какое государство обладает суверенитетом

Суверенитет

какое государство обладает суверенитетом

Суверенитет — это верховенство и независимость государственной власти внутри страны и независимость в международных отношениях. Суверенитет не есть сама власть, это — важнейший политический и юридический принцип и качество государственной власти, обеспечивающее полновластие народа и свободу нации в выборе своего политического, экономического и социального пути развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость в сношениях с другими государствами.

Верховенство государственной власти подразумевает:

Независимость государственной власти означает независимость от какой-либо другой власти в формировании и осуществлении как внутренней, так и внешней политики государства, самостоятельность и свободу государства в установлении и развитии на равноправной основе отношений с другими суверенными государствами и межгосударственными объединениями.

Суверенитет государства включает политические, экономические и правовые аспекты.

Суверенитет является исходной точкой построения всей международно-правовой системы, объективной реальностью современных международных отношений, в которых суверенные государства играют определяющую роль в мировой политике.

Большинство, если не все институты и принципы международного права прямо или косвенно базируются на идее суверенитета государств. Сама система Организации Объединенных Наций (ООН) основана, хотя и не непосредственно на принципе суверенитета, но на его непременном следствии – принципе суверенного равенства государств-членов, закрепленном в п. 1 ст. 2 Устава ООН. Верховенство государства на своей территории, полнота внутренней юрисдикции, иммунитет от юрисдикции других государств, свобода от внешнего вмешательства, а также правовое равенство с другими суверенными государствами является следствием их суверенного статуса.

Становление и развитие концепции государственного суверенитета

Под разными наименованиями концепция суверенитета как фундаментальный принцип национального и международного политического порядка существовала с ранней античности, а точнее со времен Аристотеля.

Тем не менее, концепция суверенитета в ее современном понимании начинает формироваться с XVII века. Учитывая теократические основы политической власти в средневековой Европе, ранним христианским сообществам не было необходимости в суверенитете на своей территории. Однако постепенно политическая власть эмансипировалась от религиозной, а развитие принципа суверенного равенства закладывало основы установления светской территориальной государственности.

Обычно считается, что современная концепция суверенитета восходит к ее официальному освящению Вестфальским договором 1648 г. (см. Вестфальский мир). Именно тогда были официально утверждены принцип территориального разграничения государственной власти и принцип невмешательства. Вестфальский суверенитет можно рассматривать как новацию в двух отношениях: светская власть над определенной территорией признавалась верховной и независимой от религиозной; в сферу суверенной юрисдикции больше не допускалось внешнее вмешательство, ни религиозное, ни светское.

Первые стройные концепции государственного суверенитета обычно связывают с именем такого мыслителя как Жан Боден (1530–1596) и его главной работой «Шесть книг о государстве», опубликованной в 1576 году. Представление Ж. Бодена о суверенитете отличается от средневековой концепции, прежде всего, тем, что оно отделяет суверенитет от личности суверена; суверенитет стал реальной функцией, которую можно присвоить любому человеку или учреждению. Во-вторых, суверенная власть Ж. Бодена по определению не может быть предметом каких-либо правил или ограничений; суверенитет составляет абсолютную и постоянную власть. Наконец, суверен является источником закона и не подчиняется своим собственным законам, хотя, в своей деятельности связан законами Бога и природы.

Томас Гоббс (1588-1679), освободив учение о государстве и суверенитете от религиозного содержания, отстаивал теорию их договорного происхождения. Он модифицировал концепцию Ж. Бодена, доведя трактовку абсолютного суверенитета до апогея. Т. Гоббс рассматривает суверенитет как высшую и абсолютную власть, которой подчинены все другие, но которая сама не подлежит никакому контролю. Установленная волей граждан, она не может быть уничтожена по их произволу. Актом договора они связали себя обязанностью подчинения, от которой не могут отступиться. При этом суверен, будучи сам подданным Бога, должен соблюдать естественные законы и обеспечивать безопасность народа.

Джон Локк (1632–1704) впервые отдает приоритет закону, которому должны подчиняться все, включая монарха. Он утверждает, что «выше всех стоит закон, из подчинения которому никто, даже монарх не может быть изъят, а верховная власть принадлежит большинству, то есть народу». Согласно Д. Локку, крайне важно установить строгие ограничения власти суверена и обеспечить разделение властей, а также конституционный контроль над ними.

Согласно учению Жан-Жака Руссо (1712–1778), общественный договор дает государству неограниченную власть над всеми его членами, участниками соглашения. Эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. По мнению Ж. Руссо, государство может располагать внутренним суверенитетом, не обладая внешним, так как внутри страны суверенитет зависит только от односторонней воли государства и поэтому абсолютен, а вовне он является результатом межгосударственного общения и, следовательно, всегда относителен и ограничен.

В XIX веке основной акцент в дебатах переносится с внутреннего суверенитета на внешний, касающийся независимости суверенных государств за пределами их национальных границ и равенства прав во взаимоотношениях. Вскоре внешний и внутренний суверенитет стали рассматриваться как две стороны одной медали. Для того чтобы государственная власть оставались верховной внутри страны, она должны быть независимой извне.

Конфликты между суверенными государствами вызывали необходимость разработки международно-правовых норм, регулирующих их взаимоотношения. В отсутствие глобальной верховной власти государства могли нести ответственность друг перед другом только в соответствии с свободно подтвержденными взаимными обязательствами. И единственный способ обеспечить соблюдение этих обязательств — это установить международно-правовые гарантии взаимного уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Начиная с XIX века и, в частности, с Венского конгресса (1814–1815) международное право признается в качестве права, обеспечивающего международное сосуществование суверенных государств; оно охватывает все области, относящиеся к организации внешнего суверенитета, от урегулирования границ до разрешения споров между государствами. Оно также защищает внутренний суверенитет, запрещая вмешательство в дела других суверенных государств и гарантируя иммунитет от органов власти других государств. Необходимость в таком законе сосуществования дало толчок к проведения кодификацию международного права во второй половине XIX века и созданию первых международных организаций, посредством которых государства могли организовывать свои отношения более эффективно, чем на двусторонней основе.

Виды суверенитета

Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета: государственный, народный и национальный. Несмотря на тесную связь между ними, эти понятия имеют различные значения.

Государственный суверенитет — исторически первая «разновидность» суверенитета, возникшая благодаря сочинениям Ж. Бодена, Т. Гоббса и другим в связи с усилением монархической власти в ряде европейских государств в XV–XVI вв. Государственный суверенитет рассматривался ими как высшая, абсолютная, постоянная и свободная от законов власть над гражданами в политическом сообществе.

Народный суверенитет как понятие появился в Новое время (в трудах Д. Локка, Ж. Руссо и др.) в результате возникших противоречий между гражданским обществом и абсолютной властью государства. Народный суверенитет определяется как полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.

Понятие «национальный суверенитет» в собственном смысле возникло в XX веке, в эпоху национально-освободительных движений, деколонизации и образования новых независимых государств. Национальный суверенитет заключается в праве нации на политическое, экономическое и культурное самоопределение для сохранения своей самобытности, образа жизни, языка, культуры, а также для обеспечения своего свободного развития.

Народный и национальный суверенитет лежит в основе государственного суверенитета, поскольку именно государственный суверенитет выражает и гарантирует как волю народа в целом, так и каждой нации и народности в отдельности.

Политический и юридический суверенитет

Государственный суверенитет представляет собой комплексное политико-правовое явление, в котором политическая и правовая сторона находятся в неразрывной связи.

Политический (фактический) суверенитет означает реальную возможность господствующей в определенном государстве политической силы самостоятельно выражать как в правовых, так и внеправовых формах свою волю и реализовывать ее без внешних ограничений.

Источником политического суверенитета необходимо признать волевой акт, послуживший причиной установления политической власти и образования государства на данной территории.

Носителем политического суверенитета выступает относительно обособленная часть народа, объединенная экономическими, идеологическими, религиозными, национальными и другими факторами, преследующая общие цели и задачи, при этом, ввиду господствующего положения, имеющая возможность участвовать в осуществлении верховной власти в обществе.

Юридический (правовой) суверенитет — это внешнее формальное закрепление верховенства, независимости и самостоятельности государства, выраженное в системе государственных органов власти и системе законодательства.

Источниками юридического суверенитета являются юридические документы, в которых провозглашается и обосновывается суверенитет данного государства: конституция, декларация независимости, акты государств о признании суверенитета со стороны другого государства и т. п.

Носителем юридического суверенитета является вся система органов государственной власти государства, между которыми разделена компетенция. Именно данные органы осуществляют власть, издают властные распоряжения в виде нормативных актов, а также представляют государство в международных отношениях.

Политический и юридический суверенитет являются двумя сторонами единого явления суверенитета. Эти стороны возможно рассматривать отдельно, однако именно их соединение характеризует качественное содержание суверенитета.

Внутренний и внешний суверенитет

Суверенитет, в его современном понимании, обладает двумя различными измерениями – внутренним и внешним.

Внутренний суверенитет означает, что государство способно контролировать все формы внутренней жизни страны, распоряжаться своей территорией и ресурсами, а также принимать общеобязательные на всей территории страны законы и обеспечивать их исполнение.

Внешний суверенитет означает, что государство способно самостоятельно осуществлять свою внешнюю политику, по своей воле устанавливать или разрывать дипломатические отношения с другими государствами, вступать в международные организации и выходить из них, заключать международные договоры, решать вопросы войны и мира и осуществлять защиту своей территории.

Несмотря на то, что внутренний и внешний суверенитет – это лишь проявление одного и того же принципа государственного суверенитета – его атрибуты, различие между ними имеет важное значение на практике.

Прежде всего суверенитет в обоих случаях осуществляют разные институты: исполнительная власть выступает в качестве суверена во внешних делах, в то время как во внутренних делах суверенитет, как правило, воплощается законодательной властью.

Во-вторых, их функции различаются: в то время как внутренний суверенитет относится ко всем политическим и правовым вопросам, внешний суверенитет обычно касается только вопросов взаимоотношения или сотрудничества между суверенными субъектами.

Наконец, внешний суверенитет нельзя рассматривать в терминах верховенства, полновластия, исключительности, поскольку суверен может сосуществовать только наравне с другими суверенами. Внешний суверенитет выражает равноправие и независимость государств на международной арене.

Абсолютный и ограниченный суверенитет

Основатель теории суверенитета – Ж. Боден указывал, что «суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Таким образом утверждается, что государственный суверенитет един, неделим и безусловен.

В настоящее время все чаще высказываются мнения об ограниченности государственного суверенитета. Многие авторы предрекают «закат» государственного суверенитета, вынужденного «делиться» своими полномочиями с международными структурами, неправительственными организациями, бизнес-сообществом и т.п. Утверждается, что любой международный договор в той или иной степени ограничивает суверенитет участвующих в нем государств.

Признавая в некоторой степени правоту сторонников ограниченного суверенитета все же следует не согласиться с ними.

Суверенитет является непременным и имманентным свойством любого государства. Та или иная политическая организация общества не будет являться государством, если не обладает суверенитетом. То есть, суверенитет либо есть, либо его нет. Если его качества претерпели коренные изменения, то это уже не суверенитет.

Предположение того, что государственный суверенитет является ограниченным, ставит неразрешимые вопросы. Например, непонятно до какой степени суверенитет должен быть ограничен, чтобы перестать быть таковым? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, суверенитет нужно разделить на составляющие элементы, обозначить предел его ограничения. Однако этого сделать невозможно. Суверенитет – это не структурное образование, это абстрактное целостное качество государства, которое не поддается дроблению.

Заключая международные соглашения, государство не ограничивает свой суверенитет или свободу, а наоборот, реализует их поскольку действует в собственных интересах. Государство может в любой момент отказаться от данных обязательств, несмотря на то, что взаимозависимость государств в современном мире делает подобную линию поведения практически невозможной.

Суверенитет и международное право

Суверенитет и международное право — исторически взаимосвязанные категории. Международное право обусловлено существованием суверенитета государств и вместе с тем служит гарантом его обеспечения.

Международно-правовые источники суверенитета

Среди источников международного права, закрепляющих принцип внутреннего и внешнего суверенитета как таковой, следует упомянуть общие принципы права и международное обычное право. Более того, в международном правопорядке принцип суверенитета является одним из его основополагающих принципов, нормой ius cogens. Однако в самом международном праве отсутствует формально-юридическое закрепление понятия государственного суверенитета.

В конвенционном международном праве можно найти многочисленные варианты принципов «связанных» с суверенитетом, но не его самого. В частности, это п. 1 ст. 2 Устава ООН о принципе суверенного равенства, а также Декларация о дружественных отношениях 1970 г., раскрывающая содержание принципов международного права, вытекающих из принципа суверенного равенства государств.

Суверенитет как источник международного права

Если внутригосударственное право в силу верховенства государства устанавливается государством и выражает его волю, то международное право является продуктом соглашения государств по поводу существа его норм и признания их юридически обязательными. Это соглашение достигается путем согласования воль государств. Поэтому в нормах международного права, регулирующих международные отношения, выражена согласованная, а тем самым и общая воля устанавливающих эти нормы государств, детерминированная их взаимным интересом и потребностями. Ведь именно посредством договора устанавливаются, изменяются или отменяются общепризнанные принципы и нормы международного права, включая нормы jus cogens.

Таким образом, международное право создается суверенными субъектами международного права – государствами. Поэтому можно сказать, что суверенитет является источником международного права. А основные принципы международного права – это нормы, регулирующие поведение государств и иных субъектов международного права во всех сферах международных отношений. Они устанавливают основные права и обязанности государств в международном общении.

Соотношение суверенитета и международного права

Спектр мнений здесь достаточно разнообразен: одни ученые считают, что суверенитет и международное право несовместимые, взаимоисключающие категории; другие полагают, что международное право исключает внешнюю сторону суверенитета и оставляет за государством лишь внутреннее верховенство; третьи отрицают международное право как право в общепринятом смысле и тем самым защищают суверенитет; четвертые вполне удачно совмещают суверенитет с международным правом.

Преобладающее мнение сводится к тому, что государственный суверенитет и международное право взаимно обусловлены: государственный суверенитет – предпосылка международного права, а международное право – одно из средств утверждения государственного суверенитета в международных отношениях.

Безусловно, международное право не наделяет государства суверенитетом. Являясь членом международного сообщества, государство признает себя связанным нормами международного права, причем подчинение нормам международного права есть подчинение добровольное, которое не предполагает подчинение воле другого государства или какой-либо высшей власти.

Суверенитет и суверенные права

Верховенство и независимость государства проявляются в осуществлении его функций и предполагают наличие соответствующих суверенных прав, юридически обеспечивающих их осуществление. Однако наличие этих прав, являясь необходимым условием суверенитета, само по себе еще не достаточно для его образования.

Государственный суверенитет не является совокупностью суверенных прав, а предполагает формально-юридическую возможность обладания этими правами. Суверенитет как качество государства имеет отношение к вопросу существования государства – наличия его правосубъектности, а государственные права – к вопросу объема его правоспособности, возникшей именно в связи с наличием суверенитета.

К основным суверенным правам, раскрывающим содержание внутреннего суверенитета государства, принято относить:

Внешний суверенитет принято раскрывать через:

Конкретный перечень суверенных прав не является постоянным, а определяется функциями государства на исторической стадии развития. Также очевидно, что содержание этих прав может трансформироваться в зависимости от характера международных отношений, функций государства, изменения форм деятельности государства.

Суверенные обязанности государств

Суверенные государства имеют не только суверенные права, но и суверенные обязанности. Основные обязанности суверенных государств, касающиеся их взаимоотношений друг с другом, а также обращения с отдельными физическими лицами в рамках государственных границ, перечислены, среди прочего, в ст. 2 Устава ООН и Декларации о дружественных отношениях 1970 г.

Как субъект международного права государство обязано:

Источник

Правоведение для чайников – 13. Что такое государство?

Таким образом, государство, хоть и существует лишь в нашем сознании, становится таким же субъектом права, как и физические и юридические лица. Кроме того, государство не только действует в системе права вместе с физлицами и юрлицами, но и само создаёт эту систему права, выпуская законы и подзаконные акты.

С территорией всё понятно. Государство имеет строго установленные государственные границы, внутри которых оно существует.

С населением тоже всё просто. Государство должно кем-то управлять. Как минимум, на его территории должны проживать хотя бы одни только чиновники, которые будут управлять друг другом. Но обычно есть ещё какое-то население, занятое не управлением, а другими делами, например, производством товаров и услуг.

В России в последнее время часто смешивают понятия «суверенитет» и «независимость». На самом деле, термин «суверенитет» ближе по смыслу к понятию «власть».

3) Единство и полнота государственной власти. Чиновник, судья или депутат не имеют своего собственного кусочка власти, а представляют всю власть государства. Каждое своё действие они совершают от имени государства, и именно государство в результате их действий приобретает права и несёт обязанности.

Вскоре, однако, революции начали сметать одну монархию за другой. На их месте появились республики, и тогда получилось, что абсолютной и неделимой власти ни у кого нет. В итоге идея суверенитета трансформировалась: было решено, что эта власть есть только у народа, который сам вправе решать, как ему жить, какие законы ввести в действие, кого избрать в руководители. И если люди избирают руководителей, то эти руководители, в отличие от королей, сами по себе никакого суверенитета не имеют, поскольку их власть не постоянна и не абсолютна. Так что власть или суверенитет всё равно как бы остаются у народа. Так возникла идея народного суверенитета. Иными словами, полная власть над народом есть только у самого этого народа («народный суверенитет») и он для её осуществления создаёт государственные органы, избирает в них своих представителей, а они эту власть осуществляют («государственный суверенитет»). Такая вот сложная комбинация: народ имеет власть сам над собой, но передаёт её государству.

Цитата на эту тему из российской Конституции: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ).

Даже Россия, при всей закрытости нашего государства, подписала тысячи международных договоров и вступила в сотни международных организаций. Все они де-факто ограничивают её суверенитет. Если наше руководство подписало соответствующий договор, то Россия не может нарушать общепризнанные права человека, не может не пускать граждан определённого государства без визы, не вправе нарушать чьи-то авторские права или устанавливать дорожные знаки, не отвечающие международным стандартам. Конечно, все эти обязательства Россия приняла на себя добровольно. Но если человек добровольно отказывается от некоторой части своей власти, можно ли сказать, что он сохранил абсолютную и единую власть? Мне кажется, что не совсем.

Кроме того, почти в любом государстве власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, а часть властных полномочий отдают на уровень регионов и городов. То есть власть государства распадается на несколько уровней и видов и перестаёт быть похожей на тот суверенитет, который Жан Боден уподоблял власти Бога. Конечно, теоретики могут возразить, что власть, может, и делится на несколько частей, но суверенитет остаётся полным и единым. Но тогда само понятие суверенитета утрачивает всякий смысл, потому что перестаёт обозначать что-то, кроме самого себя.

Для чего нужно государство?

Люди по-разному видят цель и смысл существования государства. Первое мнение: государство создано, чтобы одни люди могли подчинить себе других людей; второе: государство создано, чтобы объединить людей, решить их проблемы и возникающие между ними конфликты.

Эти два подхода кажутся противоположными, но не исключают друг друга и даже сочетаются в большинстве государств. Даже при авторитарном режиме государство не только даёт диктатору и его друзьям безнаказанно грабить народ, но и худо-бедно помогает людям: следит за порядком, решает споры между гражданами, иногда строит школы и больницы. И даже в самом правовом и демократическом государстве есть чиновники и приближенные к ним люди, извлекающие выгоду из своего положения.

Поэтому можно сказать, что сущность государства и первая, и вторая. Просто чем оно более развитое, правовое и демократическое, тем больше усиливается вторая сущность и уменьшается первая.

Между тем, большую часть истории человечество обходилось без государства. У древних собирателей и охотников и даже у первых земледельцев и скотоводов не было в нём нужды. Но потом государства появились почти во всех населённых людьми частях планеты. Почему же так произошло?

Чтобы понять это, нужно сравнить жизнь примитивного общества и современную цивилизацию.

После этого представим любой современный город, где живут миллионы людей, ездят тысячи автомобилей, работают заводы, магазины, банки, системы связи и передачи энергии, продаются и покупаются миллионы товаров и услуг ежедневно. Здесь жизнь гораздо сложнее и разнообразнее. Одними десятью заповедями не урегулировать дорожное движение, заключение договора аренды или систему оплаты труда. А соседей будет явно недостаточно, чтобы выявить и наказать нарушителя закона. В таком обществе без государства не обойтись: должны быть люди, которые устанавливают для всех единые правила поведения и принуждают к их исполнению. Эти люди и образуют государство.

У государства нет какой-то одной цели или задачи. Оно управляет обществом сразу по многим направлениям. В юридической науке выделяют несколько основных направлений и называют их «функциями государства«.

Правовая функция наиболее проста и очевидна. Государство, как я уже сказал, устанавливает свою правовую систему на определённой территории. Депутаты в парламенте разрабатывают и принимают законы, министерства и ведомства издают подзаконные акты, чиновники и полиция следят за выполнением законов и привлекают нарушителей к ответственности, суды разбирают правовые конфликты. Если государство не выполняет правовую функцию, правонарушения остаются безнаказанными, и люди не чувствуют себя защищёнными: договоры не выполняются, растёт уровень преступности, а общество в конечном счёте погружается в хаос.

Политическая функция государства проявляется в обеспечении народовластия, защите стабильности и гармонии в обществе, сдерживании национальных и классовых противоречий. В государстве должны происходить референдумы и выборы, на которых определяется, чего именно хотят люди. Также люди должны иметь право организовывать митинги и демонстрации, создавать политические партии и общественные организации. Если государство не выполняет политическую функцию, то люди чувствуют, что не могут участвовать в принятии государственных решений, и справедливо полагают, что от их мнения в этой стране ничего не зависит.

Социальная функция заключается в том, что государство поддерживает необходимый уровень жизни, старается обеспечить своим гражданам жильё, работу, медицинское обслуживание, образование. Государство строит и содержит больницы, приюты, школы и другие места, которые удовлетворяют те или иные нужды людей. Думаю, последствия невыполнения социальных функций очевидны всем: рост числа больных, бездомных, сирот и ухудшение условий жизни у значительной части общества. Если государство хорошо выполняет социальные функции, его называют «социальным государством».

Перечисленные функции государство может осуществлять в двух формах: правовой и организационной.

Ещё древние греки и римляне понимали, что опасно давать власть в руки одному человеку или группе людей, а лучше разные обязанности распределить между разными людьми. В Древних Афинах Народное собрание принимало законы и наиболее важные государственные решения, Совет пятисот и коллегии стратегов и архонтов непосредственно управляли городом, а правовые споры решал ареопаг. Нечто похожее было и в республиканском Риме: там власть была разделена между консулами, сенатом и комициями (народными собраниями).

В Новое время, когда на месте монархий стали возникать республики, вновь появилась идея о том, что власть нужно распределить между несколькими группами людей.

Однако в такой ситуации может возникнуть ряд проблем.

Во-первых, президент может захватить власть навсегда. Для человека с неограниченными полномочиями сделать это несложно. Если ты принимаешь законы, то можешь прописать, что кандидат в президенты должен собрать миллион подписей граждан или иное почти невыполнимое требование. Если тебя слушаются судьи, можно возбудить уголовные дела против оппозиционных политиков. Если тебе подчиняются чиновники и полицейские, можно изгонять с избирательных участков наблюдателей, фиксирующих нарушения. То есть у такого президента есть много способов, чтобы остаться у власти навечно.

Чтобы избежать таких печальных последствий, французский мыслитель XVIII в. Шарль Монтескьё разработал идею разделения властей. Он выделил законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, причём первую полагал главной. «Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц» («О духе законов» Ш. Монтескьё).

Законодательная власть во всех развитых странах считается главной. В парламенте обычно много депутатов, представляющих самые разные слои общества и политические идеологии. Все депутаты равноправны и приходят к совместным решениям путём переговоров и компромиссов. В силу многочисленности и разношёрстности этим людям сложнее захватить власть и установить диктатуру. Поэтому парламент обычно сам имеет широкие полномочия и контролирует другие ветви власти.

Таким образом, разные ветви власти в той или иной мере ограничивают, сдерживают и контролируют друг друга. Благодаря этому всё должны чётко выполнять свои обязанности, никто не может надавить на других или захватить власть.

Выше я уже приводил афоризм Джеймса Мэдисона «Если бы люди были ангелами, правительство было бы ненужно». Эта фраза отражает смысл и цель создания государства. Но у этого афоризма есть и продолжение, которое очень точно отражает необходимость разделения властей: «А если бы людьми управляли ангелы, был бы не нужен какой-либо контроль над правительством».

Государство управляет обществом сразу по нескольким направлениям. Учёные выделили несколько таких направлений и назвали их «функциями государства». Функции государства делят на внутренние и внешние. Главные внутренние функции: экономическая, политическая, правовая и социальная. Главные внешние функции: взаимовыгодное сотрудничество с другими странами; участие в решении глобальных проблем; обеспечение национальной безопасности; защита граждан, находящихся за пределами государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *