какое государство пришло на смену киевской руси
Тест с ответами по предмету: «Отечественная история»
Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 08:32, тест
Описание работы
Государство монголо-татар, установившее иго над русскими землями, называлось:
Государство Хулагундов
+ Золотая Орда
Государство Юань
Улус
Работа содержит 1 файл
Отечественная История тест с ответами.doc
0 Что в Древней Руси называлось полюдьем:
+ сбор князем дани с подвластных ему земель
собрание княжеской дружины
ополчение, состоящее из всех мужчин племени
княжеский суд над общинниками
0 Какое из событий произошло позже всех остальных:
походы князя Олега на Византию
+ начало кодификации древнерусских законов
0 В Древней Руси налог в пользу церкви назывался:
0 Свод законов Древней Руси назывался:
0 Крещение Руси состоялось в:
0 «Уроки» и «погосты» для сбора дани с племен были учреждены:
0 Формирование Древнерусского государства относится к:
0 Новгород и Киев объединил князь:
0 Согласно норманнской теории, в образовании Киевской Руси главную роль сыграли:
0 Древнерусское государство образовалось в:
0 Русь окончательно распадается на отдельные княжества после смерти:
0 Древнее русское государство распалось на…феодальных центров:
0 Период феодальной раздробленности на Руси это:
0 Период феодальной раздробленности был для русских земель временем:
+ экономического и культурного подъема
экономического подъема и культурного упадка
экономического упадка и культурного подъема
экономического и культурного упадка
0 Церковное землевладение начинает складываться в:
0 Первое упоминание о Москве относится к:
0 Не имел своей княжеской династии город:
0 Условное держание земли феодалом называлось:
0 Родовые владения бояр на Руси назывались:
0 На смену Киевской Руси пришла форма политического устройства, называемая:
0 Какое из событий произошло раньше всех остальных:
битва на реке Воже
0 Представители ханов Золотой Орды на Руси назывались:
0 Период монголо-татарского ига на Руси (годы):
0 Право на княжение давал полученный в Орде:
0 Государство монголо-татар, установившее иго над русскими землями, называлось:
0 Битва на реке Калке завершилась:
+ поражением русского войска
отступлением монгольского войска
победой русского войска
соглашением между русскими князьями и монголами
0 Ежегодная дань, установленная для русских земель Золотой Ордой, называлась:
0 Итогом похода хана Батыя на Русь в 1237 – 1238 гг. стало:
разорение Великого Новгорода
+ разорение значительной части северо-восточных земель
разгром городов Галицко-Волынского княжества
0 «Ледовое побоище» состоялось в:
+ битвы на реке Калке
«стояния на реке Угре»
0 Идея политики деспотической централизации принадлежала:
0 Феодальная война происходила в период княжения:
0 Право московских великих князей передавать великое Владимирское княжение по наследству было признано Золотой Ордой за:
0 Какое количество этапов выделяют в объединении русских земель в XIV – начале XVI века:
0 Москва стала церковным центром русских земель при князе:
0 Политическое объединение русских земель вокруг Москвы завершается в:
0 Куликовская битва произошла в:
0 Основателем московской княжеской династии является:
0 Главным соперником Москвы в борьбе за Владимирское великое княжение в первой половине XIV в. было:
Суздальско- Нижегородское княжество
Великое княжество Литовское
0 В 1382 году Москву захватил монгольский хан:
0 Местничеством называлась система:
+ назначения на государственные должности
наделения князем дворян землей
управления административно- территориальными единицами государства
0 Присоединение Новгорода к Московскому княжеству произошло при:
0 Системе приказов появилась в России при:
0 «Стояние на реке Угре» в 1480 году, завершилось:
разорением г. Москвы
победой хана Ахмата
+ отступлением ордынских войск
разорением г. Владимира
0 Концепцию «Москва – третий Рим» выдвинул:
0 «Юрьев день» был установлен в:
+ Судебнике 1497 года
Судебнике 1550 года
0 Двуглавый орел стал русским гербом в:
+ 1472 г. при Иване III
1521 г. при Василии III
1547 г. при Иване IV
1649 г. при Алексее Михайловиче
0 Новое наименование Московского государства – Россия наряду с термином Русь стало использоваться:
Первые государственные образования славян
Киевская Русь
О древней культуре славян многое рассказывают и языческие капища, которые встречаются в местах расселения славян. Они представляют собой небольшие (14-30 м) площадки со рвом или валом. Капища располагаются на естественных или специально насыпанных возвышениях. В 1908 году на Андреевской горе, в самой середине княжеского двора было открыто так называемое Киевское капище VIII – X веков. Повторно оно было исследовано в 1937 году. Оно образует неправильный четырехугольник с четырьмя прямоугольными выступами и сложено из неотесанных камней без соединительного раствора. Размеры капища – 4,2х3,5 м., высота – 0,4 м. Неподалеку от площадки обнаружен слой пережженной глины с костями домашних животных.
В 1951-1953 годах на левом берегу реки Волхв в 4 км от Великого Новгорода обнаружено Перынское капище (IX – X вв.). Святилище представляет собой горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженную кольцевым рвом. Точно в центре площадки находится яма от деревянной статуи Перуна (согласно первой Новгородской летописи старшего извода, в 988 году она была срублена и сброшена в Волхов). Перед статуей находился круглый каменный жертвенник. Площадку окружает ров – восьмилепестковый цветок, образуемый восьмью симметрично расположенными ямами. На дне каждой из них во время празднеств разжигали ритуальный костер, а в одной из них, обращенной к Волхову, огонь горел постоянно.
Как и князья других славянских государств, русские правители ищут поддержку своей власти и международного признания в религии. В русских летописях рассказывается, что около 955 года при дворе византийского императора приняла крещение княгиня Ольга с христианским именем Елена. В 986 году князь Владимир призвал ко двору представителей разных религиозных конфессий: католических послов с Запада; хазар, исповедовавших иудаизм; булгар, исповедовавших мусульманство; византийцев. При выборе веры существенную роль сыграли торжественность и великолепие византийского богослужебного обряда и церкви в целом. Посланцы князя Владимира, побывав в Константинополе, восторженно описали князю Софийский собор и действо, происходившее во время богослужения. 988 год стал официальным годом крещения Руси. Незадолго до этого, в 986 году в Византии крестился и сам Владимир. Он принимает христианское имя Василий и вместе с крещением заключает выгодное политическое соглашение: Владимир женится на сестре византийского императора.
Источники сообщают, что крещение русичей проходило принудительно. По приказу князя всех киевлян согнали к Днепру и крестили, после чего сбросили в Днепр идол Перуна и сплавили его по реке, а других идолов, изрубив, сожгли. В Новгороде язычники оказали сильное сопротивление прибывшему туда епископу Иоакиму (991 г.), в Ростове только четвертому епископу удалось крестить жителей. Дольше всех славянских племен сохраняли язычество вятичи; здесь, на севере Черниговской области, в восточной части Орловской и южной части Калужской областей, христианство утвердилось только в XII веке. После татаро-монгольского нашествия христианство утвердилось не только в городах, но и в сельской местности. Впрочем, некоторые элементы язычества остаются сильными у восточных славян и по сей день.
Вместе с распространением православия в Русскую землю проникло кириллическое письмо. Археологические раскопки в Новгороде, Старой Руссе, Смоленске и других древних русских городах показывают широкое распространение грамотности на Руси того времени. Исследователи находят огромное количество берестяных грамот, написанных не князьями или дружинниками, а обычным посадским людом; берестяные грамоты мальчика Онфима помогают установить, как шло обучение письму детей. О распространении грамотности среди народа свидетельствуют и надписи на найденных при археологических исследованиях предметах быта: пряслицах, бочках, сосудах и т.д. Понятными и абсолютно правдоподобными становятся слова летописца Нестора (988 г.), что Владимир
Князь Владимир открывает при монастырях и церквях школы. Князь Ярослав Мудрый создает огромную библиотеку, в которой находится множество книг, в том числе и переведенных с греческого языка на русский. В 1037 году при Софийском соборе (Киев) открывается училище для трехсот детей из знатных семей, а в 1086 году княжна Анна Всеволодовна организовала при Андреевском монастыре в Киеве школу для девочек. С падением Первого Болгарского царства центр славянской книжности перемещается в Киевскую Русь. Из Болгарии и Сербии книжники устремляются сюда, где создаются все условия для развития славянского письма и славянской культуры.
Таким образом, древнерусская культура не только впитала традиции византийского искусства, но и создала собственные традиции, объединившие языческие и христианские мотивы. На стадии раннего средневековья Киевская Русь по типу культуры и направлению исторического развития была близка другим европейским государствам. В дальнейшем от этой близости остается очень мало. Обусловлено было это расхождение разделением церквей на западную и восточную, произошедшим в 1054 году.
В середине XII века Киевская Русь распадается на отдельные княжества. Андрей Боголюбский фактически переносит великокняжеский престол из Киева во Владимир (он перевез с собой икону Богоматери, позже получившую имя Владимирской). На смену Киевской Руси приходит период феодальной раздробленности.
Восточные славяне: ядро Древнерусского государства
На территории Киевской Руси проживало большое количество племенных объединений, в будущем ставших ядром единого государства.
Древнерусское государство, или Киевская Русь, образовалось на широких просторах Восточно-Европейской равнины, где в 9 веке проживало великое множество всевозможных восточнославянских союзов племён: именно они стали основой сформировавшихся спустя много столетий русского, белорусского и украинского народов. Помимо них на территории молодого государства находились представители финно-угорских народностей, а со стороны степи славяне соседствовали с кочевыми племенами сначала хазар, а затем и печенегов.
Расселение восточнославянских племён
Несмотря на то, что эти многочисленные славянские союзы племён во многом были похожи друг на друга, в их традициях и образе жизни до появления единого государства существовали и различия. Попробуем погрузиться в далёкие века и посмотреть на то, как жили словене и кривичи, древляне и северяне до вхождения в состав Киевской Руси.
Словене – предки новгородцев
Племена словен расселились у озера Ильмень довольно поздно – с 8 века, однако именно им суждено было стать (наравне с пришлыми варягами) одними из главных героев всей ранней истории Древней Руси. Ильменские словене, наряду с норманнами и местными финно-угорскими племенами, заложили основу племенного суперсоюза с центром сначала в Ладоге, а потом и в Новгороде.
От других этносов, проживавших у озера Ильмень, археологи отличают словен по характерным захоронениям под сопками. Их соседи, варяги, кривичи и финно-угры, использовали иной тип погребений: длинные курганы. Исследователи сходятся во мнении, что таким образом эти восточнославянские племена стремились сохранить свою идентичность.
Антропологический облик ильменских словен
Впоследствии в летописях термин «словене» стал синонимом слову «новгородцы». Историки считают, что большая часть этого восточнославянского союза племён стала влиятельной аристократической прослойкой в Великом Новгороде. Этому способствовало и поддержка словенами сначала Владимира, а затем и Ярослава Мудрого в междоусобных войнах 10 – 11 веков.
Кривичи – древнерусские судостроители
Это племенное объединение соседствовало с ильменскими словенами и занимало огромные территории: районы городов Смоленск, Полоцк и Псков. Современные исследования позволяют утверждать, что этот племенной союз восточных славян не обладал «племенным центром», как словене или древляне. Кроме того, кривичи очень тесно взаимодействовали с балтскими племенами и скандинавами. В пользу этого говорят их курганные захоронения, вскоре после принятия христианства постепенно исчезающие.
Помимо этого, о тесном взаимодействии кривичей и их балтских соседей говорит и их этноним. По одной из гипотез, слово «кривичи» произошло от названия верховного балтского жреца – Криве. Более того, в современном латышском языке русских называют «креви», а Россию в целом – «Кревия».
Русские князья Игорь Рюрикович и Святослав Игоревич были прежде всего военными предводителями. В их правление сформировалось мощное военно-политическое образование, способное мобилизовать десятки тысяч человек и вести длительную войну. Однако тот факт, что Святослав всерьёз рассматривал вопрос о переносе столицы из Киева в Переяславец, говорит о том, что связь дружины со страной, во главе которой она стояла, была ещё недостаточно прочной.
Исследователь русского средневековьях А.А. Шахматов назвал князя Владимира «настоящим основателем» Древнерусского государства.
Во-первых, при Владимире закончился процесс объединения русских земель под властью Киева. Так ещё до своего восхождения на престол Владимир подчинил Полоцк (территория современной Белоруссии). В результате походов 981 и 992 годов были подчинены западные территории современной Украины.
Во-вторых, во время Владимира произошло реальное слияние всех земель в единое целое: произошли качественные изменения в отношениях между Киевом и подчиненными землями.
1. В 988 году была принята новая религия — христианство, что изменяло международное положение Древней Руси и влияло на внутреннюю жизнь социума. С точки зрения внешней политики, предпочтение было отдано православной традиции из-за стремления элиты укрепить экономические, политические и культурные связи с Византией, наиболее могущественным и развитым цивилизационным центром того времени. Владимир помог византийскому императору Василию II подавить мятежи в Малой Азии и женился на сестре императора Анне. Очевидно, что Русь являлась значимым государством Европы и с принятием христианства укрепила данный статус. С точки зрения внутренней политики, приятие христианства укрепляло государственное единство: создавало опору княжеской власти, способствовало укреплению государственных институтов и нового общественного строя, который заключался в подчинении сельской общины княжеской власти. «Устав Владимира» обозначил место в обществе новой социальной группы — духовенства, и определил источники его содержания. Так согласно уставу, церкви переходила десятая часть доходов князя от дани и пошлин. Церкви передавались дела о браке и семейных отношениях. Крещение дало значительный толчок к развитию культуры, однако здесь не может идти и речи о «сдаче культурного суверенитета», поскольку богослужение велось на славянском языке.
2. Владимир назначил своих сыновей наместниками на подчинённых территориях. Таким образом, местная верхушка должна была подчиняться князьям-наместникам. В связи с этим наметилась тенденция к упразднению старых племенных центров, на смену которых приходят новые — основанные княжеской властью. Ростов сменяет Сарское городище, Ярославль — Тимерево и т.д.
3. Большой ущерб Древнерусскому государству наносили печенеги. Они совершали набеги, нападали на торговые суда на пути в Константинополь, а в 968 году напали на Киев. Для борьбы с печенегами Владимир организовал строительство крепостей по рекам Десне, Суле, Стугне, а также возведение укреплённых линий: валов и рвов. Государственная власть была достаточно сильной, чтобы мобилизовать значительные ресурсы для столь масштабного строительства. Стоит отметить, что значительную часть ограниченных ресурсов древнерусское общество было вынуждено тратить на оборону.
Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
При Владимире княжеская власть уже давно не ограничивалась функциями военного вождя. Князь был правителем народа со всей полнотой власти. В его руках сосредотачивалось управление штрафами и пошлинами, а также судебные полномочия. Это обстоятельство отличало Русь от других европейских стран. Так например, в Швеции судебная власть находилась в руках выбранных из племенной знати лагманов, а князь — конунг — получал в свою пользу только одну треть штрафов.
Ярослав не был талантливым полководцем и потерпел ряд военных поражений. Безусловно были и успехи: основными векторами внешней политики были защита от кочевников, подчинение Балтики и финно-угорских племён у северо-западных границ Древнерусского государства.
Ярослав вошёл в историю Древнерусского государства как выдающийся государственный деятель, законодатель, строитель, украсивший Киев новыми стенами и многими храмами, покровитель книжников и собиратель книжных богатств. При Ярославе Киев стал одним из богатейших и красивейших городов Европы. Было возведено 400 церквей, открыты первые монастыри, работало 8 рынков.
Собор Святой Софии построен в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Если посмотреть на апсиды собора — видна открытая древняя кладка.
«Русская правда». Во время Ярослава был создан первый сборник законов «Русская правда». Так называемые «варварские правды» европейских народов, как правило, представляли собой сборник традиционного права, в то время как в «Русскую правду» входили лишь новые нормы, установленные княжеской властью, либо традиционные нормы, нуждающиеся в особой санкции князя. «Русская правда» — это памятник княжеского законодательства.
«Русская правда» устанавливала единые нормы права для всех племён Древней Руси. Устанавливались размеры дани, которая взималась с зависимого населения, а также размеры штрафов за различные преступления (увечья, оскорбления и т.д.). В этом прослеживается стремление княжеской власти сохранить социальную стабильность и не допустить острых конфликтов между сборщиками дани и населением. Средства от сборов поступали в княжескую казну.
Как и его предшественник, Ярослав разделил земли между сыновьями, которые первоначально правили совместно и даже добились некоторых внешнеполитических успехов: сумели подчинить Полоцкую землю, отколовшуюся при Ярославе. Однако в Древнерусском государстве того времени уже развивались мощные центробежные процессы, приведшие в распаду Древнерусского государства в XII веке. Но об этом поговорим в следующей статье.
1/ История Россия с древнейших времён до конца XVII века. М. 2006
Часть 1. Введение. Древнейшая история. Этногенез славян.
Часть 2. Раннее Средневековье.
Следующая статья по плану:
Принятие христианства на Руси.
Государство и право Древней Руси
Возникновение Древнерусского государства
Восточные славяне до образования Древнерусского государства. За несколько веков до образования Древнерусского государства(VI–VIII вв.) восточные славяне были разделены на племенные союзы.
У славян шел распад большой семьи – задруги, включавшей в себя от 20 до 100 человек, связанных кровным родством.
Задруга – община, в которую входило несколько семей, объединенных под властью главы семейства.
На смену родовой общине приходит соседская община. Называлась она вервь, или мир.
Общественные отношения у восточных славян того периода можно охарактеризовать как военную демократию.
Военная демократия – система управления, основанная на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения.
Глава племенного союза (князь) вынужден был считаться с мнением рядовых общинников.
Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии – вождей, жрецов (служителей языческих культов) и старейшин. Его ряды также пополнялись за счет членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Однако рабство у восточных славян не имело широкого распространения. Оно носило патриархальный характер, т. е. рабы входили в состав владевшей ими семьи.
Шел процесс разложения родоплеменных кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, военными и политическими связями.
В VIII в. насчитывалось 14 восточнославянских племенных союзов. Это были древляне, кривичи, вятичи, поляне и др. В первую очередь подобные объединения носили военный характер.
Славяне жили в степи и лесной полосе. Более пригодной для земледелия была степь. Но заселению степной зоны препятствовали постоянные набеги кочевников. Лесная полоса была менее плодородной.
Однако в плане военной безопасности – более спокойной. Равнинный характер территории, занимаемой восточнославянскими племенами, способствовал ее расширению.
Возникновение государства в Древней Руси. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя точно определить. Племенные союзы восточных славян перерастали в феодальное государство постепенно. Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.
В IX в. восточнославянские племенные образования все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути «из варяг в греки». Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.
«Повесть временных лет» сообщает, что часть восточных славян платила дань хазарам, а часть – варягам. Затем варяги были изгнаны.
Но восточным славянам не удалось договориться друг с другом. И ради достижения мира и порядка они обратились к варягам и попросили их встать во главе объединенных славянских племен.
Три варяжских князя во главе с Рюриком пришли на Русь в 862 г.
Эту дату принято считать моментом возникновения государственности в Древней Руси. Рюрик обосновался в Ладоге близ Новгорода.
Под его властью находилась только часть восточнославянских племен.
Еще существовал другой союз племен, объединенных вокруг Киева.
В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев и создал единое Древнерусское государство. Его столицей стал Киев.
Норманнская теория. В XVIII в. немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер пытались доказать, что под варягами подразумевались норманны, или скандинавы. Отсюда и пошло название – норманнская теория. Фактом призвания варягов эти историки стремились доказать законность господства немецкого дворянства в России, обосновать неспособность русского народа к самостоятельной государственной жизни.
Первым критиком норманнской теории стал М.В. Ломоносов. Впоследствии большинство историков признали норманнскую теорию несостоятельной. В Древнерусское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Данное государство с самого начала было этнически неоднородным.
Общественный строй Древней Руси
В Древней Руси привилегированное положение занимали члены княжеского рода и княжеские дружинники. В окружении князя выделялись бояре – старшие дружинники князя и княжьи мужи, которые наряду с боярами составляли верхушку княжеской дружины.
Княжескими имениями управляли огнищане. А отдельными отраслями княжеского хозяйства ведали тиуны.
За убийство этих людей устанавливался двойной штраф – 80 гривен, тогда как жизнь свободного человека стоила 40 гривен, а зависимого – и того меньше. Еще одной привилегией бояр и дружинников был особый порядок наследования. Если у них не было сыновей, то их земля доставалась дочерям. Для всех остальных действовало другое правило – при отсутствии сыновей землю получали либо община, либо князь.
Свободное население состояло из сельских жителей (смердов), свободных крестьян-общинников и жителей посадов, т. е. городов (к ним относились купцы, ремесленники, наемные рабочие и др.).
Личность и имущество свободного человека находились под защитой закона. Эта категория людей самостоятельно отвечала за совершенные преступления и по своим обязательствам.
К зависимому населению относились зависимые смерды, закупы, работавшие на феодала за «купу» – заем в виде денег, земли или иного имущества, и холопы – лица, находившиеся на положении рабов, полностью бесправные.
Порядок отработки долга нигде не был определен. С нарастанием процентов зависимость закупа все более усиливалась.
Закуп обладал некоторыми правами. Хозяин мог наказать его «за дело», но ему запрещалось бить закупа беспричинно. Также его нельзя было продать в холопы и забрать его имущество. Но если закуп убегал от хозяина, то он становился холопом. За закупа, совершившего преступление, имущественную ответственность нес господин. Но в этом случае закуп также превращался в холопа.
Полностью бесправным был холоп. Имущество, которым обладал холоп, было собственностью господина. Холоп не мог выступать в суде. За действия холопа имущественную ответственность нес его хозяин. Убийство холопа приравнивалось к уничтожению имущества.
Государственный строй Древней Руси
Древняя Русь в начале своего существования представляла собой объединение племенных территорий и больше напоминала конфедерацию, чем унитарное или федеративное государство.
Конфедерация – объединение государств, сохраняющих свой суверенитет, для решения каких-либо задач, носит обычно временный характер.
Унитарное государство – единое государство, части которого являются только административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственности.
Федерация – союзное государство, все или некоторые части которого обладают признаками государственности.
Сохранялись племенные князья. Племена часто выходили из подчинения Киеву, и их приходилось вновь покорять.
Государственным строем Древней Руси была раннефеодальная монархия.
Раннефеодальная монархия – форма правления, существовавшая в период становления феодальных государств, при которой монарх не располагал всеобъемлющей властью и вынужден был считаться с мнением своей дружины и народными собраниями.
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Он опирался на дружину. Дружина служила военной силой. Так как государственного аппарата не существовало, то в мирное время дружинники выполняли административные и судебные функции.
Дружина делилась на старшую и младшую. Старшую дружину составляли бояре и княжьи мужи. Младшие дружинники назывались отроками и детскими. Помимо дружины сохранялось народное ополчение. При решении государственных вопросов князь советовался со своей дружиной. Иногда созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы.
Власть князя ограничивало вече.
Вече – народное собрание в Древней Руси, состоявшее из всех свободных взрослых мужчин и принимавшее наиболее важные решения.
Также князь был вынужден считаться и с советом, куда входили приближенные великого князя, верхушка его дружины. На местах сохранялись племенные князья. Они также имели свою дружину, вече, совет старейшин.
Для усиления власти великий князь посылал на места своих приближенных – членов княжеского рода или дружинников. Городами управляли наместники, а сельскими поселениями – волостели. Эти лица были обязаны обеспечить сбор дани с местного населения и передать ее в Киев. За свою работу они не получали заработной платы.
Однако в обязанность местного населения входило давать им «корм» в виде продуктов питания и ремесленных изделий. Также наместникам и волостелям доставалась часть сборов.
Дань собиралась путем полюдья, когда князья с ноября по апрель по льду замерзших рек объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. В процессе сбора дани возникали конфликты.
Князь Игорь был убит древлянами за то, что попытался в течение одного года дважды собрать дань. Это заставило его вдову княгиню Ольгу после проведения карательного похода упорядочить налогообложение. Она учредила уроки (фиксированные размеры дани) и погосты (специальные пункты сбора дани).
Первоначально не был четко урегулирован порядок престолонаследия. Власть принадлежала не князю лично, а всему роду Рюриковичей. Поэтому после смерти великого князя киевский престол доставался не его сыну, а старшему в княжеском роде. Остальным князьям доставались уделы. Чем более высокое место занимал князь на лестнице старшинства, тем более богатый и престижный удел он получал. Такой порядок престолонаследия получил название очередного, или династического.
Первоначально в Древней Руси применялась десятичная, или численная, система управления. Она выросла из военной организации. Население делилось на десятки, сотни и тысячи, возглавляемые десятскими, сотскими и тысяцкими. Затем эта система была перенесена на административное управление.
Постепенно десятичная система уступает место дворцово-вотчинной. Последняя выросла из соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.
В хозяйстве великого князя были слуги, ведавшие отдельными его отраслями (конюшие, чашничие и др.). Со временем князья стали поручать этим лицам вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.
Важным элементом политической системы древнерусского общества с момента принятия крещения стала православная церковь.
Во главе церкви стоял митрополит Киевский, назначавшийся из Византии. Однако неоднократно киевские князья созывали соборы русских епископов и самостоятельно организовывали избрание митрополита. Впервые это произошло в 1051 г., когда митрополитом был избран Иларион. Территория Древней Руси делилась на епархии, возглавляемые епископами и архиепископами.
Древнерусское право
Первым источником древнерусского права были обычаи. Обычай, санкционированный государством, становился правовым обычаем.
Первыми письменными памятниками древнерусского права стали договоры Руси с Византией. Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в X в. Особое значение имели церковные уставы Владимира Святославича и Ярослава Владимировича.
Они устанавливали обязательность отчисления десятины в пользу церкви со всех доходов государства и населения. Также в них содержался перечень деяний, подсудных церкви, регулировались брачносемейные отношения.
После принятия христианства источниками права на Руси стали византийские сборники законодательства.
Византия, или Восточная Римская империя, заимствовала из Древнего Рима свое правовое наследие. В VI в. император Юстиниан провел кодификацию римского права. В последующие несколько веков на развитие византийского законодательства серьезное влияние оказала церковь. После крещения на Руси начинается процесс рецепции (восприятия) норм римского права. Появляются новые источники права. Номоканоны, или Кормчие книги, содержали нормы церковного, гражданского, семейного и уголовного права.
Наиболее крупный памятник древнерусского права – Русская Правда. Русская Правда составлялась на протяжении длительного периода. Известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, и по содержанию.
Русскую Правду принято делить на три основные редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную.
В Краткую редакцию входят Правда Ярослава (ст. 1–18), Правда Ярославичей (ст. 19–41), Покон Вирный (ст. 42 – определяла размер отчислений вирнику – лицу, занимавшемуся взысканием штрафов) и Урок мостников (ст. 43 – отчисления на строительство и ремонт мостов). Краткая редакция возникла не ранее 1016 г. и не позднее 1054 г. Пространная редакция делится на Суд Ярослава (ст. 1–52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53–121). Появилась она не ранее 1113 г. Сокращенная редакция появилась в XV в. Она представляет собой выборку из статей Пространной Правды.
Уголовное право. Преступление по Русской Правде рассматривалось как обида – причинение морального или материального вреда. Закон защищал как личность, так и имущество. Преступление делилось на две стадии – покушение и оконченное преступление.
Русская Правда знала понятия «соучастие», а также «рецидив» (повторность) – в случае с конокрадством.
Преступление могло быть совершено умышленно и по неосторожности. К преступлениям против личности относились убийство, причинение телесных повреждений различной степени тяжести, побои, оскорбление. Наиболее распространенным имущественным преступлением являлась кража («татьба»).
Русская Правда в качестве наказаний предусматривала поток и разграбление, виру, полувирье и продажу (рис. 2.1). О смертной казни в Русской Правде никаких упоминаний не содержится. Наиболее строгой мерой наказания был поток и разграбление.
Рис. 2.1. Виды наказаний по Русской Правде
Поток и разграбление – вид наказания, связанный с конфискацией имущества преступника и продажей его в рабство вместе с семьей.
Поток и разграбление назначался за убийство в разбое, конокрадство и поджог.
Менее строгим наказанием была вира – штраф, назначаемый за убийство.
Существовала также «дикая вира». Она налагалась на всю общину, если на ее территории был обнаружен труп, а общинники не выдали подозреваемого или не предприняли усилий к поиску преступника.
За тяжкие телесные повреждения взыскивалось полувирье. Иные преступления карались продажей – штрафом.
Также преступник был обязан возместить ущерб потерпевшему или его семье. За убийство уплачивалось головничество, равное вире.
За преступления, наказываемые продажей, – урок.
Судебный процесс. Древнерусское право не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом. И по гражданским, и по уголовным делам судебный процесс носил состязательный характер. Стороны обладали равными процессуальными правами.
Процесс распадался на три стадии:
Доказательствами служили свидетельские показания, вещественные доказательства, ордалий – судебные испытания, а также присяга (рис. 2.2). Свидетели делились на две категории – на видоков и послухов. Видоками называли очевидцев определенного факта.
Рис. 2.2. Виды доказательств
Послухами именовали свидетелей доброй славы сторон. Не зная ничего о спорном факте, они просто давали характеристику определенному участнику процесса.
К числу ордалий можно отнести напрямую не упомянутый в Русской Правде судебный поединок – «поле». Победивший в поединке выигрывал дело. Другим видом ордалий были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств. К испытанию железом прибегали в наиболее серьезных случаях.
Техника проведения ордалий в Русской Правде не описывается.
Известно лишь, что при испытании водой обвиняемого связывали и бросали в воду. Если он погружался на дно, то считался невиновным, если всплывал на поверхность – виновным.
Испытание водой рассматривалось как более легкое по сравнению с испытанием железом.
Гражданское право. Русская Правда упоминает вещные и обязательственные права. Самым ценным имуществом была земля. Обязательства возникали из причинения вреда или из договоров. Взыскание могло быть обращено как на имущество, так и на личность должника.
Если он не мог расплатиться, то его могли превратить в холопа.
Договоры заключались в устной форме, при свидетелях. Русская Правда упоминает договоры купли-продажи, займа, кредита, хранения, личного найма, комиссии и подряда (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Виды договоров
Наиболее подробно Русская Правда регламентировала договор займа. После восстания в Киеве в 1113 г., направленного против ростовщиков, Владимир Мономах, вступив на киевский престол, ввел ограничения на размер процентов, взимаемых по договору займа.
Несмотря на то что для Киевской Руси был не свойствен наемный труд, Русская Правда упоминает договор личного найма. Если человек поступал в услужение (в тиуны или ключники) без специального договора, то он становился холопом.
В наследственном праве приоритет отдавался наследованию по закону. Порядок наследования у феодалов и иных социальных групп был разным. В случае отсутствия сыновей у бояр и дружинников земля переходила дочерям. На всех остальных подобная норма не распространялась, землю могли наследовать только сыновья (в этом случае имущество поступало в пользу князя). На наследников возлагалась обязанность обеспечить сестер приданым, а часть наследства выделить вдове «на прожиток» (если она вторично не вышла замуж).
Наследство, судя по всему, делилось поровну. Однако преимущество имел младший сын (получал двор отца). Незаконные дети наследственных прав не имели.
Муж после жены не наследовал. Имущество матери наследовали дети, у которых она проживала.
Семейное право. Брачно-семейные отношения до момента Крещения Руси регулировались нормами обычая, государство не вмешивалось в эту область.
До Крещения Руси заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом – «умычки».
С принятием христианства в 988 г. отношения по поводу брака и семьи стали регулироваться нормами церковного права. Нормы же церковного права основывались на византийском законодательстве или на нормативных актах русских князей, созданных на основе византийского права.
После крещения Руси законным признавался только брак, заключенный в церкви. Правда, еще на протяжении нескольких веков имело место заключение брака по языческим обрядам, с чем церковь и государство упорно боролись.
В соответствии с нормами византийского права брачный возраст устанавливался в 14–15 лет для мужчин и в 12–13 лет для женщин.
Состояние в браке становится препятствием к вступлению в новый брак. Запрещались браки между ближайшими родственниками.
Также препятствием к браку было духовное родство. Так, крестный не мог жениться на своей крестнице. Для признания брака действительным требовалось согласие жениха и невесты. Однако данное требование на практике не всегда соблюдалось.
Браку должно было предшествовать обручение.
В отличие от католической церкви византийская церковь допускала развод.
Жена находилась под властью мужа. Ее положение определялось положением мужа. Правда, было исключение. Если свободный человек женился на рабе, то он сам становился холопом ее господина.
Дети находились под властью отца.
Что касается имущественных отношений, здесь жена имела определенную самостоятельность. Исходя из анализа Русской Правды, имущество супругов было раздельным. Приданое жены находилось в ее собственности, она могла передавать его по наследству.
1. У восточных славян до образования государства существовала военная демократия. Она основывалась на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения.
2. Древнерусское государство было раннефеодальной монархией.
Во главе его стоял великий князь, опиравшийся на дружину. Власть князя ограничивали вече и совет при князе. На местах был племенные князья со своими дружинами, вече и советом старейшин.
3. Первоначально в Древней Руси применялась десятичная, или численная, система управления. Со временем десятичная система уступила место дворцово-вотчинной.
4. Население Древней Руси делилось на привилегированные слои – бояре, княжьи мужи; свободных людей – смерды и жители городов; зависимых – холопы и закупы.
5. Главным источником древнерусского права была Русская Правда. Она включала нормы уголовного, гражданского и судебного права. Смертная казнь не применялась. Наиболее строгой мерой наказания был поток и разграбление, когда преступника лишали имущества и продавали в рабство вместе с семьей.