какое имя будет у антихриста

Антихрист и время его пришествия — иерей Олег Давыденков

Сама при­ставка “anti” в гре­че­ском языке может иметь два зна­че­ния: “про­тив” и “вме­сто”. По отно­ше­нию к анти­хри­сту оба эти зна­че­ния пра­во­мочны, потому что анти­христ, согласно цер­ков­ному уче­нию, есть про­тив­ник Хри­ста, а с дру­гой сто­роны — тот, кто пыта­ется поста­вить себя на место Хри­ста. В Свщ. Писа­нии само это наиме­но­ва­ние упо­треб­ля­ется дво­я­ким образом…

Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку

Антихрист и время его пришествия

Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания

В широ­ком смысле слово “анти­христ” — это вся­кий, “отвер­га­ю­щий Отца и Сына” ( 1Ин.2:22 ), “а вся­кий дух, кото­рый не испо­ве­дует Иисуса Хри­ста, при­шед­шего во плоти, не есть от Бога, но это дух анти­хри­ста…” ( 1Ин.4:3 ), т. е. вся­кий, кто отри­цает Бого­че­ло­ве­че­ство и Бого­сы­нов­ство Иисуса Хри­ста, может быть назван анти­хри­стом. В этом смысле “…появи­лось много анти­хри­стов…” ( 1Ин.2:18 ). Но в стро­гом смысле это наиме­но­ва­ние упо­треб­ля­ется в отно­ше­нии к опре­де­лен­ному лицу, о кото­ром также гово­рит ап. Иоанн Бого­слов: “…вы слы­шали, что при­дет анти­христ…” ( 1Ин.2:18 ).

В исто­рии имели место мне­ния, что анти­христ не есть лич­ность, а про­сто некая бого­враж­деб­ная сила. Такое мне­ние выска­зы­вал, напри­мер, Мар­тин Лютер; на рус­ской почве его вос­про­из­во­дили рас­коль­ники бес­по­повцы. Св. Иоанн Дамас­кин (Точ­ное изло­же­ние… кн. 4, гл. 26) пишет: “Надобно знать, что должно придти анти­хри­сту, хотя анти­христ есть и вся­кий, не испо­ве­да­ю­щий, что Сын Божий при­шел во плоти, но в соб­ствен­ном смысле и пре­иму­ще­ственно, анти­хри­стом назы­ва­ется тот, кото­рый при­дет к кон­чине мира”. Свщ. Писа­ние учит об анти­хри­сте, как о кон­крет­ной лич­но­сти. Гос­подь гово­рит иудеям:

“…иной при­дет во имя свое, его при­мете” ( Ин.5:43 ). Апо­стол Павел назы­вает анти­хри­ста: “чело­ве­ком греха, сыном поги­бели” ( 2Фес.2:3 ).

По пре­да­нию, анти­христ про­изой­дет из народа иудей­ского и будет являться потом­ком Дана, одного из 12 сыно­вей Иакова. Про­ро­че­ство пат­ри­арха Иакова о Дане и его потом­ках зву­чит сле­ду­ю­щим обра­зом: “Дан будет змеем на дороге, аспи­дом на пути, уязв­ля­ю­щим ногу коня, так что всад­ник его упа­дет назад. На помощь Твою наде­юсь Гос­поди!” ( Быт.49:17–18 ). Не менее страш­ные слова о Дане содер­жатся у про­рока Иере­мии: “От Дана слы­шен храп коней его, от гром­кого ржа­нья жереб­цов его дро­жит вся земля; и при­дут и истре­бят землю и все, что на ней, город и живу­щих в нем” ( Иер.8:16–17 ).

В Откр. (гл. 7) пере­чис­ля­ются запе­чет­лен­ные от всех колен Изра­и­ле­вых, и среди пере­чис­ля­е­мых колен не упо­мя­нуто колено Даново, что тоже рас­смат­ри­ва­ется как при­кро­вен­ное ука­за­ние на то, что из колена Данова будет антихрист.

Суще­ствует лож­ное мне­ние, что анти­христ будет вопло­ще­нием сатаны: подобно тому как Гос­подь вопло­тился от Девы, и сатана в послед­ние вре­мена тоже вопло­тится в чело­веке. Это мне­ние Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью не раз­де­ля­ется. Св. Иоанн Дамас­кин (Точ­ное изло­же­ние, кн. 4, гл. 26) пишет: “Не сам диа­вол сде­ла­ется чело­ве­ком, подобно тому, как воче­ло­ве­чился Гос­подь, да не будет! Но родится чело­век от блу­до­де­я­ния и при­мет на себя все дей­ство­ва­ния сатаны, ибо Бог, пред­видя буду­щее раз­вра­ще­ние его воли, попу­стит диа­волу посе­литься в нем”. Слова св. Иоанна Дамас­кина согласны с уче­нием Свщ. Писа­ния об анти­хри­сте: “кото­рого при­ше­ствие, по дей­ствию сатаны, будет со вся­кою силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными” ( 2Фес.2:9 ).

Имя анти­хри­ста неиз­вестно, известно только его число — “666”. По объ­яс­не­нию свщмч. Ири­нея Лион­ского, “имя его неиз­вестно потому, что оно недо­стойно быть воз­ве­щен­ным от Духа Свя­того” (Про­тив ере­сей, кн. 5, гл. 30).

Собы­тием, непо­сред­ственно пред­ва­ря­ю­щим при­ше­ствие анти­хри­ста, будет взя­тие “от среды удер­жи­ва­ю­щего теперь” ( 2Фес.2:7 ). Эти слова тре­буют обра­ще­ния к гре­че­скому тек­сту. В ст. 6 гово­рится: “ныне вы зна­ете, что не допус­кает открыться ему в свое время”. Слову “что” в сино­даль­ном пере­воде соот­вет­ствует гре­че­ское “to katechon”, что бук­вально зна­чит “дер­жа­щее или удер­жи­ва­ю­щее”, в сред­нем роде. Оче­видно, здесь име­ется в виду не чело­ве­че­ское лицо, а некая сила. В ст. 7 гово­рится: “не совер­шится до тех пор, пока не будет взят от среды удер­жи­ва­ю­щий (o ketechon)”. Здесь упо­треб­лен муж­ской род, что ско­рее всего ука­зы­вает на лицо муж­ского рода. Одно­знач­ного тол­ко­ва­ния на эти слова Апо­стола нет, поэтому под “удер­жи­ва­ю­щим” и “дер­жа­щим” можно пони­мать и неко­то­рую силу, поли­ти­че­скую или рели­ги­озно-поли­ти­че­скую, и неко­его пред­ста­ви­теля этой силы.

Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа

По сло­вам св. Иоанна Дамас­кина (Точ­ное изло­же­ние… кн. 4, гл. 26), “анти­христ будет вос­пи­тан тайно, потом вне­запно вос­ста­нет, воз­му­тится и воца­рится”. Он будет бороться про­тив всех рели­гий и “при­дет во имя свое” ( Ин.5:43 ). An. Павел гово­рит, что анти­христ есть “…пре­воз­но­ся­щийся выше всего, назы­ва­е­мого Богом или свя­ты­нею…” ( 2Фес.2:4 ), т. е. Бога и в хри­сти­ан­ском, и в язы­че­ском пони­ма­нии, и всех пред­ме­тов рели­ги­оз­ного чествования.

Согласно Апо­ка­лип­сису, харак­тер­ной чер­той анти­хри­ста будет бого­хуль­ство: “И даны были ему уста, гово­ря­щие гордо и богохульно…И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живу­щих на небе” ( Откр.13:5–6 ). Анти­христ усвоит себе Боже­ствен­ное досто­ин­ство и потре­бует Боже­ского покло­не­ния и слу­же­ния: “…в храме Божием сядет он, как Бог, выда­вая себя за Бога” ( 2Фес.2:4 ). О каком храме здесь идет речь точно ска­зать невоз­можно — будет ли это вос­ста­нов­лен­ный к тому вре­мени Иеру­са­лим­ский храм или некий дру­гой, кото­рый будет наи­бо­лее почи­таем и изве­стен в то время.

В своей борьбе про­тив хри­сти­ан­ства и всех своих про­тив­ни­ков анти­христ будет поль­зо­ваться сле­ду­ю­щими сред­ствами: ему будут помо­гать лже­про­роки, кото­рые “…дадут вели­кие зна­ме­ния и чудеса…” ( Мф.24:24 ); явле­ние анти­хри­ста “…по дей­ствию сатаны, будет со вся­кою силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными” ( 2Фес.2:9 ).

Анти­христ будет обла­дать огром­ной силой. Сатана даст ему “…силу свою и пре­стол свой и вели­кую власть” ( Откр.13:2 ). Какая власть и сила име­ются в виду? Сам сатана так гово­рит о своей вла­сти: “…Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими цар­ствами и славу их, ибо она пре­дана мне, и я, кому хочу, даю ее” ( Лк.4:6 ). Видимо, здесь име­ется в виду рели­ги­оз­ная сила в соче­та­нии с поли­ти­че­ской вла­стью, при­чем ско­рее всего власть будет еди­но­лич­ная, воз­можно цар­ская, потому что сама власть сатаны по сво­ему суще­ству есть власть монархическая.

Цар­ство­ва­ние анти­хри­ста будет все­мир­ным: “…и дана была ему власть над вся­ким коле­ном и наро­дом, и язы­ком и пле­ме­нем” ( Откр.13:7 ). В Вет­хом Завете про­об­ра­зом анти­хри­ста явля­ется могу­ще­ствен­ный все­и­с­треб­ля­ю­щий заво­е­ва­тель ( Дан.7–8, 11 ). Ско­рее всего таким про­об­ра­зом в созна­нии иудеев был Антиох Епи­фан. Осо­бенно жесто­ким будет гоне­ние на хри­стиан. Анти­христ издаст декрет, “…чтобы уби­ваем был вся­кий, кто не будет покло­няться образу зверя” ( Откр.13:15 ). В Апок. (гл. 11) рас­ска­зы­ва­ется об убий­стве двух сви­де­те­лей, кото­рые будут обли­чать цар­ство анти­хри­ста. Для хри­стиан тогда невоз­можно будет поль­зо­ваться граж­дан­скими пра­вами: “И он сде­лал то, что всем, малым и вели­ким, бога­тым и нищим, сво­бод­ным и рабам, поло­жено будет начер­та­ние на пра­вую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни поку­пать, ни про­да­вать, кроме того, кто имеет это начер­та­ние, или имя зверя, или число имени его” ( Откр.13:16—17 ).

Цер­ковь в эти вре­мена вынуж­дена будет скры­ваться в пустыне (Откр. гл. 12). Однако “…врата ада не одо­леют ее” ( Мф.16:18 ), и при­не­се­ние Евха­ри­сти­че­ской жертвы не пре­кра­тится до Вто­рого при­ше­ствия Хри­стова ( 1Кор.11:26 ). По сло­вам ап. Павла, осо­бенно силь­ным дей­ствие анти­хри­ста будет на поги­ба­ю­щих, тех, кто “…не при­няли любви истины для сво­его спа­се­ния” ( 2Фес.2:10 ).

Цар­ство­ва­ние анти­хри­ста вызо­вет про­тив себя откры­тое сопро­тив­ле­ние. В Апо­ка­лип­сисе гово­рится о двух сви­де­те­лях, кото­рые будут про­ро­че­ство­вать 1260 дней. По Пре­да­нию, один из этих про­ро­ков — Илия. О вто­ром в Писа­нии ничего не ска­зано, но, по Пре­да­нию, это будет либо Енох (наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ное мне­ние), либо Моисей.

В борьбе про­тив анти­хри­ста людям будет дана Боже­ствен­ная помощь (напри­мер, повест­во­ва­ние Апо­ка­лип­сиса о семи Анге­лах, име­ю­щих семь язв (Откр. гл. 15, 16)). Кроме того, по Про­мыслу Божию ради избран­ных (тех, кто сохра­нил веру) сокра­тятся те дни ( Мф.24:22 ). Но побе­дить сата­нин­скую силу чисто чело­ве­че­скими сред­ствами невоз­можно: “И дано ему вести войну со свя­тыми и побе­дить их…” ( Откр.13:7 ).

Согласно про­ро­че­ствам Дани­ила, про­дол­жи­тель­ность цар­ство­ва­ния анти­хри­ста ( Дан.7:25 ) — три с поло­ви­ной года. Апок. назы­вает 42 месяца ( Откр.11:2; 13:5 ) или 1260 дней ( Откр.12:6 ), что состав­ляет те же три с поло­ви­ной про­ро­че­ских года. Вет­хо­за­вет­ные про­роки исполь­зо­вали в своих про­ро­че­ствах осо­бую меру вре­мени, так назы­ва­е­мый про­ро­че­ский год, кото­рый состав­ляет ровно 360 дней. Таким обра­зом, про­дол­жи­тель­норть цар­ство­ва­ния анти­хри­ста соста­вит три с поло­ви­ной года — ровно столько, сколько про­дол­жа­лось время зем­ного слу­же­ния Гос­пода Иисуса Христа.

Побе­дит анти­хри­ста непо­сред­ственно Сам Гос­подь Иисус Хри­стос Своим Вто­рым при­ше­ствием: “…Гос­подь Иисус убьет духом уст Своих и истре­бит явле­нием при­ше­ствия Сво­его” ( 2Фес.2:8 ). В Апок. ска­зано: “И схва­чен был зверь и с ним лже­про­рок, про­из­во­див­ший чудеса перед ним,… оба живые бро­шены в озеро огнен­ное, горя­щее серою” ( Откр.19:20–21 ).

Второе пришествие Христово

Гре­че­ское назва­ние Вто­рого при­ше­ствия — “parousia”; соот­вет­ству­ю­щее латин­ское назва­ние “adventus”. Вто­рое при­ше­ствие Спа­си­теля, в отли­чие от Его Пер­вого при­ше­ствия на Землю, будет со сла­вою и вели­чием — “…при­и­дет Сын Чело­ве­че­ский во славе Отца Сво­его…” ( Мф.16:27 ). Выра­же­ние “во славе” в дан­ном слу­чае нужно пони­мать как “окру­жен­ный осо­бым сия­нием”. И “… сядет не пре­столе славы Своей” ( Мф 25 31).

В тот день, т. е. в день Вто­рого при­ше­ствия, явится зна­ме­ние сына Чело­ве­че­ского на небе ( Мф.24:30 ). Свщ. Писа­ние не уточ­няет, что это за зна­ме­ние, но, по Пре­да­нию, этим зна­ме­нием будет крест. Явле­ние Спа­си­теля будет чув­ствен­ным, в чело­ве­че­ской плоти. Ангелы гово­рят апо­сто­лам после Воз­не­се­ния Хри­стова: “…Сей Иисус, воз­нес­шийся от вас на небо, при­дет таким же обра­зом, как вы видели Его вос­хо­дя­щим на небо” ( Деян.1:11 ). Гос­подь при­дет окру­жен­ный Анге­лами ( Мф.16:27 ; Иуд. 14 ).

An. Павел срав­ни­вает при­ше­ствие Хри­стово с труб­ным созы­ва­нием вой­ска или воз­ве­ще­нием юби­лей­ного года: “…Сам Гос­подь при воз­ве­ще­нии, при гласе Архан­гела и трубе Божией, сой­дет с неба…” ( 1Фес.4:16 ). Явле­ние Спа­си­теля будет все­об­щим и для всех явным — “…как мол­ния исхо­дит от востока и видна бывает даже до запада, так будет при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ского” ( Мф.24:27 ).

Отно­ше­ние людей ко Вто­рому при­ше­ствию будет различно.

“Когда же нач­нет это сбы­ваться, тогда вос­кло­ни­тесь и под­ни­мите головы ваши, потому что при­бли­жа­ется избав­ле­ние ваше” ( Лк.21:28 ). Вер­ными это при­ше­ствие будет вос­при­нято как избав­ле­ние, однако для внеш­них, для тех, кто не суть Хри­стовы, при­ше­ствие Его ничего хоро­шего пред­ве­щать не будет, и поэтому “…вос­пла­чутся все пле­мена зем­ные…” ( Мф.24:30 ).

Воскресение мертвых, его действительность

Про­стран­ный Кати­хи­зис (чл. 11) таким обра­зом опре­де­ляет, что есть вос­кре­се­ние: “… дей­ствие могу­ще­ства Божия, по кото­рому все тела умер­ших чело­ве­ков, соеди­ня­ясь опять с их душами, ожи­вут и будут духовны и бес­смертны”. Таким обра­зом, вос­кре­се­ние — это не созда­ние новых тел и не духов­ное вос­кре­се­ние, а вос­со­еди­не­ние души со своим телом. Уче­ние о вос­кре­се­нии при­сут­ствует уже в Вет­хом Завете. Мно­го­стра­даль­ный Иов вос­кли­цает: “А я знаю, Иску­пи­тель мой жив, и Он в послед­ний день вос­ста­вит из праха рас­па­да­ю­щу­юся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза дру­гого, уви­дят Его…” ( Иов.19:25—27 ). Здесь уже при­сут­ствует идея само­тож­де­ствен­но­сти лич­но­сти до и после вос­кре­се­ния: то же самое лицо, кото­рое неко­гда жило на земле, — оно же в своем теле будет участ­ни­ком собы­тия вос­кре­се­ния. Про­об­ра­зом буду­щего вос­кре­се­ния были вос­кре­ше­ния умер­ших в Вет­хом Завете. Напри­мер, вос­кре­ше­ние, совер­шен­ное про­ро­ком Илией в Сарепте Сидон­ской ( 3Цар.17:19 ), вос­кре­ше­ние про­ро­ком Ели­сеем в Сонаме ( 4Цар.4:29 ), вос­кре­ше­ние покой­ника от костей про­рока Ели­сея ( 4Цар.13:21 ).

Со всей ясно­стью о вос­кре­се­нии гово­рится в про­ро­че­ских кни­гах. Про­рок Исаия вос­кли­цает: “Ожи­вут мерт­вецы Твои, вос­ста­нут мерт­вые тела. ” ( Ис.26:19 ); “И мно­гие из спя­щих в прахе земли про­бу­дятся, одни для жизни веч­ной, дру­гие на веч­ное пору­га­ние и посрам­ле­ние” ( Дан.12:2 ); в Иез.37:1–10 дается образ­ное изоб­ра­же­ние вос­кре­се­ния; в 2Мак.7:9 ска­зано: “…Царь мира вос­кре­сит нас, умер­ших за Его законы для жизни вечной”.

Все­общ­ность этой веры в дни зем­ной жизни Гос­пода под­твер­жда­ется сло­вами Марфы, сестры Лазаря: “…знаю, что вос­крес­нет в вос­кре­се­ние, в послед­ний день” ( Ин.11:24 ).

В Новом Завете вера в вос­кре­се­ние выра­жена совер­шенно явно: “…насту­пает время, и настало уже, когда мерт­вые услы­шат глас Сына Божия и, услы­шав, ожи­вут” ( Ин.5:25 ); “… Я вос­крешу его в послед­ний день” ( Ин.6:40 ). Это гово­рится о веру­ю­щих в Сына Божия, и те же самые слова в Ин.6:54 отно­сятся к тем, кто будет при­ча­щаться Тела и Крови Христовых.

У ап. Павла гово­рится: “ибо, если мерт­вые не вос­кре­сают, то и Хри­стос не вос­крес. А если Хри­стос не вос­крес, то вера ваша тщетна…” ( 1Кор.15:16—17 ), т. е. для ап. Павла Вос­кре­се­ние Хри­стово — это сре­до­то­чие хри­сти­ан­ской веры, глав­ный пред­мет рели­ги­оз­ного пере­жи­ва­ния и созерцания.

Вопросы для само­сто­я­тель­ного изучения

1) Все­общ­ность вос­кре­се­ния умерших.

2) Одно­вре­мен­ность вос­кре­се­ния умер­ших. Хили­азм (уче­ние о 1000-лет­нем Цар­стве Хри­сто­вом на земле), его лож­ность. Бла­го­дат­ное цар­ство Хри­стово. Цар­ство славы.

3) Изме­не­ние живых при вос­кре­се­нии умерших.

4) Тело вос­кре­се­ния и его свой­ство. Отли­чи­тель­ные свой­ства тела вос­кре­се­ния — нетлен­ность, силь­ность, духов­ность, славность.

6) Все­об­щий суд. Его дей­стви­тель­ность и образ совер­ше­ния все­об­щего суда.

7) Бла­жен­ное состо­я­ние пра­вед­ни­ков после послед­него суда.

8) Сте­пени бла­жен­ства; веч­ность блаженства.

Источник

ОЧЕНЬ ВАЖНО. «Тайна Зверя. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса»! Подробное и достоверное разъяснение разумным священником того, что из себя представляют апокалиптические «имя зверя, или число имени его»!

какое имя будет у антихриста

«И он (зверь) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое, число его – шестьсот шестьдесят шесть».

какое имя будет у антихриста

Ведь цель пророчества не в том, чтобы что-то таинственно зашифровать и этим самым дать возможность поупражняться в разгадывании головоломок. Духовное предназначение и смысл практически любого пророчества есть богопромыслительное возвещение нам о каком-либо важном и чаще всего опасном событии или явлении из близкого или далекого, по земному времени, будущего. Цель пророчества – в том, чтобы ко времени его исполнения мы имели бы возможность приготовиться должным образом к этим событиям и явлениям и не были бы застигнуты их внезапностью и губительностью.

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов, сидя в оставленной русской армией Москве, ожидая французов, исчисляет число 666 и выясняет, что это как раз имя Наполеона Бонапарта.

На интернет-сайте радио «Свобода» сообщается, что «например, в США какой-то весельчак, демонстрируя, впрочем, большую филологическую эрудицию, предпринял любопытный эксперимент: он взял полные имя и фамилию бывшего американского президента Билла Клинтона и переложил их на еврейские и греческие буквы, потом подсчитал цифровое значение этих букв, и, в обоих случаях, получил как раз число 666» (тема передачи – «Полемика вокруг ИНН и числа зверя»).

какое имя будет у антихриста
Уместно здесь упомянуть и о том, что суперкомпьютеры (в Брюсселе, в Калифорнии /США/ и др.), предназначенные для аккумулирования всей информации, также носят название «Зверь» (англ. – beast). Характерно, что многие программисты и компьютерщики называют компьютер (всякий) не только «машиной», но и «зверем».

какое имя будет у антихриста

Поэтому и «начертываться» будет не собственное имя антихриста, а индивидуальное, персональное имя человека. И будет это имя электронным. Но апостол Иоанн ничего не знал о грядущей электронике и компьютерной технике, и не мог, конечно, сказать, что имя будет электронным, как не мог сказать и того, что всем людям будут присваиваться «идентификационные номера». Но он знал, что есть числа и есть имена, и потому он сказал просто: «или число имени его». А компьютеры тем и отличаются, что записывают и обрабатывают информацию в числовом виде, поэтому сегодня говорят даже о «числовой революции».

Иначе говоря, именем индивидуальным, именем, идентифицирующим человека (для системы), будет номер, личный код. А считываться он будет как « начертание » (от слова «черта») – штрихи, ШТРИХ-КОД. То есть, начертание – это уже графическое изображение числового имени. Будущее электронное имя апостол Иоанн назвал начертанием для того, чтобы показать, что оно будет иметь не только цифровую, но и штриховую форму выражения.

какое имя будет у антихриста

какое имя будет у антихриста
Учитывая то, что штрих-код действительно выглядит как набор царапин (полос) или кольев (брусков), его тождественность апокалиптическому начертанию несомненна. Это и есть та самая «решетка», за которую хотят загнать все человечество.

Источник

Печать антихриста и число зверя. Самые загадочные пророчества Библии

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…

Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

Наверное, самое знаменитое из новозаветных пророчеств, известное даже абсолютно неверующим людям, — это пророчество об антихристе, который явится в конце человеческой истории, объединит под своей властью все земные государства и сделает всё для того, чтобы люди окончательно забыли о Христе. На руки и лбы людям будут наносить специальные «начертания», после чего человек уже не сможет призвать имя Господа и спастись. Вместо имени Божия человек будет нести на себе имя зверя — таинственные и пугающие три шестерки:

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. …и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Откровение Иоанна Богослова, глава 13, стихи 1, 2, 11–13, 16–18

Как это понимать?

Вся книга Откровения является таинственной: иносказаний и символов в ней больше, чем явных предсказаний. Но некоторые символы расшифровываются сравнительно легко. Например, образ апокалиптического зверя с семью головами — это явно символ антихриста, который будет управлять народами малое время (сорок два месяца, то есть три с половиной года). А другой зверь с рогами, подобными агнчим, символизирует лжепророка или, как говорит святой Андрей Кесарийский, предтечу антихриста, задачей которого будет подкреплять претензии антихриста на всемирное господство разными внешними эффектами и чудесами, на которые так падки люди. Внешне он будет подобен Христу (Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира, Ин 1:29), но в реальности окажется полной Его противоположностью.

А вот число 666, начертание которого будут наносить по приказанию лжепророка на правую руку или на лоб человека, и сам способ нанесения этого числа и поныне остаются предметами дискуссий. Не идет ли речь о татуировках? Или о массовом чипировании людей? Еще недавно некоторые православные пытались разглядеть пресловутую «печать антихриста» в индивидуальных налоговых номерах (ИНН), штрих-кодах, электронных паспортах и т. д. Поэтому стоит разобраться, о чем на самом деле говорит пророчество Иоанна Богослова, а где наши домыслы.

Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, — пишет святой апостол Иоанн (1 Ин 2:18), а далее уточняет: антихрист — это лжец, который отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ин 2:22). Если следовать такому пониманию, то нужно сказать, что антихристы существуют во всякую эпоху. И разные антихристы использовали разные «печати», пишет священномученик Ипполит Римский.

Он приводит в пример сирийского царя Антиоха Епифана (II век до Р. Х.), который захватил Иерусалим и жестоко преследовал иудеев, предписав им поставить перед дверями своих домов жертвенники языческим богам, принести им жертвы, а потом, увенчавшись плющами, устроить торжества в честь Диониса. Тех, которые не пожелали повиноваться, он повелел пытать, допрашивать и в конце концов умерщвлять.

Очевидно, Антиоха Епифана трудно назвать антихристом в точном смысле слова (в его времена еще просто не было христиан), но предшественником — вполне можно.

Впоследствии римские императоры заставляли христиан под угрозой смерти совершать приношения статуям языческих богов — и этот акт демонстрации лояльности тоже вполне можно назвать печатью антихриста, ведь он символизировал отказ от Христа.

Печать антихриста — всё, что ведет к сознательному отречению от Христа, писал в конце 1990-х годов один из самых авторитетных духовников Русской Церкви, «всероссийский старец» Иоанн (Крестьянкин): «Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его». Сейчас ИНН и прочие электронные документы «опасности для нас не представляют. Но безусловно, что это один из этапов в подготовке к будущему страху».

«Таким образом, в штрих-кодах, по воле создателей международной системы их написания, заключено изображение числа 666, которое упомянуто в книге Откровения святого Иоанна Богослова как число антихриста». Не было никакой необходимости использовать в качестве разделительной линии именно знак цифры «6», а значит, «сознательно или несознательно, но разработчики глобальной системы штрих-кода… избрали символ, оскорбительный и тревожный для христиан, что выглядит по крайней мере как дерзостная насмешка», — заявил Священный Синод. Тем не менее он призвал всех православных людей «хранить христианское трезвомыслие» и не бояться внешних символов и знаков, ведь «ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к таинствам церковным».

Никто из святых отцов не считал, что печать антихриста сможет магически повлиять на человека и заставить его отречься от Христа помимо его воли. Все они понимали ее как «знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа».

Вот что писал, например, святой Ипполит Римский: «та печать будет гласить: “Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую”». Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры, резюмировал Священный Синод, однако призвал власти дать людям возможность пользоваться альтернативными технологиями без двусмысленных обозначений.

Чем важно это пророчество?

Подобно многим другим пророчествам Библии, оно призвано вовсе не вселить в нас ужас перед грядущими бедствиями, а напомнить нам о необходимости быть более бдительными и внимательными, прежде всего — к самим себе. Как это хорошо выразил в Первом послании к Коринфянам апостол Павел, всё мне позволительно, но не всё полезно (1 Кор 6:12). Неполезно — и, более того, очень опасно — всё то, что уводит наше внимание в сторону от Христа, что подталкивает к отказу от евангельской правды, что делает человека всё менее и менее человечным. И это могут быть очень разные вещи. Возможно, поэтому автор Откровения и не стал уточнять, что представляют собой эти три шестерки. Мы должны сами следовать призыву Христа: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41).

Где еще звучит это пророчество?

Книга Откровение Иоанна Богослова — единственная в Библии, которая не читается за богослужением. Однозначного ответа на вопрос о том, почему это так, не существует; есть лишь предположение (одно из многих), что, учитывая сложность истолкования многих образов этой книги, Церковь предпочла не вводить свою паству в лишние соблазны.

Итак, услышать это пророчество из книги Откровение во время службы в храме нам не удастся. Но в ряду апостольских чтений, звучащих во время Божественной литургии (перед чтением Евангелия), есть среди прочего фрагмент из Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам, где говорится, пусть и несколько другими словами, о том же: День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Фес 2:3–4, 7–12).

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *