какое количество женского многоборья принято в спортивной гимнастике
Дина Аверина — 18-кратная чемпионка мира. Рекорд Евгении Канаевой держался десять лет
Чемпионат мира. Личное многоборье
1. Дина Аверина (Россия) — 108,400
2. Алина Горносько (Белоруссия) — 105,300
3. Арина Аверина (Россия) — 103,200
На чемпионате мира у личниц настал самый важный день — индивидуальное многоборье. В предыдущие годы три раза абсолютной чемпионкой становилась Дина Аверина, но после проигрыша на Олимпиаде никто уже не мог быть на сто процентов уверен в новом титуле гимнастки. Рядом находилась и сестра Арина, у которой никак не получалось выиграть многоборье именно на чемпионате мира. Алина Горносько из Белоруссии после завоевания золотой медали в ленте считалась одним из главных претендентов на медали.
Проблема с судейством в художественной гимнастике
2021 год разделил художественную гимнастику на эпоху «до» и «после». Это как будто совершенно два мира — в одном безоговорочно лидируют личницы сборной России, в другом не все так однозначно. Это чем-то похоже на ситуацию с золотом корейской Олимпиады в фигурном катании, где Алина Загитова выиграла 1,31 балла у лидера цикла Евгении Медведевой.
На Играх-2021 все ждали золота 13-кратной на той момент чемпионки мира Дины Авериной и серебра ее сестры Арины. Обратный порядок девушек тоже рассматривался в качестве реальных: Арина дважды выигрывала многоборье на чемпионате Европы и три — в России. И на континентальном первенстве это было особенно важно — соперницы там все те же самые, что и на «мире», за исключением, например, японок. Но они пока не самые сильные конкуренты в мире художественной гимнастики.
Дина Аверина в многоборье шла на рекордные показатели — ей не хватало всего одного золота, чтобы по сумме опередить Евгению Канаеву. У двукратной олимпийской чемпионки и у серебряного призера Игр — по 17 титулов чемпионок мира. В порыве эмоций после результатов личного финала в ленте позабылось, что в Японии разыгрывается еще и командное золото. И оно ожидаемо досталось сборной России — групповички выиграли свое многоборье, приплюсовав баллы к оценкам личниц.
Хотелось золота и Арине Авериной, у которой на чемпионатах мира складывается не так хорошо. Но в том же Баку в 2019 году она была максимально близка к победе — в последний момент она не получила достаточных оценок, чтобы обогнать сестру. Еще одно серебро Арина завоевала в 2017-м, но тогда все были спокойны и счастливы — Аверины выиграли все пять золотых медалей, разделив их между собой. Тогда же у Арины был и последний личный титул на чемпионате мира.
Трагедия художественной гимнастики в том, что здесь обычному зрителю придется долго вчитываться в правила, чтобы понять их суть. Для судей проводятся семинары, где все объясняется досконально, а после они сдают экзамен для проверки усвоенного. Но даже если болельщик и запомнит названия всех элементов и их стоимость, это не гарантирует понимания итоговой оценки. Почему-то здесь, как и в фигурном катании, часто случаются неожиданные вещи — баллы часто зависят от ставки федерации, от принадлежности к нужной стране, от предыдущих титулов и статистики выступлений. Некоторым спортсменкам, к примеру, прощается то, что замечается у других. В этом нет вины самих гимнасток — они просто выходят на ковер и показывают свой максимум. Судьям же приходится моментально считать все оценки — карточек с предварительно заявленной сложностью ведь теперь нет.
Арина Аверина всегда по своим возможностям претендует на чемпионство, но даже с чистыми выступлениями ее не всегда оценивают достойно. Так было на Олимпиаде — да, в ленте гимнастка сама ошиблась, но в остальных видах ее баллы с более чистым выступлением стали меньше. Почему? Непонятно — даже судьи не могут найти ответа на этот вопрос, ведь при пересчете оценок они могли бы получиться совершенно другими.
Где разрешена музыка и что общего у бревна с айфоном? Самый удобный гид по спортивной гимнастике
Важные вводные: в мужском многоборье представлено шесть видов программы, в женском — четыре. Вольные упражнения и опорный прыжок являются общими для обоих полов, а вот все снаряды — уникальны. Мужчины соревнуются на параллельных брусьях, кольцах, перекладине и коне, женщины — на бревне и разновысоких брусьях.
Опорный прыжок
Есть выражение, что гимнастика начинается с опорного прыжка. Именно эта дисциплина обычно открывает программу любых соревнований. Опорный прыжок начинается с разбега и отталкивания о пружинящий мостик, выполняющий роль трамплина, затем следует отталкивание от специального гимнастического снаряда, акробатические элементы в воздухе и приземление.
Что такое акробатические элементы? Сальто, пируэты, вращения, повороты — все то, что составляет техническую сложность программы спортсмена.
Длина дорожки для разбега, высота трамплина и снаряда для отталкивания четко регламентированы правилами. На Олимпиаде 2000 в Сиднее из-за неправильно установленного снаряда (всего 5 сантиметров от нормы) несколько спортсменок успели получить серьезные травмы вплоть до переломов, пока организаторы разобрались, в чем именно проблема.
Самые распространенные ошибки, которые может увидеть даже новичок, — согнутые колени, разведенные ноги во время акробатических элементов, неточное приземление после прыжка — на колени или спину. Наказывается также заступ ногой за линии, которые ограничивают дорожку.
Ниже показан опорный прыжок с ошибкой на приземлении.
Вольные упражнения
Все, что нужно для вольных упражнений, — гимнастический ковер и хорошо подготовленный спортсмен. Ковер представляет собой квадратный помост размерами 12 на 12 метров с дополнительным метровым бордюром безопасности, изготовленный из специального материала с покрытием, предотвращающим ожоги кожи от трения.
Спортсмен выполняет кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках — динамические и статические элементы, элементы на гибкость и так называемые диагонали — связки из разных элементов, выполняемые от одного угла ковра до другого.
Что ценится в вольных упражнениях? Чистота элементов, отсутствие ошибок на приземлениях, рациональное использование всей площадки ковра. Самые грубые нарушения, которые приводят к серьезным потерям в оценке — падения и заступы за пределы ковра.
В выступлениях женщин оценивается также хореографическая составляющая — в программе используются танцевальные па (движения. — «Матч ТВ»), немного напоминающие художественную гимнастику. Вольные упражнения у женщин — единственный вид спортивной гимнастики, в котором разрешено музыкальное сопровождение.
Параллельные брусья
Упражнения на брусьях сочетают в себе силовые и маховые элементы. Организация этого снаряда позволяет спортсмену использовать элементы из самых разных структурных групп. В комбинацию входят также статические положения — угол, стойка на руках, горизонтальные упоры, элементы над и под жердями, элементы большим махом, элементы в упоре и упоре на руках, элементы с вращением по сальто и без. Комбинацию венчает соскок, который должен быть сложным и чистым.
Правилами определена высота брусьев от пола — 200 см, от матов — 180 см и ширина — 60 см.
Основу упражнений составляет упор — рабочее положение на брусьях, хорошо знакомое обывателю по технике обычных отжиманий. При упоре на руках плечи лежат на жердях.
Элементы на брусьях выполняются как в классическом положении поперёк, так и продольно на одной жерди.
Перекладина
Перекладина — стальной стержень толщиной в 2,8 сантиметра и длиной в 240 сантиметров, установленный на высоте 278 сантиметров. Она стоит на вертикальных стойках и закреплена стальными растяжками.
Упражнения на перекладине включают вращения вокруг жерди, перелеты с прерыванием хвата, демонстрацию разных хватов и висов. Касание снаряда телом запрещено. Подъем на перекладину гимнаст осуществляет при помощи ассистента.
Последним чемпионом Олимпийских игр на перекладине от России на данный момент является Алексей Немов, победивший в Сиднее в 2000 году.
Кольца
На кольцах выполняют статические и динамические элементы — подъёмы, обороты и выкруты. В конце упражнения спортсмен делает акробатический соскок. Кольца требуют от гимнаста большой физической силы, причём для статических элементов даже больше, чем для динамических.
Статический элемент считается засчитанным, если он удерживается не менее чем 2 секунды.
Для производства коня используется металл, дерево и пластик — из металла делается подставка, из пластика или дерева — основа коня, которая обшивается нескользящим эластичным материалом, и две ручки. По правилам ФИС (Федерации гимнастики. — «Матч ТВ»), к коню предъявляются следующие требования:
Гимнаст на коне выполняет махи и круги ногами, делает так называемую «проходку» — последовательность движений, когда спортсмен перемещается руками по всей поверхности коня.
Оценка за элемент зависит от его сложности и от того, на какой зоне снаряда он выполняется.
Разновысокие брусья
Разновысокие брусья представляют собой две жерди длиной 240 сантиметров, установленные параллельно, но на разной высоте. Упражнение состоит из наскока, оборотов и махов, полетных элементов и соскока.
Разновысокие брусья — коронный вид для российской гимнастки Алии Мустафиной. Она дважды олимпийская чемпионка именно на брусьях.
Бревно
Что такое 10 сантиметров? Это на 2 сантиметра меньше длинной стороны айфона 5s и на сантиметр меньше стандартной шариковой ручки. На обтянутом замшей или кожей брусе в 10 сантиметров, где простому смертному даже стоять было бы тяжело, гимнастка выполняет сальто, кувырки, перевороты и статические элементы. Стоит ли говорить, что главным фактором чистого упражнения является равновесие, а потеря равновесия неминуемо приводит к снижению оценки, особенно если заканчивается падением гимнастки с бревна.
Упражнение на этом снаряде состоит из трех этапов — подъем на бревно, последовательность элементов и завершающий соскок.
С 10 по 14 апреля в польском Щецине пройдет чемпионат Европы по спортивной гимнастике. От сборной России там выступят:
Мужчины — Иван Стретович, Никита Нагорный, Артур Далалоян, Денис Аблязин, Дима Ланкин, Владислав Поляшов
Женщины — Ангелина Мельникова, Ангелина Симакова, Мария Пасека, Анастасия Ильянкова
Мужское и женское многоборье: тонкости различных дисциплин спортивной гимнастики
Спортивная гимнастика включает в себя ряд самостоятельных дисциплин, каждая из которых по-своему сложна и уникальна. При этом некоторые разделы этого вида спорта входят в программу физической подготовки спортсменов иных направлений. Рассмотрим нюансы гимнастического многоборья женских и мужских программ.
Гимнастическое многоборье для женщин
Дисциплины спортивной гимнастики делятся на женские и мужские. Существует несколько дисциплин, в которых соревнуется прекрасный пол.
Брусья разной высоты
Изначально на снаряде выполнялись в основном несложные элементы, что было обусловлено тем, что расстояние между жердями было небольшим. С 60-х годов прошлого столетия величина между брусьями увеличилась, что позволило гимнасткам значительно расширить арсенал гимнастических упражнений и показать в полной мере красоту этой дисциплины. Вместе с тем выступления спортсменок стали походить на мужские программы, которые выполнялись на перекладинах.
Современные композиции на брусьях начинаются с наскока, затем осуществляются всевозможные маховые движения и обороты, полетные упражнения. Легкие элементы обычно используются в качестве связки между сложными по технике исполнения упражнениями, которыми и пытаются гимнастки удивить судей. Тяжелыми по технике выполнения элементами считаются:
Завершается программа соскоком.
Снаряд представляет собой большой брус, покрытый кожей. Выступление на нем условно можно поделить на три этапа:
Начаться программа может с простого прыжка на брус или с акробатических элементов. Гимнастки любят выполнять перемахи, вертикальный шпагат, кувырки, перекидки, горизонтальные упоры с выходом в стойку, круги.
Прыжки могут осуществляться с поворотами или без них, при этом их выполнение возможно не только на ноге, но и животе, спине. В общей сложности упражнения отличаются положением тела гимнастки, например, в позиции согнувшись или в группировке. Усложнение программы возможно за счет добавления упражнений с разведением ног в шпагат.
Заканчивается выступление соскоком. Обычно это однократное или многократное сальто вперед либо назад. Вся композиция длится не более 90 секунд.
Опорные прыжки
Этот вид прыжков составляет отдельную группу ввиду специфики его выполнения. Техника выполнения опорного прыжка такова:
Длина дорожки для разбега достигает от 20 до 30 метров, а высота специального снаряда – от 130 до 140 см.
В процессе прыжка гимнастка выполняет различные акробатические элементы, которые оценивает жюри по сложности исполнения. Судьи берут в расчет, в том числе момент приземления. Если гимнастка упала после прыжка, то это может существенно повлиять на итоговую оценку не в лучшую сторону.
Опорные прыжки подразделяют на:
В современных программах по опорным прыжкам гимнастки часто выполняют прыжки без сальто, но с переворотами в любое направление (вперед, назад, боком).
Двухфазовые прыжки (поворот на 360 градусов в первой части, сальто вперед во второй части) появились в женских комбинациях тоже не сразу. Первыми спортсменками, которые позаимствовали такие элементы из мужской программы, стали Давидова и Корбут. Эти упражнения сложны, поэтому и сегодня редко исполняются на соревнованиях. Рекордный прыжок зафиксирован у Продуновой Елены.
Аналогом «прыжков Щербо» в мужском выступлении является «прыжок Юрченко». Он представляет собой прыжок с поворотом на 180 или 360 градусов. Исполняется этот трюк ввиду сложности нечасто, хотя техника его выполнения хорошо изучена.
Вольные упражнения
Продолжительность вольных упражнений не превышает 90 секунд. Показательное выступление у женщин сопровождается музыкальным аккомпанементом. Судьи оценивают сложность упражнений, отсутствие технических ошибок, уровень хореографической подготовки. Во время выступления гимнасткам нельзя выходить за пределы ковра или падать, показывать элементы, находясь на одном и том же месте.
Классы упражнений, которые демонстрируют спортсменки:
Наличие технических ошибок при выполнении технических действий значительно уменьшает шансы гимнасток на победу в соревнованиях.
Гимнастическое многоборье для мужчин
Спортивная гимнастика для мужчин включает следующие дисциплины:
Вольные упражнения
Демонстрация соревновательной программы осуществляется на том же помосте, что и у женщин. Отличие мужских выступлений от женских состоит в технике выполнения упражнений и отсутствии музыкального сопровождения. Продолжительность вольной программы у мужчин составляет 70 секунд.
Все элементы подразделяются на следующие классы:
Если гимнаст использует связки, то получает дополнительную надбавку к итоговой оценке. При этом связующие элементы не должны повторяться.
Опорные прыжки
Мужчина в процессе прыжка демонстрирует больше сложных элементов по сравнению с женщинами.
Техника последней группы элементов еще мало изучена, а потому встречается крайне редко на международных соревнованиях.
Комбинация упражнений состоит из таких структурных групп:
Маховые движения можно усложнить прыжками или поворотами. Во время выполнения махов ногами гимнасты часто совершают ошибки. Это связано с тем, что для исполнения маховых движений требуется определенный уровень мастерства.
Основными элементами на коне являются круги. Они подразделяются на движения с поворотами по ходу вращения или в противотемп либо без них. Круг – это перемахи через боковую плоскость двумя ногами, которые выполняются друг за другом. Наиболее сложным по исполнению является элемент Деласала-Томаса. Смотрятся круги эффектно и судьи ставят высокий балл, если нет претензий к технике исполнения.
При выполнении кругов гимнаст использует всю поверхность коня. Очень сложными считаются элементы, в которых требуется упор только на одну ручку. Еще одно тяжелое в исполнении упражнение – «винт». Его противоположностью является элемент с поворотом по ходу вращения. Также имеется интересный элемент, представляющий собой связку кругов с поворотом на одной ручке – «Флоп». По правилам в одной комбинации больше двух флопов использовать нельзя. Заканчивается выступление соскоком.
Кольца
Снаряд представляет собой два кольца, которые подвешены на специальных тросах. Выполняется конструкция из материала, который практически невозможно согнуть или деформировать. Подвешивают кольца на высоту до трех метров от поверхности пола. Их диаметр составляет около 20 см, а расстояние между ними – порядка полуметра.
У последнего упражнения есть элемент-антагонист – «Обратный самолет». Его особенность состоит в том, что спина гимнаста смотрит в пол, а живот направлен к потолку.
Параллельные брусья
На этом снаряде занимаются только мужчины, у женщин аналогом являются разновысокие брусья. Высота снаряда от пола составляет два метра. Под брусьями в целях безопасности располагают маты. Гимнасты при выполнении программы сочетают маховые и силовые упражнения. Спортсмены исполняют статические элементы, движения с махами, вращениями, сальто. Упражнения на брусьях выполняются поперечно или продольно. Структурные группы:
Сальто вперед или назад завершает выступление спортсменов.
Перекладина
Спортсмены демонстрируют членам жюри всевозможные виды висов и хватов, например, снизу или сверху, обратный. Судьи оценивают не только технику исполнения, но и связки элементов. Одними из сложнейших упражнений на турнике считаются вращения. Когда спортсмен выполняет такой трюк, он не должен касаться телом перекладины. Выполняются вращения на одной или двух руках.
Согласно правилам, все разрешенные упражнения можно распределить по структурным группам:
В данной дисциплине соскок также является завершающим элементом выступления гимнаста.
Федерации
На территории РФ организацией, отвечающей за проведение мужского и женского многоборья, является ФСГР (Федерация спортивной гимнастики России). Она представляет интересы отечественных спортсменов на европейских и международных соревнованиях, координирует развитие гимнастики на территории страны, содействует в создании условий для подготовки профессионалов (тренеров, судей). Практически в каждом российском регионе есть филиалы ФСГР.
Федерация международного уровня (ФИЖ) представляет спортсменов сразу нескольких направлений: акробатики, спортивной и художественной гимнастики. Организация не только занимается проведением спортивных мероприятий международного масштаба, но и разрабатывает регламенты, на основании которых судьи оценивают выступления гимнастов. Федерация образована летом 1881 года в Бельгии.
Еще одна крупная организация – Европейский гимнастический союз (УЕЖ). Союз основан в 1982 году и отвечает за проведение соревнований на территории Европы.
Историческая справка о развитии спортивной гимнастики
Спортивная гимнастика официально вошла в программу Олимпийских игр в XIX веке, однако некоторые ее элементы активно использовались еще до официального признания дисциплины. Например, упражнения, выполняемые на снарядах, были популярными в Европе в конце XVIII века. В то время выступления спортсменов были весьма примитивны, а техника реализации гимнастических движений была примитивной. Но, несмотря на это, этот вид спорта уже в то время успел завоевать любовь и симпатию зрителей.
Первые соревнования начали проводиться во второй половине XIX века. В этот же период спортивную гимнастику как летний вид спорта включили в олимпийскую программу, однако принимать участие в состязаниях могли исключительно мужчины. В 1923 году Олимпийский комитет внес поправки в действующее на то время законодательство, и дорога в большой спорт открылась, в том числе для женского дивизиона.
Первые чемпионаты мира по спортивной гимнастике были проведены в начале XX века. Однако такие мероприятия проходили на нерегулярной основе (примерно раз 2-4 года). Как правило, самыми мастеровитыми спортсменами в этом виде спорта считались граждане Италии, Чехословакии, Венгрии, США, Франции, Германии и других стран.
Появление спортивной гимнастики в РФ
Гимнастика появилась в России примерно в то же время, что и в Западной Европе. Петр I и полководец Суворов считали гимнастические упражнения хорошим средством для поддержания тела в тонусе, воспитания воли, дисциплины, терпения и упорства. Первыми гимнастами в нашей стране можно считать солдат.
Во второй половине XIX века П. Ф. Лесгафтом в северной столице были открыты первые курсы для обучения гимнастическому искусству. Программа подготовки была рассчитана на два года. Чуть позже было основано общество российских гимнастов. Его возглавил В. А. Гиляровский. Благодаря его активной позиции поклонники этого вида спорта на собственные средства открыли в Москве первый зал, в котором проходили занятия по спортивной гимнастике. Помещение было оснащено всем необходимым – от инвентаря до снарядов.
Становление спортивной гимнастики как полноценной дисциплины пришлось на 80 – 90-е года XIX столетия. В это же время в Москве состоялись первые соревнования. Немного позже спортивная гимнастика была включена в программу физической подготовки юношей в мужских учебных заведениях.
Популяризация спортивной дисциплины началась в начале XX века. В этот период во многих регионах Советского союза открывались курсы, кружки для взрослых и детей, проводились регулярные соревнования. Особым толчком в развитии спортивной гимнастики в СССР явилась состоявшаяся в 20-х годах Спартакиада. В Первой всесоюзной спартакиаде приняло участие пять команд гимнастов. Спустя пять лет соревнование было проведено повторно, а в мероприятии приняло участие намного больше команд. С этого времени такие чемпионаты стали проводить на регулярной основе.
В 1934 году были введены свод правил и система спортивных титулов. В середине прошлого столетия советская федерация гимнастики была включена в состав европейской и международной организаций, после чего советские гимнасты стали выступать на Олимпийских играх, мировых и европейских чемпионатах.
Учебные пособия
Представленные ниже издания помогут новичкам не только разобраться в техниках правильного выполнения упражнений, но и узнать поближе о судьбах профессиональных гимнастов.
Пособие будет полезно не только для начинающих спортсменов, но и тренеров. Книга охватывает вопросы основ гимнастики, описывает тонкости тренировок для отдельных дисциплин: брусьев, колец, коня, перекладины. Все представленные техники предназначены для разных возрастных групп, а также в отдельности для каждого пола.
Иногда, чтобы досконально разобраться в спортивной дисциплине, стоит окунуться в изнанку соревнований и понять, по каким критериям оценивают члены жюри гимнастов. По этой причине издание будет полезно не только для экспертов, но и обычных спортсменов. В пособии подробно представлены методы и средства судейства, а также способы ухода от субъективной оценки.
В издании представлены ценные советы гимнастам. Изюминкой работы является оригинальная подача материала – в форме диалога тренера и юной спортсменки. Из книги читатель узнает о том, чем живет профессионал, как грамотно построить карьеру, откуда черпать мотивацию для продолжения дела всей жизни.
В завершение следует отметить, что в гимнастических направлениях мужского и женского многоборья есть масса тонкостей. При этом не стоит забывать о том, что путь к вершине каждой из дисциплин складывается из упорных и регулярных тренировок.