какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Чайковский. Щелкунчик

Что это такое

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Что это такое

Один из самых известных русских балетов. Рассказанная музыкой история о том, что в мире бюргеров 1 есть место чуду. Гофмановская сказка о любви доброй девочки и заколдованного юноши усилиями композитора Петра Чайковского (1840–1893) и либреттиста Мариуса Петипа 2 превратилась в балет-сновидение. «Щелкунчик» разделил историю балета на «до» и «после», став к тому же самым известным балетом на тему Рождества.

Литературная основа

Сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» была опубликована в 1816 году. Позже она вошла во второй раздел первого тома гофмановского сборника «Серапионовы братья» (1819–1921). В этой книге рассказчиком сказки о Щелкунчике писатель сделал одного из членов литературного «братства» — Лотара, прототипом которого обычно считают литератора Фридриха де ла Мотт Фуке, автора знаменитой сказочной повести «Ундина».

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Описанный в сказке Щелкунчик — это одновременно игрушка и столовая утварь для колки орехов. Такие фигурки под названием Nussknacker были распространены в Германии и Австрии с XVIII века.

Гофмановская манера причудливо соединять в одном тексте два мира — реальный и фантастический — проявилась и в «Щелкунчике»: старший советник суда Дроссельмейер оказывается придворным часовщиком из полусказочного Нюрнберга, а деревянный щелкунчик — принцем Марципанового замка. В отличие от других гофмановских сказок («Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Повелитель блох»), в «Щелкунчике» практически не звучат иронические мотивы в адрес главных героев — это один из самых поэтичных текстов в творчестве Гофмана.

Первые два русских перевода «Щелкунчика» появились практически одновременно, оба — в 1835 году. Однако основой для балетного либретто послужили вовсе не они. В 1844 году гофмановскую сказку по-своему пересказал Александр Дюма («История Щелкунчика»). Он освободил причудливую гофмановскую фантазию от множества сюжетных деталей, а принца-щелкунчика сделал лихим рыцарем, в чём-то похожим на героев собственных романов. Именно версию Дюма и навязал Чайковскому и балетмейстеру Мариусу Петипа директор императорских театров Иван Всеволожский. За либретто 3 принялся Петипа.

Либретто

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Мариус Петипа в партии Таора. 1862 г.

Но мы-то помним, что сюжет о Щелкунчике пришёл к Петипа из дирекции императорских театров. Балету с революционной тематикой доступ на императорскую сцену был бы закрыт. Так что из окончательного сценария Петипа все революционные мотивы были изгнаны.

Сюжет Гофмана-Дюма также пострадал: из сказки выпала вся предыстория заколдованного юноши. Зато общая канва истории стала компактной и стройной. В первом действии главная героиня получает в подарок Щелкунчика, который с наступлением ночи вместе с оловянными солдатиками ведет бой против мышей во главе с Мышиным королем. В конце первого действия девочка спасает Щелкунчика, он превращается в прекрасного принца и ведет девочку за собой в сказочную страну. В финале она просыпается — это был всего лишь сон.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Сцена из балета «Щелкунчик». Мариинский театр, 1892

В сказке Гофмана имя главной героини — Мари, а одну из её кукол зовут Кларой. Петипа назвал Кларой саму девочку. На этом сложности с именем не закончились: в советские времена возникла традиция звать главную героиню русифицированным именем Маша. Потом героиню стали называть и по-гофмановски — Мари. Аутентичным следует считать имя Клара, которое фигурирует в сценарии Петипа и в партитуре Чайковского.

Музыка

Музыка сочинялась тяжело. В феврале 1891 года Чайковский сообщает брату: «Я работаю изо всей мочи, начинаю примиряться с сюжетом балета». В марте: «Главное — отделаться от балета». В апреле: «Я тщательно напрягал все силы для работы, но ничего не выходило, кроме мерзости». Ещё позже: «А вдруг окажется, что… ‘’Щелкунчик’’ — гадость…»

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

П. И. Чайковский, 1893

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Александра Ильинична Давыдова, сестра Петра Ильича Чайковского

В музыке «Щелкунчика» есть несколько пластов. Есть сцены детские и взрослые, фантастические и романтические, есть танцы дивертисмента. В музыке много аллюзий на культуру XVIII века: это, например, и галантный Танец пастушков, и Китайский танец, который, скорее, псевдокитайский (есть такой термин «шинуазри», то есть «китайщина»). А романтические фрагменты, наиболее связанные с эмоциональной сферой, становятся для композитора поводом для личных, очень интимных высказываний. Их суть непросто разгадать и очень интересно интерпретировать.

На пути симфонизации музыки композитор зашёл очень далеко даже по сравнению с «Лебединым озером» (1876) и «Спящей красавицей» (1889). Композитор обрамляет дивертисмент, который требовал от него балетмейстер, музыкой, насыщенной подлинным драматизмом. Сцена роста елки в первом акте сопровождается музыкой симфонического размаха: из тревожного, «ночного» звучания вырастает прекрасная, бесконечно льющаяся мелодия. Кульминацией всего балета стало Адажио, которое по замыслу Петипа танцевали Фея Драже и принц Оршад.

Первая трактовка

«Щелкунчик» и Петипа разминулись. Считается, что хореограф, пребывая в депрессии после смерти дочери, переложил всю работу на своего ассистента Льва Иванова. В сотрудничестве с ним Чайковский и заканчивал свой балет.

Впоследствии, уже после премьеры, газеты сообщали, что Петипа намерен представить его новую версию. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: балетмейстер так и не вернулся к своему проекту.

Премьера балета состоялась 6 декабря (18 декабря по новому стилю) 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой «Иоланта». Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся петербургского Императорского театрального училища.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Фрагмент спектакля «Щелкунчик» в постановке Императорского Мариинского театра, 1892

Вопрос о том, сколько идей Петипа перешло в хореографию Иванова, дискуссионный. Иванов в основном иллюстрировал сюжет, не обращая внимания на драматические возможности партитуры. Именно у него снежная буря и превратилась в безобидный вальс снежных хлопьев. Второе действие балета критики назвали вульгарным: балетные артистки, одетые сдобными булочками-бриошами, были восприняты как вызов хорошему вкусу. Сам Чайковский также остался недоволен постановкой. Последний раз спектакль Иванова возобновляли в 1923 году, после чего он навсегда исчез со сцены Мариинского театра.

Другие интерпретации

Новый взгляд на балет Чайковского представили балетмейстер Александр Горский и художник Константин Коровин (1919, Большой театр). В их спектакле сцена представляла собой сервированный стол с огромным кофейным сервизом, из которого выходили танцоры. В финале Горский оставлял Клару в мистическом сне. Вместо Феи Драже и принца Коклюша Горский отдал Адажио маленьким героям — Кларе и принцу Щелкунчику. Эта идея оказалась настолько хороша, что прочно прижилась в России.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

К.А. Коровин. Эскиз бутафории к балету «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Китайский домик. 1919, Третьяковская галерея

Между тем традиции пышного дореволюционного «Щелкунчика» продолжил великий реформатор балета Джордж Баланчин, создатель бессюжетных хореографических постановок, который оказал значительное влияние на развитие хореографической школы в США (1954, Нью-Йорк Сити балет). Когда-то, ещё будучи учеником балетного училища в Петербурге, он участвовал в том самом спектакле, который разочаровал Чайковского. Спустя многие годы он решил оттолкнуться от идей Иванова и поставить пышный дивертисмент, в котором сам сюжет убрал на второй план. У Баланчина дети, попав в кондитерский рай, остаются детьми и смотрят на происходящие чудеса со стороны. Адажио танцуют Фея Драже и Кавалер (так Баланчин обозвал принца Коклюша). Хотя в философские смыслы музыки Чайковского хореограф не углублялся, его версия стала самой популярной в США: на неё до сих пор ориентируются многие американские постановщики «Щелкунчика».

В 1973 году балет «Щелкунчик» соединился с искусством анимации (режиссёр мультфильма — Борис Степанцев). Зрителей поразила — и поражает до сих пор — фантазия его авторов: в начальном эпизоде вместе с Машей танцует метла, а в Вальсе цветов Принц и Маша взлетают в небеса, подобно героям Шагала. И пусть главная героиня вопреки Гофману, Дюма и Петипа превратилась в девочку-служанку, эта версия «Щелкунчика» стала в России не менее классической, чем балет Григоровича.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

П. Чайковский. «Щелкунчик». Мариинский театр. Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев, декорации, костюмы и постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова. Сцена из спектакля. Фото Н. Разиной

Память о том, что премьера «Щелкунчика» прошла в один вечер с премьерой «Иоланты», сподвигла режиссёра Сергея Женовача вновь соединить вместе эти два произведения. В 2015 году, поставив «Иоланту» в Большом театре, он предварил её сюитой из «Щелкунчика» и заставил слепую Иоланту вслушиваться в музыку балета и сопереживать ей.

Музыку из «Щелкунчика» мы можем слышать не только в оперных или концертных залах. Она звучит за кадром во многих фильмах («Один дома»), мультфильмах («Том и Джерри»), телесериалах («Друзья»).

Рождественский балет

Есть несколько музыкально-сценических произведений, которые воспринимаются во всём мире как рождественские или новогодние. В Германии такова опера «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка (хотя её сюжет не имеет отношения к Рождеству), в Австрии — оперетта «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, в США и России — балет «Щелкунчик».

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

«Щелкунчик», Большой театр, 2014

Американская традиция давать «Щелкунчика» к Рождеству обязана своим возникновением Баланчину. «Щелкунчик» в США — это синоним Рождества и зимних детских каникул. Любая, даже самая маленькая, балетная компания, каждая балетная школа показывает в декабре свой вариант балета. По смыслу многие из них восходят к пышной постановке Баланчина и мало отличаются друг от друга.

В советское время «Щелкунчик» по понятным причинам считался новогодним балетом. Многие культурные феномены, хоть сколько-нибудь связанные с праздником Рождества, в те годы привязывались к новогодней теме. Билеты на новогодние представления «Щелкунчика» в Большом, Мариинском, Михайловском театрах, в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко раскупались задолго до Нового года.

После 1990-х, когда Рождество вновь стало официальным праздником, балет «Щелкунчик» мгновенно обрёл статус главного рождественского балета. И пусть его содержание выходит далеко за рамки религиозного праздника — «Щелкунчик» всегда дарит зрителям и слушателям самое настоящее рождественское чудо.

Примечания:

Источник

Щелкунчик

Персонажи

Поиск персонажей

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Советник по медицине, отец Луизы, Фрица и Мари. В сказке и большинстве экранизаций его имя не называется.

В фильме «Щелкунчик и четыре королевства» — Бенджамин Штальбаум, недавно овдовевший отец семейства, пытающийся справиться с потерей жены. Очень любит свою умершую жену, переживает из-за того что Клара воспринимает его попытки сближения в штыки.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Лорд-регент страны Цветов, в повествовании фильма задействован незначительно. Упоминается что его страну Мари Штальбаум открыла второй.

Frau Stahlbaum (Marie Stahlbaum)

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Мать Луизы, Фрица и Мари Штальбаум.

Как и у отца семейства, господина Штальбаум, в большинстве экранизаций, как и в сказке, её имя не называется. Однако в экранизации «Щелкунчик и четыре королевства» госпожа Штальбаум получает имя «Мари». В этом фильме мать Клары — изобретательница, создавшая мир Четырех Королевств, умерла незадолго до начала повествования. Любима как в своей семье, так и в Четырех Королевствах, где она считается королевой.

Новая кукла, подаренная на Рождество Мари, была вынуждена уступить свою постель раненому Щелкунчику.

Двоюродный брат королевского часовщика Христиана Элиаса Дроссельмейера, игрушечных дел мастер, резчик по дереву, лакировщик и позолотчик. В один из канунов Рождества с ним расплатились орехом Кракатук.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Старшая сестра Мари и Фрица Штальбаум.

Так же является эпизодическим персонажем фильма «Щелкунчик и четыре королевства», также как и вся её семья, пытается справиться с утратой матери, пытается поддержать отца.

Marie Stahlbaum (Clara Stahlbaum)

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Семилетняя дочь советника медицины Штальбаума, получившая в подарок куклу Щелкунчика и своей любовью к нему одолевшая злые чары.

В разных канонах разнится её возраст, и чаще всего она представлена более взрослой, чем в сказке. Иногда именуется Кларой.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Лорд-регент Королевства Развлечений, приютившая на своих землях сообщество разумных мышей «Мышиный король». Не особенно ладит с остальными тремя королевствами, считается изменницей.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Королева мышиного царства, мать Мышиного короля

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Семиголовый сын королевы Мышильды, враг Щелкунчика, угрожавший Мари, что съест Щелкунчика.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Лорд-регент Страны Снежинок, в повествовании фильма практически не учавствует. Его страну Мари Штальбаум открыла третьей.

Кукольный генерал, помогавший Щелкунчику в его сражении с Мышиным воинством.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Принцесса, самая прекрасная в мире. Была заколдована Мышильдой, и становилась все безобразней. Выходом для неё было только съесть ядрышко ореха Кракатук.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Персонаж, появившийся в балете Петра Ильича Чайковского. Волшебное создание, появляющаяся в Волшебной Стране, куда после победы над Мышиным Королем ведет Клару Щелкунчик.

В фильме 2019 года является важным персонажем для повествования. Фея, лорд Регент королевства Сладостей. Самая эмоциональная из регентов, была очень приветлива к Кларе, даже делала ей прическу перед балом. Для безопасности Четырех Королевств просит Клару вернуть ключ от оживляющей машины, чтобы создать войско, для защиты.

Любимая кукла Мари.

Phillip Hoffman (Nutcracker)

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Последний Щелкунчик в Четырех Королевствах, капитан стражи, стережет мост в бывшее Королевство Развлечений. В последствии — сопровождает Клару в её путешествии по Королевствам, не покидая её ни в беде, ни в радости.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Младший брат Мари, очень любит играть в солдатики.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Крестный Мари (Клары) и ее брата Фрица, старший советник суда, маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим черным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, почему он и носил красивый белый парик. Дроссельмейер сам был великим искусником, он знал толк в часах и даже умел их делать.

В фильме «Щелкунчик и четыре королевства» — также является крестным Клары, игрушечных дел мастером. Знает о Четырех Королевствах, выступает проводником Клары в её пути туда.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Игрушка, племянник Христиана Дроссельмейера, заколдованный королевой Мышильдой.

Источник

Как звали фею в балете Чайковского «Щелкунчик»?

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Её звали Фея Драже. Как ясно из имени, она повелевала конфетами и вообще всем сладким на балу. Мне кажется, в царстве сладкоежек править бал должна именно фея, а не королева и не принцесса. Фея это что-то лёгкое, восхитительное, почти неосязаемое и прекрасное. Как конфетка.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Фею из балета Чайковского «Щелкунчик» звали Драже. Кстати, в день примьеры балета Пётр Ильич Чайковский приготовил для зрителей Сюрприз. Когда на сцену вышла балерина Дель-Эра, в образе Драже, зазвучала всхитетельная хрустальная музыка. А весь секрет был в музыкальном инструменте под названием челеста, который до этого не был известен в России. Этот «небесный» инструмент Чайковский выписал из Парижа, и оберигал от чужих глаз и ушей, до самой премьеры «Щелкунчика».

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Имя Дарья (Дария), согласно версии книги супругов Надежды и Дмитрия Зима «Тайна имени», пришло к нам из древнеперсидского языка и означает «сильная», «побеждающая». Википедия даёт другой перевод также с древнеперсидского: «Дараявауш» — владетель блага. У имени имеется и мужской вариант – Дарий. Несмотря на звонкость и жизнерадостность, главными чертами его энергетики являются твёрдость и импульсивность. Именины 31 марта.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

На мое «ухо» лучше всего сочетаются с отчеством «Львович» имена, которые заканчиваются на буквы л, н, м и на гласные.

Легко произносятся имена на и краткое: Николай Львович, Тимофей Львович.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Мария, Ангелина, Наталья, Надежда, Ирина, Алиса, Ева, Маргарита, Кира, Элина, Диана, Виктория, Валерия, Полина, Арина, Алина, Яна, Лада, Инга, Лидия, Юлия, Милена, Эмилия. Отчество длинное и гармоничнее будет звучать короткое имя, мягкое.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

К отчеству Давидовна можно придумать много имен. Само отчество не сложное, поэтому можно использовать длинные и короткие имена. Вот например: Александра Давидовна, Екатерина Давидовна, Кристина Давидовна, Елизавета Давидовна, Анастасия Давидовна, Виктория Давидовна, Вероника Давидовна, Варвара Давидовна. Как вы можете увидеть звучание хорошее. А вот имена покороче: Ирина Давидовна, Марина Давидовна, Юлия Давидовна, Анна Давидовна, Яна Давидовна, Кира Давидовна, Мария Давидовна, Алла Давидовна, Ульяна Давидовна, Диана Давидовна, Ульяна Давидовна, Вера Давидовна.

Можно выбрать из полного списка имен, если проговаривать имя и отчество вслух.

Источник

Какое имя было у феи в балете П.И.Чайковского «Щелкунчик»?

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Фея в балете Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», поставленном по одноимённой сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана, носила имя Драже. Танец феи Драже в исполнении Екатерины Максимовой Вы можете посмотреть в приведённом ниже видео.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Музыкальные композиции, вошедшие в этот цикл, принято называть пьесы.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Послушать «Времена года» Чайковского онлайн бесплатно и легально можно здесь.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Прошло три дня, по звезде видно, что вопрос пользуется спросом, но ответа на него так никто

и не дал. Правильный ответ будет ПЕРВЫЙ. Этот мост находится в Санкт-Петербурге. Он очень старинный. Жители Санкт-Петербурга его величают «Мост Лизы».

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

На мой взгляд, композитор Петр Ильич Чайковский является одним из самых великих людей своего времени. И слава о нем была есть и будет еще не одно поколение. Его музыка, его творения, известны во всем мире. Он внес неоценимый вклад в классическую музыку, создав поистине бессмертные творения.

Родился будущий композитор в 1840 году 7 мая. Произошло это в городе Воткинске. Отец его хоть и был далек от мира искусства, но тем не менее, сумел достичь определенных высот в инженерии. А вот мать композитора прекрасно пела и музицировала.

Мало кто знает, что Петр Ильич Чайковский и его родственники, являются выходцами из Украины, которые носили фамилию Чайка. Вот в связи с этим и получилась в дальнейшем фамилия Чайковский.

В семье Чайковских было шестеро детей. Маленький Петя был вторым ребенком в этой большой семье.

Не смотря на тягу к музыке, родители приняли решение отправить Петра в училище, осваивать правоведение. Но молодой человек не оставил музыку, а продолжил заниматься ею с частным преподавателем.

После окончания обучения в училище правоведения, Чайковский принимает решение поступить в Санкт Петербургскую консерваторию.

Окончил он консерваторию с медалью и спустя несколько месяцев переехал в Москву и поступил на работу в Московскую консерваторию. Начинает активно сочинять. Его творчество становится интересным и профессионалам и слушателям.

В 1868 году композитор познакомился с молодой Дезире Арто. И в первые испытал влюбленность. Однако, девушка осталась равнодушна к его симпатии и в итоге отдала сердце другому.

В последствии, все свои силы он решил посвятить исключительно творчеству. Именно этот период стал золотым в его жизни. В это время он написал свои самые главные произведения.

Спустя годы, композитор совершает попытку создания семьи. Его выбор пал на его знакомую, с которой он учился. По его же собственному признанию, в последствии, этот брак он решил создать с той, целью, что бы его перестали обвинять в нетрадиционной сексуальной ориентации. Но тем не менее, и это не помогло ему избежать волну негодования как от слушателей, так и от коллег. Брак вскоре распался.

К сожалению, великий композитор Петр Ильич Чайковский прожил довольно короткую жизнь, всего 53 года и умер по злому року судьбы. Причиной его смерти стала холера, которая была активно распространена в столице. Композитор имел неосторожность напиться сырой воды, которая и послужила причиной заражения этим заболеванием.

Промучившись несколько дней, великий русский композитор Петр Ильич Чайковский скончался.

Но тем не менее, не смотря на то, что после его смерти уже прошло больше 120 лет, его имя известно и любимо во всем мире. А его произведения по прежнему звучат на самых известных музыкальных площадках.

Источник

Какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Тайна феи Драже и полная версия балета «Щелкунчик» Мариинского театра

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

6 декабря 1892 года в Мариинском театре, в Петербурге, в первый раз был показан новый балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».

Теперь все уже знают прекрасный балет-сказку о смелом Щелкунчике, победившем семиголового мышиного короля; знают и любят великолепную музыку Чайковского.

Но в тот день никто еще не знал ни балетного спектакля, ни музыки, которая была для него написана.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

В зале Мариинского театра в тот день можно было встретить известных композиторов, театральных и музыкальных критиков, представителей петербургской и московской прессы…

В первых рядах партера сидели завсегдатаи балетных спектаклей — балетоманы.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Для них в этом спектакле тоже был приготовлен подарок: в новом балете в новой роли должна была выступить приезжая знаменитость — итальянская балерина Дель Эра.

На галерке шумели самые искренние, самые горячие и восторженные ценители настоящего искусства — студенты.

Было так, как всегда бывает на премьерах: все с нетерпением ждали начала спектакля, и все, естественно — и актеры, и зрители, — волновались.

Но больше всех, пожалуй, волновался сам автор — Петр Ильич Чайковский — и два его друга, оба известные музыкальные издатели, братья Петр и Осип Юргенсоны.

Дело в том, что Петр Ильич приготовил публике еще один сюрприз, о котором знали только они трое (не считая, конечно, оркестра Мариинского театра).

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

О том, что это был за сюрприз, об этом чуть позже, а пока представьте себе Мариинский театр 6 декабря 1892 года.

Отзвучала увертюра, поднялся расписной тяжелый занавес — начинается балет.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Зрители знакомятся с доброй девочкой Кларой; с ее дядюшкой Дроссельмейером, искусным часовых дел мастером, который умеет не только чинить часы, но и делать всякие таинственные игрушки; с самим Щелкунчиком — смешным и некрасивым игрушечным человечком; и со страшным королем мышей.

Вот уже Щелкунчик превратился в прекрасного принца и ведет свою храбрую спасительницу Клару в сказочный город — там живут игрушки и сласти, которые с удовольствием танцуют перед восхищенной девочкой…

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Нетерпение зрителей возрастает: им хочется скорее увидеть, как танцует приезжая балерина — фея Драже.

Петр Ильич и его друзья тоже ждут итальянку, но совсем по другой причине — с появлением феи Драже раскроется секрет, хранимый ими больше года.

Гремят аплодисменты. На сцене — Дель Эра. Сказочная фея Драже начинает свой танец.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Но что это? Какие странные звуки! Как будто хрустальные горошинки падают на серебряное блюдо.

Падают, подскакивают и исчезают. Поистине, волшебная музыка!

В зале легкий шум. Знатоки оркестра удивленно переглядываются: что за инструмент рождает эти поющие хрустальные капельки? Насколько им известно, в симфоническом оркестре нет инструмента с таким звучанием.

Действительно, этого инструмента не было, но теперь он существует, и вот как это случилось.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Летом 1891 года Петру Ивановичу Юргенсону в Москву пришло письмо от Чайковского: «Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, — писал он, — с божественно чудным звуком… Я желал бы, чтобы его никому не показывали».

По просьбе Петра Ильича Юргенсон выписал этот инструмент из Парижа, но Петр Ильич все волновался: «Ради Бога, — писал он опять, — имей в виду, что никто, кроме меня, не должен слышать звуков этого чудного инструмента. Если инструмент придет сначала в Москву, то оберегай его от посторонних, а если в Питер, то пусть Осип Иванович оберегает».

Много было волнений, но наконец-то все тревоги позади: танцует фея Драже, нежно звенят хрустальные капельки очаровательной мелодии ее танца: взволнованно перешептываются музыканты; критики, композиторы, сидящие в зрительном зале, вытягивают шеи, пытаясь разглядеть новинку.

А там, куда они заглядывают, в оркестровой яме (так называется место, где сидит оперный оркестр), в углу скромно стоит инструмент, похожий на маленькое пианино.

какое имя было у феи в балете чайковского щелкунчик

Это челеста, или, говоря по-русски, «небесная», тот самый «инструмент с божественно чудным звуком», о котором писал Петр Ильич.

У челесты такие же, как у пианино, клавиши, но внутри вместо струн — металлические пластинки (иногда эти пластинки бывают стеклянными); молоточки ударяют по ним, и пластинки звенят прозрачно и тоненько.

Вот такая вот она – тайна феи Драже.

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ балета «ЩЕЛКУНЧИК» ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО

История создания балета «ЩЕЛКУНЧИК»: Литературной основой для создания балета послужила сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (нем.: Nußknacker und Mausekönig). Сказка Гофмана впервые была опубликована в 1816 году в Берлине. Сюжет состоял в том, что двенадцатилетняя девочка Марихен Штальбаум на Рождество получила в подарок от своего крестного Дроссельмейера куклу-щелкунчик для раскалывания орехов. В рождественскую ночь Щелкунчик ожил и вступил в борьбу в мышиным воинством. Утром Дроссельмейер рассказал историю своего племянника, заколдованного мышиным королем. А ночью Марихен, ее любимая кукла Клара и Щелкунчик вновь подверглись нападению мышиной армии, вступили в схватку с мышами и, победив, отправились в кукольное королевство, где Марихен была избрана принцессой.
В 1838 году эту сказку перевел на французский язык литератор Эмиль Лабедолльер (фр. Gigault de La Bédollière; 1812—1883).
Этот перевод попался на глаза выдающемуся французскому романисту, автору бессмертного творения «Три мушкетера» и других приключенческих романов Александру Дюма (1802—1870). Трудно сказать, что ему понравилось в сказке Гофмана, а что — нет. Как бы то ни было, в 1844 году он написал свою версию сказки на тот же сюжет. Вот этот литературный вариант, с весьма большими отступлениями от первоначальной сказки Гофмана, и нашел директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский.
И задумал задумал создать балет по сказке «Щелкунчик и мышиный король» директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский (1835—1909). Это был не просто чиновник, а очень талантливый и высоко квалифицированный чиновник, доказавший, что талантливый и высококвалифицированный чиновник так же необходим государству, как и талантливый художник. Это было абсолютно точное и потому исключительно редкое попадание на должность директора императорских театров именно того, кого надо. Он не боялся проявлять инициативу и брать ответственность. И именно благодаря этому русская сцена принесла в мировую театральную классику множество шедевров, среди которых балет «Щелкунчик».
Иван Александрович Всеволожский искал и постоянно просматривал массу материалов — все, что могло быть использовано в качестве либретто или основы для театральных постановок. История про девочку и раскалыватель орехов в форме куклы, превращавшийся в прекрасного юношу, вполне устроила директора императорских театров в качестве основы для балета.
Но он задумал не просто балет. В его планы входило поставить огромное сценическое действо, целую музыкальную феерию, куда входил бы не только балет, но и опера. В качестве основы для оперы была выбрана одноактная драма в стихах датского писателя Г. Герца «Дочь короля Рене» — эта пьеса в переводе и некоторой переделке Владимира Рафаиловича Зотова была поставлена в 1888 году в московском Малом театре. Так началась история создания оперы «Иоланта».
В качестве композитора был приглашен Петр Ильич Чайковский. Либретто к балету и всю программу совместной постановки программы, включавшей и балет, и оперу, создавал главный балетмейстер Петербургской императорской труппы Мариус Петипа, он и должен был ставить хореографию балета, но заболел — и хореографом нового балета срочно был назначен Лев Иванович Иванов. А к работе над текстом для оперы сразу приступил брат композитора Модест Ильич Чайковский.
Однако если музыка к опере сочинялась у Петра Ильича Чайковского довольно быстро, то с балетом появились сложности: не сразу было найдено музыкальное видение гофманской сказки, хотя композитор целиком основывался на либретто М. Петипа. Но в итоге, когда нужный музыкальный аспект был найден и музыка появилась, это была определенная своеобразная победа — партитура оказалась намного богаче и сложнее традиционных произведений для балета. Композитор к этому времени уже заслужил звание одного из великих реформаторов балетной музыки: он принёс в классическую интерпретацию новую динамику, сквозное действие музыкальных тем и образов. Музыка к новому балету продолжила развитие в тех же направлениях.
Для Чайковского это произведение значилось сочинением 71.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *