел объяснить причины, побудившие Раскольникова совершить убийство: «Тут дело современное, нашего времени-с случай, когда помутилось сердце человеческое; когда цитируется фраза, что кровь «освежает»; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с…»?

35. Кто из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» пытается оклеветать Соню Мармеладову, обвиняя ее в краже денег?

36. Какой герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» спас Соню Мармеладову от обвинений в краже и назвал имя человека, подложившего ей деньги?

37. Портрет какого героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» воспроизведен в следующем фрагменте: «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»?

38. Интерьер жилища какого героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» воспроизведен в следующем фрагменте: «Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный стол, некрашеный и ничем не покрытый»?

39. Кто произносит пугающую Раскольникова фразу: «Мы с Вами одного поля ягоды»?

М.В. Ломоносов, Г.А. Державин, В.А. Жуковский

Источник

Какое литературное направление построенное на принципах художественного историзма стало новым этапом

Приверженцы романтизма в русской литературе;В. А. Жуковский
А.С. Пушкин (ранние творения автора)
Н. М. Языков
М. Ю. Лермонтов (ранние произведения); Особенности романтизма;бегство героя из реального в идеальный мир

упоминание автором исторических событий

использование фольклорных мотивов в художественном произведении

психологизм (углубленный анализ внутреннего мира литературного героя); Представители в зарубежном литературном творчестве;Виктор Гюго
Проспер Мериме; Жанровое разнообразие;Поэма, баллада, роман;

Главные герои произведений романтизма – яркие, харизматичные личности с непокорным, зависимым характером. Как правило, они оказываются одинокими. Окружающие главных героев люди не в состоянии понять и принять личность, находящуюся в вечном состоянии борьбы.

Образ главного героя в большинстве случаев таит в себе множество тайн и загадок. Произведениям в духе романтизма присущи необычные обстоятельства (наличие дремучего леса, высоких гор или цыганского табора в тексте).

Реализм

Упоминая основные литературные направления и течения, стоит рассказать и о реализме.

Основная его черта – объективное изображение жизненных явлений в творчестве. Если учитывать преимущественно эту особенность, это направление в русской литературе появился уже давно. В позднем творчестве А. С. Пушкина быт героев изображается с предельным чувством отстранённости. «Зрелые» произведения великого поэта и писателя, несомненно, можно отнести к реализму. Это литературное направление включает в себя несколько разновидностей.

Представители в русском литературном творчестве;Л. Н. Толстой
А. С. Пушкин; Представители в зарубежной литературе;Э. Золя
Ч. Диккенс
О. де Бальзак; Основные отличительные черты реализма;реализму присуща максимальная достоверность изображаемых событий. Это наглядно продемонстрировал автор произведения «Война и мир» Л. В. Толстой.

Литературному направлению свойственна типизация характеров персонажей (принципы воспитания Т. Лариной или Обломова).

В произведении присутствуют принципы народности, историзма (произведение М. Шолохова «Тихий Дон»).

Формирование характеров героев во многом обусловлено влиянием общественной среды.

Персонажи произведений направления реализм изображены с особым психологизмом (представитель этого литературного направления Федор Михайлович Достоевский выполнял портреты героев очень искусно, влияя на тонкие струны души читателя).

Заметна неоднозначность авторской позиции. В произведениях популярного литературного направления отсутствует явное деление на отрицательных и положительных героев.

Происходит появление новых типов литературных персонажей (типы «лишнего человека», «маленького человека» и т. д. Жанровые особенности;Реализму присущи следующие жанры:
роман-эпопея
роман
рассказ
повесть;

Источник

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения

Определения

В русской культурной жизни идея приоритета чувств утвердилась в 1792 г. — с появлением «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина. И до сих пор она продолжает преломляться в литературных и кинематографических произведениях (особенной популярностью пользовались в своё время такие сериалы, как «Не родись красивой», «Бедная Настя» и пр., освещающие карамзинскую тему превосходства чувства над разумом и социальным статусом).

Объяснение и примеры

Понять, как сменялись направления в русской литературе, вам поможет таблица.

Направление

Период

Смысловое наполнение

Представители

Акцент на разуме (просвещение, государственность)

Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин

Конец XVIII — начало XIX в.

Акцент на чувствах (любовь, природа)

Н. М. Карамзин, раннее творчество В. А. Жуковского

Первая половина XIX в.

Страдания и одиночество главного героя

Позднее творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшков, раннее творчество А. С. Пушкина, раннее творчество М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчев

Вторая половина XIX — настоящее время

Правдивое отображение типичных явлений действительности

Позднее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. А. Шолохов, В. М. Шукшин, А. И. Солженицын

Нереалистическое изображение переживаний и ощущений чело века: его памяти, восприятия событий

А. А. Ахматова, А. А. Блок, В. В. Маяковский

Игровое повествование, обращающееся к уже известным читателю литературным и культурным фактам

Т. Н. Толстая, В. О. Пеле вин

Основные черты классицизма

Пример

«Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина — произведение «низкого» комедийного жанра, а потому речь персонажей простая, разговорная. Нет никакого сомнения, что Простаковы и Скотинин — отрицательные персонажи, а Правдин, Стародум и Софья — положительные. Единство времени и места соблюдается (всё действие комедии происходит в доме Простаковых и занимает 24 часа); а вот единство действия нарушено (в «Недоросле» не только любовный, но и социальный конфликт). Финал развенчивает невежество и оставляет Простаковых посрамлёнными.

Основные черты сентиментализма

Пример

В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина нет говорящих фамилий и однозначных персонажей (этот хороший, а этот плохой). В произведении представлена история чувства. Простой, но естественной Лизе принадлежат симпатии автора. Несмотря на бедность, она тонко чувствующая натура.

Основные черты реализма

Пример

В «Отцах и детях» И. С. Тургенева вполне реалистично описана действительность того времени. И Базаров, и Кирсанов, и прочие персонажи имеют свой взгляд на устройство мира, и в их столкновениях эти взгляды проверяются жизнью.

Основные черты модернизма

Наиболее выдающимися направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

какое литературное направление построенное на принципах художественного историзма стало новым этапом

Символизм: творчество предполагало создание сложной, не постигаемой рациональным путём структуры образа-символа и ответное творчество читателя, заключающееся в постижении этого символа.

Пример

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» символика числа «двенадцать» почти безгранична: двенадцать гражданских персонажей, отряд из двенадцати красноармейцев, двенадцать (полночь) — время, когда заканчивается старый день и начинается новый, двенадцать апостолов из нового Завета (Библия) и т. д.

Акмеизм: образы должны быть предельно ясными, «земными» и точно описанными, доведёнными до максимально доступного совершенства, связанными с природой.

Пример

Поэзия Н. С. Гумилёва, написанная ясным и понятным слогом, культивирующая земную жизнь во всём её многообразии, служит хорошим примером русского акмеизма.

Футуризм: творчество бунтует против всех норм и традиций, устремляется в будущее, эпатирует резкостью или абсурдностью.

Пример

В поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах» отрицание заложено уже в названиях её частей «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Эпатажная грубая лексика в данной поэме привлекает внимание читателей.

Основные черты постмодернизма

Пример

Ярким примером постмодернизма в русской литературе является творчество В. О. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Поколение «П»»).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие литературные течения доминировали в русской литературе XIX в.?

Ответ. Сентиментализм, романтизм, реализм.

Ответ. Классицизм. Соблюдена чистота языка (для «низкого» жанра комедии — «низкая» разговорная лексика). Герои строго делятся на положительных (Стародум, Софья, Милон) и отрицательных (Скотинин, Простаковы). Единство времени и места соблюдается. Нарушение единства действия является единственной погрешностью в соблюдении правил классицизма.

Источник

Литературные направления в таблицах

Содержание:

Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.

какое литературное направление построенное на принципах художественного историзма стало новым этапом

В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.

Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.

какое литературное направление построенное на принципах художественного историзма стало новым этапом

Литературные направления

Основные признаки и представители литературного направления

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

Критический Реализм

Модернизм

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Постмодернизм

Помимо этих основных направлений часто выделяют:

Источник

Вопросы по литературе 10 класс учебник Лебедева часть 1 Страница 15-70

Вопросы для самопроверки

1. Каковы исторические причины особого развития русской классической литературы? Почему к ней нельзя без оговорок применять термины, характеризующие историко-литературный процесс на Западе?

Термины “литературное течение” или “литературное направление” к русской классической литературе следует относить осторожно. Не существует полного равенства литературных временных отрезков с какой-нибудь художественной тенденцией. Писатель эпохи романтизма мог писать классические или реалистические произведения. Литературный процесс в России нельзя представить как сосуществование разных литературных направлений.

2. Какие этапы можно выделить в развитии реализма в русской литературе XIX века? Чем они различаются?

Первый – этап формирования реализма, который характеризуется трагическим конфликтом, масштабностью образов, особой ролью переживаемых чувств, поэтизацией героев.

Следующий этап – просветительский. Он становится инструментом подготовки революционных идей. Действия героев разделяются на положительные и отрицательные (разумные и неразумные).

Далее следует этап критического реализма, связывающий характер персонажей с общественными обстоятельствами.

1. В каких изученных вами произведениях писателей первой четверти XIX века можно обнаружить вмешательство благих или враждебных потусторонних сил в судьбы героев?

-Иван Крылов «Почта духов», своеобразная переписка арабского философа с водяными, воздушными и подземными духами.

-Александр Пушкин поэма «Руслан и Людмила»-чудеса, колдовство, колдуны и чародеи, герои сказочного сюжета произведения.

Пару слов о зарубежных литераторах, давших толчок развитию романтизма на Западе и распространению его в Россию.

-Джордж Байрон мистерия «Каин», поэма «Манфред «-о высокородном графе, анахорет-чернокнижнике, таинственном повелителе духов.

2. Укажите прочитанные вами произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, изображающие судьбы конкретных людей на фоне масштабных исторических событий.

А.Пушкин много уделял внимание описанию судеб конкретных людей, на фоне масштабных исторических событий. Поэма «Полтава»-история битвы под Полтавой, блестящей победе Петра Великого над шведским королём Карлом XII,предательстве гетмана Мазепы и бескорыстной любви Марии Кочубей.»Капитанская доска»-история любви во времена Пугачёвского бунта и Екатерины II.

Гоголь обратился к исторической теме борьбы казачества за своё освобождение. «Тарас Бульба»-история казацкого восстания, Охрим Макуха-прототип Тараса, судьбы героев не вымышленные, а реальные. В повести «Ночь перед рождеством» Гоголь затронул тему Запорожской Сечи, трагедии её исчезновения во времена Екатерины II,Потёмкин не смог помочь запорожцам.

М.Лермонтов описал Бородинскую битву глазами солдата, очевидца сражения. «Бородино» отражает патриотизм народа и воспевает победу М.Кутузова, принявшего правильное решение и сохранившего жизни тысяч солдат. Поэма «Мцыри» описывает покорения Кавказа царской армией. Мцыри-это заложник войны, оставленный без родных и увезённый в чужие края. Упомянут и генерал Ермолов, командующий Отдельным Грузинским корпусом.

3. Приведите примеры литературных произведений первой трети XIX века, в которых авторская позиция основана на христианской системе нравственных ценностей.

Примеры литературных произведений первой трети 19 века, в котором авторская позиция основана на христианской системе нравственных ценностей:

А. Островский «Гроза».
Е. Баратынский «Отрывок», «Ахилл», «Молитва».
А. Пушкин «Пророк».
М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу».
Таким образом, для литературы первой трети 19 века характерен христианский гуманизм. Для этих взглядов типичным идеалом выступает не сам человек, а его высшее, лучшее начало.

4. Расскажите об эволюции русского реализма, используя материалы учебника и дополнив их собственными примерами из знакомых вам произведений русской литературы ХIХ века.

Русская литература 1850-х гг. рассматривается как новый этап в развитии реализма. Писатели отталкиваются от принципов натуральной школы, уделяют повышенное внимание психологии и нравственным проблемам. Сильные характеры могут противостоять социальным обстоятельствам. Изменение концепции личности порождает трансформацию жанрово-стилевой системы реализма.

Для индивидуальной работы

1. Подготовьте сообщение «Реализм как художественное направление», опираясь на материалы справочных изданий и статьи учебников для 9—10 классов. Включите в него примеры из произведений Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

В духовном мире не остался ни один уголок, который не имел бы общественной значимости и не интересовал искусство. Все эти изменения обусловили появление нового типа художественной концепции мира – реализму.

Явления действительности, как и сам человек, появились в искусстве реализма во всей сложности и полноте, во всем богатстве эстетичных свойств, усложненных и обогащенных общественной практикой.

В основу реализма положен принцип историзма, конкретно историческое понимание и изображение человеческих характеров. Реализму свойственная типизация как средство выявления сущностных социальных качеств человека и обстоятельств формирования и деятельности.

