какое количество видов интеллекта выделяется согласно теории множественности его видов
Девять типов интеллекта: узнай свой
Мы часто слышим фразы про то, что все люди разные и каждый талантлив по-своему. Так вот, это не отговорки для успокоения самолюбия. Существует множество концепций, которые говорят нам о том, что все люди умны по-разному. В этой статье мы расскажем о теории множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера. Он выделяет девять типов интеллекта, которые влияют на то, как мы работаем с информацией. Его теория объясняет, почему все по-разному справляются с одинаковыми задачами. Кроме того, мы оставили ссылку на тест и подготовили описание по каждому типу интеллекта, чтобы вы смогли определить свои преимущества.
Основные тезисы теории
Критика и влияние
Теория Гарднера подверглась критике со стороны как психологов, так и педагогов. Критики утверждают, что определение интеллекта Гарднера слишком широкое, и что его девять типов интеллекта просто представляют таланты, личностные качества и способности. Теория Гарднера также страдает от недостатка поддержки эмпирических исследований. Несмотря на это, она пользуется значительной популярностью в образовательной сфере. Многие учителя используют эту концепцию для индивидуального подхода к ученикам. Теория множественного интеллекта также популярна в области образования, потому что она подтверждает повседневный опыт педагогов: ученики и студенты действительно думают и учатся по-разному.
Чтобы узнать, какой тип интеллекта является для вас основным, нужно пройти тест. Он доступен по ссылке. Продолжайте читать, чтобы узнать об основных характеристиках каждого типа интеллекта и понять, какая профессия вам подходит лучше всего.
1. Визуально-пространственный интеллект
Не каждый может создавать в своей голове 3D-модели, решая геометрическую задачу или рисуя объемное изображение. Такая способность характерна для людей с визуально-пространственным интеллектом.
Сильные стороны: создание визуальных и пространственных образов, легкое оперирование ими.
Этот вид интеллекта относится к способности человека эффективно использовать слова, чтобы выразить то, что он имеет в виду.
Сильные стороны: эффективная работа с информацией, быстрое изучение языков и письма.
Обычно наиболее очевидными показателями, используемыми при определении интеллекта, являются логические и математические способности. В концепции Гарднера — это один из типов интеллекта.
Сильные стороны: способность распознавать закономерности и анализировать информацию, концептуальное мышление и быстрое решение математических задач.
Высокая координация сознания и тела присуща людям с телесно-кинестетическим интеллектом.
Сильные стороны: высокая двигательная активность, четкая координация, ловкость, тактильная память.
Если у человека есть талант разбирать музыкальные композиции на элементы и отслеживать все звучащие в ней инструменты, то он обладатель музыкального интеллекта.
Сильные стороны: чувство ритма, слух и музыкальный талант.
Эмоции тесно связаны с вашим интеллектом. Межличностный интеллект относится к способности ощущать чувства других людей, а также понимать мотивы их поведения.
Сильные стороны: эмпатия и взаимодействие с другими людьми.
Самосознание также является формой интеллекта. Если человек понимает себя, свои желания, знает, что чувствует и почему он это чувствует, то с уверенностью можно сказать, что он обладает внутриличностным интеллектом.
Сильные стороны: самоанализ и саморефлексия.
Способность «читать» и понимать природу и всех живых существ, населяющих ее, является главной характеристикой натуралистического интеллекта.
Сильные стороны: способность к изучению окружающей среды.
«Почему и зачем мы живем?», «что происходит с нами после смерти?» — типичные вопросы для человека с экзистенциальным интеллектом.
Сильные стороны: глубокая чувствительность и высокая способность решать фундаментальные вопросы в сочетании со страстью к поиску ответов на эти вопросы.
Теория множественного интеллекта: Почему IQ-тест не скажет всей правды
Главная страница » Лайфхаки » Родителю » Теория множественного интеллекта: Почему IQ-тест не скажет всей правды
Содержание статьи:
Все люди разные: кому-то даются иностранные языки, кто-то с легкостью осваивает физику или химию, а кто-то преуспевает в спорте, а отвечает за все эти успехи множественный интеллект. Но даже большая часть взрослых людей не до конца осознает свои способности и не знает пути их развития. Однако, чем лучше мы знаем себя и раскрываем таланты, заложенные в нас природой, тем ярче и интереснее становится наша жизнь.
Теория множественного интеллекта
О множественном интеллекте профессор Гарвардского университета, преподаватель когнитивной психологии Говард Гарднер впервые упоминал еще в 1983 году. Он считал, что IQ не является единственно верным показателем интеллекта. Более 20 лет исследуя взрослых, детей разных возрастов, в том числе и одаренных детей, и анализируя их успехи в работе и учебе, он выдвинул свою теорию – теорию множественного интеллекта. В ходе многолетних наблюдений Гарднер заметил, что кому-то с легкостью даются математические задачи, кому-то нравится заниматься музыкой, а для кого-то ближе литература. Так он сделал вывод о разном усвоении информации и проявлении талантов и способностей разными людьми и пришел к пониманию, что тесты на IQ не способны всеобъемлюще измерить умственные способности человека.
Теория Гарднера пользуется популярностью среди педагогов и школьных психологов, поскольку она подтверждает их опыт о разном восприятии информации и способностей детей к обучению и позволяет находить индивидуальный подход к любому ученику.
9 типов множественного интеллекта
Итак, множественный интеллект представлен девятью типами, и каждый имеет свои отличительные особенности и характеристики.
Ученики с таким интеллектом отличаются способностью эффективно оперировать словами. Они обожают читать, отлично излагают свои мысли на письме и любят рассказывать истории. У них бесконечный словарный запас, поэтому они обладают даром убеждения. Кроме того, дети с этим типом интеллекта эффективно работают с информацией и с легкостью осваивают иностранные языки.
У детей с таким преобладающим типом интеллекта развиты аналитические навыки, они могут анализировать информацию и выстраивать причинно-следственные связи. Им нравится работать с числами, строить графики, диаграммы, оперировать статистическими данными, проводить эксперименты.
Дети с преобладающим визуально-пространственным типом интеллекта мыслят образно, поэтому они лучше воспринимают информацию с помощью изображений, графиков, диаграмм, видеопрезентаций. У таких учеников хорошо развиты мелкая моторика, память, они отлично ориентируются на местности и запоминают карты.
Дети с развитым музыкальным интеллектом восприимчивы к музыке, у них отличное чувство ритма, слух и музыкальные способности. Им нравится играть на музыкальных инструментах и петь, запоминать и воспроизводить мелодии.
Дети, у которых преобладает телесно-кинестетический интеллект, познают мир через прикосновения. Они отлично владеют телом, жестами, мимикой, обладают ловкостью, высокой двигательной активностью, координацией и тактильной памятью. Таким детям нравится заниматься спортом, танцами или создавать вещи своими руками.
Детям с развитым межличностным интеллектом легко общаться с другими людьми, даже с незнакомыми. Они умеют ощущать чувства других людей и понимать скрытые мотивы их поступков. К сильным сторонам таких детей можно отнести умение видеть ситуацию с разных сторон, разрешать споры и конфликты, эффективно вести переговоры. Обычно у них много друзей и им нравится работать в команде.
Дети с преобладающим внутриличностным интеллектом хорошо знают себя, свои сильные и слабые стороны, обладают самосознанием, понимают свое эмоциональное состояние. Им нравится размышлять, анализировать, работать в одиночестве.
Дети, обладающие развитым натуралистическим интеллектом, интересуются природой и всеми живыми существами, населяющими ее. Они с удовольствием заботятся о животных, разводят растения, наслаждаются прогулками на природе и любят загородные поездки. Их любимые предметы – ботаника, зоология, биология.
Эти дети – маленькие философы. Их интересуют сложные и глобальные вопросы: зачем мы живем? как зародилась жизнь? что нас ждет после смерти? Они отличаются чувствительностью, склонностью к рассуждениям. Любят дискуссии, изучают разные философские концепции.
Более детально с теорией множественного интеллекта можно ознакомиться, прочитав книгу Говарда Гарднера «Структура разума: теория множественного интеллекта».
Определить тип интеллекта и пробудить потенциал
Как уже упоминалось, множественный интеллект присущ каждому человеку, причем все девять типов. Теория, предложенная Гарднером, позволяет распознать ведущий тип интеллекта и раскрыть свой потенциал. Чтобы добиваться хороших результатов в учебе, а затем эффективно работать, необходимо задействовать как можно больше видов интеллекта.
Вспомните Леонардо да Винчи и его выдающийся пространственный интеллект, однако он использовал свои возможности комплексно, что и позволило добиться успеха в разных сферах деятельности.
Типы интеллекта можно развивать, чем больше типов развито, тем эффективнее человек проживает свою жизнь и добивается лучших результатов. Кроме того, ребенок, зная свой ведущий тип интеллекта сможет безошибочно выбрать будущую профессию.
А если добавить мощности?
Читая описания видов интеллекта, можно определить свой ведущий тип и те, что не менее хорошо развиты, и обратить внимание на те, которые находятся в зачаточном состоянии и требуют «доработки». Следуя простым советам, можно развивать виды интеллекта, которые на данный момент слабы.
Но, например, в ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ № 1 уделяют пристальное внимание личности каждого ученика и их гармоничному развитию.
Теория множественных интеллектов Г. Гарднера
Задумывались ли вы, почему дети в одном классе так по-разному усваивают программу? Или почему, закончив одну и ту же языковую школу, ребята выбирают совершенно разные профессии? Конечно, скажете вы, у всех разные способности. И будете правы. Но дело не в уровне IQ, а в направленности мышления и восприятия мира.
В 1983 году американским психологом Говардом Гарднером (анг. Howard Gardner) была разработана теория множественного интеллекта. На основании своих наблюдений Гарднер пришел к выводу, что вместо единого интеллекта у человека присутствуют несколько различных интеллектуальных способностей. Об этом он пишет в своей, широко известной на весь мир книге «Структура разума. Теория множественного интеллекта». Также встречается другой перевод названия: «Границы разума. Теория множественного интеллекта».
Сущность теории множественных интеллектов Говарда Гарднера
Например, он считает, что интеллект ребенка, который прекрасно решает логические задачи, не выше, чем у того, который с этими заданиями справиться не может. Просто у него другой тип мышления. Он, может быть, знает все о насекомых или играет на трех музыкальных инструментах.
Гарднер подчеркивает, что интеллект это не предмет и не некий механизм в нашей в голове. Это ресурс, который дает использовать различные формы мышления. Интеллект — способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленная культурной и социальной средой.
Семь видов интеллекта, выделенных психологом, равноценны между собой. Они не зависят друг от друга, а работают как самостоятельные системы. Каждый вид представляет собой способ взаимодействия с миром, и оценивание одних интеллектов выше, чем других — это исключительно культурная традиция.
Множественный интеллект, по мнению его открывателя, имеет следующие виды:
Позже, продолжая работу над своей теорией, ученый добавил еще два:
Таким образом, мы видим 9 типов мышления. Давайте разберем каждый из них.
Лингвистический или вербально-лингвистический интеллект
Это способность использовать речь в разных ее проявлениях, устно и письменно. Люди, для которых характерен этот тип, прекрасные ораторы. Они умеют интересно рассказывать обо всем, удерживая внимание публики. Им легко запоминать тексты, писать сочинения.
Малыши с этим типом мышления легко учат стихи и с удовольствием их рассказывают. Им легко дается азбука. Они рано начинают читать и писать, любят книги. Такие дети быстро осваивают иностранные языки, любят словесные игры. Им нравится участвовать в спектаклях.
Обладатели этого типа интеллекта становятся писателями, политиками, журналистами, редакторами, переводчиками. Им также подходят профессии учителей словесности, тренеров, телеведущих, юристов.
Логико-математический интеллект
Это проявление логического и абстрактного мышления, умение сопоставлять объекты мысленно, не имея их в поле зрения. Это любители математической точности и вычислений, метода дедукции и анализа, нахождения причинно-следственных связей.
Дети с логико-математическим типом быстро учатся классифицировать, понимать абстрактные понятия и делать выводы и умозаключения. Им нравятся логические задачки, головоломки, игры с цифрами и всяческие подсчеты. Они обожают научные эксперименты и книги с уклоном в науку.
Выбор будущей профессии также обычно связан с наукой. Такие люди становятся математиками, физиками, астрономами, инженерами, бухгалтерами, программистами.
Музыкальный интеллект
Это способность к игре на разных музыкальных инструментах, пению, понимаю ритмичной картины, силы и высоты звуков. Люди с музыкальным интеллектом прекрасно разбираются в музыке. У них великолепный слух, позволяющий различать чистоту, высоту, тембр звука. Они хорошо передают и чувствуют ритм.
Малыши с этим типом уже с первых месяцев жизни прислушиваются к музыке, реагируют на нее эмоционально. Они предпочитают музыкальные игрушки остальным. Становясь старше, они легко запоминают и воспроизводят музыку. Могут начинать обучение в музыкальной школе раньше сверстников. В обучении для них лучше применять методы слушания, аудирования. Уроки им легче делать под музыку.
Это будущие композиторы, музыканты, певцы, артисты, диджеи, звукорежиссеры.
Пространственный или пространственно-визуальный интеллект
Говорит о способности модифицировать информацию, преобразовывать ее в зрительные образы. Умение мысленно действовать с этими образами в трех измерениях.
Взрослые прекрасно чувствуют цвет и форму, линии и размеры. У них прекрасная зрительная память. Они с легкостью запоминают лица, предметы, картины и даже страницы с текстом. Легко находят дорогу по карте, запоминают что, как и где расположено.
Дети с преобладающим пространственным мышлением легко представляют любые образы и переносят их в свой мир: фантазий, игр, поделок, рисунков.
Это скульпторы, художники, дизайнеры, фотографы, архитекторы, строители. Этот тип интеллекта присущ шахматистам и инженерам, стилистам и имиджмейкерам, а также водителям.
Телесно – кинестетический интеллект
Это способность использовать все части тела для выполнения поставленных задач. Сюда входит управление крупной и мелкой моторикой, движения тела, ловкость, равновесие, координация в пространстве. А также использование предметов окружающей среды.
Люди этого типа много двигаются, занимаются спортом и танцами. Чаще всего обладают спортивной фигурой. Они следят за своим телом, с помощью которого пытаются самоутверждаться.
Дети с раннего возраста очень гибкие, ловкие, активные. Они могут хорошо контролировать и координировать свои движения. Например, они начинают кататься на двухколесном велосипеде раньше сверстников. Они любят подвижные игры, беготню, не могут долго усидеть на месте.
Обычно этим типом интеллекта обладают спортсмены, танцоры, жонглеры, хирурги, пожарные.
Межличностный интеллект
Способность распознавать чувства людей, улавливать их настроение, понимать язык их поведения и настроения.
Это люди, которые быстро сходятся с другими, чувствуют их состояние, поддерживают. Они испытывают высокую эмпатию к окружающим, понимают, чем им можно помочь. Они добры и внимательны к близким, а свои эмоции хорошо контролируют.
Маленькие дети с таким мышлением сразу реагируют на изменение лица, тона голоса, жесты значимого взрослого. Они стараются сгладить конфликты, любят игры с другими детьми, часто берут на себя роль ведущего. Даже в детстве такие ребята отлично понимают других людей, стараются помочь, направить, поддержать, успокоить.
Из них вырастают прекрасные чуткие руководители, общественные деятели, учителя, врачи, психологи, волонтеры, спасатели.
Внутриличностный интеллект
Это также способность распознавать чувства, но уже не других людей, а свои. Это нужно для определения самосознания, саморазвития, восприятия себя в мире и с другими людьми.
Чаще всего это интроверты, которые стремятся развивать себя, делать жизнь упорядоченной, следовать правилам. Они способны договариваться с собой, чтобы изменить свое отношение к каким-то ситуациям.
Такие дети очень организованны с ранних лет. Они могут давать оценку своим действиям, поступкам, видеть свои сильные и слабые стороны. Они понимают, чего действительно хотят. Благодаря этому способны решить, будут они это делать или нет.
Как и люди с межличностным типом, эти выбирают похожие профессии. Психолог, учитель, философ, историк и другие, где необходимы качества этого интеллекта.
Натуралистический интеллект
Способность человека взаимодействовать с природой, чувствовать ее значимость и влияние на людей и мир вокруг. Таким людям интересно изучать все живое, а также наблюдать за погодой, собирать камни, изучать изменения экологии.
Дети с натуралистическим интеллектом любят отдых на природе. Им нравится ходить в походы, ездить в горы. Они с удовольствием помогают взрослым в саду и в огороде. Они с детства интересуются животными и растениями. Таким типом интеллекта обладал Джеральд Даррелл. Об этом можно узнать из его книг, начиная с первой «Моя семья и другие звери», где он описывает себя еще ребенком.
Раньше было принято выводить детей на уроки по окружающему миру в ближайшие парки. Такие занятия лучше всего помогают детям с этим типом интеллекта усваивать программу.
Экзистенциальный интеллект
Это способность воспринимать и изучать мир через религию, философию и медитацию. Обычно этим типом интеллекта, по мнению Говарда Гарднера, обладают дети, которые с рождения воспитываются в религиозных семьях. Но бывает, что ребенок и сам начинает интересоваться этими темами.
Такие дети часто задают вопросы о смысле жизни, о смерти, о боге или высших силах. Они любят историю, священное писание, беседы о духовности. Вырастая, они идут учиться на философов, журналистов, аналитиков. Становятся общественными деятелями, преподавателями йоги, священниками.
Итак, по мнению автора теории множественного интеллекта, он включает 9 типов или направленностей. Редко бывает, чтобы человек обладал только одним из них. Как правило, люди имеют несколько способностей, которые проявляются уже в детстве. Точнее, в каждом из нас в той или иной степени есть все виды интеллекта. Но, в зависимости от окружающей среды, развиваются только некоторые из них.
Как применить теорию к отдельному ребенку
Для чего важно знать, какие именно типы интеллекта преобладают у ребенка? Прежде всего, для того, чтобы подобрать тот способ обучения, который ему подходит. Да, в обычных школах практически нереально организовать учебный процесс, опираясь на индивидуальные особенности каждого ученика. Тем не менее, родители и учителя должны понимать, как ребенку легче воспринимать материал.
Но легко сказать «увлекать ребенка». Некоторые малыши долго не могут увлечься книгами, настольными играми. Они неусидчивы, подвижны, им часто нужно менять вид деятельность. Попытки усадить их собирать мозаику или паззлы заканчиваются плачем. Не спешите ругать такого ребенка. Предложите ему другие виды деятельности, например, подвижные игры. А уже через двигательную активность попробуйте добавить знакомство с буквами и счетом.
Выводы на основе теории Говарда Гарднера
В заключении подчеркнем, что:
Теория множественного интеллекта Гарднера показывает природу и механизмы работы нашего разума, как он взаимодействует и развивается под воздействием окружающей действительности. Пока это только теория, по поводу которой еще ведутся исследования, и которая еще претерпевает изменения. Но благодаря Говарду Гарднеру мы можем узнать, каким типом интеллекта обладаем, и подобрать нужные методы и способы обучения. А это во многом залог успеха.
Теория множественного интеллекта Гарднера
Когда мы слышим слово «интеллект», на ум моментально приходит концепция тестирования IQ. Он часто определяется как наш интеллектуальный потенциал, то, с чем мы родились, что можно измерить, и способность, которую трудно изменить. Однако в последние годы появились и другие взгляды на интеллект. Одной из таких концепций является теория множественного интеллекта, предложенная гарвардским психологом Говардом Гарднером.
Теория множественного интеллекта
Эта теория предполагает, что традиционные психометрические взгляды на интеллект слишком ограничены. Гарднер впервые изложил её в своей книге 1983 года «Фреймы разума: теория множественного интеллекта», где он предположил, что у всех людей есть разные типы интеллектуальных способностей. Всего выделено восемь подтипов интеллекта.
Типы интеллекта
Теперь изучим восемь типов интеллекта по Гарднеру.
Визуально-пространственный интеллект
Люди, обладающие сильным визуально-пространственным интеллектом, хорошо визуализируют вещи. Они часто хорошо разбираются в направлениях, а также картах, диаграммах, видео и изображениях. Могут реализовать себя в искусствах и инженерии.
Лингвистико-вербальный интеллект
Люди, обладающие сильным языково-вербальным интеллектом, отлично владеют словом как устно, так и на письме. Они имеют склонность к сочинительству, быстро запоминают информацию и любят читать.
Логико-математический интеллект
То, что у нас называют «техническим складом ума». Люди, обладающие сильным логико-математическим интеллектом, умеют рассуждать, распознавать закономерности и логически анализировать проблемы.
Телесно-кинестетический интеллект
Говорят, что те, кто обладает высоким телесно-кинестетическим интеллектом, хорошо двигаются и умеют контролировать своё тело. Люди, которые сильны в этой области, обычно обладают отличной зрительно-моторной координацией и ловкостью, умеют танцевать, с удовольствием занимаются спортом.
Музыкальный интеллект
Люди с развитым музыкальным интеллектом умело мыслят образами, ритмами и звуками. Они очень любят музыку и умеют с ней взаимодействовать, в том числе и сочинять. Хороши в игре на музыкальных инструментах, имеют чувство ритма и понимают структуру звука.
Межличностный интеллект
Те, кто обладает сильным межличностным интеллектом, хорошо понимают и взаимодействуют с другими людьми. Они умеют оценивать эмоции, мотивацию, желания и намерения окружающих. Люди с межличностным интеллектом владеют природным навыком невербального общения, легко решают любые конфликты и налаживают отношения. Такой тип личности хорошо проявляет себя в психологии и преподавании, умеет руководить людьми за счёт развитой коммуникабельности.
Внутриличностный интеллект
Лица, обладающие сильным внутриличностным интеллектом, отлично распознают свои собственные эмоциональные состояния, чувства и мотивации. Им нравится размышлять и анализировать себя, в том числе мечтать, изучать отношения с другими и оценивать свои личные сильные стороны. Есть выраженная склонность к рефлексии. Для личности с ярко выраженным интеллектом такого типа важно отстаивать свою точку зрения и границы. Такие люди могут попробовать себя в писательстве.
Натуралистический интеллект
Натуралистика — дополнение к теории Гарднера, которое встретило большее сопротивление, чем его первоначальные семь видов интеллекта. По словам Гарднера, люди с высоким уровнем такого интеллекта больше приближены к природе и часто заинтересованы в изучении окружающей среды. Они могут становиться экологами или фермерами, работать в науках, связанных с естествознанием.
Критика
Теория Гарднера подверглась критике как со стороны психологов, так и со стороны педагогов. Скептики утверждают, что определение интеллекта, данное Гарднером, слишком широко, и что его восемь различных «интеллектов» просто представляют таланты, личностные качества и способности. Недостаточно также и внятных исследований на эту тему.
Особенности
В контексте этой теории речь действительно идёт о природный наклонностях: кто-то лучше разбирается в музыке, кто-то может реализовать себя в точных науках. Но в отличие от интеллекта в классическом смысле этого слова, интеллект Гарднера можно развивать, практикуясь и приобретая дополнительные навыки. Впрочем, это нельзя назвать недостатком.
Заключение
Согласно Гарднеру, каждый человек имеет свои сильные стороны и потенциал. Достаточно лишь изучить себя и найти его: это поможет наиболее эффективно распределять ресурс и быстрее добиваться поставленных целей. Поэтому необходимо заниматься саморазвитием и учиться понимать свои чувства, эмоции, потребности. В этом поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект».