какое государство создали готы

Почему жмайты и аукштайты назвали предков беларусов гудами? Не от готов ли? Откуда взялись готы на территории Беларуси?
Совсем недавно в Липецкой области на берегу Дона близ села Ксизово археологи Института археологии РАН нашли хорошо сохранившееся захоронение готского воина в доспехах из металлических пластин (V в.). Там же была обнаружена и хозяйственная постройка, доказывающая, что готы здесь жили оседло.
Готы, как и балты, населяли практически все побережье Балтийского моря, доходя на юге до берегов своей священной реки — Дона, которую именовали Дунхейд, устья Днепра (Готии) и Северного Причерноморья. Вся южная часть Крыма и Таманского нолуострона были заселены готами, которые жили здесь до XV в., пока не ассимилировались в русской среде. Именно в честь Дона называло себя готское племя данов (будущих датчан), которое жило на берегу этой реки, а позже переселилось в Скандинавию. Там, в Скандинавии, донские готы основали Дунленд (Данию) — «страну Дона».
Ранние готы — гауты — одинаково были похожи и на западных балтов, и на славян, и на тюркских половцев (людей светлоглазых и высоких), с которыми часто организовывали союзы, роднились, что, вероятно, и послужило причиной того, что первые русские историки объявили готов предками печенегов и половцев, как и германцев, балтов со скандинавами и славянами. В принципе, славян как таковых во времена ранних готов-гаутов (эпоха, предшествующая Александру Македонскому — V в. до н. э.) еще не существовало. Это и не славяне пока были, а скорее балты, чей язык только-только начинал отличаться от языка восточных собратьев. Чем древнее готы, тем сложней их отличить от балтов.
Киевский хронист Софонович Феодосий, называя Литву ветвью мифологического Иафета, сына Ноя, писал про готов и балтов следующее:

«Тыи все народы были потом готами и епидами, ядвежами, печенегами и половцами названый».

«Готы и геты едино Скандинавия. Сии народы хотя в именах сходственны и от польских писателей погрешно смешивались, как например Вельский в особой главе о гетах и готфах написал, стр. 19, так: «геты, или готфы (ибо то один парод был)», ссылается в том на Спартана; Вельский равно Стрыковскому рассказывает, что они вышли из Скандинавии, что ныне Швеция, и к нам с вождем их Берикием пришли, о чем Облавий и Иордан, историки готские, свидетельствуют, и так поселились по реке Висле, где их Птоломей географ, именуя гитоны, указывает. С ними же пришли и епиды (гепиды. — М. Г.), единородные им, и поселились в Пруссии у Улмигоров. Стрыковский в гл. 2 части первой гепидов народ указывает с кимбрами единородных и основой литовского народа, а в гл. 3 пространнее описал».

Источник

Готы – покорить Рим и… исчезнуть

Когда в наше время заходит речь о готах, то чаще всего подразумеваются представители молодёжной субкультуры, однако я хочу рассказать не о них, а о настоящих готах. Но кто такие готы? Они составляли один из самых могущественных союзов древних германцев, что распространил свою власть по Европе во II веке нашей эры. Римляне называли их дикими племенами, однако признавали, что эти люди способны на очень многое.

Каким образом воинственным варварам удавалось покорять новые земли, что подчас защищались целыми армиями государств? Откуда пришли готы и что несли они с собой? Почему к нашему времени о готах остались лишь упоминания в исторических источниках?

Скандинавы в Европе

Появлению готов способствовала обстановка, что тогда сложилась в Европе. Когда античная культура уже начинала изживать себя, а новая христианская ещё не приходила ей на смену (совершались лишь первые пробы обращения в эту веру), начинается так называемый «переходной» период, что способствовал приходу новых племён на европейские земли.

Одними из них были готы. Историк Иордан называл их родиной Скандинавию. Глядя на старинные фрески, можно отметить и внешнее сходство готов со скандинавами. Светловолосые и голубоглазые, высокие и статные, они походили на северные народы, о которых так много рассказывали греки, египтяне и финикийцы.

какое государство создали готыЭварист Виталь Лумине «Готы пересекают реку»

Однако меня подобное сходство озадачило: зачем готы покинули свой родной край и отправились в неизвестность? На их пути было немало препятствий, а серьёзное столкновение с сильным соперником могло и вовсе уничтожить народ. Среди главных причин переселения готов на юг историки называют увеличение численности людей в Скандинавии.

Рядом с готами появлялись более агрессивные и могущественные соседи, а потому племена предпочли спасаться бегством. Однако долгий переход положительно повлиял на готов. За несколько веков передвижения на юг они научились сражаться в самых разных условиях, были всегда готовы к нападению местных племён, а потому превратились в превосходных воинов.

Дикие завоеватели

В I-II веках нашей эры, согласно Иордану, готы уже занимали часть европейских земель. Здесь хочу заметить, что готы были не просто другим народом, но и носителями совершенно иной культуры.

Высокие люди в звериных шкурах вели себя дерзко и самоуверенно, в любой момент готы могли выхватить свои мечи и устроить бойню, а потому европейцы побаивались их, предпочитая обходить стороной. На мой взгляд, такая ситуация полностью устраивала готов – угроза нападения недовольных аборигенов полностью исчезла.

К середине III века готы уже находятся в Крыму, где многие общины поселяются, отказавшись от дальнейших кочевий. Впрочем, это был один из немногих случаев, когда готы стремились «остепениться». Чаще всего они продолжали кочевать в поисках новых территорий, лучшей жизни и укрепления своей власти.

Летописец Иордан рассказывает, что готы никогда не хоронили умерших там, где те родились – слишком далеко находились эти края за незначительный период человеческой жизни. Вся жизнь готов проходила в дороге, и нечасто им приходилось ночевать на одном и том же месте.

какое государство создали готыАлександр Зик «Готское сражение на Везувии»

Готы и римляне

В IV веке готы оказываются у границ Римской империи. Наличие такого сильного соседа не смущает кочевников, которые периодически совершают набеги на пограничные районы. Римляне оказываются бессильны против хитрости и ловкости этих людей, внезапно появляющихся из лесов и так же незаметно исчезающих среди деревьев.

Кроме того, готы представляли собой не пару отрядов, а настоящее поселение со множеством человек, бесчисленными повозками и скотом. Римские правители понимали, что империя уже не имеет былой мощи. Чтобы спасти своё ослабленное коррупцией и интригами государство, император Валент договорился с готами о ненападении и взаимном сотрудничестве.

какое государство создали готыЭдуард Бендеман
«Мирное соглашение между Афанарихом и императором Валентом» 369 год

Захват Рима – ради справедливости

Казалось бы, в тот момент готы достигли вершины своей власти в Европе. С ними считались даже римляне, некогда непобедимый народ. Вот только опасность пришла с неожиданной стороны. В середине IV века на европейские земли с востока надвигается целая лавина гуннов, предводителем которых был Аттила.

В это же время происходит разделение готов на две ветви: вестготы и остготы. Увы, остготов постигла незавидная участь – они были разгромлены гуннами, народом, в котором позднее полностью растворились. Вестготы вынуждены были объединиться с римлянами, что некогда считались их противниками. Они охраняли рубежи Римской империи, получая плату за свою службу.

И снова коррумпированность римской власти навлекла беду на Рим. Готы почти не получали снабжения. Не выдержав издевательств и голодной жизни, готам пришлось отправляются к главному городу империи. Не ожидавший нападения Рим в скором времени оказывается в руках готов, которые добились восстановления своих прав, не захватив власть и не уничтожив сам город.

какое государство создали готыЖозеф Ноэль Сильвестр «Разграбление Рима варварами в 410 году»

Несмотря на многие победы готов, время оказалось беспощадно к ним. Гунны и пришедшие за ними арабские завоеватели были сильнее германских племён. Часть народа покорилась, часть была уничтожена, а культура готов растворилась в совершенно новых традициях, принесенных другими народами. Бытует мнение, что среди готов были и славяне.

Возможно ли это? В целом готы не были славянским племенем, однако в процессе перехода нередко приобретали черты народов, присоединявшихся к ним. Спустя много веков одно только упоминание этого народа навевает ассоциации с решительными и жестокими воинами, которым удалось покорить даже «вечный город».

Источник

какое государство создали готыlsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

какое государство создали готы

Культура и хозяйство

Германские племена, объединенные готами, оставили после себя на территории Украины памятники так называемой вельбарской и черняховской культур. В наиболее чистом виде материальная культура готов представлена поселениями, могильниками и кладами на территории Волыни, от Западного Буга до Горыни и Случа, в границах Волынской, Ривненской и северной части Хмельницкой областей. Эти памятники появились здесь в сформированном виде. К наиболее изученным и известным принадлежат вельбарские могильники в Дитиничах, Любомле, Баеве, поселения в Лепесовке, Боратыне, Загаях-II, Линеве, Пражеве.

Материальная культура готов в Украине имеет много общих черт с готскими древностями северных и восточных регионов Польши I-III вв., хотя отличается и рядом особенностей, вызванных влиянием местной культурной среды, иными направлениями культурных и экономических связей. К таким особенностям принадлежат: отсутствие курганных захоронений, наличие керамического комплекса кружальной керамики провинциально-римского типа (черняховской), несколько иной характер металлических частей одежды, наличие значительного количества элементов материальной культуры пшеворских (восточногерманских) племен.

какое государство создали готы

На вельбарских и Черняховских поселениях открыты жилые сооружения, хозяйственные постройки, ямы-погреба. Жилища наземные, полуземляночные и земляночные. Первые имели удлиненно-прямоугольную форму площадью 60-120 кв. м. Состояли из двух и больше камер. Одна камера часто использовалась для содержания скота или была мастерской. Широко известны небольшие наземные жилища прямоугольной формы площадью 12-20 кв. м. Стены жилищ были столбово-плетневыми, столбовыми и штукатурились глиной. Полуземляночные и земляночные жилища имели овальную, прямоугольную или неправильную форму площадью 12-20 кв. м. Конструкция стен аналогична наземным жилищам. Помещение отапливалось очагом с глиняным подом, реже глиняной печкой. Хозяйственные помещения использовались под хранилища продуктов земледелия и животноводства, для содержания скота, для мастерских и т.д.

Значительную часть вещей составляют украшения н металлические части одежды. Это фибулы, подвески, булавки, браслеты, ожерелья, перстни, пряжки. Они изготавливались из железа, бронзы, серебра и золота. Особенно знаменитыми были готские женские украшения, состоявшие из двух больших серебряных кольчатых фибул и массивной пряжки. Такие вещи хорошо известны из могильников в Крыму.

Главным занятием готов, проживавших в Лесостепной части Украины, в Крыму, было земледелие, основа расцвета ремесел и торговли процветания сельских общин и народа в целом. Уровень земледельческого производства был достаточно высоким для своего времени и явился результатом влияния провинциально-римской культуры из Подунавья. Об этом можно судить по набору сельскохозяйственных орудий, особенно орудий для обработки почвы сбора, и переработки продуктов земледелия.

В данном случае показательными являются находки не только на «чистых» вельбарских памятниках Западной Украины, но и на памятниках Северного Причерноморья, Крыма, Поднепровья, где готы составляли определенную часть Черняховского населения.

Однако, под влиянием хозяйственного уклада вельбарских племен Лесостепи, переселившихся в Северное Причерноморье, здесь в III-IV вв. резко увеличивается процент свиней, особенно на памятниках, где отмечены яркие вельбарские черты (Коблево).

В целом можно сказать, что животноводство у населения Северного Причерноморья, в том числе и готов, сложилось, в основном, на базе хозяйственного уклада местного скифо-сарматского населения при сильном воздействии античных традиций и влияния готов. В Лесостепи в основу животноводства германцев легли традиции древнеславянских племен.

Определенное, очевидно, вспомогательное место в хозяйстве занимала охота, о чем свидетельствуют находки костей оленя благородного, зайца, кабана, волка, а также рыболовство. Свидетельством последнего являются не только кости рыб, но и находки железных рыболовных крючков и гарпунов (Боратин, Хринники).

Продуктивное сельское хозяйство позволяло вырабатывать дополнительный продукт, что, в свою очередь, позволяло обществу выделять из своей среды людей, профессионально занимающихся тем или другим видом ремесла. Это способствовало процессу таких традиционных видов ремесла, как металлообработка, гончарные ремесла, обработка кости и шкур, дерева, камня. Эти ремесла у черняховских племен вышли за пределы общинных и стали производить продукцию на рынок.

Социальная структура готского общества, обитавшего на территории Украины, реконструируется по письменным источникам и археологическим материалам, полученным при раскопках готских селищ и могильников на территории северо-западной Украины.

Готские селища расположены, как показывает картографирование, отдельными территориальными группами, каждое из которых объединяло определенную социальную единицу, очевидно, племя. Наиболее часто такая группа занимает бассейн небольшой речки или озера. Наиболее четкими и заметными являются скопления селищ вельбарской культуры в Волынской и Ривненской областях, в бассейне Южного Буга.

Поселения были небольшие. Они насчитывали 3-5 усадеб с хозяйственными постройками рядом. Для примера приведем описание одного из полностью исследованных поселений готов на Волыни, в с. Городок (раскопки Д.Н.Козака). Длина поселения составляла 130 м, ширина 30 м. На этой площади, размещенной на ровной площадке террасы, находилось три отдельных двора-хозяйства, каждый из которых огораживался забором. Расстояние между дворами составляло 20-30 м. Площадь двора составляла 400-500 кв. м. В состав хозяйства входило от двух до шести хозяйственных сооружений и три-семь ям-погребов.

Таким образом, в поселении жили три отдельные семьи с собственными постройками, составлявшими жилищно-хозяйственный комплекс. Каждая семья вела самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжалась результатами своего труда. Исходя из величины поселения, количества жилых построек, расположенных в нем, тесных хозяйственных связей между отдельными семьями, что иллюстрирует дифференциация ремесленной деятельности, можно предположить, что здесь жила одна патриархальная семья, которая состояла из нескольких отдельных и самостоятельных в хозяйственном отношении малых семей, однако с уже заметной имущественной дифференциацией. Аналогичная структура прослеживается и на других поселениях вельбарской культуры Западной Украины, на черняховских памятниках с вельбарскими элементами, Северном Причерноморье. Так, на поселении Загаи-II, также исследованным полностью, на площади 2 тыс. кв. м находилось четыре жилищно-хозяйственные комплекса, расположенных на ровных террасах склона, на расстоянии 15-30 м одни от другого. На поселении в с. Лынив, на первой фазе его существования было два двора. Один из них объединял четыре жилища, а второй состоял из одного жилища. Во второй фазе здесь было построено большое наземное жилище площадью 80 кв. м и полуземлянка. Две группы жилищ, принадлежавших двум патриархальным семьям, разделенных значительным пространством, выявлено Д. Н. Козаком на поселении Боратии возле г. Луцка.

На основании приведенных данных можно предположить, что готы жили па территории Украины, в основном, патриархальными семьями, каждая из которых занимала отдельное небольшое поселение. Иногда на селище жило две, возможно и больше патриархальных семьи. Существовали в каждом регионе большие торгово-ремесленные центры, насчитывавшие несколько десятков домов. Социальная структура этих центров пока не прослежена. Возможно, это были соседские общины. Такие поселки выявлены в Лепесовке (Южная Волынь), Хринниках (Ривненщина).

Патриархальная готская семья состояла из двух-четырех малых семей, полностью самостоятельных в хозяйственном отношении. Каждая из таких патриархальных семей была, очевидно, замкнутой экономической единицей, ведущей натуральное хозяйство.

С большей долей вероятности можно говорить, что пространство в границах бассейна какой-то речки или вокруг озера занимало более широкое социальное объединение, чем род, очевидно, племя. Судя по количеству поселений, выявленных, например, в бассейне р. Черногузки (приток р. Стырь), в состав такого объединения входило 18-25 патриархальных семей к оно насчитывало от нескольких сотен до тысячи человек.

Данные археологии о социальном устройстве германского общества в Украине дополняются письменными источниками. Их анализ показал, что основную массу готов составляли свободные общинники (freis), которые проживали в селах (на поселениях) (weis). Они принимали участие в народных собраниях и военных походах. В обществе было распространено патриархальное рабство. Рабы составляли важную часть имущества готов и занимали главное место среди военной добычи. Однако среди свободных общинников античные источники отличают простой народ и знатных людей. Из числа последних избирались короли, руководители военных отрядов, послы. Знатные люди были заложниками в переговорах. Однако, в отдельную прослойку знать еще не выделилась. Существование имущественного неравенства в готском обществе подтверждается лексическими источниками. В библии Вульфилы готскими терминами выражены, как отмечает А.Р. Корсунский, такие понятия, как «наемный рабочий», «бедняк», «просить милостыню», «долг-должник», «проценты», «заклад», «кредитор». Это значит, что у готов уже были бедные общинники, которые занимали деньги, продукты и имущество, а также богатые, которые кредитовали их под определенные проценты, т.е. были должники и кредиторы. Из библии Вульфилы известно и ряд понятий, связанных с развитой частной собственностью «кража». Собственность», «вор».

К сожалению, нам не доступно мировоззрение готов из-за отсутствия источников. Известно лишь, что каждое из племен имело свое святилище и своих богов, которым поклонялись и приносили жертвы. Известно также, что готы первыми из племен, проживавших на территории Украины, начали принимать христианство. Особенно широко оно распространилось у готов, проживавших в Крыму.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ

Готы двигались по территории Украины не сплошной массой, а медленно, осваивая и спорадически заселяя земли, по которой проходили. Об этом свидетельствуют памятники вельбарской культуры, раскиданные отдельными островками, или определенными массивами на всей” по существу, территории Украины. Письменные данные также подтверждают, что готы в 1II-IV вв. были рассеяны на значительных пространствах отдельными се семейно-родовыми или соседскими коллективами.

какое государство создали готы

Мы уже отмечали выше, что к III в. н.э. готы подчинили своему господству большинство племен, обитавших между южным Бугом и Днепром. Исходя из системы поселенческой структуры обществ этого времени, предусматривавшей значительный разброс и скрытность мест проживания, полного подчинения быть не могло. Готы, овладев Северным Причерноморьем, не только отрезали славянам, дакийцам, скифо-сарматам самостоятельный путь к морю и связи с античными центрами, но и, имея хорошую военную организацию, при столкновениях могли, очевидно, разорять селища, жечь и топтать посевы, брать пленных и т.д. По и сами готы, несмотря на военное преимущество над покоренными народами. при сохранении конфронтации тоже не могли- чувствовать себя в безопасности, живя в их среде. Поэтому конфликтное состояние не могло быть выгодным ни одной из сторон. Очевидно, на этом основании достигался какой-то компромисс, базировавшийся на признании местным населением определенной, возможно, вассально-даннической зависимости при гарантии, со стороны гуннов, безопасной жизни и свободной торговли с античными городами.

Благоприятные климатические условия, богатые и плодородные земли, многочисленные леса, речки, озера, которые создавали великолепную базу для хозяйственной деятельности, наконец, господствующее положение среди коренного народа содействовали высокому и стабильному росту народонаселения, процветанию готских племен. Думается, именно такими, приблизительно, факторами можно объяснить почти 200-летнее господство готов на территории современной Украины, сохранение длительное время этнической обособленности.

Говоря о взаимоотношениях готов с окружающими племенами, следует отметить, что в археологических памятниках Украины III-IV вв. пока не зафиксировано смешение готских (вельбарских) и славянских материалов, в то же время, есть много случаев смешения и симбиоза гото-сарматских, гото-дакийских, гото-позднескифских элементов. Очевидно, между славянами и германцами все время сохранялась отчужденность, скорее всего, враждебность. Это подтверждается письменными источниками, в частности, сообщениями Иордана. Он пишет, что среди покоренных готами народов были и венеды, между которыми существовали довольно напряженные отношения.

На наш взгляд. размышления В.П. Будановой по поводу этого события несколько усложнены и построены на неверных исторических реалиях. В.П.Буданова исходит из того, что готы и анты жили отдельно на своих территориях чуть ли не с установленными границами. Поэтому вторжение готов на антскую землю тут же привело к великой войне. Это противоречит не только письменным источникам, но и археологическим материалам, фиксирующим германские памятники на всей территории Украины, т.е. внутри аптекой земли. Учитывая это, а также другие факторы, причины гото-антской войны можно объяснить по-другому.

какое государство создали готы

Славянские племена венедов, которым со временем все тяжелее было переносить готское господство, в каких формах оно бы не выражалось, с приходом гуннов и распадом «государства Германариха», что обозначило ослабление готского могущества и разлад военно-административной системы, подняли восстание. При этом, очевидно, славяне сумели заручиться поддержкой или хотя бы нейтралитетом гуннов, которые объективно были заинтересованы в ослаблении готов. Можно предположить, что сначала борьба славян с готами выражалась в уничтожении германских поселений, расположенных в их среде, столкновениях с небольшими межродовыми готскими отрядами. Со временем готы под руководством Винитария сумели организовать карательную армию для усмирения бунтарей. Однако им не сразу удалось это сделать, несмотря на большой военный опыт. Очевидно, после распятия Божа и его окружения, т.е. военно-племенной верхушки, венедский народ какое-то время не смог оправиться. Однако гунны не хотели и не могли допустить усиления власти венедов в регионе. Поэтому, отыскав определенный повод, возможно, какой-то акт своеволия Винитария, что вполне возможно после полной победы над славянами, разгромили его войско. Это имело большое значение для продолжения славянами войны с готами.

Источник

Какое государство создали готы

[готоны, гутоны; лат. Gothi, Gotones; греч. Γότθοi], восточногерм. племена, по языку родственные сев. германцам; в V в. создали неск. гос-в на бывш. территории Зап. Римской империи, в к-рых офиц. вероисповеданием было христианство арианского толка.

Происхождение и миграция Г. на юг

Согласно традиц. версии происхождения Г., к-рую сообщает гот. историк Иордан (VI в.), их прародина находилась в Скандинавии, легендарной Скандзе Iord. Get. 9).Дискутируется гипотеза и о континентальном северогерм. происхождении Г. На рубеже I в. до Р. Х. и I в. по Р. Х. они во главе с конунгом Беригом переселились в устье Вистулы (совр. Висла), дав этой местности название Готискандза (Ibid. 25–26). Выйдя из Скандинавии, Г. рассеялись мелкими группами по юж. побережью Балтийского м. Вытеснив германцев-ульмеругов и подчинив вандалов, они расселились в землях к западу от нижней Вистулы, уступив вост. области родственным племенам гепидов (Ibid. 26). На нижней Вистуле они встретились со слав. населением — венедами (Ibid. 34). Следы пребывания Г. на нижней Вистуле представлены вельбарской археологической культурой.

В период 1-й волны миграции (сер. II в.) Г. продвинулись на юго-восток вдоль Вислы и Зап. Буга и появились на Волыни и в Подолье, что отражено в предании о гот. переселении в Скифию. 2-я волна в том же направлении датируется сер. III в. Двигаясь на юг, они присоединяли к себе мн. негерм. племена, постоянно пополняя миграционный поток. Вместе с Г. на юг перемещалось смешанное население, значительную часть к-рого составляли славяне и представители западно-балт. племен. Возглавляемые Г. переселенцы в кон. II в. разделились на 2 части: основная масса заселила Волынь и Подолье, остальные в нач. III в. достигли сев. границ Римской империи.

какое государство создали готы

Маршрут движения Г. до конца не ясен. Согласно письменной традиции, в поисках удобнейших мест для поселения они двигались к некой области в Скифии, называемой Ойум (Ibid. 27). Исследователи локализуют ее по-разному: на левом берегу нижнего Днепра, на побережье Азовского м., на Керченском п-ове, в окрестностях совр. Киева, в южнорус. степях, в низовьях Дуная. Вероятно, обл. Ойум не стала конечным пунктом гот. миграций. Остается спорным вопрос: к какому конкретному месту Причерноморья пришли Г.? Сообщение Иордана о 3 местах их расселения (в районе Меотиды; в Мёзии, во Фракии и в Дакии; севернее Понта Эвксинского — Ibid. 38) отражает общее географическое пространство, оказавшееся в сфере интересов гот. племен на юге Вост. Европы. Согласно письменной традиции, основное движение Г. шло в направлении границ Римской империи в Сев.-Зап. Причерноморье, где впосл. образовалась страна Готия. Миграция Г. в эту область подтверждается находками кладов рим. монет, наиболее поздние из к-рых принадлежат к времени императоров Коммода (180–192) и Септимия Севера (193–211). Переправившись через Днестр, Г. расселились в областях проживания гото-дакийского, сарматского и слав. населения. Крупнейшее племенное образование карпов было покорено и вошло в гот. союз племен (Ibid. 91). В этом регионе на протяжении 3 веков Г. оставались господствующим этносом. Предполагают, что в 1-й пол. III в. часть Г. продвинулась отсюда в район Приазовья.

2-я миграционная волна привела Г. на обширные пространства Сев. Причерноморья. Здесь они небольшими группами расселились среди местного славяно-иран. населения (черняховская археологическая культура). Совместное проживание на одной территории различных этнических групп (Г., сарматы, скифы, славяне) вело к метисации населения, но доминирующими были Г. и сарматы. Письменная традиция сохранила этноним «скифы» как общий для населения этого региона ( Dexippus. Fragmenta. 15; Scr. hist. Aug. Claud. 6. 1–2; Philost. Hist. eccl. II 5; XI 8; Zosim. Hist. I 37; IV 25). Время и место разделения Г. на 2 основные ветви — вестготов и остготов — до конца не выяснены. Миграции сопровождались частым обособлением и объединением племенГ. Античные авторы различали вестготов, остготов, тервингов и грейтунгов, выделяли 2 правящих рода — Балтов и Амалов (Scr. hist. Aug. Claud. 6. 2; Iord. Get. 42). В Сев. Причерноморье и на Балканах начался длительный процесс формирования этнополитических объединений, завершившийся в V в. образованием больших племен вестготов и остготов.

Г. в Сев. Причерноморье и на Балканах в III в.

Придунайские Г. в IV в.

В результате варварских вторжений в 70-х гг. III в. римляне покинули Дакию и у Г. появилась возможность закрепиться на ее территории. После 269 г. на Дунае начала формироваться полиэтническая общность «страны готов» — Gutthiuda ( Orosius. Hist. adv. pag. I 2. 53; Iord. Get. 74). Ее жителей римляне называли тервингами (XII paneg. lat. XI (III). 17; Eutrop. VIII 2, 2; Scr. hist. Aug. Claud. 6. 2; Amm. Marc. Rer. gest. XXXI 3. 4; 5. 1. 8). На западе их соседями были вандалы, на севере — гепиды, на востоке — анты, сарматы, остготы, а юж. соседом выступала Римская империя. Расселение Г. в Дакии сопровождалось вытеснением аборигенов (бастарны, карпы) на рим. территорию за Дунай (Scr. hist. Aug. Prob. 16. 1–2; Lact. De mort. persecut. 38. 6). Борьба за обладание землями втягивала Г. в межплеменные конфликты. Конец III в. отмечен ростом межплеменных противоречий: Г. воевали с бургундами, аламаннами, гепидами и вандалами (XII paneg. lat. XI (III) 17. 1–2).

какое государство создали готы

В 1-й пол. IV в. гот. племена стремились к экспансии трансильванской Дакии, где теснили сарматов. Чтобы удержать Г. от конфликтов с сарматами и от их вторжений в Паннонию и Мёзию, имп. Константин создал систему земляных валов между Дунаем и Тисой. На берегу Дуная был построен вал, пересекавший Банат, Олтению и Мунтению, сооружен мост, соединявший Эск (близ совр. с. Гиген, Болгария) и Сукидаву (совр. Челей, под Корабией, Румыния), а также лагеря и укрепления. Возле Трансмариска (совр. Тутракан, Болгария) римляне организовали переправу, и на левом «готском берегу» возникла крепость Константиана Дафна (совр. Олтеница, Румыния) ( Aur. Vict. De Caes. XLI 18; Anon. Vales. Chron. Const. VI 35). Эти меры свидетельствуют о предельном напряжении отношений с Г. В 332 г. произошел гото-сарматский конфликт. Сначала Г., предводительствуемые Видигойей, добились успеха. Имп. Константин начал против них войну, оказывая помощь сарматам ( Aur. Vict. De Caes. XLI 12; Orosius. Hist. adv. pag. VII 28, 28; Anon. Vales. Chron. Const. VI 30; Consularia Constantinopolitana. An. 332; Iord. Get. 48, 178; Isid. Hisp. Hist. 5). После 332 г. придунайские Г. вновь признали себя федератами, обещая поставлять империи вспомогательные отряды и охранять рим. лимес от варварских племен. За это римляне выплачивали им ежегодно денежное вознаграждение. Под наблюдением военных и таможенных властей Г.-федератам разрешалось также вести жизненно необходимую для них торговлю на Дунае. В обеспечение договора в К-поль были отправлены заложники ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 18; Anon. Vales. Chron. Const. VI 31; Iord. Get. 112). На рубеже III и IV вв. окончательно оформились основные принципы отношений между империей и придунайскими Г. Война и военные конфликты оставались традиц. Нормой сосуществования рим. и варварского миров. Но после 332 г. римляне более настойчиво вторгались в межплеменные отношения, по возможности контролируя их и прибегая к тактике нейтрализации одного племени другим. Подобная политика не могла не влиять на придунайских Г. Часть их отказалась от наступательных агрессивных устремлений. Но были и такие Г., к-рые, используя федератский статус, связывали свою карьеру с Римской империей.

Готия

Христианизация Г.

В 1-й пол. IV в. Готия была в основном языческой страной, но часть Г. приняла христианство, и это стало переломным моментом в судьбе гот. племен. В III в. Г. приходили к христианству через общение с христ. пленниками каппадокийцами и фригийцами, захваченными во время набегов, через посредство тех германцев, к-рые были заложниками или служили в рим. армии (федераты), а также благодаря пребыванию среди Г. христ. путешественников и купцов. Христианизация Г. в IV в. связана с миссионерской деятельностью Готского еп. Вульфилы († 388), к-рого имп. Констанций называл «Моисеем нашего времени». Обращение в христианство стало для Г. событием большой политической важности. Большинство придунайских Г. воспринимали христианство как составную часть рим. образа жизни, к-рый они или принимали, или отвергали в зависимости от отношения к империи. Христианизация Г. проходила в неск. этапов.

Первое упоминание о принятии частью Г. христианства в форме арианства связано с деятельностью Готского еп. Вульфилы, проповедовавшего в Готии в 341–348 гг. Юность Вульфила провел при дворе имп. Константина I Великого, где сопровождал Г.-заложников, гарантов договора 332 г. Он был свидетелем проявлений открытой симпатии к арианам императоров Константина и Констанция. Значительное влияние на Вульфилу оказал Евсевий Кесарийский ( Philost. Hist. eccl. II 5). После 9 лет пребывания в К-поле Вульфила в 341 г. отправился к придунайским Г. и пробыл у них до 348 г. Находясь среди Г., Вульфила перевел на родной (гот.) язык часть Библии. Для этого он создал особый алфавит, т. н. вестгот. или гот. письмо, отказавшись от использования языческого рунического письма ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 33; Iord. Get. 267). Выполненный Вульфилой перевод сохранился в «Серебряном кодексе» (Codex Argenteus). Вероятно, Вульфиле принадлежит и составление гот. календаря. Перевод Библии и миссионерская деятельность Вульфилы способствовали дальнейшему обращению Г. Они исповедовали христианство в форме арианского учения, к-рое воспринималось в то время в качестве рим. гос. культа. Не последнюю роль сыграл и авторитет Вульфилы, разделявшего арианскую идею об иерархичности Св. Троицы.

Распространение христианства у Г. связано также и с деятельностью Авдия, сосланного имп. Констанцием в Готию. Общины последователей Авдия просуществовали до 372 г.; затем некрые переселились в Антиохию и на Евфрат, другие стали правосл. христианами ( Epiph. Adv. haer. 70. 14–15). Христианизация основной массы Г. завершилась между 382 и 395 гг., когда они уже находились в пределах империи. Конечно, значительная часть придунайских Г. воспринимала основные христ. идеи весьма поверхностно. Их обращение во многом было формальным. При переселении в империю христианство привлекало Г. в тех случаях, когда вместе с обращением они получали от императора земли для поселения. Реальная христианизация самосознания Г. происходила медленно. Перевод Библии на гот. язык и литургия на гот. языке способствовали консолидации придунайских Г., развитию их самосознания как вестготов. Однако отказ от использования в литургии греч. и лат. языков затруднял приобщение Г. к рим. цивилизации. Особенность христианизации Г. способствовала утверждению среди римлян представления о невозможности иметь с ними дружеские отношения из-за их приверженности арианству.

Придунайские Г. накануне гуннского вторжения

С сер. IV в. стремительно развивался процесс «втягивания» придунайских Г. в империю. Их предводитель Атанарих оказал помощь Прокопию (365– 366) во время его выступления против имп. Валента (364–378). Отряд Г. был сформирован из воиновразличных территориальных округов Готии. В 366 г. выступление Прокопия было подавлено, Г. захватили в плен и на рынках городов Фракии продали в рабство ( Amm. Marc. Rer. gest. XXVII 5. 1; Eunapius. Fragmenta. 37; Zosim. Hist. IV 7. 10). С целью наказания Г. имп. Валент в 367– 369 гг. дважды переходил через Истр и углублялся на их территорию. Этим карательным экспедициям предшествовало тщательное укрепление линии границы напротив Готии (CTh. XV 1, 13; Zosim. Hist. IV 10). Во время первого похода (367) часть Г. попала в плен. Другим удалось отступить и укрыться от римлян ( Amm. Marc. Rer. gest. XXVII 5. 2, 3, 4; Zosim. Hist. IV 11). В 369 г. имп. Валент снова переправился в Готию, но рим. войска столкнулись с воинственным гот. племенем грейтунгов. Решающего успеха Валент, вероятно, не добился. В результате переговоров между рим. императором и «судьей» придунайских Г. Атанарихом был заключен мир. По условиям договора Истр стал границей между империей и Г., к-рые теперь не были федератами, римляне отказали им в поставках продовольствия и резко ограничили торговлю. Заниматься торговлей Г. разрешалось в городах Константиане Дафне и Новиодуне (совр. Исакча, Румыния) ( Amm. Marc. Rer. gest. XXVII 5. 6; 7, 8; Zosim. Hist. IV 11; Themistius. Orationes. X 135). Ок. 370 г. в Готии развернулась борьба за власть между Атанарихом и Фритигерном ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 27; Sozom. Hist. eccl. IV 30; Theodoret. Hist. eccl. IV 33). Римляне оказали поддержку Фритигерну, принявшему христианство. В 375 г. теснимые гуннами придунайские Г. разделились. Разногласия касались вопроса переселения в Римскую империю. Сторонники Фритигерна видели спасение Г. в союзе с империей. Они надеялись укрыться от гуннов не только за рим. лимесом, но и за его могуществом и авторитетом ( Orosius. Hist. adv. pag. VII 32). Сподвижники Атанариха видели перспективу спасения соплеменников в открытом военном противостоянии гуннам. После безуспешного сопротивления гуннам Атанарих оставил «страну готов» и без особых трудностей завоевал обл. Кавкаланд, локализация к-рой до сих пор остается спорной ( Amm. Marc. Rer. gest. XXXI 4. 12, 13).

Переселение придунайских Г. в империю

В 376 г. Г. Фритигерна с разрешения рим. властей переправились через Дунай и поселились на территории Фракии (Amm. Marc. Rer. gest. XXXI 3. 5–6; Zosim. Hist. IV 26; Socr. Schol. Hist. eccl. IV 36; Sozom. Hist. eccl. VI 37; Iord. Get. 131). Притеснения рим. администрации, трудности с продовольствием и вероломство римлян подтолкнули Г. к восстанию (Amm. Marc. Rer. gest. XXXI 5. 8; 6. 6). В 378 г. у Адрианополя (совр. Эдирне, Турция) они разгромили войска имп. Валента; 2/3 рим. армии и сам император погибли (Amm. Marc. Rer. gest. XXXI 13. 18). Г. двинулись на К-поль, но взять его не смогли. Их отряды рассеялись по Фракии, занимаясь грабежом и разбоем (Amm. Marc. Rer. gest. XXXI 16. 3; Eunapius. Fragmenta. 50; Socr. Scol. Hist. eccl. VI 1; Sozom. Hist. eccl. VII 1). Оставшиеся за Дунаем Г. сопротивлялись продвижению гуннских племен в свои земли. Даже построенный в 375–376 гг. земляной вал не мог остановить варваров с востока (Amm. Marc. Rer. gest. XXXI 3. 5, 7). Атанарих вопреки своим убеждениям и заветам предков в 381 г. вынужден был переселиться в империю. В его честь в К-поле устроили пышный прием. Через 2 недели Атанарих скончался и был похоронен с почестями. Пришедшие с ним Г. поступили на службу к имп. Феодосию (379–395). По договору 382 г. эти Г. стали федератами и поселились в Н. Мёзии и Фракии (Consularia Constantinopolitana. An. 381). Вскоре они убедились, что разрешение на поселение в империи вовсе не гарантировало получения земли. Большую власть, авторитет и средства к существованию давал статус федератов, дававший переселенцам возможность получить землю и аннону. Статус «внутренних» федератов окончательно определил судьбу придунайских Г. как вестготов (зап. готов).

«Государство Эрманариха»

Еще до прихода гуннов развитие придунайских (зап.) и примеотийских (вост.) Г. пошло разными путями. Для вост. Г., остготов, в историографии утвердилось крайне неопределенное понятие «государство Эрманариха». Оно подразумевает существование в IV в. союза племен, власть в к-ром была сосредоточена в руках гот. вождей. При Эрманарихе, в сер. или 3-й четв. IV в., произошло временное объединение различных восточногот. группировок, а также др. племен в крупный союз племен, куда помимо Г. входили росомоны, примеотийские гелуры, аланы, анты. В число подчиненных Эрманариху племен произвольно включали и «северные народы» ( Iord. Get. 116–126, 129, 245–250). Вопрос о сущности и пределах «государства Эрманариха» относится к числу дискуссионных. Гот. союз, по-видимому, был аморфным и недолговечным и держался силой и авторитетом «благороднейшего Амала» Эрманариха. Это военно-политическое формирование находилось на периферии варварского мира. Возможно, места расселения входящих в него Г. не ограничивались Приазовьем, но включали области Н. Поднепровья и Сев.-Зап. Причерноморья. Гот. союз Эрманариха обосновался в пределах черняховского ареала, однако нет оснований отождествлять его с черняховской культурой.

Распад союза племен Эрманариха

Паннонские и фракийские ост-готы

Дальнейшая история вост. Г. после вторжения гуннов в 375 г. и гибели Эрманариха недостаточно ясна. Раскол остготов привел одних в пределы Римской империи в качестве наемников. Возглавляемые Трибигильдом, они подняли в 399 г. мятеж в М. Азии, совершили поход по Лидии и Фригии, захватив много городов ( Philost. Hist. eccl. XI 8; Zosim. Hist. V 13, 17). Др. остготы, уходя от гуннов на запад, появились в кон. IV в. на верхнем Дунае. Здесь они составили значительную часть коалиции племен Радагайса, к-рая в 405 г., прорвав границу Норика, вторглась в Италию и осадила Флоренцию. Рим. полководец, вандал по происхождению, Стилихон выступил на помощь городу и уничтожил треть варваров. Радагайса казнили, 12 тыс. остготов были зачислены в рим. армию ( Zosim. Hist. V 25; Olympiod. 9). Остготы, признавшие власть гуннов, вошли в гуннский военно-племенной союз и вместе с Аттилой совершали походы против Вост. и Зап. Римских империй, а также участвовали в битве на Каталаунских полях (451; Iord. Get. 198–200).

Расселение вестготов-федератов на Балканах в IV в.

Аларих — предводитель Г.-федератов

какое государство создали готы

Переселение вестготов в Италию

Образование Вестготского королевства

какое государство создали готы

какое государство создали готы

В 422 г. преемник Валлии конунг Теодорих (Теодерид) I (418–451) отправил в Испанию отряд тулузских Г.-федератов, к-рые в составе рим. войск выступили против вандалов ( Hydatius. Continuatio chronicorum. An. 422). В 446 г. гот. федераты приняли участие в походе против испан. свевов (Ibid. An. 446). В 451 г. на стороне рим. полководца Аэция вестготы сражались с гуннами на Каталаунских полях ( Sidon. Apol. Carmina. VII 316; Iord. Get. 190, 192; Fredegarius. Chron. II 53). В этой битве погиб Теодорих I, его сын и преемник Торисмунд (451–453) едва не попал в плен ( Iord. Get. 209, 211). В правление конунга Торисмунда проявились антирим. настроения вестготов. Они вели войну с союзниками Рима — аланами, безуспешно пытаясь взять главный город Галлии Арелат (совр. Арль). 3-й тулузский конунг Теодорих II (453–466) проводил прорим. политику, он активизировал отношения с империей, послав в 454 г. войска федератов в Испанию для подавления восстания багаудов, и выступил против испан. свевов ( Hydatius. Continuatio chronicorum. An. 457, 460). Политический вес и авторитет Вестготского королевства возрастали с его территориальным ростом. При всяком удобном случае Г. стремились расширить свои владения. Правление Теодориха II завершило начальный этап экспансии тулузских вестготов. К территории, выделенной им по договору 418 г., они присоединили Нарбонскую и Новемпопуланскую провинции Галлии.

Вестготское королевство эпохи Эвриха

После смерти Теодориха II вестготы сложили с себя статус федератов и за 10 лет до падения Зап. Римской империи вышли из ее состава ( Sidon. Apol. Ep. VI 6. 1; VII 6. 4). Политика конунга Эвриха (466–484) была направлена на укрепление самостоятельности Вестготского королевства и расширение его территории. В 468 г. гот. войска вторглись в Испанию, захватили Эмериту Августу (совр. Мерида), опустошили Лузитанию и Астурию ( Hydatius. Continuatio chronicorum. An. 468). В 472 и 473 гг. Г. покорили Помпелон (совр. Памплона) и Цезаравгусту (совр. Сарагоса), приморские города и центр Тарраконской пров. (Chronica Gallica. 651).

какое государство создали готы

Последние годы правления Эврих занимался укреплением Вестготского королевства. В это время был составлен первый корпус вестгот. законодательства «Кодекс Эвриха» (Codex Euricianus) (ок. 475) при участии рим. юристов, зафиксировавших нормы традиц. племенного права на основе западнорим. обычного права. Соотношение рим. и герм. права в «Кодексе Эвриха» не выяснено. Сохранившиеся фрагменты (1/6 первоначального текста) посвящены спорным вопросам, регулировавшим совместную жизнь Г. и римлян. «Кодекс Эвриха» дает представлениео романизации вестготов и их социальной эволюции ( Sidon. Apol. Ep. II 1, 3; VIII 3, 3).

Церковная политика Эвриха отличалась нетерпимостью и включала широкий диапазон мер — от нейтрализации католич. Церкви до ее органичного вхождения в систему Вестготского королевства. На подвластных ему территориях арианин Эврих препятствовал сообщению с Римом католич. епископата и замещению епископских кафедр, обращал Г. в арианство, распускал отдельные церковные структуры. Храмы в городах и деревнях подвергались разорению, а священники — гонениям (Ibid. Ep. VII 6, 2, 4–7, 10). При Эврихе Вестготское королевство достигло вершины могущества.

Вестготское королевство эпохи Алариха II

Конунг Аларих II (484–507) предпринял попытку установить гармоничные отношения между римлянами и вестготами. По его инициативе для рим. населения Вестготского королевства в 506 г. был составлен «Римский закон визиготов» (Lex Romana Visigothorum), или т. н. Бревиарий Алариха (Breviarium Alaricianum). Свод был разработан комиссией правоведов под рук. комита высшего ранга. В него вошло большинство законов из «Кодекса Феодосия» (Codex Theodosianus) (438), новеллы поздних рим. императоров, фрагменты из сочинений античных юристов. К каждому из принятых законов прилагалось толкование. Свод был обнародован перед собранием епископов, знатных римлян, гот. сановников и утвержден Аларихом. Сверенный неким Анианом экземпляр был помещен в королевскую сокровищницу. Под страхом смертной казни в Вестготском королевстве запрещалось применение к.-л. иного рим. права. Гот. и рим. население составляло в Вестготском королевстве обособленные этнические сообщества. «Кодекс Эвриха» и Бревиарий Алариха законодательно закрепили разрыв между завоевателями-вестготами и покоренными римлянами. Каждая из этих общностей жила по своим законам, что сохранялось до сер. VII в. Бревиарий Алариха сыграл также большую роль в развитии рим. права в Зап. Европе. На протяжении неск. веков рим. право было известно лишь в той форме, к-рую ему придали в Вестготском королевстве.

В отличие от Эвриха Аларих II проводил толерантную церковную политику, стремясь создать обособленную, независимую, свободную от посторонних влияний Церковь Вестготского королевства. Предполагалась интеграция иерархии католич. Церкви в систему Вестготского королевства в качестве местной Церкви. В 506 г. в Агде под председательством еп. Цезария Арелатского (502–542) состоялся поместный Собор, в к-ром приняли участие 24 епископа (либо их представители) гот. Галлии. Вторжение франков Хлодвига в 507 г. и начало военных действий помешали созыву в Толозе поместного Собора Вестготского королевства ( Greg. Turon. Hist. franc. II 37; Cassiod. Varia. III 1, 1).

Между 418 и 507 гг. у вестготов произошло усиление королевской власти. Конунг монополизировал власть в рамках своей семьи. Право престолонаследия принадлежало членам королевского рода, порядок наследования осуществлялся по старшинству. Решающую роль в избрании или утверждении нового конунга играла служилая знать. Конунг обладал высшей военной, адм., законодательной, судебной и церковной властью. На предоставленной Г. территории он как предводитель вооруженного народа заменял императора и имп. администрацию ( Sidon. Apol. Ep. VII 6, 10; 12, 3; VIII 3, 3; Olympiod. 35). Он назначал должностных лиц (судья, комиты), рассматривал тяжбы, выполнял представительские обязанности (принимал послов, проводил публичный осмотр королевской казны, участвовал в охоте), решал текущие дела ( Hydatius. Continuatio chronicorum. An. 430, 458). Конунг Г. обладал значительными земельными владениями, к-рые не дробились на королевский домен и владения королевских семей ( Cassiod. Varia. V 39, 6). В гос. деятельности конунг пользовался советами знати, к-рая активно участвовала в жизни королевства. Функцию народного собрания выполняли военные сходки и совещания при конунге ( Sidon. Apol. Ep. I 2; Iord. Get. 190; Hydatius. An. 467). Большую часть времени вестгот. конунг проводил в столице (Толоза) или королевских резиденциях (Бурдигала, Нарбона, Арелат) (Chronica Gallica. 666; Sidon. Apol. Ep. VIII 9, 1). Ни убранством резиденций, ни одеждой конунг не отличался отостальных Г. Конунг, двор и население Вестготского королевства общались на гот. и лат. языках ( Sidon. Apol. Ep. I 2, 4; VII 9, 19; idem. Carmina. VII 453; Isid. Hist. 51). При дворе вестгот. конунгов существовали должности начальника штата личных королевских слуг, оруженосца, управителя сокровищницей, кравчего, конюшего, виночерпия. Символом королевства и королевского достоинства являлась сокровищница вестгот. конунгов. В ней хранилась добыча, вывезенная конунгом Аларихом в 410 г. из Рима, в т. ч. часть сокровищ, доставленных из Иерусалима в Рим имп. Титом (79–81). В сокровищницу стекались деньги от штрафов, доходы от чеканки монеты, дары и дань (Iord. Get. 215–218; Procop. Bella. V 12, 41).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *