какое летоисчисление было при иване грозном

История летоисчисления на Руси

какое летоисчисление было при иване грозном

Обсуждение одной из предыдущих статей («Технология выращивания манкуртов» http://aftershock.news/?q=node/342777) показало, что не все знания, долженствующие являться общеупотребимыми, таковыми являются. Распространение известного и привычного на общий случай столь же «интуитивно», сколь и ошибочно. Позже воочию наблюдал пример того же. Ну и в комментариях на АШ можно найти прекрасные примеры, утверждений. Когда заявляющий себя в качестве знатока древней истории рассказывает о том, что на Руси счёт лет вели «от потопа».

Потому полагаю необходимым описать историю. С претензией на правильность ☺

В годовом цикле можно выделить четыре естественные точки: зимнее солнцестояние (самый короткий день), весеннее равноденствие, летнее солнцестояние (самый длинный день) и осеннее равноденствие. С точки зрения наблюдений наиболее простыми (и доступными) являются экстремальные точки (солнцестояния). «Хроноложцы» отмечают сакральный смысл календаря и календарной привязки даты весеннего равноденствия (

Итак, в настоящее время на Руси используется Григорианский календарь (в котором длительность года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года — 365 суток, високосного — 366). Но, так как Русская Православная Церковь продолжает использовать Юлианский календарь (в котором тропический год аппроксимируется периодом в 365,25 дней, что дает погрешность приблизительно в один день на каждые 128 лет. Такая точность достигается за счет введения високосного года (366 дней) следующего через каждые три обычные года (365 дней)), народ помнит и о т.н. «старом стиле».

Начало года считается по современной европейской традиции с 1 января. Смысловая привязка даты — отдельный вопрос. Удовлетворительного ответа не встречал.

В настоящее время разница между Григорианским и Юлианским календарями составляет 13 дней.

Счёт лет ведётся от т.н. «Новой Эры», которая совпадает с «Рожеством Христовым».

Доныне достаточно широко встречается практика пропуска одного или двух первых символов года. Современнику понятно, но по прошествии уже двух-трёх веков восстановление полного ключа требует определённого труда. Также полезно помнить, что утверждение разрядной десятичной системы исчисления началось не ранее XVII века, а отдельные признаки традиции использования «римской» системы исчисления (из названий автоматически следует вопрос: был ли Рим был первой цивилизацией, использовавшей математику?) живы и доныне, хотя начиная с конца XIX века постепенно уступают место под солнцем.

Это — стартовая точка.

Последняя календарная реформа — переход с Юлианского календаря на Григорианский в 1918 году.

Здесь же необходимо помнить о том, что разница между Юлианским и Григорианским календарями не является постоянной величиной, а с течением времени нарастает. период за который разница увеличивается на одни сутки — 128 лет.

Разница, днейПериод (по юлианскому календарю)Период (по григорианскому календарю)
105 октября 1582 — 29 февраля 170015 октября 1582 — 11 марта 1700
111 марта 1700 — 29 февраля 180012 марта 1700 — 12 марта 1800
121 марта 1800 — 29 февраля 190013 марта 1800 — 13 марта 1900
131 марта 1900 — 29 февраля 210014 марта 1900 — 14 марта 2100
141 марта 2100 — 29 февраля 220015 марта 2100 — 15 марта 2200
151 марта 2200 — 29 февраля 230016 марта 2200 — 16 марта 2300

Обратите внимание на точку отсчёта (1 марта по Юлианскому календарю).

Даты перехода стран на григорианский календарь
Последний день юлианского календаряПервый день григорианского календаряГосударства и территории
4 октября 158215 октября 1582Испания, Италия, Португалия, Речь Посполитая
31 января 191814 февраля 1918Советская Россия, Эстония

Уточнение по результатам обсуждения:

Объективная (астрономическая) привязка юлианского календаря внезапно производится не по дате ввода календаря, а по дате первого Никейского собора (325 год). Но, так как в энциклопедических справках данное уточнение отсутствует, сатира про «новую арифметику» остаётся в силе.

Ей предшествовала календарная реформа 7208 года. В которую первый еврореформатор Руси внезапно перешёл с традиционного для славян летоисчисления «от Сотворения мира» (дополненую версию «Сотворение мира в Звёздном храме» видел только на АШ и Конте, не ранее прошлого года, отмечаю как возможно важное, но не анализирую) на уже (!) принятое в Европе летоисчисление «от Рождества Христова». С переносом новолетия с греческой традиции (1 сентября) на новейшую (?) европейскую (1 января). В результате реформы 1 января 7208 года внезапно оказалось первым днём нового 1700 год, а сам 7208 год продлился четыре месяца (с сентября по декабрь).

Текст указа (именно что текстом, причём приведйнным к современной орфографии, о целесообразности включения графики думаю):

1736. — Декабря 20. Именный. — О праздновании Новаго года.
Великий Государь указал сказать: известно Ему Великому Государю нетолько что во многих Европейских Христианских странах, но и в народах Славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Его Великаго Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно летa свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую разнь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век: и для того добраго и полезнаго дела, Указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешняго Генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после должнаго благодарения к Богу и молебнаго пения в церкви и кому случится в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовнаго и мирскаго чина перед вороты учинить некоторыя украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людем скудным каждому хотя по деревцу, ветве на вороты, или над храминою своею поставить; и то б то поспело, ныне будущаго Генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению Генваря по 7-й день того же 1700 года.

Соответственно любые рассказы о событиях 16xx годов и ранее просто по определению, в лучшем случае являются позднейшими реконструкциями. Или переводами/адаптациями.

Напоминаю, что, не смотря на энциклопедические определения (см. новолетие в юлианском календаре), на Руси в это время также действовал Юлианский календарь.

Здесь же отмечу, что во времена счёта лет от Сотворения Мира применялся также византийский счёт малими циклами (индикт, 15 лет), но его следов я не встречал, и потому полагаю допустимым не углубляться в рассмотрение.

Предыдущая (и первая надёжно прослеживаемая) календарная реформа — реформа Ивана Грозного (по совместительству — Ивана Великого) также была связана с магией чисел и переносом точки отсчёта (новолетия).

В 7000-м году Русь перешла со славянской традиции (считать новый год по весне, с первого марта) на греческую (с первого сентября). Соответственно 6999 год продлился с 1 марта по первое сентября — шесть месяцев.

Если принимать датировку дошедших до настоящего времени летописей, начало современной традиции летописания (когда летописец описывал современные ему события, а не реконструировал неведомым образом события прошлых лет) на Руси следует датировать не ранее

Но и для случая сомнений в аутентичности первоисточников полагаю неправильным датировать начало русской летописной традиции позднее 6800-х годов.

Для начального приближения раскрытия темы летоисчисления на Руси это всё.

ЗЫ: Важный, но выходящий за замки темы вопрос даты утверждения в Европах счёта лет с РХ (и вообще истории летоисчисления) не рассматриваю.

Источник

20. Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями

Летоисчисление. Хронология. Метрология. Славяне и российские этносы (XXI. век)

Статья № 1
А. К. Гоголев

О календарных реформах в Московии и в России

В правление Ивана III Грозного, не дождавшись «Конца Света» в году от Сотворения Мира (СМ), раздосадованные попы, так и не попавшие в число 144 тысяч избранных Им и переживших Апокалипсис (см. Откровения от Иоанна), решили окончательно покончить с древней народной традицией отмечать начало года в день весеннего солнцестояния (сейчас, например, в Персии — Курбан Байрам), перенеся точку отсчёта годовых циклов на 1 сентября — в непонятно что (логика переноса продиктована антикофилами!).

А тут ещё перепись населения московитский князь Иван затеял, но, видать, припозднился с реализацией, и идея попов оказалась кстати. То есть в 1492 году в Московском княжестве проводилась «всеобщая инвентаризация всех и вся», смотрящие и примкнувшие к ним начинали новую жизнь.

Впрочем, придерживался иного мнения, полагая датой перехода 1425 год (см. 20.1.19.s1. Но это мнение тут не будет принято во внимание (более подробно — см. в комментариях к ст. 1 в

Константы вычетов [год от СМ − год от РХ]: 5507 или 5508? А, быть может, 5509 или 5500? Или всё же 5535?

Суммарно, по мнениям Погодина, Черепнина и Святского может применяться три: 5507, 5508 и 5509.

И всё бы ничего — мол, бывает, — но речь идёт о том, что аж почти за 330 лет до введения стиля отсчёта лет от РХ русский монах уже его использовал, и, мало того (!), писал арабскими цифрами, которые вошли в оборот в России реально только в XVII веке!

В XV веке летописи дружно продолжают советовать переводить в новый стиль вычетом 5500, но не 5508 лет — к примеру, в Никоновской летописи под 1443 годом. А под 1476 годом там же говорится: «Месяца марта 10, а небесного февраля 15. » то есть, получается, что на Руси существовало две системы счета.
И только из уст Паоло Кампани в конце XVI века «вылезают» популярные теперь 5509 лет разницы с условием начала года 1 сентября.

Если же верить попу Авраамке с его информацией о Крещении Руси в 6469 году от СМ (961 год от РХ), но не в 988 году, то вырисовывается вообще иная картина. О которой частично говорят и польские историки, чьих трудов в Ипатьевском монастыре было к моменту нахождения там Михаила Романова в великом множестве.

Получается, что набор летописных констант-конвертеров много «богаче» Черепнинских: и 5500, и 5507, и 5509, и 5508, и даже 5535 лет.

Так сколько именно, и когда именно?

Наглядный расчёт констант

Чтобы хоть систему навести на весь этот хронологический сюр, возьмём за реперную точку дату 1 января 1700 года.

В тот, — начавшийся 1 сентября новый от СМ — год Пётр Великий удумал синхронизировать порядок летоисчисления с европейцами, где уже с октября 1582 года вводился Григорианский календарь, но на который ещё не перешли ни Англия (переход в 1752 г.), ни Швеция (1753), ни Греция (1924). Однако Польша, к примеру, была «впереди планеты всей»: согласно Львовской Русской летописи «Ляхове одменили календарь» в 1582 году [15.3].

Надо сказать, что к тому году меж Юлианским и Григорианским стилями уже набежала разница в 11 дней, и которые вроде бы Пётр учёл, издав Указ 20 декабря, то есть аккурат за 11 дней до 1 января нового «Нового 1700-ого года» и, таким образом, сегодняшнюю разницу меж Юлианским и Григорианским календарями вроде бы уже учёл!

И тут — два варианта.

Петра вполне хватило бы сказать, что, мол, не будет у нас завтра 21 декабря, и тоже не будет, но будет завтра 1 января 1700 года от Рождества Христова (РХ) и, таким образом, сходу решить все расхождения меж двух календарных систем — юлианской и григорианской.

Но тогда полным бредом покажется большевистская затея от конца января 1918 года по сдвигу дат на 13 дней.

Следовательно, от противного, верна иная версия. Пётр таки выдержал паузу почти в две недели, и отпраздновал Новый год 1 января 7208 года от Сотворения Мира, объявив его 1-ым января года от РХ.

Это-то событие и возьмём за исходную точку, то есть 1.1.1700 РХ = 1.1.7208 СМ с разницей в 5508 лет. От этой точки начнём движение назад, в глубь веков, положив, что с мартовского на сентябрьский стиль попы сподобили перейти Ивана именно в 7000 году от СМ.

Но вот вопрос — как именно тот переход был выполнен?

Три сценария

1.
В марте 1491 года наступил год от СМ, который протекал в укороченном варианте до сентября, когда первый осенний день обозвали годом.

какое летоисчисление было при иване грозном

В этом случае «петровская разница» для января—августа в 5508 лет не работает: к примеру, 7002 − 1493 = 5509 (но не 5508), да и для сентября—декабря выход на требуемый год не получается (к примеру, 7003 − 5509 = 1494, но не реальный год). Следовательно, данная версия не верна.

2.
Эта же идея, но «вид сбоку»: в марте 1491 года наступил год от СМ, которому дали протечь все 12 месяцев, и в марте 1492 года дружно отпраздновали Новый год от СМ. Решив затем, что надо бы отсчёт вести от 1 сентября, в том же 1492 году идею и реализовали, отпраздновав 1 сентября Новый 7002 год:

какое летоисчисление было при иване грозном

3.
Третья версия: в марте 1491 года наступил год от СМ, который продлился, как и положено, до марта следующего, 1492 года, но был продлён до 31 августа, после чего попы объявили 1 сентября началом Нового года от СМ.

какое летоисчисление было при иване грозном

И здесь вроде всё сходится, но только с памяткой о том, что 7000 год от СМ длился по факту 18 месяцев, что датировкам событий придаёт неоднозначность — это какой год древний автор имел в виду, когда описывал события с марта по август 7000 года от СМ, или от РХ?

И вот что получается итогом:

какое летоисчисление было при иване грозном

Таким образом, если в древнем источнике стоит дата от СМ, то её перевод к отсчёту от РХ производится по правилам:

Для лет от Сотворения Мира (Zero) до 6999 года включительно ([0; 6999]), если речь идёт о периоде с января по февраль (а, точнее, по день солнцестояния в феврале или в марте), то вычитать надо 5508; иначе — 5509.

Пример
Пусть в документе под 6829 годом речь идёт о лютом морозе января; вычитаемое — 5508, то есть речь идёт о зиме 1321 года.
Пусть под 6829 годом говорится о хорошем урожае, собранном осенью; речь — об осени 1320 года.

Для одного, года от СМ: если речь идет о периоде с января по февраль (а, точнее, по день солнцестояния в феврале или в марте), то вычитать надо 5508; для периода с сентября по декабрь — 5509.
В промежуточный период (март—август) для определения вычитаемого (5509 или 5508) в каждом конкретном случае необходимы дополнительные данные.

Для периода с 7001 года и далее, вплоть до наших дней [7001; >7001) — если речь о периоде январь—август, то надо вычитать из числа источника 5508 лет; если же описываются события сентября—декабря, то 5509.

Пример
Пусть в документе под 7089 годом речь идёт о таянии снегов и большом половодье; ясно — вычитаемое = 5508, то есть речь идёт о весне 1581 года.

К сожалению, этот порядок применения констант мало стыкуется с астрономическими расчетами и поминанием космических явлений в летописях (см. работы и разделы сайта 16.3, 20.1, 20.20, 60.1.

Как состыковать с итоговой таблицей вычет в 5500 лет, который является более древним, неоднократно, и прямо, и косвенно поминаясь в Национальной летописи — ума не приложу: кто? когда? почему «упразднил» 8 лет? каким документом утверждено? где увидеть можно первые следы реформации календаря на 8 лет? какова тогда новая, ещё одна константа перевода дат? для какого периода действующая?

И вторая серия вопросов.

Как так получилось, что в результате всех все события русской (славянской) истории оказались отлично синхронизированными с европейскими?

Каким образом странный сдвиг в 8 лет неоднократно фигурирует как срок, разносящий, в частности, даты первой христианской (/исламской) проповеди перед тем или иным смотрящим того или иного этноса, и год якобы массового перехода «электората» в христианство (/ислам)?

Почему сведения из одних летописей принимаются в части и приводимых фактов, и датировок событий как «авторитетные», а события и датировки, поминаемые в иных древних документах, игнорируются, хотя последние данные часто согласуются не только со здравым смыслом, но и с некоторыми данными из европейских источников и объективными астрономическими сведениями?

«Виновник» сдвига на 8 лет, как помятует П. Н. Милюков, — Пётр I-ый

Остаётся признать, что, производя вычитание от какой-либо даты от СМ числа 5508 мы получаем просто некую техническую дату с точкой отсчёта Новой эры, никак не связанной с Евангельскими событиями!

Для того же, чтобы текущий год современного летоисчисления связать с годом рождением Иешуа Га-Ноцри при использовании «технического вычитаемого», потребовалось бы считать, что, к примеру, на дворе стоит не 2013 год, а 2021-ый.

И бог бы с ним, но если малость поупоствовать, и применять в качестве «конвертера» число 5500, — год Рождества Христова от СМ, — то окажется, к примеру, что Понтия Пилата ко времени трагичесикх событий в городе Распятия ещё физически не было!

Статья № 2
Я. А. Кеслер

О находках в Новгороде и чудовищных ошибках в датировках

Приведём ещё один выразительный пример. Грамота № 496 — одна из наиболее поздних по янинской датировке (1478 г.), хотя и найдена в слоях, якобы более ранних. Причиной этому ее содержание: в ней содержится жалоба, что пришли «люди деи осударевы» и всё пограбили. Упоминание о «людях осударевых» и побудило датировщиков привязать эту грамоту к Ивану III, к 1478 г., когда он якобы лишил Новгород независимости.

Обнаружив свинцовую чушку весом 151 кг с фабричным клеймом «К + одноглавый орел», будущий академик (ВЛЯ) долго мучается, пока его не осеняет догадка: это же краковское производство, времена Казимира Великого, 1333- 1370 годы! Отправив образцы в Польшу, он приятно удивил польских коллег — до этого думали, что это производство было начато только при Казимире Ягеллончике в конце XV века, а тут, поди ж ты, советские братья им такой подарок…

Статья № 3
А. К. Гоголев

О развитии теорий акад. Н. Козырева и чл.-корр. А. Вейника. Финиш метрологических игр, подлоги истории и форточники

Не стоит ли что-то подправить в восприятии мира, самостоятельно развить аксиоматику теории Козырева:

«Время втягивается причиной и, наоборот, уплотняется в том месте, где расположено следствие».
«Время не распространяется, поэтому не переносит импульса, но может передать две противоположно направленные силы и момент вращения».
«В системах Вселенной всегда существует различие между прошедшим и будущим. время имеет объективное свойство направленности, различающее прошедшее от будущего» [Н. А. Козырев. Избранные труды]

Но какие виды времени существуют? Наверное, с этого надо прежде всего начинать. Есть ли время прошедшее, настоящее и предстоящее? Как они связаны?

Вроде бы все ответы очевидны. Но не нужно торопиться: на самом деле времени настоящего нет вообще! Понятие «настоящее время» — это самообман, условность. Для убеждения в этом нужно мысленно оседлать плавно движущуюся секундную стрелку часов и бессмысленно затем пытаться зафиксировать взглядом «настоящее время» на циферблате, время, «которое сейчас» и которое не меняется хоть какое-то время; то есть нужно зафиксировать точку с остановившимся временем!

Зафиксировать время-сейчас — это всё одно, что пытаться рассчитать объём заправки ракеты топливом без учёта его сгорания в полёте.

Даже если событие времени отображается на фотографии, полученной с выдержкой хоть в 1/1000 секунды, нетрудно понять, что между открытием затвора объектива и его закрытием прошёл не миг, не ничто, а конкретные одна тысяча микросекунд, или один миллион наносекунд, или аж один миллиард пикосекунд! Выбор же секунды как базовой единицы времени (в системе СИ) — это просто финиш метрологических игр физиков, посчитавших уже как перебор вводить новую единицу времени в традициях шестидесятеричной системы счисления — как 1/60 секунды. Кроме того, мы так и продолжаем катиться в телеге, запряжённой конём и трепетной ланью — одновременно в двух системах счисления. Воистину: лень и жажда вкуса погубят Пятую Расу!

Всё на Земле существует исключительно в прошлом времени!

Понятие «миг между прошлым и будущим» имеет право на жизнь лишь поскольку, постольку оно всегда представляет собой интервал на оси уже прошедшего времени.
Соответственно, фотография — это отражение не статики, но всегда динамики жизни! И не является ли способность экстрасенсов проглядывать по фото дальнейшие события в жизни человека лишь способностью к проведению тренда; если примитивно: по нескольким точкам отстроить кривую любой сложности с определением также и момента времени ухода человека в мир иной?

Кстати. Если фотография — это отражение динамики жизни, тогда что собой с точки зрения времени представляют картины художников?

Сколько же существует времён?
Их всего два: прошедшее и предстоящее. Возможно, что каждое имеет свой набор свойств-параметров. Важно (по теории Козырева): время прошлое-будущее — это вектор, имеющий направленную энергетику из прошлого в будущее и, похоже, массу и спин.

При этом академик Козырев (астрофизик) был не одинок в своих идеях: его идеи хорошо согласуются с мыслями чл.-корр. АН БССР А.-В. И. Вейника — основоположника теории тепломассопереноса и теплофизики литейных процессов.

Если окажется, что события во времени прошедшем подчиняются тем же законам, что и во времени предстоящем, останется нерешённым чудовищно сложный вопрос: как отсеять фантомные события, а также плоды воинствующей глупости из исторических описаний времени прошедшего? Кто возьмётся? Ведь оглядка на эти исторические фантомы может породить управленческие решения нашего времени с ужасающими последствиями во времени предстоящем! Это — более чем серьёзно!

Неужели на Руси так никто до сих пор не осознал, что (перефразируя слова П. Ф. Каптерева):

Если духовенство или дворянство данного народа примется за выработку исторических идеалов, то это будут идеалы духовенства и дворянства.

— А это гарантированный подлог истории! Ведь надо же помнить наставления Платона:

— Разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало мифы, выдуманные кем попало и большей частью противоречащие тем мнениям, которые, как мы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?
— Мы этого ни в коем случае не допустим.

— Прежде всего нам, вероятно, надо смотреть за творцами мифов: если их произведение хорошо, мы допустим его, если же нет — отвергнем. Мы уговорим воспитательниц и матерей рассказывать детям лишь признанные мифы, чтобы с их помощью формировать души детей скорее, чем их тела — руками. А большинство мифов, которые они теперь рассказывают, надо отбросить. [Государство]

Удивлению не суждено успокоиться: не так давно один из «форточников», прибывший в столицу, понятное дело, с берегов Невы (откуда было открыто на самом деле не окно, а только форточка в Европу), на одном из форумов «говорильщиков» в ответ на суждение о необходимости привлекать большее число людей к обсуждению государственных проблем ответил, похоже забыв, что идёт прямая трансляция по ТВ, выдал следующий пассаж:

Мне становится страшно. Вы предлагаете передать власть в руки населения. Массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность судить напрямую не препарированную, получать не препарированную информацию через обученных правительствами аналитиков, политологов и огромной машины, которые спущены на головы средства массовой информации, которые как бы независимы, а на самом деле мы понимаем, что все средства массовой информации всё-равно заняты построением, сохранением страт?! Так ка́к в таком обществе жить? И мне от ваших рассуждений страшновато. [Г. Греф, январь 2016], также в [21.155]

Остаётся заметить, что страта — это социальная группа, объединённая имущественным, профессиональным или иным общим признаком. И получается, что страте Instrumentum vocale, т. е. 99,99 процентам населения России до́лжно скармливать только ту информацию и только те мифы, которые разжевала для них клака, работающая в интересах другой страты примерно в 200 тысяч долларовых миллионеров России, к которой, по очевидности, относит себя и Герман Оскарович.

Всё это лишний раз подчёркивает факт, что идеи Платона оказались весьма плодотворны средь смотрящих: их успешно развивали Макиавелли, автор «Тайная тайных» («Secretum Secretorum»), Ли Цзун, конструкторы Каббалы и вот, наконец, некто Греф.

Если же оставить в нашем царстве-государстве всё как есть, т. е. и дальше плыть по течению реки посредственности, все шаги самой древней цивилизации будут оказываться каждый раз с наступом на одни и те же грабли! В XXI веке с непонятным упрямством отказываться от придания Истории предсказательной силы с превращением её в Царицу наук — не опрометчиво ли?

Статья № 4
А. К. Гоголев

О календарных стилях Древней Руси. Треск по швам

Устоялось представление, что мартовский (/ультрамартовский) календарный стиль действовал на Руси вплоть до 1492 года, после чего годовой отсчёт времени начал производиться с 1 сентября («Византийский стиль»). При этом до начала XII века преобладал мартовский стиль, а в XI–XIII веках стал де широко использоваться ультрамартовский. Летописные своды, мол, обычно содержат смесь обоих стилей; второй «весенний» стиль отличается от мартовского порядком перевода дат в юлианский стиль.

В целом для перевода дат со шкалы от СМ на шкалу юлианского календаря рекомендовано использовать конвертер Черепнина:

какое летоисчисление было при иване грозном

Внимание!
Сентябрьский календарный стиль отражает потуги Церкви заставить русскую паству забыть свою исконную веру, на всех «колонтитулах страниц» с описанием её моральных норм заменить древнее название на имя себя любимой. РПЦ, которая именно 1 сентября начинает свой Новый церковный год, отмечает в этот день дарование христианам свободы вероисповедания трудами Константина Великого.
Никакие иные привязки этой даты начала Нового года, например, к окончанию сбора урожая в Греции или иные неуклюжие версии тут вообще ни причём!
Этот календарный стиль находится в жесточайшем клинче с древнеславянским Новым годом, который начинался с даты весеннего равноденствия, то есть с 22 марта (или около этой даты), то есть с началом празднования Масленицы. По этой системе сегодня только Иран (Персия) начинает отсчёт своего Нового года — лишь мусульмане-шииты сохранили здравый смысл на этой планете.

По данным Калужской летописи переход на сентябрьский стиль произошёл в 1347 году,
во время правления великого князя Семёна Гордого, старшего сына Ивана Калиты; до этого
Новый год славяне начинали с 25 марта.

Для поиска следов «творчества исторического криминалитета» с простановкой реперов там, где подделка оказалась бы очевидной, я предпочёл произвести составлением матриц последовательности событий, описанных в рамках одного года.

Ячейки матрицы aij раскрашены в цвета радуги и следуют в порядке либо дат, либо времён года. Например, под 6612 СМ в Матрице на данных Патриаршей летописи (ПЛ) впервые упоминается событие с датой 20 июля (цвет заливки ячейки a11,9 — красный), затем 21 августа — оранжевый; 3, 13 и 18 декабря — жёлтый, «В ту же зиму. » (январь без даты) — зелёный. То есть как в школе: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».

Затем, ставя стартовую планку либо на начало марта, либо на начало сентября, становится в первом приближении понятно какой календарный стиль имеет место быть: если 6610-й год очень похож на отсчитывавшийся по сентябрьскому стилю, то уже в 6879 (1379) и в 6914 (1414)-м году в том сомневаться не приходится вообще! Похоже, Калужская летопись права: смена календарного стиля произошла на Руси действительно в 1347 году!

Перевод дат в матрицах от СМ в юлианский стиль для ПЛ сделан по стандарту Петра I, которого поддержал акад. Черепнин, а для Лицевого летописного свода (ЛСС) — по стандарту староверов во главе с царём Иваном IV, то есть по правилам тех, кто заранее проклял и Петра I, и академика АН СССР, и всех примкнувших к ним «похоронщиков» аж целых восьми лет истории России.

какое летоисчисление было при иване грозном

Даты событий в русских летописях. Их перевод на хронологическую шкалу от РХ по юлианскому календарю. Проверки

1. Проверка чисел и дней недели.
Запуск сентябрьского календарного стиля до 1101 года.

Вплоть до 6556 года летопись при привязке событий ко времени в лучшем случае лишь глухо упоминает год. Например, «В лето 6556. » или «В то же лето. ». Соответственно, и календарный стиль определить крайне трудно, так как не даётся и никаких климатических описаний (похоже, что это сделано намеренно). Первая датировка события появляется только под 6557 годом:

«Месяца марта в 4 день суботны, згоре в Новгороде церковь святыя Софиа. »

При этом, 4 марта действительно приходится на субботу 1049 года, но только если производить перевод дат конвертером Л. В. Черепнина по сентябрьскому календарному стилю. который был введён согласно утверждению самого же академика только в 1482 году (sic!). Но это никого из специалистов не смутило.

Затем опять следует в тексте ПЛ лакуна аккуратности длиной в 44 года, и вот оно счастье новой конкретики:

«В лето 6601 месяца августа в 15, в четверг, в час 1 дне, индикта 14. »

Действительно, 15 августа «упало» на четверг. Но не в 1093-м, а в 1101 году РХ! То есть в полном соответствие с представлениями староверов о хронологической шкале с датой Рождения Христа в 5500-ом году от СМ (sic!), которую историки на дух не переносят (иначе рухнет вся выстроенная ими и попами комфортная им хронология не только истории Руси, но и западноевропейской).

Однако де-факто получается, что летопись, по крайней мере до 6634 СМ (1134) года, реально не придерживается ни одного календарного стиля из списка, который был предложен акад. Черепниным, чьим конвертером сегодня предложено пользоваться всем любителям древней письменности Руси и искателям исторической правды. При этом представленный пример — далеко не единственный.

6634-й (1134) год является первым в летописи, в котором уверенно демонстрируется приверженность автора древнего текста сентябрьскому стилю православного церковного года, аж за 348 лет до даты его введения по официальной версии истории России! Что никого не смутило.

То есть заинтересованные лица где-то успели сделать хроно-подмены, а где-то нет.

2. Проверка дат космических явлений

К проверкам, которые фатальны для стойких приверженцев норманской версии истории, свято верящих в правдивость всего написанного в летописях, относится сопоставление дат космических явлений с расчётными. Тут уж аргумент к доказательству подлога информации получается просто «железобетонным».

Приведу две фиксации в ПЛ солнечных затмений: под 6601 и 6739 годами; соответственно, по календарю староверов и ныне традиционному это могли быть 1101 и 1093 (или 1092); 1230 и 1231 (или 1239) годы.

Обработка этих дат в программе EmapWin рождает больше вопросов, чем ответов: для версии алгоритма акад. Черепнина дата 1093 (6601 − 5508) год является правильной — действительно в тот год на территории Руси наблюдалось неполное затмение 23 сентября. Но видимое на Руси затмение 6739 года было реальным только 3 июня 1239 г., то есть перевод с хронологической шкалы от СМ на шкалу юлианского стиля должен производиться по алгоритму от царя Ивана IV (6739 − 5500):

какое летоисчисление было при иване грозном

какое летоисчисление было при иване грозном

То есть заинтересованные лица где-то успели сделать хроно-подмены, а где-то нет.

Свод затмений, упоминаемых в Национальной летописи, с некоторыми расчётами достоверности их датировок представлен в ст. 2 темы 20.20.21.s >>

3. Проверка лунного и солнечного календаря

Под 6984 (традиционно — 1476 РХ) годом видим редчайшую запись:

Месяца марта в 10 день, а небесного (лунного) в 15 день февраля, в ночи с воскресенья на понедельник, в третий час. начал гибнуть месяц и погиб весь, не видно его было и до полуночи, и потом появился.

Однако пояснение в скобках — это от переводчиков ЛЛС. Проверим?

Было ли 10 марта 1476 года воскресеньем? — Нет, 10 марта было вторником.
Было ли 10 марта 1484 года воскресеньем? — Нет, 10 марта по версии староверов было субботой. То есть неправы оба — и царь Пётр I, «укравший» из истории страны восемь лет, и царь Иван IV.

Было ли 15 февраля 1476 года воскресеньем? — Нет, 15 февраля было вторником.
Было ли 15 февраля 1484 года воскресеньем? — Да, был прав царь Иван IV.

То есть, во-первых, отсылка к лунному календарю даты 15 февраля верна с точностью до наоборот! И, во-вторых, датировка событий по версии царя Петра, взятой на вооружение отечественными историками, мягко говоря, не соответствует действительности.

Проверим теперь даты по хиджре, предварительного сдвинув Юлианский стиль к Григорианскому на +9 лет, которые набежали разницей к XV веку.

Таким образом выходит, что существовало две календарные системы: одну вели, похоже, попы, другой пользовался двор светский, вплоть до XVII века оглядывавшийся на древнюю веру? И этот двор, похоже, использовал древнеславянскую норму отсчёта времени от Масленицы, то есть от естественной даты весеннего равноденствия 21–22 марта; именно на величину (10 марта минус 15 февраля) разнится реальный мартовский стиль славян от принятого у историков.

То есть заинтересованные лица где-то успели сделать хроно-подмены, а где-то нет.

Времена года в русских летописях. Три времени года: лета не было

Только под 6420 годом появляется первое косвенное указание на время года: «И приспе осень. ». Затем проходит аж 126 лет, и только в 6546 году летописец даёт чёткие означения двух времён года:

«Иде весне Ярослав к Киеву, а на зиму ходи на Ятвяги, и не може их взяти»

Входящие в привычный сегодня состав времён года месяцы частенько не согласуются с представлениями монахов-летописцев. Если фраза «Той же зимой, января 1-й день» (6894 СМ) понятна, то фразы типа «В туже зиму месяца марта. » (6917, 7019), «В ту же осень в декабре. » (6998, 7051) просто обескураживают. Выходит, что времена года были дольше нынешних на месяц и этим обстоятельством — три раза по одному «лишнему» месяцу — компенсировалось отсутствие времени года «лето»; то есть весна длилась по меньшей мере, до августа.

Таким образом, в Древней Руси Московской (или только на Руси позднего Средневековья?) было лишь три времени года, каждое из которых длилось четыре месяца.

То есть заинтересованные лица где-то успели сделать хроно-подмены, а где-то нет.

Непоследовательность описания событий. Вставки без какой бы то ни было логической системы

Со вставками в различных списках летописи и даже внутри одной и той же летописи просто беда.

Так, о внешнем займе в 20 000 рублей серебром говорится в Повести о Митяе. Однако в ЛЛС и в ПЛ эта повесть вставлена в разные места — см. здесь >>

В ЛЛС под 6762 годом говорится: «Князь великий Ярослав Ярославович Тверской оставил место, доставшееся ему от отца. », а затем (с пропуском стандарта «В лето 6763») идёт сразу фраза «В том же году, 6763-м от Адама (1263 лето от Христа), новгородцы взяли из Пскова великого князя Ярослава Ярославовича Тверского. » — Буквы-цифры в (с тильдой — цифра 2) и г перепутать в конце записи числа трудно однако. Похоже, летописец просто где-то потерял начало главы «6763».

Описания правителей Царьграда в одной и той же ПЛ в Томе 12 и Томе 9 не имеют ничего общего: например, по первой версии Алексей Комнин приступил к правлению в 1154 году, по второй версии — в 1164; Костя Багрянородный — в 865, и в 1001 году соответственно. Если аль Бируни отмечает [11.28], что правителем Царьграда с 875 года в течение 20 лет был Василий-славянин, то ПЛ такой персонаж неизвестен вообще.

Логика изложения событий просто «плачет»: в 6610 году ноябрь упоминается в тексте после августа, в 6893-м году май идёт после июня, в 6894 — ноябрь после декабря etc.

какое летоисчисление было при иване грозном

7068 год — 30-ый (38-ой?) год правления царя Ивана IV Грозного — можно определённо считать окончательной победой христианства на Руси: в тексте о событиях февраля говорится:

«В том же месяце в 20 день на Масленицу. »,

а затем идёт фраза, которая подтверждает сказанное, то есть празднование Масленицы вне привязки к древнеславянскому Новому году, ко дню весеннего равноденствия: «В месяце марте. ».

Если к 1560 году РПЦ окончательно все славянские праздники и не уничтожила, то привязала их к церковным событиям Саги распятой Совести и евангельским историям. Последний узел этой привязки затянул дуумвират первых Романовых (тандем бывшего послушника Мишы и его отца-патриарха), а также тандем Алексей Романов — Никон, которые превратили в XVIII веке Россию в теократическое государство. В итоге Пётр I, как говорится, удружил и вашим, и нашим: отбросив из рассмотрения и мартовский календарный стиль, и сентябрьский, ввёл с 1700 года в стране римский, который Западная Европа связывала с окончанием финансового года — и никакой «лирики»!

К началу XVIII в. заинтересованные лица практически уже везде в Национальной летописи России успели сделать нужные им подмены

Дело извращения русской истории по заказу Анны Иоанновны, в острой стадии болевшей германофилией, и не без потуг её фаворита Бирона завершили Байер, Миллер и Шлецер, которых курляндская принцесса поставила во главе Академии наук; даже Ломоносов не смог ничего сделать, хотя и разбил нос Миллеру.

Представьте: сидит поп со свечкой, а перед ним на полках десятки не пронумерованных и полусгнивших листов, перепутанных и часто с непонятным текстом в давно устаревшей грамматике написанных (например, юсы во времена Ивана IV уже «вышли из моды»), да ещё (не дай бог!) нацарапанных на непонятном славянском диалекте; что к чему, что следует за чем? Как всё это верстать? — А чёрт его знает!

Хорошо — отдельные листы, а если с потолка свисают несколько свитков (столбцов) общей длиной в несколько сотен метров и весом в пару центнеров? А тут ещё князь-заказчик стоит над душой, «хочит» завести истоки своего рода как можно «хлубже», желательно в историю Древнего Рима. Да не просто стоит над душой, а грозится башку снести если что не так! — При анализе содержания Матриц помните, пожалуйста, и об этом! И о корпоративном интересе Церкви при создании летописей:

Если духовенство или дворянство данного народа
примется за выработку педагогических идеалов,
то это будут идеалы духовенства
и дворянства.

[Пётр Ф. Каптерев, 1915 г.]

— это аксиома, действующая и ныне.

1 — Вся аргументация с примерами приводится в серии эссе «Занимательная история», особенно интенсивно в вып. 2 и 4 — см. гиперссылки здесь >>
2 — Сегодня в Минске на 1,8 млн человек населения приходится 15 православных храмов и 4 костёла, т. е. один приход окормляет 90 тысяч потенциальных верующих; в Праге — один храм на 52 тысячи горожан, в Варшаве — один на 58 тысяч. В Москве в XXI веке (sic!) каждая из 1 056 церквей по задумке РПЦ должна вовлечь в церковный оборот 10 тысяч человек — вдесятеро бóльшая интенсивность инструментов НЛП (без вычета из численности населения столицы миллионов мусльман)! По сравнению с летописным Менеском — славным городом Великого княжества Литовского — Москва представляла и ныне представляет собой явную религиозную аномалию! А РПЦ всё мало!
3 Набор из 12-ти исламских лунных месяцев постоянно смещается относительно времён года: сегодня этот месяц — зимний, а завтра — он весенний. Так происходит из-за того, что продолжительность года исламского календаря на 10 или 11 дней меньше солнечного года. Но кто об этом знал на Руси в XV веке?

Внимание! Здесь может быть Ваша реклама: баннер или гиперссылка. Контакты по E-mail

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *