какое информационное агентство является первым в россии
Какое информационное агентство является первым в россии
Cовинформбюро (1941-1961)
Свою историю Международное информационное агентство «Россия сегодня» ведет с 24 июня 1941 года, когда было образовано Советское информационное бюро (Совинформбюро) при СНК СССР и ЦК ВКП(б) на основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О создании и задачах Советского информационного бюро». Его целью было руководство работой по освещению в периодической печати и по радио международных, военных событий и событий внутренней жизни страны.
В 1944 году в составе Совинформбюро было создано специальное бюро по вещанию на зарубежные страны. Через 1171 газету, 523 журнала и 18 радиостанций в 23 странах мира, советские посольства за рубежом, общества дружбы, профсоюзные, женские, молодежные и научные организации Совинформбюро знакомило читателей и слушателей с борьбой советского народа против фашизма, а в послевоенное время — с основными направлениями внутренней и внешней политики Советского Союза.
Совинформбюро было реформировано в Агентство печати «Новости» (АПН) постановлением ЦК КПСС от 5 января 1961 года.
Агентство печати «Новости»(1961-1990)
21 февраля 1961 года состоялась учредительная конференция Агентства печати «Новости» (АПН), которое стало ведущим информационным и публицистическим органом советских общественных организаций.
Учредителями АПН были Союз журналистов СССР, Союз писателей СССР, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и общество «Знание». В соответствии с уставом, АПН имело своей целью «путем широкого распространения за рубежом правдивой информации о СССР и ознакомления советской общественности с жизнью народов зарубежных стран всемерно содействовать взаимопониманию, доверию и дружбе между народами».
Представительства АПН находились в более чем 120 странах мира. Агентство издавало 60 иллюстрированных газет и журналов на 45 языках мира разовым тиражом 4,3 миллиона экземпляров. Совместно с Союзом советских обществ дружбы (ССОД) АПН издавало газету «Московские новости», которая с сентября 1990 года стала независимым изданием.
В 1989 году в АПН был открыт телевизионный центр, преобразованный затем в телекомпанию «ТВ-Новости».
Российское информационное агентство «Новости»(1990-2013)
Преемником Агентства печати «Новости» (АПН) стало Российское информационное агентство «Новости».
27 июля 1990 года в соответствии с указом президента СССР Михаила Горбачева «О создании информационного агентства «Новости» на базе АПН было создано Информационное агентство «Новости» (ИАН). Как было сказано в указе, «для информационного обеспечения государственной внутренней и внешней политики СССР и исходя из интересов демократизации средств массовой информации». Задачи ИАН практически остались прежними — подготовка и распространение в СССР и за рубежом печатных, теле- и радиоматериалов; изучение общественного мнения в стране и за рубежом по вопросам внешней и внутренней политики СССР. Был создан компьютерный банк данных, содержавший первоначально более 250 тысяч единиц документов. С 1991 года стала выходить лента оперативной информации «Инфоновости». Представительства ИАН располагались в 120 странах. ИАН издавало 13 иллюстрированных журналов и газет.
4 сентября 1991 года постановлением Совета министров РСФСР на базе ИАН было создано Российское информационное агентство (РИА) «Новости», находившееся в ведении министерства печати и информации.
РИА «Новости» имело около 80 загранбюро и корреспондентских пунктов, более 1,5 тысячи подписчиков в странах СНГ и около 100 за рубежом.
На основании указа президента РФ от 15 сентября 1993 года «О Российском информационном агентстве «Новости», РИА «Новости» стало государственным информационно-аналитическим агентством. В 1996 году работал радиоканал РИА «Новости» — «РИА — Радио». В августе 1997 года на базе телеканала РИА при учредительстве ВГТРК был создан телеканал «Культура».
В мае 1998 года на основании указа президента РФ «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации» был образован информационный холдинг ВГТРК, в состав которого вошло РИА «Новости» под новым названием — Российское информационное агентство «Вести», сохранив при этом в информсреде известный бренд РИА «Новости».
В 2001 году РИА «Новости» перешло к раскрытию новостной информации на своем интернет-ресурсе. Флагманский новостной сайт ria.ru (сайт нового поколения с возможностью геолокации, геотаргетирования и с интеграцией в соцсети) занимал первое место по размеру аудитории в России среди новостных ресурсов. 23 декабря 2003 года постановлением правительства РФ агентство РИА «Вести» было выведено из состава ВГТРК и подчинено непосредственно Минпечати.
1 апреля 2004 года, Федеральное государственное унитарное предприятие Российское информационное агентство «Вести» переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие Российское агентство международной информации «РИА Новости» (сокращенно — ФГУП РАМИ «РИА Новости»).
Агентство «РИА Новости» развилось в группу медиакомпаний, которая объединила ряд самостоятельных, но в то же время тесно взаимодействующих между собой мультимедийных СМИ. В медиахолдинг входили: мультимедийное Российское агентство международной информации, агентство экономической информации ПРАЙМ, Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ), агентство спортивных новостей Р-Спорт, универсальное рейтинговое агентство «РИА Рейтинг», агентство социальных исследований «Социальный навигатор», российское информационное агентство науки и технологий «РИА Наука», издательский дом «Московские новости», выпускавший газеты на русском, английском и арабском языках, сеть мультимедийных пресс-центров в России и за рубежом, а также более 40 информационных интернет-ресурсов на 22 языках.
Группа РИА работала в семи форматах (фото, видео, аудио, текст, инфографика, инфоэкран, 3D-изображения), выпускала новостной контент на семи платформах (сайтах, газетах, инфоэкранах, мобильном ТВ, социальных сетях, приложениях для планшетных и мобильных устройств, работающих на базе семи операционных систем: iOs, Android, Symbian, WP7, Bada, MeeGo, Blackberry).
В сутки Группа РИА производила около 5 тысяч единиц новостного контента для всевозможных платформ и в разнообразных форматах, в том числе около 2 тысяч текстовых сообщений.
Ядром Группы РИА выступало информационное агентство РИА Новости.
РИА Новости получило от Международного Олимпийского комитета статус национального хост-агентства и национального фотопула XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
МИА «Россия сегодня»
Согласно тексту указа, агентство «РИА Новости» ликвидировано, права учредителя и имущественные права были переданы Международному информационному агентству «Россия сегодня». Генеральным директором новой структуры назначен Дмитрий Киселев. Тем же указом была ликвидирована Российская государственная радиовещательная компания «Голос России», имущество компании также перешло к «России сегодня».
Основным направлением деятельности федерального агентства «Россия сегодня», согласно указу, является освещение государственной политики РФ и общественной жизни в России для зарубежной аудитории.
31 декабря 2013 года Дмитрий Киселев объявил о своем решении назначить главного редактора телеканала RT Маргариту Симоньян главным редактором «Россия сегодня».
МИА «Россия сегодня» объединяет радиовещание, новостные ленты, информационные порталы, мультимедийные международные пресс-центры, производство и распространение фотоконтента и инфографики, информационные площадки в социальных сетях и производство контента для мобильных приложений.
В составе МИА «Россия сегодня» — информационные ресурсы РИА Новости, Прайм, Р-Спорт, РИА Недвижимость, РИА Рейтинг, ИноСми.
МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА РОССИИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Информационные агентства – специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей. Успешная работа агентств зависит и от использования средств коммуникации. Без компьютерных сетей, спутниковой связи невозможно достичь должного уровня оперативности, а значит, быть конкурентоспособным. Первые информационные агентства в России возникли во второй половине XIX в., когда после «великих реформ» 60-х гг. стали бурно развиваться промышленность, торговля, сельскохозяйственное производство. Российской экономике необходима была оперативная и достоверная информация о состоянии мировых рынков, а также о политической ситуации. В 1866 г. высочайшим разрешением была создана отечественная информационная служба – Российское телеграфное агентство (РТА). На основе полученных из-за рубежа и прошедших цензуру телеграмм составлялись бюллетени, которые 2–3 раза в день рассылались подписчикам по телеграфу. Вскоре РТА стало собирать внутреннюю информацию и через немецкое агентство Вольфа распространять ее за границей. В 70–80-е гг. XIX в. действовали также Международное и Северное телеграфные агентства.
Следующий период в истории российских информационных агентств начался с захвата в дни октябрьского переворота 1917 г. наряду с телеграфом, вокзалами, мостами и другими средствами коммуникации и Петроградского телеграфного агентства. В течение короткого времени все информационные учреждения в столице, на местах и корпункты за границей были слиты в единый информационный орган – РОСТА, деятельность которого строго контролировалась. Это агентство получало прямые указания, что передавать, какую информацию распространять. Газеты и журналы, в свою очередь, были обязаны публиковать эти материалы.
В дальнейшем деятельность советского информационного агентства многократно реформировалась, менялось даже название (с 1925 г. – Телеграфное агентство Советского Союза, ТАСС). Длительный период ТАСС оставалось единственным источником официальной информации. Деятельность агентства находилась под строгим контролем власти и в целом была подчинена пропагандистским задачам.
В 1961 г., во время хрущевской «оттепели», рядом общественных организаций было учреждено еще одно информационное агентство, АПН, которое по статусу было негосударственным, однако жестко контролирующимся. АПН специализировалось на распространении информации среди зарубежных подписчиков, это была своего рода «витрина социализма». За ТАСС закрепилась обязанность передавать новостную оперативную информацию. К этому времени ТАСС стало крупнейшим агентством в мире, а его репортеры накопили немалый профессиональный опыт. АПН большее внимание уделяло интервью, репортажам, очеркам, издавало большое число вестников. До начала 90-х гг. эти агентства оставались естественными монополистами.
Информационный «бум» начала 90-х гг. не обошел стороной и информационные агентства. Создававшиеся новые агентства были прежде всего альтернативой государственной информационной службе. Монополия ТАСС и АПН была разрушена довольно быстро.
К настоящему времени в России действуют около тысячи различных служб, называющих себя информационными агентствами.
ТАСС и АПН выдержали испытание рынком. Эти агентства, а также Интерфакс являются крупнейшими и определяют погоду на рынке информации.
Система информационных агентств. В эту систему входят: крупные общероссийские агентства, дающие универсальную по тематике информацию (ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Вести»);специализированные агентства;региональные агентства; сетевые агентства.
Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)] Сегодня, по классификации ЮНЕСКО, является одним из крупнейших мировых агентств.
Информационное агентство Интерфакс было создано в 1989 г. и сегодня является крупнейшей негосударственной информационной корпорацией на территории бывшего СССР и представляет собой холдинг из 15 отдельных компаний. Вначале Интерфакс ориентировался прежде всего на иностранных дипломатов, специалистов, журналистов, которым не хватало достоверной информации об СССР. Первоначальная ставка на альтернативность и оппозиционность информации помогла агентству встать на ноги. Однако в дальнейшем деятельность агентства стали определять качество и оперативность информации, использование новейших технологических и технических средств, постоянные поиски нового.
Российское агентство международной информации «РИА Новости» (ФГУП РАМИ «РИА Новости») — одно из крупнейших информационных агентств России. Полное наименование — Федеральное государственное унитарное предприятие «Российское агентство международной информации РИА Новости». Свою историю «РИА Новости» ведет с 24 июня 1941 года. Тогда, через два дня после нападения вермахта на СССР, было образовано Советское Информационное Бюро (Совинформбюро). В 1961 году Совинформбюро было преобразовано в Агентство печати «Новости» (АПН). 27 июля 1990 на базе АПН было создано Информационное агентство «Новости» (ИАН). Представительства ИАН располагались в 120 странах. ИАН издавало 13 иллюстрированных журналов и газет. В сентябре 1991 года ИАН было преобразовано в Российское информационное агентство «Новости». С 1993 года РИА «Новости» является государственным информационно-аналитическим агентством. Осенью 2005 года дочерняя структура РИА, «ТВ-Новости», запустила иноязычный новостной телеканал Russia Today.В январе 2011 года «РИА Новости» запустило собственный круглосуточный интернет-телеканал «РИА ТВ», вещающий в режиме онлайн (бета-версия работала с августа 2010 года). Основную сетку вещания канала занимают новостные сюжеты и аналитические программы собственного производства, а также сторонних профессиональных поставщиков.
История Российского агентства международной информации «РИА Новости»
Свою историю Российское агентство международной информации «РИА Новости» ведет с 24 июня 1941 года, когда было образовано Советское информационное бюро (Совинформбюро) при СНК СССР и ЦК ВКП(б) на основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О создании и задачах Советского информационного бюро». Его целью было: руководство работой по освещению в периодической печати и по радио международных, военных событий и событий внутренней жизни страны.
В 1944 году в составе Совинформбюро было создано специальное бюро по пропаганде на зарубежные страны. Через 1171 газету, 523 журнала и 18 радиостанций в 23 странах мира, советские посольства за рубежом, общества дружбы, профсоюзные, женские, молодежные и научные организации Совинформбюро знакомило читателей и слушателей с борьбой советского народа против фашизма, а в послевоенное время — с основными направлениями внутренней и внешней политики Советского Союза.
В 1961 году на базе Совинформбюро было создано Агентство печати «Новости» (АПН), которое стало ведущим информационным и публицистическим органом советских общественных организаций. Учредительная конференция состоялась 21 февраля 1961 года.
Учредителями АПН были Союз журналистов СССР, Союз писателей СССР, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и общество «Знание». В соответствии с уставом АПН имело своей целью «путем широкого распространения за рубежом правдивой информации о СССР и ознакомления советской общественности с жизнью народов зарубежных стран всемерно содействовать взаимопониманию, доверию и дружбе между народами».
Представительства АПН находились в более чем 120 странах мира. Агентство издавало 60 иллюстрированных газет и журналов на 45 языках мира разовым тиражом 4,3 миллиона экземпляров. Совместно с ССОД АПН издавало газету «Московские новости», которая с сентября 1990 года стала независимым изданием.
В 1989 году в АПН был открыт телевизионный центр, преобразованный затем в телекомпанию ТВ-Новости.
Преемником Агентства печати «Новости» (АПН) стало Российское агентство международной информации «РИА Новости» (ФГУП РАМИ РИА «Новости»).
27 июля 1990 года в соответствии с указом президента СССР Михаила Горбачева «О создании информационного агентства «Новости» на базе АПН было создано Информационное Агентство «Новости» (ИАН). Как было сказано в указе, «для информационного обеспечения государственной внутренней и внешней политики СССР и, исходя из интересов демократизации средств массовой информации» Агентство печати Новости было переименовано в Информационное агентство «Новости». Задачи ИАН практически остались прежними — подготовка и распространение в СССР и за рубежом печатных, теле- и радиоматериалов; изучение общественного мнения в стране и за рубежом по вопросам внешней и внутренней политики СССР. Был создан компьютерный банк данных, содержавший первоначально более 250 тысяч единиц документов. С 1991 года стала выходить лента оперативной информации «Инфоновости». Представительства ИАН располагались в 120 странах. ИАН издавало 13 иллюстрированных журналов и газет. Председателем правления ИАН был Альберт Власов.
В сентябре 1991 года на базе ИАН и Российского информационного агентства было создано Российское информационное агентство «Новости». Указом президента РФ от 22 августа 1991 года РИА «Новости» было передано в ведение министерства печати и информации. РИА «Новости» имело около 80 загранбюро и корреспондентских пунктов, более 1500 подписчиков в странах СНГ и около 100 за рубежом. На основании указа президента РФ от 15 сентября 1993 года «О Российском информационном агентстве «Новости» РИА «Новости» стало государственным информационно-аналитическим агентством. В 1996 году работал радиоканал РИА «Новости» — «РИА — Радио». В августе 1997 года на базе телеканала РИА при учредительстве ВГТРК был создан телеканал «Культура».
В мае 1998 года на основании указа президента РФ «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации» был образован информационный холдинг ВГТРК, в состав которого вошло РИА «Новости» под новым названием — Российское информационное агентство «Вести», сохранив при этом в информсреде известный бренд РИА «Новости».
С апреля 2004 года, в связи с государственной регистрацией изменений, внесенных в учредительные документы 1 апреля 2004 года, Федеральное государственное унитарное предприятие Российское информационное агентство «Вести» переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие Российское агентство международной информации «РИА Новости» (сокращенно — ФГУП РАМИ «РИА Новости»).
Агентство «РИА Новости» развилось в группу медиакомпаний, которая сегодня объединяет пять самостоятельных, но в то же время тесно взаимодействующих между собой мультимедийных СМИ. В медиахолдинг входят: мультимедийное Российское агентство международной информации, агентство экономической информации ПРАЙМ, Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ), агентство спортивных новостей Р-Спорт, универсальное рейтинговое агентство РИА Рейтинг, издательский дом «Московские новости», сеть мультимедийных пресс-центров в России и за рубежом, а также более 40 информационных интернет-ресурсов на 22 языках.
Группа РИА работает в 7 форматах (фото, видео, аудио, текст, инфографика, инфоэкран, 3D-изображения), выпускает новостной контент на 7 платформах (сайтах, газетах, инфоэкранах, мобильном ТВ, социальных сетях, приложениях для планшетных и мобильных устройств, работающих на базе 7 операционных систем: iOs, Android, Symbian, WP7, Bada, MeeGo, Blackberry).
В сутки Группа «РИА Новости» производит около 5000 единиц новостного контента для всевозможных платформ и в разнообразных форматах, в том числе около 2000 текстовых сообщений.
Ядром Группы РИА выступает информационное агентство «РИА Новости».
Представительства и корпункты РИА Новости находятся в более чем 40 странах мира, включая страны СНГ и Балтии. В Азербайджане, Армении, Грузии и Молдавии РИА Новости тесно сотрудничает с местными информационными агентствами, выпускающими информацию на национальном и русском языках. Региональная сеть РИА Новости в России охватывает более 50 городов, включая в себя не только корреспондентов и корпункты, но и региональные пресс-площадки.
РИА Новости получило от Международного Олимпийского комитета статус национального хост-агентства и национального фотопула XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Среди постоянных клиентов РИА Новости — администрация президента и правительство России, Совет Федерации и Государственная Дума, ведущие министерства и ведомства, администрации субъектов Федерации, СМИ, представители российских и зарубежных деловых кругов, дипломатических миссий и общественных организаций.
С 2003 года руководителем ФГУП РАМИ «РИА Новости» являлась Светлана Миронюк.
(Дополнительный источник: АПН от Совинформбюро до РИА «Новости», Издательство ФГУП РИА «Вести», 2001).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Первое негосударственное информационное агентство России «Интерфакс» отмечает 30-летие
Президент отметил, что благодаря настоящим профессионалам – корреспондентам, обозревателям, редакторам – «Интерфакс» занимает лидирующие позиции. Политика, экономика, культура, бизнес. Не только новости, но и аналитика.
– Здесь политические журналисты. Ну, слава Богу, если места пустые, значит, люди на задании. Журналист – это ноги. А это мозг всего, главный выпуск. Последняя линия обороны. Вот от того, кто нажмет какую кнопку, такую новость вы и получите, – один из старейших сотрудников «Интерфакса» Георгий Гулиа проводит экскурсию по офису родного ему информационного агентства. Вообще-то, журналисты «Интерфакса» не часто попадают в кадр. Разве что в качестве «перебивки». «Перебивка» – это телевизионный сленг, когда нужно показать, кто же эти люди с микрофонами и диктофонами в руках.
– Агентство «Интерфакс». Возвращаясь к сегодняшней теме…
– Агент агентства, – ответила журналистка
Таких «агентов агентства» у «Интерфакса» сотни по всему миру. Их задача, как можно быстрее, а лучше всего – первыми, передать важную новость.
Нью-Йорк. Корреспондент Василий Антипин, сидя на полу, срочно отправляет в Москву слова, только что сказанные Сергеем Лавровым. На вопрос «что считает главным в своей работе», отвечает, не задумываясь: «Точность новости, оперативность новости. В первую очередь это. Технологии меняются, а принципы те же самые, я думаю».
То, с какой скоростью меняются технологии, понятно даже из самого названия агентства. Михаил Комиссар, бессменный руководитель, рассказывает о том, что 30 лет назад это он придумал название «Интерфакс», к модному тогда слову «интер» он просто прибавил не менее модное в 89-м году слово «факс»: «Интермикро, интерквадро. Это было на слуху, это было модно, это было интересно. А факс. С первых наших шагов мы были IT-компанией. Причем ультрасовременной. По тем временам факс – это была вершина человеческой технологической мысли».
Задумка была простой. Клиенту давали в аренду редкий и от этого дорогой факс и обещали присылать самые свежие новости. С немыслимой для тех лет скоростью.
В эпоху отсутствия мобильных телефонов и уж тем более интернета стать подписчиком «Интерфакса» стало не просто престижно, но и жизненно необходимо. Причем, скоро стало ясно, что клиентам, а это были или новые средства массовой информации, или бизнесмены, или политики, просто новостей стало мало.
– Даем клиенту новость, он говорит, да, новость интересная. Но вот какой из этого вывод сделать? Нужна какая-то аналитика. Даем аналитику. Да, а вот, как быстро принять решение, это хорошо или плохо. Возникли индексы, скорринги. У деловых, у занятых людей, у политиков всегда мало времени. Им нужно дать все четко, сжато, компактно. Кто, где, когда, – рассказывает Михаил Комиссар, председатель совета директоров, генеральный директор Международной информационной группы «Интерфакс».
– И все же что такое «Интерфакс» сегодня?
– Это лидирующая информационная компания, создающая сложные аналитические системы для принятия решений в политике и бизнесе, которые построены и на новостях, и на анализе больших массивов данных, и самых современных технологиях.
По этой же схеме сегодня работают все крупнейшие мировые информационные агентства – Bloomberg, Reuters и наравне с ними «Интерфакс». В эпоху развития интернета скорость появления новости важна не меньше ее объяснения. Причем, максимально подробного.
– Вот здесь ребята, которые разбираются в нефти, в газе, в электроэнергетике, в металлах. Есть секундочка? – подходит к журналисту Георгий Гулиа.
– У меня сейчас Силуанов в Думе, не могу.
– Вот это наш главный редактор Родион Ромов. Силуанов в Думе.
Так и следят круглосуточно, кто за политиками или чиновниками, кто за скачками курса доллара или волнениями в странах третьего мира, за всеми событиями на планете журналисты и аналитики «Интерфакса». Первого негосударственного информационного агентства в нашей стране.