Искусство реализма имеет в своей наработке огромную галерею социальных типов, воспроизведши разнообразие и сложность социальных отношений и связи общества в новый исторический период – эпоху политического и экономического планирования капитализма.
Следует отметить, что реализм зародился в стране, где капитализм утвердился раньше всего-Англии и Франции.
Основателями западноевропейского реализма были В. Скотт и Ч. Диккенс, Ф. Стендаль и О. где Бальзак.
Реализм произвело мощное влияние на общественное сознание эпохи.
Он способствовал утверждению материалистического взгляда на человека, сущность которого определяется как «совокупность всех общественных отношений».

Реалистичный тип творчества основывается не на правилах и схеме,
а на проникновении в закономерности социальной действительности
(она и является предметом искусства).
Художник-реалист познает характеры и явления жизни в движении,
понимает их как результаты действительности, которая развивается:
и мыслит закономерностью этой действительности.

Признаки:
Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.

Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.

Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.
Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

2. Составьте таблицу, отражающую этапы европейского литературного процесса от реализма Возрождения через барокко к классицизму, просветительству, сентиментализму, романтизму и критическому реализму. Впишите в неё названия наиболее значительных литературных произведений европейской литературы, созданных в рамках каждого этапа.

Основные признаки литературного направления

Ориентир на эстетичность античного искусства. Утверждается неоспоримый приоритет разума над чувствами. Авторы провозглашают принцип рационализма: искусству следует быть разумным, логически выверенным. Мимолетное отвергается, подчеркиваются сущностные свойства вещей. Гражданская тематика в произведении имеет форму в строгих творческих нормах по каноничному образцу.

Г. Державин, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, И. Крылов, Д. Фонвизин

На смену строгости классицизма здесь воспевают чувство как существенный признак человеческой натуры. Герой (иногда и героиня) не боится чувствовать и открывать читателю свой эмоциональный мир, который разнообразен и переменчив. Признается, что независим от его сословия, каждый обладает богатым внутренним миром.

Я. М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский

Главенствует прием романтического двоемирия. Автор создает конфликт противопоставления идеала героя его окружению. Несовместимость этого идеала и реальности реализуется в уходе в мир преданий и легенд, сна, фантазий, экзотических стран. Личность волнует романтиков в свете ее одиночества и разочарованности. Героя не отпускает понимание трагичности жизни, в то же время он выражает мятежность духа.

А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, М. Горький,

Упор на литературу как средство познания мира. Возвышается ее способность объективно отражать действительность. Предмет художественного исследования – взаимосвязь между характером и обстоятельствами, авторы показывают становление характера под воздействием среды. Однако, не отменяется способность вести борьбу и волей отстаивать право на самоопределение. Действительность показывается в постоянном развитии, представляя типичное в неповторимо-индивидуальном воплощении.

И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин, А. И. Куприн

Ответвление весь XIX век. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, всегда критичным, даже саркастичным авторским взглядом

Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин

Объединяет множество течений и школ с разнящейся эстетической концепцией. Общее одно – отказ от реализма и жесткой связи характеров и обстоятельств. Во главе самоценность личности и ее самодостаточность. Причины и следствия утомляют и низвергаются за ненадобностью.

Первое значительное модернистское течение. Истоки направления в романтизме с его двойственностью. Отказавшись от познания мира, символисты его конструируют. Особый упор на подсознательное созерцание, познание тайного, заключенного в символах.

В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, А. Блок, В. Иванов, Л. Андреев, А. Белый,

Реакция на несовершенство символизма, его настойчивую идею восприятия реальности как пародию на высшие сущности. Акмеисты осваивают многообразный внешний мир, провозглашая культуру высшей ценностью. В поэзии характерны стилистическое равновесие, четкость образов, выверенная композиция и детали.

Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам

Основная черта этого авангардистского течения – свержение традиций прошлого, уничтожение старой эстетики, создание нового искусства будущего. Авторы верили в принцип «сдвига», отразившийся в лексическом и синтаксическом обновлении поэтического языка: вульгаризмах, неологизмах. Оксюморонах…

В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский,

Эстетический и идеологический плюрализм породил антииерархичный текст, который отрицает мировоззренческую цельность, говорит о невозможности овладения реальностью единым методом или языком. Писатели подчеркивают искусственность произведений, не боятся сочетать стилистику разных направлений, жанров и эпох.

А. Битов, Д. А. Пригов, Саша Соколов, В. Пелевин, В. Ерофеев

3. Опираясь на материал 9 класса и дополнительные источники, подготовьте сообщение о спорах «романтиков» с «классиками» в среде русских писателей и литературных критиков первой половины ХIХ века. Покажите, как в этих спорах определялись национальные черты русского реализма.

Вопросы для самопроверки

1. В чём заключалось своеобразие общественной роли критики в России XIX века, чем оно было обусловлено?

Великие мыслители Запада не могут быть названы революционными демократами, а выдающиеся защитники интересов народных масс в истории общественного движения западных стран не придавали значения тонкостям науки и литературы. Они считали подобные занятия пустой аристократической забавой. Известно, что якобинцы были горячими приверженцами религии Высшего Существа, тогда как «умеренные» являлись поклонниками Разума. Сам Робеспьер отвергал материализм эпохи Просвещения, отдавая его аристократии и агентам Питта. Только Руссо, критик изящных искусств и цивилизации, великий жрец религии савойского викария, казался ему достойным уважения. Даже утопический социализм начала XIX века не мог преодолеть эту брешь между культурой и демократией. Ученики Сен-Симона и последние якобинцы не ладили между собой. Так было во всей прежней истории, исключения мало влияют на общее правило.

2. Чем объясняется многообразие направлений в русской критике второй половины XIX века? Каковы особенности русской критики и как они связаны со спецификой нашей литературы?

1. Приведите из знакомой вам истории русской литературы первой половины XIX века факты, свидетельствующие о глубокой вере русского писателя в преобразующую мир силу художественного слова.

В качестве примера можно привести монолог Чацкого-Грибоедов «Горе от ума», или монолог княгини Трубецкой из Некрасова «Русские женщины».

Факты те, что данные примеры показывали читателю именно силу слова. Поэтому я выбрала самые интересные для меня произведения. Конечно, и из А. С Пушкина это последняя сцена Татьяны и Онегина из «Евгения Онегина».

А так же, Пушкин стихотворение «Пророк»: «Восстань пророк, и виждь и внемли, исполнись волею моей. И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей».

2. Опираясь на учебник и используя рекомендованную учителем дополнительную литературу, подготовьте сообщение о расстановке общественных сил в эпоху 1860х годов, о позициях славянофилов и западников.

3. Преобразуйте материал статьи в таблицу, заполните 1ю и 2ю колонки. Заполнять 3ю и 4ю колонки можно постепенно в течение года.

Вопросы для самопроверки

1. Какие особенности мироощущения Тургенева отразились в его художественном творчестве?

Творчество Тургенева развивалось в эпоху крепостного права. Так как основным направлением творчества писателя был реализм, тема крепостничества не могла не найти своего отражения в произведениях Тургенева. Писатель был противником крепостного права, на протяжении жизни он боролся с ним, в том числе и при помощи литературных произведений. Так в сборнике рассказов «Записки охотника» повествуется о простых крестьянах, об их взаимоотношениях с помещиками. Сборник состоит из небольших рассказов, в каждом из которых Тургенев рассказывает о людях с разной судьбой. Герои рассказов, крепостные крестьяне, наделены такими качествами характера, как бескорыстие и простодушие, доброта и честность. Например, в рассказе «Хорь и Калиныч» повествуется о дружбе совершенно разных на первый взгляд людей. Калиныч – человек романтического склада характера, он любит природу, умеет наслаждаться радостью жизни. Хорь – реалист, ему не интересны красота природы с ее пейзажами, он живет суровой реальностью. Но, не смотря на это, Хорь и Калиныч хорошо понимают друг друга, их дружба крепка и проверена временем.

Черты реализма нашли свое отражение и в одном из наиболее известных романов И. С. Тургенева «Отцы и дети». В произведении описана жизнь крепостных крестьян, находящихся под гнетом помещиков. Однако тема крепостничества в романе оттеснена на второй план. Главной идей произведения является конфликт поколений. Образ Евгения Базарова является новым для российской действительности, но в тоже время типичным для второй половины 19 века. В нем легко узнаваемы черты революционера-демократа, человека отвергающего старые устои общественной жизни. В романе Тургенев смог отобразить разрушение старой эпохи, разрушение ее идеалов и норм и расцвет новой. Конфликт поколений является жестокой реальностью как для времени, когда жил Тургенев, так и для современности.

Произведения Тургенева повлияли на развитие литературы. В них писатель отобразил жизнь русского народа. Тургенев смог передать наиболее важные явления и события современной ему действительности, которые больше всего волновали людей.

2. Как определял Тургенев свою общественно-политическую позицию? Что привлекало его в революционерах-демократах, его идейных противниках?

Тургенев ненавидел крепостное право, не переносил порабощение крестьян жестокими помещиками, во всех своих произведениях протестовал против существующего правления власти, ненавидел всё, что было связано с рабским существованием народа-народа мудрого, талантливого, трудолюбивого. В том и числе и свою родную мать, которую изобразил в образе барыни-самодурки в рассказе «Муму».
Но! Он НИКОГДА И нив одном своём произведении не призывал народ к террору, к революционному восстанию, кровавым бунтам: он хотел изменения строя в России ТОЛЬКО ПУТЁМ РЕФОРМ, ИЗМЕНЕИЙ законов, отмены крепостного права только изменением в законодательстве и реформировании общества для раскрепощения народа.
Когда Некрасов, напечатав в своём журнале роман в «Отцы и дети», назвал там Базарова революционером, призывающим «сначала место очистить а потом всё наново строить», Тургенев негодовал, произошла большая ссора с Некрасовым, которого Тургенев заставил написать опровержение. После чего их дружба прекратилась.
Из этого видно, что Тургенев был скорее писателем-демократом, но реформатором, а не революционером.

3. В чём видел свою задачу писатель как участник общественного движения 1850—1860х годов?

В 1848–1849 годах по Европе прокатилась волна революций, среди которых февральская французская революция 1848 г. имела принципиальные последствия для русского общества: с нее «начинается царство мрака в России» (П. Анненков). Завершилась либеральная эпоха николаевского царствования с ее верой в человека, в победу разума и просвещения, в прогресс и совершенствование человеческого рода. В стране наступил период, получивший название «мрачное семилетие» и длившийся до 1855 г. (смерть императора Николая I).
Правительство, напуганное событиями в Европе, особенно остро начинает реагировать на обстоятельства внутри России. Жестоко подавляются крестьянские волнения, вспыхивающие в различных концах страны. Предпринимаются различного рода усмирительные меры в отношении оппозиционных настроений у передовой части русского общества.
Люди 40-х годов, цвет русского дворянства, для которых сама идея революции была неприемлема, тем не менее очень болезненно восприняли победу реакции в Европе и разрастающуюся ситуацию политического террора в России.
Особое внимание правительство уделяет учебным заведениям, стремясь пресечь возможное и имеющее место вольнодумство профессоров и студентов. Но главными объектами, на которых сосредоточено государственное «око», являются литература и журналистика. Учреждается особый комитет во главе с князем А. С. Меншиковым для проверки упущений цензуры в периодической печати с целью искоренения «вредного направления» в литературе. Спустя некоторое время создается постоянный комитет по делам печати, известный как «бутурлинский» (по имени его председателя).
В российских журналах этого времени запрещалось даже упоминать о чем-нибудь французском – всюду мерещилась связь с революцией. Так, «Современник» не смог опубликовать роман XVIII в. «Манон Леско» аббата Прево.
Для наведения порядка в общественной жизни официальные власти не гнушались ничем в выборе охранительных средств, к примеру, как и в декабрьскую пору 1825 г., в обществе существовала система осведомительства.

1. Охарактеризуйте основные особенности прозаического цикла И. С. Тургенева «Записки охотника».

2. Покажите, как в рассказах «Бежин луг» и «Певцы», изученных вами в средней школе, проявляются главные идеи этого цикла.

Вопросы для самопроверки

1. Какие общественно-политические события повлияли на замысел первого романа Тургенева?

Общественно-политическая обстановка создания романа «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети» был написан И. С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859— 1862) и отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов («отцы»).

2. Как оценивает писатель в лице Рудина людей 1840х годов, воспитанных на немецкой идеалистической философии и оторванных от национальной почвы?

Для индивидуальной работы

Прочитайте одну из повестей И. С. Тургенева («Поездка в Полесье», «Фауст», «Ася»). Подготовьте развёрнутое сообщение об этом произведении: история создания, сюжет, образы главных героев, художественное своеобразие, авторская идея, литературно-критическая оценка современников. Составьте план или краткий конспект своего сообщения для одноклассников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *