какое литературное направление господствовало в русской литературе второй половины xix века
Общие сведения
Литература 2 половины 19 века характеризуется появлением новых направлений в развитии художественной поэзии. Это знаменательный период, когда активно появляется интерес к изучению мировой истории и познанию мировоззрения, развиваются политические и общественные движения, научный прогресс.
В это время появляется интерес к актуальным проблемам человеческих ценностей. Также ключевое влияние оказывают и исторические события:
Литература попала в круговорот этих событий, она отобразила в себе текущий период и появление новой эстетической реальности.
Место романтизма занимает реализм, ставший отражением разнообразия человеческих взаимоотношений, воспроизведением действительного быта, объективным описанием достоверности. Тщательное изучение общественной жизни и конкретного человека, талантливо показанные в творчестве Пушкина, Гоголя, Бальзака и Стендаля, продолжили многие писатели мировой литературы: Тургенев, Абельдяев, Достоевский, Вельдман, Флобер, Гаршин, Толстой, Жуковский, Диккенс, Зубов, Мопассан.
Литература 2 половины XIX столетия сыграла важную роль в обществе, сформировала социальное мнение, воспроизвела политические идеи. Во всех рассказах на первом месте стояла общественная тематика. Социальность и публицистичность характеризуют рассказы той эпохи. В это время были остро поставлены вопросы в сочинениях «Что делать?» и «Кто виноват?».
В литературе можно четко проследить анализ общечеловеческих отношений. Действие во многих рассказах происходит в тот же период, когда они создаются и публикуются. На фоне социального строя того времени показана жизнь героев. В качестве мотива поведения главных персонажей выступает историческая атмосфера.
Основные стили
Вторая половина XIX столетия характеризуется появлением реализма в литературе. Это направление приходит вместо романтизма:
Литература того времени заслуживает отдельного внимания. Популярные поэты создают свой мир, в котором главные персонажи переживают собственные трагедии и решают общественные проблемы. Основной целью писателей является отображение событий столетия, которое было насыщено социально-экономическими и политическими изменениями.
В эту эпоху усиливаются взаимоотношения между авторами разных стран, появляется самобытность литературы каждой нации. Основным стилем является роман, а поэзия и драматургия отходят на вторые позиции.
Хоть постоянно проходили литературные споры, в основном творчестве большинства авторов все еще чувствуется приверженность к романтическому жанру. Это было некое объединение реализма и романтизма, перетекание одного жанра в другой. Но этот процесс только обогащал поэзию. В произведениях Стендаля, Бальзака, Тургенева и Мопассана можно проследить эту тенденцию.
Проявление реализма
Классический реализм возникает во Франции в 30-х гг. XIX столетия, а после начинает распространяться на остальные государства. Определение «реализм» употреблять начали позже, чем возникло направление. Теоретически создали этот жанр Бальзак в произведении «Человеческая комедия» и Стендаль в рассказе «Расин и Шекспир». Характерные черты реализма:
Стендаль в произведении «О любви» сначала пытается изучить чувство в качестве ученого, а после кратко описывает стадии его зарождения.
Ситуация в России
Литература 2 половины 19 века в России характеризуется общественными движениями западников и славянофилов. Первые утверждали, что развитие государства начало происходить благодаря реформам Петра Первого. Отношение к допетровской России у этих последователей было негативным, они утверждали, что в ту эпоху не были достойны уважения история и искусство. Славянофилы протестовали против европейской ориентации, они продвигали самостоятельное развитие Российского государства.
Очень распространенным течением у западников являлось радикальное, в основе которого лежали учения Фурье и Симона с выделением социализма. В этом течении наиболее радикальные его участники считали, что революция — это только один выход, благодаря которому можно что-то поменять в Российском государстве. Славянофилы утверждали, что по своему содержанию российская история не уступает европейской.
В 1861 г. зарождается течение почвенников, которое пытается преодолеть разносторонность мнений. Его основоположниками являлись Страхов, Григорьев, Достоевский. Они не принимали самодержавный строй и европейскую буржуазно-демократическую систему разделения общества.
Обвиняя Европу в низкой духовности, Достоевский утверждал, что «образованное общество» должно быть вместе с «народными слоями», это позволит обогатить друг друга знаниями. Негативное отношение к революции и капитализму, подчеркивание духовного начала — главные идеалы почвенников. Пушкин был для этого движения ведущим символом русского духа.
Проведя краткий обзор русской литературы 2 половины 19 века, можно выделить такое движение, как нигилизм. Почвенники считали его основной угрозой реальности. В обществе это направление было очень популярным. Его поклонники не принимали устоявшиеся культурные ценности и особенности поведения. Изменялись моральные нормы, главными считались собственные удовольствия и желания. Базаров в произведении «Отцы и дети» является наиболее выразительным представителем нигилизма.
Расцвет новых жанров
В 50-е гг. начинается расцвет поэзии. Список русских писателей второй половины 19 века дополняется такими авторами, как Бабиков, Гончаров, Фет. Они больше обращают внимание в своих очерках на особенность бытовой жизни и народное творчество. Толстой пытается осмыслить в рассказах историю России. Повествования авторов определяют старинные песни, сообщения о преданиях и легендах. Некрасов считается главным основателем нового движения.
Роман в виде литературного жанра начинает занимать основное место в русской литературе. В этот период публикуются:
Получает развитие национальная и самобытная поэзия. В произведениях основное внимание уделено фольклору, крестьянскому и мещанскому быту, языку. Зачастую рассказы посвящены общественным и нравственным проблемам, в которых романтизм объединяется с реализмом. Островский, Брюсов, Толстой относятся к писателям, использовавшим этот прием.
Также в это время появляется огромная плеяда поэтов, которую сплотил критик Белинский. Они называли себя представителями натурализма и были довольно популярны. Их основные персонажи — представители непривилегированного сословия населения. Это дворники, ремесленники, холопы, нищие.
Поэты пытались отобразить их быт и нравы, помочь им высказаться, отразив с их помощью Россию под определенным углом. Огромную популярность получил стиль физиологического очерка. Здесь с научной строгостью были описаны различные слои общества. Основные представители «натуралистов» — Григорович, Некрасов, Успенский, Решетников, Тургенев.
Огромное влияние литература 19 столетия оказала на все сферы культуры. В борьбе за идеалы также использовались музыка и театр. Настроение общества находит отражение и в живописи, которая внедряет в сознание людей идею о равноправии и благах для общества.
При изучении этого периода в школе дети составляют таблицы, в которых перечисляют литературных деятелей и их произведения, пишут конспекты, сочинения и рефераты. Благодаря такой работе им удается глубже понять русскую литературу и ее связь с историей.
Тест по литературе 10 класс
1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
А) романтизм В) сентиментализм
Б) классицизм Г) реализм
2.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.
А) сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм
Б) модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм
В) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм
Г) реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм
3.Укажите основоположников «натуральной школы».
А) В. Г. Белинский, И. С. Тургенев В) М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев
Б) А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь Г) В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь
4.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить: //У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»
А) А. С. Пушкин В) Ф. И. Тютчев
Б) Н. А. Некрасов Г) А. А. Фет
5.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».
А) А. С. Пушкин В) Н. А. Некрасов
Б) А. А. Фет Г) М. Ю. Лермонтов
6.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?
А) И. С. Тургенев В) Л. Н. Толстой
Б) А. Н. Островский Г) Ф. М. Достоевский
7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А. Н. Островский «Гроза»)?
А) тип «маленького человека» В) самодур
Б) тип «лишнего человека» Г) романтический герой
8.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?
А) И. А. Гончаров В) М. Е. Салтыков-Щедрин
Б) Н. А. Некрасов Г) А. П. Чехов
9.Укажите, кому из писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
А) М. Е. Салтыков-Щедрин В) Л. Н. Толстой
Б) Ф. М. Достоевский Г) А. П. Чехов
10.Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?
А) А. Н. Островский В) М. Е. Салтыков-Щедрин
Б) Ф. М. Достоевский Г) Л. Н. Толстой
11. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?
А) Л. Н. Толстой В) И. А. Гончаров
Б) А. П. Чехов Г) Ф. М. Достоевский
12.Агафья Пшеницына – это героиня:
А) романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Б) романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
В) романа И. А. Гончарова «Обломов»
Г) романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
13.Назовите «счастливого» человека в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
А) Савелий В) Матрена Корчагина
Б) Григорий Добросклонов Г) Ермил Гирин
14.В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть следующие персонажи:
А) Ермил Гирин, Кулигин, Яким Нагой В) Ермил Гирин, Утятин, Яким Нагой
Б) Яким Нагой, Кудряш, Утятин Г) Феклуша, Утятин, Кулигин
15.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А. П. Чехова.
А) география В) словесность
Б) греческий язык Г) закон Божий
16.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».
А) Ф. М. Достоевскому В) И. А. Бунину
Б) Л. Н. Толстому Г) А. П. Чехову
17.Какой порок обличает А. П. Чехов в рассказе «Ионыч»?
А) душевную пустоту В) раболепие
Б) чинопочитание Г) лицемерие
18.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л. Н. Толстой «Война и мир»).
А) Преображенский В) Измайловский
Б) Павлоградский Г) Семеновский
19.Теория Раскольникова (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание») – это
А) строгое научное обоснование разделения людей на разряды
Б) разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования
В) разделение людей на разряды: материал и собственно людей
20.Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?
А) Лебезятников В) Лужин
Б) Соня Г) Свидригайлов
21.Почему А. П. Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад» комедией?
А) забавный сюжет В) фарсовые ситуации
Б )комичный финал Г) претензии персонажей противоречат их возможностям
1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
В) сентиментализм
2.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.
В) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм
3.Укажите основоположников «натуральной школы».
В) М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев
4.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить: //У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»
А) А. С. Пушкин
5.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».
В) Н. А. Некрасов
6.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?
7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А. Н. Островский «Гроза»)?
В) самодур
8.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?
Г) А. П. Чехов
9.Укажите, кому из писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
А) М. Е. Салтыков-Щедрин
10.Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?
Г) Л. Н. Толстой
11. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?
А) Л. Н. Толстой
12.Агафья Пшеницына – это героиня:
Б) романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
13.Назовите «счастливого» человека в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Г) Ермил Гирин
14.В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть следующие персонажи:
А) Ермил Гирин, Кулигин, Яким Нагой
15.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А. П. Чехова.
Г) закон Божий
16.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».
17.Какой порок обличает А. П. Чехов в рассказе «Ионыч»?
А) душевную пустоту
18.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л. Н. Толстой «Война и мир»).
19.Теория Раскольникова (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание») – это
Б) разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования
20.Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?
21.Почему А. П. Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад» комедией?
Тесты по литературе XIX века
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тесты по литературе XIX века
1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины XIX в.
2. Укажите основоположников « натуральной школы».
А) В. Г. Белинский и И.С. Тургенев
Б) А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь
В) М. Ю. Лермонтов и Ф. И. Тютчев
Г) В. Г. Белинский и Н. В. Гоголь
3. Кого из русских писателей называли « Колумбом Замоскворечья».
Г) Ф. М. Достоевского
4. Статья Н.А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день»? посвящена роману И.С. Тур-
В) «Дворянское гнездо»
5. Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:
Б) Марфа Игнатьевна
В) Катерина Львовна
Г) Анастасия Семёновна
6. Укажите, какой художественный приём использует А.А. Фет в выделенных словосочетаниях.
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт
7. Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?
А) Л.Н. Толстой «Война и мир» князь Андрей
Б) А.Н. Островский «Гроза» Катерина Кабанова
В) И.С. Тургенев «Отцы и дети» Базаров
Г) Н. С. Лесков «Очарованный странник» Иван Северьянович Флягин
8. В каком произведении русской литературы второй половины XIX в. появляется герой-нигилист?
А) А. Н. Островский «Лес»
Б) И. С. Тургенев «Отцы и дети»
В) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Г) И.А. Гончаров «Обломов»
9. Назовите основной конфликт в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»:
А) столкновение либерально-консервативных и демократических идей (Павел Петрович – Базаров)
Б) конфликт между аристократкой Одинцовой и плебеем Базаровым (любовный конфликт)
В) конфликт между старшим и младшим поколениями (родители Базарова – Базаров)
Г) внутренний конфликт в душе главного героя Базарова (несоответствие целей и возможностей)
10. Катерина Измайлова – это героиня:
А) очерка Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Б) пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
В) романа Ф. М. Достоевского «Идиот»
Г) романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»
11. Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?
В) М.Е. Салтыков-Щедрин
12. Кто из героев романа «Война и мир» предложил М. Кутузову план партизанской войны?
13. Какому герою «Войны и мира» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнётся завтра»?
Б) императору Александру I
14. Какого героя романа «Преступление и наказание» Д. Разумихин характеризует следующими словами : «Угрюм, мрачен, надменен и горд…»?
А) Порфирия Петровича
15. Определите авторство стихотворного отрывка:
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый и ясный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье,- и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном, мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
1. Укажите писателей второй половины XIX в. в названии произведении которых есть противо-поставление (имеются в виду произведения, изученные в школьном курсе).
А) А.Н. Островский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин
Б) И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой
В) И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов
Г) Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев
2. В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?
3. Укажите автора и название произведения, в «котором дан психологический отчёт одного преступления»?
А) А.Н. Островский «Бешеные деньги»
Б) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В) Л.Н. Толстой «Живой труп»
Г) Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
4. Определите, из какого произведения взят следующий отрывок:
Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…
А) Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
В) И.А. Гончаров «Обломов»
Г) И.С. Тургенев «Отцы и дети»
5. Укажите имя критика, который определил особенности психологизма Л.Н. Толстого как «диалектику души»
6. Какой художественный приём использовал автор в данном произведении?
Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства…
Но нет пощады у судьбы.
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Её страстей и заблуждений.
7. Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
А) гордость и самолюбие
Б) благородство и доброта
В) естественность и нравственность
Г) щедрость и мужество
8. Кто из русских писателей был осуждён на каторжные работы?
А) М.Е. Салтыков-Щедрин
9. Какой литературный тип изображён в образе Дикого (А.Н. Островский, «Гроза»)?
А) тип «маленького человека»
Б) тип «лишнего человека»
Г) романтический герой
10. В произведениях какого автора основными художественными приёмами являются гипербола,
В) М.Е. Салтыков-Щедрин
11. Какая пьеса не принадлежит перу А.Н. Островского?
В) «Не в свои сани не садись»
12. Определите, кто является автором следующих строк:
Еду ли ночью по улице тёмной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день,-
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!
13. Укажите, какую позицию занимает в романе-эпопее «Война и мир» автор.
А) участник происходящих событий
Б) человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события
В) бесстрастный наблюдатель
Г) повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе
14. Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»)
15. Какой род литературы стал господствующим во второй половине XIX в.?
1. Укажите, с чем связаны изменения в характере Д.И. Старцева (А.П. Чехов «Ионыч»)
А) влияние его невесты
Б) воздействие родителей Старцева
2. Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л.Н. Толстого
3. Укажите произведение А.П. Чехова, которое является лирической комедией.
А) «Человек в футляре»
4. Укажите, кому из русских писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
А) М.Е. Салтыков-Щедрин
5. Какая мелодия (из какого музыкального произведения) сопровождает зарождение любовного чувства в романе И.А. Гончарова «Обломов»?
А) « Casta Diva », Опера В. Беллини «Норма»
В) «Утро», из музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
Г) «Монтекки и Капулетти», балет С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»
6. Укажите, где происходит основное действие романа И.А. Гончарова «Обломов».
Г) тульское имение И.И. Обломова
7. Героем какого произведения А.Н. Островского является Несчастливцев?
Б) «Не в свои сани не садись»
8. Кому посвящены следующие строки?
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья…
9. Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?
10. Какому персонажу чеховского рассказа принадлежит следующая реплика?
Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий.
А) Беликов «Человек в футляре»
Б) Иван Петрович Туркин «Ионыч»
В) надзиратель Очумелов «Хамелион»
Г) Ипполит Ипполитыч «Учитель словесности»
1. Почему А.П.Чехов назвал свою пьесу «Вишнёвый сад» комедией?
В) фарсовые ситуации
Г) претензии персонажей противоречат их возможностям
2. Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»
3. Укажите, кто из русских писателей является автором романа «Накануне»
4. Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя:
5. Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»
6. Укажите, какое из названных произведений не входит в цикл «Записки охотника» (И.С. Тургенев)
7. Укажите, кому был посвящён роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
8. Укажите, из какой пьесы А.Н. Островского взят следующий монолог:
Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы
досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путём не умеют. Хорошо ещё, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю.
9. Прочитав одно из стихотворений Н.А. Некрасова, В.Г. Белинский, не сдержав эмоций, обнял поэта и сказал: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Какое стихотворение поэта так потрясло критика?
Б) «Поэт и гражданин»
10. Посылая роман «Преступление и наказание» издателю М.Н. Каткову, Ф.М. Достоевский писал:
«Действие современное, в нынешнем году». В каком году происходит действие этого романа?
ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ ЗА 10 КЛАСС
1. г 2. г 3. б 4. б 5. б
6. в 7. г 8. б 9. а 10. а
11. в 12. б 13. в 14. в 15. г
1. б 2. в 3. б 4. г 5. а
6. б 7. в 8. б 9. в 10. в
11. г 12. в 13. б 14. б 15. в
1. в 2. г 3. б 4. б 5. а
6. а 7. г 8. в 9. г 10. а
1. г 2. г 3. а 4. в 5. б
6. б 7. в 8. б 9. в 10. г
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-045137
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.