какое качество высмеивает басня к ушинского гусь и журавль

Чему учит сказка «Гусь и журавль»?

какое качество высмеивает басня к ушинского гусь и журавль

Да эта басня Ушинского актуальна и сейчас в современной России.

какое качество высмеивает басня к ушинского гусь и журавль

Сказка «Гусь и журавль» очень простая и увлекательная, её полезно прочитать не только детям, но и взрослым, ведь сюжет такой сказки очень поучительный. Эта сказка учит, что важно любить дело, которым занимаешься и свою профессию, делать это качественно и хорошо, не боятся работы и быть трудолюбивым, а не браться за все подряд сразу и хвастаться этим. Сейчас в современном обществе многие так и поступают, хватаются за все подряд, а в итоге ничего не успевают сделать качественно, зато считают себя лучше всех.

какое качество высмеивает басня к ушинского гусь и журавль

какое качество высмеивает басня к ушинского гусь и журавль

Что происходило в сказке «Сивка-бурка»?

Иванушка-дурачок поймал на поле замечательного коня, который пообещал во всем помогать ему. И потом на этом коне допрыгнул до окна царевны, поцеловал красавицу и снял у нее перстень с пальца. Ну и конечно царевна потом находит Иванушку и играется веселая свадьба.

Какая в этой сказке может быть мораль?

какое качество высмеивает басня к ушинского гусь и журавль

Сказка о Елене Премудрой во-первых учит доброте. Можно не иметь ни каких то талантов, особенностей, но важно быть добрым, помогать людям и тогда сторицей тебе все вернется. Еще надо быть обязательно честным, нравственным и не забывать о данном слове. Уж коли пообещал что-то, так сдержи свое обещание и не нарушай. Важно, что если ты совершил ошибку, так надо ее исправить. Иван пошел за женой и смог ее вернуть. Все хорошо, что хорошо кончается, думаю и эта фраза может быть ключевой в данной сказке. Добро обязательно побеждает зло, мне этим сказки нравятся. Трудностей тоже бояться не стоит, опускать руки и паниковать, проблемы надо решать по мере их поступления.

Источник

Открытый урок «Из старинных книг. К.Д.Ушинский Гусь и журавль.» 1 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема– из старинных книг К.Д.Ушинского «Гусь и журавль»

Тип урока –урок усвоения новых знаний

Цели : познакомить детей с баснейК.Д.Ушинского; с биографией и творчеством писателя; формировать умение определять басню как жанр литературы; учить отличать её от сказки; учить находить мораль басни; развивать навык чтения, творческие способности детей, образное и логическое мышление; воспитывать интерес к предмету, культуру общения и нравственность через анализ содержания произведения. Воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее, использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм.

познакомить с басней К. Ушинского «Гусь и журавль» прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение. формировать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения и развивать познавательные и творческие способности учащихся.

Регулятивные: ученики научатся давать полные ответы на вопросы учителя, высказывать собственное мнение опираясь на жизненный опыт

Личностные: проявлять интерес к художественному тексту; получать эстетическое удовольствие от чтении рассказов русских классиков

Коммуникативные: слушает и понимает речь других; ученики получат возможность высказывать собственное мнение, адекватно использовать средства речевого общения

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник 1 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.

Источник

Урок литературного чтения К.Д.Ушинский «Гусь и журавль»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеообразовательная школа № 11

Урок литературного чтения

Тема: К.Д.Ушинский « Гусь и журавль»

Провела: учитель высшей

Мухтарова Зугра Зульфаровна

Тема: « К.Д.Ушинский «Гусь и журавль».

Цели: познакомить детей с баснями К.Д.Ушинского; с биографией и творчеством писателя; формировать умение определять басню как жанр литературы; учить отличать её от сказки; учить находить мораль басни; развивать навык чтения, творческие способности детей, образное и логическое мышление; воспитывать интерес к предмету, культуру общения и нравственность через анализ содержания произведения.

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, интерактивная доска, слайды, текст чистоговорки для разминки, иллюстрации гуся и журавля, выставка книг

1 Организациоонный момент

Ребята, сегодня у нас будет такой урок, где должно выполняться такое требование как внимательность. Вы готовы? А почему нужна внимательность? (мнения детей).

2 Речевая разминка (чистоговорка)

Ок-ок-ок – под лавочкой сверчок,

ышь-ышь-ышь – а тут соседка мышь, слайд №1

ук-ук-ук – вот ползёт паук,

чок-чок-чок – ткёт паутину паучок.

О ком эта чистоговорка?

В каком произведении мы читали о них?

3 Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения И.Пивоваровой «Про сверчка, мышь и паучка». Обсуждение мотивов для песенки сверчка.

Работа в группах. Расскажите эту историю не наизусть, а своими словами. Получилось ли у вас? (рассказы детей)

Во что превратилось это стихотворение? (в сказку)

Тренировка произвольного внимания.

— К какому литературному жанру относится произведение «Про сверчка, мышь и паучка»? ( стихотворение)

А какие литературные жанры вы еще знаете? (ответы)

Молодцы! А сейчас мы поиграем в игру «Литературные жанры».

Я буду называть заголовок произведения, а вы его – жанр.Ответы выбираем из второго столбика.

— «Как волк песни пел». стихотворение

«Петя мечтает». сказка

«Заколдованная буква». стихотворение слайд №2

— « Посидим в тишине» рассказ

«Два пирожных» сказка

— « ьсуГ и ьлваруЖ» басня

-Расшифруйте название произведения

А к какому жанру можно отнести произведение «Гусь и Журавль»? ( ответы)

Почему вы не можете четко назвать жанр этого произведения? ( Мы не читали этого произведения)

Верно, так как мы с данным произведением познакомимся сегодня.

«Гусь и журавль», ребята, это басня, которую написал К.Д.Ушинский.

Кто из вас знает, что такое басня? (Басня – это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором в основном действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.)

4 Постановка целей урока.

Ребята, как вы думаете, на какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют как люди? (ответ: на сказку) Ещё в басне есть поучение или мораль, совет. В морали обсуждаются глупые или плохие поступки людей, такие как: хвастовство, хитрость, беспечность, эгоизм, черствость, глупость, гордыня, высокомерие и т.д. Мы сегодня должны найти в басне К.Д.Ушинского мораль и понять, что же хотел он нам сказать своей басней.

5 Изучение нового материала. Знакомство с биографией К.Д.Ушинского. (рассказ учителя) слайд № 3 ( портрет писателя)

К.Д.Ушинский жил в XIX в. (1824-1870), в те времена не было таких школ, как сейчас, не было учебников.. К Д. Составил для учеников начальной школы учебники: «Детский мир и «Родное слово» (выставка книг). В этих книгах писатель рассказывал детям о жизни людей, о чудесах природы. Здесь есть и басня, которую сегодня будем читать.

1. а) Подготовка к восприятию басни. Басню, которую мы прочитаем, как вы уже догадались, называется «Гусь и журавль».

Вы знаете, кто такой гусь? (Ответ: домашняя птица)

Расскажите о нем. (рассказы детей)

— Что вы знаете о журавле? Расскажите. слайд № 4

б) Первичное чтение басни учителем. ( иллюстрации птиц)

Понравилась ли вам басня? Чем? (Ответы)

Сколько действующих лиц в басне? (Ответ: 2)

— Что заставило вас улыбнуться? (ответы)

в) Повторное чтение учащимися (про себя).

Беседа по содержанию:

Что думал и каким тоном говорил о себе гусь? (важно, высокомерно)

— А что думает о нем автор? ( Выслушиваются мнения детей)

Где и как он выразил своё мнение?

(Ответы, анализ высказанных мнений)

Как вы считаете, какие слова автора стоит запомнить? (последнее предложение)

Какие пороки высмеиваются в этой басне? (гордость, высокомерие)

Как вы думаете, какова мораль басни? Чем она выражена в произведении? (пословицей). Прочитайте.

Как вы понимаете эту пословицу?

Имеет ли эта пословица отношение к людям? Объясните. Молодцы!

г) Выразительное чтение басни по ролям.

д) работа парами I ряд дает характеристику гусю

У каждого свои слабости

Глупый сам себя хвалит

У кого нет ума – у того нет друга

Самолюбие да самомнение – с высокой горы падение

Подведение итогов урока.

Что такое басня? (ответы детей).

С баснями какого замечательного писателя мы познакомились сегодня?

Какие пороки высмеиваются в баснях?

Спасибо, ребята, за урок. Благодарю вас за приятное общение.

Приложение №1

С внедрением нового государственного образовательного стандарта современный учитель должен знать требования к содержанию образования, результатам образования, реализации образовательной программы и оцениванию. При оценивании обучающихся учитель в конце года должен будет использовать комплексную интегрированную проверочную работу. Я в данный момент работаю по составлению таких проверочных работ. Одну из них представляю на конкурс.

