какое количество лет превышает временной горизонт стратегического планирования

Что такое горизонт планирования: разбираемся

Узнайте, какие факторы влияют на долгосрочность планирования бизнес-процессов

какое количество лет превышает временной горизонт стратегического планирования

Горизонт планирования — это период времени, на который предприятие планирует свои стратегии.

Содержание

Давайте узнаем, на какие сроки компании зачастую планируют свою деятельность.

Виды горизонтов планирования

Существует четыре вида горизонтов планирования:

Давайте выясним, что влияет на дальность горизонта планирования.

От чего зависит горизонт планирования

В первую очередь, дальность горизонта планирования зависит от продукта или услуг, которые предоставляет компания. Тем не менее, даже конкуренты в узкой нише могут иметь разные горизонты планирования, ведь это зависит еще и от компетенции сотрудников и от своевременности принятия решений руководства.

Факторы, которые влияют на горизонт планирования, можно объединить в две группы — организационные и управленческие. Давайте рассмотрим каждую группу.

Организационные факторы

Организационные факторы определяют, насколько далеко стоит планировать бизнес-процессы, чтобы сохранить рост прибыли. Они включают

Управленческие факторы

Управленческие факторы определяют, насколько далеко компания способна планировать, учитывая потенциал доступного человеческого ресурса. К таким факторам относятся:

В целом горизонт планирования может быть долгосрочным только в странах со стабильной политической и экономической ситуацией, без военных и крупных общественных конфликтов. В противном случае, планировать надолго не имеет смысла, так как в любой момент ситуация на рынке и в экономике может резко измениться, а ресурсы, потраченные на стратегическое планирование, будут потрачены впустую.

Поздравляем, теперь вы знаете, что такое горизонт планирования и какие факторы влияют на него.

Также искали с «Горизонт планирования»

Оценка: 5 / 5 (9)

Источник

Какое количество лет превышает временной горизонт стратегического планирования

Конкретный горизонт планирования представляет другую характеристику эффективных целей. Следует не только определить, что предприятие хочет осуществить, но также когда должны быть достигнуты результаты. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до 5 лет), краткосрочные цели (обычно в пределах года). Долгосрочные цели имеют обычно весьма широкие рамки, но чем более узкий горизонт планирования, тем конкретнее должна быть выражена цель. [c.28]

Долгосрочные (стратегические) цели 386 Долгосрочный горизонт планирования 65 Долгосрочный горизонт прогнозирования 65 Долгосрочный период 93 [c.464]

Д. Долгосрочный горизонт планирования. [c.80]

Горизонт планирования. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (обычно в пределах года) цели. Чем уже горизонт планирования, тем конкретнее должна быть выражена цель. [c.31]

Переход к законодательному утверждению целевых программ. В перспективе целесообразно перейти к утверждению федеральных целевых программ не постановлением правительства, а законодательным актом, утверждающим величину ассигнований на весь период действия программы с разбивкой по годам. Такой подход аналогичен применяющемуся при бюджетировании капитальных затрат федерального правительства США. Фактически федеральные целевые программы должны стать разновидностью отраслевого закона, вроде тех, которые регулярно принимаются Государственной Думой с другой стороны, законы, предусматривающие бюджетные ассигнования, должны превратиться в разновидность целевой программы с неопределенным или долгосрочным горизонтом планирования. [c.45]

Горизонт планирования зависит от трех факторов среднего времени от появления идеи до ее внедрения продолжительности воздействия принимаемых решений на организацию, т. е. от периода связанности этими решениями степени предсказуемости будущего. Горизонт планирования в японских корпорациях равен пяти или трем годам (см. табл. 9.2). Согласно почтовым опросам и интервью, в большинстве американских и английских компаний используются пятилетние планы, а в Японии чаще встречаются трехлетние. Это связано с тем, что японские компании действуют в условиях большей неопределенности. Означает ли это, что японские компании ориентированы на среднесрочную, а американские и английские компании — на долгосрочную перспективу Нет, те японские компании, которые имеют долгосрочные планы, ориентированы на долгосрочную перспективу. В США и Великобритании горизонты планирования длиннее потому, что их внешнее окружение более стабильно, менее конкурентно. [c.299]

По горизонтам планирования нормы расхода и запаса подразделяются на перспективные, используемые для пятилетнего и долгосрочного планирования развития отрасли, и текущие (годовые), используемые для расчетов потреб- [c.5]

С расширением горизонта планирования и усилением связей между различными видами планов в ЕСП значительно возрастает роль методов прогнозирования. Научно обоснованные прогнозы позволяют существенно ослабить влияние неопределенности, которая особенно велика в долгосрочном планировании, на качество принятия плановых решений и обогатить исходную планово-экономическую информацию, необходимую для обоснования целей и задач планового периода, направлений и средств их решения. Социальное, научно-техническое, внешнеполитическое прогнозирование является неотъемлемым элементом процесса разработки перспективных планов, особенно на его начальных стадиях. Следует также иметь в виду, что ряд прогнозов (демографические, запасов полезных ископаемых, потребительского спроса) в конечном счете становятся непосредственной составной частью государственного плана. [c.94]

В этой главе рассматривались проблемы долгосрочного или «стратегического» планирования, в котором горизонт планирования обычно простирает- [c.782]

Горизонт планирования Долгосрочные (стратегические) среднесрочные (тактические) Краткосрочные (оперативные) [c.27]

Выбор горизонта планирования при разработке маркетинговых планов определяется как особенностями деятельности компании, так и традициями, вкусами руководителей. В табл. 15.2 приводятся результаты исследований временных периодов планов маркетинговой деятельности. Около двух третей обследованных компаний разрабатывают только годовой план или годовой план плюс краткие указания на последующие годы. Большая часть оставшихся компаний делится на примерно равные две группы разрабатывающие маркетинговый план на срок, превышающий один год (как правило, на три года, пять или более лет), и разрабатывающие и годовой, и долгосрочный планы (этот долгосрочный план часто имеет черты, свойственные плану развития компании в целом, а не только плану маркетинговой деятельности). Маркетинговые планы длительностью менее одного года обычно разрабатывают компании, испытывающие сезонные колебания объема продаж. [c.493]

Как отмечалось выше (глава 4), функция планирования включает три основные формы планирования с учетом длительности планового периода (горизонта планирования) долгосрочное планирование, среднесрочное планирование, краткосрочное планирование. Однако каждая из этих форм в рамках внутрифирменного планирования имеет свои разновидности. Форма долгосрочных планов включает разработку перспективного и долгосрочного стратегического планов организации. Среднесрочное планирование включает формирование среднесрочного стратегического и оперативного планов. Более подробно эти разновидности применительно к рассматриваемым выше моделям (концептуальной и функциональной) рассматриваются ниже. [c.261]

При разработке долгосрочных и среднесрочных планов предприятия, корпорации часто устанавливают различные плановые периоды для материнской компании и для ее различных отделений, филиалов и дочерних компаний, а также различные плановые сроки (горизонт планирования) для различных форм планирования и различных видов планируемой деятельности. [c.265]

Известно, что термин «долгосрочное планирование» употребляют для обозначения работ по планированию мероприятий, которые будут сказываться на деятельности организации в долгосрочном аспекте. При этом в зависимости от сферы деятельности эта перспектива может охватывать 5, 10 лет или несколько десятилетий. Содержание определения «долгосрочное планирование» во многом зависит от условий, в которых оно осуществляется. То, что является долгосрочным для одной организации, может быть краткосрочным для другой. Следовательно, плановый горизонт для разных организаций может быть различным. В этом смысле использование термина «стратегическое планирование» представляется более предпочтительным, поскольку оно не вводит в заблуждение относительно горизонта планирования и указывает на важность и сущность этой работы. [c.6]

Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный пяти годам. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет. [c.57]

Период охвата. В зависимости от того, какой горизонт (период) времени охватывают планы, составленные организацией, планирование разделяют на три типа долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное. Классификацию планирования по длительности горизонта планирования нельзя путать с предыдущей классификацией — по временной ориентации идей. Разделение типов по временной ориентации идей предполагает существование принципиально различных философий планирования в зависимости от отношения к прошлому, настоящему и будущему. Разделение планирования на долго-, средне- и краткосрочное означает различие отрезков времени, необходимых для выполнения плановых показателей, и имеет технический характер. [c.146]

По времени упреждения прогнозы подразделяются на оперативные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Оперативный прогноз имеет период упреждения до одного месяца, краткосрочный — от одного месяца до года, среднесрочный — от года до пяти лет, долгосрочный — от пяти до пятнадцати — двадцати лет. Различная длительность прогнозов определяется существованием различных горизонтов планирования — от краткосрочного до долгосрочного. [c.244]

Горизонт планирования определяется особенностями деятельности предприятия, традициями и другими факторами. Около двух третей зарубежных предприятий разрабатывают только годовой план или годовой план и краткие указания на последние годы. Остальные предприятия делятся на две примерно равные группы разрабатывающие план маркетинга на срок, превышающий один год (на три, пять и более лет), и разрабатывающие и годовой, и долгосрочные планы. Планы длительностью менее одного года обычно разрабатывают предприятия, испытывающие сезонные колебания продаж. В любом случае разработке плана маркетинга предшествует разработка плана деятельности предприятия в целом. [c.214]

Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования в процессе управления, таких как оперативное, тактическое и долгосрочное (перспективное) планирование. Причем это отличие заключается не просто в степени детализации плана, целях или выборе горизонта планирования, а, прежде всего, в направлении вектора планирования. Традиционно вектор планирования направлен из прошлого [c.11]

Нормативная база по топливно-энергетическим и материально-техническим ресурсам для разработки единой системы годовых, пятилетних и долгосрочных планов, основных направлений экономического и социального развития газовой промышленности создается во взаимосвязи по уровням управления (предприятие — отрасль) и периодам (горизонтам) планирования. Внедрение достижений научно-технических мероприятий по экономии и эффективность использования ресурсов учитывают в нормах и отражают в директивных заданиях по среднему снижению норм (повышению использования). [c.44]

Активная энергосберегающая политика не может ограничиваться планированием экономии энергоресурсов и разработкой норм их расхода. На новом этапе развития энергетики необходимы целенаправленное планирование энергосбережения и действенный контроль за внедрением мероприятий. Долгосрочный характер энергосберегающей политики предъявляет высокие требования к стратегии повышения эффективности энергохозяйства предприятия. Правильная стратегия может быть выработана только при прогнозировании достижений научно-технического прогресса. Поэтому одно из направлений в совершенствовании планирования энергосбережения — расширение горизонта планирования [47]. Необходимо также комплексное обеспечение мероприятий оборудованием, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. [c.46]

В нашей практике фирмы чаще склонны к варианту гибкой системы планирования, означающему полный отказ от периодизации этапов принятия маркетинговых решений, выдвижение плановых установок в связи с появлением новых проблем и еще чаще — решение вопросов финансирования, сбыта и др. на основе личных контактов руководства компании с руководством подразделений. Выбор горизонта планирования при разработке маркетинговых программ определяется особенностями деятельности той или иной фирмы, спецификой подходов, руководителей. По данным исследований, проведенных в США, около 2/3 обследованных компаний разрабатывают только годовой план или годовой план с краткими указаниями на последующие годы. Основная часть оставшихся компаний делится на две равные группы первая разрабатывает маркетинговый план на срок три, пять и более лет, а другая разрабатывает и годовой, и долгосрочный планы. Маркетинговые планы длительностью менее одного года обычно разрабатывают компании, испытывающие сезонные колебания объема продаж. В России пока преобладают маркетинговые программы в пределах календарного года. [c.49]

В чем же состояло принципиальное отличие предложенного управленцами-новаторами стратегического планирования не только от оперативного (тактического), но и от уже известного долгосрочного Не просто в степени детализации плана, целях или выборе горизонта планирования, а прежде всего, в направлении вектора планирования. Традиционно вектор планирования направлен из прошлого в будущее. Стратегическое планирование предполагает выстраивание вектора анализа и принятия управленческих решений из будущего в настоящее. Это и вызывает у менеджеров сегодня основные методологические трудности как планировать от базы — знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем бизнеса, — знают немногие. [c.26]

В 50-х — начале 60-х годов XX в. характерными условиями хозяйствования американских компаний являлись высокие темпы роста товарных рынков, относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства. Эти факторы обусловили необходимость расширения горизонта планирования и создали условия для развития долгосрочного планирования [32], [83]. [c.14]

С точки зрения горизонта планирования стратегическое планирование может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. [c.298]

Разработка проекта федерального бюджета, как и проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, всегда базировалась на проектах социально-экономического развития страны в целом и ее отдельных территорий. Государственная Дума РФ не принимает к рассмотрению проект федерального бюджета без представления правительством программы социально-экономического развития страны. Программы социально-экономического развития всегда являлись базой проектов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, что является свидетельством связи общего и налогового планирования в условиях рыночной экономики. Зависимость бюджетного (налогового) планирования от общего (социально-экономического) планирования возрастает по мере увеличения горизонта планирования. Доходы бюджетов и внебюджетных фондов на перспективу, а это в подавляющей части налоговые доходы, невозможно качественно спланировать без учета содержания прогнозов социально-экономического развития, долгосрочных целевых программ, без тщательной оценки динамики и направлений развития экономики и социальной сферы. [c.97]

Мы будем называть горизонтом планирования период, на который фирма может составить прогноз с точностью, скажем, плюс-минус 20 % и разделим временной горизонт фирмы на две части ближайший период (три-пять лет), который расширяет горизонт планирования, и долгосрочный период (от горизонта планирования до временного горизонта). Последний может занимать очень большой промежуток времени. [c.88]

Долгосрочные цели определяют содержание среднесрочных, а последние — краткосрочных. И по мере продвижения по этой иерархии формулировки становятся все более четкими, а рамки целей — все более узкими. Долгосрочные цели, как правило, определяют горизонт планирования в пять и более лет. Краткосрочные цели находят выражение в планах, завершаемых в пределах одного года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет. Соответственно в компании существует иерархия целей миссия — корпоративные цели — цели СБЕ (подразделений). [c.116]

Процесс адаптации сферы исследований и разработок к этим новым реалиям происходил на фоне структурного и общего экономического кризиса переходного периода. Этот период был и остается периодом высокой неопределенности, неустойчивости развития. Переходный период резко сместил приоритеты всех субъектов хозяйственной деятельности, начиная от государства и кончая отдельным индивидуумом, в сторону текущих краткосрочных задач, резко сузив горизонты планирования, в ущерб задачам среднесрочного и долгосрочного развития. Неудивительно поэтому, что немногие сектора и отрасли оказались в более жестких условиях адаптации, чем сфера исследований и разработок, деятельность которой по определению ориентирована в значительной степени на задачи будущего развития. [c.231]

ОРИЕНТАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ВО ВРЕМЕНИ. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Следует точно определять не только, что организация хочет осуществить, но также в общем, когда должен быть достигнут результат. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель, согласно Стейнеру, имеет горизонт планирования, приблизительно равный пяти годам, иногда больше — для передовых в техническом отношении фирм. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет. [c.267]

Четкая дифференциация и увязка формируемых норм и нормативов и их измерителей по горизонтам планирования (долгосрочное, пятилетнее, текущее), видам производственной деятельности (бурение скважин, добыча, транспорт, переработка газа, газоаппаратостроение и пр.), направлениям расхода ресурсов (капитальное строительство, производственные нужды, ремонт и эксплуатация основных фондов и др.), производимой продукции, выполняемым работам, технологическим процессам и операциям. [c.76]

ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ [planning time-frame] (то же плановый горизонт, иногда—период планирования)—срок, на который составляется план или программа. Для планов (программ) различного назначения Г.п. принимаются разными, само определение оптимального Г.п. может быть предметом специальной научной задачи. Напр., крупные изменения народнохозяйственных пропорций (структурные сдвиги) возможны только в долгосрочном плане даже пятилетка во многом предопределена тем «наследством», которое ей досталось, — заделами строительства, введенными в предыдущей пятилетке предприятиями, и т. д. Горизонт долгосрочного плана должен быть достаточным, чтобы выявить сравнительную эффективность (см. Эффективность экономических решений) всех осуществимых в ближайшее время мероприятий. Это даст наиболее надежные ориентиры при его составлении. В системе «Планирование, программирование, финансирование», применяемой в США, Великобритании и др. странах, часть плановых задач имеет годовой горизонт, а часть [c.64]

Расширение горизонта планирования при составлении федеральной адресной инвестиционной программы. Фактически это означает переход к составлению среднесрочной программы инвестиционных расходов. Данная мера должна осуществляться в сочетании с разработкой новой системы отбора инвестиционных проектов и их долгосрочному бюджетированию26. [c.45]

Определению требований к системе учета к определению информационных потоков между планированием на несколько лет и годовым планированием контроллинг должен уделять постоянное внимание как при построении системы планирования на несколько лет, так и при ее последующей эксплуатации. План мероприятий оканчивается документировав и нем системы планирования на долгосрочный период 3 которая как лрави-лод интегрируется в календарь планирования на текущий год. Б результата наряду с годовым планированием появляется новый компонент— планирование на несколько лет, которое охватывает среднесрочный горизонт планирования. [c.173]

Источник

Выбор горизонта планирования финансовой модели

Общие принципы выбора горизонта планирования

При подготовке финансовой модели инвестиционного проекта или плана развития бизнеса обычно требуется определить, на какое количество периодов будет построен этот план. Простейший случай, в котором проект имеет четко определенный срок «жизни», после которого вся деятельность будет прекращена, встречается не так часто. Как правило, в модели описывается бизнес, который теоретически может существовать вечно. Тем не менее длительность модели должна быть ограничена какими-то разумными рамками.

При определении горизонта планирования можно использовать один из приведенных ниже подходов :

После окончания этого срока проекту потребуются новые инвестиции для замены дорогостоящего оборудования. Поэтому, даже если деятельность бизнеса будет продолжаться и дальше, можно говорить о том, что проект прошел через полный жизненный цикл и следует подвести итоги, а значит модель на этом заканчивается.

Встречаются исключения, когда инвестиции в оборудование окупаются лишь после нескольких жизненных циклов, но это редкие случаи.

Если для финансирования инвестиционного проекта используется кредит, то банк, как правило, предпочитает видеть в расчетах детальный бюджет на весь срок кредитования. Следовательно, модель должны быть подготовлена как минимум на срок кредита. Имеет смысл добавить к этому сроку еще год для того, чтобы иметь возможность моделировать разные отклонения от ожидаемого графика платежей.

В этом варианте модель строится с таким горизонтом планирования, на котором надежность прогнозов оценивается как приемлемая. Допустим, компания хорошо представляет себе план своей деятельность на ближайшие пять лет, но затем ей надо выводить на рынок новые продукты или менять модель бизнеса, и прогнозы становятся крайне ненадежными. В таком случае имеет смысл ограничиться планом в пределах одного бизнес-цикла.

Финансовая модель позволяет увидеть все тонкости ожидаемых доходов и затрат. В период инвестиций, выхода на рынок, масштабных преобразований все составляющие модели очень важны. Но по мере того, как бизнес выходит на стабильную деятельность, периоды становятся похожими друг на друга и ценность детального планирования снижается.

Учитывая это, полную модель можно строить до момента такой стабилизации, а учет дальнейшего финансового результата ограничить анализом терминальной стоимости.

Горизонт планирования и терминальная стоимость

Терминальная стоимость отражает экономический эффект, который создает бизнес или инвестиционный проект за рамками модели. Существуют разные методы расчета терминальной стоимости Один из наиболее популярных — доходный подход, при котором рассчитывается экономический эффект от сохранения такого же или равномерно растущего дохода на бесконечном горизонте.

Если в модели используется именно такой подход, то с точки зрения расчета эффективности проекта горизонт планирования не имеет значения. Сравним две версии расчета. Сначала модель подготовлена на пять лет:

какое количество лет превышает временной горизонт стратегического планирования

а теперь этот же проект спланирован на три года:

какое количество лет превышает временной горизонт стратегического планирования

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Источник

Личный план развития. На какой срок планировать?

Личный план – основной инструмент сознательной реализации целей человека, который, как правило, содержит описание целей, способов их достижения и конкретных действий по их реализации.

Личный план может быть краткосрочным и долгосрочным. Для создания планов применяют различные методы, которые зависят от назначения плана и от того, на какой срок план создаётся. Сегодня речь пойдёт о долгосрочном личном плане и о том, какой временной горизонт выбрать для такого плана.

Обратите внимание, что это это не только личный финансовый план, а кое-что гораздо большее.

Нужен ли человеку долгосрочный план? Если да, то какой срок планирования своей жизни будет оптимальным для большинства людей?

Давайте проанализируем результаты опроса на эту тему среди посетителей нашего сайта. Если вы ещё не проходили этот опрос, то это можно сделать прямо всего за несколько секунд.

Если вы не хотите отвечать на вопросы, то результаты следующие: большинство голосует за чёткий и детальный план действий по достижению долгосрочных целей. Но так ли всё хорошо и не обманывают ли люди сами себя?

Экспресс-тест развития человека по 20 сферам жизни

Нужен ли людям долгосрочный личный план?

какое количество лет превышает временной горизонт стратегического планированияОтветы на первый вопрос вы видите на диаграмме. Они показывают, что тема личного планирования для большинства людей достаточно актуальна. Многие ставят перед собой достаточно амбициозные цели, достижение которых с ходу достаточно проблематично.

Во многих случаях для достижения целей требуются так называемые “многоходовки”, т.е. комбинации различных действий и достижение второстепенных и промежуточных целей, чтобы в итоге достичь главную. В этом случае без чёткого плана не обойтись, что и показывают результаты нашего опроса.

Что именно мы видим?

Если вы относитесь к этим 9% и считаете, что достижение цели не требует никакого планирования, то, скорее всего, ваша цель относится к одному или нескольким следующим вариантам:

Если есть возражения, то их можно указать в комментариях к статье, а мы пока перейдём к анализу другой части опроса.

На какой срок разрабатывать долгосрочный личный план?

Следующий вопрос проясняет, на какой срок люди хотят разработать личный план? Тут мы определили чёткие тенденции:

Почему, несмотря на то, что план нужен почти всем (75%), реально создают их очень незначительное число людей? Причин много. Часть из них связана с мотивацией (цель не мотивирует вас даже на её планирование).

В этом случае необходимо разобраться и переработать свои цели, чтобы найти истинные. С мотивацией к достижению настоящих целей проблем быть не должно.

Часть причин, из-за которых люди не могут создать план, связана с тем, что не все знают, как правильно планировать. Был бы метод и немного времени и личных планов стало бы гораздо больше.

Компании привлекают консультантов и платят миллионы за создание грамотных и реализуемых стратегий и пошаговых планов её реализации. Для обычных людей, если не считать личного финансового планирования и консультаций по налогам, таких услуг практически нет.

В школе учат считать, но не планировать. В институтах могут научить планировать деятельность компаний. А ваши цели, как говорила моя учительница по литературе, остаётся вашей личной проблемой.

Почти 20 лет я помогаю создавать планы организаций. Внедрение инноваций в планировании часто определяет конкурентоспособность бизнеса. Относится ли это к людям? Разумеется, да.

Поэтому на основе передовых инструментов бизнес планирования я создал методологию разработки личной стратегии. В ходе этой работы появилось пара совершенно новых концепций, с которыми вы можете ознакомиться по ссылке.

Правильно ли разрабатывать личный план на год?

Часть людей ответили, что им нужен план на 1-2 года. Я не знал, что это проблема, пока мне не попалась одна научная работа.

Ниже вы можете видеть демонстрацию принципа развития масштаба мышления, представленного в исследовании “Human Capabilities” Эллиотом Джаквесом (Elliot Jaques). Именно из неё следует, что личный план на год даёт очень небольшой вклад в долгосрочные результаты.

какое количество лет превышает временной горизонт стратегического планирования

Развитие человека в зависимости от временного горизонта мышления и возраста. Исследование “Human Capabilities”, Elliot Jaques, 1963

Как можно догадаться, деловые способности зависят от масштаба мышления. И эти способности для большинства сфер жизни наиболее важны. Обычно считается, что деловые способности являются врождёнными и именно они помогают людям делать карьеры в организациях и бизнесе. Оказывается, нет.

Есть вещи, которые влияют на деловые способности. И человек способен их развивать. Итак, согласно Джаквесу формула деловых способностей:

Способности = Масштаб мышления × Компетенции × Мотивация × Управление собой

Как развивать компетенции, мотивацию и способность управлять собой, в целом, понятно. Через обучение, практику, опыт и саморазвитие. А как быть с масштабом мышления? Получается, что, при прочих равных, именно масштаб мышления определяет способность делать карьеру.

Человеку, выполняющему определенную роль в организации, необходимо мышление, способное справиться с уровнем сложности этой должности. Для этого нужна способность удерживать в сознании определенную временную перспективу для принятия решения, которая называется временным горизонтом мышления (Time Horizon).

Масштаб мышления напрямую связан с этим временным горизонтом:

Масштаб мышления = Временной горизонт × Уровень сложности мышления

Есть над чем подумать, не правда ли?

Графики на диаграмме выше показывают зависимость масштаба мышления от возраста человека и временного горизонта мышления. Эту диаграмму мы разберём подробнее ниже, но ещё более подробный разбор ждёт вас в открытом (доступном без регистрации) уроке под названием Зависимость от траектории развития, страты, масштаб мышления и временной горизонт. Он прекрасно дополнит эту статью.

какое количество лет превышает временной горизонт стратегического планирования

Модуль 1. Практикум по основам личного стратегического анализа и планирования [1,5 часа]

какое количество лет превышает временной горизонт стратегического планирования

Модуль 2. Стратегический анализ жизненного пути, потенциала и внешнего окружения [11 часов]

какое количество лет превышает временной горизонт стратегического планирования

Модуль 3. Практикум по разработке личной стратегии и долгосрочного плана [39 часов]

Как личный план улучшает уровень сложности мышления через временной горизонт

Временной горизонт мышления это не какое-то ясновидение, а способность оперировать конкретной временной перспективой при анализе и принятии решений. На практике это означает, что если вы способны составить план на 5 лет вперёд, то и временной горизонт вашего мышления также составляет 5 лет.

Что касается уровня сложности мышления, то измерить его не так уж и легко. Насколько я понимаю, косвенно уровень сложности мышления могут показать специальные тесты, например, комбинация тестов на ментальный, эмоциональный и социальный интеллект. Эти и другие виды интеллекта мы в обязательном порядке тестируем в практикуме по разработке личной стратегии и учитываем результаты этого тестирования при личном стратегическом планировании.

Но отдельных тестов по оценке именно уровня сложности мышления я не встречал. Единственное, в чём можно быть уверенным, я бы сформулировал так:

При разработке личного долгосрочного плана уровень сложности вашего мышления значительно возрастёт.

Почему? А вы попробуйте создать личную стратегию.

Вы поймете, что количество объектов планирования и тенденций их изменения, которыми вам придется оперировать при разработке личной стратегии, настолько велико, что это тренирует ваше мышление лучше любой головоломки.

Причём головоломку вы решаете с целью занять время, а личная стратегия является крайне полезным результатом инвестиций в себя и своё будущее.

Выводы для разработки личной стратегии развития

Давайте подробнее разберём график и сделаем выводы для разработки личного плана и жизненной стратегии вообще.

какое количество лет превышает временной горизонт стратегического планирования

Если посмотреть на график внимательно, то можно сделать и применять на практике следующие выводы:

ВЫВОД 1: чем больше временной горизонт, которым вы оперируете при принятии решений, тем лучше.

А теперь давайте подумаем, как нам двигаться не вдоль этих синих линий, предопределённых нашим окружением и траекторией развития?

Причём делать это не за десятилетия, а в течение года или двух? Есть ли какие-то способы сделать это быстро?

ВЫВОД 2: быстро повысить масштаб мышления можно, если разработать долгосрочный личный план.

Можно ли этот масштаб мышления вообще развивать?

Легко ли это делать?

Не так просто, как хотелось бы.

Теория Эллиота Джаквеса (Requisite Organization) говорит, что в среднем люди не могут переходить из одной линии (страты) в другую, хотя допускает, что отдельные люди могут это делать. Кто же эти отдельные избранные и за счёт чего они на это способны?

Мы уже это выяснили выше. Разработка, поддержание в актуальном состоянии и постоянные действия по реализации личной стратегии на длительный временной горизонт повышает масштаб мышления и переводит человека в другую страту.

Вывод для себя делает каждый самостоятельно. Стоит только отметить, что помимо масштаба мышления и горизонтов планирования, важной характеристикой деловых способностей является способность быстро принять решение.

Правильность решения о разработке личной стратегии было обосновано в этой статье выше. Быстрота решения о разработке долгосрочного личного плана зависит только от вас.

Какой временной горизонт личного плана выбрать?

Решение зависит от возраста. Чем вы моложе, тем больше возможностей перейти на высокие режимы развития (синие линии ближе друг другу в молодом возрасте). Поэтому молодым людям ещё можно создавать личные планы с горизонтом в 1-2 года, хотя я считаю, что в этом случае добровольно упускаются возможности.

Если вам за 40, то речь о планах на 1-2 года даже не идёт. Горизонт личного планирования должен быть значительно больше. Дело в том, что молодые люди обычно находятся в более динамической ситуации, когда многое можно поменять. Траектория развития и зависимость от пройденного пути у них невелика.

Если человек уже сделал выбор, например, ВУЗа, то траектория развития становится более «вязкой», и перейти на другую становится трудней. Потому что будущее на ближайшие годы довольно сильно детерминировано программой обучения.

Тем не менее, в 20 лет, планируя жизнь на 1-2 года, мы попадаем в страты 5-7, что неплохо. Есть потенциал для движения по карьерной лестнице и самореализации в жизни при соблюдении определенных условий.

В 40 лет при временном горизонте 1-2 года мы не попадём даже в страту 5 и, скорее всего, будем в четвертой. Рост будет крайне сомнительным.

Некоторые возражают, что их горизонт планирования в 2 года определяется их бизнес-проектом и заглядывать дальне не нужно. Это можно понять. Но что-то мне подсказывает, что они не задают себе вопросы за рамками развития своего проекта:

Поэтому, при разработке личной стратегии развития мы расширяем временной горизонт и разрабатываем детальный личный план, чтобы гармонично развивать каждую сферу жизни.

Повторюсь: чем больше ваш временной горизонт, тем больше возможностей реализовать таланты, достичь цели жизни и получить от неё удовлетворение. Дело за малым.

Как повысить временной горизонт и масштаб своего мышления?

Наш практикум предназначен для того, чтобы вы смогли самостоятельно разработать детальный личный план по нашей методологии со всеми необходимыми шаблонами и примерами.

Какой другой способ или инструмент, кроме разработки долгосрочного личного плана, позволит вам сделать прорыв в изменении себя и достижении личных целей?

Если вы знаете такой, то напишите в комментариях внизу.

Только долгосрочная личная стратегия поможет вам определить ваши цели и неслучайным образом вывести вас на новый уровень развития.

При этом мы не говорим о составлении плана своей жизни на одном листе бумаги. Ваша жизнь вряд ли уместится на одном листе.

Ваша задача в рамках работы на практикуме – создать каркас личной стратегии и наполнить его динамическим содержанием, которое можно легко корректировать и адаптировать к так часто изменяющимся внешним условиям.

Для быстрой адаптации плана мы применяем специальные методы, проверенные в бизнесе.

Если вам понравилась статья, не забудьте поделиться с коллегами

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *