какое листорасположение у малины

Биология малины

Вы здесь

какое листорасположение у малины

Малина представляет собой полукустарник. Надземная часть представлена однолетними и двухлетними побегами, а подземная часть — многолетнее корневище. Побеги живут два года. Однолетние зеленые побеги начинают свой рост в начале мая и растут до конца августа. К этому времени они одревесневают и закладывают плодовые почки.

Рано весной, в конце марта — начале апреля, почки на двухлетних побегах начинают набухать и из них вырастают плодовые веточки, на которых и происходит образование ягод. После сбора урожая эти побеги засыхают и к концу августа полностью отмирают. На смену им, в течение лета, снова вырастают побеги, которые будут плодоносить на следующий год. Таким образом, происходит как бы ежегодное самоомоложение надземной части куста малины.

Однолетние побеги малины бывают двух типов: побеги замещения и отпрыски. Побег замещения вырастает из спящих почек, находящихся в земле у основания двухлетнего побега на корневище. Он является как бы заменой отплодоносившего и отмершего двухлетнего побега малины. По следу, оставляемому на корневище побегами замещения, можно судить о возрасте куста малины. Отпрыски появляются на корнях. Они вначале связаны с материнским кустом, в дальнейшем становятся самостоятельными растениями, развивая корневище и свою корневую систему.

По характеру плодоношения все сорта малины разбиваются на две группы: ремонтантные и неремонтантные. Неремонтантные или летние сорта плодоносят только один раз в год на двухлетних побегах, а однолетние побеги в первый год образуют только листья.

У некоторых сортов малины плоды образуются в конце лета или осенью из верхних почек однолетнего прироста (сорта ремонтантные). Таким образом, ремонтантные сорта плодоносят два раза: первый раз летом (урожай дают двухлетние побеги) и второй раз — осенью (плоды образуются на концах однолетних побегов). После плодоношения концы этих побегов отмирают. На следующий год молодые побеги плодоносят как обычно.

Подземная часть куста малины — многолетнее корневище (подземный стебель) и корни, которые состоят из вертикальных и горизонтальных (придаточных). Многолетняя часть куста состоит как бы из отдельных «разновозрастных частей» — самостоятельных растений, хотя на первый взгляд это одно целое растение. Если одна из частей отмирает, остальные не страдают от этого.

Исследованиями Е. А. (Кондратьевой-Мельвиль в 1959 году установлено, что у малины возобновление новых растений корневыми отпрысками происходит чрезвычайно легко. Почки образуются преимущественно на корнях, расположенных в верхнем слое почвы как на тонких, почти нитевидных, так и на сравнительно толстых, диаметр которых превышает сантиметр. На однолетних корнях их закладывается меньше, чем на двухлетних. Особенно много почек возникает на корнях четырех-шестилетнего возраста, а также на более старых. Почки обычно располагаются рядом с боковым корнем или в углублении на месте отпавшего бокового корня.

Растущая почка стимулирует заложение и развитие придаточных корней рядом с нею.

По данным некоторых исследований, на корнях одного растения малины насчитывается в среднем 50—100 почек, простирающихся по радиусу в 0,5 метра от материнского куста. Однако на один старый побег приходится всего три новых побега. Из огромного количества почек на корнях малины сравнительно немногие развиваются в надземные побеги. Количество почек сильно варьирует в разные периоды вегетации. Так, в начале вегетации надземных побегов (в условиях Северного Кавказа — конец марта) на корнях имеется много спящих почек и их зачатков. Рост надземных побегов тормозит развитие почек на корнях. Во время образования полновозрастных листьев и бутонов почки на корнях не развиваются, а в период цветения и начала плодоношения наблюдается массовое отмирание их. Живыми остаются лишь одиночные почки, преимущественно на более тонких, удаленных от куста корнях. Большое значение для выживания почки имеет степень развития ее собственных придаточных корней.

В августе, после отмирания отплодоносивших двухлетних побегов, опять закладывается большое количество почек, из которых в дальнейшем вырастают однолетние надземные побеги.

Заложение почек на корнях малины приурочено к определенным периодам жизни растения, и их дальнейшее развитие происходит в значительной мере на основе корреляционной зависимости между органами. Задержку роста придаточных почек весною и массовое отмирание их при переходе куста к цветению Е. А. Кондратьева-Мельвиль объясняет не только оттоком питательных веществ из корня в надземные побеги, но и перераспределением ростовых веществ, которые в первый период роста и цветения концентрируются большей частью в надземных побегах, а затем направляются в корни.

Основная масса корней малины находится в слое почвы до 40 сантиметров. Вертикальные корни проникают вглубь на 1—1,5 метра. Боковые быстро распространяются в стороны. Малина может давать отпрыски на расстоянии до трех метров от основания куста. Наибольшее количество отпрысков бывает на третий — четвертый год. В зависимости от сорта один куст малины может дать за лето от 3 до 80 отпрысков.

Листья у малины непарноперистые, состоящие из пяти или реже из трех листочков у однолетних побегов, и обычно, из трех листочков у двухлетних плодоносящих побегов. У большинства сортов на одном и том же побеге можно встретить листья с тремя и пятью листочками. Последние могут преобладать на побеге, или же тех и других бывает равное количество. Есть сорта, у которых листья почти исключительно с тремя листочками (Волжанка). Пластинка листа может иметь различную степень скрученности и морщинистости (гофрированности), что служит одним из сортовых признаков.

Из сильноразвитых почек, расположенных в средней части побега, при установлении устойчивой теплой погоды (середина мая) образуются боковые ветки, заканчивающиеся соцветиями. На вершине соцветия образуется первый цветок, в силу чего оно не имеет дальнейшего поступательного роста. Вторые и третьи цветки вырастают из пазух листьев, расположенных на общем цветоносе. Соцветия у малины верхушечные и пазушные, малоцветковые, кистевидные. Они могут быть компактными или раскидистыми.

Цветки у малины белые с двойным околоцветником — зеленой чашечкой, состоящей из пяти чашелистиков и белым пятилепестковым венчиком. Около венчика с внутренней стороны кругами расположены тычинки, а в центре цветка находится большое количество пестиков. Цветки малины не только обоеполые, но и самоопыляющиеся, за исключением некоторых сортов. Цветки в соцветии распускаются неодновременно: сначала верхний, затем средние и нижние.

Малина хотя и является растением самоплодным, но большинство сортов дает более высокие урожаи и более выполненные ягоды при перекрестном опылении. По данным Млеевской опытной станции (Г. Ф. Кобзарь), процент завязывания при самоопылении малины был таким: Мальборо-94, Английская-84,3, Кутберт-81, Золотая-70,9.

Известный знаток ягодных культур Дж. Шумейкер отмечает, что перекрестное опыление настолько улучшает как урожайность, так и в некоторой степени качество плодов, что в период цветения имеет прямой смысл размещать пасеку на посадках малины. (Малина относится к числу хороших медоносов).

По данным Р. Л. Бологовской, хорошим опылителем для сорта Новость Кузьмина является Кримзон Маммут, для Мальборо — Виктория и Кримзон Маммут.

Созревание ягод у малины начинается через месяц после цветения: в степной части Северного Кавказа — это конец июня — начало июля, в предгорной и горной части — конец июля — начало августа. Так же, как и цветение, созревание ягод растянутое. Сбор длится 25—30 дней.

Плод малины — сборная костянка, состоит из множества мелких костянок. Каждая из многочисленных завязей цветка малины развивается в отдельный плодик-костянку, состоящую из семян, кожуры и мякоти.

Костянки между собой более или менее прочно скрепляются и образуют сложный плод. Плоды различают по цвету (желтые, красные и черные), по форме (полушаровидные, конические, округлые и продолговатые) и по вкусу. В основном вкус зависит от сорта и условий погоды. Вес ягоды по сортам колеблется от 1,5—2 до 5,5 грамма.

Цветоложе, на котором держится плод, может быть коническим или округлым, а также крупным, средним или мелким в зависимости от формы или величины плода.

Прочность скрепления плода с цветоложем является очень важным показателем, так как от этого зависит та или иная способность сорта удерживать плоды. В практике плоды малины называют ягодами.

Малина вступает в пору плодоношения на второй — третий год, наибольший урожай дает в 6—7-летнем возрасте. К 12-летнему возрасту урожайность малины резко снижается. Эксплуатационный срок малинника считается 12—16 лет. Однако при правильном выборе места и почвы под малинник и при высоком агротехническом уходе срок жизни его можно продлить. Так, И. К. Смолянинова (1946) приводит такой интересный факт, что в США отмечены случаи, когда насаждения малины давали хорошие урожаи в течение 25—35 лет, причем признаков понижения урожайности не наблюдалось.

В штате Вашингтон было проведено специальное обследование малинных насаждений в 69 лучших хозяйствах. Оказалось, что продолжительность культуры малины на одном и том же месте не влияла на урожай, а зависела от почвы, ухода, удобрений и т. д. Возраст насаждений колебался от 8 до 75 лет.

Источник

ГДЗ биология 6 класс Пасечник Линейный курс Дрофа 2020 Задание: § 12 Внешнее строение листа

Стр. 62. Вопросы в начале параграфа

№ 1. Какие вегетативные органы различают у цветкового растения?

У цветковых растений различают такие вегетативные органы: корень, стебель, листья.

№ 2. На каком органе цветкового растения расположены листья?

У цветкового растения листья располагаются на стебле.

3. Одинаковы ли размеры и форма листьев у разных растений?

Нет, размеры и форма листьев у разных растений совершенно разные. Все эти параметры зависят, в первую очередь, от того, где растет растение, насколько близко оно находится к воде, насколько близко его листья располагаются к корню и т.д.

Стр. 65. Лабораторная работа. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

Рассматриваем листья комнатных растений и образцов из гербария. Отбираем простые листья. Их выбираем по признаку – состоят только из одной пластины. К комнатным растениям с простыми листьями относятся: герань, фикус, каланхоэ, хлорофитум, орхидея, гиацинт.

Отбираем сложные листья. Их можно определить по тому, что состоят они из нескольких листовых пластинок, которые соединены с общим черенком небольшими черешками. К растениям со сложными листьями относятся: акация, конский каштан, рябина, ясень, клевер, фасоль. У большинства отобранных мной листьев (акация, ясень, фасоль, каштан) жилкование сетчатое. Но, например, у хлорофитума оно параллельное.

У герани, фикуса, каланхоэ хлорофитума очередное листорасположение. У рябины, клевера, акации и фасоли – супротивное. У орхидеи листорасположение мутовчатое.

Заполняем таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений»

Название растенияЛистья простые или сложныеЖилкованиеЛисторасположение
ФикусПростыеСетчатоеОчередное
ОрхидеяПростыеДуговоеМутовчатое
ГераньПростыеСетчатоеОчередное
КаланхоэПростыеСетчатоеОчередное
ХлорофитумПростыеПараллельноеОчередное
Конский каштанСложныеСетчатоеСупротивное
ФасольСложныеСетчатоеСупротивное
ЯсеньСложныеСетчатоеСупротивное
АкацияСложныеСетчатоеСупротивное

Стр. 66. Вопросы после параграфа

№ 1. Каково внешнее строение листа?

Лист у некоторых растений состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка, который соединяет листовую пластинку со стеблем. Такие черешковые листья есть у вишни, березы, яблони или клена.

У льна, цикория или пшеницы у листьев нет черешка, поэтому крепятся они к стеблю при помощи основания листовой пластины.

Также у некоторых листьев прямо у основания развиваются прилистники – небольшие выросты.

№ 2. Какие листья называют сложными, а какие – простыми?

Сложными называют листья, которые состоят из нескольких листовых пластинок, соединенных небольшими черешками с общим черешком. Например, уу рябины или ясеня. Простые листья – это листья, которые состоят только из одной листовой пластинки. Например, у клена, березы или черемухи.

№ 3. Как однодольные растения отличаются от двудольных по жилкованию листьев?

На листьях однодольных растений, например, у лука, ржи или пшеницы, жилки располагаются параллельно друг другу. Такое жилкование называется параллельным. Также для однодольных растений с более широкими листьями, например, ландышу, характерно дуговое жилкование.

Для двудольных растений типично сетчатое жилкование листьев, при котором жилки ветвятся многократно, образуя тем самым сплошную сеть. Однако есть и исключения. Например, листья вороньего глаза имеют сетчатое жилкование, но само растение является однодольным. А вот листья подорожника имеют дуговое жилкование, но сам он относится к двудольным растениям.

№ 4. Какую функцию выполняют жилки листа?

Жилки листа или проводящие пучки пронизывают листовые пластинки растения, тем самым не только придают прочность листьям, но и проводят по ним питательные вещества.

Стр. 66. Подумайте

Можно ли только по жилкованию листьев определить, какое это растение – однодольное или двудольное?

Нет, только по жилкованию нельзя определить, какое растение – однодольное или двудольное. Потому что и среди первой группы, и среди второй группы есть растения-исключения. Например, подорожник – это растение двудольное, но жилкование листьев у него дуговое. А вороний глаз – растение однодольное, но жилкование листьев у него сетчатое.

Стр. 66. Задание

Составьте гербарий листьев с различной формой листовых пластинок и разным жилкованием.

Для гербария можно собрать листья фасоли (сложные листья с сетчатым жилкованием), герани (листья простые с сетчатым жилкованием), хлорофитума (листья простые с параллельным жилкованием), конского каштана (листья сложные с сетчатым жилкованием), рябины (листья сложные с сетчатым жилкованием), аспидистры (листья простые с дуговым жилкованием).

Источник

Малина жилкование и листорасположение

Листорасположение (расположение листьев на стебле)

Листья ржи, березы, подсолнечника, шиповника растут по одному в узле и располагаются на стебле поочередно по спирали. Такое расположение листьев называют очередным (1).

У сирени, жасмина, клена, крапивы листья растут по два в узле – один лист против другого. Такое расположение листьев называют супротивным (2).

У некоторых растений листья развиваются по три и более в узлах, как, например, у элодеи или вороньего глаза. Это расположение листьев называют мутовчатым (3).

какое листорасположение у малины

ЛИСТ

Лист – часть побега, занимающая на нем боковое положение.

Внешне листья разных растений сильно различаются, но между ними и много общего. Листья

большинства растений имеют зеленую окраску и состоят из листовой пластинки и черешка, которым они соединены со стеблем.

какое листорасположение у малины

Если внимательно рассмотреть листовую пластинку, то мы увидим на ней четко выраженные жилки. В них находятся проводящие сосуды, по которым из корня поднимается вода с минеральными веществами, а от листа к другим органам движутся растворы органических веществ. Расположение жилок на листе называется жилкование.

В листьях некоторых растений жилки расположены параллельно одна другой.

Такое жилкование листьев называется паралеллельным. Оно характерно для многих однодольных растений (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, лук).

Листья ландыша имеют дуговоежилкование, что также характерно для однодольных растений.

У листьев двудольных растений жилки многократно ветвятся и образуют сплошную сеть. Это

сетчатоежилкование.

Но бывают исключения. Например, у однодольного растения вороний глаз листья имеют сетчатое

жилкование, а у двудольного растения подорожник жилкование листьев – дуговое.

какое листорасположение у малины

Жилкование листьев: 1 – сетчатое, 2 параллельное, 3 – дуговое.

Если на черешке одна листовая пластинка, лист называют простым. Простые листья развиваются у

березы, клена, тополя, дуба.

Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черенком небольшими

черешками, называют сложным.У таких листьев каждая пластинка опадает независимо от других. Сложные листья развиваются у ясеня, рябины, малины, земляники, акации.

какое листорасположение у малины

1, 2, 3 – простые листья, 4, 5, 6, 7 – сложные листья.

Лист состоит из клеток, клеток неодинаковых и выполняющих при этом разные функции. Покровная ткань покрывает лист снаружи.

Клетки кожицы живые, по размерам и форме они разные. Одни из них более крупные, бесцветные, прозрачные и плотно прилегают друг к другу, что повышает защитные свойства кожицы. Прозрачность клеток позволяет проникать солнечному свету внутрь листа, где с его помощью протекает фотосинтез. На рисунке под цифрой 4.

какое листорасположение у малины

Другие клетки кожицы листа – устьичные (1): они состоят из двух замыкающих клеток и, в отличие от других клеток покровной ткани, имеют зеленый цвет, т.к. содержат хлоропласты (3). Щель между замыкающими клетками называется устьичной (2).

Функция устьиц: транспирация –испарение воды листьями, а также для поглощения кислорода для дыхания и углекислого газа для фотосинтеза (газообмен).Устьиц на нижнейстороне листа больше.

Под кожицей находится мякоть листа, или основная ткань. Каждая клетка этой ткани имеет тонкую оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты, вакуоль. Наличие хлоропластов придает зеленый цвет ткани и всему листу. Клетки, которые прилегают к верхней кожице листа, вытянуты и расположены вертикально. За внешнее сходство каждой отдельной клетки со столбиком ткань называют столбчатой.

Основная ткань, залегающая под столбчатой (ближе к нижней кожице), получила название губчатой,так как ее клетки расположены рыхло и между ними образуются крупные межклетники, заполненные воздухом. В межклетниках основной ткани накапливаются пары воды, поступающие сюда из клеток.

Основная ткань листа пронизана жилками. Жилкиэто проводящие пучки. Образованы жилки механической и проводящей тканями. По ситовидным трубкам жилок ко всем органам передвигается раствор сахара, образованный в процессе фотосинтеза.

Кроме ситовидных трубок в состав жилок входят и сосуды, по которым движется вода с минеральными веществами от корня к клеткам листьев.

Проводящие пучки, кроме того, выполняют и опорную функцию – они придают листу прочность. В состав многочисленных жилок входят волокна. Это длинные клетки с заостренными концами и утолщенными одревесневшими оболочками.

какое листорасположение у малины

На рисунке изображен продольный разрез листа: верхняя и нижняя части листа кожица –

покровная ткань, под кожицей – основная ткань (клетки с хлоропластами), в центе сосудисто-волокнистый пучок. Он состоит из ситовидных трубок и сосудов – проводящей ткани и волокон механической ткани.

ЦВЕТОК

Цветки – это генеративные органы, т.е. участвующие в половом размножении растений. Только в результате цветения образуются плоды и семена.

Самая заметная часть цветка – венчик.У некоторых растений, например, у вишни, яблони венчик состоит из отдельных лепестков,у других они срастаются между собой – образуется длинная, как у душистого табака, или короткая, как у незабудки, трубочка с зубцами или лопастями на верхушке.

Обычно венчик окружен чашечкой, состоящей из чашелистиков.Подобно венчику, чашелистики могут срастаться, могут оставаться несросшимися. Если яркоокрашенный венчик служит для привлечения насекомых, то роль чашечки – защита частей цветка, особенно в бутонах.

В центре цветка расположены его главные части – тычинкии пестик.Тычинка состоит из пыльника на тычиночной нити.Внутри пыльника развивается пыльца. Число тычинок в цветках различно: у пшеницы три тысячи, у вишни до тридцати, а у шиповника бывает и сто.

В самом центре цветка находится один или, реже, несколько пестиков. Пестик состоит из трех частей: нижней расширенной – завязи,средней узкой– столбикаи верхней части– рыльца. Наиболее важная часть пестика – завязь, где образуются семязачатки.Из них после опыления и оплодотворения образуются семена, а из завязи плод.

какое листорасположение у малины

1 – пестик, 2 – тычинка, 3 – лепесток, 4 – чашелистик, 5 – чашечка, 6 – цветоножка.

Части цветка, расположенные вокруг тычинок и пестика, называют околоцветником. Околоцветник может состоять из чашечки и венчика, как, например, у яблони, вишни, мака. В таком случае околоцветник называют двойным.У тюльпана, лилии, ириса околоцветник не подразделяется на чашечку и венчик, а все листочки однородны. Такой околоцветник называют простым.

Все названные части цветка – околоцветник, тычинки и пестик – располагаются на цветоложе –осевой части цветка.

Большинство цветков развиваются на цветоножках,которые являются частью стебля. Но есть растения, у которых цветки не имеют цветоножек и их называют сидячими(например, у подорожника).

Если цветки имеют и тычинки и пестики, то их называют обоеполыми.Большинство растений имеют обоеполые цветки.

Но у некоторых растений, например, у березы, ольхи, кукурузы, огурца, одни цветки имеют только пестики, а другие – только тычинки. Это однополые цветки. Если цветок имеет только тычинки, его называют мужскимили тычиночным,а если только пестики – его называют женскимили пестичным.

Однополые цветки, тычиночные и пестичные, могут располагаться на одном растении, например, береза, ольха, кукуруза, огурец. Такие растения называют однодомными.А у тополя, конопли, ивы на одних растениях находятся тычиночные цветки, а на других пестичные. Такие растения называют двудомными.

Мелкие цветки обычно собраны в соцветия, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей. В этом биологическое значение соцветий.

Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

Соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без (сидячие).

У сложного соцветия кроме главной оси есть боковые, цветки располагаются только на боковых осях.

какое листорасположение у малины

Типы соцветий: а – кисть, б – колос, в – початок, г – зонтик,
д – корзинка, е – головка, ж – щиток, з – метелка,
и – сложный щиток, к – извилина, л – завиток

ПЛОДЫ

Плод – это орган растения, развившийся из завязи цветка после оплодотворения.

Из чего же состоит плод? Плод состоит из семян и околоплодника. Семяобразуется из семязачатка, следовательно, сколько в завязи семязачатков, столько семян образуется после оплодотворения. Околоплодник –это наружная часть плода. Она образуется из стенок завязи. Но нередко в формировании околоплодника участвуют и другие части цветка: цветоложе, околоцветник, тычинки, например, у шиповника околоплодник образован из цветоложа.

Для чего у плода образуется околоплодник? Околоплодник защищает семена от высыхания, механических повреждений, неблагоприятных воздействий окружающей среды. Околоплодники также играют большую роль в распространении семян, так как у некоторых растений имеют шипы, колючки, вырабатывают клейкое вещество, съедобные плоды привлекают животных.

Плоды очень разнообразны, поэтому их делят на различные группы. Во-первых, по количеству семян на односемянные (пшеница, подсолнечник) и многосемянные(тыква, горох, помидор).

Различают плоды и по строению околоплодника. Если околоплодник сочный, то и плоды называются сочными,если сухой, то и плод – сухой.К сочным относят плоды огурца, крыжовника, вишни; к сухим – плоды кукурузы, подсолнечника, гороха, мака.

СЕМЯ

Дата добавления: 2015-08-14 ; просмотров: 10596 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Какое жилкование у малины. Листорасположение.
Помогите. Заранее Спасибо.

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

какое листорасположение у малины

Жилкование листа — сетчато-нервное
Листорасположение — сложное (перистосложные)

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

«Внешнее строение листа». 6-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

Методы:

— объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: печатным и гербарные экземпляры);

— проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).

Приемы:

— словесные методы (беседа, объяснение);

— практический метод (самостоятельная работа, лабораторная работа);

— наглядный метод ( демонстрация презентаций).

Средства обучения: учебник по биологии для 6 класса под ред. В.В. Пасечник, учебные таблицы “Простые и сложные листья”, гербарии простых и сложных листьев с различными листовыми пластинками, типами жилкования и листорасположения, комнатные растения, презентация “Внешнее строение листа”

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.

Тип урока: комбинированный, лабораторная работа «Внешнее строение листа»

Ход урока

I. Организационный момент (Приветствие, настрой на урок)

II. Актуализация знаний.

В начале урока мы вспомним о том, что изучали на предыдущих уроках.

Давайте разгадаем небольшой кроссворд по понятиям:

какое листорасположение у малины

— Вспомним, что представляют собой побег и почка. Для этого выполним работу по вариантам.

А) I вариант учащихся получает карточки (с последующей проверкой).

1. Допишите фразу:

Б) II вариант получает тест по теме “Побег” (с последующей проверкой на мультимедийном проекторе).

2. Тест (использование мультимедийного проектора): /СЛАЙД 3-5/

1. Побег развивается из.

2. Места прикрепления листьев к побегу называют.

3. После опадания листа на его месте на побеге остается.

4. Почки, из которых образуются побеги с листьями, называют.

а) не имеют почечных чешуй;

б) имеют почечные чешуи.

6. Из почки на побеге появляются.

7. Промежутки между листьями на побеге называются.

Учащиеся выставляют друг другу оценки.

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя:

Ребята, внимательно послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева. О чём в нем говорится?

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим. [3].

Скажите, о чём это стихотворение? (О листьях) Правильно. Молодцы!

Тема нашего урока сегодня – “Лист. Внешнее строение листа”. /СЛАЙД 2/

Сегодня на уроке, мы:

— познакомимся с внешним строением листа;

— научимся отличать простые листья от сложных;

— какие функции выполняет лист;

— рассмотрим типы жилкования.

Давайте еще раз вспомним, какие вегетативные органы различают у цветкового растения. Примерный ответ: Корень, стебель, лист, цветок (Рисунок 1).

какое листорасположение у малины

А на каком органе цветкового растения расположены листья?

Примерный ответ: На стебле.

Одинаковы ли размеры и форма листьев у разных растений?

Примерный ответ: Нет, они все разные (Рисунок 2).

какое листорасположение у малины

Сообщение учащихся “Кое-что о листьях” (Рисунок 12 и Рисунок 13).

какое листорасположение у малины

какое листорасположение у малины

Скажите, какое листорасположение вы знаете?

Примерный ответ: очередное, супротивное, мутовчатое (Рисунок 3).

какое листорасположение у малины

Древнегреческий ученый Теофраст, друг Аристотеля, задался вопросом: “Зачем растениям листья? Неужели чтоб украшать ветвь пальмы. ” Именно с Теофраста началось изучение листа.

Учитель: что такое лист, и какие три основные функции он выполняет? Откройте страницу 105 учебника и обратите внимание на 1 абзац, где дано понятие, что такое лист и перечислены три основные функции.

Примерный ответ: Лист – часть побега /СЛАЙД 6/

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о функциях листьев. Каковы же они? /СЛАЙД 7/

1. Фотосинтез (образование органических веществ из неорганических);

2. Газообмен (листья выделяют кислород, используют углекислый газ);

3. Испарение влаги, участвуют в круговороте воды в природе (умеряет жару летом);

4. Копят вредные вещества и пыль (защита от вредных примесей) (Запись тетради).

Итак: лист-часть побега, всегда занимающее боковое положение.

Лист в переводе с греческого означает пластинка. И действительно листья похожи на тонкие пластинки.

Учитель: Хотя листья разных растений сильно отличаются по внешнему виду, между ними есть много общего. Большая часть листьев имеет зеленую окраску и состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. Черешок соединяет листовую пластинку со стеблем. У основания черешка иногда имеется прилистник. Такие листья называют черешковыми /СЛАЙД 8-9/

У некоторых растений черешка нет. Листья прикреплены к стеблю основанием листовой пластинки. Такие листья называют сидячими (алоэ (Рисунок 4), пшеница (Рисунок 5), лён (Рисунок 6)). /СЛАЙД 10/

какое листорасположение у малины

какое листорасположение у малины

какое листорасположение у малины

Листья черешковые имеются в основном у двудольных растений.

Листья сидячие у однодольных растений.

Мы поговорили о строении листа и способах прикрепления листьев к стеблю.

Обращали вы внимание на форму листа, скажите, какие по форме бывают листья? (Что они напоминают по форме?) (Ответы детей: круг, овал. ) Сегодня наука знает множество форм листа. Мы рассмотрим только некоторые.

По форме листья бывают /СЛАЙД 11-12/:

какое листорасположение у малины

По форме края пластинки листья также очень разнообразны. Рассмотрите рисунок 79 на странице 106. Назовите формы края листьев. /СЛАЙД 13/

— городчатые. (Рисунок какое листорасположение у малины

какое листорасположение у малины

Из предложенных гербарных листьев (сирень, дуб, подорожник, манжетка, клен, крапива, вяз, береза, осина, береза драцена, фикус, осина яблоня,) правильно подобрать и занести в таблицу

Планирование занятий по курсу «Ботаника с основами растениеводства»

Тема «Побег. Образование и передвижение в растении органических веществ» (24 ч)

Урок 1. Строение почек. Развитие побега из почки

Расположение почек на стебле. Вегетативные (листовые) и цветочные почки, их строение. Почка – зачаточный побег.

Развитие побега из почки. Распознавание деревьев и кустарников по характерным признакам почек.

Лабораторная работа. Строение почек, расположение их на стебле.

Уроки 2–3. Внешнее строение листа. Части листа и их функции (2 ч)

Простые листья. Формы листовых пластинок цельных листьев. Формы края листа. Листья с расчлененной пластинкой. Сложные листья, их основные типы. Примеры простых и сложных листьев у культурных растений.

Жилки листовой пластинки. Типы жилкования листьев. Расположение листьев на стебле. Видоизменения листа. Внешнее строение листьев важнейших сельскохозяйственных культур. Распознавание растений по характерным признакам листьев.

Лабораторная работа 1. Распознавание простых и сложных листьев культурных растений, определение типа листорасположения, жилкования.

Лабораторная работа 2. Определение плодово-ягодных культур по листьям.

Цель: Закрепить знания школьников о внешнем строении листа; научить определять плодовые и ягодные растения по морфологическим особенностям их листьев.

Материалы и оборудование: гербарий плодово-ягодных культур (с этикетками), набор листьев различных плодовых и ягодных растений, лупы, линейки.

Для проведения лабораторной работы рекомендуется подготовить наборы свежих или засушенных листьев основных плодово-ягодных растений данной климатической зоны. В средней зоне плодоводства, например, в такой набор целесообразно включить листья яблони, груши, вишни, сливы, смородины черной, крыжовника, малины, земляники; в южной – листья айвы, черешни, абрикоса, персика, грецкого ореха, миндаля и др. (рис. 5).

какое листорасположение у малины

Рис. 5. Листья плодово-ягодных растений:
1 – яблоня; 2 – груша; 3 – вишня; 4 – абрикос; 5 – персик;
6 – земляника; 7 – малина; 8 – крыжовник; 9 – смородина

Каждый учащийся получает в пакете один набор листьев 5–6 различных культур. Пользуясь этикетированными образцами гербария, полученные листья разбирают по породам и определяют.

Морфологические особенности листьев плодово-ягодных растений учащиеся изучают и описывают, указывая: размер (длина, ширина), тип листа, форму листовой пластинки, форму края пластинки, характер верхней и нижней поверхностей, жилкование, наличие прилистников, длину и толщину черешка. Желательно сделать схематические рисунки листьев.

При рассмотрении морфологических признаков листьев изучаемых плодово-ягодных растений учащиеся могут руководствоваться учебными ботаническими таблицами по морфологии листа.

Порядок выполнения работы

1. С помощью гербария плодовых и ягодных растений определить полученные листья.

2. Сделать в тетрадях схематические рисунки листьев каждой из рассмотренных плодово-ягодных культур.

3. Изучить внешнее строение листьев плодовых и ягодных растений и записать их отличительные признаки в табл. 5.

какое листорасположение у малины

Урок 4. Клеточное строение листа

Особенности микроскопического строения листа в связи с его функциями. Кожица листа, ее значение. Устьичные клетки, расположение и роль устьиц. Клетки мякоти листа. Хлоропласты. Понятие о хлорофилле.

Ткани листа: покровная, основная, проводящая и механическая.

Лабораторная работа 1. Paссматривание кожицы листа.

Лабораторная работа 2. Рассматривание основной ткани листа.

Урок 5. Растения и свет. Отношение к свету культурных растений

Свет – необходимое условие для жизни зеленого растения. Светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения; их особенности.

Отношение к свету сельскохозяйственных культур. Значение выбора участка, густоты стояния растений и способа размещения их на площади для обеспечения оптимального светового режима.

Приемы улучшения условий освещенности при уходе за сельскохозяйственными культурами, основные требования к их выполнению.

Уроки 6–7. Фoтocинтeз – основная функция листа (2 ч)

Органические вещества растения.

Образование крахмала в листьях растений на свету. Понятие о фотосинтезе.

Вещества, необходимые для образования крахмала в хлоропластах листа. Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода.

Передвижение органических веществ из листьев в другие органы растения. Значение органических веществ в жизни растений.

Урок 8. Дыхание листа

Процесс дыхания у растений. Поглощение кислорода листьями при дыхании. Экспериментальное доказательство выделения листьями углекислого газа в процессе дыхания.

Отличие процесса дыхания листа от фотосинтеза.

Уроки 9–10. Значение воды для растений. Отношение к воде сельскохозяйственных культур (2 ч)

Вода – основная составная часть и необходимый фактор жизни растений.

Испарение воды листьями, его значение для растений. Опыты, демонстрирующие испарение влаги.

Зависимость процесса испарения от обеспеченности растений водой. Особенности строения листьев и испарение воды. Количество влаги, испаряемой различными сельскохозяйственными культурами.

Растения влажных и засушливых мест обитания, их различия по внешнему виду и строению. Листопад, его значение в жизни растений.

Отношение к воде культурных растений. Требования важнейших культур к влажности почвы и воздуха. Понятие о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.

Создание водного режима, благоприятного для выращиваемых культур. Орошение, его значение и способы проведения. Норма полива. Другие агротехнические приемы ухода за растениями, помогающие улучшить их снабжение водой, основные требования к их выполнению.

Урок 11. Значение стебля в жизни растений. Разнообразие стеблей

Основные функции стебля.

Размеры стебля у различных растений. Деревянистые и травянистые стебли.

Прямостоячие, ползучие, вьющиеся, лазящие и укороченные стебли; их особенности. Растения-лианы.

Формы стеблей важнейших сельскохозяйственных культур.

Урок 12. Рост стебля в длину. Управление ростом и развитием растений

Типы роста стеблей в длину – верхушечный и вставочный, их различие. Быстрота роста у различных растений.

Образование боковых побегов. Понятие о кроне и ее формировании. Проведение обрезки плодовых деревьев. Способы обрезки – укорачивание и прореживание, их значение.

Приемы агротехники, способствующие ускорению или задержке роста и развития выращиваемых культурных растений.

Урок 13. Внутреннее строение стебля

Слои древесного стебля на поперечном разрезе.

Кора, ее строение; значение различных слоев коры.

Расположение и особенности строения древесины. Древесные волокна. Сосуды древесины.

Строение сердцевины, отличие ее клеток от клеток других слоев стебля.

Камбий, его расположение в стебле. Роль камбия как образовательной ткани.

Лабораторная работа. Рассматривание внутреннего (макроскопического) строения ветки дерева.

Урок 14. Рост стебля в толщину. Передвижение по стеблю воды и минеральных солей

Толщина стволов у различных растений. Процесс роста стебля в толщину. Образование годичных колец. Определение возраста дерева или ветки по годичным кольцам.

Поступление воды и минеральных солей из почвы в органы растения. Опыты, показывающие передвижение воды и минеральных солей по сосудам древесины.

Лабораторная работа. Определение возраста ветки (ствола) по спилу. Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине.

Урок 15. Передвижение по стеблю органических веществ и отложение их в запас

Поступление крахмала из листьев в другие органы растения. Опыт, доказывающий передвижение органических веществ по коре стебля.

Расходование растением органических веществ. Отложение запасных веществ у однолетних, двулетних и многолетних растений. Примеры накопления запасов питательных веществ у сельскохозяйственных культур.

Агротехнические приемы управления движением питательных веществ в растениях, значение их применения в практике растениеводства.

Экскурсия в зимнюю блочную или ангарную овощную теплицу. Приемы управления ростом и развитием овощных культур в защищенном грунте (2 ч)

Понятие о защищенном грунте и его видах. Назначение и устройство зимней теплицы.

Создание искусственного микроклимата в современных зимних теплицах с учетом биологических особенностей возделываемых растений. Световой режим и его регулирование. Создание оптимального температурного режима. Система орошения. Проведение подкормок растений удобрениями и углекислым газом.

Подвязка растений огурца и томата к шпалерам, ее значение.

Понятие о формировании растений. Цели и биологические основы формирования огурца и томата в теплице.

Значение приемов управления ростом и развитием овощных культур для получения высоких урожаев овощей.

Практическая работа. Изучение техники выполнения приемов формирования овощных растений при выращивании в теплице (пасынкование томата, прищипка побегов огурца, «ослепление» растений огурца).

Уроки 16–17. Видоизмененные побеги (2 ч)

Видоизмененные побеги многолетних растений, их биологическое значение.

Корневище, его строение и отличие от корня. Примеры культурных и сорных корневищных растений.

Клубень, строение и развитие клубней картофеля. Дикорастущие и культурные растения, имеющие клубни.

Строение луковицы. Распространенные овощные, цветочно-декоративные, дикорастущие луковичные растения.

Народнохозяйственное значение клубнеплодов и луковичных культур.

Лабораторная работа. Изучение строения луковицы, клубня.

Урок 18. Планетарная роль растительности и охрана растений

Роль зеленых растений в сохранении и развитии жизни на Земле. Преобразование энергии солнечных лучей в процессе фотосинтеза в энергию органических веществ. Фотосинтетическое происхождение кислорода в атмосфере Земли; причина постоянства его количественного содержания.

Растения и чистота воздуха. Изменения в составе атмосферы, вызванные деятельностью человека. Примеры загрязнения воздуха в сельской местности. Значение зеленых насаждений.

Охрана и рациональное использование растений. Понятие о «Красной книге». Озеленение населенных пунктов и помещений.

Работа учащихся школы по охране растительности, озеленение своего села, школьной территории, учебных кабинетов.

Урок 19 (обобщающий). Процесс фотосинтеза и урожайность культурных растений

Образование органических веществ в процессе фотосинтеза, использование их человеком.

Фотосинтез и формирование урожая. Условия жизни сельскохозяйственных культур, необходимые для получения высоких урожаев. Регулирование светового и водного режимов при выращивании культурных растений в открытом грунте, улучшение снабжения их углекислым газом.

Создание искусственного микроклимата в сооружениях защищенного грунта, его влияние на развитие и урожайность возделываемых культур.

Значение изучения взаимосвязи строения и функций корня и побега для практики растениеводства.

Обсуждение результатов работ на учебно-опытном участке по выяснению лучших способов посева и посадки, сроков прореживания, способов и сроков полива сельскохозяйственных культур, по изучению влияния на урожай рыхления, мульчирования почвы, пасынкования и прищипки растений, по выращиванию овощных и цветочно-декоративных культур в школьной теплице или под пленочным укрытием.

Практическая работа. Уход за овощными и цветочно-декоративными растениями в школьной теплице.

Тема «Вегетативное размножение цветковых растений и его использование в растениеводстве» (5 ч)

Урок 1. Вегетативное размножение растений в природе

Понятие о вегетативном размножении. Биологическое значение вегетативного размножения растений.

Способы размножения растений в природных условиях с помощью подземных и надземных побегов.

Вегетативное размножение корневыми отпрысками.

Возобновление растений в природе при помощи спящих почек. Размножение листьями.

Способы вегетативного размножения распространенных сорных растений, значение их изучения для успешной борьбы с сорняками.

Урок 2. Применение вегетативного размножения растений в полеводстве и овощеводстве

Хозяйственное значение вегетативного размножения культурных растений.

Разведение картофеля клубнями, частями клубня. Отбор клубней для посадки. Приемы подготовки посадочного материала картофеля, их биологическое обоснование.

Способы вегетативного размножения овощных культур (чеснока, репчатого лука и др.).

Урок 3. Основные способы вегетативного размножения плодово-ягодных культур

Значение вегетативного размножения растений в плодоводстве.

Прививка как способ вегетативного размножения плодовых культур. Понятие о подвое и привое. Прививка глазком (окулировка) и черенком (рис. 6). Условия, способствующие высокой приживаемости прививок.

какое листорасположение у малины

Рис. 6. Прививка плодовых растений глазком, или окулировка:
1 – глазок (почка) с небольшим участком коры – щитком, намеченный к срезке; 2 – привой, подготовленный для прививки; 3 – Т-образный разрез на коре подвоя; 4 – вставка щитка в разрез подвоя; 5 – обвязка прививки мочалом

Размножение ягодных растений черенками, отводками, корневыми отпрысками, усами (рис. 7). Сроки и способы заготовки и посадки черенков ягодных кустарников, рассады земляники.

какое листорасположение у малины

Рис. 7. Способы вегетативного размножения ягодных растений:
1 – размножение смородины черенками; 2 – размножение крыжовника отводками; 3 – размножение малины корневыми отпрысками

Экскурсия в оранжерею. Приемы вегетативного размножения цветочно-декоративных растений (2 ч)

Значение вегетативного размножения в практике цветоводства.

Отбор маточных растений.

Размножение цветочных и декоративно-лиственных культур черенками. Лучшие сроки проведения черенкования.

Деление кустов, корневищ и корнеклубней многолетних растений. Использование для размножения цветочно-декоративных культур клубней, клубнелуковиц, луковиц и их деток.

Прививка как прием вегетативного размножения в цветоводстве.

Практическая работа. Заготовка и хранение черенков ягодных кустарников. Посадка черенков в черенковую школу.

Малина жилкование и листорасположение

какое листорасположение у малины

Описание листа малины обыкновенной

Рассмотрите фотографию листа малины обыкновенной. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме верхушки листа. При выполнении работы используйте линейку.

какое листорасположение у малины

А. Тип листа

1) сидячий
2) черешковый

Б. Жилкование листа

1) сетчатое
2) параллельное
3) пальчатое
4) дуговидное

Урок биологии «Внешнее строение листа»

Столичный учебный центр
г. Москва

ТЕМА: Внешнее строение листа.

ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев.

сформировать у учащихся знания о внешнем строении листа.

научить распознавать простые и сложные листья, их жилкование и листорасположение.

продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, учебником и тетрадью.

осуществлять анализ, синтез (выделять основные части листа), сравнивать, обобщать;

продолжить формирование эстетического и экологического воспитания и охраны зелёных насаждений.

Тип урока: изучение нового материала.

СЛОВЕСНЫЕ – беседа, объяснение.

НАГЛЯДНЫЕ — демонстрация объектов природы и изобразительных

средств наглядности, ИКТ

комнатные растения с простыми и сложными листьями,

гербарный материал простых и сложных листьев

гербарные образцы с различным листорасположением.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ:

Таблица « Простые и сложные листья»;

Таблица « Листорасположение листьев»;

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

II .Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе-
Играли с лучами,
Купались в росе.
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Скажите, о чём это стихотворение? (О листьях) Правильно. Молодцы!

Тема нашего урока сегодня – «Внешнее строение листа». ( Слайд презентации )

Учитель ставит перед учениками проблемно — познавательную задачу.
Давайте еще раз вспомним, какие вегетативные органы различают у цветкового растения. (Ответы детей) Молодцы!
А на каком органе цветкового растения расположены листья? (Ответы детей) Правильно!
Одинаковы ли размеры и форма листьев у разных растений? Очень хорошие ответы! (Ответы детей) Спасибо!

(Слайд)Строение внешнее листа

Хотя листья разных растений сильно отличаются по внешнему виду, между ними есть и общие признаки:

большинство листьев зелёного цвета,

Прикрепление листьев к стеблю:

Самостоятельная работа с учебником найти растения у которых листья черешковые и сидячие.

(черешок соединяет лист, (черешков нет, прикрепляются

пластинку со стеблем) к стеблю основанием листовой

У основания черешка у некоторых растений может быть прилистники.

4. Рассмотрите рис. 47 по форме

— Чем отличаются листья между собой

Состоят из 1 листовой пластины и 1 черешка

Состоят из нескольких листовых пластин и одного черешка

(Самостоятельная работа с гербарным материалом)

5. (Слайд ) Жилкование листьев

Посмотрите на комнатные растения — все они отличаются по форме и окраске листьев, но все они схожи между собой. Пощупайте листья — что вы наблюдаете?

Действительно листовые пластины в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые называются жилки.

— проводят питательные вещества и воду;

— придают листу прочность.

( жилки ветвятся, образуя сплошную сеть)

(жилки расположены параллельно друг другу

( жилки в виде дуги распо-

У двудольных растений:

(исключение: вороний глаз – однодольное)

У однодольных растений:

— П одорожник — (исключение 2 дольное)

Закрепление понятия о типах жилкования листьев с помощью натуральных

Пеларгония – получила свое название за сходство плодов с клювом аиста.

Само слово «пеларгония» в переводе с греческого языка означает «аист».

Традесканция – одно из самых распространенных комнатных растений родом из Америки, нетребовательна к условиям среды. Род назван в честь английских садоводов и ботаников XVIII века – отца и сына Традескантов.

Практическая работа «Описание листа» (работа в группах)

Цель – дать характеристику листьям по плану.

Оборудование: гербарный материал

Описать по плану лист:

а) простой или сложный;

б) черешковый или сидячий;

(дуб, береза,рис, томат, лук, картофель, баклажан, рожь и т.д.)

К какому классу – Однодольные или д вудольные принадлежат эти

Зарисуйте внешнее строение листа в тетрадь и подпишите рисунок.

Что является общим для всех листьев?

5.Как различаются листья по способам прикрепления к стеблю?

Подведение итогов, выставление оценок.

VI . Домашнее задание:

Прочитать учебник на стр. 54-57, знать термины, самостоятельно описать по плану листья любого комнатного растения.

какое листорасположение у малины

какое листорасположение у малины

какое листорасположение у малины

какое листорасположение у малины

ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев.

· сформировать у учащихся знания о внешнем строении листа.

· научить распознавать простые и сложные листья, их жилкование и листорасположение.

· продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, учебником и тетрадью.

· осуществлять анализ, синтез (выделять основные части листа), сравнивать, обобщать;

· продолжить формирование эстетического и экологического воспитания и охраны зелёных насаждений.

Тип урока: изучение нового материала.

Номер материала: 415534

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

какое листорасположение у малины

какое листорасположение у малины

какое листорасположение у малины

какое листорасположение у малины

какое листорасположение у малины

какое листорасположение у малины

какое листорасположение у малины

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *