какое количество спортсменов или команд должно быть по правилам дивизионирования

Система разделения на дивизионы

1. Соревнования Специальной Олимпиады предоставляют спортсменам возможность продемонстрировать спортивные навыки, полученные во время тренировок. Спортсмены в рамках каждых соревнований должны стремиться продемонстрировать наилучшие показатели. С целью получения спортсменами максимального опыта участия в соревнованиях они должны быть организованы так, чтобы все внимание концентрировалось на спортсменах. В специальном олимпийском движении этот принцип означает, что вне зависимости от занятого места любое выступление является личной победой.

2. Международная организация «Специальная Олимпиада» разработала соответствующие правила, обеспечивающие наиболее успешное участие спортсменов в состязаниях и стимулирование их спортивного духа на всех уровнях проведения соревнований. Соревнования должны проводиться регулярно, согласно утвержденным правилам, при обеспечении грамотного судейства. Членам семей, друзьям и зрителям должна быть предоставлена возможность разделить со спортсменами успех, достигнутый ими во время соревнований.

3. Фундаментальное отличие соревнований Специальной Олимпиады от состязаний, организуемых другими спортивными организациями, заключается в том, что приветствуется участие спортсменов с любым уровнем способностей. Соревнование построено таким образом, что между собой соревнуются спортсмены одинакового уровня способностей, для чего они разбиваются на дивизионы. Исторически SOI предлагает формировать дивизионы таким образом, чтобы разница между наибольшим и наименьшим результатом в рамках каждого дивизиона составляла не более 10 %. Эта рекомендация не является правилом, однако должна рассматриваться в качестве принципа формирования дивизионов спортсменов, равных по уровню способностей, при наличии соответствующего количества участников.

Порядок разделения на дивизионы

1. Способности спортсмена являются основным фактором при разделении на дивизионы в рамках соревнований Специальной Олимпиады.

Способности спортсмена или команды определяются результатом, зарегистрированным по итогам предыдущих соревнований или отборочного тура. При формировании групп важными факторами выступают также возраст и пол.

2. Соревнования считаются организованными наилучшим образом, когда в каждом дивизионе участвуют по меньшей мере три и не более восьми спортсменов или команд одинакового уровня способностей. Однако в некоторых случаях количество спортсменов или команд, участвующих в соревнованиях, оказывается недостаточным для достижения этой цели.

Указанный ниже порядок определяет процесс формирования равных по уровню способностей спортсменов дивизионов и принципы организации соревнований в случаях, когда нет возможности осуществить идеальное деление на дивизионы.

Индивидуальные виды спорта

Действие 1: распределение спортсменов по половому признаку

1. Разделите участников соревнований на две группы по половому признаку. Спортсмены женского пола должны соревноваться между собой, а спортсмены мужского пола – между собой. Эстафетная команда, состоящая из спортсменов женского и мужского пола, должна участвовать в соревнованиях в мужском дивизионе, если нет достаточного количества эстафетных команд со смешанным составом.

2. Спортсмены одного пола должны соревноваться между собой, за исключением тех случаев, когда:

– данный вид спорта предполагает наличие совместных видов программы (например, парное фигурное катание, боулинг, настольный теннис, танцы на льду, теннис и др.);

– в данном виде программы будут участвовать всего два спортсмена мужского пола или женского пола; в таком случае спортсмены могут соревноваться против друг друга или могут быть включены в дивизион со спортсменами другого пола, но одного возраста и уровня способностей;

– в данном виде программы будет участвовать только один спортсмен женского или мужского пола; данный спортсмен должен быть включен в дивизион с участием спортсменов другого пола, но одинакового возраста и уровня способностей;

– для участия в данном виде программы зарегистрирован только один спортсмен женского или мужского пола; данный спортсмен должен участвовать в соревнованиях по данному виду программы в дивизионе, состоящем из одного человека.

Действие 2: распределение спортсменов по возрастным группам

1. Принадлежность спортсмена к данной возрастной группе определяется возрастом спортсмена на дату открытия соревнований.

2. Разделите спортсменов женского и мужского пола по следующим возрастным группам: спортсмены в возрасте 8–11, 12–15, 16–21, 22–29, 30 лет и старше. Дополнительная возрастная группа может быть сформирована при наличии достаточного количества спортсменов в возрасте старше 30 лет.

3. Спортсмены должны соревноваться против других спортсменов данной возрастной группы за исключением случаев, когда:

– в возрастной группе насчитывается менее трех участников. Тогда спортсмены данной группы должны участвовать в соревнованиях совместно со спортсменами следующей, более старшей возрастной группы. В этом случае старшая группа должна быть переименована, чтобы отразить весь возрастной спектр участников соревнований в данной группе;

– после выполнения «позиции 3» происходит расширение возрастных групп, и/или отдельные спортсмены перераспределяются в другие возрастные группы для сближения результатов в рамках каждого из дивизионов.

Действие 3: распределение спортсменов по уровням способностей

Для завершения процесса формирования дивизионов необходимо использовать следующие правила, применяемые в зависимости от вида программы, по которому происходит распределение на дивизионы.

1. Для видов программы, измеряемых временем, расстоянием или количеством набранных очков:

– для всех половых и возрастных групп распределите спортсменов в порядке убывания результатов, полученных по итогам предварительных соревнований;

– сгруппируйте как можно больше спортсменов так, чтобы наибольший и наименьший результат каждой из групп отличался друг от друга на как можно меньшую величину и чтобы количество участников в каждой из групп было не больше восьми человек (рис. 67);

– в случаях, когда наибольший и наименьший результат в каждой из групп значительно отличался друг от друга, могут быть расширены рамки возрастной группы. В этом случае в рамках каждой возрастной группы спортсмены должны быть перегруппированы, согласно результатам предварительных соревнований, и включены в новые дивизионы. Данная процедура должна выполняться до достижения максимальной близости между наибольшим результатом в каждом из дивизионов, или отдельные спортсмены могут быть включены в другие дивизионы, более подходящие им по уровню способностей, вне зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе.

какое количество спортсменов или команд должно быть по правилам дивизионирования

Рис. 67. Пример распределения на дивизионы в беге на 50 м

2. Для видов программы, в которых результаты определяются судейским решением, и при проведении предварительных состязаний в рамках данных соревнований:

– для всех половых и возрастных групп распределите спортсменов в порядке убывания результатов, полученных по итогам предварительных соревнований;

– сгруппируйте как можно больше спортсменов так, чтобы наибольший и наименьший результат в каждой из групп отличался друг от друга на как можно меньшую величину и чтобы количество участников каждой из групп было не больше восьми человек;

– в случаях, когда наибольший и наименьший результат в каждой из групп значительно отличался друг от друга, могут быть расширены рамки возрастной группы. В этом случае в рамках каждой возрастной группы спортсмены должны быть перегруппированы, согласно результатам предварительных соревнований, и включены в новые дивизионы. Данная процедура должна выполняться до достижения максимальной близости между наибольшим и наименьшим результатом в каждом из дивизионов, или отдельные спортсмены могут быть включены в другие дивизионы, более подходящие им по уровню способностей, вне зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе;

– менеджеры соревнований обладают полномочиями учитывать отклонения предварительных результатов спортсменов, достигнутых при менее благоприятных погодных условиях, от результатов финальных состязаний, достигнутых спортсменами при более благоприятных погодных условиях.

3. При проведении соревнований по видам программы, в которых не проводятся предварительные соревнования и результаты определяются судейским решением:

– порядок вынесения судейских решений не позволяет использовать при формировании дивизионов результаты предыдущих соревнований. При отсутствии результатов предварительных соревнований уровень навыков, продемонстрированных во время выступлений, является единственным критерием способностей спортсменов;

– во всех половых и возрастных группах необходимо определить спортсменов с равными уровнями способностей;

– если более чем восемь спортсменов данного пола и возраста обладают примерно равным уровнем способностей, их необходимо распределить по дивизионам, в каждом из которых должно быть не менее трех и не более восьми спортсменов.

Командные виды спорта

Действие 1: разделение команды по половому признаку Разделите команды на две группы по половому признаку. Женские команды должны участвовать в соревнованиях против женских команд, а мужские команды – против мужских. Допускается участие смешанных команд, которые должны состязаться с другими смешанными командами или при их недостатке с мужскими командами.

Команды должны соревноваться против идентичных по половому признаку команд, за исключением случаев, когда в соревнованиях участвует только одна женская или мужская команда. Данная команда должна быть включена в дивизион с командами другого пола, однако близкими по возрастному признаку и уровню способностей.

Действие 2: разделение команды по возрастному признаку Принадлежность команды к данной возрастной группе определяется возрастом старшего игрока команды на дату открытия соревнований.

Разделите женские и мужские команды по следующим возрастным группам: до 15 лет; от 16 до 21 года; от 22 лет и старше. Дополнительная возрастная группа может быть сформирована при наличии достаточного количества команд в возрастной группе «22 года и старше».

Каждая команда должна соревноваться только с командами, входящими в определенную возрастную группу.

Действие 3: разделение команды по уровню способностей

1. В рамках всех соревнований по командным видам спорта должны использоваться тесты оценки навыков, разработанные для каждого из видов спорта, и должны проводиться предварительные соревнования, позволяющие определить уровни способностей участвующих команд.

В Спортивных правилах Специальной Олимпиады представлено описание тестов оценки навыков для каждого вида спорта и дополнительная информация об оценке команд для разделения на группы.

2. Сгруппируйте команды по уровням способностей, основываясь на результатах тестов оценки навыков и итогах предварительных соревнований.

3. Сформируйте дивизионы из не более чем восьми команд посредством разделения команд каждого уровня способностей по возрастному признаку.

4. В рамках каждого уровня способностей возможно совмещение возрастных групп для формирования дивизионов.

5. Если в соревнованиях участвуют только две мужские или женские команды, то эти команды должны соревноваться между собой.

6. Если в соревнованиях участвует только одна команда данного уровня способностей или данной возрастной группы, то она должны быть включена в дивизион с другими командами вне зависимости от возрастной группы и уровня способностей.

Выравнивание результатов соревнований Виды программы, измеряемые временем или иными объективными показателями

1. В отношении видов программы, измеряемых временем или иными объективными показателями, при распределении спортсменов для финальных соревнований должны применяться улучшенные результаты, представленные главным тренером или достигнутые по итогам предварительных соревнований.

2. Дисквалификации подлежит любой спортсмен, финиширующий в ходе финальных соревнований с результатом на 15 % лучше результата предварительных соревнований или заявленного результата.

Виды программы, оцениваемые судейским решением

1. В отношении видов программы, оцениваемых судейским решением, при распределении спортсменов для финальных соревнований должны использоваться наилучшие результаты выступлений, полученные в ходе предварительных соревнований или представленные тренерами до начала соревнований.

2. Окончательный результат определяется сложением 25 % результата разделения на группы и 75 % результата финальных соревнований.

Подробно рассмотренный порядок формирования дивизионов позволяет более глубоко понять философию и основную идею Специальной Олимпиады.

В заключение приведем регламентированные Правилами SOI обязанности участника соревнований, тренера и менеджера.

Источник

18.3.2. Нетрадиционная модель соревнований Специальной Олимпиады

Нетрадиционная модель соревнований была специально разработана для людей с поражением интеллекта. По мнению ее разработчиков, она существенно уменьшает негативные стороны традиционной модели, более гуманна и в большей степени подходит для людей с интеллектуальными недостатками. Рассмотрим самые важные отличительные черты этой модели.

Главная (первичная) функция нетрадиционной модели соревнований, как и традиционной, предполагает определение победителей и призеров состязаний, однако при этом фактически отменяются процедуры их окончательного ранжирования – от лучшего до худшего и фиксации рекордов. В нетрадиционной модели среди участвующих в соревнованиях спортсменов не может быть проигравших. Каждый из них участвует в церемонии награждения, оказывается на пьедестале и обязательно получает награду. С этой целью все участники соревнований разделяются по результатам предварительных состязаний на так называемые дивизионы (правило дивизионирования), количество спортсменов или команд, в которых должно быть не более восьми и не менее трех человек. При этом уровни подготовки (физические способности и технические навыки) участников соревнований одного дивизиона не должны отклоняться более чем на 10 % (правило «10 %»).

В каждом дивизионе, минимальное количество которых составляет частное от деления общего количества участников (в индивидуальных видах спорта) или команд (в командных) на восемь, разыгрывается комплект медалей, но награды получают все его участники: победители (1–3 места) – медали, остальные – наградные ленты. Награды вручаются во время торжественной церемонии с использованием пьедестала, состоящего из восьми ступенек (рис. 63). Стоимость медалей и наградных лент должна быть примерно одинаковой.

какое количество спортсменов или команд должно быть по правилам дивизионирования

Рис. 63. Место проведения награждений участников соревнований по программе Специальной Олимпиады

Нетрудно видеть, что процедура разделения участников соревнований по программе Специальной Олимпиады на дивизионы играет роль центрального (ключевого) звена всей системы их организации и имеет целый ряд своих особенностей и нюансов, которые необходимо знать организаторам соревнований.

После предварительного разделения участников состязаний по полу и возрасту достаточно часто возникает ситуация, когда разница в уровнях подготовки специальных спортсменов столь велика, что трудно подобрать даже трех участников соревнований (минимальное количество для образования дивизиона), удовлетворяющих правилу «10 %». Весьма непросто распределить участников соревнований по дивизионам в таких видах спорта, где результат фиксируется в субъективных показателях: в гимнастике, фигурном катании, прыжках в воду и конном спорте, а также в командных видах спорта.

Самая простая процедура дивизионирования возникает тогда, когда большое количество спортсменов имеют примерно одинаковый уровень подготовки (разница в результатах в пределах 10 %). В этом случае количество дивизионов определяется делением числа участников на восемь.

Таким образом, в модели соревнований Специальной Олимпиады полностью исключается обязательное выявление иерархии мест (ранга) каждого участника на основе показанных спортивных результатов – от лучшего к худшему, что характерно для традиционной модели соревнований. Здесь ранжирование осуществляется только внутри дивизионов и делается все, чтобы исключить негативную оценку тех, кто оказался за чертой медалистов (церемония награждения, вручение наградных лент и др.). В соревнованиях Специальной Олимпиады все участники получают награды, а количество комплектов медалей равняется количеству дивизионов, что дает шанс получить золотую медаль даже тем лицам, физические кондиции которых значительно ниже соревнующихся в других (более сильных) дивизионах.

Подобная организация соревнований снимает также проблему фиксации рекордов, главным из которых считается прогресс собственных достижений, а не абсолютный показатель результата. Ясно, что у представителей и победителей более слабых дивизионов абсолютный показатель результата будет значительно ниже, чем у представителей и победителей более сильного дивизиона. Поэтому нет смысла это подчеркивать, чтобы не уменьшать радость у обладателей медалей и наград более слабых дивизионов.

Принципиальное отличие нетрадиционной модели соревновательной деятельности состоит в ее функциях, связанных с социальной оценкой спортивного результата и достижений специальных спортсменов. Прежде всего, здесь введен строгий запрет на использование материального вознаграждения специальных спортсменов, а также отменен денежный взнос за участие в соревнованиях.

Значительные финансовые затраты на проведение соревнований международного уровня (размещение и питание спортсменов, аренда спортивных сооружений, транспорт, награждение всех участников – далеко не полный перечень статей расходов) полностью берут на себя SOI и организаторы соревнований. Причем во всех официальных документах SOI подчеркивается, что главное в круглогодичных тренировках и соревнованиях – это демонстрация мужества, получение радости, развитие талантов, навыков и дружественных отношений между членами семей, другими специальными спортсменами и обществом в целом.

В качестве подтверждения данного факта приведем определение цели Специальной Олимпиады, сформулированной в официальных специальных олимпийских летних спортивных правилах: «Основная цель Специальной Олимпиады – помочь людям с отклонениями в умственном развитии стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредством предоставления этим людям справедливых возможностей для демонстрации своих навыков и талантов в условиях соревнований и путем информирования общественности об их возможностях и потребностях».

Таковы особенности нетрадиционной модели соревнований по адаптивному спорту, применяемой в программах Специальной Олимпиады. Возможно, данная модель будет использоваться и в других направлениях адаптивного спорта, особенно тех, которые в настоящее время находятся в стадии развития.

Для лучшего уяснения особенностей участия ЛИН в специальном олимпийском и паралимпийском движениях, отличий традиционной и нетрадиционной моделей соревновательной деятельности рассмотрим более подробно их общие черты и принципиальные различия.

Вначале рассмотрим общие черты Специального олимпийского и паралимпийского спорта ЛИН (Брiскiн, Передерiй, Нерода, 2003; Брiскiн, 2003; Брискин, Евсеев, Передерий, 2010 и др.).

Общими для движения Специальных Олимпиад и паралимпийского движения являются такие черты, как:

1) соблюдение принципов, предложенных Пьером де Кубертеном:

– содействие развитию физических и моральных качеств человека,

– воспитание молодежи в духе взаимопонимания и дружбы,

– распространение по всему миру доброй воли человечества,

– честные и равноправные соревнования спортсменов,

– отсутствие дискриминации по расовым, национальным, религиозным или политическим мотивам;

2) кульминацией процессов специального олимпийского и паралимпийского движения представляют собой массовые, всемирные соревнования-праздники, в которых принимают участие представители стран со всех континентов, – Всемирные игры (летние и зимние) Специальных Олимпиад и Паралимпийские игры (летние и зимние);

3) выполнение большинства церемоний и ритуалов, используемых как в Олимпийских играх, так и в других соревнованиях среди здоровых атлетов: церемоний торжественного открытия и закрытия соревнований (парад спортсменов, внесение факела Специальных Олимпиад или Паралимпийских игр); принятие торжественной клятвы спортсменов; церемоний награждения и др.;

4) совпадение главной целевой направленности спорта ЛИН в специальном олимпийском и паралимпийском движениях – максимально возможная самореализация (или самоактуализация) в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни, социализация и последующая социальная интеграция (Евсеев С. П., 2005);

5) совпадение основных задач, стоящих перед спортом ЛИН, в обоих рассматриваемых направлениях адаптивного спорта:

– нормализация образа жизни лиц с нарушениями интеллекта, приобщение их к образу жизни большей части общества (в пределах возможного),

– освоение характерных для адаптивного спорта социальных ролей и функций (участие в работе общественной организации, федерации, клуба, выполнение функций судьи, помощника тренера, организатора соревнований и др.),

– освоение мобилизационных, технологических, двигательных ценностей физической культуры, овладение жизненным опытом, социально-бытовыми навыками,

– формирование спортивной культуры ЛИН, приобщение их к общественно-историческому опыту в данной сфере социальной практики,

– расширение круга лиц для осуществления коммуникации;

6) обязательность соревнований – главного, центрального компонента любого вида и направления адаптивного и обычного спорта публичной, строго регламентированной соответствующими правилами процедуры сопоставления (сравнения) достижений атлетов и определение среди них победителей;

7) обязательность специально организованного, как правило, многолетнего процесса подготовки спортсмена к соревнованиям (минимальное время участия в организованной тренировочной программе по виду спорта, установленное в специальном олимпийском движении, – 8 недель), который должен приносить пользу и совершенствовать физические, умственные, этические и духовные качества человека, формировать у него умения, смелость, искренность и радость, т. е. универсальные ценности, проходящие через все границы, как географические, так и философские, политические, религиозные, национальные, расовые и т. д;

8) обязательность медицинского контроля и сопровождения как тренировочного, так и соревновательного процессов;

9) использование в спорте ЛИН многих одинаковых (традиционных) видов спорта и спортивных дисциплин, применяющихся, в том числе, и в олимпийских соревнованиях (плавания, легкой атлетики, баскетбола, велоспорта, конного спорта, футбола, тенниса, волейбола, настольного тенниса, горнолыжного и лыжного спорта и др.);

10) для участия в тренировочном и соревновательном процессах как по программам Специальной Олимпиады, так и паралимпийским необходимо пройти процедуры альтернативной медицинской классификации, которая должна подтвердить либо наличие у атлета минимального уровня поражения и соответственно разрешения заниматься спортом ЛИН, либо его отсутствие и соответствующий запрет и рекомендации для занятий обычным спортом;

11) для участия в тренировках и соревнованиях для детей с интеллектуальными нарушениями требуется письменное разрешение их родителей или опекунов, поскольку эти занятия не являются для детей обязательными и проводятся на добровольной основе.

Несмотря на большое количество общих черт, специальное олимпийское и паралимпийское движения имеют и принципиальные различия (табл. 6).

Таблица 6. Принципиальные различия паралимпийского и специального олимпийского движения адаптивного спорта

какое количество спортсменов или команд должно быть по правилам дивизионированиякакое количество спортсменов или команд должно быть по правилам дивизионированиякакое количество спортсменов или команд должно быть по правилам дивизионированиякакое количество спортсменов или команд должно быть по правилам дивизионирования

? Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные отличительные черты адаптивного спорта.

2. Какова главная цель и основные задачи адаптивного спорта?

3. Какова роль адаптивного спорта в формировании сознательной способности ЛИН?

4. В чем проявляются возможные негативные влияния на личность занимающихся в процессе соревновательной и тренировочной деятельности?

5. Расскажите о классификации основных направлений развития адаптивного спорта.

6. Перечислите основных участников паралимпийского движения. Какие изменения в составе лиц, участвующих в паралимпийских играх, произошли в 2012 г.?

7. Назовите основные характерные особенности традиционной соревновательной деятельности.

8. Раскройте особенности нетрадиционной модели соревновательной деятельности Специальной Олимпиады.

9. Назовите общие черты и принципиальные различия традиционной и нетрадиционной моделей соревновательной деятельности на примере сравнения специального олимпийского и паралимпийского движения адаптивного спорта.

10. Что вы знаете о новых направлениях развития адаптивного спорта в Российской Федерации и в мире?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *