какое количество вас интересует
Какое количество вас интересует
СПРАШИВАНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ
Используется для нейтрализации возможной негативной реакции оппонента на ваши вопросы:
— Скажите, как обычно вы набираете персонал?
— Что вы мне задаете вопросы, вы расскажите толком, что вам надо.
— Что вы предпринимаете для раскрутки своего сайта?
— А почему вы об этом спрашиваете?
— Как обычно вы мотивируете своих сотрудников?
— Не думаю, что это относится к теме встречи. Что конкретно вы хотели мне рассказать?
— Где обычно вы храните свои сбережения?
— А с какой стати я должен вам это рассказывать?
— Что вы хотели бы поменять в системе бухучета вашей компании?
— Ничего не хочу, меня все устраивает. И у меня есть всего десять минут, так давайте не будем тратить время на вопросы, просто озвучьте ваше предложение.
Прежде чем спрашивать, обоснуйте, что ваше стремление задавать вопросы вызвано исключительно желанием помочь клиенту, и спросите разрешение.
— Для того чтобы мы смогли подобрать для вас подходящий вариант, разрешите я задам вам пару вопросов. (Короткая пауза.) Скажите, пожалуйста.
ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
— Вам интересно наше предложение?
— Хотите попробовать нашу продукцию?
— А поставки напрямую не хотели бы?
— Может, мы попробуем начать работать?
— Вы согласны на наши условия?
— Вы хотели бы улучшить качество товара?
— Может, мы договоримся?
— Вы хотите вложить деньги в этот проект?
— Для вас актуален этот вопрос?
Продавец сам создает себе проблему, давая шанс клиенту ответить «нет». Соответственно возникает необходимость работать с возражениями. Помимо этого, создается впечатление проведения допроса: длинный вопрос — короткий ответ. Клиент отвечает коротко, не раскрываясь при этом. Поэтому очень сложно уловить его потребности, понять ход мыслей и искать точки соприкосновения.
Задавание закрытых вопросов допустимо при хорошем установлении контакта и (или) уточнении, а также для получения более полного ответа при помощи информационных вопросов «Почему?» или «Какова причина?»
— Вы пробовали использовать программу-интегратор?
— Почему?
Открытые вопросы — такие, на которые клиент вынужден отвечать более полно и развернуто, когда у него нет возможности ответить коротко — «да» или «нет». Задавание вопросов в этом режиме не происходит автома¬тически и требует развития определенного навыка.
Простой способ задавать открытые вопросы — начинать вопрос с вопросительных местоимений «кто», «что», «каков», «какой», «зачем», «почему», «каким образом», «для чего», «где»,«в чем», «когда».
— Что вы думаете по поводу.
— Скажите, какова причина, что вы.
— Как обычно вы.
— Каким образом происходит у вас отбор персонала?
— Что необходимо учитывать в первую очередь при составлении пакета услуг?
— Какова причина того, что вы решили прийти на мастер- класс?
— В чем заключается наша задача?
— Каковы будут дальнейшие шаги?
— Как вы относитесь к.
— Как вы пришли к идее.
— Что вы можете получить, если.
— Как ваши покупатели реагируют на.
— Как вы в настоящее время.
— Что вы делаете для того, чтобы обеспечить.
При ответе на открытый вопрос вы получаете достаточно много информации для того, чтобы сделать выводы о потребностях клиента, найти точки пересечения, присоединиться к его ценностям.
ТЕХНИКА «ОБНЕСЕНИЕ ЗАГОНА»
Технология задавания вопросов (используемая в основ ном в продажах), позволяющая вам сделать так, что клиент сам сообщает о важных для вас основных моментах. Основными отправными точками являются:
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС К ВАШЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ.
«Я так понимаю, вас интересует именно подобная система?»
«Ценовой разброс большой, сориентируйте по цене.»
«Сориентируйте по срокам, чтобы мы могли вовремя все поставить.»
ЛИЦО, ПРИНИМАЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ.
«Нужно ли нам будет привлечь к обсуждению данного вопроса кого-то еще в вашей компании?»
Что происходит в обычном режиме?
Клиент спрашивает вас о цене и о том, когда вы сможете поставить товар. Вы ему рассказываете о том, какой товар хороший, что он стоит всего 100 долларов, и вы можете его поставить куда угодно и в любое время. После чего клиент, сославшись на то, что он не принимает решения, берет тайм-аут, чтобы подумать над ценой. Если клиент сказал сам, что ему в принципе нужен ваш товар, у него есть деньги и он планирует купить сейчас и принимает решение сам, это вынуждает его покупать. Задача состоит в том, чтобы, задавая вопросы, получить ответы клиента, в которых он формулирует вслух свои мысли и сообщает основные важные для вас отправные точки, после чего ему будет гораздо сложнее отказаться от вашего предложения.
Применение техники подразумевает:
ПЕРЕХВАТ ИНИЦИАТИВЫ
Вопрос — орудие власти. Кто задает вопросы, тот владеет инициативой. Тот кто отвечает, занимает ведомую позицию. При обычной продаже или ведении переговоров с более слабой позицией инициатива, как правило, принадлежит оппоненту.
Если ваша исходная фраза:
— Мы хотели бы вам предложить.
то стандартный вопрос, который оппонент вынужден вам задать:
И затем идет дальнейшая обычная схема: продавец подробно рассказывает о своем предложении, покупатель молчит, слушает и задает уточняющие вопросы. Основная ошибка продавцов в том, что после ответа на вопрос покупателя он делает паузу, во время которой клиент либо высказывает мнение или возражение, либо (в подавляющем большинстве случаев) задает следующий вопрос.
— Сколько наименований из этого ассортимента находится у вас в наличии?
— Пятнадцать.
— И как быстро вы можете их нам поставить?
— В течение двух дней.
— Десять тысяч долларов.
— Спасибо, я все понял. Я подумаю и вам перезвоню.
Все завершается тем, что клиент, получив всю информацию, сообщает вам, что ваше предложение ему неинтересно, либо ссылается на то, что ему необходимо подумать.
ОШИБКИ ПРИ ЗАДАВАНИИ ВОПРОСОВ
Подход издалека
Неопытный или плохо обученный продавец, понимая, что надо спрашивать и выявлять потребности, не знает точно, какие именно вопросы следует задавать.
И соответственно вопросы задаются не столько по делу, сколько ради самого задавания вопросов.
Начинают, как правило, издалека:
— Как давно вы на рынке?
— Как начинали?
— С какими трудностями сталкиваетесь?
Вопросы такого рода могут использоваться в режиме разговора «small talk», для установления контакта и нащупывания почвы для беседы, когда ее предмет неясен. При конкретном понятном смысле встречи такие вопросы могут вызвать раздражение со стороны оппоненита и внутреннюю реакцию типа «для чего он мадпот мко вопросы, ответы на которые ни к чему не ведут».
Для того чтобы не допускать подобной ошибки, должен быть тщательно продуман корпоративный сценарий продаж.
«Калашников»
Ошибка состоит в том, что неопытный продавец задает несколько вопросов подряд в одной «обойме».
— Скажите, есть ли у вас опыт проведения подобных мероприятий? А кто выступал организатором? Ну, в смысле, что бы вы хотели там видеть?
Клиент не успевает уловить смысл всех вопросов и отвечает лишь на последний. Обычно этот недостаток присущ продавцам с повышен-ной энергетикой, излишне говорливым. Поведение производит впечатление суетливости, несерьезности. Исправляется осознанностью поведения, тренировками. Необходимы замедление темпа речи, работа с клиентом по сценарию и тренировки в «холодном» режиме перед камерой.
«Как дела?»
Задавание «пространных» вопросов, когда клиент не знает толком, что ответить, и, недоумевая, теряет нить рассуждений. Он чувствует себя неловко, в подвешенном состоянии.
— Что бы такого вы от нас хотели?
— Как вам наши тренинги?
— Как вы вообще работаете со своим персоналом?
Происходит это оттого, что продавец, выстраивая мысленно свою линию поведения, хочет слышать от оппонента желаемые ответы. Но клиент не всегда успевает сообразить, чего от него хотят.
Собеседник отвечает односложно и так же непонятно — в режиме «каков вопрос, таков ответ»:
— Как дела?
— Ну как вам предложение?
Для того чтобы выйти из этой ситуации, дайте собеседнику несколько вариантов ответов, если вы видите, что он «завис». Лучше всего не попадать в такое положение.
«Вам интересно?»
Ошибка состоит в том, что, задавая закрытый вопрос, переговорщик дает возможность оппоненту сказать «нет». Кроме того, эти вопросы часто употребляются в режиме так называемых «вопросов-оскорблений».
— Вам интересно получать более качественный товар по более низким ценам?
— Вы хотели бы зарабатывать больше денег?
— Вы согласны с тем, что наше предложение наилучшее?
Чем ниже статус оппонента, тем легче на него воздействовать при помощи этих вопросов. Чем выше статус, тем больше шанс, что, задавая такие вопросы, вы потеряете авторитет в глазах собеседника, вы¬зовете явную или скрытую агрессию, неприязнь, неприятие.
Пояснение: статусный, влиятельный человек, даже при внутреннем согласии, не желает внешне подтверждать свою заинтересованность в чем-либо. Отвечая на такие вопросы, он теряет роль «того, кто по-зволяет происходить» и меняет ее на роль «того, кто вынужден согласиться ».
«Прыжки зайца»
Ошибка неопытного продавца при задавании вопросов: ответ на предыдущий вопрос никак не связан с последующим вопросом. Вопросы идут вразнобой, не подчиняясь определенной по¬следовательности, канве, что оставляет ощущение несвяз¬ности разговора, неуверенности продавца и может вызвать бессознательное раздражение у клиента. Собеседник не видит подтверждения значимости и необ¬ходимости его ответов для дальнейшего разговора.
— Сколько лет вы на рынке?
— На чем вы специализируетесь?
— На поставках оборудования для химической промышленности.
— Есть ли у вас специализированный отдел по работе с труд¬ными клиентами?
Такой порядок (беспорядок) допустим при хорошем установлении контакта, точном понимании цели задавания вопросов именно в такой последовательности и высказан¬ном собеседнику обосновании, почему ему нужно на эти вопросы отвечать. В обычном случае используется правило: «Последующий вопрос исходит из предыдущего ответа».
— Сколько лет вы на рынке?
— На чем вы специализируетесь?
— Поставки оборудования для химической промышленности.
— Скажите, поставки оборудования требуют высокой квалификации от ваших сотрудников?
— Как вы их подбираете?
Задавание вопросов в последовательном режиме можно разбить на сегменты.
Например, сначала вы задаете вопросы об услугах, кото¬рые необходимы клиенту:
— Как вы обучаете сотрудников?
— Их учит наш корпоративный тренер.
— Если их уже обучают, какова причина, что вы решили связаться с тренинговым центром?
— Нам хотелось бы получить больше эффекта от обучения.
— Что именно подразумевается под эффектом?
После чего переключаетесь на другой сегмент. Например, договариваетесь о сроках:
— Есть у вас какой-то определенный график обучения?
— Нет. Строгой привязки нет.
— Исходя из каких соображений будем назначать дату тренинга?
Необходимо обращать внимание на то, что неправильное следование этому правилу может увести разговор далеко в сторону от вашего непосредственного коммерческого предложения. Обычно это происходит, если продавец не смог найти отправную точку для определения наибольшей выгоды покупателя.
Зачастую у самого продавца возникает ощущение неэффективности задавания этих вопросов. Ему непонятно, что и как делать дальше.
— Сколько лет вы на рынке?
— Все десять лет вы здесь в Москве находитесь?
— Нет, мы переехали сюда из Архангельска.
— А сколько в Архангельске были?
— Два года, но там были трудности.
— Что за трудности?
— А по какой причине?
От этого недостатка можно избавиться, составив корпоративный сценарий продаж.
ИНФОРМАЦИОННОЕ И РЕШАЮЩЕЕ «НЕТ»
При задавании закрытых вопросом надо различать следующие варианты ответа «нет».
Информационное «нет» — ответ, при котором вы лишь получаете информацию о том, что клиент (например) с данной проблемой не знаком, не сталкивался, не знает подробностей, не пользовался чем-то и т. д. Позитивный момент заключается в том, что как бы собеседник ни ответил на ваш информационный вопрос, положительно или отрицательно, у вас всегда есть возможность для продолжения разговора в нужном вам ключе. Решающее «нет» вы получите, задав прямой закрытый вопрос, вынуждающий (зачастую подталкивающий) клиента принять решение, ответив автоматическим отказом. Такой ответ ведет к занятию клиентом оборонительной позиции, усложняет задачу переговорщика и приводит к эскалации напряжения.
Информационное «нет»
— Применяете ли вы в своей работе с персоналом методы XXX?
Решающее «нет»
— Хотите применить в вашей работе с персоналом методы XXX?
При любом варианте ответа на информационный вопрос («да» или «нет») вы можете сказать:
— Хорошо, значит, у нас есть общая тема для разговора.
Вопросы, которые могут привести к решающему «нет», можно употреблять при хорошем установлении контакта или в режиме жестких переговоров.
ВОПРОС «ПОЧЕМУ?»
В большинстве случаев вопрос произносится автоматически в момент отказа оппонента либо его с вами несогласия:
— Мы с вами не договоримся.
— Я не согласен на эти условия.
— Эта схема работать не будет.
При не установлении контакта ведет к:
Зачастую в результате вопроса «Почему?» вы ИСКУССТВЕННО получаете ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЙ и, может, еще не до конца обдуманный ответ, который, будучи высказанным в какой-то форме, заставляет оппонента его придерживаться. У собеседника нет времени и (или) желания во время разговора хорошенько обдумать истинную причину отказа, и давление вашего вопроса ведет к тому, что он высказы¬вает просто первое подходящее возражение, которое ему приходит в голову.
Оппонент-закупщик, получающий товар с фабрики, при¬надлежащей родственникам:
— Нам ваше предложение неинтересно.
— Слишком узкий ассортимент, цветовая гамма слишком блеклая, да и материал не самый качественный.
Инвестор, боящийся признаться в том, что не понял, в чем прибыльность инвестиций:
— Для меня вопрос вложения денег неактуален.
— Я их уже вложил в другой проект.
Покупатель, жена которого предложила купить тур у другого оператора:
— Я не буду покупать этот тур.
— Ну-у, мне не нравится отель, и пляж далеко.
Вопрос «Почему?» может использоваться при хорошем установлении контакта, так как в этом случае позволяет достаточно полно выяснить ИСТИННУЮ причину отказа и, соответственно, получить возможность с ней работать.
Лучше использовать формулировку «Какова причина?», или, например: «Как получается так, что. »
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛУЧЕНИЯ НУЖНЫХ ОТВЕТОВ ОТ ОППОНЕНТА
Техника задавания вопросов «Лабиринт»
Очень эффективно используется при работе с группой и проведении презентаций, в которых допустима интерактивная работа с аудиторией. Необходимо заранее написать вопросы аудитории и возможные ответы на них. Основа техники состоит в том, что вы игнорируете ответы, которые вам не подходят, и целенаправленно говорите о вариантах, которые ведут дальше к необходимому вам выводу или действию.
Пример.
Задача — путем проведения презентации набрать из числа старшекурсников несколько рекламных агентов.
Стандартное решение:
— Здравствуйте, я представляю крупную фирму. Мы давно на рынке, работаем в такой-то отрасли, с такими-то компаниями.
Нам необходимо всего несколько сотрудников, в задачи которых будет входить.
Наши требования к сотрудникам.
Если вы устроитесь в нашу компанию, то получите.
Если кому-то интересно, заполните анкету и свяжитесь с нами.
Еще пример проведения презентации:
— Что в жизни необходимо?
— Здоровье, счастье, деньги, успех, свобода и т. д.
— Поговорим о деньгах. Откуда они берутся?
— Выиграть, ограбить банк, работать за зарплату, открыть свое дело и т. д.
— Поговорим о своем деле. Что необходимо для начала?
— Желание, деньги, идея.
— Поговорим об идее. Как бы вы предпочли начать бизнес, со стартовым капиталом или без?
Метод Сократа. Получение необходимого ответа («да» или «нет»)
Применение метода требует достаточно хорошего установления контакта с оппонентом. В некоторых случаях ответы собеседника подразумева-ются без получения от него вербального подтверждения.
Обычное применение:
— Вы наверняка уже с кем-то работаете в этой области?
— И вы выбирали для себя наиболее выгодный вариант?
— То есть, когда вы выбирали, вы сравнивали?
— Вы знаете, что на рынке постоянно происходят изменения?
— И вполне может оказаться, что кто-то предоставляет лучшие условия?
— И отказываться от более выгодных условий — значит терять деньги?
— Для того чтобы деньги не терять, надо рассматривать предложения, и чем раньше, тем лучше, правильно?
Еще пример.
— Я так понял, вы водите давно?
— И, наверное, сменили не один автомобиль?
— Попадали в неприятные ситуации на дороге?
— Думаете, такое еще может повториться?
— Слышали о том, что надежные системы безопасности автомобиля спасают жизни людям?
— То есть имеет смысл отказаться от экономии на своем здоровье и вложить один раз деньги, чтобы защитить себя на всякий случай?
Более модифицированная техника подразумевает получение нужного ответа в любом варианте. Если заранее можно предположить, что оппонент будет возражать в ответ на ваше утверждение, то задаете вопрос в режиме: «как правило, вы поступаете вот так, но также знаете, что существует исключение из правил, да?» Дальнейшее построение беседы ведется исходя из того варианта ответа, который для вас более предпочтителен, выгоден. В процессе разговора вы можете выбрать любой вариант: или «как правило», или «исключение».
Формирующий (информирующий) вопрос
Умение задавать формирующие вопросы требует серьезной подготовки и является чрезвычайно эффективным инструментом как в продажах, переговорах, так и в презентациях, дебатах, спорах и т. д.
Использование этой техники позволяет в зависимости от потребности:
— Вы найдете чем заняться, когда я иногда буду отлучаться по делам?
Прямой вопрос: «Найдете, чем заняться?». Информация: «Я буду отлучаться». Тонкость в том, что оппонент, отвечая на основной вопрос, автоматически придает вложеной информации статус «вер¬ной», «правдивой», «имеющей место быть».
ТЕХНИКА «ВОРОНКА»
Классическая техника выявления потребностей клиента графически напоминает воронку, сужающуюся книзу.
СИТУАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Вопросы, отвечая на которые оппонент вынужден описать обычный стандартный процесс, прояснить ситуацию, кото¬рая косвенно как-то связана с вашим коммерческим предложением.
— Как обычно вы выбираете себе поставщика?
— Расскажите, если можно, поподробнее о том, как вы распределяете бюджет.
Иногда вопрос задается с целью узнать мнение собеседника о текущей ситуации. При получении позитивного ответа поощряете клиента и продолжаете разговор. При получении негативного ответа «сталкиваете» мнение собеседника с фактом встречи либо с апелляцией к высшей выгоде.
По мере того как клиент отвечает, задаете уточняющие вопросы. Если он говорит недостаточно, при необходимости используете «подталкивающие» приемы:
— А вот об этом поподробнее.
Пример:
— Как обычно вы организовываете промоакции?
— Обычно мы набираем промоутеров и раздаем флайерсы.
— Да, ставим стенды в людных местах.
— О, а вот об этом, если можно, поподробнее.
Во время задавания ситуационных вопросов вы решаете одновременно несколько задач:
• «РАЗДЕРГИВАЕТЕ» КЛИЕНТА ВОПРОСАМИ, ЧТОБЫ ОН НАЧАЛ ГОВОРИТЬ БОЛЬШЕ И СТАЛ БОЛЕЕ ОТКРЫТЫМ;
• СКАНИРУЕТЕ РЕЧЬ КЛИЕНТА НА ВЫЯВЛЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПРОБЛЕМ, А НЕ ТОЛЬКО ОДНОЙ, ВАМИ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ. К НИМ МОЖНО ВЕРНУТЬСЯ В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ ДОГОВОРЕННОСТИ ПО ОСНОВНОМУ ВОПРОСУ;
• МАКСИМАЛЬНО «ПРИСОЕДИНЯЕТЕСЬ» К СОБЕСЕДНИКУ.
Обратите внимание на ошибку начинающих продавцов — они тоже могут задавать ситуационные вопросы, но не связанные с основным предложением, уводящие от темы разговора.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Вопросы, которые уточняют суть конкретной проблемы клиента в текущей ситуации, либо вопросы о том, что для него является решающим фактором при выборе, определяющим критерием. В зависимости от степени установления контакта выбираете степень прямоты вопросов о проблемах. При хорошем установлении контакта вопросы максимально прямые и могут задаваться практически с самого начала разговора, без предварительных вступлений.
— Что вас не устраивает в вашем нынешнем положении?
— В чем конкретно состоит проблема при подборе персонала?
— Что бы вы хотели изменить?
При отсутствии контакта прямые вопросы о проблемах превращаются в вопросы, обесценивающие партнера. Задавая их, вы автоматически ставите клиента в позицию «человека, у которого есть проблемы» и получаете ответ¬ную агрессивную или защитную реакцию.
Чтобы этого избежать, формулируйте вопрос более мягко, предлагая клиенту позицию «человека, у которого и так все хорошо, но если будет лучше, он не откажется».
— Чему вы уделяете особое внимание при организации промоакции?
УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ
Бывают нескольких видов:
Ниже рассмотрены два последних вида уточняющих вопросов.
Уточняющие вопросы о дополнительных потребностях
Вопросы, которые вам необходимо задавать после того, как выявлена основная потребность и проявлен принципиальный интерес к вашему предложению. Часто оппонент не задумывается о каких-либо деталях, и задача продавца — навести его на размышления о целе-сообразности приобретения дополнительных выгод. Наводящие вопросы рекомендуется использовать после того, как зафиксирован принципиальный интерес к основному продукту.
Алгоритм разработки данных вопросов:
1. Что является базовой потребностью?
2. Какие дополнительные компоненты мы хотели бы предложить клиенту?
3. Какие вопросы надо задать клиенту, чтобы он согласился на наше предложение либо проявил интерес к дополнительным компонентам?
Разговор в салоне:
— Я так понимаю, эта модель телефона вас вполне устраивает, и это подарок для девушки.
— Скажите, а машина у нее есть, она сама за рулем?
— Как вам мысль взять ей гарнитуру hands free, чтобы она могла спокойно разговаривать, держа руки на руле и не отвлекаться? И ей удобно, и вам спокойнее. Что скажете?
Уточняющие вопросы технические, о фактах
Вопросы, касающиеся выявления технических деталей, фактов, характеристик. Использование этих вопросов не требует особой квалификации, и поэтому они используются плохо обученными продавцами практически с самого начала разговора, что является ошибкой.
Проблема в том, что продавец, не сумев добиться принципиальной заинтересованности, начинает спрашивать про технические характеристики, подбирая услугу или товар. После чего получает от клиента ответ «я подумаю» или «нам это неинтересно». Можно задавать такие вопросы сразу при хорошем установлении контакта, лояльности клиента либо проведя предварительную работу по всем пунктам: «вбитие крюка», «спрашивание разрешения на задавание вопросов» ИТ. д.
— Какова численность персонала в вашей фирме?
— Какую программу вы используете чаще всего?
— Какие объемы вы перерабатываете в год?
— Каковы конечные сроки?
— Какие механизмы применяете?
— Сколько единиц транспорта вмещает ваш парк?
— Сколько тонн груза вы обычно перевозите?
— Какое количество товара обычно выставляете на витрине?
— Какими инструментами пользуетесь?
Очень удобно использовать бланк с заготовленными вопросами.
ИЗВЛЕКАЮЩЕ-ФИКСИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ
Вопросы, извлекающие выгодный вам смысл из предыдущих ответов клиента, резюмирующие эти ответы и одно¬временно фиксирующие потребность клиента.
— Если я вас правильно понял, вы стали бы работать с компанией, которая, не являясь брендом, сумела бы обеспечить сервис по высшему разряду?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАВЕРШЕНИЯ
Вопрос задается для того, чтобы подвести клиента к определению конкретных аспектов сделки.
Не рекомендуется ставить вопрос ребром, подталкивая оппонента к принятию решения:
— Ну что, сотрудничаем?
Задавайте вопросы о чисто технических деталях, подразумевающие согласие клиента сотрудничать:
— Когда вам удобнее принять нашего дизайнера?
— На какой адрес отправлять? Продиктуйте, пожалуйста.
ВОПРОСНИК
Лист бумаги, прикрепленный к планшету (красивой кожа¬ной папке), оформленный в стиле вашей фирмы с заголовком с названием фирмы клиента, даты и места встречи.
На листе — список вопросов, которые вы хотели бы задать клиенту. Выполняет сразу несколько функций.
1. Придает вам вес и солидность.
Создает впечатление серьезности и благонадежности.
2. Дает вам статус эксперта.
В ваших руках лист с вопросами, в зависимости от ответов на которые надо «ставить диагноз», выяснять ситуацию для того, чтобы помочь клиенту.
3. Дает вам инициативу.
Когда человек видит, что вы подготовились к разговору, составив список вопросов, он психологически готов отвечать, а не спрашивать.
4. Программирует результат.
Правильно подобранные вопросы часто приводят клиента к заданному, нужному вам ответу.
5. Выручает в критических ситуациях.
Если разговор ушел в сторону или переговоры зашли в тупик, можно использовать вопросник как спасательный круг, уточняя некоторые вопросы и ответы на них.
6. Дает возможность контактировать с клиентом позже.
У вас всегда под рукой мини-стенография вашего разговора, к которой можно будет возвращаться некоторое время спустя. Кроме того, есть возможность обсуждать второстепенные вопросы, указанные в вопроснике.
2. Количество человек
5. Текучесть кадров.
8. На сколько процентов выполняют план?
9. Основная причина невыполнения плана.
10. В чем основная трудность?
11. Как выглядит и что включает в себя нынешняя система обучения?
13. Есть ли корпоративный сценарий продаж?
14. Кто писал сценарий?
15. Какова задача обучения?
16. Нужно ли писать корпоративный сценарий продаж?
17. Нужно ли сопровождение?
18. Каков бюджет, выделенный на обучение в прошлом году?
19. Каков максимальный бюджет, который может быть выделен?
20. В какой бюджет хотелось бы уложиться?
21. Сколько времени может быть выделено на обучение?