какое качество характера объединяет образы ларры данко и старухи изергиль

Сравнительная характеристика Ларры и Данко — героев рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Сравнительная характеристика Ларры и Данко показывает романтический идеал, выражающий любовь к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший крайний индивидуализм и презрение к другим (Ларра).

Внешность

Ларра и Данко — красивые и сильные молодые люди. Глаза Ларры «были холодны и горды, как у царя птиц». В очах Данко «светилось много силы и живого огня».

Происхождение

Ларра — сын гордого и смелого орла и красивой черноволосой женщины из могучего племени. Когда-то орёл унёс из этого племени девушку. В горах у них родился сын. Когда орёл стал слабеть от старости, то поднялся в небо, сложил крылья, упал на острые уступы гор и разбился насмерть. Его жена привела сына в своё племя через 20 лет после того, как её утащил орёл.

Данко был родом из племени смелых и сильных людей, которые жили в прекрасном месте: их таборы с трёх сторон окружали леса, а с четвёртой — расстилалась степь.

Характер

Герои обеих легенд, рассказанных старухой Изергиль, гордые юноши, но в характере Ларры гордость сочетается с себялюбием, презрением к людям. Гордость Данко помогает ему преодолевать трудности и помогать соплеменникам.

И у Ларры, и у Данко есть черта характера, которая проявляется максимально. Ларра воплощает исключительный индивидуализм, а Данко — максимальную степень самопожертвования во имя любви к людям.

Крайний индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал воли и силы. Данко склонен к самопожертвованию просто потому, что такова его натура.

Жизненная позиция

Ларра видит смысл своей жизни в том, чтобы делать то, что хочет, и брать то, что желает. Юноша никого не признаёт выше себя, уверен, «что таких, как он, нет больше». Ларра «считает себя первым на земле и, кроме себя не видит ничего».

Смысл жизни для Данко состоит в том, чтобы спасти своих соплеменников, вытеснив из их сознания тьму трусости, страха.

Совершённые поступки

Ларра вёл себя по отношению к людям эгоистично. Когда они спрашивали его о чём-нибудь, он «отвечал, если хотел, или молчал». Со старейшинами племени он разговаривал без почтения и заявил, что не чтит их, как другие. Старейшины сказали: «Ему нет места среди нас! Пусть идёт, куда хочет». Ларра рассмеялся и пошёл, куда хотел — к красивой дочери одного из старейшин. Он обнял её, а девушка оттолкнула его и пошла прочь. Тогда Ларра ударил её и наступил на грудь упавшей девушки. Кровь брызнула из её уст, и девушка умерла, а Ларра стоял с гордым видом, не опустив головы. Старейшины, поговорив с ним, поняли, что он не считается ни с кем, уверен в своей исключительности и праве делать только то, что хочет, брать то, что ему нужно, не давая ничего взамен и никому не помогая. Люди, по совету самого мудрого из них, изгнали сына орла. Тогда-то и дали ему имя Ларра, которое означало: отверженный, изгнанный.

И стал Ларра ходить повсюду, ожидая смерти, но ему в наказание была дана высшими силами вечность. Ларра весь высох, стал как тень, перестал понимать слова и поступки людей. Он ходит повсюду, но нет ему места среди людей. Так был наказан этот человек за непомерную гордость.

Если поступки Ларры были продиктованы его крайним эгоизмом, то поступки Данко были направлены на пользу людям. Когда его племя было изгнано из родных мест более сильным племенем и стало погибать в непроходимом лесу, юноша призвал их идти вперёд, пройти этот гиблый болотистый лес и выйти на простор. Когда в пути его соплеменники обессилели, чтобы воодушевить их и осветить путь в тёмном лесу, Данко разорвал себе грудь, вырвал из неё своё пылающее сердце, высоко его поднял и пошёл вперёд, освещая людям дорогу. Когда племя добралось до конца леса, Данко увидел свободную землю, широкую степь, реку, радостно и гордо засмеялся, упал на землю и умер.

Отношение соплеменников к героям

Когда Данко, разорвав себе грудь, вырвал пылающее сердце и стал освещать им путь, люди бросились за своим юным предводителем и быстро дошли до просторного места, освещённого солнцем.

Радостные люди не заметили, как Данко упал и умер, и не видели его всё ещё пылающего сердца, лежащего рядом с умершим юношей. Заметил сердце только один человек. Он был очень осторожен, боязлив и, на всякий случай, решил уничтожить гордое сердце. Наступил этот человек на сердце ногой, оно рассыпалось в искры и угасло. С тех пор и видят люди в степи голубые искры, которые появляются перед грозой.

Смысл образов Ларры и Данко

В образе Ларры автор осуждает абсолютный эгоизм, доведённый до крайности индивидуализм и презрение к людям.

В образе Данко воплощён духовный порыв помочь людям стать свободными, вырваться из тьмы. Образ этого романтического героя вдохновляет людей спасать других от никчемности, слабости, покорности тёмным силам. В память о Данко мать-природа украшает мир голубыми искрами, появляющимися в степи перед грозой. Величавый образ «огненного сердца» призывает людей не отчаиваться в трудных ситуациях, помогать другим жить полной жизнью, а не прозябать.

Сравнительная характеристика Ларры и Данко (таблица)

Вывод

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» включённые в него две легенды о Ларре и Данко представляют читателям романтический идеал и антиидеал. В образе Данко доведена до максимальной степени любовь к людям и готовность самопожертвования во имя этой любви, а в образе Ларры — крайний индивидуализм.

Сравнительная характеристика Ларры и Данко даёт понимание разнообразия человеческих характеров и жизненных ценностей.

Действия легенд, рассказанных старухой Изергиль, происходит в древности, но и сейчас людям напоминают о подвиге Данко голубые искры, оставшиеся от его сердца, которые появляются перед грозой, а об эгоизме Ларры, ставшим за тысячелетия тенью, напоминает тёмная тень от клочка облака.

Источник

1737. Сравнительная характеристика Ларры и Данко в рассказе Старуха Изергиль сочинение Русский язык

Сочинение — Сравнительная характеристика Ларры и Данко. Русский язык

Ларра и Данко на протяжении всего рассказа и в целом по замыслу автора являются непримиримыми антагонистами. Их жизни полностью противоположны: смысл одной из них заключается в вечном служении людям, смысл второй, казалось бы, в принципе отсутствует – судьба без цели, без содержания, прошедшая бесследно, исчезнувшая будто тень. Безусловно, каждый может относиться по-разному к своей жизни и определять те цели, ради которых он живет. Одни считают, что судьба определена свыше и от нас ничего не зависит. Другие уверены, что определить свою будущую жизнь под силу каждому из нас. В рассказе М. Горького Ларра и Данко олицетворяют собой эти два противоположных взгляда. Однако, несмотря на серьезные противоречия, у главных героев все же есть общие черты. В первую очередь, их объединят единые человеческие качества, такие как храбрость, красота, ум и сила.

Этому светлому и возвышенному образу автор противопоставляет негативный образ Ларры, человека эгоистичного и горделивого. Ларра считает себя избранным и к окружающим его людям относится с пренебрежением, подобно тому, как относится господин к своим рабам.

Неуемная гордость и высокомерие Ларры приводят его к одиночеству и заставляют испытывать невыносимую тоску. Как отмечает автор, гордость – прекрасная черта характера, но в том случае, когда она возвышается над всеми остальными чувствами, она несет за собой абсолютное освобождение от общества, от всех законов морали и нравственных устоев, что в итоге приводит к печальным последствиям.

Таким образом, Ларра, будучи освобожденным от мирских оков, умирает духовно для всех и для себя, в том числе, обреченный на вечную жизнь в физической оболочке. Данко же обрел свое счастье, отдав себя людям, и в бессмертии своем оказался полностью свободным.

Вариант 2

Максим Горький часто обращал внимание своих произведениях на темы доброты и жестокости. Противостояние добра и жестокости проходит сквозь жизнь героев произведений Горького. «Старуха Изергиль» — как нельзя лучше отображает эту тему. Доброта и жестокость неразделимы как в легенде о Данко, так и в повествовании о Ларре.

Доброта Данко граничит с неимоверной самопожертвенностью. Жестокость других людей в этой легенде не укладывается в голове и не поддается человеческому пониманию. Данко, настолько любил людей, что осветил им путь своим сердцем, а люди, не заметив этого, наступили на его сердце. Так радуясь своему спасению, они не замечают спасителя. Ужасная неблагодарность, сродни жестокости. Невероятно точно и эмоционально сильно Горький показывает нам в этой легенде, каким неблагодарным и жестоким может быть общество. В этом произведении автор даже несколько гиперболизировал понятия доброты и жесткоксти. Здесь доброта синонимична с великодушием и жертвенностью самим собой и потрясающей силой человеколюбия.

Совсем с другой стороны открывается нам Ларра, сын орла. Горький в описании Ларры автор подчеркивает его надменность и непостижимый эгоизм, равнодушие к чувствам других людей, ведь он не испытывает подобных чувств. Жестоко убивший девушку лишь за то, что она отказалась следовать за ним. Ларра само воплощение бездушности. Сутью наказания Ларры стало отторжение Ларры из племени. Его обрекли на вечное одиночество, он навеки обречен, скитаться и в его душе навек поселилась тоска.

В легенде о Ларре мы можем наблюдать более добросердечных людей, люди пытались объяснить главному герою человеческий уклад жизни. Но любивший лишь себя, Ларра даже не желает вникать в это. Он считает людей глупыми. Однако именно своей добротой люди оказываются выше Ларры. они не лишают его жизни, и это наказание добром самое суровое для Ларры.

Так почему же доброта и жестокость всегда шагают рядом? Потому что люди разные. Потому что вокруг нас много таких как Данко и как Ларра. Эгоисты, которые не видят никого кроме себя и не любящие никого кроме себя. И настоящие человеколюбы, как Данко, готовые на все для благополучия других. В своем произведении «старуха Изергиль» Горький показывает читателю, что выбор всегда за каждым из нас, но нужно помнить, что жестокость и эгоизм это прямой путь к одиночеству и тоске.

Сочинение Сравнительная характеристика Данко и Ларры

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» содержит две легенды, которые рассказывают о двух молодых людях. Первая легенда повествует о человеке-орле по имени Ларра, а вторая знакомит читателя с персонажем, которого зовут Данко. Два этих образа нельзя не сравнить, поскольку характеристики пропорционально отличаются друг от друга.

Особенно интересным является сравнение судьбы персонажей легенд. В обеих легендах они погибают, казалось бы общая черта найдена, однако даже этот момент в сюжете сильно отличается, но не по характеру смерти или по чему-то подобному, а по восприятию героями ее, по их состоянию. Ларра был изгнан людьми, сначала ему казалось, что это одиночество-именно то, что ему нужно, ведь никто из обычных людей не достоин его внимания. Но со временем его жизнь вдали от всех стала мучением, и он умер, никому не нужным. Это не было его выбором, хоть он и воспринял сначала одиночество как дар, показал свою горделивость.

Данко сам выбрал свою судьбу-свою жизнь в обмен на множество других. И он умирал не в муках, он был счастлив, что смог помочь другим людям. Он осветил им путь во тьме своим горящим сердцем, Данко не был горделив и искренне любил людей, даже, когда те роптали на него, боясь не выбраться из дремучего леса. Каждый из героев в итоге получил то, чего хотел, но это привело к разным последствиям, потому что все зависит от происхождения желания: добро или зло, себялюбие или самоотверженность.

Источник

Карточка-информатор. В чём сходство и различие Ларры, старухи Изергиль и Данко?

какое качество характера объединяет образы ларры данко и старухи изергиль

В чём сходство и различие Ларры, старухи Изергиль и Данко?

Композиционно рассказ строится таким образом, что повествование старухи Изергиль о своей жизни оказывается между двух легенд, рассказанных ею. Словно два полюса, две противоположности возникают перед нами образы Данко и Ларры.

Данко, как и Ларра, красив и смел, «но в очах его светилось много силы и живого огня». Он тоже мечтает о свободе, но о свободе не только для себя, но, прежде всего, для людей. Поэтому-то он и ведёт их, жертвуя счобой из тёмного леса, из смрада страшных болот на простор степей, к «золотой сияющей» реке.

Ларра считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего, и это, по его представлениям, даёт ему право презирать остальных и властвовать над ними.

Данко – «лучший из всех», и именно поэтому он берёт ответственность за жизнь соплеменников. («Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут»)

Но перед тем, как умереть, Данко смеётся «гордо»; Ларра же перед тем, как уйти от людей навсегда, смеётся 2громко». От Ларры осталась лишь тень, бродящая по степи; от «гордого сердца Данко» остались искры, появляющиеся перед грозой.

Судьба старухи Изергиль во многом сходна с судьбами Ларры и Данко. Во-первых, так же, как и они, она прожила «мятежную» жизнь и «не была никогда рабой, ничьей». Подобно Ларре, она жила «жадно», беря от людей всё, что они могли ей дать, но, в отличие от него, она платила за это собой, «тратила» себя, не жалея, отдавая себя без остатка. А это уже делает её жизнь похожей на жизнь Данко.

Кроме того, итог её жизни – одиночество, она «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век. Но всё-таки жизнь её не прошла бесследно: она приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожертвовать жизнью (вспомните, как она спасает от гибели Аркадэка).

И она, и Ларра, и Данко свои судьбы творили сами, и, каким бы горестным ни был итог их жизни, они всё-таки жили, а «не примерялись».

1. Дайте краткую характеристику раннего периода творчества М. Горького.

2.Какое место занимает в творчестве Горького рассказ «Старуха Изергиль»?

3. Заполните сопоставительную таблицу.

В чём исключительность героев?

За что наказаны герои легенд?

Почему героев постигло наказание?

Каков итог их жизни?

Что оставили после себя герои легенд на земле?

4. Почему композиционно автор поместил рассказ о жизни старухи Изергиль между двух легенд?

5. Чем теперешнее поколение отличается от Ларры, Данко, Изергиль?

6. Сделайте вывод о том в чём сходство и различие Данко, Ларры, Изергиль.

Есть ли в пьесе основания для веры Сатина в огромные возможности человека?

И всё-таки даже в этих опустившихся людях осталось что-то человеческое, что даёт основание для веры в их возрождение. Вот умирает Анна, жена Клеща. Своим постоянным кашлем она давно мешает всем, но всё-таки некоторые из ночлежников заботятся о ней: Квашня угощает пельменями, Актёр выводит её подышать свежим воздухом. Значит, сердца этих людей ещё не совсем зачерствели, остались в них доброта и сострадание. А у Актёра есть мечта: он хочет вылечиться от алкогализма. Согласитесь, когда человек способен о чём-то мечтать, это уже немало.

Мечтает и Настя, мечтает о любви. По её представлениям, любовь непременно должна быть роковой, как в книгах, которые она читала. Настя отстаивает своё право на то, чтобы у неё было прошлое, а в этом прошлом – любовь к Раулю или Гастону. И когда озлобленный Барон бросает ей в лицо: «Не было! Не было у тебя никакой любви!», она кричит: «Была!». В этой готовности бороться за своё выдуманное прошлое, за свою мечту, ощущается сила, а сильные многое могут.

Васька Пепел, «вор и воров сын», искренне любит Наташу. Он ещё способен чувствовать. Клещ, уверен, что вырвется со дна, что для этого нужно только работать, и он постоянно твердит о себе: «Я – рабочий человек!» Как видно, во многих обитателях ночлежки ещё не утеряно до конца то, что должно быть присуще людям.

И вот в ночлежку приходит удивительный человек – Лука. Он странник, много ходил по земле, много видел. Лука искренне любит людей, желает им добра, для него важен каждый человек. До появления Луки в ночлежке никому не приходило в голову задумываться над смыслом своего существования: жили люди, словно «озябшие», а появился Лука и немножко их отогрел. После первого разговора со стариком Актёр, например, чувствует, что в его душе пробуждается что-то забытое. Горький показывает это скупыми ремарками: «задумавшись», «улыбается», смеётся», говорит «как бы проснувшись». Актёр вспоминает своё имя, потом своё любимое стихотворение, а ведь «в любимом – вся душа». И, может быть то, что он добровольно уходит из жизни, означает, что проснувшийся в нём Человек ужаснулся тому, как живёт Актёр, и не захотел больше жить так.

1. Дайте общую характеристику обитателей ночлежки.

2. Что в них осталось человеческого и как это проявляется?

3. Каковы мечты ночлежников?

4. Чем в своих мечтах отличается Настя от остальных?

5. Как Автор статьи оценивает образ Луки? Согласны ли вы с такой трактовкой?

Источник

Данко и Ларра

сочинение по литературе 11 класса

В легендах, рассказанных старухой Изергиль, противопоставляются два героя. Они оба принадлежат к сильным и красивым представителям человеческого рода, но один из них живёт только в своё удовольствие, а другой – жертвует собственной жизнью ради счастья других людей.

Данко и Ларра

какое качество характера объединяет образы ларры данко и старухи изергиль

Данко и Ларра. Иллюстрации к рассказу «Старуха Изергиль».

Данко и Ларра – особенные люди, обладающие небывалой душевной силой, широтой взглядов, несгибаемой волей и уверенностью в себе. Но одно их разделят кардинальным образом: Ларра использует свою уникальность только на благо себе, а Данко пользуется этим ради счастья других людей.

Ларра, ослеплённый своей гордыней, презирает и ненавидит весь мир, считает свои желания неподвластными закону, он думает, что вправе самостоятельно решать, имеет ли он право лишить другого человека жизни.

Именно благодаря использованному в рассказе автором приёму противопоставления, образ Данко на фоне жестокого Ларры вызывает только один восторг. Несмотря на обвинения и нападки своего племени, он продолжает вести их сквозь непроглядные заросли леса навстречу солнцу и свободе. Ради спасения других людей Данко жертвует собственной жизнью, он умирает для того, чтобы остальные смогли жить. Образ пылающего сердца, вырванного из груди Данко, наилучшим образом характеризует его любовь к своему народу.

М. Горький надеялся, что в скором времени появится такой же самоотверженный человек, который выведет всю Россию из поглотившей её тьмы.

Общее и противоположное

Схожесть между Ларрой и Данко состоит в том, что они оба молодые, красивые, смелые и решительные юноши. Каждый из них, так или иначе, противопоставляет себя всему обществу, и решает стать лидером. Вот только Ларра делает всё это для себя одного, и его высокомерие не знает границ. Он почему-то стал считать, что все окружающие ему чем-то обязаны. Он думал, что люди, покоренные его величием, должны угождать сыну орла, и исполнять его малейшие прихоти. Именно эта глупая уверенность привела к гибели молодой девушки, посмевшей отказать ему. После совершенного преступления Ларре был вынесен безжалостный приговор – ему подарили долгожданную свободу, но в комплекте с ней шло беспросветное одиночество. Лишь через долгие годы сын орла осознал бессмысленность своего существования. Тогда он отправился к людям искать своей смерти, но избежать наказания ему не позволили, поэтому по сей день в небе скитается одинокая тень Ларры, напоминая о его гордыни.

Смелый и отважный Данко является полной противоположностью герою первой легенды. Вся его жизнь посвящена служению на благо народа. Не испугавшись трудного пути, Данко повёл всё своё племя навстречу свободе. Он продолжал любить их и жалеть даже тогда, когда люди готовы были растерзать своего вожака, обвиняя его во всех своих бедах. Именно поэтому Данко с готовностью вырывал сердце из собственной груди, чтобы помочь своему племени. Пылающее ярче солнца сердце разогнало тьму и указало верный путь сквозь непроглядные лесные заросли.

И вот, спустя некоторое время, когда всё тёмное и безрадостное осталось позади, Данко умер, но он был счастлив, пожертвовав собственной жизнью ради светлого будущего других людей.

Таким образом, выходит, что Ларра – это олицетворение самовлюблённого и эгоистичного человека, который живёт только себе во благо, не считаясь ни с чьими интересами. В то время как Данко – это настоящий герой своего времени, готовый на всё, лишь бы спасти свой народ от неминуемой гибели.

Исследователи считают, что легенды о Данко и Ларре не случайно упоминаются в одном произведении. Эти герои дополняют друг друга, как чёрное и белое. Они не могут существовать друг без друга, как без зла не бывает добра, и наоборот. На фоне Ларры, считающего всех, кроме себя самого, недостойными, Данко выглядит истинным примером милосердия и самоотверженности. Причём все его качества при помощи созданного контраста только усиливаются. А история с Ларрой – весьма поучительна, в ней говорится о том, что нет худшего наказания для любого человека, чем одиночество.

Смысл противопоставления этих двух героев заключается в том, чтобы понять, что наличие каких-либо особенностей у человека не гарантируют того, что он хороший. Без достойных целей, любви и нравственности эти качества не приведут ни к чему хорошему. Поэтому каждому человеку с раннего детства должны прививаться правильные приоритеты в жизни, которые научат людей быть добрыми, отзывчивыми и благородными.

Источник

Сочинение Данко и Ларра сравнительная характеристика по рассказу Старуха Изергиль Горького

какое качество характера объединяет образы ларры данко и старухи изергиль какое качество характера объединяет образы ларры данко и старухи изергиль

Схожесть Ларры и Данко в рассказе «Старуха Изергиль» в том, что оба они — молодые, красивые, смелые и гордые юноши. Каждый из них является лидером, оба они противопоставляют себя обществу.

Разница героев в том, что гордость Ларры только для него одного, он ставит себя выше всех, его высокомерие не знает границ. Сын женщины и орла, Ларра чувствует свою безнаказанность, считает, что все кругом ему чем-то обязаны, должны угождать, исполняя его эгоистические прихоти.

После жестокого убийства девушки, не покорившейся самоуверенному герою, мудрейший из людей выносит ему безжалостный приговор: герою даруют свободу, обрекая на одиночество.

Отвергнутый людьми, Ларра долгие годы провёл один, прежде чем понял бессмысленность своего существования, и вернулся к людям просить смерти. Но и смерти его лишили. И теперь он превратился в тень, жестоко наказанный за свою гордость.

Данко же, смелый и отважный, является полной противоположностью самовлюблённому эгоисту. Вся его жизнь принадлежит служению на благо народа.

Мужественный и решительный, Данко повёл людей к свету, ободряя и поддерживая их в нелёгком пути. А когда ведомые им люди уткнулись в тупик, они хотели растерзать юношу, обвиняя его в своих бедах. Данко, гордый и сильный, всем своим горячим сердцем любил людей и испытывал к ним жалость. Тогда он отважился на решительный шаг: смело разорвал свою грудь и вырвал горящее сердце. Пылающее как солнце сердце пронзило тьму и осветило весь мрачный лес. Данко высоко поднял своё горящее сердце над собой, и вновь позвал людей в путь.

И вот всё мрачное и тёмное осталось позади, а впереди их ждало солнце. Увидев свободную землю, счастливый Данко умер, самоотверженно отдав свою жизнь за светлое будущее людей.

Непомерная гордость Ларры привела его к одиночеству, своим тщеславием он сам себя обрёк на мучительное одиночество, и даже умерев физически, он продолжает жить духовно в таких же тяжких муках, не принося никому радости.

Данко принёс людям свет. Вся его жизнь, хоть и недолгая, была яркой и пылающей как факел, и его человеколюбивая самоотверженность, подарившая людям свободу, навсегда останется в их памяти.

Сочинение Сравнительная характеристика Ларры и Данко 7 класс

«Старуха Изергиль» — одна из ранних работ Максима Горького, в которой он, «рано узнав людей» пытается «выдумать Человека».

На первый взгляд сюжет произведения достаточно прост: старая женщина рассказывает сборщику винограда три истории: об отверженном по имени Ларра, рассказ Изергиль о своей жизни и о человеке, после смерти которого остались «очень странные голубые» огоньки, похожие на «языки» пламени.

Но суть данного произведения сложна и многогранна. «Славные сказки, сложенные в степи» — это не что иное, как разные точки зрения на предназначение человека. Это рассказ о поиске смысла жизни, о победе добра над страхом, бесчеловечностью и, в конце концов, над смертью.

Сама же рассказчица выступает связующей нитью между двумя древними легендами и реальной жизнью: через неё, кажется, ропщут и «роптали все забытые века».

Если первый герой предстаёт перед нами надменным «сеятелем смерти», то Данко жертвует собой во имя жизни, спасает её.

К тому же, Ларра – не человек в прямом смысле слова, он сын женщины и орла. Будучи самовлюблённым и эгоистичным человеком, он не считает людей материнского племени равными себе. Возвышаясь над ними, он презирает их. Законы человеческой жизни ему чужды, неприятны и даже неприемлемы.

А что же Данко? Несмотря на людскую злобу, их недоверие, Данко служит им. Видя, что безумие и страх порабощают их души, Данко руками разрывает себе грудь, достаёт своё сердце и освещает людям «путь во тьме», показывая дорогу к новой жизни. Это ли не подвиг, достойный уважения? Ведь будучи в сотни тысяч раз лучше людей, Данко жертвует собой во имя их спасения.

Но всё же в рассказе не это самое страшное. Самое страшное – это то, что никто не оценил его подвига, никто даже не заметил, что он умер, «кроме одного», который, «боясь чего-то», растоптал «гордое» сердце. И оно, даже «рассыпавшись в искры», продолжало жить и ярко освещать путь «заблудшим» людским душам.

Чего же испугался этот «осторожный» человек? Не того ли, что смелый поступок Данко мог и других юношей племени подвигнуть на решительные действия против захватчиков за свободу своих земель? Скорее всего, да. Ведь Горький недаром заканчивает своё повествование думами о «горящем» сердце. Он подталкивает читателя к мысли, что только служение обществу принесёт человеку настоящее «бессмертие».

Что осталось от Ларри? Лишь «тёмный» силуэт, «тень», которую в ночи и разглядеть-то почти невозможно.

А о Сердце и подвиге славного героя сохранилась «огненная» память: в степи перед началом грозы можно разглядеть яркое пламя вспыхивающих «голубых искр».

История любовных похождений самой старухи – поиск счастья. Но, по определению Горького, «раб страстей» никогда не сможет считать себя счастливым человеком: его жизнь быстротечна, порой, бессмысленна.

Надо сказать, что «Старуха Изергиль» — это ещё и притча, дошедшая до нас как некий поучительный рассказ с ярко выраженной моралью бескорыстного служения обществу.

Анализ рассказа «Легенда о Ларре»

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием рассказа Старуха Изергиль М. Горького.

Краткий анализ

Год написания – 1894.

История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить, как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.

Жанр – Рассказ. Части, посвященные Ларре и Данко – легенды.

Направление – Романтизм.

Развернутый анализ

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Тема

В анализируемом рассказе отобразились мотивы характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется; человек и общество, поколение слабых людей.

Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик.

Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему ее собеседник не пошел с веселой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.

Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и женщины.

В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.

Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Ее же безжалостно предавали, использовали, однако ее душа продолжала излучать свет. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.

Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества.

Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.

Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени женщины. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень.

Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль.

Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

Главные герои

Автор. Человек, беседующий со старухой Изергиль, именно ему она повествует о своей жизни, не опуская подробностей, и не боясь осуждения. В образе этого человека чувствуется мудрость и доброта.

Старуха Изергиль. В молодости очень красивая стройная девушка, она прожила насыщенную, яркую жизнь. Её старое, морщинистое лицо с носом, похожим на клюв, выцветшими от старости глазами, беззубый рот автор описывает, как символ того, что время нещадно меняет всё. Ни капли былой красоты невозможно угадать в её чертах.

Ясный ум, хорошая память и свой по-женски мудрый взгляд на жизнь. У неё своя философия: она брала от мужчин то, чего хотела, жила так, как чувствовала. Смелая, гордая, хитрая, расчётливая, она безумно любит жизнь. Изергиль много путешествовала, пережила и увидела достаточно, чтобы понять смысл жизни.

Ларра. В первой легенде, которую рассказывает старуха, главный герой – сын простой девушки и гордой птицы. Очень красивый, обладает силой превышающей человеческую. Его взгляд холоден, как у птицы. Ларра свободный, высокомерный, не ценит человеческую жизнь, не уважает старейшин, ни перед кем не преклоняется.

Девушку, отвергшую его, он убивает без сожаления. Слепая гордость и свобода, не знающая ограничений – это то, чего хочет Ларра. В наказание за его преступление мудрые старейшины оставляют его жить. Ларра становится тенью, которая бродит много лет, пытаясь умереть, но ему это недоступно.

Жанр

Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогаю приблизить рассказ к фольклору.

Сочинение 4

«Старуха Изергиль» — одно из первых произведений Максима Горького. Оно состоит из трёх частей, объединенных тем, что они поданы в качестве рассказов старухи. В основе лежит повествование о её молодости и мужчинах, в которых она влюблялась. Два других – предания. Одно об «отверженном» и порочном сыне орла, другое об удивительном человеке, чье имя стало нарицательным и несет значение истинного альтруизма. Рассказчица связывает истории и превращает в сложную, многогранную притчу о смысле жизни, человечности и смерти.

Может показаться, что судьба у Данко не менее печальна, чем у Ларры, а может и более трагична. Ведь «отверженный» наказан за совершенное зло, а герой не заслуживает гибели. Он готов отдать всего себя, но жертву никто не ценит, не замечает. Более того: сердце, осветившее путь племени, оказывается раздавленным безо всякой причины. Однако в повествовании важно не только то, как жили персонажи. М.Горький обращает внимание на их существование, последовавшее после гибели. Ларра превратился в ничто, в то время как «гордое» сердце Данко не исчезло – оно превратило в искры, которые мерцают в степи до сих пор. В этом и есть награда альтруиста. Пусть он не получил признания среди людей, он обрел кое-что большее: истинное бессмертие.

«Старуха Изергиль» — глубокомысленный рассказ, который затрагивает не одну тему. Он раскрывает вопросы смелости, любви, памяти, счастья, но главное, он показывает в чем, по мнению автора, заключается смысл человеческого существования. М.Горький иллюстрирует единственный способ не превратить в жизнь в нечто бессмысленное и быстротечное. Мораль проста: счастье в служение людям.

Популярные сочинения

Доброта и жестокость (Легенда о Ларре)

Доброта – это одно из главных духовных качеств человека, проявляющееся в его поступках и отношении к окружающим. Добрый человек всегда стремится заботиться о других, он готов самоотверженно бороться за их счастье даже ценой собственной жизни, несмотря ни на что.

Жестокость, в свою очередь, — это резко отрицательная черта характера, которую общество старается отвергнуть и искоренить.

Жестокий человек подобен животному, для которого не существует норм и правил, а есть лишь собственные потребности и нужды. Это качество служит лишь своему обладателю, а окружающим оно приносит только несчастье и беды. Чтобы доказать мою точку зрения, обратимся к рассказу Максима Горького “Старуха Изергиль”.

В произведении великого писателя главная героиня повествует нам о легенде о Данко. Молодой человек пожертвовал жизнью ради спасения племени.

Я считаю, что этот пример является ярким доказательством того, как проявляется доброта в жизни. Она способна спасти жизнь, как это сделал Данко. Для доброго человека не существует собственных интересов, он всегда готов бескорыстно помочь в трудную минуту — именно это хотел показать нам автор.

Ларра, вследствие своей чрезмерной гордости, проявил жестокость по отношению к другому человеку, считая, что тот должен делать всё, что ему скажут. Автор хотел донести до нас мысль о том, что жестокость — это худшее проявление человеческой сущности.

Жестокость всегда связана с личными желаниям, она чрезвычайно эгоистична, ей руководит злоба и ненависть. Итак, рассмотрев оба аргумента, мы убедились в том, что доброта и жестокость — противоположные по своему значению понятия.

Жестокости нет места в нашем мире, её природа дика и убивает в человеке самого человека. Это качество делает человека несчастным, разрушает его изнутри, не позволяет полюбить себя и других, полностью насладиться жизнью. В заключение хочется выразить надежду на то, что в мире будет больше добрых людей, всегда готовых помочь и подставить плечо окружающим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *