какое литературное направление господствовало в литературе вт пол 19 века

Тест по литературе 10 класс

1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
А) романтизм В) сентиментализм
Б) классицизм Г) реализм
2.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.
А) сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм
Б) модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм
В) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм
Г) реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм

3.Укажите основоположников «натуральной школы».
А) В. Г. Белинский, И. С. Тургенев В) М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев
Б) А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь Г) В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь
4.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить: //У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»
А) А. С. Пушкин В) Ф. И. Тютчев
Б) Н. А. Некрасов Г) А. А. Фет

5.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».
А) А. С. Пушкин В) Н. А. Некрасов
Б) А. А. Фет Г) М. Ю. Лермонтов

6.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?
А) И. С. Тургенев В) Л. Н. Толстой
Б) А. Н. Островский Г) Ф. М. Достоевский

7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А. Н. Островский «Гроза»)?
А) тип «маленького человека» В) самодур
Б) тип «лишнего человека» Г) романтический герой

8.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?
А) И. А. Гончаров В) М. Е. Салтыков-Щедрин
Б) Н. А. Некрасов Г) А. П. Чехов
9.Укажите, кому из писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
А) М. Е. Салтыков-Щедрин В) Л. Н. Толстой
Б) Ф. М. Достоевский Г) А. П. Чехов
10.Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?
А) А. Н. Островский В) М. Е. Салтыков-Щедрин
Б) Ф. М. Достоевский Г) Л. Н. Толстой
11. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?
А) Л. Н. Толстой В) И. А. Гончаров
Б) А. П. Чехов Г) Ф. М. Достоевский
12.Агафья Пшеницына – это героиня:
А) романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Б) романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
В) романа И. А. Гончарова «Обломов»
Г) романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
13.Назовите «счастливого» человека в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
А) Савелий В) Матрена Корчагина
Б) Григорий Добросклонов Г) Ермил Гирин

14.В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть следующие персонажи:
А) Ермил Гирин, Кулигин, Яким Нагой В) Ермил Гирин, Утятин, Яким Нагой
Б) Яким Нагой, Кудряш, Утятин Г) Феклуша, Утятин, Кулигин

15.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А. П. Чехова.
А) география В) словесность
Б) греческий язык Г) закон Божий
16.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».
А) Ф. М. Достоевскому В) И. А. Бунину
Б) Л. Н. Толстому Г) А. П. Чехову
17.Какой порок обличает А. П. Чехов в рассказе «Ионыч»?
А) душевную пустоту В) раболепие
Б) чинопочитание Г) лицемерие

18.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л. Н. Толстой «Война и мир»).
А) Преображенский В) Измайловский
Б) Павлоградский Г) Семеновский

19.Теория Раскольникова (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание») – это
А) строгое научное обоснование разделения людей на разряды
Б) разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования
В) разделение людей на разряды: материал и собственно людей
20.Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?
А) Лебезятников В) Лужин
Б) Соня Г) Свидригайлов
21.Почему А. П. Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад» комедией?
А) забавный сюжет В) фарсовые ситуации
Б )комичный финал Г) претензии персонажей противоречат их возможностям

1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
В) сентиментализм

2.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

В) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм

3.Укажите основоположников «натуральной школы».
В) М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев

4.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить: //У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»
А) А. С. Пушкин

5.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».
В) Н. А. Некрасов

6.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А. Н. Островский «Гроза»)?
В) самодур

8.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?
Г) А. П. Чехов

9.Укажите, кому из писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
А) М. Е. Салтыков-Щедрин

10.Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?

Г) Л. Н. Толстой
11. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?
А) Л. Н. Толстой

12.Агафья Пшеницына – это героиня:

Б) романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

13.Назовите «счастливого» человека в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Г) Ермил Гирин

14.В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть следующие персонажи:
А) Ермил Гирин, Кулигин, Яким Нагой

15.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А. П. Чехова.
Г) закон Божий

16.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».

17.Какой порок обличает А. П. Чехов в рассказе «Ионыч»?
А) душевную пустоту

18.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л. Н. Толстой «Война и мир»).

19.Теория Раскольникова (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание») – это

Б) разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования

20.Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?

21.Почему А. П. Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад» комедией?

Источник

какое литературное направление господствовало в литературе вт пол 19 века

Общие сведения

Литература 2 половины 19 века характеризуется появлением новых направлений в развитии художественной поэзии. Это знаменательный период, когда активно появляется интерес к изучению мировой истории и познанию мировоззрения, развиваются политические и общественные движения, научный прогресс.

В это время появляется интерес к актуальным проблемам человеческих ценностей. Также ключевое влияние оказывают и исторические события:

какое литературное направление господствовало в литературе вт пол 19 века

Литература попала в круговорот этих событий, она отобразила в себе текущий период и появление новой эстетической реальности.

Место романтизма занимает реализм, ставший отражением разнообразия человеческих взаимоотношений, воспроизведением действительного быта, объективным описанием достоверности. Тщательное изучение общественной жизни и конкретного человека, талантливо показанные в творчестве Пушкина, Гоголя, Бальзака и Стендаля, продолжили многие писатели мировой литературы: Тургенев, Абельдяев, Достоевский, Вельдман, Флобер, Гаршин, Толстой, Жуковский, Диккенс, Зубов, Мопассан.

Литература 2 половины XIX столетия сыграла важную роль в обществе, сформировала социальное мнение, воспроизвела политические идеи. Во всех рассказах на первом месте стояла общественная тематика. Социальность и публицистичность характеризуют рассказы той эпохи. В это время были остро поставлены вопросы в сочинениях «Что делать?» и «Кто виноват?».

В литературе можно четко проследить анализ общечеловеческих отношений. Действие во многих рассказах происходит в тот же период, когда они создаются и публикуются. На фоне социального строя того времени показана жизнь героев. В качестве мотива поведения главных персонажей выступает историческая атмосфера.

Основные стили

Вторая половина XIX столетия характеризуется появлением реализма в литературе. Это направление приходит вместо романтизма:

какое литературное направление господствовало в литературе вт пол 19 века

Литература того времени заслуживает отдельного внимания. Популярные поэты создают свой мир, в котором главные персонажи переживают собственные трагедии и решают общественные проблемы. Основной целью писателей является отображение событий столетия, которое было насыщено социально-экономическими и политическими изменениями.

В эту эпоху усиливаются взаимоотношения между авторами разных стран, появляется самобытность литературы каждой нации. Основным стилем является роман, а поэзия и драматургия отходят на вторые позиции.

Хоть постоянно проходили литературные споры, в основном творчестве большинства авторов все еще чувствуется приверженность к романтическому жанру. Это было некое объединение реализма и романтизма, перетекание одного жанра в другой. Но этот процесс только обогащал поэзию. В произведениях Стендаля, Бальзака, Тургенева и Мопассана можно проследить эту тенденцию.

Проявление реализма

Классический реализм возникает во Франции в 30-х гг. XIX столетия, а после начинает распространяться на остальные государства. Определение «реализм» употреблять начали позже, чем возникло направление. Теоретически создали этот жанр Бальзак в произведении «Человеческая комедия» и Стендаль в рассказе «Расин и Шекспир». Характерные черты реализма:

какое литературное направление господствовало в литературе вт пол 19 века

Стендаль в произведении «О любви» сначала пытается изучить чувство в качестве ученого, а после кратко описывает стадии его зарождения.

Ситуация в России

Литература 2 половины 19 века в России характеризуется общественными движениями западников и славянофилов. Первые утверждали, что развитие государства начало происходить благодаря реформам Петра Первого. Отношение к допетровской России у этих последователей было негативным, они утверждали, что в ту эпоху не были достойны уважения история и искусство. Славянофилы протестовали против европейской ориентации, они продвигали самостоятельное развитие Российского государства.

Очень распространенным течением у западников являлось радикальное, в основе которого лежали учения Фурье и Симона с выделением социализма. В этом течении наиболее радикальные его участники считали, что революция — это только один выход, благодаря которому можно что-то поменять в Российском государстве. Славянофилы утверждали, что по своему содержанию российская история не уступает европейской.

какое литературное направление господствовало в литературе вт пол 19 века

В 1861 г. зарождается течение почвенников, которое пытается преодолеть разносторонность мнений. Его основоположниками являлись Страхов, Григорьев, Достоевский. Они не принимали самодержавный строй и европейскую буржуазно-демократическую систему разделения общества.

Обвиняя Европу в низкой духовности, Достоевский утверждал, что «образованное общество» должно быть вместе с «народными слоями», это позволит обогатить друг друга знаниями. Негативное отношение к революции и капитализму, подчеркивание духовного начала — главные идеалы почвенников. Пушкин был для этого движения ведущим символом русского духа.

Проведя краткий обзор русской литературы 2 половины 19 века, можно выделить такое движение, как нигилизм. Почвенники считали его основной угрозой реальности. В обществе это направление было очень популярным. Его поклонники не принимали устоявшиеся культурные ценности и особенности поведения. Изменялись моральные нормы, главными считались собственные удовольствия и желания. Базаров в произведении «Отцы и дети» является наиболее выразительным представителем нигилизма.

Расцвет новых жанров

В 50-е гг. начинается расцвет поэзии. Список русских писателей второй половины 19 века дополняется такими авторами, как Бабиков, Гончаров, Фет. Они больше обращают внимание в своих очерках на особенность бытовой жизни и народное творчество. Толстой пытается осмыслить в рассказах историю России. Повествования авторов определяют старинные песни, сообщения о преданиях и легендах. Некрасов считается главным основателем нового движения.

Роман в виде литературного жанра начинает занимать основное место в русской литературе. В этот период публикуются:

какое литературное направление господствовало в литературе вт пол 19 века

Получает развитие национальная и самобытная поэзия. В произведениях основное внимание уделено фольклору, крестьянскому и мещанскому быту, языку. Зачастую рассказы посвящены общественным и нравственным проблемам, в которых романтизм объединяется с реализмом. Островский, Брюсов, Толстой относятся к писателям, использовавшим этот прием.

Также в это время появляется огромная плеяда поэтов, которую сплотил критик Белинский. Они называли себя представителями натурализма и были довольно популярны. Их основные персонажи — представители непривилегированного сословия населения. Это дворники, ремесленники, холопы, нищие.

Поэты пытались отобразить их быт и нравы, помочь им высказаться, отразив с их помощью Россию под определенным углом. Огромную популярность получил стиль физиологического очерка. Здесь с научной строгостью были описаны различные слои общества. Основные представители «натуралистов» — Григорович, Некрасов, Успенский, Решетников, Тургенев.

Огромное влияние литература 19 столетия оказала на все сферы культуры. В борьбе за идеалы также использовались музыка и театр. Настроение общества находит отражение и в живописи, которая внедряет в сознание людей идею о равноправии и благах для общества.

При изучении этого периода в школе дети составляют таблицы, в которых перечисляют литературных деятелей и их произведения, пишут конспекты, сочинения и рефераты. Благодаря такой работе им удается глубже понять русскую литературу и ее связь с историей.

Источник

Итоговый тест по литературе 10 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Итоговый тест за курс 10 класс Вариант – 1

1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

2.Укажите основоположников «натуральной школы».

А)В.Г.Белинский, И.С.Тургенев В)М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь Г)В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь

3.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

4.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

А)Анна Петровна В)Катерина Львовна

Б)Марфа Игнатьевна Г)Анастасия Семеновна

5.Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях:

«Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,//Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет.»

6.Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А)Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей В)И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

Б)А.Н.Островский, «Гроза»,Катерина Кабанова Г)Н.С.Лесков, «Очарованный странник». Флягин

7.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

А)А.Н.Островский «Лес» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Б)И.С.Тургенев «Отцы и дети» Г)И.А.Гончаров «Обломов»

8.Катерина Измайлова – это героиня:

А)очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Б)пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

В)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Г)романа И.А.Гончарова «Обломов»

9.Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?

10.Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?

11.Какому герою «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?

А)князю Андрею В)Наполеону

Б)императору Александру 1 Г)М.И.Кутузову

12.Какого героя романа «Преступление и наказание» Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд»?

А)Порфирия Петровича В)Раскольникова

13.Укажите, кто из героев романа Толстого «Война и мир» проходит путь исканий.

А)Платон Каратаев В)Пьер Безухов

Б)Федор Долохов Г)Анатоль Курагин

14.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

15.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?

16.Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

17. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?

18.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».

19.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».

20. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

21.Как был наказан Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным?

А)выслан из Петербурга В)не был наказан, так как дал взятку

Б)разжалован в рядовые Г) не был наказан, так как имел поддержку среди власть имущих

22.Теория Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – это

А)строгое научное обоснование разделения людей на разряды

Б)разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования

В)разделение людей на разряды: материал и собственно людей

23.Иван Флягин (Н.С.Лесков «Очарованный странник») в своей жизни не был

А)нянькой грудного ребенка В)солдатом

24.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета:

А) «Гроза», «Очарованный странник»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Человек в футляре»

Г) «Гроза», «Человек в футляре»

Итоговый тест за курс 10 класс Вариант – 2

1.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление.

А)А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

В)И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

Г)Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?

3.Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?

А)А.Н.Островский «Гроза» В)Л.Н.Толстой «Живой труп»

Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет…»

4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»

5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)гордость и самолюбие В)естественность и нравственность

Б)благородство и доброта Г)щедрость и мужество

6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Ф.М.Достоевский

Б)А.И.Герцен Г) Н.А.Некрасов

7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека» В)самодур

Б)тип «лишнего человека» Г)романтический герой

8.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?

А) И.А.Гончаров В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) Н.А.Некрасов Г)А.П.Чехов

9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.

А)участник происходящих событий

Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?

12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».

13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?

А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина

Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя

В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова

Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого

14.Агафья Пшеницына – это героиня:

А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Г

В)романа И.А.Гончарова «Обломов»

Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

15.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»

16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А)Соня Мармеладова В)Р.Раскольников

Б)Петр Лужин Г)Лебезятников

17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»

18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А)Савелий В)Матрена Корчагина

Б)Григорий Добросклонов Г)Ермил Гирин

19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.

Б)греческий язык Г)закон Божий

20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это

А)Пьер Безухов В)Андрей Болконский

Б)Платон Каратаев Г)Василий Денисов

21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?

А)забыл закрыть дверь квартиры В)оставил шляпу на месте преступления

Б)забыл взять орудие преступления Г)испачкался в крови

22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:

А)роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации

Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица

В)роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны

23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда

А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием

Б)он отказывается от веры и перестает молиться

В)по его вине погибает человек

24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж

Итоговый тест за курс 10 класс Вариант – 3

1.Укажите, с чем связаны изменения в характере Д.И.Старцева (А.П.Чехов «Ионыч»).

А)влияние его невесты В)влияние среды

Б)воздействие родителей Г)профессия врача

2.Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

3.Укажите произведение А.П.Чехова, которое является лирической комедией.

А) «Человек в футляре» В) «Медведь»

Б) «Чайка» Г) «Дама с собачкой»

4.Укажите, кому из писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Л.Н.Толстой

Б) Ф.М.Достоевский Г) А.П.Чехов

5.Укажите, где происходит основное действие романа И.А.Гончарова «Обломов».

А)Петербург В)город NN

Б)Москва Г)тульское имение Обломова

6.Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?

7.Какому персонажу чеховского рассказа принадлежит следующая реплика «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий»

А)Беликов («Человек в футляре») В)Очумелов («Хамелеон»)

Б)Туркин («Ионыч») Г)Ипполит Ипполитыч («Учитель словесности»)

8.Назовите имя писателя, который был артиллерийским офицером и принимал участие в обороне Севастополя в 1854 году.

9.Укажите второе название гоголевского направления в литературе.

А)чистое искусство В)декадентство

Б)натуральная школа Г)социалистический реализм

10.Укажите, какая из перечисленных композиционных частей не является обязательной.

11.Как в Художественном театре назвали характерное для чеховских пьес развитие действия?

А) «бурный поток» В) «подводное течение»

Б) «поток сознания» Г) «невидимая жизнь»

12.Какая тема является преобладающей в творчестве Н.А.Некрасова?

А)тема города В)любовь

13.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».

14.Какой порок обличает А.П.Чехов в рассказе «Ионыч»?

А)душевную пустоту В)раболепие

15.Назовите автора и произведение, в котором не встречается образ странника.

А)Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» В)Н.С.Лесков «Очарованный странник»

Б)А.Н.Островский «Гроза» Г)И.А.Гончаров «Обломов»

16.В каком из перечисленных произведений действие протекает на фоне панорамы Волги?

А) «Вишневый сад» В) «Мертвые души»

Б) «Гроза» Г) «Крыжовник»

17. Укажите, кому посвящены следующие строки из стихотворения Н.А.Некрасова: «Наивная и страстная душа,//В ком помыслы прекрасные кипели,//Упорствуя, волнуясь и спеша,//Ты честно шел к одной, высокой цели…»

18.Укажите, к какому литературному направлению можно отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

19.Укажите, каков социальный статус Марфы Игнатьевны Кабановой (А.Н.Островский «Гроза»)

20.Какой литературный прием использован автором в данном отрывке: «Нева вздувалась и ревела//Котлом клокоча и клубясь…»

21.Сон Обломова (И.А.Гончаров «Обломов») – это

А)история рода Обломовых

Б)реалистическое изображение российской деревни времен крепостничества

В)поэтическая картина русской жизни, где смешались явь и сказка

22.Утверждение, содержащее фактическую ошибку (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)фрейлину А.П.Шерер Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской

Б)геройский поступок князя Андрея определил исход Аустерлицкого сражения

В)Данило Купор – это танец, который танцуют на именинах у Ростовых

23.Для Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») характерно следующее из названных качеств

24.Назовите произведения, в которых есть герои, образы которых восходят к образам былинных богатырей

А) «Очарованный странник», «О любви»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»

Итоговый тест за курс 10 класс Вариант – 4

1.Почему А.П.Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад» комедией?

А)забавный сюжет В)фарсовые ситуации

Б)комичный финал Г)претензии персонажей противоречат их возможностям

2.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»

3.Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.

4.Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

А) А.А.Фет В)Н.А.Некрасов

Б) Ф.И.Тютчев Г) А.К.Толстой

5.Укажите, какое из названных произведений не входит в цикл «Записки охотника» И.С.Тургенева.

А) «Малиновая вода» В) «Певцы»

6.Укажите, кому был посвящен роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

7.Кто из русских писателей отбывал каторгу в Омском остроге?

8.Назовите писателя, который совершил кругосветное путешествие на борту фрегата «Паллада»

9.Укажите имя писателя, который совершил поездку на остров Сахалин.

А) Л.Н.Толстой В) А.П.Чехов

Б) И.А.Гончаров Г) М.Е.Салтыков-Щедрин

10.Назовите имя писателя, который не является уроженцем Москвы.

11.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

А)сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм

Б)модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм

В)классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм

Г)реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм

12.Излюбленным жанром поэзии Н.А.Некрасова является:

13.Назовите поэта, в творчестве которого не встречается стихотворение «Пророк»

14.Что подразумевает Л.Н.Толстой под понятием «народ»?

А)всех трудящихся, создающих материальные ценности

Б)крепостных крестьян, работающих на земле

В)совокупность представителей всех социальных групп и сословий, проявляющих духовность, патриотизм

15.Кому из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир! Принадлежат слова «Надо жить, надо любить, надо верить»?

А)Андрею Болконскому В)Пьеру Безухову

Б)Николаю Ростову Г)Платону Каратаеву

16.Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?

17.Укажите, чем определяется деятельность Лопахина в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».

А)желание разорить Раневскую и присвоить себе ее состояние

Б)стремлением отомстить впавшим в нищету хозяевам

В)попыткой помочь Раневской поправить свое материальное положение

Г)мечтой уничтожить вишневый сад, напоминающий ему о тяжелом детстве

18.Укажите произведение, в сюжете которого отсутствует эпизод дуэли.

А)А.С.Пушкин «Выстрел» В)А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир» Г)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

19.Определите автора и произведение по заключительным словам: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»

А)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир» Г)И.С.Тургенев «Отцы и дети»

20.Какой художественный прием использует А.А.Фет в следующем отрывке: «Это утро, радость эта,//Эта мощь и дня и света,//Этот синий свод,//Этот крик и вереницы,//Эти стаи, эти птицы,//Этот говор вод…»

21.Базаров (И.С.Тургенев «Отцы и дети) говорит Аркадию о своем отце: «Такой же чудак, как твой, только в другом роде». Отцы схожи тем, что они

А)близки по возрасту и социальному положению

Б)любят природу, музыку и поэзию

В)любят своих сыновей и стремятся не отставать от века

22.В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть следующие персонажи:

А)Ермил Гирин, Кулигин, Яким Нагой В)Ермил Гирин, Утятин, Яким Нагой

Б)Яким Нагой, Кудряш, Утятин Г)Феклуша, Утятин, Кулигин

23.В концепции Лескова не рассматривается следующая из сторон понятия «праведник».

А)умение довольствоваться малым, но никогда не поступать против совести

Б)религиозная отрешенность от земных страстей, служение Богу

В)способность обыкновенного человека к самопожертвовании.

24.Не поднимается в рассказе «Крыжовник» А.П.Чехова следующая проблема

А)взаимоотношений человека и природы

В)личной ответственности за происходящее в мире

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *