какое контрольно надзорное мероприятие включает в себя взаимодействие с контролируемым лицом

Какое контрольно надзорное мероприятие включает в себя взаимодействие с контролируемым лицом

Статья 56. Виды контрольных (надзорных) мероприятий

1. При осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).

2. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

1) контрольная закупка;

2) мониторинговая закупка;

3) выборочный контроль;

4) инспекционный визит;

6) документарная проверка;

7) выездная проверка.

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование.

4. Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольными (надзорными) органами не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, указанных в настоящей статье. Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) мероприятия из числа указанных в части 2 настоящей статьи, проводимые в рамках конкретного вида контроля. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия не требуют дополнительного указания в положении о виде контроля на их проведение.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Источник

Статья 56. Виды контрольных (надзорных) мероприятий

1. При осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).

2. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

1) контрольная закупка;

2) мониторинговая закупка;

3) выборочный контроль;

4) инспекционный визит;

6) документарная проверка;

7) выездная проверка.

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование.

4. Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольными (надзорными) органами не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, указанных в настоящей статье. Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) мероприятия из числа указанных в части 2 настоящей статьи, проводимые в рамках конкретного вида контроля. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия не требуют дополнительного указания в положении о виде контроля на их проведение.

5. Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Источник

Какие есть требования к проведению контрольных и надзорных мероприятий с 2021 года

Действия инспекторов

Общие требования к проведению контрольных (надзорных) мероприятий содержит ст. 65 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Согласно ей, контрольные (надзорные) мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. Их проводят только путем совершения инспектором и привлекаемыми им лицами следующих контрольных (надзорных) действий:

Это исчерпывающий перечень из 10 допустимых действий. Исключение составляют наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование, так как это мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.

Положение о виде контроля устанавливает конкретный перечень совершаемых действий, допустимых в рамках каждого контрольного мероприятия из числа предусмотренных Законом № 248-ФЗ для того же вида мероприятия.

Учёт внутренних условий

Проведение контрольных (надзорных) действий должно учитывать:

Но эти моменты учитывают только в случае, если они не создают непреодолимого препятствия для проведения контрольных мероприятий.

Лимит контакта с проверяющими

Срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица не может превышать 1 рабочий день в рамках проведения внеплановых:

Документальное оформление

Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражают в документах (протокол, акт, заключение), которые составляют инспектор и лица, привлекаемые им.

Фиксация доказательств

В случаях, установленных положением о виде контроля, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований инспекторы и привлекаемые ими лица могут использовать:

Порядок применения соответствующих гаджетов устанавливает положение о виде контроля.

Что должны предъявить проверяющие

При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте ведения последним деятельности контролируемого лица, инспектор, в том числе руководитель группы инспекторов, должен предъявить:

Также по требованию контролируемого лица инспектор обязан предоставить информацию о привлекаемых для проведения контрольного (надзорного) мероприятия экспертах, экспертных организациях и иных лицах. Цель – подтверждение их полномочий.

Если проверка затруднена

Иногда проведение контрольного (надзорного) мероприятия может оказаться невозможным. Это следующие случаи (ч. 10 ст. 65 Закона № 248-ФЗ):

Об этом инспектор составляет акт с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного мероприятия.

Это даёт инспектору право совершить контрольные (надзорные) действия в любое время до завершения проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом. Причём в этой ситуации орган контроля (надзора) может принять решение о проведении такого же мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с прокуратурой (ч. 11 ст. 65 Закона № 248-ФЗ).

Приостановление контроля: срок

Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный Законом № 248-ФЗ, может быть приостановлен.

Такое право есть у уполномоченного должностного лица контрольного органа на основании мотивированного представления инспектора. Условие – если срок экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Приостановка проверки происходит ровно на срок осуществления экспертиз или испытаний. А его в свою очередь определяют соответствующие правовые акты.

Кого должны привлечь к проверке

Контрольный орган привлекает к участию в контрольном (надзорном) мероприятии по соответствующему виду контроля следующие структуры:

Источник

Понятие контролируемых лиц при госконтроле и надзоре с 2021 года

Кто относится к контролируемым лицам

Согласно ст. 31 Закона № 248-ФЗ, контролируемые лица – это граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся в их владении и/или в пользовании, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

КАТЕГОРИЯ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЛИЦ

ПОЯСНЕНИЕ

Обычные физлица, не осуществляющие предпринимательской деятельности, признаются контролируемыми лицами в случае владения и/или пользования производственными объектами, которые на основании ст. 16 Закона № 248-ФЗ – объекты контроля, кроме жилых помещений.ОрганизацииЭто зарегистрированные в установленном законом порядке:

Органы государственной власти и местного самоуправления, иные государственные и муниципальные органы тоже могут быть контролируемыми лицами, если владеют и/или пользуются производственными объектами, которые по Закону № 248-ФЗ отнесены к объектам контроля.

Права (ст. 36 Закона № 248-ФЗ) и обязанности контролируемых лиц, возникающие в связи с контролем (надзором) установлены этим ФЗ и федеральными законами о видах контроля.

Одновременно недопустимо использование контролируемыми лицами прав и гарантий, установленных Законом № 248-ФЗ, для воспрепятствования контролю (надзору) (ч. 2 ст. 11).

Представитель контролируемого лица

Взаимодействие контролируемого лица с органом контроля (надзора), защита прав и законных интересов контролируемого лица возможны (если иное не предусмотрено федеральным законом):

Представителем контролируемого лица могут быть:

Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом компании (приказ и т. п.) или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством РФ.

Действия от имени контролируемого лица

Получение документов или совершение иных юридически значимых действий работниками организации, которые не являются руководителями, должностными лицами или иными уполномоченными работниками компании, возможно только в случаях, если они непосредственно участвуют в контрольных (надзорных) мероприятиях.

Присутствие на проверках

При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и действий, которые в соответствии с Законом № 248-ФЗ возможны только в присутствии контролируемого лица либо его представителя, такое присутствие обязательно. Исключение составляют мероприятия и действия инспекторов, не требующие взаимодействия с контролируемым лицом.

Без взаимодействия с контролируемым лицом разрешены (ст. 56 Закона № 248-ФЗ):

Инспекционный визит и выездную проверку инспекторы могут проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия – аудио- или видеосвязи и др.

В то же время, контрольные (надзорные) мероприятия и действия можно проводить, если:

При контроле (надзоре) недопустимо причинение неправомерного вреда (ущерба) контролируемым лицам, их представителям, имуществу в их владении, пользовании или распоряжении, их деловой репутации (ч. 3 ст. 9 Закона № 248-ФЗ). То есть, правомерный вред не исключается.

Перенос проверки

Случаи, когда контролируемое лицо (физлицо, ИП) может сообщить в контрольный (надзорный) орган о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия устанавливает Положение о виде контроля.

Тогда мероприятие переносят на срок, необходимый для устранения обстоятельств, ставших поводом для такого обращения.

Источник

Контрольные (надзорные) мероприятия – 2021: виды, порядок проведения, особенности правового регулирования

какое контрольно надзорное мероприятие включает в себя взаимодействие с контролируемым лицом
MVmaster / Depositphotos.com

1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о госконтроле). Этот документ, который часто называют контрольно-надзорным кодексом, систематизирует правила организации и осуществления госконтроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе закрепляет новую систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Несмотря на то что одним из принципов новой системы госконтроля (надзора), муниципального контроля предусмотрен приоритет профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, последние по-прежнему будут составлять важную часть контрольно-надзорной деятельности. При этом сама система контрольных (надзорных) мероприятий претерпит существенные изменения. Остановимся на них подробнее.

Виды контрольных (надзорных) мероприятий

Главным отличием нового правового регулирования от текущего в части контрольных (надзорных) мероприятий является четкая систематизация видов таких мероприятий. Если действующий в настоящее время Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) не содержит отдельного перечня видов контрольных (надзорных) мероприятий, то Закон о госконтроле устанавливает их единый список. В нем выделены следующие виды контрольно-надзорных мероприятий:

Стоит отметить, что определения понятия «контрольно-надзорное мероприятие» в Законе о госконтроле нет. Хотя в первоначальной редакции Проекта Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Законопроект о госконтроле), который впоследствии стал Законом о госконтроле, оно содержалось. Так, под контрольно-надзорным мероприятием предлагалось понимать комплекс взаимосвязанных действий, включающих предусмотренные законом контрольно-надзорные действия, совершаемые инспектором (инспекторами) и привлекаемыми им лицами в рамках контрольно-надзорного производства в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

Зато Закон о госконтроле воспринял имеющееся в Законе № 294-ФЗ деление контрольных (надзорных) мероприятий на две группы:

К первой группе отнесены такие мероприятия, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами при проведении этих мероприятий будут считаться встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах). В свою очередь, во вторую группу вошли наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также упоминается о возможности использования при проведении инспекционного визита и выездной проверки средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Важным уточнением является норма о запрете оценки контрольно-надзорными органами соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в Законе о госконтроле (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле). Более того, к 2022 году будет сформирован специальный электронный реестр видов контроля (надзора), и отсутствие вида контроля в этом реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.

Краткая характеристика контрольных (надзорных) мероприятий, которые будут применяться с середины следующего года, отражена в таблице:

Наименование контрольного
(надзорного) мероприятия

Суть мероприятия

Содержание мероприятия
(контрольные (надзорные) действия)

Требование предварительного
уведомления контролируемого лица

Срок проведения

Особенности
проведения

Норма права

Совершение инспектором действий по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям

Проводится без предварительного уведомления контролируемого лица

Определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется проверяемая сделка

Может проводиться с использованием почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе Интернета, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов

Совершение инспектором действий по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов работ, услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству

Проводится без предварительного уведомления контролируемого лица

Определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка и проводятся необходимые инструментальное обследование, испытание или экспертиза

Может проводиться с использованием почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе Интернета, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов

При необходимости возможна фиксация процесса мониторинговой закупки посредством фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации

Отбор проб образцов продукции (товаров) для подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству, проводимый по месту хранения или реализации контролируемыми лицами продукции (товаров)

О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются

Определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы

Проводится по месту хранения или реализации продукции (товаров)

Может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлеченных к проведению мероприятия на основании решения контрольного (надзорного) органа

Взаимодействие с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта

Проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта

Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день

Проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля

Оценка соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории

Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день

Проводится в отношении всех контролируемых лиц, владеющих, пользующихся или управляющих объектом контроля, или неограниченного круга контролируемых лиц, осуществляющих деятельность или совершающих действия на определенной территории

Может проводиться с участием экспертов и специалистов

Может проводиться в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия

Проверка сведений, содержащихся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанных с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа

Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В этот срок не включаются периоды: с момента направления контролируемому лицу требования представить необходимые документы до момента их представления; с момента направления информации о выявлении ошибок или противоречий в документах, о несоответствии сведений и требования представить письменные пояснения до момента представления пояснений

Проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа

При проведении документарной проверки контрольный (надзорный) орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов

Взаимодействие с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, с целью оценки соблюдения им обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа

О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства – не более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия (в случае наступления события, указанного в программе проверок – не более 40 часов)

Срок проведения выездной проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту

Конкретные сроки устанавливаются положением о виде контроля

Проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля

Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением ряда случаев

Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности)

Анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, поступающих в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляемых контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информсистемах

Срок назначается контрольным (надзорным) органом

При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями

Обследование, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований

Осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов

Проводится без информирования контролируемого лица.

Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день

Проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля

Важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Нарушение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия. Причем после признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле).

Контрольные (надзорные) действия

Закон о госконтроле ограничивает проведение контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами на плановой и внеплановой основе проведением инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, контрольных (надзорных) действий. Их перечень является исчерпывающим и включает в себя:

Совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных для конкретного вида контрольного (надзорного) мероприятия, будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 9 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле). А решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля, будут подлежать отмене контрольным (надзорным) органом, вышестоящим органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле).

Особенности правового регулирования

Анализ норм Закона о госконтроле позволяет выделить ряд ключевых положений в рамках нового правового регулирования порядка организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий:

***

С принятием Закона о госконтроле существенной корректировке подверглась не только система контрольных (надзорных) мероприятий, но и порядок их организации и проведения. Более четкие, конкретные и структурированные нормы призваны модернизировать механизм контрольно-надзорной деятельности, одним из инструментов которой и являются контрольные (надзорные) мероприятия.

Об усовершенствовании правового регулирования системы контрольно-надзорных мероприятий и порядка их проведения говорит и объем посвященных этому законоположений. Если в настоящее время порядок организации и осуществления госконтроля (надзора), муниципального контроля закреплен всего в 16 статьях Закона № 294-ФЗ (глава 2), то в Законе о госконтроле соответствующим нормам отведен целый раздел V, состоящий из 7 глав. 6 из них непосредственно касаются контрольных (надзорных) мероприятий – порядку их проведения, правилам исчисления сроков, результатам и особенностям исполнения принятых в результате проведения мероприятий решений контрольно-надзорных органов, а еще один – специальным режимам госконтроля (надзора).

По словам заместителя Министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева, одна из целей нового регулирования – ограничить количество проверок и сделать инструментарий контрольных органов максимально гибким за счет внедрения новых видов контрольных мероприятий, которые будут более оперативные и менее обременительные для предпринимателей, чем традиционные проверки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *