какое количество функциональных операций предполагает организация учебно тренировочного процесса
Глава 10. Организация учебно-тренировочного процесса
Раздел 2. Принципы построения учебно-тренировочного процесса
Очевидно, что любые средства двигательной подготовки, как бы они ни были хороши сами по себе, теряют свою эффективность, если применяются не вовремя и не к месту. Соответственно, для того чтобы в рамках, например, допризывной подготовки эффективно формировать необходимые умения и навыки, развивать определенные двигательные качества, поддерживать достигнутый уровень работоспособности, а также сохранять и укреплять здоровье обучаемых, необходимо, чтобы используемые средства подготовки были объединены в рационально построенный тренировочный процесс. При этом эффективность тренировочного процесса определяется адекватным использованием ряда специфических закономерностей физического воспитания и спортивной тренировки, нашедших свое отражение в следующих принципах:
1. систематичность и последовательность применения тренировочных нагрузок;
2. постепенность наращивания тренировочных нагрузок;
3. волнообразность динамики нагрузок;
4. цикличность построения процесса двигательной подготовки.
Рассмотрим основные положения указанных принципов более подробно.
1. Принцип систематичности и последовательности применения тренировочных нагрузок отражает необходимость системного чередования отдыха и физической нагрузки, то есть прибавочной относительно определенного исходного уровня функциональной активности, обусловленной выполнением тренировочных упражнений, и степени преодолеваемых при этом трудностей.
Известно, что эффективность любой системы двигательной подготовки обеспечивается постоянной взаимосвязью между отдельными ее занятиями. При этом следует учитывать, что маленькие нагрузки или слишком продолжительные интервалы отдыха между занятиями не способствуют развитию тренированности. В то же время, слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха могут вызвать у занимающихся синдром перетренированности. Таким образом, в идеале нагрузка и отдых должны чередоваться так, чтобы каждое последующее занятие проходило «по следам» предыдущего, углубляя и закрепляя возникшие положительные физиологические сдвиги.
В системе занятий объем нагрузок и их частота определяются, прежде всего, уровнем тренированности, особенностями трудовой деятельности, а так же возрастом занимающихся. При этом в развивающем режиме общий объем затрат времени должен составлять примерно 6-8 часов в неделю, то есть 3-4 двухчасовых занятия. В режиме поддержания физической работоспособности общий объем нагрузки может быть снижен до 4-5 часов в неделю, что составляет 2-4 занятия продолжительностью от одного до полутора часов.
Взаимодействие тренировочных эффектов, возникающих после выполнения нагрузок разной физиологической направленности, может привести к усилению адаптационных изменений в организме, затормозить их, или иметь нейтральный характер. При этом направленность и выраженность указанного эффекта определенной совокупности физических воздействий будет зависеть, во-первых, от их сочетаний в конкретном занятии, во-вторых, от последовательности самих занятий в микроциклах тренировки.
Ощутимый и устойчивый прирост тренированности является следствием положительного взаимодействия между эффектами отдельных занятий в течение достаточно длительного периода времени. Последовательность занятий разной направленности в рамках микроциклов определяется методикой тренировки и индивидуальными особенностями занимающихся. При этом в рамках отдельного тренировочного занятия рекомендуется придерживаться следующих сочетаний нагрузок различной направленности:
Что касается применения разнонаправленных нагрузок в рамках нескольких тренировочных занятий (например, в течение недели), то в этом случае рекомендуется следующая последовательность:
1. изучение технико-тактических действий и совершенствование их по принципу «от простого к сложному»;
2. развитие быстроты или совершенствование технико-тактических действий;
3. развитие силы или выносливости;
4. повышение общей работоспособности, или поддержание тренированности, или активный отдых.
Необходимо помнить о том, что систематическое использование нагрузок, неадекватных психофизическим возможностям занимающихся, помимо снижения прироста тренированности, создает предпосылки к возникновению различных травм.
2. Принцип постепенности наращивания тренировочных нагрузок предусматривает необходимость адекватного увеличения физической нагрузки за счет усложнения двигательных заданий, планомерного увеличения объема и интенсивности нагрузок в соответствие с ростом функциональных возможностей занимающихся. При этом необходимо учитывать величину и характер той специфической нагрузки, которую занимающиеся получают непосредственно в процессе своей профессиональной (учебной и т.п.) деятельности. Следует особо подчеркнуть, что именно постепенность увеличения нагрузок лежит в основе стабильного роста тренированности.
3. Принцип волнообразности динамики нагрузок. Периодическое изменение параметров нагрузки приводит к появлению в ее динамике волнообразности – характерной черты процесса физической подготовки.
Процесс кумуляции характеризуется напряжением функциональных систем организма, обеспечивающих двигательную активность. Понятно, что непрерывно и длительно находиться в таком стрессовом состоянии организм не может, поскольку это приводит к его перенапряжению. Поэтому в систему занятий с той или иной периодичностью включаются этапы, в течение которых объем и интенсивность нагрузки существенно уменьшаются, или, например, меняется направленность нагрузки, что, собственно, и приводит к появлению волнообразности в динамике тренировочных нагрузок. Следует отметить, что форма волны определяется, прежде всего, соотношением периодов наращивания и снижения физической нагрузки.
4. Принцип цикличности построения процесса физической подготовки. Очевидно, что цикличность, проявляемая в определенной ритмичности процессов жизнедеятельности, присуща всем живым организмам. Ритмичность функционирования систем организма определяется тем, что ни одна биологическая система не способна все время работать на пределе своих возможностей – такой режим может привести к ее адаптационному срыву, в крайнем случае, к гибели. Таким образом, каждый период напряжения системы обязательно должен сменяться периодом снижения уровня ее функционирования.
Эта закономерность справедлива и по отношению к тренировочному процессу. Цикличность характерна как для отдельных занятий, в процессе которых организму с определенной периодичностью задается нагрузка и отдых, так и для системы занятий – малых (микро-), средних (мезо-) и больших (макро-) тренировочных циклов.
Отдельное тренировочное занятие является элементарным звеном, множество которых, собственно, и образует тренировочный процесс. С учетом логики решения частных задач тренировки несколько отдельных занятий организуются в микроциклы – элементарные, относительно законченные, повторяющиеся фрагменты более крупных этапов тренировки. Как показывает практика, наиболее удобная продолжительность микроцикла – неделя. Относительно законченный ряд микроциклов, в свою очередь, образует более сложную структуру – мезоциклы, которые могут видоизменяться в процессе тренировки для решения какой-либо последовательности задач, образуя в определенных сочетаниях этапы или даже периоды тренировки. Как правило, оптимальная продолжительность мезоцикла колеблется от 3 до 5 недель. Структура мезоциклов, а также логика их объединения в макроциклы (типа полугодичных или годичных) определяются закономерностями достижения необходимого уровня физической работоспособности или развития спортивной формы.
В спортивной практике состояние «формы» рассматривается как достижение высокой степени совершенства деятельности организма при ведущей роли центральной нервной системы. Процесс развития спортивной формы имеет циклический характер, выражающийся в последовательной смене трех фаз: развития, относительной стабилизации и временной утраты.
Чем больше соревновательная направленность подготовки, тем больше проявляются характерные особенности основных периодов спортивной тренировки. При этом в первом, подготовительном периоде, создаются базовые предпосылки, обеспечивающие формирование спортивной формы. Во втором, соревновательном периоде, достигается высокий и устойчивый уровень специальной работоспособности, являющийся основой достижения спортивных успехов. И, наконец, в третьем, переходном периоде, обеспечивается восстановление адаптационных возможностей организма за счет снижения специфических тренировочных нагрузок и переключения организма на общефизическую или восстановительную работу. В итоге, конечно, происходит временная утрата спортивной формы, однако этот период создает предпосылки для достижения нового, более высокого ее уровня в следующем большом цикле тренировки.
Если физическая подготовка имеет профессионально-прикладную (например, допризывная подготовка) или рекреативную (восстановительную) направленность, то, естественно, построение тренировочного процесса в таком случае будет иметь ряд отличительных характеристик:
Реферат на тему: Планирование и организация учебно- тренировочного процесса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
Планирование и организация учебно-тренировочного процесса
«Методы спортивной тренировки»
Мушенок Василий Петрович
2.Понятие спортивной тренировки …………………………. с.5
3.Методы спортивной тренировки и их классификация……с.6-8
Каждый из нас осознает, что спорт является важной составляющей полноценного развития каждой личности. Чтобы стать сильным и выносливым необходимо долго и тщательно тренироваться. Но как тренироваться? Какими способами и средствами? Ведь одному человеку подходят одни методы тренировок, другим – совершенно другие.
Поэтому целью моей работы над рефератом является рассмотрение понятия метод, рассмотрение понятия спортивной тренировки, рассмотрение существующих в настоящее время методов спортивной тренировки.
Попробуем разобраться в определении методов, в их многообразии и эффективности.
Прежде чем рассматривать методы спортивной тренировки, остановимся подробнее на самом определении метода.
Метод – это определенный путь исследования, способ достижения поставленной цели, совокупность операций и приемов, направленных на достижение сто процентного результата.
В спортивной жизни под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.
Метод – систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.
В любой профессии существуют свои методы и приемы, а так же определения и понятия, свойственные только определенной профессии. Так и в спорте, существует понятие спортивной тренировки. Что же мы будем понимать под термином спортивной тренировки?
На сегодняшний день существует множество определений спортивной тренировки. Остановимся на самых распространенных.
Спортивная тренировка – специализированный педагогический процесс, направленный на создание оптимальных условий, позволяющих максимально использовать заложенные природой физические, функциональные, интеллектуальные и психические возможности человека с целью достижения наивысших показателей в избранном виде спорта (Л.С.Дворкин, 1995).
Спортивная тренировка – та часть подготовки спортсмена, которая построена на основе метода упражнения (А.А. Гужаловский, 1986).
Спортивная тренировка – педагогический процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей спортсменов в условиях правильного гигиенического режима, тщательного врачебного и педагогического контроля (Н.Г.Озолин, 1962).
Целью спортивной тренировки принято считать подготовку спортсменов к различным видам соревнований.
Методы спортивной тренировки и их классификация.
Рассмотрев отдельно определение метода и определения спортивной тренировки, можно сделать вывод о том, что под методами спортивной тренировки следует подразумевать общепедагогические методы спортивной тренировки, которые имеют строго регламентированные упражнения, направленные на освоение спортивной техники и воспитание физических качеств, а также закономерные связи между тренировочными воздействиями и реакцией организма.
В спортивной терминологии существуют две большие (основные) группы методов спортивной тренировки, это:
-общепедагогические (словесные и наглядные);
-практические (игровой, соревновательный метод, метод строго регламентированных упражнений).
К словесным методам относятся и рассказ, и объяснение, и беседа, и анализ, и обсуждение. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.
К наглядным методам относятся:
— правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен;
— демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.;
— применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.;
— применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью.
Одним из главных методов практического характера принято считать метод соревнований. Данный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение соревновательного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.
Одним из наиболее излюбленным методом учителей физической культуры является метод игр. Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или
избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности. Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр («Горелки», «Салки», «Бой петухов», «Парашютисты», «У медведя во бору», «Рыбак и рыбки» и многие другие).
Через игры легче обучающихся подвести к тому результату, который нужен педагогу.
Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; работа по индивидуальным планам (на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства); медико-восстановительные мероприятия; тестирование и медицинский контроль; участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах; инструкторская и судейская практика учащихся.
Подготовку спортсменов по различным видам спорта в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и других организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, проводят в соответствии с учебно-тренировочными программами. Организация учебно-тренировочной деятельности без использования учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов не допускается.
Программы подготовки спортсменов разрабатываются тренерами-преподавателями спортивных школ на основе федеральных стандартов по видам спорта и утверждаются на тренерских советах отделений, а также директором спортивной школы.
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления наиболее благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Штатное расписание спортивной школы определяют самостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, учета квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, установленных для работников физической культуры и спорта, а также расчета количественного состава занимающихся, попадающих по уровню мастерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в текущем учебном году.
Среди инструментов организационно-методического управления важная роль принадлежит разработке и обоснованию основных направлений деятельности, которые должны быть представлены в документации по планированию и учету работы спортивной школы.
Основным документом, регламентирующим работу спортивной школы в течение учебного года, является Годовой план спортивной школы, утверждаемый вышестоящей организацией. Он включает: задачи на учебный год; разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной и агитационной, финансово-хозяйственной работы; медицинское обеспечение учащихся; повышение квалификации кадров; задачи в работе с родителями и с общеобразовательной школой.
В раздел учебной работы должны быть включены: расчет количественного состава занимающихся, попадающих по уровню мастерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в текущем учебном году; распределение нагрузки тренерам и уточнение списочного состава их групп; утверждение программ подготовки спортсменов; расписание занятий, график участия в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах и т.д.
В разделе воспитательной работы планируют беседы и диспуты на морально-этические темы, встречи с победителями и призерами крупнейших международных и республиканских соревнований, проведение с ними совместных тренировочных занятий, показательные выступления учащихся в спортивных и общеобразовательных школах, проведение открытых первенств УОР, СДЮШОР и ДЮСШ с приглашением спортсменов из различных спортивных школ региона и т.д. В числе других особого внимания заслуживает направление, которое связано с поддержанием контактов с выпускниками спортивной школы.
Организационные аспекты управления тесно связаны с принятием определенных решений. В целях практического осуществления их коллегиальности в спортивных школах под председательством директора создается педагогический совет, в состав которого входят заместители директора, старшие тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты, медицинские работники, представители спортивных организаций и родительского комитета. Педагогический совет собирается не реже одного раза в квартал и обсуждает основные вопросы работы школы, опыт подготовки юных спортсменов, итоги деятельности по различным направлениям. В отделениях по видам спорта создаются тренерские советы, которые анализируют методику подготовки, обсуждают комплектование команд и т.д.
Врачебный контроль за обучающимися, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, осуществляет врачебно-физкультурный диспансер не менее двух раз в год, а также дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях и после болезней и травм. Кроме того, необходимо вести контроль по использованию занимающимися фармакологических средств. В случае наличия в спортивной школе штатных медицинских работников рекомендуется возложить на них непосредственный медицинский контроль за учебно-тренировочным процессом и в период соревнований.
Далее в таблицах () представлены данные из федерального стандарта о целесообразности открытия этапов спортивной подготовки в учреждениях различного вида, и рекомендации по наполняемости групп с указанием максимального объема недельной тренировочной нагрузки на каждом этапе
Этапы подготовки | Период подготовки | Центры (клубы) физической культуры и спорта | ДЮСШ | СДЮШОР (СДЮСШОР), специализированные отделения ДЮСШ | УОР | Центры спортивной подготовки |
Высшего спортивного мастерства | с учетом спортивных достижений | не рекомендуется | не рекомендуется | По согласованию с учредителем | Основная функция | Основная функция |
Совершенствования спортивного мастерства | с учетом спортивных достижений | По согласованию с учредителем | По согласованию с учредителем | Основная функция | Основная функция | По согласованию с учредителем |
Тренировочный (спортивной специализации) | До 5 лет | Допускается | Основная функция | Основная функция | По согласованию с учредителем | не рекомендуется |
Начальной подготовки | До 2 лет | Основная функция | Основная функция | Допускается | не рекомендуется | не рекомендуется |
Спортивно-оздоровительный | Весь период | Основная функция | Допускается | По согласованию с учредителем | не рекомендуется | не рекомендуется |
Этап подготовки | Период обучения (лет) | Минимальная наполняемость групп (чел.) | Оптимальный (рекомендуемый) количественный состав группы (чел.) | Максимальный количественный состав группы (чел.) | Максимальный объём тренировочной нагрузки в неделю (час.) |
Высшего спортивного мастерства | постоянно | 3-4 | |||
Совершенствования спортивного мастерства | до одного года | 6-8 | |||
свыше одного года | 4-6 | ||||
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | первый год | Устанавливается учреждением | 10-12 | ||
второй год | 9-11 | ||||
третий год | 8-10 | ||||
четвертый год | 7-9 | ||||
пятый год | 6-8 | ||||
Начальной подготовки | первый год | Устанавливается учреждением | 14-16 | ||
второй год | 12-14 | ||||
Спортивно-оздоровительный | весь период | 12-15 | до 6* |
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что понимается под термином «спортивные резервы»?
2. Какой контингент спортсменов входит в категорию ближайшего резерва?
3. На каких методических основах строится подготовка спортивного резерва?
4. Какие организации входят в структуру спортивного движения в России?
5. Какие организации ведут непосредственную подготовку спортивного резерва?
6. Что такое ДЮСШ? При каких организациях и каким образом они осуществляют свою работу? Какие группы в них могут быть открыты?
7. Что представляет собой СДЮШОР? Что является основным показателем их деятельности? Какие группы могут быть в них открыты?
8. Что представляет собой организационная структура УОР?
9. Каковы условия зачисления и перевода спортсменов на разные этапы подготовки в спортивных школах?
10. Как осуществляется медицинский контроль?