какое количество детей должно быть в первом классе

Наполняемость каждого класса не должна превышать какого количества учащихся?

какое количество детей должно быть в первом классе

Не каждый педагог знает, какое число наполняемость каждого класса не должна превышать. Разумеется, родителям это тоже неизвестно. Нормы наполняемости прописаны в СанПине, поэтому их нужно соблюдать. Поговорим о количестве детей в классах и о других важных нормативах для успешной учебы.

Что регулирует наполняемость

Ни одна норма не берется «с потолка». Каждое правило имеет под собой законодательную основу. Поэтому мы перечислим все документы, влияющие на количество детей в классе:

В этих нормативных актах говорится о том, какую цифру не должна превышать наполняемость каждого класса.

какое количество детей должно быть в первом классе

Стандартные рамки

Сначала приведем нормы для городских школ. Согласно всем опубликованным выше нормативным актам, наполняемость каждого класса не должна превышать двадцать пять человек. Это обусловлено тем, что количество учащихся во всей школе не должно быть больше, чем может вместить учреждение. На сегодняшний день строятся школы на тысячу учащихся.

В деревнях стандарты другие. Сельские начальные школы не должны вмешать больше восьмидесяти человек в целом в учреждении. Если в школе имеются и младшие, и средние классы, то наполняемость увеличивается до двухсот пятидесяти человек. Когда учреждение обучает учеников все одиннадцать лет, то общее количество учеников не должно быть более пятисот.

От чего зависит количество учеников

Наполняемость класса зависит от соблюдения норм площади для одного учащегося, а также требований, касающихся расстановки мебели. Сюда же относятся обязательные нормы удаленности от окон. Требования к естественному и искусственному освещению также играют немаловажную роль в этом вопросе. Если все условия соблюдаются, то классы могут разделить по группам, которые формируются, в зависимости от предмета. Как видите, наполняемость класса — это не цифра, взятая из головы, а четко выверенное количество детей, соблюдая которое, обучение можно сделать максимально результативным.

какое количество детей должно быть в первом классе

Требования к помещениям

Когда рассчитывают площадь учебного кабинета, то не берут во внимание метры, которые понадобятся для дополнительных мест хранения оборудования или учебных пособий, используемых на занятиях.

Предельная наполняемость класса зависит от площади помещения. Она рассчитывается так:

Получается, что предельная наполняемость класса зависит только от того, сколько человек может вместить в себя помещение без ущерба для обучающего процесса. В данном случае нужно учитывать, что в старших классах обучение проходит в разных кабинетах. Если их площадь позволяет разместить больше детей, то наполняемость класса возрастет.

Ответственность

Вернемся к вопросу о том, что директор не может не взять ребенка в школу. Этим решением он нарушит конституционное право человека на бесплатное образование. По этому поводу даже предусмотрена ответственность, основанием для которой станет незаконное ограничение прав на получение образования.

Наказание предусматривает Кодекс об административных правонарушениях. В нем прописано наказание за:

какое количество детей должно быть в первом классе

Кроме того, тот же Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание и для тех, кто не соблюдает санитарные нормы. А именно:

Ответственность за соблюдение норм лежит не только на главе образовательного учреждения, но и на всех работниках. То есть весь коллектив несет ответственность не только за наполняемость учащихся в классах, но и за соблюдение всех остальных норм.

Решение за директором

Как мы уже убедились, ответственность за несоблюдение конституционных прав гораздо больше, чем за нарушение санитарных норм. То есть решение о том, сколько человек будет составлять предельную наполняемость классов, зависит только от руководителя учреждения.

По закону директор должен принять каждого ребенка на обучение. Сейчас в нашей стране демографическая ситуация улучшается, поэтому с каждым годом в школу идет все больше детей. Если в этой ситуации директор будет руководствоваться нормативной наполняемостью класса, то не каждый ребенок попадет в школу.

какое количество детей должно быть в первом классе

Классы в сельских школах

Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.

Чтобы ученики не переутомлялись, совместные занятия делают короче на пять или десять минут. Только физкультура проходит в обычном режиме, время урока не уменьшается.

Если детей в населенном пункте мало, то вопрос с открытием начальных классов решается на уровне местной администрации. Комплектные классы по нормативам наполняемости должны выглядеть так:

Нормы для особенных детей

Как и для обычных школ, прописана и для детей с ограниченными возможностями максимальная наполняемость класса. Это обусловлено даже не санитарными нормами, а бытовыми проблемами, которые возникают в большом классе. Особенным деткам нужно учиться в месте, где никто не отвлекает. Они нуждаются в повышенном внимании педагога, дополнительных объяснениях и особом подходе.

какое количество детей должно быть в первом классе

Так как учитель должен знать об особенностях каждого ученика, то наполняемость класса с ограниченными возможностями составляет всего двадцать человек. По этой причине санитарные правила разграничили комплектование класса согласно особенностям детей.

Выделяют следующие группы:

какое количество детей должно быть в первом классе

Другие нормы

Не только нормы наполненности классов влияют на качество образования. В век технологий дети повально увлекаются компьютерами и гаджетами. Это привело к тому, что каждый второй ребенок теперь имеет проблемы со зрением или носит очки. Сейчас в классах стоят жидкокристаллические экраны, так что санитарные нормы, которые были рассчитаны на мониторы с электронно-лучевыми трубками, уже не актуальны. Потому нормы претерпели изменения. Сейчас ученик может находиться перед монитором:

Что касается интерактивной доски, то для младших классов непрерывная работа позволительна в течение пяти минут, а для средних и старших — десять минут. Общая продолжительность занятия с доской на уроке для первоклассников и второклассников не должна быть больше двадцати пяти минут. Для третьих и четвертых классов — не больше получаса, но при условии, что меняются виды деятельности.

Ранее нормы были не такие жесткие. Первоклассникам разрешалось непрерывно работать в течение десяти минут.

Врачи бьют тревогу, а потому требуют от школ, чтобы дети не пользовались на одном уроке несколькими электронными средствами обучения.

Также был добавлен третий урок физической культуры. В документах это объясняется тем, что детям необходимо удовлетворять свою потребность в движении. Нормы запрещают заменять физической культурой другой предмет.

какое количество детей должно быть в первом классе

Заключение

Подводя итог, отметим, что напрасно мы относимся к проблеме наполняемости так легко. Безусловно, многие вспоминают, как сами учились в очень больших классах. Учителя до сих пор друг другу рассказывают, что в журналах не хватало строчек. Разве это хорошо? Ведь не просто так были придуманы все эти нормы и правила.

Сейчас существует много факторов, которые негативно влияют на здоровье детей. Поэтому то, какая должна быть наполняемость классов, освещенность кабинетов и прочее, нужно четко представлять и всегда соблюдать. Родители не могут находиться со своим ребенком двадцать четыре часа, поэтому образовательное учреждение играет огромную роль в воспитании детей, обучении и здоровье.

Пусть лучше учеников будет меньше, чем обучение станет неэффективным. Большое количество народа в классе ведет к тому, что учитель физически не может охватить всю аудиторию. Потому половина учащихся плохо усваивает материал. Чтобы такого не случалось, нужно соблюдать санитарные нормы.

Особенным деткам нужно еще больше внимания и времени, чтобы усвоить материал. В большом классе сделать это очень трудно. Часто дети не ведут себя на уроке тихо. Из-за этого у ребенка, имеющего проблемы со слухом или зрением, усложняется процесс восприятия темы. Кроме того, каждому ребенку нужно адаптироваться, но лучше это делать в классе с небольшим количеством детей. По этой причине СанПин предусмотрел отдельные нормы для детишек с особенностями.

Школа — это то место, где человек проводит самые важные годы жизни. Именно детство и юность запоминаются на всю оставшуюся жизнь. От школы в большей степени зависит, какие это будут воспоминания. Школа — это второй дом, который должен быть максимально комфортным для детей.

Источник

Сколько положено учеников в 1 классе согласно СанПиН

В жизни всех родителей наступает ответственный момент, когда ребенка необходимо отдавать в школу, но более всего их беспокоит вопрос, об обеспечении правильной образовательной обстановки, где ребенку будет комфортно проходить обучение и развиваться. Однако, как ребенку будет комфортно, когда в классе более 30 учащихся и преподаватель не в силах добиться от каждого внимания и довести нужную информацию? Кроме этого, встречаются ситуации, когда в школу не принимают детей, по причине переполненности класса или наоборот, принимают большое количество обучающихся, так как заработная плата зависит от количества учеников. Этот вопрос беспокоит многих родителей, и тогда на помощь приходит нормативно-правовые постановления, в которых указаны требования образовательного процесса.

Какая нормативно-правовая составляющая данного вопроса?

какое количество детей должно быть в первом классе

Что указано в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Основным нормативно правовым документом в данной сфере является Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, в котором указывается, что всем обучающимся гарантируется бесплатное и общедоступное образование на все уровнях, в соответствии с государственными федеральными стандартами. Более того, создаются условия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которые позволяют без дискриминации получать образование и развиваться.

Какая максимальная наполняемость классов в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»?

Следующим не менее важным актом, на который стоит обратить внимание является Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Приказ указывает на порядок организации и осуществление образовательного процесса, а именно рассматривает формы получения образования, сроки, условия реализации, содержание образовательных программ. Следует отметить, в акте также указана наполняемость класса, а именно не более 25 учащихся, если в случае компенсирующего образования, то не более 15.

какое количество детей должно быть в первом классе

1.3 Каким должно быть количество обучающихся в классе, прописанное в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189?

Далее следует обратиться к Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы). В соответствии с поставленным вопросом необходимо обратить внимание на часть 10, пункт 10.1 о том, что количество обучающихся в классе зависит от площади, мебельной расстановки и расстояния от светонесущей стены и требований к освещению. Так, это постановление позволяет администрации школы самостоятельно определять количество учащихся, но не лишает возможности административного нарушения.

Здесь же необходимо отметить, что существуют сельские школы, в которых позволено формировать классы- комплекты, в соответствии с возрастом и возможностями детей, наполняемость которых при объединении 1 + 3 классов, учащихся должно быть не более 10 человек, а 3+4 классы – не более 15.

Класс, объединяемые в класс-комплектКоличество обучаеющихся в классе-комплекте
1+38-10
1+28-10
1+48-10
2+310-12
2+410-15
3+410-15

Как было сказано ранее о том, что количество наполняемости зависит от площади, то в соответствии с СанПин следует выделить – не менее 2,5 м² на обучающегося при групповых занятиях.

Какое должно быть количество обучающихся в условиях инклюзии и обучения в пролонгированные сроки?

В последние годы ученые, профессоры, ведущие специалисты в области педагогики и психологии уделяют внимание проблемам инклюзивного образования, а именно тому, как организовать и осуществить образовательный процесс более доступно для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с учетом всех индивидуальных психологических, физиологических и умственных особенностей. Так создаются индивидуальные, адаптированные программы, позволяющие включать таких детей в образовательную среду, с помощью различных технических средств и инновационных проектов. Существуют инклюзивные классы, в которых включены не более 2х детей с нозологиями, а есть классы с обучением в пролонгированные сроки, то есть отличающиеся от общей школьной программы, также классы со специальными адаптированными образовательными программами, которые создаются в зависимости от нозологии.

Наполняемость класса с обучением в пролонгированные сроки:

В условиях инклюзии количество человек колеблется:

Кроме этого, следует выделить группы со специальными адаптированными программами:

Таким образом, мы видим, что в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, классы с обучающимися делят на несколько видов, таких как сельские, инклюзивные/компенсирующие и обычные. Нормативы наполняемости зависят от данных видов, и учеников, которые проходят обучение по специальным программам.

Источник

Какое максимальное количество детей может быть в классе?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какое максимальное количество детей может быть в классе?

Вопрос о количестве детей в классе является одним из самых распространенных среди родителей и педагогов. Родители при устройстве ребенка в школу нередко сталкиваются с отказом в связи с отсутствием свободных мест, задаваясь вопросом о предельной наполняемости класса. Для педагогов вопрос количества детей также немаловажный в связи с возможностями качественного обучения и организации индивидуального подхода к каждому ребенку. На сегодняшний день часто можно встретить классы, в которых и по 30 человек. Можно ли считать, что такое количество детей — это нарушение предельно допустимого количества обучающихся в классе? Есть ли нормативы, которые предписывают, какое количество учеников можно зачислить в один класс, а какое количество обучающихся является недостаточным?

Нормативная составляющая данного вопроса.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек (Приказ от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Тогда почему почти в каждой школе есть классы со значительным превышением данного норматива? Согласно Конституции РФ и ФЗ РФ «Об образовании», каждому ребенку в нашей стране гарантировано право на получение образования. Это означает, что каждого ребенка, который достиг определенного возраста и имеет соответствующие документы, прикрепление к образовательной организации по месту регистрации директор обязан зачислить в школу и реализовать права ребенка гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с санитарными нормами количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

— не менее 2,5 м² на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

— не менее 3,5 м² на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Таким образом, если площадь учебного кабинета позволяет рассадить больше, чем 25 учащихся, то предельную наполняемость можно увеличить за счет возможностей классных кабинетов.

Существует даже ответственность за незаконное ограничение права на получение образования.

За невыполнение ст.5.57 гл. 5 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) предусмотрены штрафы, а именно: 1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Также бывают ситуации, когда площадь образовательного учреждения не позволяет выделить помещение для функционирования дополнительного класса. Эту проблему стараются решить за счет объединения школ в образовательные комплексы. Если места в школе для ребенка нет, родителям необходимо обратиться в местный орган управления образования, который подберет школу для ребенка.

Ст.6.3 гл. 6 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) поясняет, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Также глава XIII Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва (СанПиН 2.4.2.2821–10) предупреждает об ответственности руководителя образовательного учреждения за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в частности: — за выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения; — за создание необходимых условий для соблюдения санитарных правил. В итоге получается, что административная ответственность за ущемление права на получение образования гораздо выше, чем ответственность за неисполнение нормативов санитарно-эпидемиологических правил, что вполне объяснимо. Поэтому вопрос комплектования классов остается на усмотрение руководителя образовательного учреждения, который набирает классы, исходя из сложившейся ситуации в конкретной школе. Директор школы обязан принять каждого маленького гражданина в школу, чтобы каждый ребенок имел возможность учиться. Это первоочередная задача образовательного учреждения и государства. Также следует учитывать демографическую ситуацию. С каждым годом все больше и больше детей идет в 1-е классы школы. Если директор будет набирать в классы, установленные нормативом 25 учащихся, то многие дети могут не попасть в школу вообще.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о количестве детей в сельских школах. В малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов комплектов из обучающихся начального общего образования. оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования (п. 10.15 СанПиН 2.4.2.2821–10). При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице. Вопросы связанные с малым количеством детей в школе и открытия классов в сельской школе должны решаться индивидуально в соответствии с решением местной администрации.

Классы, объединяемые в класс-комплектКоличество обучающихся в классе-комплекте
1+38-10
1+28-10
1+48-10
2+310-12
2+410-15
3+410-15

Не секрет, что в школах сейчас много обучающихся с ОВЗ, помимо этого есть много детей, которые испытывают трудности при освоении образовательной программы. Нередко дети с ОВЗ обучаются в обычных классах и нуждаются в особом подходе и повышенном внимании учителя, дополнительных разъяснениях. Но если в классе больше 30 человек сделать это бывает сложно.

Для особых детей предусмотрены иные нормативы наполняемости класса. Это связано с тем, что детям с ОВЗ нужен индивидуальный подход в обучении, персональное объяснение материала, внимание и знание физиологических особенностей каждого учащегося. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек (СанПиН 2.4.2.2821–10).

В соответствии с введением новых санитарных правил обучения лиц с ОВЗ вводится разграничение на комплектование классов для детей с различного рода особенностями.

Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286–15)

какое количество детей должно быть в первом классе

Данная таблица дает четкие пределы, которые определяют количество обучающихся в классах при инклюзивном образовании и в специализированных классах.

Превышение пределов наполняемости классов не должно повлечь за собой нарушение права ребенка на получение образования и невозможности зачислить ребенка в образовательное учреждение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *