какое количество людей было в римском сенате
Сенат (Древний Рим)
Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н. э.);
С установлением республики, сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями), стал существенным элементом общественной жизни. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты — таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима.
Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями. Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов — принцепс (princeps senatus).
В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V—III вв. до н. э.) власть сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний).
В III—I вв. до н. э. сенат предварительно рассматривал законопроекты, предлагавшиеся для голосования в комициях, ему принадлежало высшее руководство военными делами, внешней политикой, финансами и государственным имуществом, надзор за религиозными культами, право объявлять чрезвычайное положение и т. д. Сенат утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов. Таким образом, сенат фактически осуществлял руководство государством.
Постановления сената (s. c., senatus consulta) имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев — плебисцита.
По словам Полибия (то есть с точки зрения римлян) решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме — лучшими людьми, то есть Сенатом. [1] И это при том, что по мнению многих историков Карфагеном правила Олигархия. [1]
В период Империи власть сената всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. На самом деле, сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния. Постановления сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа, фактический император Рима носил титул «принцепс» — то есть «первый из сенаторов».
Число сенаторов неоднократно менялось:
Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики, а во времена Империи — даже знатные провинциалы.
С 313 до н. э. в члены сената принимал цензор — он составлял список из лиц, занимавших или занимающих магистратуру, с определённым имущественным цензом (например, при Августе (I век н. э.) — 1 млн сестерциев). Во времена империи это стало прерогативой императора.
При Диоклетиане (конец III века) сенат был превращен в городской совет Рима, при Константине (IV век) был учрежден сенат в Константинополе — «втором Риме», уравненный в правах с сенатом Рима.
Примечания
Литература
ДРЕВНИЙ РИМ — Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… … Православная энциклопедия
Республика (Древний Рим) — Римская республика Res publica Romana Девиз: «Senatus Populusque Romanus (лат. Сенат и народ римский)» Национальный гимн Римской республики Основано 510 до н. э. Дата ликвидации … Википедия
Легат (Древний Рим) — Эта статья о должности в Древнем Риме; о понятии Римского права см.: Легат (Римское право). У этого термина существуют и другие значения, см. Легат. Легат (от лат. legatus, legare, «предписывать, назначать, делегировать») так… … Википедия
Консул (Древний Рим) — У этого термина существуют и другие значения, см. Консул. Консульская процессия. Штучная мозаика из римской базилики Юния Басс … Википедия
Триумф (Древний Рим) — У этого термина существуют и другие значения, см. Триумф (значения). Триумф (лат. triumphus) в Риме торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город… … Википедия
Диктатор (Древний Рим) — У этого термина существуют и другие значения, см. Диктатор (значения). Диктатор в Древнем Риме чрезвычайное должностное лицо (магистрат) в период Республики (V 2 я половина I века до н. э.), назначавшееся консулами по решению сената максимум на 6 … Википедия
Император (Древний Рим) — У этого термина существуют и другие значения, см. Император (значения). Император (лат. imperator повелитель, хозяин, полководец) древнеримский почётный воинский титул, наиболее распространённый в период Поздней республики. Почётный титул… … Википедия
Консистория (Древний Рим) — Консистория или имперский совет (лат. consistorium) в Древнем Риме и Византийской империи административно совещательный орган при императоре. Совет возник при императоре Адриане как совещательный орган для обсуждения законов. При Диоклетиане и… … Википедия
Легион (Древний Рим) — Римские легионеры (современная реконструкция) Легион (лат. legio, род. падеж legionis, от legio собираю, набираю) основная организационная единица в армии Древнего Рима. Легион состоял из 5 6 тыс. (в более поздние периоды до 8 тыс.) пехотинцев … Википедия
СОДЕРЖАНИЕ
История
Сенат Римского королевства
Самой важной задачей сената, помимо королевских выборов, было выполнение функций королевского совета, и, хотя король мог игнорировать любые советы, которые он предлагал, его растущий престиж помогал делать советы, которые он предлагал, все труднее игнорировать. Только король мог издавать новые законы, хотя он часто вовлекал в процесс как сенат, так и куриатское собрание (народное собрание).
Сенат Римской республики
Когда началась республика, Сенат функционировал как консультативный совет. Он состоял из 300–500 сенаторов, служивших пожизненно. В ранний период членами были только патриции, но вскоре были приняты и плебеи, хотя им было отказано в высших магистратурах на более длительный период.
Сенаторы имели право носить тогу с широкой пурпурной полосой, темно-бордовую обувь и железное (позднее золотое) кольцо.
С III века до нашей эры сенат также играл решающую роль в чрезвычайных ситуациях. Он мог требовать назначения диктатора (право, закрепленное за каждым консулом при участии сената или без него). Однако после 202 г. до н.э. должность диктатора вышла из употребления (и возродилась еще два раза) и была заменена senatus consultum ultimum («окончательный указ сената»), указ сенатора, который разрешал консулам использовать любые средства, необходимые для выхода из кризиса.
В то время как заседания сената могли проводиться как внутри, так и за пределами формальной границы города ( померия ), ни одно собрание не могло проводиться за пределами его более мили (1 км). Сенат действовал в условиях различных религиозных ограничений. Например, прежде чем могла начаться какая-либо встреча, приносилась жертва богам и предпринимались поиски божественных предзнаменований ( ауспиций ). Сенату разрешалось собираться только в местах, посвященных богам.
У сенаторов было несколько других способов повлиять на председательствующего магистрата (или расстроить его). Например, каждому сенатору было разрешено выступить до проведения голосования, а поскольку все собрания должны заканчиваться до наступления темноты, специальная группа или даже один сенатор могли обсудить предложение до смерти ( флибустьер или diem consumerre ). Когда пришло время объявить голосование, председательствующий судья мог выдвигать любые предложения, которые он хотел, и каждое голосование происходило между предложением и его отрицанием.
Сенат Римской Империи
Во время правления первых императоров законодательные, судебные и избирательные полномочия были переданы от римских ассамблей сенату. Однако, поскольку император контролировал сенат, сенат действовал как средство, с помощью которого он осуществлял свою автократическую власть.
Если человек не имел ранга сенатора, у него было два пути стать сенатором. Согласно первому методу император вручную предоставил этому человеку право баллотироваться на должность квестора, тогда как при втором методе император назначил этого человека в сенат своим указом. При империи власть императора над сенатом была абсолютной.
Два консула входили в сенат, но обладали большей властью, чем сенаторы. Во время заседаний сената император сидел между двумя консулами и обычно выступал в качестве председательствующего. Сенаторы ранней империи могли задавать посторонние вопросы или просить сенат предпринять определенные действия. Сенаторы более высокого ранга выступали перед сенаторами более низкого ранга, хотя император мог говорить в любое время.
Помимо императора, в сенате также могли председательствовать консулы и преторы. Поскольку ни один сенатор не мог баллотироваться на должность магистра без одобрения императора, сенаторы обычно не голосовали против законопроектов, представленных императором. Если сенатор не одобрял законопроект, он обычно выказывал свое неодобрение, не присутствуя на заседании сената в день голосования по законопроекту.
В то время как римские собрания продолжали собираться после основания империи, все их полномочия были переданы сенату, и поэтому сенаторские декреты ( senatus consulta ) приобрели полную силу закона. Законодательные полномочия имперского сената носили в основном финансовый и административный характер, хотя сенат действительно сохранял ряд полномочий в отношении провинций.
В период ранней Римской империи все судебные полномочия, которыми обладали римские собрания, также передавались сенату. Например, сенат теперь обладает юрисдикцией в отношении уголовных процессов. В этих случаях председательствовал консул, сенаторы составляли жюри, и приговор выносился в форме указа ( senatus consultum ), и, хотя приговор не мог быть обжалован, император мог помиловать осужденного через вето. Император Тиберий передал все избирательные полномочия от собраний сенату, и, хотя теоретически сенат избирал новых магистратов, для завершения выборов всегда требовалось одобрение императора.
Около 300 г. н.э. император Диоклетиан провел серию конституционных реформ. В одной из таких реформ он отстаивал право императора брать власть без теоретического согласия сената, тем самым лишая сенат его статуса как окончательного хранилища верховной власти. Реформы Диоклетиана также положили конец оставшейся иллюзии о том, что сенат обладает независимыми законодательными, судебными или избирательными полномочиями. Тем не менее, сенат сохранил свои законодательные полномочия в отношении публичных игр в Риме и сенаторского порядка.
Постклассический сенат
Сенат на западе
Сенат на востоке
Какое количество людей было в римском сенате
В «maiores natu», также как в «senatus» четко проступает возрастной оттенок, так что, можно допустить, более лаконичное «senatus» со временем вытеснило идентичное ему «maiores natu».
То же самое утверждает Саллюстий: «Избранные мужи, с годами ослабевшие телом, но благодаря своей мудрости сильные умом, заботились о благополучии государства. Их ввиду их возраста или сходства обязанностей именовали отцами (delecti, quibus corpus annis infirmum, ingenium sapientia validum erat, rei publicae consultabant: ei vel aetate vel curae similitudine patres appellabantur)» (Sall. Cat.,VI,6, пер. В.О.Горенштейна).
Подобное же читаем и у Веллея Патеркула: «Он (Ромул) избрал сто человек, назвав их patres (таково происхождение слова «патриции»), сделав нечто вроде общественного совета (hic (Romulus) centum homines ellectos appellatosque patres instar habuit consilii publici. Hanc originem nomen patriciorum habet)» (Vell.,I,8,6, пер.А.И.Немировского).
Согласен со своими предшественниками Флор: «Государственный совет находится в руках старцев, которые зовутся «отцами» из-за уважения, а сенатом из-за возраста (consilium rei publicae penes senes esset, qui ex auctoritate patres, ob aetatem senatus vocabantur)» (Flor.,I,1,15).
В двух разных местах Фест сообщает о patres. В первом случае: «Отцами называются те, из кого был составлен сенат, когда сразу после основания города Ромул выбрал сто старейшин, чтобы управлять государством, опираясь на их мудрость и авторитет (patres appellantur, ex quibus senatus compositus, cum initio urbis conditae Romulus C viros elegit natu maiores, quorum consilio atque auctoritate res publica administraretur)» (Fest.,p.288L). В другом месте Фест подчеркивает: «Достаточно ясно, что сенаторы называются так из-за старости. Их вначале Ромул избрал в количестве ста человек, чтобы управлять государством, опираясь на их мудрость. Поэтому также «отцами» были названы (senatores a senectute dici satis constat. Quos initio Romulus elegit centum, quorum consilio rem publicam administraret. Itaque etiam patres appellati sunt)» (Fest.,p.454L).
Примерно такое же свидетельство находим у Юстина: «Тогда и сенат из сотни старцев, которых назвали отцами, был создан (tunc et senatus centum seniorum, qui patres dicti sunt, constituitur)» (Iustin.,XLIII,3,2).
Наконец, автор трактата «О выдающихся мужах» отмечает: «Сто сенаторов из-за благочестия отцами назвал (centum senatores a pietate patres appellavit)» (De vir. illustr., II,11, перевод наш).
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПАТРИЦИАТА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕНАТА.
Нашей целью не может быть детальное исследование этой проблемы. Но так как она непосредственно связана не столько даже с названием, сколько с социальным составом сената, необходимо отметить основные пути ее разрешения.
Однако в 20 в. доминировала экономическая, вернее, политико-экономическая теория.
Нам бы хотелось поддержать мнения этих историков. Утверждение анналистов об изначальном дуализме римской общины, ее разделении на полноправных патрициев и неполноправных плебеев вовсе не обязательно принимать. Вполне возможно, что это утверждение возникло после знакомства с греческой историей и литературой. Вместе с тем, масса данных свидетельствует об отсутствии подобной дихотомии в архаическое время.
Но закономерными являются вопросы: к каким политическим и социальным правам и привилегиям приводило экономическое превосходство? Что было связующим звеном аристократии? Каждый ли богатый становился аристократом?
Однако не только богатство обеспечивает вхождение в патрициат. Попадание туда обеспечивает место в сенате. Римский сенат явился прародителем патрициата и по существу, и по названию.
Вместе с тем, хотя патрициат становится знатью наследственной, но, без сомнения, незамкнутой, открытой для новых вливаний. Традиция представляет массу примеров как индивидуальной, так и коллективной adlectio в сенат и патрициат (сабины Тита Тация: Dionys.,II,47,1; 62,2; Plut. Rom.,20; Numa,2; Нума Помпилий: Dionys.,IV,3,4; Тарквиний Древний: Dionys.,III,41,4; IV,3,4; Zon.,VII,8; gentes Albanae: Liv.,I,30; Dionys.,III,29,7).
Закрыть свои ряды для новых членов сенату препятствует царь. Ведь сенат формально был лишь советом царя, который собирался только тогда, когда пожелает царь. Право lectio senatus находилось в руках царя. Конечно, правилом являлся выбор представителя патрицианского рода, но все-таки свободу выбора царя ограничить никто не мог. Таким образом, мы подошли к важной и, одновременно, трудноразрешимой проблеме численности сената в эпоху царей.
3. ЧИСЛЕННОСТЬ СЕНАТА В ЭПОХУ ЦАРЕЙ.
Традиция единодушно указывает на создание Ромулом сената в количестве 100 человек (Liv.,I,8,7; Dionys.,II,12; Fest., p. 288L, 454L; Ovid. Fast.,III,127; Propert.,IV,1,14; Iustin.,XLIII,3,2; Vell.,I,8; Plut. Rom.,13; Zonar.,VII,3; Eutrop.,I,2; Serv. ad Aen.,VIII,105; Lyd. De mag.,I,16). Еще в царскую эпоху численность вроде бы достигает 300 членов, цифры, считавшейся нормальной для сената эпохи республики (Liv.,II,1,10; Dionys.,V,13; Fest., p.304L; Plut. Popl.,11). Как же росла численность сената со 100 до 300 человек? Традиция опять же единодушна в том, что увеличение происходило большими группами по 50, 100 или даже 200 человек. Однако подобные вливания приписываются разным царям.
Дионисий Галикарнасский начинает с объяснения первоначальной цифры сената в 100 человек. Сам Ромул назначил одного сенатора, 9 сенаторов выбрали трибы (по 3 от каждой трибы) и 90 сенаторов определили курии (тоже по 3 от каждой курии) (Dionys.,II,12). Дальше Дионисий предлагает сразу две версии. Первая подразумевает увеличение сената после объединения с сабинами до 200 человек (Dionys.,II,47,2), а при Тарквинии Древнем до 300 (Dionys.,III,67,1). Вторая версия заключается в предположении, что после объединения с сабинами сенат пополнился не сотней, а только 50 новыми членами: «[Некоторые] считают, что вошедших в сенат было не сто, а пятьдесят ( ouj ga;r eJkato;n ajlla; penthvkonta tou;» ejpeiselqovnta» th;n boulh;n ajpofaivnousi genevsqai )» (Dionys.,II,47,2). Однако затем писатель о ней забывает, и последнее увеличение сената при Тарквинии представлено только одной версией.
Цицерон в своем рассказе о царском Риме (вторая книга диалога «О государстве») не упоминает цифру сенаторов Ромула (Cic. De re p.,II,8,14). Далее он говорит о том, что Тарквиний Древний удвоил количество сенаторов, опять же не указывая каких-либо чисел (Cic. De re p.,II,20,35).
Наконец, Зонара представляет еще один вариант. По его мнению, Тарквиний Древний добавил 200 человек к сенату, выбрав их из плебса (Zonar.,VII,8). Причем чуть раньше он насчитывал 100 сенаторов после смерти Ромула (Zonar.,VII, 5), так что и он придерживается цифры 300 сенаторов для конца царской эпохи.
Анализируя традицию, отметим как ее противоречия, так и общие положения.
Прежде всего, бросается в глаза стремление всех без исключения источников показать, что число 300 сенаторов, признаваемое нормальным для республики, было достигнуто уже в царскую эпоху. Это общее место, возможно, базируется на устойчивом устном предании, затем изложенном в письменном виде анналистами. Скорее всего, это предание обязано своим происхождением самим сенаторам. Во-первых, из-за попыток, наверняка, большинства сенаторских семей освятить свое место в курии тем, что выбор в пользу этой семьи был сделан еще царем. Во-вторых, из-за желания сенатской корпорации уничтожить все притязания на расширение своих рамок ссылкой на незыблемость установлений древности, что в некоторых случаях в таких традиционалистских обществах, как римское, действовало безотказно.
Другим общим местом традиции является представление о том, что увеличение численности сената происходило большими группами (50, 100, 200 человек). Вопрос в данном случае не в конкретных цифрах (они, безусловно, взяты только для того, чтобы добраться до заветного числа 300), а в том, действительно ли вливания в сенат происходили большими группами? Вполне вероятно, что цари порой действовали в духе Суллы и Цезаря, увеличивая ряды сената своими людьми, причем такие действия могли быть чаще, чем передает традиция, но цифры при этом менее значительны.
Не исключено, однако, что такое представление навеяно, пожалуй, единственной имевшей место на самом деле широкомасштабной lectio senatus, которая случилась в первый год республики, когда сенат пополнился сразу несколькими десятками новых членов. Это событие хорошо запечатлелось в традиции, и к нему мы будем подробно обращаться ниже. По-видимому, эта lectio senatus была первым решительным шагом сената, уверенно взявшего бразды правления римской общиной в свои руки. В дальнейшем lectiones происходили более или менее регулярно и вплоть до сулланской реформы затрагивали судьбу только незначительной части сенаторов.
Для того, чтобы попытаться все-таки разобраться в вопросе о связи численности сената с родовой структурой римской общины, надо четко представлять саму эту структуру, в каком виде она образовалась и как изменялась в архаическую эпоху.
Но все-таки традиция не связывает сенат с трибами и куриями. Исключением является Дионисий в объяснении 100 сенаторов Ромула. Реконструкция Дионисия схематична и фантастична. 100 человек никак не укладывались в троичную (3 трибы, 30 курий) гентильную организацию Рима. А связать с ней, как казалось ему, было необходимо, здесь сказывалось хорошее знание греческой традиции. Дионисий постоянно сопоставляет римские учреждения с греческими и в рассказе о возникновении сената подчеркивает, что «и совет был также греческим обычаем ( eJllhniko;n de; a[ra kai; tou`to to; e[qo» h\n )» (Dionys.,II,12), что греческие цари имели советы, составленные из лучших мужей ( toi`» gou`n basileu`sin. bouleuthvrion h\n ejk tw`n krativstwn )» (Ibid.). Как составлялись эти советы, какова их связь с гентильной организацией греков, мы толком ничего не знаем. Зато мы точно знаем, что, например, Совет 400 состоял из представителей 4 родовых триб. Можно предположить, что именно знание греческой традиции, греческой практики побудило Дионисия напрямую связать сенат Ромула с трибами и куриями.
Схематичность своего построения была очевидна, по всей видимости, самому писателю, так что в дальнейшем, говоря о расширении сената, он уже не воспроизводил схему распределения сенаторов по трибам и куриям.
Безусловно, цифры цензов для архаического Рима сильно завышены, однако любые попытки определить численность населения Рима и Лация очень ненадежны и лишь в большей или меньшей степени гипотетичны. Гипотезы основываются прежде всего на реформе Сервия Туллия, естественно, в том случае, если она признается действительно имевшей место в царскую эпоху.
4. КОМПЕТЕНЦИЯ СЕНАТА.
Представление о месте и роли сената в управлении римской общиной в эпоху царей можно составить только в общих чертах. Вместе с тем, на наш взгляд, традиция права тогда, когда показывает нам, что три составляющие компетенции сената, а именно: interregnum, patrum auctoritas, consilium, хорошо известные по времени республики, уходят корнями в царский Рим. Только значимость каждой из трех составляющих была иной, чем в эпоху республики. Мы и рассмотрим их в порядке возрастания важности.
CONSILIUM.
Правда, совещание царя с лучшими представителями общины быстро стало нормой, вошло в обычай политической жизни (Plut. Rom.,27; Liv.,I,49). Когда же такой обычай нарушался, и царь созывал сенаторов только для того, чтобы они выслушали его постановление (Plut. Rom.,27), или когда царь осуществлял свои решения, вовсе не созывая сенат, не давая старейшинам возможности высказать свое мнение или даже согласие (Liv.,I,49), тогда это воспринималось общиной как нарушение установленного порядка вещей.
Подозрения в убийстве царя и мотив противостояния Ромула и patres навеян событиями конца VI в. до н.э., приведшими к уничтожению царской власти в Риме, что стало следствием, скорее всего, действительно широкого заговора и возмущения аристократии.
На самом деле авторитет сената рос постепенно от царя к царю. Этот рост обуславливался и сознательной политикой царей (пополнение новыми членами, что свидетельствовало в пользу доверия царя как к сенаторам в отдельности, так и ко всему совету в целом), и продуманными, умелыми действиями самого сената, а также стечением обстоятельств, которыми смог воспользоваться царский совет. Рост значения сената шел благодаря использованию прав patrum auctoritas и interregnum.
PATRUM AUCTORITAS.
Но каким был характер patrum auctoritas при царях? Такой ли была ее суть в царскую эпоху, какая нам хорошо известна из практики ранней республики? Любое решение комиций, прежде чем стать окончательным, должно было пройти одобрение и утверждение в сенате. Об этом ясно свидетельствует Цицерон: «Постановления народных комиций входили в силу только после одобрения их решением «отцов» (populi comitia ne essent rata, nisi ea patrum adprobavisset auctoritas)» (Cic. De re p.,II,32,56, пер. В.О.Горенштейна).
Но тогда возникают другие вопросы. Как широко могли пользоваться сенаторы своим правом? Как часто случались какие-либо решения народных собраний? Каким было отношение царя к праву сенаторов?
Традиция, представленная Ливием и Дионисием, свидетельствует о значительном развитии самовластия царя, ограниченного самое большое консультативной функцией совета старейшин (Liv.,I,9,2). Объявление войны (Liv.,I,14,6; 22, 4; 27,4; 30,4; 42,2; Dionys.,II,54; 72; III,4; 49; IV,31), заключение мира (Liv.,I,13,4; 38,1-3; Dionys.,III, 44; 54; IV, 65), отправка посольств (Liv.,I,9,2; 22,4-5; Dionys.,III,3; 17; IV,8), все нововведения государственного (Liv.,I,8,1; 8,6-7; 13,6; 28,7; 30,2; 35,6; 42-43; Dionys.,II,12-13; III, 31; 67; IV,15; 20-22; 54), военного (Liv.,I,30,3; 36,2,7-8; Dionys.,III,65-66; IV,16-19) и религиозного характера (Liv., I,10,6; 19-21; 27,7; Dionys., II,18-22; 66-74; III,36; III,67-69) совершаются волей царя.
Однако применение patrum auctoritas в царском Риме было ограничено рамками междуцарствия. Она могла развиться только параллельно развитию дееспособности народных собраний, но такая возможность появится лишь с установлением республики.
INTERREGNUM.
Более лаконичен, зато внушает и больше доверия Ливий: «А потому сто «отцов» разделились на десятки (decurias), и в каждом десятке выбрали главного, поделив таким образом управление государством. Правили десять человек, но знаки власти и ликторы были у одного; по истечении пяти дней их полномочия истекали и власть переходила к следующей десятке, никого не минуя, так на год прервалось правление царей. Перерыв этот получил название междуцарствия (appellatum interregnum), чем он на деле и был» (Liv.,I,17,5-6, пер. В.М.Смирина).
Наконец, Плутарх указывает: «Патриции ( patrivkioi ), которых было 150 человек, условились, что каждый из них будет по очереди облекаться знаками царского достоинства на 6 ночных и на 6 дневных часов, принося установленные жертвы богам и верша суд. Это разделение обеспечивало равные преимущества сенаторам обоих племен и потому было одобрено; вместе с тем, частая смена власти лишала народ всяких поводов к зависти, ибо он видел, как в течение одного дня и одной ночи человек превращался из царя в простого гражданина. Такой вид власти римляне называют междуцарствие ( mesobasivleion )» (Plut. Numa, 2, пер. С.П. Маркиша).
Очевидно, причиной возникновения обряда интеррегнума послужил религиозный характер царской власти в древнем Риме. Более того, возможно, исходной точкой развития междуцарствия было его использование в праздниках.
Междуцарствие было тем периодом, пусть и кратковременным, когда сенат в целом и каждый сенатор в отдельности ощущали себя действительно носителями власти в общине. Мы не знаем продолжительности междуцарствия после смерти Нумы Помпилия (Liv.,I,22,1; Dionys.,III,1,1) и Тулла Гостилия (Liv.,I,32,1; Dionys.,III,36,1). Да и указание Дионисия (II,57,1) на то, что interregnum после смерти Ромула длилось целый год, навеяно маловероятным предположением о заговоре patres против Ромула. Стремлению сенаторов сделать междуцарствие многомесячным, а, может быть, и бесконечным препятствовала вера римлян в царскую власть как единственно правильную и желанную форму власти в государстве. Данное препятствие patres смогли преодолеть только тогда, когда эта вера если и не была уничтожена совсем, то, по крайней мере, сильно поколеблена правлением этрусков.
Теперь, завершив исследование объема компетенции сената в эпоху царей, вернемся к вопросу, оставленному нами без ответа: состоял ли сенат царского Рима из глав родов, был ли собранием родовладык.
Если стоять на позиции доверия к традиции, считать, что она правильно, в общих чертах, передает политическое устройство римской общины в VIII-VI вв. до н.э., то надо признать, что изображенные ею роль и место сената в политической структуре римской общины являются дополнительным доводом в пользу отрицательного ответа на поставленные вопросы.