какое количество клиентов рекомендуется включать в группу по библиотерапии

Библиотерапия для детей: что это, методы и упражнения

Библиотерапия или лечение с помощью книг – это интересное направление психологической коррекции эмоционального состояния людей. В специализированных центрах занятия библиотерапией проводятся с детьми и со взрослыми. Как они проходят? Каковы задачи библиотерапии? Какие методы работы с литературой применяются в психологической практике?

Определение понятия

какое количество клиентов рекомендуется включать в группу по библиотерапии

Под термином «библиотерапия» сегодня понимаю науку, изучающую особенности формирования у индивида стрессоустойчивости, развития силы воли, повышения интеллектуальных показателей.

В психологии библиотерапия – это метод коррекционной работы, в котором клиенту предлагается отождествлять себя с героем литературного произведения, анализировать поведение персонажа в тех или иных ситуациях. Терапевтический эффект основан на отождествлении клиентом проблем литературного героя со своими собственными трудностями.

Библиотерапия обладает основными характеристиками науки: у нее есть свои цели и задачи, терминологический аппарат, свои методы. В настоящий момент данная технология работы рассматривается учеными как самостоятельное педагогическое течение, одна из вариаций библиотековедения.

История метода

Библиотерапия как метод психологической коррекции основывается на психофизиологии человека. Родиной ее является Древний Египет. В Греции в античной библиотеке Пифагор активно использовал библиотерапию в качестве основного метода работы со своими учениками.

Позднее в Европе церковные писания нашли применение в работе лекарей. Список литературы, применяемой в лечебных целях, расширился с наступлением эпохи Возрождения: в качестве средства терапии стали использовать художественные произведения.

Однако только в начале 20 века психологами и психофизиологами было доказано, что такое занятие, как библиотерапия – это не просто работа с текстом, а самостоятельный метод психотерапии. Основоположником метода в России считают Н. Рубакина, который в научном труде «Среди книг» писал о том, что с помощью правильно подобранных художественных текстов можно изменять психоэмоциональное состояние людей.

Упражнения библиотерапии были впервые апробированы в Харькове в отделении психоневрологии И.Э. Вельвовским. Ученый опирался на рекомендации психотерапевта В.Я. Мудрого, стараясь создать во время проведения сеансов библиотерапии максимально комфортные условия для участников.

В 1916 году были определены первоначальные цели и задачи библиотерапии как метода психотерапии. Инновационная техника работы с книгой вызвала большой интерес не только среди психотерапевтов, но и среди психологов, педагогов, медиков. Библиотерапия использовалась в качестве дополнительного метода во время лечения в санаториях и пансионатах для пожилых людей.

В послевоенное время лечение художественными текстами организовывалось в реабилитационных центрах. Большой вклад в развитие метода внесли Ю.Н. Дрешер, Б.С. Крейденко, Р. Скаллер, О.Л. Кабачек, Б.А. Симонов, И.Н. Казаринова.

Цели и задачи

Главной целью библиотерапии является улучшение психоэмоционального состояния человека. В соответствии с целью, задачами данной технологии работы являются:

какое количество клиентов рекомендуется включать в группу по библиотерапии

Распространенными видами библиотерапии являются:

Методы

Основными методами библиотерапии являются:

Техники и упражнения

какое количество клиентов рекомендуется включать в группу по библиотерапии

Раскрою направления библиотерапии. Распространенными техниками библиотерапии являются:

Упражнения в рамках каждой из перечисленных техник, виды и методы работы психолог выбирает в зависимости от целей психокоррекции и возраста клиента.

Этапы и алгоритм проведения

Алгоритм проведения библиотерапии включает в себя несколько этапов:

Принципы подбора литературы

Большое внимание психологу нужно уделять подбору литературных произведений для проведения сеансов библиотерапии, так как этот метод заставляет клиента «присваивать» чувства, мысли и действий лирического героя. Поэтому герой должен обязательно положительным, обладать высоким уровнем нравственности. Подбор литературы для психокоррекции определяются следующими принципами:

Специфика использования библиотерапии на различных возрастных этапах

На различных возрастных этапах специфика использования библиотерапии будет отличаться.

В работе с детьми

какое количество клиентов рекомендуется включать в группу по библиотерапии

Воспитатели ДОУ применяют библиотерапию для решения задач формирования нравственности у детей. Эта задача решается посредством сказок. Библиотерапия в работе с дошкольниками позволяет решать такие задачи, как:

Для детей школьного возраста библиотерапия является тем методом, который помогает справиться с внутриличностными противоречиями. Работая с художественным текстом, подросток находит ответы на вопросы, понимает причинно-следственные связи событий в своей жизни.

В работе с пожилыми людьми

какое количество клиентов рекомендуется включать в группу по библиотерапии

Если библиотерапия используется в целях реабилитации пожилых людей, то предпочтение стоит отдать философским сборникам, притчам, поэзии. Такие тексты помогают человеку принять себя таким, какой он есть, ведь они строятся на общечеловеческих ценностях. Во время сеансов библиотерапии у пенсионеров происходит переосмысление своего жизненного пути.

Мой опыт

Я использую библиотерапию в качестве вспомогательного метода психокоррекционной работы. Чаще всего я предоставляю клиенту возможность самостоятельно поработать с той или иной книгой дома, чтобы закрепить положительный эффект от серии консультаций.

Заключение

Далеко не все практикующие психологи используют в своей работе библиотерапию. Это не означает, что у специалистов мало знаний в этом вопросе. К сожалению, многие люди предпочитают смотреть видео или слушать аудиокниги. Самостоятельная работа с художественным текстом не вызывает у них интереса. Чтобы сформировать любовь к качественной литературе, нужно с детства формировать у детей интерес к чтению. Тогда библиотерапией они будут заниматься не под руководством психотерапевта, а самостоятельно.

Источник

Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура

Методику библиотерапии можно разделить на несколько этапов:

1. Самоподготовка психокорректора. Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры, т.е. списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. Для начала берется несколько жанров по 2-3 названия. Со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам и количеству книг. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов. В начале работы это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание клиента на соответствующие тексты. Желательно иметь большинство книг в отдельной библиотечке для того, чтобы клиенты могли легко найти эту книгу при отсутствии ее в собственности. Кроме того, в таких книгах можно разрешать клиенту делать пометки на полях, что облегчает диагностику клиента.

2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров. Во время очередной беседы с клиентом ему задается ряд вопросов. Например, «Назовите пять ваших любимых книг»; «Какие книги произвели на вас в жизни наибольшее впечатление? Почему?»; «Какие оказали на вас наибольшее влияние?»; «Какие авторы, по вашему мнению, наиболее на вас похожи?»; «Персонажи каких книг наиболее похожи на вас?».

3. Составление списка. Далее идет составление списка литературы, большого и малого. Даже если библиотерапия используется как вспомогательный метод, наличие таких списков позволяет корректировать другие методы воздействия.

4. Выработка системы чтения. Определяются жанры, приоритетные направления и количество книг.

Рекомендуя клиенту книги в библиотерапевтических целях, А.М. Миллер указывает на необходимость учета трех следующих принципов: степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги); герой книги должен быть клиенту «по плечу»; максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится клиент.

Учет последнего принципа особенно важен при психологическом конфликте личностного или межличностного характера. В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник. Анализ дневниковых записей нередко раскрывает процесс субъективной интерпретации художественных произведений, основанных на восприятии как активной пристрастной деятельности и может быть использован в диагностических целях для объективной оценки процесса и эффективности коррекции.

В случае использования библиотерапии как основного метода предполагается система чтения с определенной последовательностью, тематикой, отработкой прочитанного. Больше внимания обращается на биографическую, мировоззренческую, специальную литературу.

Библиотерапия может применяться и как вспомогательный метод для решения частных задач во время коррекционных мероприятий, носящих узкую направленность: коррекция детско-родительских отношений, при эмоционально стрессовых нарушениях и т.д.

Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др.

Библиотерапия рекомендуется детям и взрослым с проблемами личностного и эмоционального плана, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. При групповой форме библиотерапии кроме требований, которые учитываются при создании любой психокоррекционной группы, необходим еще подбор членов группы по степени начитанности и читательским интересам.

Составляется группа из 5-8 клиентов, подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия. Затем проводится дискуссия, в результате которой выявляется структура межличностных отношений группы, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению. Люди, высказывая свое отношение к персонажам, проецируют свое отношение к целому ряду проблем. И это позволяет им говорить о своих проблемах в опосредованной форме. Одной из функций библиотерапии может являться предоставление дополнительного материала для дискуссии. Библиотерапия может также служить методом косвенной диагностики.

Психокоррекционные процессы при библиотерапии условно можно разделить на неспецифические и специфические. Неспецифическиепроцессы характеризуются широтой, универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность. Это успокоение; удовольствие, радость; чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой; достаточно общая психическая активность.

1.Успокоение. Клиента может успокаивать специально подобранная публицистическая, художественная литература. Чтение такой литературы приводит клиента в состояние покоя, умиротворения.

2.Удовольствие. Люди с проблемами чувствуют себя отделенными от мира своей проблемой и ограничены в получении удовольствия из этого мира. Чтение хорошей книги, особенно если книга достаточно сложная или динамичная, дает клиенту необходимое дополнительное удовольствие.

3.Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у клиента возникает при чтении биографии, автобиографии, воспоминаний, писем выдающихся людей и чтении книг, где персонажи с трудной судьбой тем не менее с достоинством выходят из достаточно сложной жизненной ситуации.

4.Большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические реакции, подавляя негативные, что способствует исчезновению травмирующих переживаний.

Этот вид библиотерапии используется в качестве дополнения к другим методам, применяемым в работе с данным клиентом. Обычно неспецифическая библиотерапия включает в себя определенный, хорошо известный список малых книг, достаточно простых, гарантирующих ясное и легкое понимание проблемы.

Из произведений художественной литературы и публицистики подбираются книги, пронизанные чувствами гуманизма, мягкости, доброты, интеллигентности.

Для большей эффективности воздействия клиентам рекомендуется резюмировать прочитанные книги, главы, писать резюме «к улучшенным» вариантам книг или глав. В зависимости от проблемы клиента психолог либо рекомендует клиенту строго определенный набор книг, либо только ограничивает и обращает внимание клиента на определенную область литературы.

Специфическиекоррекционные процессы характеризуются более узкой специальной направленностью на личность или на какой-то психический процесс: конкретные чувства, деятельность, мышление. Они более просты, конкретны и легче регулируются. Это- контроль, эмоциональная проработка, тренировка, разрешение конфликта.

Контроль над психическими процессами осуществляется путем усиления их повторением, воспроизведением деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями, эмоциями, может изменять воздействие на личность как при обычных, так и при сильных переживаниях.

Контроль можно разделить на несколько степеней:

· понимание своего положения, воздействие на него гетеро- и аутопсихогенных факторов;

· понимание роли собственной личности в развитии своего состояния;

· осознание своих истинных отношений к жизненным важнейшим проблемам.

Тренировка. Проигрывая в воображении диалоги, альтернативное (по сравнению с действующими лицами произведения) поведение, учитывая свои особенности (недостаточно опыт, застенчивость и т.д.), клиент получает знания об альтернативных способах переживания, об иных возможных формах поведения. При этом его никто не осуждает, он избегает оценочного подхода.

Разрешение конфликта. Это своеобразный синтез контроля, эмоциональной проработки и умений, полученных в результате тренировки в применении к конкретной жизненной ситуации. Чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетами жизни клиента, позволяет ему видеть возможные пути выхода из ситуации и эмоционально на них отреагировать, что ведет иногда к разрешению эмоционального конфликта. Этот вид библиотерапии отличается большей интенсивностью, более активным руководством со стороны психолога. Практически это выглядит следующим образом: психолог составляет список литературы, наиболее актуальной для клиента, в соответствии с его проблемами, трудностями, целями, личностными особенностями; литературы, стимулирующей осознание характера затруднений, причин трудностей, вызвавших дисгармонию, и т.д.

Клиент перед чтением получает инструкцию: что из предложенного списка требует его особого внимания, что может быть опущено, что из прочитанного необходимо будет сравнить со своим опытом, что следует немедленно проверить на практике. После того как клиент прочтет книгу, проводится беседа: «Что особенно интересно было узнать?»; «Какую пользу он из этого извлек?»; «Что вызвало сомнение, опасение?»; «Что осталось неясным?»; «Как он относится к отдельным персонажам?»

Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности в библиотерапии

Специальная литература по медицине, психологии, психотерапии, педагогике и т.д. имеет первостепенное значение, так как способна дать клиенту знания, которые ему особенно важны для стимуляции процессов успокоения, контроля и т.д. Авторитет этой литературы чаще всего ставит ее во главе других жанров. Поэтому желательно, чтобы в библио-терапевтическом рецептариуме эта литература была представлена достаточно многочисленными произведениями.

Биографическая и автобиографическая литература. Описанные в ней яркие личности, их выдающиеся достижения и жизненные трудности помогают клиенту быстрее и лучше понять себя, используя метод идентификации. Нередко они действуют сильнее, чем беллетристика, потому что описываются реальные факты и реальные события. Наиболее эффективны краткие яркие биографии, объемом 50-70 страниц.

Документальная литература благодаря своему фактографическому характеру и уменьшенному смягчающему фактору художественного творчества очень сильно воздействует на многих людей.

Классическая литература. Обладает огромными возможностями самого различного воздействия и поэтому отличается сложностью практического применения. Рекомендуется пользоваться небольшими произведениями, избегая наиболее популярных, поскольку с ними связаны определенные ассоциации, трудности (типа: изучались в школе), которые приходится преодолевать.

Афористическая литература. Находящиеся в ней наиболее ясные образы, отточенные идеи, парадоксальные, противоречивые, но всегда совершенные в своей законченности категорические образы раздвигают границы кругозора клиента. Такая литература легко усваивается, помогает вносить порядок в психическую деятельность, динамику. Клиент, читая такую литературу, привыкает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям, знакомится с жемчужинами человеческой мысли.

Фольклор, сказочная литература. В фольклоре аккумулирован опыт и мировоззрение целых наций, народов, поколений. В течение многовекового устного существования произведения фольклора прошли особый отбор. Передавались лишь те сказки и мифы, которые принимало большинство людей и которые удовлетворяли основным психическим потребностям людей. Наличие идеалов добра, правды, справедливости, простоты несет огромный психотерапевтический заряд. Используется в специфической работе с детьми для осознания ими трудностей, для улучшения контакта с родителями, в женской терапии и т.д.

Научно-фантастическая литература. Эта литература отличается от любой другой выходом за пределы обычного, характерного, обыденного. Доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, фантастическая литература позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, стимулирует активность и воображение клиента.

Драматургия. При чтении пьесы клиенту нередко приходится в большей степени отождествлять себя с действующим лицом, чем при чтении книги. Пьеса может научить клиента диалогу, правилам общения, особенно тех, кто испытывает проблему в личностном общении. Пьеса оставляет клиенту больше свободы для творчества, самостоятельности, развития воображения.

Педагогическая литература. Широко применяется наряду со специальной научной литературой для коррекции формирования различных качеств у родителей, педагогов, людей, испытывающих проблемы в отношении с людьми младше их в поколении.

Юридическая литература. Дает возможность клиенту разобраться в причинах многих видов неправильного поведения, как собственного, так и окружающих, оценить степень девиантности поведения.

Узкопрофессиональная литература. Такая литература может дать очень ценный материал благодаря возможности перенести опыт высокого профессионализма в практическую психологию, бытовые ситуации.

Случайная литература. В процессе диагностики выявляются книги, которые произвели на клиента особое впечатление по тем или иным причинам. Такие книги являются особо диагностичными. Клиент, анализируя с психологом причины их высокого воздействия, может прийти к осознанию собственных проблем.

Источник

Общая характеристика метода библиотерапии

какое количество клиентов рекомендуется включать в группу по библиотерапии какое количество клиентов рекомендуется включать в группу по библиотерапии какое количество клиентов рекомендуется включать в группу по библиотерапии какое количество клиентов рекомендуется включать в группу по библиотерапии

какое количество клиентов рекомендуется включать в группу по библиотерапии

какое количество клиентов рекомендуется включать в группу по библиотерапии

Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности:

Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.

и библиотерапевтическая рецептура

Методику библиотерапии можно разделить на несколько этапов:

1. Самоподготовка психокорректора.

Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры, т.е. списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения.

2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров.

3. Составление списка.

4. Выработка системы чтения.

Определяются жанры, приоритетные направления и количество книг. Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др. Библиотерапия рекомендуется детям и взрослым с проблемами личностного и эмоционального плана, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

При групповой форме библиотерапии кроме требований, которые учитываются при создании любой психокоррекционной группы, необходим еще подбор членов группы по степени начитанности и читательским интересам.

Библиотерапия может также служить методом косвенной диагностики. Психокоррекционные процессы при библиотерапии условно можно разделить на неспецифические и специфические. Неспецифические процессы характеризуются широтой, универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность. В зависимости от проблемы клиента психолог либо рекомендует клиенту строго определенный набор книг, либо только ограничивает и обращает внимание клиента на определенную область литературы.

Специфические коррекционные процессы характеризуются более узкой специальной направленностью на личность или на какой-то психический процесс: конкретные чувства, деятельность, мышление. Контроль над психическими процессами осуществляется путем усиления их повторением, воспроизведением деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями, эмоциями, может изменять воздействие на личность как при обычных, так и при сильных переживаниях.

Контроль можно разделить на несколько степеней:

— понимание своего положения, воздействие на него гетеро- и аутопсихогенных факторов;

— понимание роли собственной личности в развитии своего состояния;

— осознание своих истинных отношений к жизненным важнейшим проблемам.

Специальная литература по медицине, психологии, психотерапии, педагогике и т.д. имеет первостепенное значение, так как способна дать клиенту знания, которые ему особенно важны для стимуляции процессов успокоения, контроля и т.д.

Научно-популярная литература. Выполняет те же функции, что и специальная, но предназначена для менее подготовленных читателей, для людей с не очень высоким культурно-образовательным уровнем.

какое количество клиентов рекомендуется включать в группу по библиотерапии

Биографическая и автобиографическая литература. Описанные в ней яркие личности, их выдающиеся достижения и жизненные трудности помогают клиенту быстрее и лучше понять себя, используя метод идентификации.

Классическая литература. Обладает огромными возможностями самого различного воздействия и поэтому отличается сложностью практического применения.

Юмористическая и сатирическая литература. Учит клиента более широкому и объективному взгляду на жизнь.

Афористическая литература. Находящиеся в ней наиболее ясные образы, отточенные идеи, парадоксальные, противоречивые, но всегда совершенные в своей законченности категорические образы раздвигают границы кругозора клиента.

Фольклор, сказочная литература. В фольклоре аккумулирован опыт и мировоззрение целых наций, народов, поколений.

Научно-фантастическая литература. Эта литература отличается от любой другой выходом за пределы обычного, характерного, обыденного. Доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, фантастическая литература позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, стимулирует активность и воображение клиента.

Детективы и приключенческая литература. Детективы и приключенческая литература занимает особое место в библиотерапии благодаря целому ряду своих особенностей, таких как популярность, легкость, доходчивость; обобщение многих обыденных жизненных явлений.

Драматургия. При чтении пьесы клиенту нередко приходится в большей степени отождествлять себя с действующим лицом, чем при чтении книги. Пьеса может научить клиента диалогу, правилам общения, особенно тех, кто испытывает проблему в личностном общении. Пьеса оставляет клиенту больше свободы для творчества, самостоятельности, развития воображения.

Педагогическая литература. Широко применяется наряду со специальной научной литературой для коррекции формирования различных качеств у родителей, педагогов, людей, испытывающих проблемы в отношении с людьми младше их в поколении.

Юридическая литература. Дает возможность клиенту разобраться в причинах многих видов неправильного поведения, как собственного, так и окружающих, оценить степень девиантности поведения.

Узкопрофессиональная литература. Такая литература может дать очень ценный материал благодаря возможности перенести опыт высокого профессионализма в практическую психологию, бытовые ситуации.

Случайная литература. В процессе диагностики выявляются книги, которые произвели на клиента особое впечатление по тем или иным причинам. Такие книги являются особо диагностичными. Клиент, анализируя с психологом причины их высокого воздействия, может прийти к осознанию собственных проблем.

5. Общая характеристика метода танцевальной терапии

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач:

1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них.

2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Клиенты с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окружающей среды.

3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.

4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении клиента к движениям под музыку танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения.

Наряду с названными решаются также задачи:

-повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации социотерапевтического общения;

-получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самопознания;

-раскрепощения пациента, поиска аутентичных путей развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *