какое количество уроков в неделю должно быть с учетом программы в 4 классах
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Вниманию родителей! О допустимой учебной нагрузке в школе.
Вниманию родителей! О допустимой учебной нагрузке в школе.
Первого сентября начался новый учебный год и родителей волнует учебная нагрузка детей в школе, в том числе у учащихся первых классов. Управление Роспотребнадзора по Московской области в связи с этим разъясняет.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями) (далее- СанПиН 2.4.2.2821-10) образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таб. 3 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)*
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)**
при 6-ти дневной неделе, не более
при 5-ти дневной неделе, не более
Независимо от продолжительности учебной недели, не более
* Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
-учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
-рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
-обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
-дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).
В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: полдника и прогулок для всех учащихся; полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.
Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
Какой должна быть нагрузка в начальной школе и как её оптимизировать
Мы выяснили, сколько часов в день и неделю должны учиться малыши по санитарным нормам и правилам и как можно разгрузить младшеклассников.
Максимальная недельная нагрузка в начальной школе по СанПиН
Расписание в школе составляется по СанПиНу 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В этом документе указана максимальная нагрузка на учеников, а также требования к организации учебного дня.
По санитарным нормам и правилам первоклассники должны проводить за занятиями не более 21 часа в неделю при пятидневной учебной неделе. А 2–4 классы — 23 часа при пятидневке и 26 часов при шестидневке.
Учебные нагрузки по четвертям распределяются следующим образом:
Из чего состоит учебная нагрузка в начальной школе
Обычно юные школьники изучают:
В зависимости от регионального компонента ФГОС в программу может входить также краеведение, родной язык и другие предметы, обязательные к изучению в конкретном регионе. Это ещё плюс 2–3 часа к недельной нагрузке.
Дневная нагрузка в начальной школе
Несложно посчитать, какие нормы предусмотрены по дням. В действительности ситуация может обстоять хуже. Детей нередко задерживают под предлогом классных часов, субботников и прочих «организационных моментов».
Добавьте к этому факультативы и домашние задания — и поймёте, что уже ко второму классу ежедневная учебная нагрузка в начальной школе составляет около шести часов. Почти как полноценный рабочий день взрослого! Неудивительно, что у детей пропадает интерес к учёбе и порой даже начинаются проблемы со здоровьем. Ранние подъёмы, стресс и сомнительное качество питания в образовательных учреждениях — этого достаточно, чтобы быстро заработать переутомление.
Внеурочная деятельность в начальной школе
Внеурочная деятельность входит в образовательную нагрузку. В начальной школе она не должна превышать 10 часов в неделю вне зависимости от класса и продолжительности учебной недели.
Деятельность должна быть организована по одному из пяти направлений:
Как можно снизить нагрузку в начальной школе
Многие родители не хотят так сильно нагружать юных школьников и ищут альтернативные пути обучения детей.
Существенно снизить нагрузку без потери качества знаний можно в начальной школе «Фоксфорда». На онлайн-занятиях дети проходят все самые важные предметы, необходимые для аттестаций.
В первом классе онлайн-занятия занимают всего девять часов в неделю. Дело в том, что в онлайн-школе не тратят время на организационные или бюрократические вопросы вроде переклички или долгих выговоров всему классу. Ребёнок подключается к уроку и эффективно занимается не отвлекаясь. У учеников нет добровольно-принудительных факультативов, а объём домашних заданий не заставляет долго сидеть за уроками.
Для тех, кто хочет узнавать чуть больше, чем нужно для аттестаций, в «Фоксфорде» предусмотрено расширение программы. Так, приятным бонусом для многих станет алгоритмика, которая научит малышей азам логического мышления.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Гигиенические требования к режиму образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях
Гигиенические требования к режиму образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях
Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.
Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах
При 6-дневной неделе, не более
При 5-дневной неделе, не более
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80%.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену
— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут
— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий
— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.
Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.
Наполняемость классов-комплектов
Классы, объединяемые в класс-комплект
Количество обучающихся в классе-комплекте
В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков не должна превышать 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста.
Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках
Непрерывная длительность (мин.), не более
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения
Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения
Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой
Прослушивание аудиозаписи в наушниках
Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:
— физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений
— организованных подвижных игр на переменах
— спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня
— внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья,
— самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.
В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.
К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походов обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.
На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.
При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2 дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа, необходима организация питания обучающихся.
Какое максимальное количество уроков допустимо для учащихся разных классов?
Главная > Консультации > Омбудсмен > Какое максимальное количество уроков допустимо для учащихся разных классов?
Перегруженность школьников — одна из проблем современной школы. Для того, чтобы дети во время учебного процесса не переутомлялись, сохраняли свое физическое и психическое здоровье, гигиенические требования ограничили количество допустимых уроков в день. Документом, который регламентирует максимальное количество уроков в день/в неделю, является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).
Уроки — это неотъемлемая часть учебного процесса. Современная школа может предложить на сегодняшний день множество занятий и во второй половине дня. Сколько уроков должно быть в режиме дня обязательно, а на какие занятия ребенок может ходить по желанию, выясним ниже.
СанПиН распределяет объем образовательной нагрузки на аудиторную и общую.
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка в течение дня будет составлять:
— для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;
— для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;
— для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков;
— для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
— для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
— для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков;
— для обучающихся 8-11 классов — не более 8 уроков.
Превышение указанных выше нормативов недопустимо. Гигиенические требования также устанавливают требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся:
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)
При 6-ти дневной неделе, не более
При 5-ти дневной неделе, не более
Помимо обязательных уроков существуют факультативные занятия, которые относятся к внеурочной деятельности, и платные образовательные услуги. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет факультативные занятия, как необязательные. Существуют элективные учебные предметы, которые являются обязательными для выбора учащегося из перечня, предлагаемого школой после получения основного общего образования (в 10 и 11 классе) (ст.34 Закона).
Факультативные занятия ребенок может посещать по своему желанию и желанию родителей. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений (СанПиН). Учащиеся имеют право выбирать помимо обязательных учебных предметов любые другие курсы, дисциплины, преподаваемые в школе (ст.34 Закона).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) Независимо от продолжительности учебной недели с 1–11 класс, не более 10 часов. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Стоит отметить, что существует Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Письмо определяет, что основная общеобразовательная программа может реализоваться как через урочную, так и через внеурочную деятельность. Данное рекомендательное Письмо обозначает внеурочную деятельность, как неотъемлемую часть образовательной деятельности, которая является обязательной.
Письмо определяет количество часов внеурочной деятельности в следующем объеме:
Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время.
Обучающийся имеет право выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.
Особенности организации учебного процесса, которые должны снизить нагрузку на детей во время учебного процесса:
Нередко родители записывают своего ребенка на множество дополнительных кружков, секций, не учитывая возраста и возможностей ребенка. В результате часто можно наблюдать, как ребенок с трудом справляется с учебной нагрузкой, приходит с утра в школу уже уставшим, снижается уровень успеваемости. В данном случае стоит грамотно расставить приоритеты и оставить в графике и расписании ребенка только самые необходимые занятия.