МАС Международный астрономический союз

Международный астрономический союз (МАС, International Astronomical Union) был основан в 1919 году. В задачи МАС входит решение астрономических вопросов, требующих сотрудничества в рамках международного астрономического сообщества и стандартизация астрономических данных, в частотности, официальное наименование астрономических тел и деталей на них. Другими словами, МАС присваивает названия планетам, спутникам и астероидам, решает, какие объекты называть галактиками или звездными скоплениями, утверждает астрономические постоянные и т.п.

Например, в 1930 году МАС принял решение считать новооткрытый Плутон планетой. Или, другой пример, в 2006 году МАС принял решение не считать Плутон планетой, а считать его карликовой планетой.

В 1922 году на I генеральной ассамблее МАС, прохожившей в Риме, было решено определить 88 созвездий включенных в официальный список. В частности, окончательно созвездие Корабль Арго исчезло с неба, разделенное на отдельные созвездия, а Змея оказалась состоящей из двух несвязанных областей. Были утверждены названия созвездий, для новых созвездий названия часто усекались до одного слова, и стандартные латинские сокращения.

Решено было также разделить все небо на созвездия таким образом, чтобы каждая точка небесной сферы принадлежала ровно одному созвездию, при этом границы созвездий были проведены вдоль небесной координатной сетки параллельно кругам склонений и параллелей (то есть представляли собой многоугольники с «вертикальными» или «горизонтальными» относительно небесного экватора сторонами). Так была последовательно реализована идея Бенджамина Анторпа Гулда, аналогичным образом разделившего южное полушарие неба на созвездия в атласе «Аргентинская Уранометрия» еще в 1879 году.

В 1928 году в городе Лейдене, Нидерланды, были утверждены большинство границ, но детализация работы была передана рабочей группе. В 1930 году бельгийский астроном Эжен Дельпорт опубликовал описание новых границ созвездий. Тем не менее, некоторое время в координаты продолжали вноситься уточнения, и окончательно границы созвездий были утверждены в 1935 году.

Занятно, что МАС провел границы по координатной сетке эпохи 1875.0 года. Вследствие прецессии координатная сетка эпохи 1875.0 постепенно смещается относительно координатной сетки, актуальной на настоящий момент: как следствие, теперь границы созвездий получили небольшой перекос относительно координатных кругов склонений и восхождений.

И так, на этом в истории созвездий можно поставить точку. Ученым здесь делать уже нечего, но еще остался простор для художников, поэтов и влюбленных.

Галерея

Изображения созвездий, представленные в галерее, подготовлены совместно МАС и астрономическим журналом «Sky & Telescope». Контуры созвездий предложены Аланом МакРобертом (Alan MacRobert) на основе идей Рея, но скорректированы с учетом астрономических традиций. Эти изображения созданы под лицензией Creative Commons Attribution 3.0 Unported, чем я с удовольствием пользуюсь: копирую, распространяю и передаю.

Немного космоса. Созвездия.

Во всем мире люди любят смотреть на звезды, находя уже знакомые и открывая новые неизвестные созвездия. Но помимо созерцания, приносящего простое развлечение и радость от увиденного, эти же звезды и созвездия служат инструментом.

Созвездия придумали еще в древнем мире, чтобы лучше запоминать и ориентироваться по звездам. Самые яркие «соседствующие» на вид звезды мысленно соединяли линиями и далее такой «скелет» додумывали до некоторого образа: например, животного или героя из легенд.

Звезды движутся по небу по своему обычному плану, так же, как Солнце. В разное время года различные созвездия появляются на закате. Восходящие созвездия вращаются на основе пути Земли в пространстве, и поэтому могут быть использованы, чтобы отмечать сезоны в регионах, когда умеренная погода не может передать изменения между зимой и весной.

Разумеется, разные народы делили небо по-разному. Например, в Китае в древности была распространена карта, на которой звездное небо делилось на четыре части, в каждой из них насчитывалось по семь созвездий, т.е. всего 28 созвездий. А монгольские ученые XVIII в. насчитывали 237 созвездий. В европейской науке и литературе закрепились те созвездия, которыми пользовались древние жители Средиземноморья. Из этих стран (включая Северный Египет) в течение года можно видеть около 90% всего небосвода. Однако народам, живущим вдали от экватора, значительная часть небосвода недоступна для наблюдения: на полюсе видна лишь половина неба, на широте Москвы – около 70%.

В течение многих столетий созвездия не имели четко установленных границ; обычно на картах и звездных глобусах созвездия разделяли кривыми замысловатыми линиями, не имевшими стандартного положения. Поэтому с момента образования Международного астрономического союза (МАС) одной из первых его задач стало размежевание звездного неба. На 1-й генеральной ассамблее МАС, проходившей в 1922 в Риме, астрономы решили, что пора окончательно поделить всю небесную сферу на части с точно обозначенными границами и этим, кстати, положить конец всяким попыткам перекраивать звездное небо. В названиях созвездий было решено придерживаться европейской традиции.

Нужно заметить, что хотя названия созвездий остались традиционными, ученых совершенно не интересовали фигуры созвездий, которые принято изображать, мысленно соединяя прямыми линиями яркие звезды. На звездных картах эти линии рисуют лишь в детских книгах и школьных учебниках; для научной работы они не нужны. Теперь астрономы называют созвездиями не группы ярких звезд, а участки неба со всеми находящимися на них объектами, поэтому проблема определения созвездия сводится только к проведению его границ.

Но и границы между созвездиями оказалось провести не так легко. Над этим заданием работало несколько известных астрономов, стремясь сохранить историческую преемственность и, по возможности, не допустить попадания звезд с собственными именами (Вега, Спика, Альтаир. ) и устоявшимися обозначениями (a Лиры, b Персея. ) в «чужие» созвездия. При этом границы между созвездиями решено было сделать в виде ломанных прямых, проходящих только по линиям постоянных склонений и прямых восхождений, поскольку так легче закрепить эти границы в математической форме.

На генеральных ассамблеях МАС в 1925 и 1928 были приняты списки созвездий и утверждены границы между большинством из них. В 1930 по поручению МАС бельгийский астроном Эжен Дельпорт опубликовал карты и подробное описание новых границ всех 88 созвездий. Но и после этого еще вносились некоторые уточнения и только в 1935 решением МАС в этой работе была поставлена точка: раздел неба был закончен.

Часто классификация созвездий проводится с учетом того календарного месяца, в котором их лучше всего видно или по временам года: созвездия зимнего, весеннего, летнего и осеннего неба.

Зодиакальный круг

Солнце, Луна и планеты перемещаются по заданной траектории по небу, известной как эклиптика, так же вращается и Земля. Список из 13 созвездий, через которые они проходят, известны как звезды зодиака.

Список всех тринадцати созвездий, через которые проходит наша система:

Почему же нет тринадцатого знака Зодиака? Приведу комментарий сотрудников Пермского планетария:

«Система знаков Зодиака была разработана в древнем Вавилоне, примерно, 3 тысячи лет назад. Она основывалась на смещении Солнца на фоне других звезд небосвода. Это смещение вызвано годовым движением Земли вокруг Солнца.

За год Солнце проходит на фоне тринадцати созвездий (12 созвездий круга Зодиака и созвездие Змееносец). Поскольку площадь созвездий не одинакова, получается, что Солнце задерживается на фоне одного созвездия намного дольше, чем на фоне другого. Например: на фоне созвездия Девы Солнце находится около 45 дней, а Скорпиона — 7 дней. Из-за такой разницы древние вавилоняне решили усреднить время движения Солнца по площадям того или иного созвездия. Поскольку в те далекие времена Солнце лишь слегка «задевало» созвездие Змееносца, то его не включили в число созвездий Зодиака.»

К сегодняшнему дню положение звезд изменилось. Теперь Солнце пребывает в созвездии Змееносца 18 дней в году. Однако это только с точки зрения астрономии. С точки зрения астрологии ничего не изменилось.

Обозначение звезд в созвездиях

Наша Галактика состоит более чем из 100 млрд. звезд. Из них только 0,004% внесено в каталоги, все остальные остаются безымянными и даже несчитанными. Однако у каждой яркой звезды и у большинства слабых помимо научного обозначения имеется и свое собственное имя, полученное еще в далекой древности. Многие из употребляющихся сегодня названий звезд, например, такие как Ригель, Альдебаран, Алголь, Денеб и другие, имеют арабское происхождение. Современным астрономам известно порядка трех сотен исторических названий звезд. Нередко они обозначают названия частей тела тех образов, от которых произошло название всего созвездия: Бетельгейзе (в Орионе) – «плечо гиганта», Денебола (во Льве) – «хвост льва» и др.

Когда астрономы в конце XVI века начали детальное изучение неба, у них возникла необходимость в наличии обозначений абсолютно для всех звезд, которые видны невооруженным глазом, а со временем – в телескоп. Иоганн Байер, автор прекрасно иллюстрированной Уранометрии, изобразил в ней созвездия и легендарные фигуры, от которых произошли их названия. Кроме того, Байер впервые обозначил звезды буквами греческого алфавита в порядке приблизительного убывания их блеска: ярчайшая звезда созвездия была обозначена как «альфа», вторая по блеску – как «бета», и так далее.

Как находить созвездия

Для того, чтобы было проще найти созвездие, необходимо знать, как выглядит его астеризм.

Астеризм — это характерная, легко узнаваемая группа звезд, которая может принадлежать одному или нескольким созвездиям. В прошлом понятия астеризм и созвездие были почти синонимами — и в том и в другом случае под ними понимали легко запоминающуюся группу звезд.

Найти Ковш Малой Медведицы (Ursa Minor) тоже несложно. Если провести прямую через звезды Большой Медведицы Мерак (β) и Дубхе (α), которые образуют стенку Ковша, она укажет на Полярную звезду, самую яркую в созвездии Малой Медведицы.

В нынешнюю эпоху Полярная звезда находится вблизи от Северного полюса мира и поэтому почти неподвижна при суточном вращении звездного неба.

Если проложить дугу через три звезды ручки Ковша Большой Медведицы, то она укажет на Арктур Волопаса (Bootes), который является одной из самых ярких звезд на нашем небосводе.

Рядом с Драконом можно увидеть ярчайшие звезды Кассиопеи (Cassiopeia). Они образуют букву М, или W. Созвездие Цефей (Cepheus) наблюдается на территории России, но разглядеть его нелегко.

Между звездами Альтаир и Арктур можно найти созвездия: Северная Корона (Corona Borealis), Змея (Serpens), Геркулес (Hercules), Змееносец (Orhiuchus) и Щит (Scutum).

Двигаясь на восток, можно найти еще несколько созвездий, в том числе зодиакальных: Пегас (Pegasus), зодиакальные созведия Козерог (Capricornus), Водолей (Aquarius), Рыбы (Pisces).

Стоит отметить, что созвездия являются статичными лишь для нескольких поколений людей. Как известно, гравитационное влияние Луны и Солнца на нашу планету вызывает медленное конусообразное движение земной оси, что приводит к перемещению точки весеннего равноденствий по эклиптике с востока на запад. Это явление называют прецессией, т.е. предварением равноденствия. Под влиянием прецессии за несколько тысячелетий заметно изменяется относительно неподвижных звезд положение земного экватора и связанного с ним небесного экватора. В результате иным становится годичный ход созвездий по небу: для жителей определенных географических широт одни созвездия со временем становятся наблюдаемыми, а другие на многие тысячелетия скрываются под горизонтом.

Источник

Что такое созвездие и сколько созвездий на небе?

Созвездия – участки, на которые разделена карта звездного неба. В древние времена созвездиями назвали фигуры, образованные группами звезд.

Для удобства ориентировки звезды объединялись в сектора. Деления на созвездия появилось еще во втором веке до н. э., послужив основой для создания первых карт звёздного неба.

Деление носило условный характер, не подтверждая наличия каких-либо связей между звездами, входящими в состав звёздной группы. Часто одна группа звезд попадала в состав другой, а области неба, «бедные» звёздами, вовсе не имели созвездий.

Такое деление приводило к тому, что на некоторых участках звезды попадали в два, а то и три созвездия, а другие оставались пустыми «бездомными». С началом XIX века на карте звёздного неба появились границы, устраняющие пустые участки. Но официального, общепринятого разграничения по-прежнему не появилось.

В июле 1919 года, в Брюсселе был создан Международный астрономический союз – организация, занимающаяся вопросами астрономии и космонавтики. Благодаря его работе в 1928 году были определены и официально признаны окончательные границы 88 звёздных секторов, что значительно упростило работу картографов, моряков, астрономов и взаимопонимание между учёными.

Зодиакальный круг

Отдельное место на небесной карте занимает зодиакальный круг, состоящий из 13 созвездий — Овна, Тельца, Близнецов, Рака, Льва, Девы, Весов, Скорпиона, Стрельца, Козерога, Водолея, Рыб и Змееносца.
Последнее официально не входит в зодиак, но по факту находится на годовом пути Солнца-Земли-Луны. Эти созвездия нам хорошо известны по модным астрологическим прогнозам и картам, которые составляют современные астрологи.

Оформление зодиака как особого небесного пояса — заслуга вавилонян. Об этом мы узнаём из серии клинописных таблиц «Мул-Апин» (VII век до н. э.), в которых названы 18 созвездий, расположенных на пути Луны, Солнца и пяти планет.

Через 200 лет в Вавилоне уже в употреблении 12-секторный зодиак и вовсю используются зодиакальные гороскопы.

Официальные границы каждого из созвездий зодиака определены в 1928 году, в процессе разграничения всей карты звёзд.

Сколько созвездий на небе?

Число звёздных групп постоянно менялось. Например, в Китае, в IV веке до н. э. их насчитывалось 122, а в XVIII веке в Монголии – 237. На сегодняшний день существует 88 созвездий. Такое число официально утверждено в 1922 году на заседании Генеральной ассамблеи Астрономического союза.
Названия части звёздных групп из окончательно утверждённого списка сохранились со времен древних греков. В астрономическом труде Птолемея «Амальгест» приведены описания 47 созвездий, названия которых дошли до нас. В России из общего числа групп можно увидеть лишь 54 созвездия.

Как появились названия звёздных групп?

Названия созвездий появлялись исходя из культурных традиций, мифологии, очертаний предметов. Большая часть названий пришла к нам из Древнего Рима, а туда — от древних греков, которые тоже были склонны к заимствованиям, например — у древних вавилонян.

Вавилонские астрономы-астрологи давали группам звёзд имена мифических героев, правителей, названия животных. Эту систему и переняли древнегреческие учёные, заменив вавилонских героев на собственных.

В Древнем Риме обогатили звёздное небо своими достижениями и выдающимися личностями и существами. Итогом стали Андромеда, Геркулес, Гидра, Кассиопея, Пегас, Центавр и другие.

Во времена географических открытий на небе появились Павлин, Индеец, Райская Птица.

Новые времена дали созвездиям совсем простые имена, связанные то с животными, то с инструментом, например — Тукан, Микроскоп, Компас.

Чем знамениты созвездия Малая Медведица и Южный Крест?

Каждое из них видно только в одном полушарии: Малая Медведица — в северном, Южный Крест — в южном. Они хорошо различимы и практически неподвижны.
Эти их свойства стали бесценными для древних и средневековых мореплавателей, ведь созвездия совершенно точно указывали направление: квартет звёзд в Южном Кресте — на юг, а Полярная звезда Малой Медведицы — на север.

Сколько на небе созвездий

Как известно, для удобства ориентирования и восприятия звёздный мир разделили на созвездия. Но часто возникает вопрос от том, на сколько созвездий разделено небо.

В основном, это определённые конфигурации звёзд, которые образуют некие фигуры. По крайней мере, так мы видим данные участки неба. Помимо звёзд в них входят и другие астрономические объекты. Например, туманности, галактики и другие скопления. Известно, что светила образуют астеризмы.

Разумеется, если посмотреть из одной точки Земли, то мы можем увидеть лишь малую часть одной или нескольких областей. Это зависит от времени года, от выбранной точки наблюдения и от погодных условий. Ведь на самом деле, имеется много факторов, влияющих на наше обозрение. Но так просто и не определить сколько созвездий вмещает в себя Вселенная.

Однако развитие астрономии и все знания о космосе, которые накопило человечество, привело к общему решению данного вопроса. Таким образом, ещё в 1922 году МАС (Международный астрономический союз) поделил наше небо на определённое количество созвездий. Так, на данный момент, утверждено число 88. Именно на это количество созвездий делят небесную сферу.

какое количество созвездий было окончательно утверждено в 1922 году на генеральная ассамблея Международный астрономический Союз

Они могут относиться к разным полушариям, или их видимость может зависеть от периода, а может быть и точки наблюдения. В таком случае их объединяют в определенные виды созвездий. Однако каждый известный участок имеет место в таблице (списке) звёздного неба.

Карта созвездий

Созвездия утвердили не просто на словах, а на карте ночного неба. Существует таблица небесных участков, которая вмещает в себя все красивые области верхнего мира. Помимо этого, есть список созвездий с картинками.

Безусловно, ночной космос, разделённый на части, неописуемо прекрасен и пугающе красив. А каждое его созвездие лишь малая частичка в общем водовороте жизни.

Как оказалось, для нашей жизни важно понимать, что представляет собой небо. Это не просто облака и звёзды, это некий путеводитель жизнедеятельности людей. Ведь многие видят тесную связь я-звезда. И возможно, они правы в данном представлении о всей космической жизни.

какое количество созвездий было окончательно утверждено в 1922 году на генеральная ассамблея Карта звездного неба с созвездиями (неполная)

Созвездие

Созвездия — в современной астрономии участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звёздном небе. В древности созвездиями назывались характерные фигуры, образуемые яркими звёздами.

Содержание

Краткое описание

В трёхмерном пространстве звёзды, которые мы видим на небесной сфере рядом, могут быть расположены очень далеко друг от друга. С древнейших времён люди видели некоторую систему во взаимном расположении звёзд и группировали их в соответствии с ней в созвездия.

В течение истории наблюдатели выделяли различное число созвездий и их очертания, а происхождение некоторых древних созвездий так и не выяснено до конца. До XIX века под созвездиями понимались не замкнутые области неба, а группы звёзд, которые нередко перекрывались. При этом получалось, что некоторые звезды принадлежали сразу двум созвездиям, а некоторые бедные звёздами области не относились к какому-либо созвездию. В начале XIX века между созвездиями были проведены границы, ликвидировавшие «пустоты» между созвездиями, однако их чёткого определения по-прежнему не было, и разные астрономы определяли их по-своему.

В 1922 году в Риме решением I Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза был окончательно утверждён список из 88 созвездий, на которые было поделено звёздное небо, а в 1928 году были приняты чёткие и однозначные границы между этими созвездиями, проведённые строго по кругам прямых восхождений и склонений экваториальной системы координат на эпоху 1875.0. В течение пяти лет в границы созвездий вносились уточнения. В 1935 границы были окончательно утверждены и больше изменяться не будут. Следует, однако, помнить, что на звёздных картах, составленных для эпох, не совпадающих с эпохой 1875.0, в частности, всех современных карт, из-за прецессии земной оси границы созвездий сдвинулись и уже не совпадают с кругами прямых восхождений и склонений.

Из 88 созвездий только 47 являются древними, известными западной цивилизации уже несколько тысячелетий. Они основаны в основном на мифологии Древней Греции и охватывают область неба, доступную наблюдениям с юга Европы. Остальные современные созвездия были введены в XVII—XVIII веках в результате изучения южного неба (в эпоху великих географических открытий) и заполнения «пустых мест» на северном небе. Названия этих созвездий, как правило, не имеют мифологических корней.

12 созвездий традиционно называют зодиакальными — это те, через которые проходит Солнце при годичном обороте по небесной сфере (исключая созвездие Змееносца).

Список созвездий