какое колесо изнашивается быстрее на переднем приводе
Ускоренный износ покрышек — основные влияющие факторы
ИНТЕРЕСНАЯ статья!
Не только вполне оправдавшая некоторые мои догадки и добавившая некоторую новую информацию…
На ускоренный износ покрышек влияют множество факторов:
— Условия вождения и скорость.
Частое торможение, неровные дороги, резкое ускорение движения создают условия, которые могут серьезно уменьшать срок службы шины Нокиан (при скорости 120 километров в час покрышка изнашивается в два раза быстрее, чем при 70 км/ч). При длительной езде с большой скоростью деформация покрышки происходит чаще. Из-за внутреннего трения выделяется энергия, и происходит интенсивный разогрев шины. Увеличивается трение о дорожную поверхность. Увеличение температуры внутри и снаружи покрышки может привести к большему износу на поверхности протектора, а также к расслоению между деталями покрышки. Так при температуре 120 °С разрывная прочность обычных шин уменьшается на 40%.
— Температура дороги.
Практически установлено, что износ протектора резины при движении машины по горячей и сухой дороге почти в 2 раза больше, чем во время езды по холодной и сырой дороге.
— Перегрузки.
Рекомендуется применять покрышки с 10-15 процентным запасом по показателю максимально допустимой нагрузки на резину. Такие покрышки будут нормально работать даже при небольшой перегрузке.
— Спортивный стиль езды.
Такой стиль вождения может привести к проскальзыванию протектора в пятне контакта, что серьезно увеличивает интенсивность износа, как при торможении, так и в режиме разгона. Чем выше скорость, с которой начинается резкое торможение, тем выше износ. — Плохой уровень внутреннего давления шины. При давлении на 20% меньше нормы происходит снижение срока службы резины на примерно 30%;
— Несвоевременная перестановка покрышек.
На приводной оси шины изнашиваются быстрее. Разница в глубине протектора задних и передних покрышек в 1,5 мм является сигналом для перестановки шин. Если не поменять колеса, то ресурс покрышек ведущей оси автомобиля с задним приводом может сократится на 15-18%, а автомобиля с приводом на переднюю ось — на 30% или больше.
— Удары.
Бордюры тротуаров, камни, езда по выбоинам на большой скорости и другие препятствия на дороге могут быть причиной повреждения покрышки, которое приведет к возникновению грыжи на колесе. Постоянное движение по щебенке и гравию приводит к интенсивному износу резины из-за увеличения абразивного износа, при котором образуются трещины, срезы, царапины и разрыв резины протектора.
— Диски с нарушенной геометрией.
Кроме снижения ресурса подвески и дискомфорта диски с нарушенной геометрией приводят к неравномерному износу по окружности покрышки. В результате, можно сделать вывод, что для получения максимально возможного ресурса от шины нужно обладать спокойной манерой езды, иметь исправное транспортное средство, вовремя менять шины, следить за износом протектора и давлением воздуха в шинах, не ездить по некачественным дорогам. Поэтому когда вы решили шины dunlop купить, стоит узнать у продавца все ее характеристики и сравнить их со своим стилем езды и дорогой по которой вы будете ездить.
Эксплуатация и износ шин на переднеприводном авто
Каждый владелец машины со стажем знает, что передние покрышки любого авто испытывают большие нагрузки, нежели задние.
В результате этого передние шины изнашиваются куда быстрее, нежели задние. Часто для многих владельцев авто оказывается неприятной новость, что две купленные недавно шины скоро потребуют замены, так как износ их критический.
Какие опасности таят в себе изношенные покрышки передней оси?
1. Плохое сцепление с дорогой. Если покрышка изношена сильно, то есть реальная возможность вылететь с трассы.
2. Установленные спереди шины могут лопнуть — последствия такой аварии станут более серьёзными.
Передние шины должны быть всегда в отличном состоянии, их нужно постоянно контролировать, а при необходимости менять или ремонтировать. И тогда с ними точно не будет никаких проблем.
Как продлить жизнь колесу?
Чтобы не только передние покрышки, но и весь комплект служил дольше нужно следовать некоторым правилам. Для этого, нужно сделать так, чтобы каждое колесо изнашивались равномерно.
Добиться одинакового износа по всем четырем шинам не сложно — нужно регулярно менять задние и передние шины местами, к примеру, раз в сезон.
В среднем срок службы покрышки составляет от 3-х до 4-х лет, за это время шины можно поменять местами 2 раза. Такая процедура сделает износ покрышек примерно одинаковым.
Как менять покрышки местами?
Чтобы переставить шины местами есть разработанные схемы, которые позволяют сделать износ оптимальным. Самая простая и распространённая — задние шины нужно переставить вперёд и поменять местами их между собой — левое колесо устанавливается справа, а правое — слева. Существует достаточно много схем перестановки колес местами, в процесс могут быть вовлечены не только уже эксплуатируемые но и уже купленные шины, при помощи них вы сможете значительно сократить износ.
Использование этой схемы имеет довольно веские основания.
Все современные автомобили имеют определённые настройки подвески, в зависимости от которых покрышки могут иметь едва заметный износ внутренней или внешней стороны протектора.
Для того, чтобы скомпенсировать этот износ — шины необходимо переставлять с правой стороны автомобиля на левую и наоборот.
Использование запасного колеса
Есть схемы перестановки колёс, которые включают запасное колесо. Такой способ также был придуман давно. Меняя покрышки местами переднее колёса (неважно какое) отправляется в багажник, на его место ставится запаска.
Как правильно распределить колеса на осях из-за износа шин
1.3 полный привод трогать не буду, за неимением опыта эксплуатации и еще так как там двигатель как правило в большинстве случаев спереди, а по осям: крутятся и передок и задок.Упираясь на опыт людей, этот автомобиль крайне не предсказуем в экстремальной ситуации;занос задней или передней оси на влажном или обледенелом покрытии без навыков профессионального вождения на полноприводном автомобиле.
Углубившись в теорию позабыли о сути…
Читая то, что выше, вернемся. О том, что я менял колеса(шины) по осям, а именно с передка на задок»(с заднеприводным автомобилем наборот, так как съедаются задние колеса, а не передние)».Теперь про сам опыт и историю, что случилась, но при этом хочу заметить, я водитель неплохой, не только по моему мнению, но и по мнению окружающих меня людей и даже не знакомых.Люблю контролируемые заносы;люблю высокие скорости, которые конечно же достигаются с умом и учетом всевозможных ситуаций и прочие вещи из спортивного вождения.А теперь о самой истории, что случилось и из-за чего:…
Как говорилось ранее про смену колес по сезонам с передка на задок, замечу, разговор о зиме.
31 декабря 2016…новый год на носу. Я еду в соседний город (140 км), что бы встретить новый год там, с любимой. Замечу то, что по этой трассе я катаюсь в неделю раз и во всех погодных условиях ее по несколько десятков раз почувствовал на вкус и знаю ее так, как расстояние от кухни до туалета. задние колеса с той зимы кинул на перед, а передние назад. Погода дрянь: асфальта нет, вместо него лед на протяжении всего участка дороги, да еще и бонусом боковой ветер с бешеной силой.Я как и всегда, в аналогичную погоду еду средним темпом 120 км/ч, уверенно чувствую себя на дороге, но оказалось зря…Благодаря тому, что я слушал всегда людей с опытом, махнул подъеденные колеса с передка, где уже почти нет шипов назад(на правом колесе, относительно нахождения на водительского места всего 9 шипов на внутренней стороне оказалось), левое же колесо где то 40-50 из 86 шипов, случилось то, чему судя по всему рано или поздно должно было случиться.Еду 130 км/ч за toyota raw4, справа посадка, которая служит ветроснегозадержанием.Пропустил все встречные машины и далее за метров 100-150 до рав 4 начал разгон для обгона. В момент обгона скорость была где то 150-160 км\ч а расстояние до встречки в районе 1-1.5 км и все было хорошо, так как до этого даже на 180 км\ч обгонял, на участке, где справа была посадка, но тут все сложилось неудачно. В момент опережения, а именно в тот момент, когда уже обошел рав 4 на 150-160 км\ч, поймал ветер в задницу машины(в самое легкое место).
Тут хочу вспомнить ПДД. При выезде с закрытого от ветра участка на открытый возможно отклонение или снос автомобиля от заданной водителем траекторией.Не помню дословно, но звучит что то в этом роде.
Так вот, когда обогнал рав-4 ветер дунул в заднее крыло и из-за подуставшей резины занюю ось начало мотать 🙁
Ну естественно у меня были подобные ситуации, из которых я конечно же выруливал, благодаря любви к экстремальному вождению и неоднократно, намеренно практикованному опыту.Но тут все было против меня. Когда зад сдуло влево, я соответственно выкрутил руль против заноса и слегка дал пинка на акселератор, машина возвращается в нужное положение, но тут порывы ветра раскачивают зад как маятник…Только я вытягиваю задницу на свою полосу, что бы избежать сальтуху, как ветер кидает ее обратно при совпадении амплитуды угла заноса и порыва ветра…Получилось так что я выкручиваю в сторону заноса и тяги, пердак кидает в коллею с легким уносом в противоположенную сторону, но когда вторым пиком выравнивания я должен выкрутить руль в противоположенную сторону, слегка пинуть в акселератор и поймать машину, тут порыв ветра и еще более сильный пинок по крылу моей бедненькой граны.В итоге, когда я уже почти вытащил угол заноса и сравнял авто, едет встречка, от которой мне естественно надо убежать, что бы не стоял мне памятник на обочине, даю сильного угла, плюс порыв и иду я почти в 90 градусов…Что б не кувыркаться по асфальту, с 4-ой передачи кидаю на 3-юю и в момент броска сцепухи резко оборотов на 5000-7000 об., благодаря чему получилось вытянуть зад и пустить угол против ветра.Тут закус правой обочины, что в принципе оказалось в пользу, уже на малой скорости, где то в 80-110 ныряю в кювет, непосрественно правым колесом в первую очередь в сугроб, кстати, колесо было вывернуто в сторону последующего заноса и после того, как воткнулся, зад кинуло через верх и после оборота в 180 градусов встает на левые колеса и хочет лечь на крышу, но херо знает как я среагировал, в самые последние секунды с водительского сидения прыгнул на пассажирское, благодаря чему упал на колеса.По моим замерам на обратном пути на следующий день, я вытаскивал тачку из этой задницы метров с 700-800, максимум 900.Благодаря накопленному опыту ручником, многочисленных поездок в плохую погоду и вообще любви к агрессивной езде свел все последствия к минимуму( помяло слегка заднюю дверь, при чем вмятину всего лишь надо было толкнуть с обратной стороны под обшивкой, еще чуть-чуть ушло переднее крыло правой стороны и капот, регулировка кстати была произведена при установке через три дня после этого проишествия ПТФ, оказлось чуть-чуть согнуло крепление крыла, выпрямил руками, не снимая и не повреждая заводского герметика, а так эе упала настройка той же правой фары, что оказалось причиной вылетевшего от силы удара гидрокорректора, который через 7 дней был кстати отремонтирован, хотя он считается не ремонтопригодным.Так же снимал задний бампер и выгреал оттуда около 15-20 кг льда, который образовался
из за набившегося в кювете снега.Так же было и в переднем.)
Так вот, суть этой истории.При замене колес с осей, для равномерного износа шины, не советую ездить агрессивно, как я, не поможет никакое мастерство.А лучше вообще не менять шины или колеса, а просто дошиповать резину.Так как зимой износ протектора небольшой, но вот шипы вылетают.Советую искать шиномонтаж где устанавливают шипы на клей и сами шипы с увеличенной головкой.А так же хочу заметить то, что у наших тазиков зад легкий и по этому лысая резина или нешипованная в роковой момент вас подведет. Не оставляйте свою безопасность, а так же безопасность близких и родных без внимания.
По законам физики, а так же мои ошибки:
1-не всегда профессиональные водители с многолетним опытом вождения правы и не всегда стоит их слушать
2-не смотря на то, какая резина у тебя стоит, будь это хака восьмая, седьмая, девятая или кама наша деревянная, на резину и шипы надеяться нельзя
3-не забывайте, на переднем приводе надо давить на тапку во время заноса, корректирую направление движения рулем в сторону заноса
4-не забывайте, на заднем приводе надо наоборот, во время заноса автомобиля опустить тапку и корректировать движение рулем в противоположенную сторону
5-КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РЕКОМЕНДУЮ МЕНЯТЬ КОЛЕСА С ПЕРЕДНЕЙ ОСИ, У КОТОРЫХ ПОВЫЛЕТАЛИ ШИПЫ НА ЗАДНИЕ У КОТОРЫХ ШИПЫ В ПОРЯДКУ В СЛУЧАЕ С ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫМ АВТОМОБИЛЕМ И ПРОТИВОПОЛОЖЕНО С АВТОМОБИЛЕМ ИМЕЮЩИМ ЗАДНИЙ ПРИВОД!
6-Даже во время ветра можно убиться на ровном месте! Учитывайте тот момент, когда закрытый от ветра участок заканчивается и начинается открытый, в этом переходе, самый сильный порыв ветра, который способен снести задницу или передницу а то и даже кувыркнуть ваш автомобиль! Не думайте, что ваша машина тяжелая! Для сильных порывов ветра ваша тонна словно 50 кг для человека; при желании может очень сильно швырнуть!
Многое рассказано и многое сказано, прошу прощения за неформативную лексику если она есть, а так же за ошибки и за неумение грамотно формулировать мысль, но надеюсь суть моей статьи будет понятна и все читающие получать хоть какую то долю полезной информации.
Износ шин: как он происходит и как его замедлить
В предыдущей публикации мы писали, в частности, что наши шины Pilot Sport 4 SUV обеспечивают высокий уровень безопасности по мере износа на протяжении всего срока эксплуатации. А теперь поговорим о том, как происходит износ шин, почему он может происходить иначе, чем мы ожидаем, и какие компоненты могут менять износостойкость резины.
В среднем раз в пять-шесть лет или через 50-60 тысяч километров пробега автовладельцам приходится менять комплект летних и зимних шин, так как протектор на старых шинах стирается до минимально допустимой по ПДД глубины в 1,6 мм для летнего комплекта и 4,0 мм для зимнего. Но иногда глубина протектора уменьшается до критических показателей всего за год-два, причем происходит это неравномерно, что рождает у автолюбителя, скажем так, негативные эмоции по отношению к производителю шин из-за якобы низкого качества продукции. На деле в большинстве случаев шины оказываются не виноваты в быстром и неравномерном износе — причиной тому являются другие факторы, в числе которых может быть как автомобиль, так и сам автомобилист.
Резиновая смесь: что влияет на износ
Перед тем, как искать причины аномального износа шин, расскажем еще раз о составе резиновой смеси — это поможет понять, почему одни шины изнашиваются быстро, другие медленно. Вкратце мы уже рассказывали о составе смеси в нашем прошлом посте, когда говорили о тестировании шин. Её рецептура, напомним, меняется от одной модели шин к другой и от производителя к производителю. Смена соотношения компонентов значительно меняет свойства шин. За каждым рецептом смеси стоит долгая работа химиков, сотни и тысячи часов испытаний прототипов шин.
Основной компонент резиновой смеси — каучук, доля которого в составе может достигать 50%. Долгое время основой смеси был натуральный каучук, добываемый из каучуковых деревьев. Несмотря на прогресс он используется до сих пор, хотя и в куда меньших количествах. «Мишлен» не просто закупает готовый каучук, но даже создает собственные плантации: несколько лет назад компания вложилась в восстановление бесконтрольно вырубленного леса на Суматре и Борнео. Только половина нового леса будет приносить каучук для шин, тогда как вторая часть останется нетронутой — для восстановления естественной среды.
Ученые смогли создать нескольких видов искусственного каучука, опираясь на химическую формулу природного оригинала, в результате чего появился изопреновый, бутадиеновый и бутадиен-стирольный каучуки. Два последних ввиду лучшей износостойкости в сравнении с природным каучуком широко применяются при производстве беговой дорожки шин (части шины, касающейся дороги).
После химической обработки и затвердевания сок дерева гевея, называемый латексом, превращается в каучуковые бруски, которые отправляются на шинный завод. Кстати, тот же латекс в жидком виде используется в производстве, например, медицинских изделий, вроде перчаток. Натуральный затвердевший каучук не подходит для создания из него шины. Чтобы превратить его в резину, материал подвергают вулканизации — смешивают с углеродом и серой и нагревают до 120-130 °C, в результате чего молекулы каучука соединяются в прочную пространственную сетку, делающую материал тверже и эластичнее. Сера является вулканизирующим агентом, то есть под действием высокой температуры она запускает процесс соединения молекул каучука. Но, как и в случае с любым коктейлем, главное не переборщить: обычно доля углерода в шине составляет около 25%, и если она будет больше, шина станет слишком твердой, сцепление с дорогой ухудшится, а резина по мере эксплуатации будет не стираться, а крошиться. А вот при нехватке углерода шина станет слишком мягкой, а протектор будет буквально таять на глазах.
Сочетание различных видов синтетического каучука выполняет роль функциональных эластомеров в шинах MICHELIN Pilot Sport 4. Эти эластомеры значительно влияют на сцепление шины с мокрой дорогой и уменьшают трение качения, и это не маркетинговое заявление, а факт, подтвержденный тестами независимой экспертной организации TÜV SÜD.
Чтобы улучшить сцепление с асфальтом, не делая шину слишком мягкой и не снижая ее ресурс, в резиновую смесь добавляют еще один компонент — диоксид кремния (в некоторых случаях им полностью заменяют углерод). Увеличение доли этого вещества уменьшает трение качения, что напрямую влияет на топливную экономичность.
10-15% в резиновой смеси приходится на смягчающие масла на основе рапса и смолы — это еще один способ регулировать мягкость шин, не меняя долю углерода и, следовательно, не снижая износостойкости.
Наконец, до 10% состава — особые материалы, являющиеся коммерческой тайной производителя шин. Несмотря на их незначительную долю в резиновой смеси, даже несколько процентов секретных добавок могут сильно менять износостойкость шин, их мягкость и качество сцепления с дорогой. В немалой степени именно особые добавки, неведомые небольшим производителям самых дешевых шин, делают шины известных брендов такими эффективными.
Естественный износ и его причины
Открываем Америку: по мере эксплуатации шины ее протектор изнашивается — в норме равномерно по всей площади. Это естественный износ, любое отклонение от нормы говорит о том, что с автомобилем что-то не так, — об этом мы поговорим далее. А пока расскажем о факторах, влияющих на естественный износ.
Ресурс шин рассчитывается производителем исходя из нормальных условий эксплуатации, то есть езды по хорошему асфальту на стандартных для городского режима скоростях (60-70 км/ч) при характерных для сезона температурах (не должно удивлять, что за одно лето оставшиеся на колесах зимние шины почему-то потеряли несколько миллиметров протектора и почти все шипы: под действием высокой плюсовой температуры мягкая зимняя резина стирается об асфальт с повышенной скоростью). Даже передвигаясь на авто в режиме «дедушка в булочную за хлебом», вы сможете увеличить ходимость шин максимум на 20-30%.
Существуют факторы, влекущие естественный износ шин, повлиять на которые водитель не в состоянии.
В первую очередь на срок службы шин влияет скоростной режим. Мы говорим не об экстремальном вождении с дрифтом и пробуксовками, а об обычной езде на разных скоростях. Как было сказано, ресурс шин рассчитывается исходя из допустимых для города скоростей. Если вы передвигаетесь в основном по городу между домом, работой и магазином, то один комплект шин прослужит ровно столько, сколько обещает производитель, а то и дольше. Но если автомобиль преимущественно ездит по загородным автомагистралям на скоростях свыше 100 км/ч, ходимость шин снижается. Сила трения и нагрев шин при движении разрушают резину в ускоренном темпе, и с этим ничего нельзя поделать — таковы бессердечные законы физики.
Еще на износ заметно влияет окружающая температура: шины и так разогреваются при езде по асфальту, но в идеальных условиях резина охлаждается, отдавая тепло асфальту. А если на улице лето и ярко светящее солнце нагревает черный асфальт? Тогда шина попадает в куда более тяжелые условия — мало того, что резина нагревается от трения, так еще вместо охлаждения от асфальта забирает от него дополнительное тепло. В итоге при езде в жаркое время по Краснодарскому краю шины могут нагреваться до 60 °C. Размягченная под действием температуры резина начинает стираться об асфальт критически быстро, отчего ресурс шины падает вдвое. А уж если душа так и просит надавить педаль газа, чтобы машина тронулась с характерным визгом колес и пробуксовкой…
Третий серьезный фактор, влияющий на ходимость шин, — агрессивность поверхности дороги. Для повышения износостойкости и абразивных свойств покрытия, в асфальт часто добавляют щебень. При езде по такой дороге шины истираются гораздо быстрее, чем на новом асфальте без щебня. Поделать с этим опять же ничего нельзя — можно лишь не превышать скорость и избегать резких маневров и торможений.
Помимо описанных факторов, вызывающих нормальный износ шин, существуют причины, по которым протектор может стираться слишком быстро либо неравномерно. Если вы заметили изменение в управляемости машины — ее ведет на прямой или чувствуется вибрация, — тщательно осмотрите все колеса. Также при сезонной смене шин проверьте протектор снятого комплекта. Чаще всего вам хватит просто внешнего осмотра, но для верности можно взять линейку и приложить ее ребром к поверхности шины, проверяя износа от центра к краям шины. В результате вы можете обнаружить…
Равномерный износ по центру
Сопротивление качению колеса напрямую влияет на экономичность движения. Чем выше сопротивление, тем больше топлива автомобиль потребляет, что становится особенно заметно в поездках на большие расстояние. Это сопротивление складывается из трения шины об асфальт, сопротивления воздуха и деформации шины. Деформация шины неизбежна и, более того, необходима — с помощью деформации (продавливания под массой авто) колеса образуется пятно контакта шины с поверхностью, без которого ни о каком сцеплении с дорогой и речи бы не шло.
На деформацию шины приходится до 80% всей силы сопротивления качению колеса. То есть, уменьшая деформацию, можно снизить сопротивление и немного уменьшить потребление топлива. Уменьшить деформацию можно повышением давления в шине, при избытке которого колесо практически не будет проминаться под массой автомобиля. Иногда так делают дальнобойщики, перекачивающие колеса фур сверх нормы, чтобы сэкономить топливо.
Но экономия 0,2-0,4 литра на 100 км пробега за счет повышения давления в шине оборачивается проблемами. Во-первых, значительно страдает устойчивость машины, ведь из-за снижения деформации уменьшается пятно контакта шины с асфальтом, заметно увеличивается тормозной путь, а в поворотах, особенно на мокрой дороге, автомобиль может занести. Во-вторых, такая шина хуже преодолевает острые камни и выбоины в асфальте — резко растет шанс пробить колесо. Но даже если вам повезет и авто с перекачанными колесами не вылетит с дороги, протектор шины «съестся» буквально за сезон активной езды. Из-за высокого давления пятно контакта с дорогой приходится на центр шины, тогда как края остаются незадействованными. На меньшее пятно действует большее давление, поэтому проектор на перекачанном колесе равномерно стирается по центру, причем часто стирается до состояния абсолютно гладкой поверхности.
Равномерный износ по обоим краям
Несомненно, автомобиль должен служить вам, а не вы автомобилю, но служба эта должна полагаться на взаимоуважение: вы не превышаете разрешенную максимальную массу авто (указана в СТС), а машина без поломок везет вас и ваши грузы. Если багажник вмещает 12 мешков штукатурки, а на заднее сидение встают шлакоблоки и машина едет, это не значит, что запас ее выносливости по документам сильно занижен, — от такой нагрузки страдают все элементы подвески, кузов и, конечно, шины.
Шины с нормальным давлением при перегрузке авто деформируются сильнее, словно приспущенные. А повышенная деформация приводит, как было сказано в предыдущем разделе, к истиранию протектора — но на этот раз в плечевых зонах протектора, то есть по краям: центр шины проминается внутрь колеса, а основная нагрузка ложится на боковые части. Повысите давление, чтобы компенсировать деформацию, — можете лишиться шины при проезде выбоины. Пониженное давление или превышение нагрузки, помимо этого, приводит к увеличению расхода топлива.
Такой износ хоть и выглядит не настолько драматично, но значительно ухудшает устойчивость авто в поворотах.
Равномерный износ по внутреннему или внешнему краю
Немало автомобилистов пренебрегают процедурой настройки развала-схождения колес. Хорошо, если механик в сервисе сможет уговорить вас на установку сход-развала после работ на подвеске. Но проверять положение колес друг относительно друга не помешает не только после покупки новых дисков и шин, но и просто для профилактики, ведь ходовая часть автомобиля со временем изнашивается, положение колес нарушается, а в итоге страдает управляемость и особенно протектор шин.
На всякий случай напомним, что развал колеса — это его положение относительно вертикали. Когда верхние точки колес направлены в стороны от автомобиля, это называется положительным развалом. Когда верхние точки смотрят внутрь корпуса машины, это отрицательный развал. При отклонении развала от нормальных значений меняется нагрузка на шину — она распределяется либо на ее внешнюю часть (положительный развал), либо на внутреннюю (отрицательный развал). Соответственно, протектор начинает стираться не равномерно по всей площади, а лишь по краям шины. При проблемах с расхождение колес износ протектора становится еще более ярко выраженным.
Неравномерный износ пятнами
Если вы любите быструю езду с резкими торможениям, а на автомобиле нет ABS (или вы ее отключаете), то пятна износа протектора на шине станут постоянным спутником вашей машины — при полной блокировке вместо трения качения между шиной и асфальтом возникает трение скольжения, которое катастрофически быстро стирает резину. Всего один ночной дрифт со свистом колес оставит на шинах хорошо различимые протертости. О комфортной езде и качественном торможении с такими колесами можно будет забыть.
Гораздо хуже, если ваш автомобиль оснащен современными средствами защиты от блокировки и пробуксовки колес, а на одной или даже нескольких шинах всё равно явно различимы пятна износа. В этом случае с большой вероятностью замены требует ступичный подшипник — в определенном положении колесо вращается с чуть большим усилием (проще говоря, заедает), что создает повышенное трение с дорогой и влечет ускоренное стирание протектора только в одной точке.
Если вы недавно попадали в большую выбоину или не заметили «лежачего полицейского», возможно, нарушилась балансировка колеса. Проверьте его на шиномонтаже. Возможно, будет достаточно заново провести балансировку, но в некоторых случаях потребуется ремонт диска (если он штампованный) или его замена (если диск литой).
В редких случаях причиной появления отдельных пятен на протектора становится неправильное хранение шин. Признайтесь, ваши шины дожидаются следующего сезона, будучи сложенными плашмя одна на другую в стопку из четырех шин? «Мишлен» и другие производители постоянно напоминают о том, что шины без дисков нужно хранить в вертикальном положении, в идеале на специальных стойках, но автомобилисты и даже сервисы по старой памяти продолжают складывать шины друг на друга. Спустя месяцы такого хранения шина деформируется, так как мягкие боковины просто не выдерживают давления. Искривление шины приводит к вибрации колеса и неравномерному износу.
Можно ли замедлить износ?
Естественный — можно, но слишком дорогой ценой. Производители шин могли бы выпускать комплекты, способны пройти и 100-150 тысяч километров, но сцепные качества таких шин не выдерживали бы никакой критики — усиленная высоким содержанием углерода резина может стираться очень медленно, но из-за жесткости она будет не в состоянии «цепляться» за асфальт и сохранять пятно контакта при маневрах. Повторимся, создание рецептуры шинной резины — это поиск идеального баланса между долговечностью и «цепкостью» шин.
Неестественный — тоже можно, и это гораздо проще. Учитывая стоимость автомобильных шин высокого класса, рекомендуем относиться к ним с долей внимательности и заботы. Следите не только за износом протектора, но и за состоянием подвески, готовьтесь чаще менять шины, если любите гонки, а между сезонами ищите возможность хранить шины правильным образом.
Мы и дальше будем рассказывать о том, как разрабатываются и тестируются автомобильные шины и как они потом работают на вашем автомобиле. Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить новый пост.