Интегрированная проверочная работа для 3 класса (конец года): текст

11 В любом возрасте можно радоваться жизни и получать о неё удовольствие, 24 если живёшь активно, на радость себе и людям. Илья Егорович Сергеев живёт в 36 Уфе, рядом с улицей Рабкоров, в своём уютном бревенчатом домике с 1964 47 года, переехав в него с семьёй из пригородного села Зубово. Милый 57 сердцу деревенский уклад жизни он органично соединяет с городской реальностью. 70 На улочке, зажатой многоэтажками в районе школы МВД, в свои 83 года дед 79 радуется ароматной баньке, саду-огороду, поместившейся здесь же небольшой 83 пасеке и козьему микростаду.

92 Теперь он живет один. Помогать приходит сын Владимир, кандидат 103 технических наук. Дел у Егоровича каждый день с лихвой, особенно летом. 111Почти все для стола и домашней аптечки – своё. 126 Удой с двух коз – до 5 литров целебного молока в день. Хватает и себе, и 130 козлятам, и постоянным покупателям.

какое качество высмеивает басня к ушинского гусь и журавль

Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Задание 2. 1) Озаглавь текст.

2) Определи, к какому жанру можно его отнести.

Задание 3. Установи последовательность содержания текста с помощью опорных слов, чтобы было легче пересказать текст. Укажи стрелками.

Удой Илья Егорович

Задание 4. 1) Выпиши из текста имена собственные и объясни правила употребления заглавной буквы в данных словах.

2) Перечисли города Башкортостана.

3) Назови, на какой реке расположен город Уфа

Задание 5. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст ещё раз.

Вопрос 1. Сколько лет прожил в своём уютном домике Илья Егорович, если сейчас 2009 год? Запиши получившееся число

Вопрос 2. Сколько всего литров молока примерно составит удой с двух коз за месяц, если в день Илья Егорович получает от них 5 литров целебного молока? За год? ( берем всего дней в месяце – 30 ) Запиши получившиеся числа.

Задание 6. 1) Найди и спиши выделенные в тексте жирным шрифтом слова.

2) Подчеркни в записанных словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

3) Спиши эти слова, разделяя их для переноса.

4) Определи и запиши цифрой в прямоугольнике рядом со словами количество звуков и букв.

5) Выполни звукобуквенный анализ слова день.

Задание 7. Отметь, каких домашних животных и птиц, перечисленных ниже, может содержать герой рассказа, где его домик окружён многоэтажными домами:

Задание 8. Найди в тексте и спиши два последних предложения.

Задание 9. Разложи число 1964 на разрядные слагаемые. Запиши.

Задание 10. Попробуй объяснить смысл выражения «Жить активно, на радость людям». Напиши одним предложением.

Задание 11. Найди в тексте сложные слова и выпиши их. Обозначь их корни.

Задание 12. 1) Перечитай текст. Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.

2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с

Задание 13. Назови национального героя республики Башкортостан, чьим именем названы следующие объекты.

Источник

Конспект урока по литературному чтению на тему «Гусь и журавль»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Литературное чтение 2 класс

Тема урока: К. Ушинский. «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»

Цели: Познакомить учащихся с биографией К.Д. Ушинского, с понятием «басня»

Развивать умение слушать учителя, работать с текстом, отвечать на вопросы.

Воспитывать любовь к знаниям, не зазнаваться.

Оборудование: портрет К.Д. Ушинского, карточки со словами К. Ушинского (по количеству учащихся в классе)

«Нужно читать хорошие

книги, чувствовать и понимать

народную мудрость, выраженную

в пословицах, загадках, сказках»

Прозвенел и смолк звонок

Мы за парту тихо сели

В книгу тихо посмотрели

— Что приготовили к уроку? (Ответы детей)

— Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского. Послушайте о нём самом немного.

(Чтение текста об К.Д. Ушинском в книге «Я познаю мир. Литература» с. 397 – 398)

— Познакомимся с произведениями, вошедшими в его книги.

1. Чтение текста учащимися (с 141)

2. Беседа по содержанию

— Назовите героев этого произведения (Гусь и журавль)

— Кто из них вызывает у вас уважение? Кто нет? (Ответы детей)

— Как называет себя гусь? Прочитайте.

— Как понимаете значение слова «удивительная»?

(Удивительный – вызывающий удивление, необычайный)

— Какими синонимами можно заменить это слово?

удивительный необычайно хороший

— А почему он думает так о себе? Прочитайте.

— Действительно ли гусь такая необыкновенная птица, равная царю?

— Какую характеристику даёт гусю журавль?

— Как понимаете значение слова «глупый»?

(Глупый – с ограниченными умственными способностями, бестолковый, лишённый ума)

— Почему журавль считает гуся «глупой птицей»? Прочитайте

— Какой совет он даёт гусю?

— Как вы понимаете этот совет?

— Кому его можно дать? (Хвастуну)

— Какова же основная мысль этого произведения? (Ответы детей)

— Чему хотел научить автор своих маленьких читателей? (Ответы детей)

(Не надо хвастаться. Хвастовство сродни глупости)

3. Работа над выразительностью чтения

— Прочтём это произведение по ролям

— Что мы уже можем сказать о характере гуся? (Хвастун, глупый, высокомерный)

— Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?

— Каким тоном будем читать слова журавля, обращённые к гусю? (С осуждением. А совет – очень серьёзно)

— Прочтём текст, передавая характеры и чувства персонажей. ( Чтение произведения)

— К какому жанру отнесём это произведение? Докажите

— Я считаю, что эта сказка очень близка по жанру к басне.

— Какие произведения называются баснями?

( Басня – короткий рассказ, часто смешной и обязательно содержащий какое-либо поучение, совет или насмешку на над дурными поступками. В баснях говорится о животных, растениях, насекомых, а подразумеваются люди, осуждаются их недостатки)

— В сказке есть и насмешка, и совет, и мораль.

— Значит есть все основания считать, то этот текст – басня.

1. – Прочтем ещё одну басню К. Ушинского

— Прочтите её название. Что означает выражение – «драть нос кверху»?

2. Чтение басни про себя

3. Работа над содержанием

— Что заинтересовало мальчика? Прочитайте его вопрос.

— Все ли слова вам понятны?*

(Иной – некоторый, какой-то, отличающийся от других.

Торчать – быть в стоячем положении. Торчмя торчит – ровно стоит)

— Что ответил отец сыну?

— Чем бывает полон колос? (Зерном)

— Почему он гнётся? (От тяжести)

— Почему другой торчмя торчит? (Лёгкий, пустой)

— Как вы понимаете смысл этой басни?

— Имеет ли это отношение к людям? Объясните.

— Какой вывод следует из этой басни?

4. Работа над выразительностью чтения

— Каким тоном говорит о полном колосе отец? (С уважением)

— С какой интонацией в голосе надо читать о пустом колосе? (С насмешкой, осуждением)

5. Чтение басни по ролям.

— Постарайтесь при чтении показать отношение к колосьям не только отца, но и своё. Подумайте, на какие слова надо поставлять логическое ударение, где сделать паузы.

6. Закрепление знаний.

— Почему это произведение мы называем басней?

(Есть насмешка, совет, мораль. Говорится о колосьях, но осуждаются недостатки людей)

— Какие недостатки людей осуждаются? (Гордость, зазнайство)

— Каждая басня всегда чему-то учит. Во многих баснях это нравоучение, мораль заключены в особых строчках, которые стоят или в самом конце, или в самом начале.

Чему может поучить нас эта басня? (Ответы детей)

— Что объединяет эти произведения? (Ответы детей)

(Заключена народная мудрость. Учат скромности, не быть гордыми, не хвастаться, ко всем относиться внимательно)

— Чему научились на уроке?

— Нужны ли такие произведения детям? (Учитель раздает детям карточки со словами К. Ушинского, которые являются эпиграфом к уроку)

— Прочитайте слова К.Д. Ушинского. Согласны ли вы с ними?

— Постарайтесь запомнить эти слова. Пусть они станут эпиграфом к нашим урокам чтения. Само выражение приклейте на тетрадь по чтению

Написать мини-сочинение «Чему меня научили басни К.Д. Ушинского»

какое качество высмеивает басня к ушинского гусь и журавль

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

какое качество высмеивает басня к ушинского гусь и журавль

Курс повышения квалификации

Охрана труда

какое качество высмеивает басня к ушинского гусь и журавль

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

какое качество высмеивает басня к ушинского гусь и журавль

IV. Знакомство с произведением «Гусь и журавль»

— Действительно ли гусь такая необыкновенная птица, равная царю?

— Какую характеристику даёт гусю журавль?
(Глупая птица)

— Как понимаете значение слова «глупый»?

(Глупый – с ограниченными умственными способностями, бестолковый, лишённый ума)

— Почему журавль считает гуся «глупой птицей»? Прочитайте

— Какой совет он даёт гусю?

— Как вы понимаете этот совет?

— Кому его можно дать? (Хвастуну)

— Какова же основная мысль этого произведения? (Ответы детей)

— Чему хотел научить автор своих маленьких читателей? (Ответы детей)

(Не надо хвастаться. Хвастовство сродни глупости)

3. Работа над выразительностью чтения
— Прочтём это произведение по ролям

— Что мы уже можем сказать о характере гуся? (Хвастун, глупый, высокомерный)
— Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?
— Каким тоном?
— Каким тоном будем читать слова журавля, обращённые к гусю? (С осуждением. А совет – очень серьёзно)

— Прочтём текст, передавая характеры и чувства персонажей. ( Чтение произведения)

V. Знакомство с понятием «басня»

— К какому жанру отнесём это произведение? Докажите

— Я считаю, что эта сказка очень близка по жанру к басне.

— Какие произведения называются баснями?

— В сказке есть и насмешка, и совет, и мораль.

— Значит есть все основания считать, то этот текст – басня.

VI. Знакомство с басней «Кто дерёт нос»
1. – Прочтем ещё одну басню К. Ушинского
— Прочтите её название. Что означает выражение – «драть нос кверху»?
(Зазнаваться, гордиться)

2. Чтение басни про себя

3. Работа над содержанием
— Что заинтересовало мальчика? Прочитайте его вопрос.
— Все ли слова вам понятны?*
(Иной – некоторый, какой-то, отличающийся от других.
Торчать – быть в стоячем положении. Торчмя торчит – ровно стоит)

— Что ответил отец сыну?
— Чем бывает полон колос? (Зерном)

— Почему он гнётся? (От тяжести)

— Почему другой торчмя торчит? (Лёгкий, пустой)

— Как вы понимаете смысл этой басни?

— Имеет ли это отношение к людям? Объясните.

— Какой вывод следует из этой басни?

4. Работа над выразительностью чтения

— Каким тоном говорит о полном колосе отец? (С уважением)

— С какой интонацией в голосе надо читать о пустом колосе? (С насмешкой, осуждением)

5. Чтение басни по ролям.
— Постарайтесь при чтении показать отношение к колосьям не только отца, но и своё. Подумайте, на какие слова надо поставлять логическое ударение, где сделать паузы.

6. Закрепление знаний.
— Почему это произведение мы называем басней?
(Есть насмешка, совет, мораль. Говорится о колосьях, но осуждаются недостатки людей)

— Какие недостатки людей осуждаются? (Гордость, зазнайство)

— Каждая басня всегда чему-то учит. Во многих баснях это нравоучение, мораль заключены в особых строчках, которые стоят или в самом конце, или в самом начале.
Чему может поучить нас эта басня? (Ответы детей)

VII. Сравнение произведений Вывод.

— Что объединяет эти произведения? (Ответы детей)
— Чему они нас учат?
(Заключена народная мудрость. Учат скромности, не быть гордыми, не хвастаться, ко всем относиться внимательно)

VIII. Итог урока

— Чему научились на уроке?
— Нужны ли такие произведения детям? (Учитель раздает детям карточки со словами К. Ушинского, которые являются эпиграфом к уроку)
— Прочитайте слова К.Д. Ушинского. Согласны ли вы с ними?

— Постарайтесь запомнить эти слова. Пусть они станут эпиграфом к нашим урокам чтения. Само выражение приклейте на тетрадь по чтению

IX. Домашнее задание
Написать мини-сочинение «Чему меня научили басни К.Д. Ушинского»

Источник

Урок по литературному чтению «К. Д. Ушинский » Гусь и Журавль»»

какое качество высмеивает басня к ушинского гусь и журавль

какое качество высмеивает басня к ушинского гусь и журавль

Описание разработки

Цели: познакомить детей с баснями К. Д. Ушинского; с биографией и творчеством писателя; формировать умение определять басню как жанр литературы; учить отличать её от сказки; учить находить мораль басни; развивать навык чтения, творческие способности детей, образное и логическое мышление; воспитывать интерес к предмету, культуру общения и нравственность через анализ содержания произведения. Воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее, использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм.

Оборудование: портрет К. Д. Ушинского, интерактивная доска, слайды, текст чистоговорки для разминки, иллюстрации гуся и журавля, выставка книг

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Прозвенел уже звонок,

— Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

У Вас такие приятные улыбки и добрые глаза.

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

— Я хочу вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

— Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

Показали мне своё настроение на начало урока.

2 Речевая разминка (чистоговорка)

О ком эта чистоговорка?

В каком произведении мы читали о них?

3 Проверка домашнего задания. Инсценировка стихотворения

Про сверчка, мышь и паука.

Автор: Соколова Яна

Сверчок: Данил Безгодов

Паук: Савинков Женя.

4. Постановка целей урока.

Как вы считаете, к какому литературному жанру относится произведение «Про сверчка, мышь и паучка»? ( стихотворение)

А какие литературные жанры вы еще знаете? (ответы)

Молодцы! А сейчас мы поиграем в игру «Литературные жанры».

Я буду называть заголовок произведения, а вы его – жанр.

Но прежде вспомним признаки каждого жанра.

На слайде появляются:

Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом.

Стихотворение – художественное произведение, в котором повествование зарифмовано.

« Гусь и Журавль». ( Дети не знают)

А к какому жанру можно отнести произведение «Гусь и Журавль»?

Почему вы не можете четко назвать жанр этого произведения? ( Мы не читали этого произведения)

Верно, так как мы с данным произведением познакомимся сегодня.

Ребята, это басня, которую написал К. Д. Ушинский.

Кто из вас знает, что такое басня? (Басня – это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором в основном действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. )

Постановка целей урока.

Ещё в басне есть поучение или мораль, совет. В морали обсуждаются глупые или плохие поступки людей, такие как: хвастовство, хитрость, высокомерие.

Мы сегодня должны найти в басне К. Д. Ушинского мораль и понять, что же хотел он нам сказать своей басней.

Цель нашего урока ( маршрутные листы).

Содержимое разработки

Тема Басни К.Д.Ушинского «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху».

Место урока в учебном плане – урок проводится во 2 четверти в разделе «Читаем выразительно».

Тип урока –урок усвоения новых знаний

Цели: познакомить детей с баснями К.Д.Ушинского; с биографией и творчеством писателя; формировать умение определять басню как жанр литературы; учить отличать её от сказки; учить находить мораль басни; развивать навык чтения, творческие способности детей, образное и логическое мышление; воспитывать интерес к предмету, культуру общения и нравственность через анализ содержания произведения. Воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее, использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм.

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, интерактивная доска, слайды, текст чистоговорки для разминки, иллюстрации гуся и журавля, выставка книг

— Прозвенел уже звонок,

— Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

У Вас такие приятные улыбки и добрые глаза.

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

— Я хочу вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

— Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

Показали мне своё настроение на начало урока.

Л: внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению

2 Речевая разминка (чистоговорка)

Ок-ок-ок – под лавочкой сверчок,

ышь-ышь-ышь – а тут соседка мышь,

ук-ук-ук – вот ползёт паук,

чок-чок-чок – ткёт паутину паучок.

О ком эта чистоговорка?

В каком произведении мы читали о них?

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности,

учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания

3 Проверка домашнего задания. Инсценировка стихотворения

Про сверчка, мышь и паука.

Автор: Соколова Яна

Сверчок: Данил Безгодов

Паук: Савинков Женя.

Р: оценивать свои достижения, контролировать процесс деятельности

Л: готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке

К: слушать и понимать речь других, выразительно читать текст

4. Постановка целей урока.

Как вы считаете, к какому литературному жанру относится произведение «Про сверчка, мышь и паучка»? ( стихотворение)

А какие литературные жанры вы еще знаете? (ответы)

Молодцы! А сейчас мы поиграем в игру «Литературные жанры».

Я буду называть заголовок произведения, а вы его – жанр.

Но прежде вспомним признаки каждого жанра.

На слайде появляются:

Рассказ – художественное произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом.

Стихотворение – художественное произведение, в котором повествование зарифмовано.

«Три товарища»- рассказ

« Гусь и Журавль». ( Дети не знают)

А к какому жанру можно отнести произведение «Гусь и Журавль»?

Почему вы не можете четко назвать жанр этого произведения? ( Мы не читали этого произведения)

Верно, так как мы с данным произведением познакомимся сегодня.

Ребята, это басня, которую написал К.Д.Ушинский.

Кто из вас знает, что такое басня? (Басня – это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором в основном действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.)

4 Постановка целей урока.

Ещё в басне есть поучение или мораль, совет. В морали обсуждаются глупые или плохие поступки людей, такие как: хвастовство, хитрость, высокомерие.

Мы сегодня должны найти в басне К.Д.Ушинского мораль и понять, что же хотел он нам сказать своей басней.

Цель нашего урока ( маршрутные листы)

П: различать жанры, относить произведение к жанру, находить приметы жанров, делать выводы в результате совместной работы.

Р: принимать и сохранять учебную задачу до окончательного её решения

К: оформлять свои мысли в устной форме

Р: учиться высказывать своё предположении.

П: пользоваться словарём

5. Изучение нового материала.

Кто автор произведений?

1)Знакомство с биографией К.Д.Ушинского

На слайде портрет автора, годы жизни, краткие сведения из биографии (ученик) Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 году. Получил юридическое образование в Московском государственном университете. Константин Дмитриевич был не только писателем, но и Великим педагогом. Даже в нашем учебнике по литературному чтению есть не только его рассказы, басни, но и упражнения, которые учат хорошо читать.

Он создал учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Они предназначались не только для школы, но и для семьи. В этих книгах помещены сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также литературная проза и поэзия.

Время показало, что произведения этого писателя по-прежнему любимы юными читателями.

а) Подготовка к восприятию басни. Басню, которую мы прочитаем, как вы уже догадались, называется «Гусь и журавль». Иллюстрация птиц.

Вы знаете, кто такой гусь? (Ответ: домашняя птица)

Используйте свой жизненный опыт и расскажите мне о нём.

Это водоплавающая птица, много времени проводят в озере или на реке. Они не только умеют плавать, но и ходят по земле. Умеют быстро бегать, при этом громко хлопают крыльями и пронзительно кричат. У него довольно длинная шея. Зачем? Для того, чтобы опустить голову в воду и клювом достать какой- нибудь корм со дна.

Что вы знаете о журавле? Расскажите. Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 155 см, а размах крыльев 150-240 см, а вес 2-11 кг.. Самый маленький журавль- красавка, самый крупный- австралийский.

Проверим наши прогнозы.

б) Первичное чтение басни запись

— подтвердилось ли ваше предположение?

Понравилась ли вам басня? Чем?

Сколько действующих лиц в басне?

в) Повторное чтение учащимися: ЯнаС, Яна Е.

Беседа по содержанию:

-Каким показан гусь? (высокомерный, важный, хвастливый)

— А каким показан журавль? (справедливым, честный, безобидный)

Подготовка к выборочному чтению. Прочитайте текст самостоятельно и попытайтесь ответить на вопросы.

-Что думал и каким тоном говорил о себе гусь?

— Что говорил гусю журавль?

-А что думает о гусе автор? Где и как он выразил свои мысли? Зачитайте. Подтвердите свои ответы словами.

— что высмеивается в произведении? ( хвастовство, высокомерие)

Хвастовство – это неумеренное, преувеличенное восхваление своих достоинств человек хвастливый стремится выставить напоказ какие-то свои качества. Таким образом он привлекает к себе внимание, хочет выглядеть лучше других;

-Как вы думаете, какова мораль басни?

Чем она выражена в произведении? (пословицей). Прочитайте.

-Как вы понимаете эту пословицу? « Лучше знать, что- нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо»

-Имеет ли эта пословица отношение к людям? Объясните. Молодцы!

Выбирает из пословиц те, которые раскрывают содержание данной басни:

У каждого свои слабости.

Глупый сам себя хвалит

Самолюбие да самомнение – с высокой горы падение

Л: установка на здоровый образ жизни

-Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? С какой интонацией?

— Как нужно читать слова журавля?

Автор: Евсюкова Юля., Даша

Гусь: Юля Санькова, Яна Ефимова

Журавль: Сергей, Данил.

К: выразительно читать текст

Р: контролировать процесс чтения

К: умение работать в паре

Р: учиться высказывать своё предположение

П: размышлять о характере и поступках героев, понимать смысл заглавия, относить произведение к жанру, находить ответы на вопросы в тексте.

Подведение итогов урока.

-С произведением какого жанра мы с вами познакомились?

Что такое басня? (ответы детей).

-С басней какого замечательного писателя мы познакомились сегодня?

-Какие качества высмеиваются в баснях?

— Как вы думаете, высокомерие, гордыня, хвастовство хорошие качества человека, они красят человека?

— Какие выводы для себя сделали? Можно ли басни отнести к рассказу о людях?

-Чему нас учат басни Ушинского?

П: делать выводы в результате совместной работы

Л: оценивать поступки людей, как хорошие и плохие

Р: оценивать свои достижения, осознавать трудности.

С. 47 выразительное читать по ролям, работа в печатной тетради стр. 86

-Что может победить эти плохие поступки? (поразмышлять)

Самоанализ урока, проводимого во 2а классе.

Тема Басни К. Д. Ушинского «Гусь и журавль»,

Место урока в учебном плане – урок проводится во 2 четверти в разделе «Читаем выразительно».

Тип урока –урок усвоения новых знаний.

Цели: познакомить детей с баснями К.Д.Ушинского; с биографией и творчеством писателя; формировать умение определять басню как жанр литературы; учить отличать её от сказки; учить находить мораль басни; развивать навык чтения, творческие способности детей, образное и логическое мышление; воспитывать интерес к предмету, культуру общения и нравственность через анализ содержания произведения. Воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее, использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм.

Во 2а классе обучается 25 учащихся, двое учащихся имеют ослабленное зрение. Следует отметить слабо развитую волевую сферу у трёх учащихся. У них не развито произвольное внимание. Эти ученики не умеют слушать других, проявляют неорганизованность. 10 учеников имеют повышенный познавательный интерес, твёрдую установку на учение, они активны в работе на протяжении всего урока. Вторая половина учится по чтению на « 4» и «3».

Содержание учебного материала соответствует теме урока. Структура урока соответствовала общей цели урока, возможностям класса.

Стиль отношений учителя и учащихся доброжелательный.

Используются методы: работа с книгой, словарём, текстом; словесные

Технологии: продуктивного чтения, информационно-коммуникативные, учебного диалога, деятельностного метода.

Формирование УУД на уроке:

Этапы урока. Анализ каждого этапа.

Л: внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности,

учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания

Речевая разминка: подготовка к выразительному чтению (работа над паузой, интонацией, голосом).

Проверка дом.задания (в виде чтения по ролям)

Ученики контролировали процесс чтения

Р: оценивать свои достижения, контролировать процесс деятельности

Л: готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке

К: слушать и понимать речь других, выразительно читать текст

Постановка темы и целей урока.

Игра «Литературные жанры»

Работа с пословицами.

3)учиться высказывать своё предположение,

4)принимать и сохранять учебную задачу до окончательного её решения

П: различать жанры, относить произведение к жанру, находить приметы жанров, делать выводы в результате совместной работы.

К: оформлять свои мысли в устной форме

П: пользоваться словарём

1)Знакомство с биографией К.Д.Ушинского.

2)Подготовка к восприятию (подготовительные упражнения). Работа с текстом до чтения.

К: оформлять свои мысли в устной форме, пересказывать текст, умение слушать

Знакомство с произведением.

Работа в паре (характеристика качеств гуся и журавля)

Ученики контролировали процесс чтения

К: выразительно читать текст, оформлять свои мысли в устной форме

П: размышлять о характере и поступках героев, понимать смысл заглавия, относить произведение к жанру, находить ответы на вопросы в тексте

Л: оценивать поступки героев, уметь высказывать своё отношение к героям

Р: учиться высказывать своё предположение, уметь работать в паре

Л: установка на здоровый образ жизни

Продолжение изучения басен.

Подготовка к выразительному чтению.

К: выразительно читать текст, умение работать в паре

Р: контролировать процесс чтения, учиться высказывать своё предположение, контролировать процесс чтения.

П: размышлять о характере и поступках героев, понимать смысл заглавия, относить произведение к жанру, находить ответы на вопросы в тексте

П: делать выводы в результате совместной работы

Л: оценивать поступки людей, как хорошие и плохие

Л: готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке

Р: принимать и сохранять учебную задачу до окончательного её решения

Р: оценивать свои достижения, осознавать трудности

Р: оценивать свои достижения, осознавать трудности.

Домашнее задание. (дифференцированно)

Выводы и самооценка: урок целей достиг, цель урока совпадает с конечным результатом, урок соответствовал требованиям ФГОС, просматривалось взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, рефлексивная деятельность показала, что уч-ся удовлетворены учебной деятельностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *