какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Грузозахватные устройства: ⛓
классификация, назначение, технические характеристики.

Так же читают

Регистрация кранов КС |
Кто даёт разрешение на работу самоходных кранов |
Кто допускаются к управлению самоходными кранами КС |
Документация используемая при эксплуатации самоходных кранов |

Общие характеристики грузозахватных приспособлений и их классификация

Перемещения строительных грузов

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

( строительных конструкций, строительных материалов и др. ) при строительно-монтажных работах осуществляются грузоподъемными машинами с помощью различных типов грузозахватных устройств ( ГУ ).

Грузозахватные приспособления предназначены быть связующим звеном между рабочим органом грузоподъемной машины и грузом. К стреле крана обычно с помощью канатов подвешивают крюк, на который груз крепится гибкими стропами, закрепленными на грузе, или удерживается специальными съемными ГУ подвешенными к крюку.

ГУ может жестко соединяться с подвижной стрелой крана. В этом случае кран является манипулятором; обеспечивающий точность установки ГУ в месте взятия груза и установки его в требуемое положение.

Что относится к грузозахватным устройствам, их виды и назначения

К грузозахватным приспособлениям относятся приспособления и механизмы, которые разработаны для поднятия и удержания различных грузов и являются составной частью грузоподъемной машины.

Виды грузозахватных устройств бывают универсальные и специализированные.

ГУ общего назначения, или универсальные, пригодны для подвески любых грузов. К ним относятся универсальные стропы, сетки, грузовые площадки, используемые в сочетании с крюками или петлями.

Назначения специализированных ГУ является в перемещении определенных грузов и конструктивно выполняются с учетом всех основных свойств данных грузов и их особенностей. Особенностями использования данных видов грузозахватных устройств это их широкая номенклатура и области применения при разнообразии грузов ( в основном тяжелых ) и условие их перенесения грузоподъёмными машинами.

Применение специализированных ГУ это механизация труда и автоматизация выполнения отдельных операций для обеспечения значительного сокращения общей продолжительности цикла работы подъемной строительно-монтажной машины что, даёт увеличение рабочих циклов и повышение производительности труда.

Требования предъявляемые к съемным грузозахватным приспособлениям

Особенно необходимо отметить, что важнейшим требованием это полная надежность работы грузозахватных устройств.

Классификация грузозахватных приспособлений

Классификация по способу крепления грузозахватных приспособлений к грузу

Съемные ГУ крепится к грузу различными способами ( рис. ниже )

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

В ряде случаев взаимодействие съемных грузозахватных приспособлений с грузом в процессе его захвата и перенос может происходить несколькими способами: зажим и подхват, притяжение и подхват.

Классификация по степени автоматизация грузозахватных устройств и приспособлений

Особенно большое значение имеет степень автоматизации операций для захвата и освобождения груза.

При автоматическом управлении процесс захвата и освобождения груза от ГУ полностью автоматизирован.

При полуавтоматическом управлении автоматизирован только процесс захвата или освобождения груза.

Классификация по способу поворота грузозахватных приспособлений

Рисунок таблица общей классификации приспособлений ГУ

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Техническое освидетельствование съемных грузозахватных приспособлений

Съёмные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи, и т.п.) после изготовления и ремонта подлежат техническому освидетельствованию и испытаны нагрузкой, в 1,25 раз превышавшую их номинальную грузоподъёмность.

Более подробно о техническом освидетельствовании ГУ читайте на странице «Техническое освидетельствование грузозахватных приспособлений»

Источник

Книга: Стропальщик. Грузоподъемные краны и грузозахватные приспособления

Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:

3.2. Съемные грузозахватные приспособления

Что называют съемным грузозахватным приспособлением?

Съемное грузозахватное приспособление — это устройство, соединя­ющее груз с краном. Оно навешивается на крюк крана, легко снима­ется с крюка и отсоединяется от груза.

К съемным грузозахватным приспособлениям относятся стропы, тра­версы, захваты. К ним также следует отнести одноканатные грейфе­ры, которые навешиваются на крюк крана.

Какие требования предъявляются к изготовлению грузозахватных при­способлений?

Изготовление грузозахватных приспособлений должно производить­ся в соответствии с нормативными документами и технологическими картами.

Грузозахватные приспособления после изготовления должны подвер­гаться осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей их паспортную грузоподъемность на 25 %.

Они должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой.

Грузозахватные приспособления должны быть снабжены паспортом. Какие бывают стропы? Каковы их преимущества и недостатки?

Стропы бывают следующих видов:

· канатные, изготовляемые из стальных канатов;

· цепные, изготовляемые из круглозвенных цепей;

· текстильные, изготовляемые из синтетических канатов и лент.

Все указанные стропы имеют свои преимущества и недостатки. В насто­ящее время в России канатные стропы — самые распространенные. Они надежны, в них легче вовремя обнаружить неисправность, но при боль­шой грузоподъемности канатные стропы тяжелые и недостаточно гибкие.

Цепные стропы обладают большой гибкостью, но они еще более тя­желые, чем канатные. Цепной строп может внезапно разрушиться вследствие образования и быстрого раскрытия трещины, поэтому не­обходим постоянный контроль состояния звеньев цепи.

Текстильные стропы легкие, гибкие, не деформируют груз. Текстиль­ные стропы безопасней в эксплуатации, чем канатные, на них не бы­вает торчащих металлических проволок, которые травмируют руки, портят рукавицы и спецодежду. Но они легко повреждаются от поре­зов, открытого огня, сварочных работ и ультрафиолетового излучения.

Какие конструкции стальных канатов применяются для изготовления стропов?

Для изготовления стропов применяют канаты двойной, крестовой свивки с органическим сердечником (ОС) конструкций:

Для перемещения грузов, имеющих температуру до 400°С, применя­ют канаты, имеющие стальной сердечник.

Каких типов изготавливаются канатные стропы?

Канатные стропы общего назначения согласно РД 10-33-93 бывают следующих типов.

1. Ветвевые (рис. 3.7, а, б), предназначенные для зацепки грузов:

· 1СК (одноветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5. 20 т;

· 2СК (двухветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5. 20 т;

· ЗСК (трехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63. 20 т;

· 4СК (четырехветвевой строп канатный) — грузоподъемность
0,63. 32 т.

2. Универсальные (рис. 3.7, в, г), предназначенные для обвязки грузов:

· УСК1 (универсальный строп канатный, исполнение 1) — грузоподъемность 0,5. 32 т;

· УСК2 (универсальный строп канатный, исполнение 2) — грузоподъемность 0,5. 32 т.

Для строповки грузов могут применяться конструкции стропов, изготовленные в соответствии с другими нормативными документами.

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рис. 3.7. Канатные стропы:

а — типа 1СК; б — типа 4СК; в — типа УСК1; г — типа УСК2; 1 — захват; 2 — ветвь канатная; 3 — навесное звено

В условном обозначении стропа указывают его тип, грузоподъемность и длину. Например, 2СК— 1,6/1000 расшифровывается как двухветвевой строп канатный грузоподъемностью 1,6 т, длиной 1 000 мм.

Как устроены канатные стропы?

Ветвевой строп (см. рис. 3.7, а, б) состоит из навесного звена (кольца) 3, канатных ветвей 2 и захватов (концевых звеньев) 1.

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рис. 3.8. Звенья стропов:

а — типа РТ; б — типа Т; в — типа О; г — типа Ов; д — крюки; е — карабин; ж — скоба; 1 — замок; 2 — штырь

Для изготовления стропов применяют навесные звенья (рис. 3.8, аг) следующих типов: Рт (разъемное треугольное), Т (треугольное), О (овоидное), Ов (овальное).

В качестве захватов обычно применяют крюки, но могут быть исполь­зованы скобы, карабины и другие изделия. Крюки стропов (рис. 3.8, д) должны иметь предохранительный замок 1, предотвращающий выпа­дение крюка из петли при зацепке груза. Скоба для соединения со стропом и строповочными деталями груза (рис. 3.8, ж) имеет съемный штырь 2.

Какими способами может быть вы­полнена заделка концов каната при изготовлении стропов?

Заделку концов каната при изготов­лении стропов выполняют следу­ющими способами:

· заплетка с последующей обмоткой (оклетневкой) выступающих концов прядей (рис. 3.9, а);

· опрессовка алюминиевой втулкой (рис. 3.9, б).

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рис. 3.9. Способы изготовления канатных стропов:

а — заплетка свободного конца; б — опрессовка алюминиевой втулкой; 1 — коуш; 2 — проволока; 3 — втулка

Способ заплетки заключается в том, что пряди распущенного конца ка­ната вплетают между прядями не­распущенного каната. Технология заплетки должна соответствовать нормативной документации. Концы свободных прядей обрезают, сращенный участок обматывают (оклетневывают) мягкой проволокой 2 или другим материалом, пригодным для этой цели.

Алюминиевую втулку 3 надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг коуша 1 таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм. Со­бранную заготовку сдавливают прессом до получения круглого попе­речного сечения втулки.

Петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими дета­лями, должна быть выполнена с применением коуша для предохра­нения каната от перетирания. В петли универсальных стропов коуши не устанавливают.

Каких типов изготавливаются цепные стропы?

Цепные стропы (рис. 3.10) общего назначения согласно РД 10-33—93 изготавливают ветвевыми:

· 1СЦ (одноветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5. 12,5 т;

· 2СЦ (двухветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5. 16 т;

· ЗСЦ (трехветвевой строп цепной) — грузоподъемность 1,0. 25 т.

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Для строповки грузов могут применяться конст­рукции цепных стропов, изготовленные в соответ­ствии с другими нормативными документами, например универсальные цепные стропы (УСЦ).

Рис. 3.10. Цепной строп типа 2СЦ:

1 — бирка; 2 — ветвь цепная

Что должно быть указано на бирке канатного или цепного стропа? Где располагается бирка?

Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием:

· порядкового номера стропа по системе ну­мерации завода-изготовителя;

Источник

Грузозахватные приспособления и тара

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТРОПАЛЬЩИКОВ ПО БЕЗОПАСНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ ГРУЗОПОДЪЁМНЫМИ МАШИНАМИ [Оксанич Л.В., Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ишимбайский нефтяной колледж]

1. Стальные канаты

Основным гибким тяговым элементом практически любого грузоподъёмного крана является стальной проволочный канат, назначение которого преобразовывать вращательное движение барабана лебёдки механизма подъёма груза крана в поступательное движение перемещаемого груза. Для соединения груза с захватным органом крана также применяют стальные канаты или цепи.

Стальной канат (рисунок 1.1) состоит из определённого количества проволок, полученных волочением, диаметром 0,1…2,0 мм из высокоуглеродистой стали марок 60, 80 по ГОСТ 1050-74, которая в 3-5 раз прочнее обычной конструкционной стали.

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 1.1 – Конструкция стального каната

Проволоки перевиты между собой и образуют прядь. Несколько прядей, также перевитых между собой и расположенных на центральном сердечнике образуют собственно канат. Для защиты от коррозии канаты смазываются в процессе изготовления канатными смазками Эласкон, Торсиол, Нирастен и др.

Сердечник каната, выполняемый в большинстве случаев из пеньки, придает ему большую эластичность и служит аккумулятором смазки. Канаты, предназначенные для работы в горячих цехах, имеют сердечник в виде асбестового шнура или пряди стальных проволок. Сердечник служит внутренней опорой и амортизатором для прядей и самого каната в целом. Он должен противостоять радиальному давлению прядей при нагружении каната, не допуская его поперечной деформации. Изготовленные канаты смазывают снаружи антикоррозионным защитным смазочным материалом и наматывают на барабаны или укладывают в бухты.

Классификация стальных канатов

Стальные канаты имеют большое число типов и конструкций и различаются по назначению, типу свивки прядей, сочетанию направлений свивки. Далеко не все канаты, изготавливаемые промышленностью, могут быть применены на кранах. Как показывают исследования и опыт эксплуатации, число конструкций крановых канатов может быть ограничено 8-10. Специальная обработка канатной проволоки обеспечивает её высокие механические свойства. Так, маркировочная группа (временное сопротивление разрыву) проволок изменяется в широком диапазоне 1372…2352 МПа. В зависимости от количества проволок в пряди, прядей в канате, их конструкции и формы, сочетания направлений свивки элементов каната, наличия и типа сердечника и других факторов возможны самые различные конструктивные формы стальных проволочных канатов (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Классификация стальных канатов
какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке
Испытания грузозахватных приспособлений |
Периодичность испытания переносных грузозахватывающих устройств |
Какие требования предъявляют к статическим испытаниям грузозахватного приспособления |
какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Виды технического освидетельствования |
Периодичность технического освидетельствования крана |
Какой нагрузкой проводятся статические испытания крана |
Какие Испытательные грузы применяются при освидетельствовании |

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке
Признаки, по которым подразделяются канатыОбозначение
1. По назначению:
грузолюдскиеГЛ
грузовыеГ
2. По краткости свивки:
одинарной – канат изготавливается из центральной проволоки, вокруг которой по винтовой линии в несколько слоев навивается проволока
двойной – изготавливается из прядей одинарной свивки, свитой вокруг сердечника
тройной – изготавливается из прядей двойной свивки, свитой вокруг сердечника
3. По типу сердечника:
пеньковый
асбестовый
стальной (применяется при высоких температурах, для увеличения разрывного усилия – прядь или канат двойной свивки)
4. По механическим свойствам проволок:
высшей марки – для канатов типа ГЛВ
первой марки – для всех канатовI
второй марки (с согласия потребителя)II
5. По виду покрытия поверхности проволок:
из светлой проволоки без покрытия – для лёгких условий работы
из оцинкованной проволоки для агрессивных условий работыС
из оцинкованной проволоки для жёстких агрессивных условий работыЖ
из оцинкованной проволоки для особо жёстких агрессивных условий работы (коррозионно стойкие, но дороже)ОЖ
6. По направлению свивки прядей:
правая – преимущественная (свивка справа налево вниз)
левая – слева направо внизЛ
7. По сочетанию направлений свивки проволок в прядях и прядей каната:
крестовая – применяется в основном: направления свивки проволок в прядях и прядей разное, не раскручиваются
односторонняя – направления свивки проволок в прядях и прядей одинаковое, более гибкиеО
8. По способу свивки:
нераскручивающиеся – с обжатием прядейН
раскручивающиесяР
9. По роду свивки:
с точечным касанием проволок одинакового диаметра – углы навивки проволок в разных слоях неодинаковы, что повышает давление между проволоками и увеличивает их изнашивание, но они не раскручиваются под нагрузкойТК
с линейным касанием проволок – углы навивки проволок в разных слоях одинаковы, более гибкие, долговечные, срок службы на 30-40% выше, чем ТКЛК
с линейным касанием проволок одинаковых диаметров в верхнем слое прядиЛК-О
с линейным касанием проволок разных диаметров в верхнем слое пряди – имеют лучшее заполнение сеченияЛК-Р
с линейным касанием проволок разного и одинакового диаметра по отдельным слоям прядиЛК-РО
с точечным и линейным касанием проволок в прядиТЛК

На ГПМ применяют канаты только двойной свивки, шестипрядные, крестовые. Внешне канат крестовой свивки отличается тем, что проволоки на его поверхности располагаются параллельно оси каната. Проволоки каната односторонней свивки располагаются под углом к его оси рисунок 1.2.

Рисунок 1.2 – Типы свивки стальных канатов:
а – канат крестовой свивки; б – канат односторонней свивки

Маркировка канатов

Установлена следующая структурная схема условного обозначения стальных канатов:

Если отсутствует обозначение какого-нибудь признака каната, то в записи характеристики каната условное обозначение этого признака опускается.

Кроме того, канаты различаются по диаметру каната, по маркировочной группе (1372, 1470, 1568, 1666, 1764, 1862, 1960, 2156, 2254, 2352 МПа), по количеству проволок в прядях и количеству прядей в канате.

Пример обозначения и характеристики стального каната диаметром 11,5 мм, грузового, изготовляемого из материала марки I со светлой поверхностью проволок, с правой свивкой прядей, крестовой свивкой элементов каната, нераскручивающегося, из проволок маркировочной группы 1568 МПа, по ГОСТ 3077-80:

Канат 11,5-Г-I-Н-1568 ГОСТ 3077-80

В этой записи опущены как не имеющие обозначения указания на то, что поверхность проволок светлая, свивка прядей правая, сочетание свивки проволок в прядях крестовое. Это и означает, что канат заказывается из светлой проволоки, правой крестовой свивки.

Способы крепления концов канатов

Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряжённая с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 1.3 – Способы выполнения петли на конце каната: a – заплётка свободного конца; б – применение клиновой втулки; в – установка винтовых зажимов; г – заливка в конусной втулке; 1 – коуш; 2 – клин; 3 – клиновая втулка; 4 – винтовой зажим; 5 – рабочая ветвь; 6 – скоба; 7 – планка; 8 – гайка

Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната.

Число проколов каната каждой прядью при заплётке должно соответствовать указанному в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Число проколов каната прядями при заплётке
Диаметр каната, ммМинимальное число проколов каждой прядью
До 154
От 15 до 285
От 28 до 606

Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом её проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

Конструкция зажимов должна соответствовать нормативным документам.

Количество зажимов определяется при проектировании с учётом диаметра каната, но должно быть не менее трёх. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.

2. Круглозвенные грузовые цепи

Для изготовления съёмных грузозахватных приспособлений используют круглозвенные грузовые цепи.

Они изготавливаются из конструкционных сталей марок СтЗ и стали 20 кузнечно-горновой или контактной сваркой.

Для сращивания цепей используются сварка или специальные соединительные звенья. Цепь характеризуется диаметром прутка d, из которого она изготовлена и величиной шага цепи Р (рисунок 2.1).

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 2.1 – Грузовая цепь: Р – шаг; d – диаметр; b – наружная ширина

3. Общие сведения о грузозахватных приспособлениях

Съёмные (навешиваемые) грузозахватные устройства (ГУ) применяют для соединения перемещаемого груза с грузовым органом грузоподъёмного крана. Они не являются принадлежностью крана и представляют собой самостоятельное изделие многократного использования; такие ГУ называют инвентарными.

Технологическую операцию соединения груза с крюком крана называют строповкой груза, а обратную ей операцию – расстроповкой.

Современные съёмные ГУ должны удовлетворять следующим основным требованиям:

Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными органами различных конструкций.

Стропы бывают следующих видов (рисунок 3.1):

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 3.1 – Виды стропов

Все указанные стропы имеют свои преимущества и недостатки.

В настоящее время в России канатные стропы – самые распространенные. Для изготовления канатных стропов применяют канаты двойной, крестовой свивки с органическим сердечником (ОС) конструкций: 6×19(1+6+6/6)+1 ОС ЛК-Р, 6×36(1+7+7/7+14)+1 ОС ЛК-РО.

Для перемещения грузов, имеющих температуру до 400 °С, применяют канаты, имеющие стальной сердечник.

Преимущества канатных стропов:

Недостатки канатных стропов (рисунок 3.2):

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 3.2 – Недостатки канатных стропов

В петли канатных стропов обязательно устанавливают стальные коуши (коуш – круглая или овальная стальная обойма с желобом по наружной поверхности) (рисунок 3.3).

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Изготовляют одно- и многоветвевые канатные стропы, снабжённые навесными и грузозахватными звеньями. Навесные звенья служат для навешивания стропа на крюк крана, а грузозахватные звенья – для крепления стропов к грузу.

По числу ветвей стропы разделяют на канатные:

Различают универсальные канатные стропы: прямые, типа УСК1, и замкнутые (кольцевые) типа УСК2, не имеющие захватных устройств и применяемые, как правило, для строповки грузов, не снабжённых специальными захватными устройствами (петлями, скобами, проушинами, рым-болтами, приливами на корпусе и пр.) (таблица 3.1). В этих случаях строповку груза выполняют в обхват или “на удав”. Указанные стропы относят к облегченным, поэтому коуши в петли канатов не ставят.

Таблица 3.1 – Виды канатных стропов
НаименованиеОбозначениеВнешний вид
Универсальный строп канатный двухпетлевойУСК1какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке
Универсальный строп канатный кольцевойУСК2какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке
Одноветвевой строп канатныйСК1какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке
Двухветвевой строп канатныйСК2какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке
Трёхветвевой строп канатныйСК3
Четырёхветвевой строп канатныйСК4какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

В условном обозначении стропа указывают его тип, грузоподъёмность и длину. Например, 2СК-1,6/1000 расшифровывается как двухветвевой строп канатный грузоподъёмностью 1,6 т, длиной 1000 мм.

Цепные стропы изготавливаются из цепей и цепных комплектующих класса прочности 8. Возможно изготовление цепных стропов с различными концевыми элементами (крюки, скобы и т.д.).

Область применения – металлургические и химические предприятия, при перегрузке опасных грузов и на портальных кранах.

Преимущества цепных стропов:

Существенными недостатками стальных цепей являются:

Аналогично канатным, различают стропы цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трёхветвевые (ЗСЦ), четырёхветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ) (таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Виды цепных стропов
НаименованиеОбозначениеВнешний вид
Одноветвевой строп цепной1СЦкакое грузозахватное приспособление изображено на рисунке
Двухветвевой строп цепной2СЦкакое грузозахватное приспособление изображено на рисунке
Трёхветвевой строп цепной3СЦ
Четырёхветвевой строп цепной4СЦкакое грузозахватное приспособление изображено на рисунке
Универсальный строп цепной кольцевойУСЦкакое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Текстильные стропы бывают (таблица 3.3):

Таблица 3.3 – Виды текстильных стропов
НаименованиеОбозначениеВнешний вид
Строп текстильный петлевой (ленточный)СТПкакое грузозахватное приспособление изображено на рисунке
Строп текстильный кольцевой (ленточный)СТКкакое грузозахватное приспособление изображено на рисунке
Строп текстильный одноветвевой (ленточный)1СТкакое грузозахватное приспособление изображено на рисунке
Строп текстильный двухветвевой (ленточный)2СТкакое грузозахватное приспособление изображено на рисунке
Строп текстильный трёхветвевой (ленточный)3СТ
Строп текстильный четырёхветвевой (ленточный)4СТкакое грузозахватное приспособление изображено на рисунке
Строп текстильный составной (подъёмные ковры) (ленточный)СТСкакое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Для изготовления текстильных стропов применяют синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты. Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества бесконечных кольцевых полимерных волокон, заключённых в защитный кожух (рукав). Кроме перечисленных, наиболее распространенных типов, изготавливают текстильные стропы и других конструкций.

Преимущества текстильных стропов:

Недостатки текстильных стропов:

Многоветвевые стропы используют для подъёма и перемещения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабжённых петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.

Универсальные стропы применяют при подъёме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

Для изготовления стропов применяют навесные звенья следующих типов (рисунок 3.4):

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 3.4 – Звенья стропов: а) типа РТ; б) типа Т; в) типа О; г) типа Ов; д) крюки; е) карабин; ж) скоба: 1 – замок; 2 – штырь

В качестве захватов обычно применяют крюки, но могут быть использованы скобы, карабины и другие изделия. Крюки стропов должны иметь предохранительный замок, предотвращающий выпадение крюка из петли при зацепке груза. Скоба для соединения со стропом и строповочными деталями груза имеет съёмный штырь.

4. Тара

Тарой называют различного рода ёмкости и упаковки, в которых перевозят грузы. Назначение тары – сделать груз удобным для перемещения и обеспечить условия его качественной и количественной сохранности.

Тара должна быть рассчитана для того груза, для транспортировки которого она предназначена. Ёмкость тары должна исключать возможность перегрузки крана. После изготовления тару тщательно осматривают.

Если тара после изготовления признанная годной к эксплуатации, должна снабжаться табличкой или делаться надпись с указанием номера, собственного веса, грузоподъёмности, наименования цеха, даты испытания, назначение тары.

Периодичность осмотров грузоподъёмной тары:

При осмотре особое внимание следует обратить на целостность сварных и заклёпочных соединений, а также на исправность крепления прицепных приспособлений, крюков, петель, цапф.

Тара считается негодной, если она имеет:

При обнаружении хотя бы одного из признаков браковки тару необходимо освободить от груза и доставить на ремонтную площадку.

Запрещается использовать тару неисправную и не по назначению.

Рассмотрим виды тары:

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 4.1 – Стандартный поддон

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 4.2 – Контейнер

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 4.3 – Тара для сыпучих и полужидких грузов

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 4.4 – Погрузка цистерны

Какие требования предъявляются к изготовлению и маркировке тары?

Тара должна изготавливаться в соответствии с технологическими картами или индивидуальными чертежами.

После изготовления тара должна подвергаться техническому освидетельствованию (осмотру), испытанию контрольным грузом тара не подлежит.

На таре, за исключением специальной технологической, должно быть указано (рисунок 4.5):

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 4.5 – Маркировка тары

Как правильно заполнять тару?

Тара должна заполняться только тем материалом, для которого предназначена. Заполнение тары материалом с большей удельной массой может стать причиной перегрузки крана или разрушения тары.

Сыпучие и мелкоштучные грузы должны располагаться не выше 100 мм от уровня бортов (рисунок 4.6). Для предотвращения перегрузки тары на её борту должна быть нанесена черта заполнения.

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 4.6 – Правила заполнения тары

Полужидкие и жидкие грузы должны заполнять не более 3/4 объёма тары.

5. Требования безопасности

Основными требованиями при проектировании и изготовлении грузозахватных приспособлений и тары являются:

Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должны производить предприятия и специализированные организации, имеющие разрешение органов Ростехнадзора.

Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами, после изготовления они подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) – на предприятии, на котором они ремонтировались. Стропы ремонту не подлежат.

Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25% превышающей их паспортную грузоподъёмность.

Сведения об изготовленных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в “Журнал учёта грузозахватных приспособлений”, в котором должны быть указаны наименование приспособления, паспортная грузоподъёмность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на применённый материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузозахватного приспособления.

Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием:

Также рекомендуется указывать наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак. В отдельных случаях изготовители указывают дополнительную информацию: обозначение стропа, длину и т.п.

На рисунке 5.1 показано, как может выглядеть бирка стропа.

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 5.1 – Бирка стропа

На ветвевых стропах бирку крепят к навесному звену. Встречаются ветвевые стропы, у которых маркировочное клеймо нанесено на навесном звене, а бирка отсутствует. На универсальных стропах бирка может быть закреплена в заплётке, клеймо может быть выбито на опрессовочной втулке.

Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), должны быть снабжены паспортом.

Коэффициенты запаса прочности стропов

Коэффициент запаса прочности – это отношение разрывной нагрузки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показывает, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен.

Коэффициент запаса прочности стального каната по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не менее 6.

Коэффициент запаса прочности круглозвенной цепи по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не менее 4.

При проектировании стропов из канатов и лент, для ветвей которых используют пеньковые, хлопчатобумажные или синтетические материалы, коэффициент запаса прочности по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не менее 8.

Расчёт натяжения ветвей стропа

Натяжение S ветви одноветвевого стропа равно массе груза G (рисунок 5.2). Натяжение S в каждой ветви многоветвевого стропа рассчитывают по формуле:

где п – число ветвей стропа; α – угол наклона ветви стропа к вертикали.

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 5.2 – Схема натяжения стропа

Стропальщик должен понимать, что при увеличении угла между ветвями возрастает натяжение ветвей стропа. На рисунке 5.3 показана зависимость натяжения ветвей двухветвевого стропа от угла между ними. Растягивающее усилие в каждой ветви двухветвевого стропа превысит массу груза, если угол между ветвями превысит 120°.

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 5.3 – Зависимость натяжения ветвей стропа от угла между ними

Очевидно, что при увеличении угла между ветвями возрастает не только натяжение ветвей и вероятность их разрыва, но и сжимающая составляющая натяжения Sсж (рисунок 5.4), что может привести к разрушению груза.

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 5.4 – Схема усилий: S – натяжение ветви; Sизг – изгибающая составляющая натяжения; Scж – сжимающая составляющая натяжения

Ветвевые канатные и цепные стропы рассчитаны так, что углы между ветвями не превышают 90°. Расчётный угол для текстильных стропов 120°.

6. Траверсы

Грузоподъёмные траверсы применяют для подъёма краном крупногабаритных грузов, которые подсоединяют одновременно в нескольких местах при помощи ГУ, смонтированных на траверсе или подвешенных к ней (рисунок 6.1).

Рисунок 6.1 – Подъём груза с применением траверс

Применение наклонных стропов для подъёма длинномерных конструкций и тяжеловесного оборудования – балок, ферм, рам, аппаратов и т.д. – приводит к потере полезной высоты подъёма крана, а также к возникновению значительных растягивающих усилий в самом стропе, сжимающих усилий в поднимаемом элементе и изгибающих в монтажных петлях. Стропы, скомбинированные с траверсами, не имеют этих недостатков и применяются для строповки грузов длиной 12 м и более.

Существует множество различных модификаций траверс, что обусловлено большим разнообразием строительных конструкций и технологического оборудования.

Грузоподъёмные траверсы имеют конструкцию, определяемую геометрией груза, техническими возможностями крана и условиями эксплуатации самого приспособления. Траверсы изготавливаются из стали. По исполнению их разделяют на плоскостные (рисунок 6.2) и пространственные (рисунок 6.3).

Рисунок 6.2 – Плоскостные траверсы
Рисунок 6.3 – Пространственные траверсы

Первые производятся в виде балки, вторые могут быть Т-образными, Н-образными, в виде треугольной или прямоугольной фермы.

Для работы с рядом грузов используются балансирные траверсы, с отверстиями для скоб, навешиваемых на крюки кранов и обеспечивающих изменения плеч (рисунок 6.4).

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 6.4 – Траверса балочная универсальная: 1 – подвеска; 2 – растяжной канат; 3 – серьга; 4 – скоба; 5 – канатный (балансирный) строп; 6 – ролик; 7 – балка

Балансирные траверсы применяются при работе с грузами, точки крепления на которых расположены неравномерно либо на разных уровнях.

7. Захваты

Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых – сокращение ручного труда. Захваты применяют в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные грузы. В связи с большим разнообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов. Большинство из них можно отнести к одному из указанных далее типов.

Клещевые захваты (рисунок 7.1a, рисунок 7.2) удерживают груз рычагами 1 за его выступающие части.

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 7.1 – Захваты: а) клещевые рычажные на траверсе; б) фрикционный рычажный; в) фрикционный рычажно-канатный; г) эксцентриковый; д) вилочный; 1 – рычаг; 2 – клеймо; 3 – канат; 4 – эксцентрик

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 7.2 – Клещевой захват

Фрикционные захваты удерживают груз за счет сил трения. Рычажные фрикционные захваты (рисунок 7.1б) зажимают груз с помощью рычагов 1. Рычажно-канатные фрикционные захваты (рисунок 7.1в) имеют канаты 3 с блоками, их применяют для строповки тюков, кип.

В эксцентриковых захватах (рисунок 7.1г, рисунок 7.3) основной деталью является эксцентрик 4, который при повороте надёжно зажимает листовые материалы.

Рисунок 7.3 – Строповка с помощью эксцентриковых захватов

Клиновые (цанговые) захваты предназначены для строповки грузов, имеющих круглые отверстия.

Подхваты заводятся под груз или в специальные отверстия на грузе. К ним относятся вилочные захваты (рисунок 7.1д), предназначенные для строповки поддонов.

Существуют также грузозахватные приспособления, обеспечивающие автоматическую (без участия стропальщика) расстроповку груза.

Применение грузозахватных приспособлений с дистанционным управлением облегчает работу стропальщика, а также повышает её безопасность. Известны различные конструкции устройств, которые обеспечивают дистанционную расстроповку груза.

Рассмотрим штыревое строповочное устройство 1 (рисунок 7.4), которым могут дополняться универсальные стропы 2. Устройство представляет собой скобу 5 с подвижным штырём 4, который дистанционно перемещается посредством троса 3. Пружина 6 предохраняет штырь от самопроизвольного перемещения. Применяя данное устройство, необходимо помнить, что случайное защемление троса может привести к самопроизвольной расстроповке груза.

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 7.4 – Грузозахватное приспособление с дистанционным управлением: 1 – штыревое устройство; 2 – строп; 3 – трос; 4 – штырь; 5 – скоба; 6 – пружина

8. Эксплуатация грузозахватных приспособлений и тары

Владельцы грузоподъёмных машин, тары и грузозахватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путём организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания согласно требованиям правил безопасности.

Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных машин, грузозахватных приспособлений, производственной тары и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности.

Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии, обязан обеспечить содержание их в исправном состоянии путём проведения периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, систематического контроля за правильным ведением журнала осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также личного осмотра грузозахватных приспособлений и тары в установленные сроки.

Лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъёмными машинами обязано не допускать использования немаркированных, неисправных или несоответствующих по грузоподъёмности и характеру груза грузозахватных приспособлений и тары.

Для зацепки, обвязки (строповки) груза и навешивания его на крюк грузоподъёмной машины, согласно требованиям правил безопасности должны назначаться стропальщики.

Владельцами грузоподъёмных машин и эксплуатирующими организациями должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики. Графическое изображение способов строповки и зацепки должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ.

Грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются. Неисправные грузозахватные приспособления и тара, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ.

Согласно требованиям правил безопасности, стропальщики должны производить осмотр грузозахватных приспособлений и производственной тары перед их использованием для подъёма и перемещения грузов с применением грузоподъёмных машин.

В процессе эксплуатации грузозахватных приспособлений и тары владелец должен периодически производить их осмотр в следующие сроки:

Осмотр грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра повреждённые грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.

Результаты осмотра грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.

9. Осмотр и браковка грузозахватных приспособлений

Браковка деталей стропа (колец, петель и крюков) должна производиться:

Не допускаются к эксплуатации стропы:

Признаки и нормы браковки канатных стропов:

Таблица 9.1 – Условия браковки канатных стропов по числу видимых обрывов проволок канатной ветви
Длина участка каната стропаКоличество видимых обрывов проволок
3d4
6d6
30d16

Примечание: d – диаметр каната, мм.

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 9.1 – Признаки браковки стропов: 1 – надрыв; 2 – трещина; 3 – износ; 4 – деформация коуша; 5 – отсутствие замка; 6 – деформация крюка; 7 – выступающие концы проволок; 8 – перегиб; 9 – перекручивание; 10 – обрыв пряди; 11 – узел

Браковка канатного стропа при наличии обрывов проволок

Необходимо знать диаметр каната, из которого изготовлен строп. Если диаметр каната неизвестен, то его можно измерить штангенциркулем 1 (рисунок 9.2) по выступам прядей. Далее необходимо решить, на каком из нормируемых участков вы будете определять число обрывов. На изображённом канате почти все обрывы умещаются на участке длиной 3dk. Затем необходимо отметить мелом или другим способом участок длиной 3dk и посчитать число оборванных проволок. Число обрывов не следует путать с количеством торчащих концов проволок, которых может быть в 2 раза больше. На изображённом канате мы обнаружили 6 обрывов. В соответствии с таблицей 9.1 на участке длиной 3dk допускается 4 обрыва, следовательно, строп неисправен.

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 9.2 – Браковка стропа при наличии обрывов проволок: 1 – штангенциркуль; dk – диаметр каната

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными таблицы 9.2.

Таблица 9.2 – Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %Количество обрывов проволок, % от норм, указанных в таблице 9.1
1085
1575
2070
2560
30 и более50

Цепной строп (рисунок 9.3) подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10%, а также обрыв звена или их деформация.

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 9.3 – Признаки браковки цепных стропов: 1 – повреждения; 2 – погнутость; 3 – надрыв; 4 – трещина; 5 – износ; 6 – удлинение

Условия браковки текстильных стропов (рисунок 9.4):

какое грузозахватное приспособление изображено на рисунке

Рисунок 9.4 – Признаки браковки текстильных стропов

Признаки браковки захватов:

Металлические траверсы, состоящие из балок, распорок, рам и других элементов, подлежат браковке при обнаружении деформаций со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечения сварных элементов, а также при повреждении крепёжных и соединительных звеньев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *