какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке

Развитие русской литературы в 18 веке. Классицизм как литературное направление

— …может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М.В. Ломоносов

Русские писатели 18 века

«Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия…»,

«Письмо о пользе стекла», «Письмо о пользе книг церковных»,

«Российская грамматика», «Риторика» и многие другие

ФИО писателяГоды жизниНаиболее значимые произведения
ПРОКОПОВИЧ Феофан1681-1736«Риторика», «Поэтика», «Слово похвальное о флоте российском»
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич1708-1744«К уму своему» («На хулящих учение»)
ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович1703-1768«Тилемахида», «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич1711-1765
СУМАРОКОВ Александр Петрович1717-1777«Димитрий Самозванец», «Мстислав», «Семира»
КНЯЖНИН Яков Борисович1740-1791«Вадим Новгородский», «Владимир и Ярополк»
ФОНВИЗИН Денис Иванович1745-1792«Бригадир», «Недоросль», «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим»
ДЕРЖАВИН Гаврила Романович1743-1816«Властителям и судиям», «Памятник», «Фелица», «Бог», «Водопад»
РАДИЩЕВ Александр Николаевич1749-1802«Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность»

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А.С. Пушкин

Древнерусская литература оставила богатейшее наследие, которое, однако, большей частью не было известно 18 веку, т.к. большинство памятников древней литературы было открыто и издано в конце 18-го и в 19 веке (например, «Слово о полку Игореве», как известно, было открыто в 1795 году, а издано в 1800). В связи с этим в 18 веке русская литература опиралась на Библию и европейские литературные традиции.

какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке Памятник Петру Первому («Медный всадник»), скульптор Маттео Фальконе

18 столетие – это век просвещения в Европе и в России. За одно столетие русская литература проходит в своём развитии огромный путь. Идеологическая основа и предпосылки этого развития были подготовлены экономическими, политическими и культурными реформами Петра Первого (годы правления 1682 – 1725), благодаря которым отсталая Русь превратилась в мощную Российскую империю. С 18 века российское общество изучает мировой опыт во всех областях жизни: в политике, в экономике, в образовании, в науке, в искусстве. И если до 18 века русская литература развивалась изолированно от европейской, то теперь она осваивает достижения западных литератур. Благодаря деятельности сподвижника Петра Феофана Прокоповича, поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского, учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова создаются труды по теории и истории мировой литературы, переводятся иностранные произведения, реформируется русское стихосложение. Так начала осуществляться идея русской национальной литературы и русского литературного языка.

Возникшее в 17 веке русское стихотворство основывалось на силлабической системе, из-за чего русские стихи (вирши) звучали не вполне благозвучно. В 18 веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский разрабатывают силлабо-тоническую систему стихосложения, что обусловило интенсивное развитие поэзии, причём поэты 18 века опирались на трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ сложения российских стихов» и ломоносовское «Письмо о правилах российского стихотворства». С именами этих двух видных учёных и поэтов связывают и зарождение русского классицизма.

Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы. Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. Создателем классицизма считается Никола Буало. В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.

Художественные принципы классицизма таковы.

1. Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах (идеально положительных или «идеально» отрицательных).
2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое.
3. Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных, при этом фамилии персонажей, как правило, являются «говорящими», то есть содержат характеристику героя.
4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие»:

Высокие жанрыНизкие жанры
ТрагедияКомедия
ОдаБасня
ЭпопеяСатира

5. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).

Уходят в прошлое жанры древнерусской литературы. Отныне русские писатели используют жанровую систему Европы, которая существует по сей день.

какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке Первая русская газета «Ведомости»; номер от 18 июня 1711 года

Существенную роль в развитии литературы начинает играть журналистика. До 18 века в России не было ни газет, ни журналов. Первую русскую газету под названием «Ведомости» в 1703 году выпустил Пётр Первый.

Во второй половине века появляются и литературные журналы: «Всякая всячина» (издатель – Екатерина Вторая), «Трутень», «Живописец» (издатель Н.И. Новиков), «Адская почта» (издатель Ф.А. Эмин). Заложенные ими традиции были продолжены издателями Карамзиным и Крыловым.

В целом 18 век – это эпоха стремительного становления русской литературы, эпоха всеобщего просвещения и культа науки. В 18 веке был заложен тот фундамент, который предопределил начало в 19 столетии «золотого века» русской литературы.

Источник

Русская литература во второй половине 18 столетия

какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке

какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке

В творчестве крупных представителей русского классицизма — Ломоносова, Сумарокова и Тредьяковского — народные и реалистические мотивы находят своё заметное выражение. В это время на русский язык стали усиленно переводиться произведения греческих и римских авторов. Изучение классической и западноевропейской литературы содействовало расширению умственных интересов, выдвигало перед русскими писателями новые темы.

Представителем классицизма в русской литературе середины XVIII в. был Александр Петрович Сумароков (1718—1777).

какое литературное направление господствовало в россии в 18 векеА.П.Лосенко. Портрет А.П.Сумарокова. 1760 г.

Сумароков был сторонником усиления политического значения среднего дворянства, в котором он видел основу всего государственного порядка России. Он враждебно относился к высшей придворной знати и в своих произведениях высмеивал невежество и дворянскую спесь.

Из произведений Сумарокова особенное значение имели исторические трагедии, любовные песни, комедии и сатиры. Даже в трагедиях, написанных на русские исторические темы, действующие лица говорили и действовали, как греческие или римские герои. И при этих недостатках трагедии Сумарокова сыграли положительную роль, так как послужили материалом для русского театра. Ещё большее значение имели комедии и сатиры Сумарокова. Они подготовили путь для развития последующей сатирической литературы. В поэзии Сумарокова ярко обнаруживается струя русского фольклора. Сумароков высоко ставил общественное значение литературы.

Денис Иванович Фонвизин (1745—1792)

какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке
В последней четверти XVIII в. на смену классической трагедии в России появляется национально-русская комедия с ярко выраженной социальной темой. Комедия, чтобы быть понятной и увлекательной, должна была пользоваться русским бытовым материалом. Это приближение к русской действительности, к реализму мы находим в произведениях Дениса Ивановича Фонвизина (1745—1792), высмеивавшего пороки дворянского общества, его низкопоклонство перед Западом. В типах, выведенных в замечательных комедиях Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль», в сварливой и жадной бригадирше, в глупой и злой Простаковой, в грубом Скотинине, в ленивом и невежественном Митрофанушке читатели узнавали современных им людей.

Гавриил Романович Державин (1743-1816)

какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке

Большая заслуга в упрощении стихотворной речи принадлежит выдающемуся русскому поэту конца XVIII в. Гавриилу Романовичу Державину (1743—1816). Державин вводил в свои стихи народный русский язык и показал его большую музыкальность и силу. Державин был поэтом дворянской империи, её могущества и её военных успехов. Но в то же время он старался обличить пороки сильных «властителей», которые своим злодейством потрясают землю, а неправдою колеблют небеса. Державин, борясь с пороками «властителей», думал этим укрепить крепостническое государство.

Сентименталисты в русской литературе

В конце XVIII в. в России возникает новое литературное направление — сентиментализм, в особенностях которого сказались противоречия русской действительности XVIII в. Писатели этого направления обращали главное внимание на воспроизведение человеческих чувств («сентиментализм» происходит от французского слова sentiment — чувство).

Крупнейшим представителем русского сентиментализма был Николай Михайлович Карамзин (1765—1826). Огромный успех у читающей публики имели «Письма русского путешественника», в которых Карамзин описывает своё пребывание за границей. Особую известность получило произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», тема которого — несчастная любовь крестьянской девушки к дворянину. Впоследствии Н. М. Карамзин отошёл от художественной литературы, полностью посвятив себя занятиям по русской истории.

какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке
Часть русских писателей пользовалась сентиментализмом как средством для изображения противоречивших действительности картин мирной и счастливой деревенской жизни, полного согласия между крестьянами и помещиками. Так, Василий Майков через два года после подавления восстания Пугачёва написал комическую оперу «Деревенский праздник или увенчанная добродетель». В ней был выведен хор крестьян, который должен был петь: «Дав оброк с нас положенный, в жизни мы живём блаженной за господской головой».

Источник

Какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке

Тестовые задания по литературе для 9 класса по теме: «Литература 18 века»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Как идеи выдвигались на первый план в России 18 века?

А) Уважение традиций

+ Б) Патриотизм и единство нации

В) Политическая свобода и гражданское равенство

Г) Мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы

2. Какое литературное направление господствовало в России в 18 веке?

3. Кто из писателей 18 века преуспел не только в литературе, но и в химии, физике, астрономии, изобразительном искусстве, экономике и других науках?

Г) В.К. Тредиаковский

4. Как М.В. Ломоносов попал в Москву, где начинает своё обучение в Славяно-греко-латинской академии?

А) Его отправил туда отец

Б) Переехал жить вместе с семьёй

В) Был приглашён в академию благодаря значительным успехам в учёбе

+ Г) Сбежал из дома, узнав, что отец хочет его женить

5. Где родился известный учёный и писатель М.В. Ломоносов?

+ Б) В деревне Мешанинская

6. Что стало причиной смерти М.В. Ломоносова?

А) Умер своей смертью от старости

+ В) Умер от воспаления лёгких

Г) Умер от рака желудка

7. Кому из правителей посвящена известная ода М.В. Ломоносова?

+ А) Елизавете Петровне

Г) Александре Фёдоровне

8. Известно, что в своей оде М.В. Ломоносов выразил свои заветные мечты. Какие?

А) Мир во всём мире

+ Б) Распространение просвещения в России и развитие наук

В) Доказательство величия России при помощи войн

Г) Почитание русских традиций, обращение к народному творчеству

9. Какая главная идея оды М.В. Ломоносова?

А) Описание существующего жизненного порядка

Б) Власть, добытая нечестным путём

В) Осуждение безнравственности и жестокости

+ Г) Долг перед своим Отечеством

тест 10. В каком мятеже принимал участи Г.Р. Державин?

А) В восстании Емельяна Пугачёва.

+ Б) В государственном перевороте, в результате которого стала императрицей Екатерина II.

В) В государственном перевороте, в результате которого стала императрицей Елизавета Петровна.

Г) В Стрелецком восстании, целью которого было свержение Петра I с престола.

11. Какое произведение принесло славу и признание Г.Р. Державину?

А) Ода «Властителям и судиям»

Г) Исторический роман «Капитанская дочка»

12. Какой по смыслу содержания можно назвать оду «Властителям и судиям»?

13. Какая главная тема оды «Властителям и судиям»?

+ А) Произвол чиновников и государственных деятелей, которые имеют власть и используют её во вред народу и государству.

Б) Описание тяжёлого труда государственных деятелей и неблагодарности со стороны народа.

В) Преступная сторона Российского государства.

Г) Бесстрашность судебных чиновников, которые могут судить даже царей, не опасаясь расправы.

14. Что использует Г.Р. Державин в своей оде для придания её особой торжественности?

15. Что прославляет Г.Р. Державин в своём стихотворении «Памятник»?

Б) Историческую память

+ В) Поэтическое творчество

Г) Уважение традиций

16. К какому жанру относится стихотворение «Памятник»?

Б) Лирическое стихотворение

17. Каким должен быть поэт, по мнению Г.Р. Державина?

А) Духовно богатым, постоянно самосовершенствоваться.

+Б) Честным и открытым с народом и правительством.

В) Чувствительным, готовым помочь любому, кто нуждается в помощи.

Г) Ценить красоту природы и человеческой души.

18. Какой титул имел А.Н. Радищев?

19. Какую тему поднял А.Н. Радищев в своём главном произведении «Путешествие из Петербурга в Россию»?

А) Красота русской природы

Б) Талант русского народа

В) Величие строительства железных дорог

+ Г) Недостатки крепостной системы в России

тест-20. Что является основной идеей «Путешествия из Петербурга в Россию»?

А) Показать величие и могущество России 18 века.

+Б) Показать весь ужас и проблемы России 18 века.

В) Показать талант способности и выносливость русского народа.

Г) Воздать хвалу императрице Екатерине II

21. Как императрица Екатерина II отреагировала на произведение А.Н. Радищева «Путешествия из Петербурга в Россию»?

А) Велела наградить его

Б) Сделала придворным поэтом

+ В) Отправила в ссылку в Сибирь

22. Как закончилась жизнь А.Н. Радищева?

А) Умер от воспаления лёгких

Б) Умер от туберкулёза

В) Умер, находясь под стражей в тюрьме

23. К чему призывает народ А.Н. Радищев в своём произведении

В) К почитанию императрицы

Г) К усиленному труду

24. Чем прославился Н.М. Карамзин?

А) Большим количеством произведений

Б) Созданием русского народного театра

В) Открыл жанр комедии в России

+ Г) Реформами русского литературного языка

25. К какому литературному жанру можно отнести произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

В) Исторический роман

26. В чём главное отличие Лизы и Эраста?

А) Для Лизы важнее всего была душа человека, Эраста же интересовало тело.

+ Б) Они были из разных социальных сословий.

В) Эраст был образованным, а Лиза нет.

Г) У Лизы были родители, а Эраст был с детства сиротой.

27. Когда происходят события, описанные в «Бедной Лизе»?

А) В настоящее время

28. Какие цветы продавала Лиза, когда впервые встретила Эраста?

29. Почему Лиза так сильно испугалась грозы?

+ А) Боялась, что гром убьёт её как преступницу

Б) Боялась, что молния ударит в дерево

В) Боялась, что матушка проснётся и заметит её отсутствие

Г) Гроза показалась Лизе плохим знамением

тест_30. Чем оканчивается повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Источник

Какое литературное направление господствовало в россии в 18 веке

Входной тест по литературе для 10 класса

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Какое литературное направление господствовало в России в 18 веке?

2. На протяжении какого времени существовала Древнерусская литература?

3. Какими были первые книги, получившие распространение в Русском государстве?

Б) Исторические хроники

+ В) Церковные тексты

4. Благодаря какому князю народ на Руси начал учиться читать и писать?

+ Б) Владимиру Красное Солнышко

В) Владимиру Мономаху

5. Что лежит в основе сюжета древнерусского литературного памятника «Слово о полку Игореве»?

А) Автобиография князя Игоря

Б) Княжеские междоусобицы во времена Древней Руси

В) Сражение князя Игоря с хазарским войском

+ Г) Неудачный поход князя Игоря на половцев

6. Кто написал «Слово о полку Игореве»?

+ Г) Автор неизвестен

7. Кто был создателем «Теории трёх штилей»?

Г) В.К. Тредиаковский

8. Кто был создателем новой русской драматургической системы?

В) В.К. Тредиаковский

9. Какой из распространённых в 18 веке жанров относился к высокому стилю?

тест 10. Укажите основных представителей русского классицизма:

+ А) М.В. Ломоносов, В.А. Жуковский, А.П. Сумароков

Б) Н.М. Карамзин, Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов

В) В.К. Тредиаковский, Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев

Г) И.А. Гончаров, А.И. Герцен, В.Г. Короленко

11. Какая проблема поднята в повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

+ А) Социальное неравенство

Б) Непонимания между поколениями

В) Воспитание и образование

Г) Нечестность людей у которых есть власть

12. Выберете правильное утверждение:

А) Баллада – это древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы.

+ Б) Баллада – это повествовательная песня или стихотворение с драматическим развитием сюжета, в основе которого лежит легенда или какое-нибудь историческое событие.

В) Баллада – это древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории.

Г) Баллада – это лирическое стихотворение, проникнутое грустью, а также музыкальная пьеса такого характера.

13. Что находится в центре баллады?

В) Любовный треугольник

Г) Долг перед обществом

14. К какому литературному направлению относится баллада В.А. Жуковского «Светлана»?

15. Во время какого церковного праздника происходят события, описанные в балладе В.А. Жуковского?

А) Рождество Христово

+ Б) Крещение Господне

В) Воскресение Христово

Г) Благовещение Пресвятой Богородицы

16. Что противопоставляется в балладе «Светлана»?

+ А) Фантастическое и реальное

Б) Любовь и ненависть

17. Основы какого литературного направления заложил А.С. Пушкин?

18. Какое название среди литературных критиков получил роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

А) Энциклопедия русской души

Б) Сборник русского фольклора

+ В) Энциклопедия русской жизни

Г) Собрание устного народного творчества

19. Какая главная тема романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

+ А) Неразделённая любовь

Б) Социальное неравенство

В) Предательство и измена

Г) Забывание русских традиций

тест-20. Какое событие является кульминацией романа в стихах «Евгений Онегин»?

А) Знакомство Онегина с сёстрами Лариными

Б) Письмо Татьяны Онегину

+ В) Дуэль Ленского и Онегина

Г) Встреча замужней Татьяны и Онегина

21. К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Моцарт и Сольери»?

22. Какое чувство лежит в основе произведения «Моцарт и Сольери»?

23. В чём заключается особенность композиции произведения М.Б. Лермонтова «Героя нашего времени»?

+ А) Композиция состоит из нескольких поветей, события которых не соблюдены в хронологической последовательности.

Б) В композиции произведения нет кульминационного момента.

В) Экспозиция растянута на несколько глав.

Г) Композиция полностью не соответствует общепринятому строению.

24. Что стоит в центре сюжета произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

А) Долг перед своей родиной

Б) Неразделённая любовь

+ В) Противоречия человеческой души

Г) Красота русской природы

25. Из какого произведения литературы 18 века взято следующее выражение: «Счастливые часов не наблюдают»?

А) «Капитанская дочка»

26. Какую проблему Н.В. Гоголь поднимал в большинстве своих произведений?

А) Проблему неравных социальных слоёв

Б) Проблему отцов и детей

В) Проблему образования и воспитания дворянства

+ Г) Проблему «маленького человека»

27. Известно, что Н.В. Гоголь сжёг второй том одного из своих произведений. Какое это произведение?

А) «Вечера на хуторе близ Деканьки»

28. Какие произведения входят в «Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского?

+ А) «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Б) «Игрок», «Записки из подполья», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бедные люди».

В) «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Белые ночи», «Записки из мёртвого дома», «Униженные и оскорблённые».

Г) «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот», «Униженные и оскорблённые», «Игрок».

29. Какой характер носит трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»?

тест_30. Какое образование имел А.П. Чехов?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *