какое количество элланодиков присутствовало на олимпийских играх какие функции они выполняли

Тест «Олимпийские игры в вопросах и ответах» для 8–11 классов

«Олимпийские игры в вопросах и ответах» для 8 – 11 классов

учитель физической культуры

Валеев Марсель Альбертович

I квалификационной категории

«Олимпийские игры в вопросах и ответах» для учащихся 8- 11 классов

Какая страна является родиной античных О.И.

Древняя Греция (Эллада)

Дата рождения античных О.И.

Где проводились античные О.И.

В ритуальном центре Олимпия полиса Элиды Древней Греции

Кто имел право участвовать в античных О.И.

только мужчины (женщины не допускались даже в качестве зрителей)

прошедшие накануне Игр 10-месячную специальную подготовку дома и 1 месяц тренировок в Олимпии

После завоевания Греции Римом (146 год до н.э.) в Играх могли участвовать и иностранцы

Сколько времени должен был готовиться атлет, чтобы его допустили к участию на античных О.И.

Принимали ли участие в Олимпийских играх древности женщины

Нет, не допускались по причине патриархальных религиозных верований греков.

Единственной женщиной, которой разрешалось присутствовать на Олимпийских играх, была жрица богини земли и плодородия Деметры; она занимала почетное место на алтаре из белого мрамора напротив сидений элладоников.

Каждый пятый год устраивались традиционные состязания девушек в честь богини Геры – Гереи – в беге на дистанцию 160 метров (5/6 стадия); победительниц награждали венком из оливковой ветви.

Наказание женщине, присутствующей на античных О.И.

Сколько примерно раз состоялись античные О.И.

292 раза. 1169 лет продолжалась традиция проведения античных О.И. и не разу не была нарушена.

776 год до н.э. – первая официальная запись; 393 год – последняя официальная запись.

В каком году античные О.И. прекратили свое существование

Какова периодичность проведения Олимпийских игр

Через каждые 4 года. Греческое 4-х летите – 1417 дней.

Как отразилось проведение О.И. на календаре древних греков

Греческий историк Тимей ввел в основу хронологию отсчета времени по Олимпиадам:

промежуток между двумя О.И. считался олимпийским годом или Олимпиадой.

Сколько дней длились первые античные О.И.

После 77 О.И. (472 год до н.э.) их продолжительность увеличилась до 3-х дней и вместе с праздниками составляла 5 дней.

Программа первых античных О.И.

Что такое Олимпиада

Какие традиции античных О.И. используются на современных О.И.

4-х летний цикл. Проводятся по високосным годам, когда февраль насчитывает 29 дней.

Имеют церемонии открытия и закрытия.

Соблюдают ритуалы награждения, но не только победителей, как было в Древней Греции, но и призеров

Произносят клятву, но не только от имени участников, как было в Древней Греции, но и судей.

Производится запись победителей, а также, в отличие от Древней Греции, призеров О.И.

Имеют культурные программы.

Что такое панкратион

Состязания, включавшие приемы борьбы и кулачного боя.

Чем награждался победитель античных О.И.

Венком из ветвей оливкового дерева, росшего в Священной роще Олимпии, пальмовой ветвью, налобной белой повязкой. В честь многократных победителей в Олимпии ставились мраморные статуи, в честь наиболее знаменитых – портретные мраморные статуи. Их ждала бессмертная слава. Двукратному победителю в борьбе и панкратионе присваивалось звание парадаксоника. Трехкратному победителю в беге на 1 стадий, 2 стадии и в вооружении в течении 1 дня соревнований присуждалось звание триаста. Дважды звание триаста присуждали атлету Леонидасу с острова Родос, получившему на 4 Олимпийских играх подряд 12 венков победителя. Победителям четырех общегреческих игр: Олимпийских, Истмийских, Пифийских и Немейских – присуждалось звание периодоника.

Как назывались судьи на античных О.И.

Элладоники (элланодики)– судьи распорядители Игр. Число судей – от 2 до 12.

Они были ответственны за:

тренировку, питание и поведение участников;

проведение мандатной комиссии;

соблюдение правил соревнований;

следили за тем, чтобы места для проведения соревнований была в надлежащем порядке;

наказание и награждение атлетов;

проведение 2-х дневного похода атлетов из Эллады в Олимпию (около 57 км);

церемонию произнесения клятвы атлетами;

судьи давали присягу о строгом выполнение своих обязанностей.

они были одеты в пурпурные мантии и увенчаны лавровым венком.

судьи занимали сидячие места на возвышении, чтобы лучше видеть соревнующихся.

авторитет судей был очень велик, поэтому никакие протесты не принимались и не признавались.

Как называли победителей античных О.И.

Олимпионики. Участников, занявших второе и последующие места не отмечали и не награждали.

Каково происхождение слова «стадион»

Назовите имя первого победителя античных О.И., официальное для истории

Короибос. Повар из полиса Элиды. В 776 году до н.э. в беге на 1 стадий – 192,27 м,

Назовите имя последнего победителя античных О.И. официально записанного

Вараздат. Армянский царь персидского происхождения из Артаксаты. В 385 году до н.э., на 291 О.И., по кулачному бою.

Назовите победителя 7 античных О.И.

Милон (по борьбе), ученик знаменитого греческого математика Пифагора. На 60-66 О.И. в 540-516 г.г. до н.э.

Один из знаменитых периодоников –

7-кратный победитель Олимпийских игр;

7-кратный победитель Пифийских игр;

10-кратный победитель Истмийских игр;

9-кратный победитель Немейских игр;

Назовите имя 12-кратного победителя в беге на античных О.И.

Леонидас. Из Родоса (Малая Азия). Триаст – победитель в беге на 1 и 2 и в беге гоплитов (в вооружении). На 155-158 О.И. в 164-152 г.г. н,э.

Как называлось греческое пятиборье

Пентатлон. В программу введен в 708 году до н.э. на 18 О.И.

Из каких видов состязаний состоял пентатлон

Метание диска и копья, прыжок в длину с места, бег (стадиодром) и борьба.

Прыжок в длину с места сопровождался игрой на флейте, и нередко использовались галътеры (металлические или каменные гантели). Известны результаты: 16,28 и 16,66 м. Видимо, это был тройной прыжок.

Копье делалось из ели, ясеня или бузины с металлическим наконечником. Его длина около 2 метров, в середине копья имелся ремень с петлей для лучшего вращения, метали в цель.

Метание копья и диска, а также прыжки отдельно в программу античных О.И. не входили, использовались только в пентатлоне.

Как определяли победителей в античном в античном пентатлоне

По принципу трехкратной относительной победы (в метании диска, копья и прыжках).

Если после третьего вида состязаний победитель не выявлялся, то победа определялась четвертым видом

Если и после четвертого вида не выявлялся победитель, предстоял решающий поединок в борьбе, самом любимом виде у античных зрителей.

Какое из семи чудес света находилось в Олимпии

Кто автор статуи бога Зевса в Олимпии

Фидий (ок. 490-431 гг. до н.э.)

Скульптор и архитектор из Афин, имел мастерскую в Олимпии.

Статуя бога Зевса, около 13 метров высотой, изготовленная из дерева, покрыта листовым золотом и слоновой кости – одно из семи чудес света.

Установлена в храме Зевса в Олимпии.

После запрещения Игр Феодосием-1 в 394 году увезена в Константинополь и погибла, по преданию, во время пожара.

Кроме того, Фидий – автор статуи Афины Парфенон в Олимпии и других скульптур.

Руководитель группы скульпторов и архитекторов, автор комплекса Акрополя в Афинах.

Кто автор всемирно известной скульптуры «Дискобол»

Как назывались специальные помещения для подготовки атлетов к античным О.И.

Гимнасий и палестра.

Палестра – дословно «место для борьбы», двор с мягкой песчаной почвой и навесом для тренировки в борьбе, кулачном бое, прыжках.

На территории палестры размещались общие комнаты, классы, раздевалки, бани, места для натирания маслом, песочные и другие службы.

Гимнасий имел портик, протянувшийся с юга на север длиной 219,5 метра, шириной 11,3 метра, предназначенный для тренировки в беге при любой погоде.

Кто из римских императоров и по каким причинам запретил проведение Олимпийских игр

Феодосий-1 (346-395 г.г. до н.э.), последний император обще римской империи по причинам борьбы христианской религии с язычеством.

Возведение христианской веры в государственную религию Римской империи привело не только к запрещении подавлению веры древнегреческих богов, но одновременно положило конец всякой деятельности в области физической культуры. В 394 году по приказу (эдикту) Феодосия-1 Игры были запрещены, статуи богов сброшены со своих пьедесталов, храмы разграблены и сильно разрушены.

Нарушение Олимпийских правил, прежде всего, подкуп атлетов и даже элладоников были не редки. Вместе с О.И. надолго исчез и эллинский идеал воспитания гармонии тела и духа, физической красоты и духовного совершенства. Урок античных О.И. наглядно показывает, к чему может привести влияние профессионального спорта и на современные О.И.

Существовали ли в Древней Греции другие традиционные игры? Назовите основные из них

Да, существовали. Их можно назвать обще греческими – Истмийские Пифийские и Немийкие;

и региональные – Панафннейские, Фивийские, Платейские, Родосские и др., а также в колониях Греции – Милетские, Херсонесские (в Крыму) и др.

В 5867г. в городе Истме на Коринсфком перешейке зародились Истмийские игры, которые проводились весной в каждый второй и четвертый год Олимпиады. В программу Истмийских игр входили состязания в беге на 1и2 стадия, борьба, кулачный бой, панкратион, пентатлон и конные скачки, а также конкурсы певцов и музыкантов. Игры посвящались богу Посейдону. Победителей награждали в начале венком из зеленого Сельдерея, а потом венком из ели и сосны.

В 582 близ города Дельфы возникли Пифийские игры в честь бога Апполона, его победы над драконом Пифоном, по своему содержанию похожи на Олимпийские. Прводились 1 раз в четыре года и включали соревнования певцов и музыкантов, затем атлетов и всадников, позже поэтов-трагиков. Победителей награждали венками из оливы.

С 566 года ежегодно проводились Панафинейские игры, посвященные богине Афине. В них участвовали жители Афин. Панафиние продолжались до 6 дней и включали, кроме олимпийских видов, эстафетный бег эфебов с факелами, зажженными у алтаря Прометея, морские состязания триер (кораблей с тремя ярусами весел), а также военные танцы и хороводы, конкурсы красоты среди мужчин. Победителей атлетических соревнований награждали амфорами с оливковым маслом, победителей конкурсов – денежными призами и золотыми венками.

Какое звание присваивалось победителям четырех общегреческих игр: Олимпийских, Истмийских, Пифийских и Немийских

Звание периодоника. Всего зафиксировано 46 периодоников.

Кто из выдающихся людей древности присутствовал на античных О.И.

Многие политические и общественные деятели, философы, писатели, поэты, математики, скульпторы, ораторы и др.

Александр Македонский – великий македонский полководец, распространитель эллинской культуры и Олимпийских игр в покоренных им странах Азии и Африки;

Филипп 2 Македонский – отец А. Македонского, царь Македонии. Участвовал в олимпийских соревнованиях по панкратиону;

Пифагор – великий греческий математик и философ, победитель олимпийских состязаний по кулачному бою;

Аристотель – величайший мыслитель древности. Один из составителей списка олимпиоников;

Мирон – греческий скульптор. Автор статуи «Дискобол»;

Фидий – великий греческий скульптор и архитектор из Афин, имел мастерскую в Олимпии. Автор статуй Зевса, богини Геры, богини Афины Парфенос в Олимпии;

Лукиан – греческий писатель0сатирик, выступал в Олимпии как оратор и запечатлел О.И. в своих произведениях;

Сократ – великий греческий философ – диалектик;

Геродот – выдающийся историк и путешественник

Кто из великих людей древности не присутствовали на Играх?

Программа античных О.И.

1-13 О.И. – стадиодром (бег на 1 стадий)

на 14 О.И. – стали проводить дуалос (бег на 2 стадия с поворотом)

с 15 О.И. – программа пополняется долиходром (бег на 8, затем 10,12, а потом 24 стадия)

на 18 О.И. – проводят борьбу (борцы из стойки должны трижды бросить соперника на землю) и пентатлон

на 23 О.И. – кулачные бои

на 26 О.И. – в программу включили гонки на колесницах 2-х колесные колесницы, запряженные четверками лошадей (12 кругов по 4 стадия)

на 33 О.И. – панкратион

с 65 О.И. – атлеты соревнуются в беге в полном вооружении (гоплитодром)

с 93 О.И. – гонки на колесницах, запряженные парой лошадей (победитель – не участник, а владелец лошадей и колесниц)

Зачем проводились соревнования в Древней Греции

Улучшение физического состояния жителей данного государства (слабая медицина)

помогают сохранить боевую подготовку (частые войны)

помогают «разрушению образа врага» (регулярные встречи, разговоры, культурный обмен, понятие, что перед тобой не враг, а друг)

спорт возвышает, облагораживает душу, он неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Нельзя быть культурным, если ты ленишься заниматься физической культурой хотя бы для себя.

Почему античные О.И. называли праздниками мира

Какие легенды вы знаете о возникновении Олимпийских игр

Наиболее достоверная информация – заключение священного союза между цезарем Элиды Эфитом и царем древней Спарты;

В честь победы Зевса над беспощадным отцом Кроносом, из чрева которого вышли многочисленные сестры и братья великого Зевса, которые и стали затем богами;

Придумал и организовал Игры знаменитый Геракл, сын Зевса, который совершил своих 12 легендарных подвигов. В честь одной из славных побед Геракла и стали проводить Олимпийские игры.

Чем знамениты были игры 211 Олимпиады

В подготовке и проведении принимали участие римский император Нерон – не глупый, но распущенный и крайне тщеславный. Он считал себя величайшим актером и певцом и распорядился напрочь изменить программу в этом направлении. По результатам всех без исключения турниров Нерон был объявлен победителем. Он стал олимпиоником, даже не закончив дистанцию.

Каково происхождение слова «атлет»

«Атло – приз за победу, отсюда «атлет» – борющийся за приз.

Как наказывали атлетов за нарушение правил соревнований.

Элладоники имели право лишить атлета победы, достигнутой нечестным путем, могли наложить штраф, подвергнуть телесным наказаниям.

Источник

Олимпийские игры древних греков

1. Пропилеи 2. Пританион 3. Филипейон 4. Храм Геры 5. Пелопион
6. Нимфей 7. Метроон 8. Zanes 9. Крипт 10. Стадион
11. Портик Эхо 12. Building of Ptolemy II and Arsinoe 13. Портик Гестии
14. Эллинистическое строение 15. Храм Зевса 16. Алтарь Зевса
17. Ex-voto of Achaeans 18. Ex-voto of Mikythos 19. Ника Пэония
20. Гимнасий 21. Палестра 22. Теоколеон 23. Героон
24. Мастерская Фидия 25. Термы Кладея 26. Греческие бани
27 и 28. Гостиницы 29. Леонидайон 30. Южные термы
31. Булевтерейон 32. Южный портик 33. Вилла Нерона

1. Возрождение Олимпийских игр

Рассказывают, что в течение долгого времени жители Элиды сильно страдали от гражданских войн и эпидемий. Некто Ифит, являвшийся прямым потомком царя Оксила, отправился в Дельфы спросить бога о том, как найти избавление от этих бедствий. В ответ Пифия предписала ему восстановить древние олимпийское состязание, учрежденные в свое время Гераклом, но забытые в смутную эпоху дорийских завоеваний.

Элейцы горячо откликнулись на повеление Аполлона и в 776 г. до Р.Х. торжественно справили первые по счету Олимпийские игры, в которых состязание в беге выиграл элеец Кореб. Местом их проведения стала местность вблизи древнего святилища Олимпийского Зевса, знаменитого прежде своим оракулом. Она располагалась у подножия невысокой горы, носившей имя Крона – отца Зевса, у слияния рек Алфей и Кладей, в 12 км от Ионического моря. В древности хозяевами этой земли были писаты, но потом Олимпия перешла под власть элейцев. После 26-й Олимпиады писаты ненадолго отвоевали святилище и сами стали справлять игры, так как увидели, что состязания пользуются почетом. Однако в позднейшее время элейцы вновь усилились и подчинили своей власти всю страну, вплоть до границ Мессении. Жителей Пилоса они переселили в Лепрей, а другие города, имевшие склонность к независимости, разрушили. В результате пришлое и местное население стало быстро смешиваться друг с другом, и вскоре от древних племен писатов, трифилийцев и кавконов не сохранилось даже имени. Проведение Олимпийских игр окончательно сделалось привилегией элейцев.

К своим обязанностям элланодики приступали за десять месяцев до открытия праздника и прежде всего занимались отбором участников будущих игр. Они вели списки, в которых обозначали имя атлета, имя его отца, отечество и род состязаний, в которых атлет думал выступать.

В дни Олимпиады элланодики делали распоряжения об устройстве и порядке каждого вида игр и тщательно следили за исполнением правил состязаний. Они же определяли победителей и распределяли награды. Во всем этом им помогали младшие служители: алитархи, рабдухи (которые наказывали провинившихся) и герольды.
По окончании игр элланодики обнародовали список победителей и осуществляли надзор за их статуями.

Знаменитая на весь греческий мир Олимпия, располагалась в 50 км к югу от города Элида на берегу Алфея. Эта полноводная по греческим меркам река (ширина ее в низовьях достигает 50 м) образует на своем пути множество маленьких островков и принимает по дороге все притоки, текущие с северного склона долины. Самым значительным из них является Кладей. У слияния двух этих рек раскинулась живописная равнина, окруженная с севера и юга невысокими горами (непосредственно возле Олимпии возвышается холм Кронос высотой в 21 м) и открытая только на запад в сторону моря, откуда струится, поднимаясь вверх по течению Алфея, влажный морской воздух. По свидетельству некоторых авторов, в Греции не существовало другой столь впечатляющей местности, которая так сладостно и настойчиво склоняла бы к примирению. Растительность Олимпии была изобильная и роскошная: на возвышенностях темнели чащи сосен, по склонам холмов вились виноградные лозы и росли миртовые деревья, а в самой долине зеленели густолиственные оливы, среди которых высились стройные серебристые тополя.

Центральная, священная, часть Олимпии, застроенная храмами, алтарями и обнесенная с трех сторон белой деревянной стеной, называлась Альтисом (то есть «рощей»). Площадь этого священного участка была сравнительно невелика и представляла собой квадрат со стороной около 320 м. Доступ внутрь открывался через пять входов. Из них юго-западный считался торжественным. Через него священная процессия проходила к террасам, окружающим главный памятник Альтиса и всей Олимпии – храм Зевса.

Главные скульптурные украшения храма Зевса размещались на фронтонах: на восточном – состязание Пелопса с Эномаем (http://www.proza.ru/2015/01/19/316), на западном – сражение кентавров с лапифами (http://www.proza.ru/2015/01/19/318). Западные фигуры изваял Алкамен Афинский, восточные – Пеоний из Мендеи.
Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу, ведущему к проходу между центральными колоннами. Портик над входом был украшен метопами с изображением 12 подвигов Геракла. Внутрь вели толстые бронзовые двери. За парными колоннами можно было видеть мозаики из цветной речной гальки, среди которых изображения рыб и мальчика на хвосте тритона. Из пронаоса проходили через широкий проем в святилище (наос), уставленное статуями богов. Интерьер храма 28 на 13 м, имевший три нефа, освещался через десятиметровой высоты восточную дверь. Отверстия в крыше здесь не было. В верхних частях боковых нефов имелись галереи, куда поднимались по деревянным лестницам.

Посередине святилища размещалась статуя Зевса работы Фидия (http://www.proza.ru/2010/04/18/234), созданная великим ваятелем в 438 г. до Р.Х. Высота ее с пьедесталом составляла 13 м. Она подходила под самый потолок храма и была тщательно вырезана из дерева, а потом покрыта пластинками из слоновой кости и золота. Волосы и борода Зевса были золотые. На голове красовался оливковый венок из зеленого золота. В одной руке он держал золотой скипетр с орлом, а в другой – золотую крылатую статую победы. Прекрасный трон его был вырезан из кедра и отделан эбеном (черным деревом, слоновой костью и золотом). Лицо, на котором сверкали глаза из драгоценных камней, грудь, ноги и руки были покрыты слоновой костью. Перед статуей Зевса в древности постоянно наливали в особое углубление оливковое масло, чтобы она не портилась от сырости. Статуя отделялась особой загородкой от остального храма, и в это священное место могли входить только жрецы.

Вокруг храма Зевса – россыпь беломраморных постаментов, на которых было воздвигнуто более трех тысяч статуй из мрамора и бронзы. Их воздвигали в честь олимпийских богов, героев-чемпионов, олимпиоников. Среди многих других в 475 г. до Р.Х. здесь был установлен «Дискобол» Мирона (http://www.proza.ru/2011/08/19/230), а в 440 г. до Р.Х. – «Дорифор» Поликлета (http://www.proza.ru/2011/11/04/335). Перед фасадом храма по заказу навпактских мессенян Пеоний из Мендеи воздвиг в 424 г. до Р.Х. на высоком пьедестале статую Победы (http://www.proza.ru/2015/01/19/383). Это была память о славной победе при Сфактерии (http://www.proza.ru/2012/12/09/961), одержанной над лакедемонянами.
Позади храма Зевса росла священная олива, называемая «маслиной прекрасных венков». Из ветвей этого дерева делали венки, которые раздавались победителям.
Оракул Олимпийского Зевса продолжал функционировать и в эпоху Олимпиад, хотя значение его сильно упало. Гадатели из рода Иамидов славились тем, что умели извлекать много важных указаний из жертвенных гаданий. Чаще всего к их искусству прибегали атлеты и их родственники.

6. Алтарь Зевса и олимпийский культ

Между храмами Зевса и Геры размещался знаменитый Овальный алтарь в честь Зевса – истинный центр олимпийского культа. Он состоял из двух, один над другим, этажей: из широкого, кругообразного каменного преджертвия (профисиса), где закладывали жертвы, и второй террасы, целиком образованной из жертвенных останков и увенчанной жертвенником, где сжигали тела жертвенных животных. Павсаний пишет, что в олимпийском пританионе, слева от входа находился жертвенник Пану из пепла, на котором день и ночь горел негасимый огонь. Каждый год приставленные к этому жрецы ровно в 19 день месяца элафия (день равноденствия в конце марта) приносили собранный пепел из притания и, смешавши его с водой реки Алфея, намазывали на жертвенник Зевса. Увеличившаяся таким образом с каждым годом высота алтаря, во II веке достигала семи метров. С каждой стороны на преджертвие вели мраморные ступени, а с преджертвия до верхней части жертвенника шли ступени из пепла. Жертвы Зевсу на этом алтаре приносились каждый день, причем разрешалось употреблять дрова только белого тополя.

Это была главная, но не единственная церемония. Всего в Олимпии насчитывалось 69 алтарей, на которых олимпийские жрецы, соблюдая установленный ритуал, приносили жертву богам, не реже одного раза в месяц. Павсаний пишет, что они жгли на алтарях ладан вместе с пшеницей, смешанной с медом. Сверху клали ветки маслины, а на них лили вино.

Через каждые четыре года на пятый 16 женщин ткали Гере одеяние; они же устраивали игры, называемые Гереями. Девушки состязались на них в беге. Первыми бежали самые молодые, за ними те, что постарше возрастом, и, наконец, самые старшие. Волосы у девушек были распущены, хитон немного не доходил до колен, правое плечо оставалось открытым до груди. Для состязания предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию по сравнению с мужчинами уменьшали примерно на одну шестую. Победительницы получали венки из священной маслины и часть коровы, приносимой в жертву Гере. Подобно атлетам-мужчинам им разрешали ставить в Альтисе свои статуи.

К западу от храма Геры располагалось здание пританиона, предназначенное для торжественного обслуживания официальных гостей олимпиады и олимпийских чемпионов. По форме оно напоминало квадрат со стороной в 32,8 м. В пританионе заседали дежурные пританы, занимавшиеся текущими делами святилища. Здесь же находилась палата торжеств, где угощались победители на играх.

Над Метрооном, на высокой каменной террасе, тянувшейся по склону Кроноса от храма Геры в направлении стадиона, располагалось 12 или 13 сокровищниц, предназначенных для приема и хранения дорогих приношений Зевсу. Своей архитектурой они напоминали маленькие храмы. Каждая такая сокровищница возводилась жителями определенного города (1-я принадлежала Сикиону, 2-я – Сиракузам, 4-я – Эпидамну, 5-я – Византию, 6-я – Сибариту, 7-я – Киренам, 9-я – Селинунту, 10-я – метапонтийцам, 11-я – Мегарам, 12-я – Геле). Фасады сокровищниц выходили на одну линию, которая, однако, не была прямой, но выгибалась, повторяя очертания склона горы, а их тыльные стороны, обращенные к Кроносу, возводились глухими. Самая крупная и сложная по плану сокровищница принадлежала Геле. Она имела широкий и довольно глубокий портик с шестью колонами по фронту и двумя в глубину. Вся верхняя часть здания была облицована кессонами из раскрашенной глины, увенчанными наверху карнизами, которые служили во время дождей для стока воды.

13. Пойкиле («галлерея Эхо»)

С восточной стороны вдоль ограды Альтиса тянулся длинный портик 98 на 12,5 м. На трехступенчатом основании стояли 44 дорических колонны. По центру длинной галереи шел ряд из 21 конической колонны. На антамблементе имелись раскрашенные терракотовые изображения, а на карнизе – изображения львиных голов. Это была Пойкипе или галерея Эхо, получившая свое название от необыкновенного эхо, повторявшего до семи раз произнесенное слово. Здесь можно было укрыться от жгучих лучей солнца и от дурной погоды. Богомольцы толпами теснились здесь во время Олимпийских игр.

Внутри Альтиса у входа процессий располагался так называемый Гипподамий, место приблизительно в плетр (3/4 га) величиной, окруженное каменной оградой. Сюда один раз каждый год был открыт доступ женщинам, которые приносили жертвы Гипподамии и совершали другие обряды в ее честь.

На юго-восточном углу Альтиса в промежутке между «галереей Эхо» и входом на ипподром, в пер. пол. IV в. до Р.Х. было возведено здание, где элланодиков посвящали в правила олимпийских состязаний. Три его стороны обрамлялись портиками. На южной и северной сторонах (14,5 м) портики были короткие (8 дорических колонн), а на западной (36,5 м) – длинный (19 колонн). Здание состояло из четырех квадратных помещений.

16. Олимпийский стадион

Зрители попадали на стадион, не проходя через святилище. Вокруг всей арены тянулись откосы, заменявшие искусственный амфитеатр и служившие естественной трибуной. Границей для зрителей был небольшой каменный порог. Во всю его длину шла канава, по которой в мраморных желобах протекала свежая вода, предназначавшаяся как для атлетов, так и для зрителей.

Восточный конец беговой дорожки пересекала стартовая полоса – ряд уложенных вплотную друг к другу отполированных каменных плиток. Одновременно могли начать бег 20 легкоатлетов. На стартовой полосе сохранились углубления. В древности здесь стояли столбы, отделявшие одного бегуна от другого. Для каждого в плитах прорезаны глубокие борозды, обозначавших место, куда ставить ноги. Такая же плиточная полоса пересекала беговую дорожку на другом конце, рядом с аркой главного входа.

Элланодики и атлеты проходили на стадион с территории Альтиса через тонелевидный сводчатый проход (крипту) шириной 3,7 метра, высотой 4,4 м и длиною 32 м. Он был проложен под высоко расположенными трибунами зрителей (http://www.proza.ru/2014/12/13/1922). Выйдя на арену, элланодики поднимались на особое возвышение и садились в деревянные кресла. Вокруг них размещались высшие должностные лица Элиды, жрецы и почетные посольства греческих городов. Неподалеку, на мраморном алтаре близ финишной полосы восседала жрица Деметры. Непосредственно перед трибуной (с южной стороны от беговой дорожки) располагалась каменная площадка для борьбы и кулачного боя. Тренеры атлетов находились обнаженными за особой оградой вблизи беговой дорожки.

Между стадионом и берегом Алфея располагался ипподром, длинною в 770 м. Насыпь дугой заключала один его конец, тогда как другой закрывала ограда, за которой располагался портик (стоя). Ограда состояла из ряда стойл для лошадей, выстроенных в форме корабельного носа. Так как наездники выезжали из-за ограды, ее название было афесис (выезд). Старт находился на западе, там же где и финиш, куда прибывали упряжки лошадей после того, как они огибали мету.
Мета имела вид круглого жертвенника. Существовало мнение, что когда колесницы на полном скаку поворачивали возле меты, лошадей без всякой видимой причины охватывал сильный страх. Вследствие того, что колесницы часто разбивались, а возницы калечились, за круглым жертвенником закрепилось название Тараксиппа («ужаса коней»). Перед началом состязаний возницы приносили здесь жертвы и молились Тараксиппу, чтобы он был к ним милостив.

19. Олимпийский гимнасион

Налево от входа в гимнасион, также за пределами Альтиса располагалась олимпийская палестра. Это было большое четырехугольное строение с обширным внутренним двором, посыпанным песком. Здесь занимались борьбой, кулачным боем, прыжками в длину, игрой в мяч. Двор палестры окружали крытые помещения – комнаты атлетов (где они отдыхали или готовились к тренировкам, натирая свое тело оливковым маслом и песком), залы для занятий, холодные бани, бассейн. Комнаты отделялись от 5 м по ширине портика дверями или колонами, между которыми стояли статуи и алтари. Торжественные пропилеи – вход в палестру в северо-восточном углу – украшал колонный портик. По бокам южной стены были два других входа, а на север от палестры к гимнасиону вела дверь, находившаяся в центре северной стены. Стены палестры были сложены из кирпича.

Рядом с Теоклеоном располагалось святилище Героон, посвященное легендарным предкам олимпийского класса жрецов. Это было небольшое четырехугольное здание с круглым внутренним помещением, где находился алтарь, посвященный Неизвестному герою.

23. Мастерская Фидия

Дальше располагалась мастерская Фидия – прямоугольное сооружение, той же формы и почти тех же размеров, что и целла храма Зевса. Именно здесь великий скульптор создал из золота и слоновой кости прославившую его на всю Элладу статую Зевса. В более поздние времена здесь, возможно, жили жрецы. В V в. на месте мастерской Фидия возвели христианскую базилику, развалины которой и по сей день можно видеть в Олимпии.

25. Олимпия во время игр

В перерывах между Олимпиадами Альтис подолгу пустовал, ведь постоянное население Олимпии было сравнительно невелико и состояло из одних служителей культов. Но каждый четвертый год, по мере приближения праздника Зевса, повседневная жизнь здешних обитателей резко менялась. Бурное оживление охватывало тогда не только Олимпию, но и многочисленные греческие города, где бы они ни находились. Все готовились к Олимпийским играм. Прежде всего, устанавливали точную дату их начала. Игры должны были проходить в «священный месяц», начинавшийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. При этом центральный день праздника должен был совпадать с полнолунием. Таким образом, Олимпийские игры приходились то на конец июня, то на начало июля.

После того как специальная комиссия определяла сроки игр, из Олимпии отправлялись вестники, называвшиеся теорами, то есть «священными посланниками» Зевса. Теоры шли из города в город, извещая греков о радостном событии и приглашая их посетить любимое зрелище. Одновременно они объявляли священное перемирие. С этого времени все дороги, ведущие в Олимпию, становились совершенно безопасными для одиноких, безоружных странников, и толпы людей устремлялись в Элиду. Все одевались в лучшие одежды и вели за собой подарки богам: волов, телят, коз, овец. Богатые ехали на конях и украшенных колесницах, остальные шли пешком с пением и музыкой. Города отправляли пышные процессии в ярких одеяниях, шитых золотом и пурпуром, которые соперничали друг с другом в блеске и великолепии, а также в богатстве приносимых богу даров. Многие приплывали в Элиду на кораблях. Морской гаванью Олимпии была Фейя, расположенная у мыса Ихтис в 15 км на запад от святилища. Дорога от моря к Альтису (отмеченная многочисленными алтарями Артемиды, Афродиты и нимф) шла по правому берегу Алфея.

По прибытию в Олимпию каждый устраивался, как мог. Женщины оставались на южном берегу Алфея, мужчины перебирались на северный. Зажиточные люди привозили с собой палатки и располагались лагерем на берегах Алфея. Люди победнее спали прямо под открытым небом. Вдоль стен Альтиса вырастало множество деревянных бараков, в которых торговцы выставляли всевозможные товары. Известно, что Олимпийские игры всегда сопровождались большой ярмаркой.
На лужайках открывались веселые кабачки, на реке теснились барки. От всей этой толпы, кипевшей на равнине Олимпии, шел несмолкаемый ликующий гомон и шум. В раскаленном воздухе столбом стояла пыль и дым от потрохов, которые жарили, вращая над углями. Продавали мясо, жареный горох, игрушки и глиняных богов. Разноцветные ковры, торбы, жаровни, грязь сверкали на немилосердном солнце. Повсюду раздавались голоса глашатаев, которые сообщали народу важные известия и информировали о государственных договорах.

В лавках выставлялись для продажи различные предметы обихода: искусно сделанные горшки, деревянные и бронзовые изделия, белые льняные полотна, пестрые ткани и готовая одежда. Должностные менялы оценивали достоинство монет и производили обмен редкой валюты. За порядком следили агорономы – должностные лица, выносившие обязательные для всех решения о денежных и меровесных спорах.
Вечера проходили в разговорах и увеселениях. Государственные мужи уединялись, чтобы поговорить о политике.

26. Отбор участников

В играх мог участвовать каждый грек, родившийся свободным, не запятнанный кровавыми злодеяниями и не отягощенный проклятием богов. Но как правило, это были зажиточные люди, ведь для того чтобы пройти необходимую подготовку, следовало тренироваться ежедневно на протяжении всех четырех лет, то есть жить, не работая. Так же надо было придерживаться особой диеты. В рацион олимпийских атлетов входил инжир, сыр и хлеб, а пили они либо молоко, либо разбавленное водой вино. Мясо употребляли в основном борцы и многоборцы. Филострат рекомендовал следующую диету: ячменные лепешки, овсяная каша, хлеб, испеченный из непросеянной пшеничной муки и незаквашенного теста, говяжье мясо и мясо косуль.

Каждый атлет должен был заранее записаться в списки участников и в определенный срок пройти 30-дневную тренировку в гимнасии Элиды. Этот гимнасий, в котором из века в век занимались все знаменитые спортсмены Греции, располагался около главной пощади, рядом с дворцом элланодиков и состоял из целого комплекса зданий. В первой ограде находились три тренировочных площадки – для бега, для борьбы и для пятиборья. Вторая, меньшая, ограда заключала в себе палестру и залы, где собирались ветераны Олимпийских игр – старые атлеты, уже не принимавшие участия в состязаниях. Третья ограда, украшенная статуями детей, была отведена для упражнений мальчиков. Палестра представляла собой квадратное здание, в центре которого находился прямоугольный открытый двор, окруженный со всех сторон портиками. В северо-восточном углу располагалась небольшая купальня.

Судьи-элланодики являлись в гимнасий еще до рассвета, и под их контролем начинались тренировки в беге. Днем проходили занятия по пятиборью. Режим атлетов во время тренировок был очень суровым. Элланодики и их помощники номофилаки требовали абсолютного повиновения и за малейшее ослушание наказывали розгами (рядом с ними постоянно находились отряды «палочников»). В тоже время проверялись способности атлетов и отсеивались все те, кого элланодики сочли непригодными, устанавливались происхождение кандидатов, место, откуда они прибыли, и их возраст. Так собирались необходимые сведения для определения окончательного круга лиц, допущенных к играм.

За пять дней до праздника тренировки заканчивались, и все атлеты покидали город Элиду. Процессия выступала на священную дорогу, соединявшую столицу с Олимпией. Это была прелестная аллея, по бокам украшенная маленькими храмами, алтарями, статуями, гробницами, благоухающими от обилия цветов рощами. Она вела, подобно аллее какого-нибудь парка к правому берегу Кладея. Перейдя вброд ручей Пирра, приносили жертвы в честь богов – покровителей Олимпийских игр. Ночь путники проводили в Летрини, а на следующий день добирались до места проведения игр.

Продолжительность игр составляла пять дней. Первый день празднества целиком посвящали различным подготовительным церемониям и жертвоприношениям.
Все начиналось с большой торжественной процессии, которая сопровождалась молитвами, пением и игрой на флейтах. Выступив от Пританеона, ее участники входили через парадные ворота в Альтис. Во главе шли глашатаи и трубачи. За ними следовали элланодики в торжественных пурпурных одеждах. Потом шли жрецы и их помощники с животными, предназначавшимися для жертвоприношений, представители власти и официальные посольства со своими жертвенными дарами из золота и серебра. Затем следовали многочисленные состязатели; процессию заключали кони и колесницы. Миновав около 70 алтарей, процессия направлялась к большому алтарю Зевса. Здесь участники состязаний и их тренера проходили торжественное испытание. Они становились перед статуей Зевса Клятвенного, приносили в жертву кабана и обещали не употреблять для достижения победы неправильных приемов. После них выступали судьи, дававшие перед статуей Зевса клятвенное обещание в том, что будут выносить свои решения честно и неподкупно. Тогда же на стадионе на белой доске для всеобщего обозрения вывешивались имена атлетов, допущенных до соревнования.
Одновременно устраивали состязания глашатаев и трубачей, которые должны были давать сигнал к началу состязаний. Первые громко кричали, чтобы показать силу голоса, вторые изо всех сил дули в свои трубы. Судьи сравнивали и оценивали их. Здесь тоже были свои легенды. Так Геродор из Мегары одержал победу на десяти соревнованиях и мог дуть в две трубы одновременно с такой силой, что никто не мог стоять вблизи.

28. Зрители и атлеты. Жеребьевка

Праздник начинался с первыми лучами солнца. Задолго до этого, когда тени ночи еще окутывали Олимпию, смутный шум возвещал о пробуждении несметной толпы. Теснясь, приезжие спешили на стадион, чтобы захватить лучшие места. Высокие земляные насыпи, устроенные вокруг арены и способные вместить 40 тысяч человек, были сплошь покрыты зрителями еще до рассвета. В ту самую минуту, когда первый луч солнца упадал на долину, раздавался звук труб, и торжественное шествие вступало в ристалище через сводчатый проход, соединявший его с Альтисом. Элланодики в длинных пурпурных хламидах усаживались на трибуну, устроенную у конечного пункта, тренеры провожали своих подопечных, делая им последние наставления, депутаты от различных государств, знатные иностранцы занимали предназначенные для них почетные места.

29. Соревнование колесниц

Во второй день игр проходили бега колесниц, скачки на верховых лошадях и борьба пятиборцев. Из них состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей, всегда оставались наиболее волнующим зрелищем. Помимо всего прочего, это был очень опасный вид спорта. Особенностью Олимпийского ипподрома являлся круглый алтарь Тараксипп (что значит «ужас лошадей»), располагавшийся на повороте, в том месте, где возница на полном скаку разворачивал своих лошадей. Вполне естественно, что участники старались сделать поворот как можно ближе к столбу-мете, чтобы поскорее устремиться назад, к финишу. Большинство несчастных случаев происходило именно в этом месте. Нередко колесницы, задев осью столб или зацепившись друг за друга, опрокидывались. Любопытно, что возницы, правившие лошадьми и всерьез рисковавшие жизнью во время скачек, не пользовались в Греции особенным почетом. Лавры победителя и громкая слава доставались хозяину самой быстрой четверни.

31. Состязания в беге

Дистанция бега на Олимпийских играх равнялась одной стадии, то есть 183 м. Участники разделялись по жребию на группы, каждая из которых состояла из четырех человек. По сигналу трубы начинала первая четверка. Глашатай призывал ее занять места на каменной стартовой полосе. Чуть согнув ноги в коленях, вытянув правую руку и слегка поддавшись вперед, атлеты ожидали сигнала к началу бега. По команде «апите» (марш!) бегуны устремлялись вперед.

Самый быстрый из четверых получал право участвовать в окончательном состязании. В финал выходили пять победителей, которые вновь состязались между собой. Таким образом определялся самый быстрый бегун.

32. Соревнования в прыжках

Соревнования в прыжках требовали долгой предварительной подготовки. Необходимо было специально тренировать руки и развивать грудь. Из всех существующих сейчас видов прыжков, греки знали только один – прыжки в длину, однако методика их отличалась целым рядом особенностей. Атлеты прыгали с небольшого возвышения в углубление, называемое скамма, достигавшее в длину 15,25 м. Земля в скамме была всегда мягкой, чтобы на ней ясно отпечатывались следы ног прыгуна. Для увеличения дальности прыжка греки пользовались особыми каменными или металлическими гантелями. Считалось, что они точнее направляют размах руки и усиливают отталкивание, вследствие чего длина прыжка увеличивается, и спортсмен твердо становится на землю. Впрочем, понять до конца суть этого хитроумного способа отталкивания, мы не можем, но похоже, он действительно давал хороший результат. По крайней мере, цифры олимпийских рекордов, приводимые древними писателями, настолько необычны, что им трудно поверить. Так спартанец Хион, победивший на 29 Олимпиаде, прыгнул на 16 м. Но самым знаменитым прыгуном во всей истории древнего спорта считался некий Фаилл: однажды он прыгнул на 16,5 м, перескочив на 1,25 м длину скаммы!

Сам прыжок, по-видимому, осуществлялся следующим образом: прижав руки с гантелями к бедрам, атлет делал несколько коротких пружинистых шагов. После разбега он останавливался и выбрасывал руки с гантелями вперед. Сразу вслед за тем следовал глубокий мах назад, при котором прыгун приседал, а тело его пружинисто сгибалось. В следующий момент, когда руки с гантелями резко вырывались вперед, атлет, выдаваясь всем телом, делал сильный толчок. Перед приземлением он рывком отводил руки назад, и это движение позволяло ему прыгнуть дальше.

После бега и прыжков атлеты демонстрировали свое искусство в метании диска и копья. При метании диска большую роль, кроме силы, играли ловкость и точность расчета броска. Первоначально на олимпиадах бросали просто гладкие камни. Потом вошли в употребление бронзовые, тщательно отполированные диски. Вес их составлял 5,7 кг. Известно, что некий Протесилай сумел бросить такой диск на 47 м!
Внешне диск походил на небольшой щит, без рукоятки и без ремней. Посередине он был толще, по краям – тоньше. При полете диск производил своеобразный свистящий звук. Спартанцы особенно охотно занимались этим видом спорта. Метание происходило на беговой дорожке. Перед броском диск смазывали маслом, а потом натирали песком. Возвышение, откуда бросали диск, было ограничено с боковой стороны, а впереди находилась каменная стартовая полоса. В отличие от современных атлетов, диск бросали после раскачки. Используя правую ногу как опору, а левую выдвинув вперед, атлет поднимал диск вверх. Тело его при этом слегка отклонялось назад. Вслед за тем рука с диском уходила вниз, а левая нога – назад. При этом тело атлета наклонялось вперед. Такие движения повторялись несколько раз, словно качания маятника. Размах давал силу для броска диска. Выпрямляясь, атлет делал шаг левой ногой и бросал диск.

Все состязующиеся атлеты бросали по очереди один и тот же диск. Место его падения каждый раз отмечали чертой.

Греческое спортивное копье представляло собой шест в рост человека, толщиной в палец с круглым концом, похожим на чашечку современной рапиры. Иногда употребляли и остроконечные копья, но это было значительно реже. Для того чтобы увеличить силу броска прибегали к помощи кожаного ремня. Его крепко привязывали к древку таким образом, чтобы оставить петлю, в которую метатель вкладывал один или два пальца. Таким образом, можно было предать копью определенное направление и вращательное движение, что резко повышало дальность полета. Сделав несколько коротких упругих шагов, атлет останавливался перед столбом, обозначавшим стартовую полосу. Правая рука с копьем отводилась назад, а левая вытягивалась по направлению полета копья. Согнутая в колене левая нога служила опорой телу. Сделав замах, спортсмен с силой посылал копье вперед.
Участникам соревнований позволялось два или три броска.

35. Соревнования по борьбе

Завершали пятиборье состязания в борьбе. Согласно правилам, принятым на Олимпийских играх, если один из борцов касался земли какой-либо частью тела, бедром, спиной или плечом, схватка считалась законченной. Для победы требовалось уложить противника три раза. Наносить удары сопернику запрещалось, но можно было применять подножку и прибегать к другим хитрым уловкам.

36. Состязания между мальчиками

Третий день игр целиком посвящался состязаниям между мальчиками. В них участвовали юноши от 17 до 20 лет. Виды соревнований были у них в основном те же, что у взрослых, однако юные олимпийцы пользовались целым рядом послаблений (так дистанция бега была у них вдвое короче).

37. Диавлос, долихос и гоплитодромос

В четвертый день атлеты соревновались в двойном и шестерном беге, а так же в кулачном бою и панкратии. Закрывал программу игр бег в вооружении.
Двойной бег (диавлос) состоял в том, что он начинался от места, где располагались кресла элланодиков, в конце дистанции делался поворот, и бегун возвращался к исходной точке, проходя таким образом две стадии – 366 м. Этот вид соревнования требовал расчета и экономии сил. Обычно первая половина назначенного расстояния пробегалась в более медленном темпе, и азарт соревнования возрастал во второй половине бега.

38. Соревнования по кулачному бою

Самым древним и самым популярным видом спорта на Олимпийских играх были соревнования по кулачному бою, происходившие обычно около каменного алтаря Зевса. Вместе с тем, они являлись и достаточно опасным занятием, ведь путем долгой тренировки кулачные бойцы приобретали сокрушительную мощь и могли ударом кулака разбивать даже камни! Хотя головы атлетов защищались бронзовыми шапочками или колпаками, руки – намотанными ремнями, а уши – специальными повязками, случаи серьезных увечий были нередки.

40. Объявление победителя

После того как элланодики называли имя победителя в каком-либо состязании, играл авлос. Зрители восторженно приветствовали атлета. Судья в длинном плаще завязывал на голове атлета пурпурную ленту. Такие же ленты украшали ногу и руку победителя. Затем элланодики вручали ему пальмовую ветвь и приказывали предстать перед ними в день раздачи наград.

Родственники, друзья, земляки и сограждане мгновенно окружали новоявленного олимпионика и на руках уносили его со стадиона. Из его спутников одни вопили, другие прыгали от радости, третьи бросали ему длинные ленты. Вечером, при восходе полной луны, начиналось шумное веселье и песни. Победители и их друзья с венками на головах весело шли к Альтису, сопровождаемые толпой почитателей, которые под звуки флейт пели гимн в честь победителя. В этом гимне прославлялся не только герой, но и весь его род, а также город, в котором он жил. На рассвете победитель приносил жертвы богам.

41. Награждение победителей

Награждение всех победителей происходило в последний, пятый день празднества. Процессия теоколей, сопровождаемая толпами гостей, выходила из храма Геры, медленно шествовала к храму Зевса и, не доходя до юго-восточного угла храма, сворачивала к алтарю нимфы Калистифаны. Рядом с алтарем, отливая матовым блеском, пышно зеленело священное оливковое дерево калистифанос. Олимпийские жрецы совершали омовение рук и приступали к жертвоприношениям. Хор славил богов. Специально избранный красивый мальчик влезал на дерево и срезал ветви оливы. Затем шествие так же торжественно возвращалось в храм Геры.

Венки из ветвей и листьев оливы, перевитые белыми шерстяными лентами, выкладывались на специальный стол, вырезанный из слоновой кости и золота – творение Фидиева ученика Колотеса. Победители всходили по мраморной лестнице на высокое место перед храмом, и тут судьи на глазах у всех собравшихся народов Греции надевали им на голову священный венок. Глашатай громко объявлял имя атлета и название города. Народ кричал от восторга. Чтобы слава олимпиоников сохранялась в веках, их имена вносились в специальные списки, которые выставлялись для всеобщего обозрения в гимнасии.

После раздачи венков устраивалась торжественная процессия в честь победителей. Впереди шли элланодики, за ними шествовали новоявленные олимпионики. Их сопровождали жрецы, представители посольств греческих городов и должностные лица Элиды. Под звуки флейт и торжественное пение они проходили по Альтису. За ними вели увенчанных цветами лошадей и жеребят, выигравших состязания. Толпа хором подхватывала песни: «Слава тебе, могучий Геракл, победитель на играх. Слава победителю!» Атлеты приносили благодарственные жертвы на шести алтарях, посвященных 12 олимпийским богам, и направлялись в здание, где заседали высшие должностные лица Элиды. Там устраивался торжественный пир в честь победителей. Этим пиршеством заканчивалась официальная часть праздника. Но фактически веселье продолжалось еще несколько дней. Олимпионик приглашал на пиры своих родственников, друзей и земляков.

42. Чествование победителя

Возвращение победителя домой являлось настоящим триумфом. Одетый в пурпур олимпионик прибывал в родной город на колеснице, запряженной четверкой лошадей, в сопровождении большой свиты друзей и земляков. Весь город выходил ему навстречу. Шумной толпой сограждане провожали победителя к местному храму Зевса. Там, в торжественной обстановке, он посвящал богу свой венок и приносил жертву. В это время хор юношей и девушек исполнял в честь олимпионика торжественную песнь (сочинение их поручалось обычно лучшим поэтам). Затем процессия направлялась к местному пританею, где городские власти устраивали в честь победителя пир за счет города. Позже на городской площади или в храме ставили его статую. Другую статую отправляли в Олимпию. Олимпионик получал преимущественное право на занятие почетных должностей. Он освобождался от налогов и мог отныне питаться в пританее за счет государства. В Спарте во время войн олимпионики находились в личной
охране царя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *