какое качество высмеивает басня к ушинского гусь и журавль
Чему учит сказка «Гусь и журавль»?
Да эта басня Ушинского актуальна и сейчас в современной России.
Сказка «Гусь и журавль» очень простая и увлекательная, её полезно прочитать не только детям, но и взрослым, ведь сюжет такой сказки очень поучительный. Эта сказка учит, что важно любить дело, которым занимаешься и свою профессию, делать это качественно и хорошо, не боятся работы и быть трудолюбивым, а не браться за все подряд сразу и хвастаться этим. Сейчас в современном обществе многие так и поступают, хватаются за все подряд, а в итоге ничего не успевают сделать качественно, зато считают себя лучше всех.
Что происходило в сказке «Сивка-бурка»?
Иванушка-дурачок поймал на поле замечательного коня, который пообещал во всем помогать ему. И потом на этом коне допрыгнул до окна царевны, поцеловал красавицу и снял у нее перстень с пальца. Ну и конечно царевна потом находит Иванушку и играется веселая свадьба.
Какая в этой сказке может быть мораль?
Сказка о Елене Премудрой во-первых учит доброте. Можно не иметь ни каких то талантов, особенностей, но важно быть добрым, помогать людям и тогда сторицей тебе все вернется. Еще надо быть обязательно честным, нравственным и не забывать о данном слове. Уж коли пообещал что-то, так сдержи свое обещание и не нарушай. Важно, что если ты совершил ошибку, так надо ее исправить. Иван пошел за женой и смог ее вернуть. Все хорошо, что хорошо кончается, думаю и эта фраза может быть ключевой в данной сказке. Добро обязательно побеждает зло, мне этим сказки нравятся. Трудностей тоже бояться не стоит, опускать руки и паниковать, проблемы надо решать по мере их поступления.
Открытый урок «Из старинных книг. К.Д.Ушинский Гусь и журавль.» 1 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема– из старинных книг К.Д.Ушинского «Гусь и журавль»
Тип урока –урок усвоения новых знаний
Цели : познакомить детей с баснейК.Д.Ушинского; с биографией и творчеством писателя; формировать умение определять басню как жанр литературы; учить отличать её от сказки; учить находить мораль басни; развивать навык чтения, творческие способности детей, образное и логическое мышление; воспитывать интерес к предмету, культуру общения и нравственность через анализ содержания произведения. Воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее, использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм.
познакомить с басней К. Ушинского «Гусь и журавль» прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение. формировать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения и развивать познавательные и творческие способности учащихся.
Регулятивные: ученики научатся давать полные ответы на вопросы учителя, высказывать собственное мнение опираясь на жизненный опыт
Личностные: проявлять интерес к художественному тексту; получать эстетическое удовольствие от чтении рассказов русских классиков
Коммуникативные: слушает и понимает речь других; ученики получат возможность высказывать собственное мнение, адекватно использовать средства речевого общения
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник 1 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.
Урок литературного чтения К.Д.Ушинский «Гусь и журавль»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средняя общеообразовательная школа № 11
Урок литературного чтения
Тема: К.Д.Ушинский « Гусь и журавль»
Провела: учитель высшей
Мухтарова Зугра Зульфаровна
Тема: « К.Д.Ушинский «Гусь и журавль».
Цели: познакомить детей с баснями К.Д.Ушинского; с биографией и творчеством писателя; формировать умение определять басню как жанр литературы; учить отличать её от сказки; учить находить мораль басни; развивать навык чтения, творческие способности детей, образное и логическое мышление; воспитывать интерес к предмету, культуру общения и нравственность через анализ содержания произведения.
Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, интерактивная доска, слайды, текст чистоговорки для разминки, иллюстрации гуся и журавля, выставка книг
1 Организациоонный момент
Ребята, сегодня у нас будет такой урок, где должно выполняться такое требование как внимательность. Вы готовы? А почему нужна внимательность? (мнения детей).
2 Речевая разминка (чистоговорка)
Ок-ок-ок – под лавочкой сверчок,
ышь-ышь-ышь – а тут соседка мышь, слайд №1
ук-ук-ук – вот ползёт паук,
чок-чок-чок – ткёт паутину паучок.
О ком эта чистоговорка?
В каком произведении мы читали о них?
3 Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения И.Пивоваровой «Про сверчка, мышь и паучка». Обсуждение мотивов для песенки сверчка.
Работа в группах. Расскажите эту историю не наизусть, а своими словами. Получилось ли у вас? (рассказы детей)
Во что превратилось это стихотворение? (в сказку)
Тренировка произвольного внимания.
— К какому литературному жанру относится произведение «Про сверчка, мышь и паучка»? ( стихотворение)
А какие литературные жанры вы еще знаете? (ответы)
Молодцы! А сейчас мы поиграем в игру «Литературные жанры».
Я буду называть заголовок произведения, а вы его – жанр.Ответы выбираем из второго столбика.
— «Как волк песни пел». стихотворение
«Петя мечтает». сказка
«Заколдованная буква». стихотворение слайд №2
— « Посидим в тишине» рассказ
«Два пирожных» сказка
— « ьсуГ и ьлваруЖ» басня
-Расшифруйте название произведения
А к какому жанру можно отнести произведение «Гусь и Журавль»? ( ответы)
Почему вы не можете четко назвать жанр этого произведения? ( Мы не читали этого произведения)
Верно, так как мы с данным произведением познакомимся сегодня.
«Гусь и журавль», ребята, это басня, которую написал К.Д.Ушинский.
Кто из вас знает, что такое басня? (Басня – это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором в основном действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.)
4 Постановка целей урока.
Ребята, как вы думаете, на какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют как люди? (ответ: на сказку) Ещё в басне есть поучение или мораль, совет. В морали обсуждаются глупые или плохие поступки людей, такие как: хвастовство, хитрость, беспечность, эгоизм, черствость, глупость, гордыня, высокомерие и т.д. Мы сегодня должны найти в басне К.Д.Ушинского мораль и понять, что же хотел он нам сказать своей басней.
5 Изучение нового материала. Знакомство с биографией К.Д.Ушинского. (рассказ учителя) слайд № 3 ( портрет писателя)
К.Д.Ушинский жил в XIX в. (1824-1870), в те времена не было таких школ, как сейчас, не было учебников.. К Д. Составил для учеников начальной школы учебники: «Детский мир и «Родное слово» (выставка книг). В этих книгах писатель рассказывал детям о жизни людей, о чудесах природы. Здесь есть и басня, которую сегодня будем читать.
1. а) Подготовка к восприятию басни. Басню, которую мы прочитаем, как вы уже догадались, называется «Гусь и журавль».
Вы знаете, кто такой гусь? (Ответ: домашняя птица)
Расскажите о нем. (рассказы детей)
— Что вы знаете о журавле? Расскажите. слайд № 4
б) Первичное чтение басни учителем. ( иллюстрации птиц)
Понравилась ли вам басня? Чем? (Ответы)
Сколько действующих лиц в басне? (Ответ: 2)
— Что заставило вас улыбнуться? (ответы)
в) Повторное чтение учащимися (про себя).
Беседа по содержанию:
Что думал и каким тоном говорил о себе гусь? (важно, высокомерно)
— А что думает о нем автор? ( Выслушиваются мнения детей)
Где и как он выразил своё мнение?
(Ответы, анализ высказанных мнений)
Как вы считаете, какие слова автора стоит запомнить? (последнее предложение)
Какие пороки высмеиваются в этой басне? (гордость, высокомерие)
Как вы думаете, какова мораль басни? Чем она выражена в произведении? (пословицей). Прочитайте.
Как вы понимаете эту пословицу?
Имеет ли эта пословица отношение к людям? Объясните. Молодцы!
г) Выразительное чтение басни по ролям.
д) работа парами I ряд дает характеристику гусю
У каждого свои слабости
Глупый сам себя хвалит
У кого нет ума – у того нет друга
Самолюбие да самомнение – с высокой горы падение
Подведение итогов урока.
Что такое басня? (ответы детей).
С баснями какого замечательного писателя мы познакомились сегодня?
Какие пороки высмеиваются в баснях?
Спасибо, ребята, за урок. Благодарю вас за приятное общение.
Приложение №1
С внедрением нового государственного образовательного стандарта современный учитель должен знать требования к содержанию образования, результатам образования, реализации образовательной программы и оцениванию. При оценивании обучающихся учитель в конце года должен будет использовать комплексную интегрированную проверочную работу. Я в данный момент работаю по составлению таких проверочных работ. Одну из них представляю на конкурс.
Интегрированная проверочная работа для 3 класса (конец года): текст
11 В любом возрасте можно радоваться жизни и получать о неё удовольствие, 24 если живёшь активно, на радость себе и людям. Илья Егорович Сергеев живёт в 36 Уфе, рядом с улицей Рабкоров, в своём уютном бревенчатом домике с 1964 47 года, переехав в него с семьёй из пригородного села Зубово. Милый 57 сердцу деревенский уклад жизни он органично соединяет с городской реальностью. 70 На улочке, зажатой многоэтажками в районе школы МВД, в свои 83 года дед 79 радуется ароматной баньке, саду-огороду, поместившейся здесь же небольшой 83 пасеке и козьему микростаду.
92 Теперь он живет один. Помогать приходит сын Владимир, кандидат 103 технических наук. Дел у Егоровича каждый день с лихвой, особенно летом. 111Почти все для стола и домашней аптечки – своё. 126 Удой с двух коз – до 5 литров целебного молока в день. Хватает и себе, и 130 козлятам, и постоянным покупателям.
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
Задание 2. 1) Озаглавь текст.
2) Определи, к какому жанру можно его отнести.
Задание 3. Установи последовательность содержания текста с помощью опорных слов, чтобы было легче пересказать текст. Укажи стрелками.
Удой Илья Егорович
Задание 4. 1) Выпиши из текста имена собственные и объясни правила употребления заглавной буквы в данных словах.
2) Перечисли города Башкортостана.
3) Назови, на какой реке расположен город Уфа
Задание 5. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст ещё раз.
Вопрос 1. Сколько лет прожил в своём уютном домике Илья Егорович, если сейчас 2009 год? Запиши получившееся число
Вопрос 2. Сколько всего литров молока примерно составит удой с двух коз за месяц, если в день Илья Егорович получает от них 5 литров целебного молока? За год? ( берем всего дней в месяце – 30 ) Запиши получившиеся числа.
Задание 6. 1) Найди и спиши выделенные в тексте жирным шрифтом слова.
2) Подчеркни в записанных словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
3) Спиши эти слова, разделяя их для переноса.
4) Определи и запиши цифрой в прямоугольнике рядом со словами количество звуков и букв.
5) Выполни звукобуквенный анализ слова день.
Задание 7. Отметь, каких домашних животных и птиц, перечисленных ниже, может содержать герой рассказа, где его домик окружён многоэтажными домами:
Задание 8. Найди в тексте и спиши два последних предложения.
Задание 9. Разложи число 1964 на разрядные слагаемые. Запиши.
Задание 10. Попробуй объяснить смысл выражения «Жить активно, на радость людям». Напиши одним предложением.
Задание 11. Найди в тексте сложные слова и выпиши их. Обозначь их корни.
Задание 12. 1) Перечитай текст. Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.
2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с
Задание 13. Назови национального героя республики Башкортостан, чьим именем названы следующие объекты.
Конспект урока по литературному чтению на тему «Гусь и журавль»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Литературное чтение 2 класс
Тема урока: К. Ушинский. «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»
Цели: Познакомить учащихся с биографией К.Д. Ушинского, с понятием «басня»
Развивать умение слушать учителя, работать с текстом, отвечать на вопросы.
Воспитывать любовь к знаниям, не зазнаваться.
Оборудование: портрет К.Д. Ушинского, карточки со словами К. Ушинского (по количеству учащихся в классе)
… «Нужно читать хорошие
книги, чувствовать и понимать
народную мудрость, выраженную
в пословицах, загадках, сказках»
Прозвенел и смолк звонок
Мы за парту тихо сели
В книгу тихо посмотрели
— Что приготовили к уроку? (Ответы детей)
— Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского. Послушайте о нём самом немного.
(Чтение текста об К.Д. Ушинском в книге «Я познаю мир. Литература» с. 397 – 398)
— Познакомимся с произведениями, вошедшими в его книги.
1. Чтение текста учащимися (с 141)
2. Беседа по содержанию
— Назовите героев этого произведения (Гусь и журавль)
— Кто из них вызывает у вас уважение? Кто нет? (Ответы детей)
— Как называет себя гусь? Прочитайте.
— Как понимаете значение слова «удивительная»?
(Удивительный – вызывающий удивление, необычайный)
— Какими синонимами можно заменить это слово?
удивительный необычайно хороший
— А почему он думает так о себе? Прочитайте.
— Действительно ли гусь такая необыкновенная птица, равная царю?
— Какую характеристику даёт гусю журавль?
— Как понимаете значение слова «глупый»?
(Глупый – с ограниченными умственными способностями, бестолковый, лишённый ума)
— Почему журавль считает гуся «глупой птицей»? Прочитайте
— Какой совет он даёт гусю?
— Как вы понимаете этот совет?
— Кому его можно дать? (Хвастуну)
— Какова же основная мысль этого произведения? (Ответы детей)
— Чему хотел научить автор своих маленьких читателей? (Ответы детей)
(Не надо хвастаться. Хвастовство сродни глупости)
3. Работа над выразительностью чтения
— Прочтём это произведение по ролям
— Что мы уже можем сказать о характере гуся? (Хвастун, глупый, высокомерный)
— Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?
— Каким тоном будем читать слова журавля, обращённые к гусю? (С осуждением. А совет – очень серьёзно)
— Прочтём текст, передавая характеры и чувства персонажей. ( Чтение произведения)
— К какому жанру отнесём это произведение? Докажите
— Я считаю, что эта сказка очень близка по жанру к басне.
— Какие произведения называются баснями?
( Басня – короткий рассказ, часто смешной и обязательно содержащий какое-либо поучение, совет или насмешку на над дурными поступками. В баснях говорится о животных, растениях, насекомых, а подразумеваются люди, осуждаются их недостатки)
— В сказке есть и насмешка, и совет, и мораль.
— Значит есть все основания считать, то этот текст – басня.
1. – Прочтем ещё одну басню К. Ушинского
— Прочтите её название. Что означает выражение – «драть нос кверху»?
2. Чтение басни про себя
3. Работа над содержанием
— Что заинтересовало мальчика? Прочитайте его вопрос.
— Все ли слова вам понятны?*
(Иной – некоторый, какой-то, отличающийся от других.
Торчать – быть в стоячем положении. Торчмя торчит – ровно стоит)
— Что ответил отец сыну?
— Чем бывает полон колос? (Зерном)
— Почему он гнётся? (От тяжести)
— Почему другой торчмя торчит? (Лёгкий, пустой)
— Как вы понимаете смысл этой басни?
— Имеет ли это отношение к людям? Объясните.
— Какой вывод следует из этой басни?
4. Работа над выразительностью чтения
— Каким тоном говорит о полном колосе отец? (С уважением)
— С какой интонацией в голосе надо читать о пустом колосе? (С насмешкой, осуждением)
5. Чтение басни по ролям.
— Постарайтесь при чтении показать отношение к колосьям не только отца, но и своё. Подумайте, на какие слова надо поставлять логическое ударение, где сделать паузы.
6. Закрепление знаний.
— Почему это произведение мы называем басней?
(Есть насмешка, совет, мораль. Говорится о колосьях, но осуждаются недостатки людей)
— Какие недостатки людей осуждаются? (Гордость, зазнайство)
— Каждая басня всегда чему-то учит. Во многих баснях это нравоучение, мораль заключены в особых строчках, которые стоят или в самом конце, или в самом начале.
Чему может поучить нас эта басня? (Ответы детей)
— Что объединяет эти произведения? (Ответы детей)
(Заключена народная мудрость. Учат скромности, не быть гордыми, не хвастаться, ко всем относиться внимательно)
— Чему научились на уроке?
— Нужны ли такие произведения детям? (Учитель раздает детям карточки со словами К. Ушинского, которые являются эпиграфом к уроку)
— Прочитайте слова К.Д. Ушинского. Согласны ли вы с ними?
— Постарайтесь запомнить эти слова. Пусть они станут эпиграфом к нашим урокам чтения. Само выражение приклейте на тетрадь по чтению
Написать мини-сочинение «Чему меня научили басни К.Д. Ушинского»
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
IV. Знакомство с произведением «Гусь и журавль»
— Действительно ли гусь такая необыкновенная птица, равная царю?
— Какую характеристику даёт гусю журавль?
(Глупая птица)
— Как понимаете значение слова «глупый»?
(Глупый – с ограниченными умственными способностями, бестолковый, лишённый ума)
— Почему журавль считает гуся «глупой птицей»? Прочитайте
— Какой совет он даёт гусю?
— Как вы понимаете этот совет?
— Кому его можно дать? (Хвастуну)
— Какова же основная мысль этого произведения? (Ответы детей)
— Чему хотел научить автор своих маленьких читателей? (Ответы детей)
(Не надо хвастаться. Хвастовство сродни глупости)
3. Работа над выразительностью чтения
— Прочтём это произведение по ролям
— Что мы уже можем сказать о характере гуся? (Хвастун, глупый, высокомерный)
— Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?
— Каким тоном?
— Каким тоном будем читать слова журавля, обращённые к гусю? (С осуждением. А совет – очень серьёзно)
— Прочтём текст, передавая характеры и чувства персонажей. ( Чтение произведения)
V. Знакомство с понятием «басня»
— К какому жанру отнесём это произведение? Докажите
— Я считаю, что эта сказка очень близка по жанру к басне.
— Какие произведения называются баснями?
— В сказке есть и насмешка, и совет, и мораль.
— Значит есть все основания считать, то этот текст – басня.
VI. Знакомство с басней «Кто дерёт нос»
1. – Прочтем ещё одну басню К. Ушинского
— Прочтите её название. Что означает выражение – «драть нос кверху»?
(Зазнаваться, гордиться)
2. Чтение басни про себя
3. Работа над содержанием
— Что заинтересовало мальчика? Прочитайте его вопрос.
— Все ли слова вам понятны?*
(Иной – некоторый, какой-то, отличающийся от других.
Торчать – быть в стоячем положении. Торчмя торчит – ровно стоит)
— Что ответил отец сыну?
— Чем бывает полон колос? (Зерном)
— Почему он гнётся? (От тяжести)
— Почему другой торчмя торчит? (Лёгкий, пустой)
— Как вы понимаете смысл этой басни?
— Имеет ли это отношение к людям? Объясните.
— Какой вывод следует из этой басни?
4. Работа над выразительностью чтения
— Каким тоном говорит о полном колосе отец? (С уважением)
— С какой интонацией в голосе надо читать о пустом колосе? (С насмешкой, осуждением)
5. Чтение басни по ролям.
— Постарайтесь при чтении показать отношение к колосьям не только отца, но и своё. Подумайте, на какие слова надо поставлять логическое ударение, где сделать паузы.
6. Закрепление знаний.
— Почему это произведение мы называем басней?
(Есть насмешка, совет, мораль. Говорится о колосьях, но осуждаются недостатки людей)
— Какие недостатки людей осуждаются? (Гордость, зазнайство)
— Каждая басня всегда чему-то учит. Во многих баснях это нравоучение, мораль заключены в особых строчках, которые стоят или в самом конце, или в самом начале.
Чему может поучить нас эта басня? (Ответы детей)
VII. Сравнение произведений Вывод.
— Что объединяет эти произведения? (Ответы детей)
— Чему они нас учат?
(Заключена народная мудрость. Учат скромности, не быть гордыми, не хвастаться, ко всем относиться внимательно)
VIII. Итог урока
— Чему научились на уроке?
— Нужны ли такие произведения детям? (Учитель раздает детям карточки со словами К. Ушинского, которые являются эпиграфом к уроку)
— Прочитайте слова К.Д. Ушинского. Согласны ли вы с ними?
— Постарайтесь запомнить эти слова. Пусть они станут эпиграфом к нашим урокам чтения. Само выражение приклейте на тетрадь по чтению
IX. Домашнее задание
Написать мини-сочинение «Чему меня научили басни К.Д. Ушинского»
Урок по литературному чтению «К. Д. Ушинский » Гусь и Журавль»»
Описание разработки
Цели: познакомить детей с баснями К. Д. Ушинского; с биографией и творчеством писателя; формировать умение определять басню как жанр литературы; учить отличать её от сказки; учить находить мораль басни; развивать навык чтения, творческие способности детей, образное и логическое мышление; воспитывать интерес к предмету, культуру общения и нравственность через анализ содержания произведения. Воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее, использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм.
Оборудование: портрет К. Д. Ушинского, интерактивная доска, слайды, текст чистоговорки для разминки, иллюстрации гуся и журавля, выставка книг
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Прозвенел уже звонок,
— Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.
У Вас такие приятные улыбки и добрые глаза.
Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
— Я хочу вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
— Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
Показали мне своё настроение на начало урока.
2 Речевая разминка (чистоговорка)
О ком эта чистоговорка?
В каком произведении мы читали о них?
3 Проверка домашнего задания. Инсценировка стихотворения
Про сверчка, мышь и паука.
Автор: Соколова Яна
Сверчок: Данил Безгодов
Паук: Савинков Женя.
4. Постановка целей урока.
Как вы считаете, к какому литературному жанру относится произведение «Про сверчка, мышь и паучка»? ( стихотворение)
А какие литературные жанры вы еще знаете? (ответы)
Молодцы! А сейчас мы поиграем в игру «Литературные жанры».
Я буду называть заголовок произведения, а вы его – жанр.
Но прежде вспомним признаки каждого жанра.
На слайде появляются:
Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом.
Стихотворение – художественное произведение, в котором повествование зарифмовано.
« Гусь и Журавль». ( Дети не знают)
А к какому жанру можно отнести произведение «Гусь и Журавль»?
Почему вы не можете четко назвать жанр этого произведения? ( Мы не читали этого произведения)
Верно, так как мы с данным произведением познакомимся сегодня.
Ребята, это басня, которую написал К. Д. Ушинский.
Кто из вас знает, что такое басня? (Басня – это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором в основном действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. )
Постановка целей урока.
Ещё в басне есть поучение или мораль, совет. В морали обсуждаются глупые или плохие поступки людей, такие как: хвастовство, хитрость, высокомерие.
Мы сегодня должны найти в басне К. Д. Ушинского мораль и понять, что же хотел он нам сказать своей басней.
Цель нашего урока ( маршрутные листы).
Содержимое разработки
Тема– Басни К.Д.Ушинского «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху».
Место урока в учебном плане – урок проводится во 2 четверти в разделе «Читаем выразительно».
Тип урока –урок усвоения новых знаний
Цели: познакомить детей с баснями К.Д.Ушинского; с биографией и творчеством писателя; формировать умение определять басню как жанр литературы; учить отличать её от сказки; учить находить мораль басни; развивать навык чтения, творческие способности детей, образное и логическое мышление; воспитывать интерес к предмету, культуру общения и нравственность через анализ содержания произведения. Воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее, использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм.
Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, интерактивная доска, слайды, текст чистоговорки для разминки, иллюстрации гуся и журавля, выставка книг
— Прозвенел уже звонок,
— Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.
У Вас такие приятные улыбки и добрые глаза.
Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
— Я хочу вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
— Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
Показали мне своё настроение на начало урока.
Л: внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению
2 Речевая разминка (чистоговорка)
Ок-ок-ок – под лавочкой сверчок,
ышь-ышь-ышь – а тут соседка мышь,
ук-ук-ук – вот ползёт паук,
чок-чок-чок – ткёт паутину паучок.
О ком эта чистоговорка?
В каком произведении мы читали о них?
Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности,
учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания
3 Проверка домашнего задания. Инсценировка стихотворения
Про сверчка, мышь и паука.
Автор: Соколова Яна
Сверчок: Данил Безгодов
Паук: Савинков Женя.
Р: оценивать свои достижения, контролировать процесс деятельности
Л: готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке
К: слушать и понимать речь других, выразительно читать текст
4. Постановка целей урока.
Как вы считаете, к какому литературному жанру относится произведение «Про сверчка, мышь и паучка»? ( стихотворение)
А какие литературные жанры вы еще знаете? (ответы)
Молодцы! А сейчас мы поиграем в игру «Литературные жанры».
Я буду называть заголовок произведения, а вы его – жанр.
Но прежде вспомним признаки каждого жанра.
На слайде появляются:
Рассказ – художественное произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.
Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом.
Стихотворение – художественное произведение, в котором повествование зарифмовано.
«Три товарища»- рассказ
« Гусь и Журавль». ( Дети не знают)
А к какому жанру можно отнести произведение «Гусь и Журавль»?
Почему вы не можете четко назвать жанр этого произведения? ( Мы не читали этого произведения)
Верно, так как мы с данным произведением познакомимся сегодня.
Ребята, это басня, которую написал К.Д.Ушинский.
Кто из вас знает, что такое басня? (Басня – это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором в основном действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.)
4 Постановка целей урока.
Ещё в басне есть поучение или мораль, совет. В морали обсуждаются глупые или плохие поступки людей, такие как: хвастовство, хитрость, высокомерие.
Мы сегодня должны найти в басне К.Д.Ушинского мораль и понять, что же хотел он нам сказать своей басней.
Цель нашего урока ( маршрутные листы)
П: различать жанры, относить произведение к жанру, находить приметы жанров, делать выводы в результате совместной работы.
Р: принимать и сохранять учебную задачу до окончательного её решения
К: оформлять свои мысли в устной форме
Р: учиться высказывать своё предположении.
П: пользоваться словарём
5. Изучение нового материала.
— Кто автор произведений?
1)Знакомство с биографией К.Д.Ушинского
На слайде портрет автора, годы жизни, краткие сведения из биографии (ученик) Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 году. Получил юридическое образование в Московском государственном университете. Константин Дмитриевич был не только писателем, но и Великим педагогом. Даже в нашем учебнике по литературному чтению есть не только его рассказы, басни, но и упражнения, которые учат хорошо читать.
Он создал учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Они предназначались не только для школы, но и для семьи. В этих книгах помещены сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также литературная проза и поэзия.
Время показало, что произведения этого писателя по-прежнему любимы юными читателями.
а) Подготовка к восприятию басни. Басню, которую мы прочитаем, как вы уже догадались, называется «Гусь и журавль». Иллюстрация птиц.
Вы знаете, кто такой гусь? (Ответ: домашняя птица)
Используйте свой жизненный опыт и расскажите мне о нём.
Это водоплавающая птица, много времени проводят в озере или на реке. Они не только умеют плавать, но и ходят по земле. Умеют быстро бегать, при этом громко хлопают крыльями и пронзительно кричат. У него довольно длинная шея. Зачем? Для того, чтобы опустить голову в воду и клювом достать какой- нибудь корм со дна.
Что вы знаете о журавле? Расскажите. Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 155 см, а размах крыльев 150-240 см, а вес 2-11 кг.. Самый маленький журавль- красавка, самый крупный- австралийский.
Проверим наши прогнозы.
б) Первичное чтение басни запись
— подтвердилось ли ваше предположение?
Понравилась ли вам басня? Чем?
Сколько действующих лиц в басне?
в) Повторное чтение учащимися: ЯнаС, Яна Е.
Беседа по содержанию:
-Каким показан гусь? (высокомерный, важный, хвастливый)
— А каким показан журавль? (справедливым, честный, безобидный)
Подготовка к выборочному чтению. Прочитайте текст самостоятельно и попытайтесь ответить на вопросы.
-Что думал и каким тоном говорил о себе гусь?
— Что говорил гусю журавль?
-А что думает о гусе автор? Где и как он выразил свои мысли? Зачитайте. Подтвердите свои ответы словами.
— что высмеивается в произведении? ( хвастовство, высокомерие)
Хвастовство – это неумеренное, преувеличенное восхваление своих достоинств человек хвастливый стремится выставить напоказ какие-то свои качества. Таким образом он привлекает к себе внимание, хочет выглядеть лучше других;
-Как вы думаете, какова мораль басни?
Чем она выражена в произведении? (пословицей). Прочитайте.
-Как вы понимаете эту пословицу? « Лучше знать, что- нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо»
-Имеет ли эта пословица отношение к людям? Объясните. Молодцы!
Выбирает из пословиц те, которые раскрывают содержание данной басни:
У каждого свои слабости.
Глупый сам себя хвалит
Самолюбие да самомнение – с высокой горы падение
Л: установка на здоровый образ жизни
-Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? С какой интонацией?
— Как нужно читать слова журавля?
Автор: Евсюкова Юля., Даша
Гусь: Юля Санькова, Яна Ефимова
Журавль: Сергей, Данил.
К: выразительно читать текст
Р: контролировать процесс чтения
К: умение работать в паре
Р: учиться высказывать своё предположение
П: размышлять о характере и поступках героев, понимать смысл заглавия, относить произведение к жанру, находить ответы на вопросы в тексте.
Подведение итогов урока.
-С произведением какого жанра мы с вами познакомились?
—Что такое басня? (ответы детей).
-С басней какого замечательного писателя мы познакомились сегодня?
-Какие качества высмеиваются в баснях?
— Как вы думаете, высокомерие, гордыня, хвастовство хорошие качества человека, они красят человека?
— Какие выводы для себя сделали? Можно ли басни отнести к рассказу о людях?
-Чему нас учат басни Ушинского?
П: делать выводы в результате совместной работы
Л: оценивать поступки людей, как хорошие и плохие
Р: оценивать свои достижения, осознавать трудности.
С. 47 выразительное читать по ролям, работа в печатной тетради стр. 86
-Что может победить эти плохие поступки? (поразмышлять)
Самоанализ урока, проводимого во 2а классе.
Тема– Басни К. Д. Ушинского «Гусь и журавль»,
Место урока в учебном плане – урок проводится во 2 четверти в разделе «Читаем выразительно».
Тип урока –урок усвоения новых знаний.
Цели: познакомить детей с баснями К.Д.Ушинского; с биографией и творчеством писателя; формировать умение определять басню как жанр литературы; учить отличать её от сказки; учить находить мораль басни; развивать навык чтения, творческие способности детей, образное и логическое мышление; воспитывать интерес к предмету, культуру общения и нравственность через анализ содержания произведения. Воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее, использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм.
Во 2а классе обучается 25 учащихся, двое учащихся имеют ослабленное зрение. Следует отметить слабо развитую волевую сферу у трёх учащихся. У них не развито произвольное внимание. Эти ученики не умеют слушать других, проявляют неорганизованность. 10 учеников имеют повышенный познавательный интерес, твёрдую установку на учение, они активны в работе на протяжении всего урока. Вторая половина учится по чтению на « 4» и «3».
Содержание учебного материала соответствует теме урока. Структура урока соответствовала общей цели урока, возможностям класса.
Стиль отношений учителя и учащихся доброжелательный.
Используются методы: работа с книгой, словарём, текстом; словесные
Технологии: продуктивного чтения, информационно-коммуникативные, учебного диалога, деятельностного метода.
Формирование УУД на уроке:
Этапы урока. Анализ каждого этапа.
Л: внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению
Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности,
учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания
Речевая разминка: подготовка к выразительному чтению (работа над паузой, интонацией, голосом).
Проверка дом.задания (в виде чтения по ролям)
Ученики контролировали процесс чтения
Р: оценивать свои достижения, контролировать процесс деятельности
Л: готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке
К: слушать и понимать речь других, выразительно читать текст
Постановка темы и целей урока.
Игра «Литературные жанры»
Работа с пословицами.
3)учиться высказывать своё предположение,
4)принимать и сохранять учебную задачу до окончательного её решения
П: различать жанры, относить произведение к жанру, находить приметы жанров, делать выводы в результате совместной работы.
К: оформлять свои мысли в устной форме
П: пользоваться словарём
1)Знакомство с биографией К.Д.Ушинского.
2)Подготовка к восприятию (подготовительные упражнения). Работа с текстом до чтения.
К: оформлять свои мысли в устной форме, пересказывать текст, умение слушать
Знакомство с произведением.
Работа в паре (характеристика качеств гуся и журавля)
Ученики контролировали процесс чтения
К: выразительно читать текст, оформлять свои мысли в устной форме
П: размышлять о характере и поступках героев, понимать смысл заглавия, относить произведение к жанру, находить ответы на вопросы в тексте
Л: оценивать поступки героев, уметь высказывать своё отношение к героям
Р: учиться высказывать своё предположение, уметь работать в паре
Л: установка на здоровый образ жизни
Продолжение изучения басен.
Подготовка к выразительному чтению.
К: выразительно читать текст, умение работать в паре
Р: контролировать процесс чтения, учиться высказывать своё предположение, контролировать процесс чтения.
П: размышлять о характере и поступках героев, понимать смысл заглавия, относить произведение к жанру, находить ответы на вопросы в тексте
П: делать выводы в результате совместной работы
Л: оценивать поступки людей, как хорошие и плохие
Л: готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке
Р: принимать и сохранять учебную задачу до окончательного её решения
Р: оценивать свои достижения, осознавать трудности
Р: оценивать свои достижения, осознавать трудности.
Домашнее задание. (дифференцированно)
Выводы и самооценка: урок целей достиг, цель урока совпадает с конечным результатом, урок соответствовал требованиям ФГОС, просматривалось взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, рефлексивная деятельность показала, что уч-ся удовлетворены учебной деятельностью.