какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке
Развитие русской литературы в 18 веке. Классицизм как литературное направление
— …может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М.В. Ломоносов
Русские писатели 18 века
ФИО писателя | Годы жизни | Наиболее значимые произведения |
ПРОКОПОВИЧ Феофан | 1681-1736 | «Риторика», «Поэтика», «Слово похвальное о флоте российском» |
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич | 1708-1744 | «К уму своему» («На хулящих учение») |
ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович | 1703-1768 | «Тилемахида», «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» |
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич | 1711-1765 | |
СУМАРОКОВ Александр Петрович | 1717-1777 | «Димитрий Самозванец», «Мстислав», «Семира» |
КНЯЖНИН Яков Борисович | 1740-1791 | «Вадим Новгородский», «Владимир и Ярополк» |
ФОНВИЗИН Денис Иванович | 1745-1792 | «Бригадир», «Недоросль», «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим» |
ДЕРЖАВИН Гаврила Романович | 1743-1816 | «Властителям и судиям», «Памятник», «Фелица», «Бог», «Водопад» |
РАДИЩЕВ Александр Николаевич | 1749-1802 | «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность» |
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А.С. Пушкин
Древнерусская литература оставила богатейшее наследие, которое, однако, большей частью не было известно 18 веку, т.к. большинство памятников древней литературы было открыто и издано в конце 18-го и в 19 веке (например, «Слово о полку Игореве», как известно, было открыто в 1795 году, а издано в 1800). В связи с этим в 18 веке русская литература опиралась на Библию и европейские литературные традиции.
Памятник Петру Первому («Медный всадник»), скульптор Маттео Фальконе
18 столетие – это век просвещения в Европе и в России. За одно столетие русская литература проходит в своём развитии огромный путь. Идеологическая основа и предпосылки этого развития были подготовлены экономическими, политическими и культурными реформами Петра Первого (годы правления 1682 – 1725), благодаря которым отсталая Русь превратилась в мощную Российскую империю. С 18 века российское общество изучает мировой опыт во всех областях жизни: в политике, в экономике, в образовании, в науке, в искусстве. И если до 18 века русская литература развивалась изолированно от европейской, то теперь она осваивает достижения западных литератур. Благодаря деятельности сподвижника Петра Феофана Прокоповича, поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского, учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова создаются труды по теории и истории мировой литературы, переводятся иностранные произведения, реформируется русское стихосложение. Так начала осуществляться идея русской национальной литературы и русского литературного языка.
Возникшее в 17 веке русское стихотворство основывалось на силлабической системе, из-за чего русские стихи (вирши) звучали не вполне благозвучно. В 18 веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский разрабатывают силлабо-тоническую систему стихосложения, что обусловило интенсивное развитие поэзии, причём поэты 18 века опирались на трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ сложения российских стихов» и ломоносовское «Письмо о правилах российского стихотворства». С именами этих двух видных учёных и поэтов связывают и зарождение русского классицизма.
Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы. Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. Создателем классицизма считается Никола Буало. В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.
Художественные принципы классицизма таковы.
1. Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах (идеально положительных или «идеально» отрицательных).
2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое.
3. Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных, при этом фамилии персонажей, как правило, являются «говорящими», то есть содержат характеристику героя.
4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие»:
Высокие жанры | Низкие жанры |
Трагедия | Комедия |
Ода | Басня |
Эпопея | Сатира |
5. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).
Уходят в прошлое жанры древнерусской литературы. Отныне русские писатели используют жанровую систему Европы, которая существует по сей день.
Первая русская газета «Ведомости»; номер от 18 июня 1711 года
Существенную роль в развитии литературы начинает играть журналистика. До 18 века в России не было ни газет, ни журналов. Первую русскую газету под названием «Ведомости» в 1703 году выпустил Пётр Первый.
Во второй половине века появляются и литературные журналы: «Всякая всячина» (издатель – Екатерина Вторая), «Трутень», «Живописец» (издатель Н.И. Новиков), «Адская почта» (издатель Ф.А. Эмин). Заложенные ими традиции были продолжены издателями Карамзиным и Крыловым.
В целом 18 век – это эпоха стремительного становления русской литературы, эпоха всеобщего просвещения и культа науки. В 18 веке был заложен тот фундамент, который предопределил начало в 19 столетии «золотого века» русской литературы.
Русская литература во второй половине 18 столетия
В творчестве крупных представителей русского классицизма — Ломоносова, Сумарокова и Тредьяковского — народные и реалистические мотивы находят своё заметное выражение. В это время на русский язык стали усиленно переводиться произведения греческих и римских авторов. Изучение классической и западноевропейской литературы содействовало расширению умственных интересов, выдвигало перед русскими писателями новые темы.
Представителем классицизма в русской литературе середины XVIII в. был Александр Петрович Сумароков (1718—1777).
А.П.Лосенко. Портрет А.П.Сумарокова. 1760 г.
Сумароков был сторонником усиления политического значения среднего дворянства, в котором он видел основу всего государственного порядка России. Он враждебно относился к высшей придворной знати и в своих произведениях высмеивал невежество и дворянскую спесь.
Из произведений Сумарокова особенное значение имели исторические трагедии, любовные песни, комедии и сатиры. Даже в трагедиях, написанных на русские исторические темы, действующие лица говорили и действовали, как греческие или римские герои. И при этих недостатках трагедии Сумарокова сыграли положительную роль, так как послужили материалом для русского театра. Ещё большее значение имели комедии и сатиры Сумарокова. Они подготовили путь для развития последующей сатирической литературы. В поэзии Сумарокова ярко обнаруживается струя русского фольклора. Сумароков высоко ставил общественное значение литературы.
Денис Иванович Фонвизин (1745—1792)
В последней четверти XVIII в. на смену классической трагедии в России появляется национально-русская комедия с ярко выраженной социальной темой. Комедия, чтобы быть понятной и увлекательной, должна была пользоваться русским бытовым материалом. Это приближение к русской действительности, к реализму мы находим в произведениях Дениса Ивановича Фонвизина (1745—1792), высмеивавшего пороки дворянского общества, его низкопоклонство перед Западом. В типах, выведенных в замечательных комедиях Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль», в сварливой и жадной бригадирше, в глупой и злой Простаковой, в грубом Скотинине, в ленивом и невежественном Митрофанушке читатели узнавали современных им людей.
Гавриил Романович Державин (1743-1816)
Большая заслуга в упрощении стихотворной речи принадлежит выдающемуся русскому поэту конца XVIII в. Гавриилу Романовичу Державину (1743—1816). Державин вводил в свои стихи народный русский язык и показал его большую музыкальность и силу. Державин был поэтом дворянской империи, её могущества и её военных успехов. Но в то же время он старался обличить пороки сильных «властителей», которые своим злодейством потрясают землю, а неправдою колеблют небеса. Державин, борясь с пороками «властителей», думал этим укрепить крепостническое государство.
Сентименталисты в русской литературе
В конце XVIII в. в России возникает новое литературное направление — сентиментализм, в особенностях которого сказались противоречия русской действительности XVIII в. Писатели этого направления обращали главное внимание на воспроизведение человеческих чувств («сентиментализм» происходит от французского слова sentiment — чувство).
Крупнейшим представителем русского сентиментализма был Николай Михайлович Карамзин (1765—1826). Огромный успех у читающей публики имели «Письма русского путешественника», в которых Карамзин описывает своё пребывание за границей. Особую известность получило произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», тема которого — несчастная любовь крестьянской девушки к дворянину. Впоследствии Н. М. Карамзин отошёл от художественной литературы, полностью посвятив себя занятиям по русской истории.
Часть русских писателей пользовалась сентиментализмом как средством для изображения противоречивших действительности картин мирной и счастливой деревенской жизни, полного согласия между крестьянами и помещиками. Так, Василий Майков через два года после подавления восстания Пугачёва написал комическую оперу «Деревенский праздник или увенчанная добродетель». В ней был выведен хор крестьян, который должен был петь: «Дав оброк с нас положенный, в жизни мы живём блаженной за господской головой».
Какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке
Тестовые задания по литературе для 9 класса по теме: «Литература 18 века»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Как идеи выдвигались на первый план в России 18 века?
А) Уважение традиций
+ Б) Патриотизм и единство нации
В) Политическая свобода и гражданское равенство
Г) Мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы
2. Какое литературное направление господствовало в России в 18 веке?
3. Кто из писателей 18 века преуспел не только в литературе, но и в химии, физике, астрономии, изобразительном искусстве, экономике и других науках?
Г) В.К. Тредиаковский
4. Как М.В. Ломоносов попал в Москву, где начинает своё обучение в Славяно-греко-латинской академии?
А) Его отправил туда отец
Б) Переехал жить вместе с семьёй
В) Был приглашён в академию благодаря значительным успехам в учёбе
+ Г) Сбежал из дома, узнав, что отец хочет его женить
5. Где родился известный учёный и писатель М.В. Ломоносов?
+ Б) В деревне Мешанинская
6. Что стало причиной смерти М.В. Ломоносова?
А) Умер своей смертью от старости
+ В) Умер от воспаления лёгких
Г) Умер от рака желудка
7. Кому из правителей посвящена известная ода М.В. Ломоносова?
+ А) Елизавете Петровне
Г) Александре Фёдоровне
8. Известно, что в своей оде М.В. Ломоносов выразил свои заветные мечты. Какие?
А) Мир во всём мире
+ Б) Распространение просвещения в России и развитие наук
В) Доказательство величия России при помощи войн
Г) Почитание русских традиций, обращение к народному творчеству
9. Какая главная идея оды М.В. Ломоносова?
А) Описание существующего жизненного порядка
Б) Власть, добытая нечестным путём
В) Осуждение безнравственности и жестокости
+ Г) Долг перед своим Отечеством
тест 10. В каком мятеже принимал участи Г.Р. Державин?
А) В восстании Емельяна Пугачёва.
+ Б) В государственном перевороте, в результате которого стала императрицей Екатерина II.
В) В государственном перевороте, в результате которого стала императрицей Елизавета Петровна.
Г) В Стрелецком восстании, целью которого было свержение Петра I с престола.
11. Какое произведение принесло славу и признание Г.Р. Державину?
А) Ода «Властителям и судиям»
Г) Исторический роман «Капитанская дочка»
12. Какой по смыслу содержания можно назвать оду «Властителям и судиям»?
13. Какая главная тема оды «Властителям и судиям»?
+ А) Произвол чиновников и государственных деятелей, которые имеют власть и используют её во вред народу и государству.
Б) Описание тяжёлого труда государственных деятелей и неблагодарности со стороны народа.
В) Преступная сторона Российского государства.
Г) Бесстрашность судебных чиновников, которые могут судить даже царей, не опасаясь расправы.
14. Что использует Г.Р. Державин в своей оде для придания её особой торжественности?
15. Что прославляет Г.Р. Державин в своём стихотворении «Памятник»?
Б) Историческую память
+ В) Поэтическое творчество
Г) Уважение традиций
16. К какому жанру относится стихотворение «Памятник»?
Б) Лирическое стихотворение
17. Каким должен быть поэт, по мнению Г.Р. Державина?
А) Духовно богатым, постоянно самосовершенствоваться.
+Б) Честным и открытым с народом и правительством.
В) Чувствительным, готовым помочь любому, кто нуждается в помощи.
Г) Ценить красоту природы и человеческой души.
18. Какой титул имел А.Н. Радищев?
19. Какую тему поднял А.Н. Радищев в своём главном произведении «Путешествие из Петербурга в Россию»?
А) Красота русской природы
Б) Талант русского народа
В) Величие строительства железных дорог
+ Г) Недостатки крепостной системы в России
тест-20. Что является основной идеей «Путешествия из Петербурга в Россию»?
А) Показать величие и могущество России 18 века.
+Б) Показать весь ужас и проблемы России 18 века.
В) Показать талант способности и выносливость русского народа.
Г) Воздать хвалу императрице Екатерине II
21. Как императрица Екатерина II отреагировала на произведение А.Н. Радищева «Путешествия из Петербурга в Россию»?
А) Велела наградить его
Б) Сделала придворным поэтом
+ В) Отправила в ссылку в Сибирь
22. Как закончилась жизнь А.Н. Радищева?
А) Умер от воспаления лёгких
Б) Умер от туберкулёза
В) Умер, находясь под стражей в тюрьме
23. К чему призывает народ А.Н. Радищев в своём произведении
В) К почитанию императрицы
Г) К усиленному труду
24. Чем прославился Н.М. Карамзин?
А) Большим количеством произведений
Б) Созданием русского народного театра
В) Открыл жанр комедии в России
+ Г) Реформами русского литературного языка
25. К какому литературному жанру можно отнести произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
В) Исторический роман
26. В чём главное отличие Лизы и Эраста?
А) Для Лизы важнее всего была душа человека, Эраста же интересовало тело.
+ Б) Они были из разных социальных сословий.
В) Эраст был образованным, а Лиза нет.
Г) У Лизы были родители, а Эраст был с детства сиротой.
27. Когда происходят события, описанные в «Бедной Лизе»?
А) В настоящее время
28. Какие цветы продавала Лиза, когда впервые встретила Эраста?
29. Почему Лиза так сильно испугалась грозы?
+ А) Боялась, что гром убьёт её как преступницу
Б) Боялась, что молния ударит в дерево
В) Боялась, что матушка проснётся и заметит её отсутствие
Г) Гроза показалась Лизе плохим знамением
тест_30. Чем оканчивается повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке
Входной тест по литературе для 10 класса
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Какое литературное направление господствовало в России в 18 веке?
2. На протяжении какого времени существовала Древнерусская литература?
3. Какими были первые книги, получившие распространение в Русском государстве?
Б) Исторические хроники
+ В) Церковные тексты
4. Благодаря какому князю народ на Руси начал учиться читать и писать?
+ Б) Владимиру Красное Солнышко
В) Владимиру Мономаху
5. Что лежит в основе сюжета древнерусского литературного памятника «Слово о полку Игореве»?
А) Автобиография князя Игоря
Б) Княжеские междоусобицы во времена Древней Руси
В) Сражение князя Игоря с хазарским войском
+ Г) Неудачный поход князя Игоря на половцев
6. Кто написал «Слово о полку Игореве»?
+ Г) Автор неизвестен
7. Кто был создателем «Теории трёх штилей»?
Г) В.К. Тредиаковский
8. Кто был создателем новой русской драматургической системы?
В) В.К. Тредиаковский
9. Какой из распространённых в 18 веке жанров относился к высокому стилю?
тест 10. Укажите основных представителей русского классицизма:
+ А) М.В. Ломоносов, В.А. Жуковский, А.П. Сумароков
Б) Н.М. Карамзин, Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов
В) В.К. Тредиаковский, Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев
Г) И.А. Гончаров, А.И. Герцен, В.Г. Короленко
11. Какая проблема поднята в повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
+ А) Социальное неравенство
Б) Непонимания между поколениями
В) Воспитание и образование
Г) Нечестность людей у которых есть власть
12. Выберете правильное утверждение:
А) Баллада – это древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы.
+ Б) Баллада – это повествовательная песня или стихотворение с драматическим развитием сюжета, в основе которого лежит легенда или какое-нибудь историческое событие.
В) Баллада – это древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории.
Г) Баллада – это лирическое стихотворение, проникнутое грустью, а также музыкальная пьеса такого характера.
13. Что находится в центре баллады?
В) Любовный треугольник
Г) Долг перед обществом
14. К какому литературному направлению относится баллада В.А. Жуковского «Светлана»?
15. Во время какого церковного праздника происходят события, описанные в балладе В.А. Жуковского?
А) Рождество Христово
+ Б) Крещение Господне
В) Воскресение Христово
Г) Благовещение Пресвятой Богородицы
16. Что противопоставляется в балладе «Светлана»?
+ А) Фантастическое и реальное
Б) Любовь и ненависть
17. Основы какого литературного направления заложил А.С. Пушкин?
18. Какое название среди литературных критиков получил роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
А) Энциклопедия русской души
Б) Сборник русского фольклора
+ В) Энциклопедия русской жизни
Г) Собрание устного народного творчества
19. Какая главная тема романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
+ А) Неразделённая любовь
Б) Социальное неравенство
В) Предательство и измена
Г) Забывание русских традиций
тест-20. Какое событие является кульминацией романа в стихах «Евгений Онегин»?
А) Знакомство Онегина с сёстрами Лариными
Б) Письмо Татьяны Онегину
+ В) Дуэль Ленского и Онегина
Г) Встреча замужней Татьяны и Онегина
21. К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Моцарт и Сольери»?
22. Какое чувство лежит в основе произведения «Моцарт и Сольери»?
23. В чём заключается особенность композиции произведения М.Б. Лермонтова «Героя нашего времени»?
+ А) Композиция состоит из нескольких поветей, события которых не соблюдены в хронологической последовательности.
Б) В композиции произведения нет кульминационного момента.
В) Экспозиция растянута на несколько глав.
Г) Композиция полностью не соответствует общепринятому строению.
24. Что стоит в центре сюжета произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
А) Долг перед своей родиной
Б) Неразделённая любовь
+ В) Противоречия человеческой души
Г) Красота русской природы
25. Из какого произведения литературы 18 века взято следующее выражение: «Счастливые часов не наблюдают»?
А) «Капитанская дочка»
26. Какую проблему Н.В. Гоголь поднимал в большинстве своих произведений?
А) Проблему неравных социальных слоёв
Б) Проблему отцов и детей
В) Проблему образования и воспитания дворянства
+ Г) Проблему «маленького человека»
27. Известно, что Н.В. Гоголь сжёг второй том одного из своих произведений. Какое это произведение?
А) «Вечера на хуторе близ Деканьки»
28. Какие произведения входят в «Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского?
+ А) «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
Б) «Игрок», «Записки из подполья», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бедные люди».
В) «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Белые ночи», «Записки из мёртвого дома», «Униженные и оскорблённые».
Г) «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот», «Униженные и оскорблённые», «Игрок».
29. Какой характер носит трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»?
тест_30. Какое образование имел А.П. Чехов?