какое имеет значение обустройство школьного участка
Исследовательская работа «Дизайн пришкольного участка»
Разделы: Технология
Школа – второй дом. Приходя в школу, мы хотим чувствовать себя уютно, ощущать красоту и ощущать гордость за любимую школу. Наш пришкольный участок один из лучших в городе, но хотелось, чтобы он был более современным и практичным. Данная проблема актуальна в наше время. В связи с этим была выдвинута гипотеза – пришкольная территория МОУ “СОШ №21” нуждается в изменениях.
— изучить общественное мнение обучающихся в школе МОУ “СОШ № 21”;
— обосновать актуальность проблемы преобразования ландшафта школы;
— сформировать представления об уровнях и закономерностях взаимодействия природных факторов и городской среды, узнать принципы проектирования и установить типологию структурных компонентов искусственных ландшафтов;
— составить структурные композиции пришкольной композиции;
— сделать оценку проекта пришкольного участка, и условий практической его реализации.
Предмет исследования – пришкольный участок МОУ СОШ №21.
Объект рассмотрения – устройство, практичность участка.
Мною были применены методы:
— работа с литературой;
— работа с интернет-ресурсами;
1. Теоретическая часть
История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Этот период именуется как Ассиро-Вавилонская культура (8-7 в.в. до н.э.) Основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры. Города Двуречья имели округлую, а позднее прямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное или тройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Этот принцип применялся при строительстве храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую квадратных или прямоугольных платформ. Верхняя платформа завершалась, как правило, храмом. На выступающих частях нижних платформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которые наполнялись растительной землей.
Особой известностью пользовались “висячие сады” Семирамиды. Они были созданы во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен. Его южная часть выходила к дворцовым покоям. Устраивался он в виде четырех ступенчатых террас, которые сужались кверху. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или “висячих садов”, оказалась достаточно плодотворной. Далее она нашла свое развитие в садах Персии, Италии, России (“верховые” сады Московского Кремля в конце 17 в.).
Русское садово-парковое искусство.
В Древней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.
В 17 веке в России уже создают увеселительные, или “красные” сады (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, “висячие” сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники.
При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710 г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.
1.2. Ландшафтный дизайн
Ландшафтное проектирование – это научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др.
Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. В отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урабанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.
Первый этап по подготовке местности к проведению ландшафтных работ начинается с художественного проектирования, то есть создания набросочного плана, основные правила которого:
Посадка и размещение растений должна иметь групповой характер, то есть растения одного вида или близкородственных видов должны быть посажены в непосредственной близости друг от друга, в противном случае местность приобретает куцый, пустынный вид.
При посадке растений и проведении других художественно-оформительских мероприятий следует избегать прямых линий. Растения в особенности не рекомендуется сажать по прямой линии, так как это не способствует развитию у них кустистости. Крайне строгая симметрия также нежелательна из-за своего неестественного вида, хотя определённая уравновешенность и сбалансированная композиция элементов дизайна должна непременно присутствовать.
Элементы ландшафтного дизайна многообразны. Основные их группы:
Сами здания, формирующие центр ландшафтного проекта, основная цель которого — сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны. Здания могут быть одно- или многоэтажными, одиночными или комплексными, частными или коммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самых разнообразных целей.
Газонное покрытие, формируемое разного рода травами.
Зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей (сад, клумба, рабатка и т.д.)
Различные крупные декоративные элементы (озеро, пруд, ручей, фонтан, камни, скульптура).
Более мелкие художественные детали (музыкальная подвеска, светильник, свечи и т.д.)
1.3. Основы ландшафтного проектирования
В ландшафтном дизайне существуют те же правила, что и в других видах искусства – в архитектуре, живописи, поэзии, музыке. Эти правила диктует нам сама природа. Сад – это сложное произведение искусств, в создании которого участвуют разнохарактерные по своим качествам элементы: живые растения и различные формы земной поверхности, вода и камень, а также малые архитектурные формы. В своей первоначальной форме природа сохранилась лишь в нескольких уголках мира. Современные загородные усадьбы являются образцом искусственного ландшафтного дизайна садового участка, созданного руками человека.
Принципы ландшафтного дизайна. Итак, с эстетической стороны ландшафтный дизайн садового участка, подобно архитектурному ансамблю, должен представлять согласованное и продуманное единство всех входящих в его состав элементов и подчиняться определенному художественному архитектурно-пространственному замыслу. При создании садов необходимо принимать во внимание не только красивое сочетание декоративных растений, но и приуроченность этих растений в природе к определенным ландшафтам.
Существует несколько принципов, которыми следует руководствоваться в области ландшафтного дизайна:
1. Дом и сад – это единое целое. Стиль сада должен соответствовать стилю дома.
2. Сад должен быть огорожен стенами, изгородями или деревьями.
3. Лучше подчиняться местным традициям садоводства. Дом и сад должны подчиняться местному ландшафту.
4. Не следует увлекаться модой. Растения в саду должны соответствовать климатическим условиям и сочетаться с местной флорой.
1.4. Стили ландшафтного проектирования
Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. Дадим характеристику некоторых наиболее распространенных стилевых направлений – как классических, так и современных.
Регулярный стиль. Предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность. Важный элемент регулярного сада – вода.
Итальянский стиль. Вариация на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными или прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, вокруг него цветники или замощенная площадка.
Пейзажный стиль. Пейзажные парки, или как их еще называют, английские, появились в 18 веке в Англии. В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад – напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним. Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе.
Пейзажный стиль пришел с Востока – из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало.
Японский сад. Излюбленный стиль для малого сада. Это не случайно: японский садик невелик по площади. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны. Основной принцип японского сада – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. В применении к современному малому саду мы можем говорить не о японском стиле, а о создании сада по мотивам японского садового искусства.
Стиль “модерн”. Стиль “модерн” – это простота линий. Сад примыкает к дому, имеет строгую, лишенную каких-либо украшений архитектуру. Плавательный бассейн и теннисный корт располагаются на виду. Ограждения простые, линии строгие. Аксессуары ограничены – “лучше меньше, да лучше”. Мощение из плит, выложенных геометрическим рисунком. В нем чередуются светлые и темные тона, допускаются вставки из гальки. Мебель – классический модерн строгих линий из пластика и алюминия. Планировка сада геометрическая, но симметрии не придерживается.
Голландский стиль. Эти сады как будто сошли со старых картин. Голландский сад имеет небольшие размеры, его центр – хорошо ухоженный газон, по периметру газона – миксбордер из цветов и красиво цветущих деревьев и кустарников. Вдоль забора обязательно аккуратно подстриженная живая изгородь. Отличительная черта голландского стиля – это атрибуты сельской жизни: маленькая мельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.
Колониальный стиль. Исходно чисто американский стиль, но следуют ему и в других странах. Основные материалы для строительства – кирпич и доски. Они же используются при оформлении сада. Растения высаживаются в деревянные кадки. Мощение из плитняка или досок. Дорожки часто покрывают щепой. Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня. Основное настроение стиля – мягкий, ленивый темп жизни, поэтому преобладают солнечные веранды, персоли, увитые цветущими лианами. Садовая мебель – гамак, складные кресла с плетеными спинками.
2. Практическая часть
2.1. Диагностика общественного мнения.
2.1.1. Опрос обучающихся школы № 21.
Было опрошено 70 обучающихся детей СОШ № 21.
2.1.2. Результаты опроса обучающихся.
1. Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?
2. Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?
На этот вопрос ответили:
Нет – 59 человек (84%).
3. Что хотелось бы изменить?
Внешний вид клумб и деревьев не устраивает – 58 человек (83%);
Внешний вид клумб и деревьев устраивает – 12 человек (27%).
4. Чего не хватает на нашем участке?
34 человека (49%) – считают необходимым устроить детскую площадку;
21 человек (30%) – считают, что школе необходима аллея славы выпускников.
5. Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?
70 человек (100%) – считают, что для постройки игровой площадки нужно обратиться к шефам и обеспеченным или высокопоставленным родителям, остальное можно изменить силами учащихся и учителей без особых затрат.
6. Кто должен заниматься работой по озеленению участка?
45 человек (64%) считают, что это работа учащихся и учителей;
25 человек (36%) считают, что озеленением должны заниматься профессионалы.
2.2. Состояние пришкольного участка МОУ “СОШ № 21” на 2011 год.
3. Площадь, приходящаяся на одного уч-ся – 2 кв.м.
4. Количество растущих деревьев – 100 шт.
5. Количество растущих кустарников – 150 шт.
7. Площадь УОУ – 200 кв. м
9. Площадь дендрария – 18 кв.м
10. Состав древесно-кустарниковых пород коллекционного отдела дендрария: береза, рябина, тополь, калина, малина, сирень, вишня, клен, шиповник и др.
11. Площадь цветников – 600 кв.м
13. Количество видов цветочных растений – 65.
14. Наличие декоративных элементов, цветников (рабатка, арабеска, газон, клумба, альпийская горка и т.д.) – 26 элем.
2.2.1. План-схема пришкольного участка.
Пришкольный участок делится на участки (приложение 1).
2.2.2. Оценка экологического состояния пришкольного участка.
Пришкольный участок расположен вдали от промышленных объектов, но вблизи от домов и межквартальной дороги. Уровень шума на пришкольном участке средний. Со стороны улицы имеется защитная полоса в виде деревьев и кустарников, которая составляет около 15 метров. Всего на пришкольном участке растет 100 деревьев (береза, рябина, тополь, калина, малина, сирень, вишня, клен, шиповник и др) и 125 кустарников (сирень, вишня, акация, шиповник).
2.3. Прогнозируемый результат.
— школьный участок, выполняющий следующие функции должен быть:
— зеленым “буфером” для школы от ближайших антропогенных объектов;
— привлекательным, природно-гармоничным, оригинальным местом отдыха учащихся во внеурочное время;
— решать образовательные и воспитательные цели и задачи;
— местом организации трудовой практики детей.
2.4. Ландшафтное проектирование пришкольного участка МОУ “СОШ №21”.
2.4.1. Описание структурных компонентов дизайн проекта пришкольного участка.
Исходя из мнения опрошенных, обучающихся в МОУ “СОШ №21” и основываясь на полученные знания и своё мнение, я внесла следующие изменения в дизайн пришкольного участка.
В нашей школе отсутствует место для игр детей начальной школы. Поэтому я предлагаю обустроить данный участок детским городком, т.к. на данном участке из-за плохой почвы растительность плохо приживается (приложение 2).
Этот участок красив в момент цветения, но, на мой взгляд, его нужно усовершенствовать. В дизайне больше использовать цветы ярких, контрастных цветов, организовать клумбы (в них лучше сохраняется влага, они имеют четкие очертания), для подвесных конструкций использовать плющи (приложение 3).
Участок на данный момент.
Участок после преобразования.
Альпийская горка-сад, в котором главным элементом выступают камни солидных размеров и неправильной формы. Я предлагаю изменить дизайн альпийской горки в соответствии с основами их создания (приложение 4).
Данный участок можно оставить без изменений, но кустарник, расположенный по забору облагородить путем придания им различных форм (приложение 5).
Учитывая мнения учеников школы, хотелось бы организовать место для подкормки птиц (приложение 6).
Нашей школе уже 21 год, но до сих пор у нас нет места, где были, бы отмечены выпускники, добившиеся высоких результатов в учебе, спорте.
Аллею славы можно организовать в виде цементных табличек с отпечатками рук и данными золотых и серебряных медалистов, например на колоннах у входа в школу.
Также выпускники могут высаживать саженцы деревьев с табличками (приложение 7).
Участок можно облагородить фигурами из проволоки и плюща (приложение 8).
2.4.2. Предполагаемые проблемы.
Специфические условия, которые складываются в городах, заставляют выделить три группы проблем, в решении которых предстоит участвовать ландшафтным архитекторам наряду со многими другими специалистами:
— к первой группе относятся проблемы, так или иначе связанные с сохранением существующих естественных ландшафтов;
— вторая группа охватывает широкий комплекс вопросов, связанных с ландшафтными преобразованиями;
— третья группа, еще относительно малоразвитая, связана с проблемой создания “искусственного” ландшафта, призванного в некоторых районах заменить разрушенный или неблагоприятный природный ландшафт.
Участок 4 – кустарники облагородить путем придания им различных форм.
Участок 5 – организовать птичью столовую.
Учитывая мнение и желания учеников школы, опираясь на знания, полученные в ходе работы и на собственный опыт, и ощущения были внесены изменения в дизайне пришкольного участка.
В проекте дизайна пришкольного участка МОУ “СОШ 21” предложены изменения после внедрения, которых:
Внешний вид клумб и деревьев будет более современным и ухоженным.
На территории школы будет устроена детская площадка, птичья столовая и аллея славы выпускников.
Тем самым выдвинутая гипотеза полностью подтверждена.
В дальнейшем хотелось бы, познакомиться со стилями дизайна офисных интерьеров и предложить изменения в организации внутришкольного пространства.
Благоустройство территории школы как один из механизмов формирования позитивного имиджа школы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
номинация: «Авторский проект»
Игнатенко Светлана Владимировна
МКОУ «Нижнечуманская СОШ»
Актуальность. Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.
«Театр начинается с вешалки», а школа со школьного двора. Здание Нижнечуманской средней школы было построено в 1967 году. Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования. Эта проблема остаётся актуальной для нас и в настоящее время, что способствует воспитанию у детей эстетического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы еще к лучшему. Школьный двор становится эффективным средством формирования эстетической и экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания.
Необходимость формирования имиджа школы определяется следующими причинами:
демографическая ситуация усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений одной территории;
позитивный имидж облегчит доступ образовательного учреждения к новым ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим;
имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для кадров.
Сформированный позитивный имидж школы позволит решить ряд задач:
Повысить привлекательность школы для родителей, учащихся.
Повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг.
Повысить уровень организационной культуры школы.
Способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в школьном коллективе.
Итогом работы нашей школы по формированию привлекательного имиджа будет благоустроенная школьная территория.
В 2010 учебном году администрация школы пришла к пониманию того, что необходимо менять отношение в школе к вопросам благоустройства. Был разработан план. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству школьной территории.
Любое начинание, если приложить творческие возможности, фантазии и активность можно завершить успешно. Мы уверены, что свой юбилей (сентябрь 2012 года) наша школа встретила в обновленном виде, который радовал и хозяев школы, и всех гостей.
Цель: организация и проведение мероприятий по благоустройству территории школы и самого здания школы.
— привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы;
— провести социологический опрос среди обучающихся, работников школы, местного населения по выявлению предложений благоустройства школьного двора;
— разработать и осуществить план озеленения школы и благоустройства территории школьного двора;
— развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна;
-прививать навыки экологического поведения, воспитания любви к природе;
— формировать позитивный имидж школы в социуме.
Инициаторами и организаторами проекта являются, администрация и педагогический коллектив, Управляющий совет школы
Срок реализации проекта: 3 года (2010-2012 гг.)
Практическая значимость: привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.
Проанализировав информацию из различных источников, можно прийти к следующим выводам:
1. Проблема благоустройства и озеленения школьной территории является актуальной не только для обучающихся, но и для общественности в целом.
2. Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно – гигиеническую и учебно-воспитательную роль.
3. Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодится ему в жизни.
4. Появляется возможность привлекать обучающихся к активным экологическим исследованиям, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
5. Благоустроенная территория любой школы вызывает восхищение гостей, а ученики и учителя будут чувствовать себя комфортно и гармонично.
Этапы реализации проекта
«Благоустройство школьной территории»
Мотивация, целеполагание проекта.
Построение ориентировочной схемы деятельности
Март – май 2010 года
Май-сентябрь 2011,2012 года;
Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.
Предполагаемые результаты, их социальная значимость.
Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.
Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.
Обобщение знаний о декоративном оформлении и благоустройстве школьной территории;
Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;
Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;
Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;
Создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время;
Улучшение эстетического вида школьного двора, создание благоприятной экологической обстановки;
Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.
Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: экологической, биологической, социальной, медицинской. В с. Нижнечуманка экологическая и социальная ситуации являются не самыми благоприятными. В неудовлетворительном состоянии находятся территория двухэтажек, прилегающая к школе, что оказывает негативное влияние на внешний облик школьного двора.
Имеют место социально-экологические проблемы: запыленность воздушной среды из-за близкого расположения федеральной трассы «Барнаул – Славгород», недостаточное озеленение пришкольного участка и участков около дворов, невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей села, невысокий культурный уровень общения с природой.
Наша работа началась в марте месяце, когда рассматривался план подготовки к новому учебному году на совещание при директоре.
Был разработан проект «Благоустройство школьной территории»
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
руководитель проекта: Игнатенко Светлана Владимировна
фотограф: Зайцева Татьяна Николаевна