какое государство между индией и пакистаном

Халистан: как сепаратисты строят новое государство между Пакистаном и Индией

какое государство между индией и пакистаном

У государства Халистан есть своя валюта, марки, паспорта и даже посольства в европейских странах. Не хватает малости — своей собственной земли, географической зоны на карте. Вот уже более пятидесяти лет индийские сепаратисты из штата Панджаб пытаются добиться независимости от Индии. Государство Халистан должно было стать родиной сикхов — последователей сикхизма, одной из наиболее распространенных в мире религий. Идея Халистана – отголосок времен получения Индией независимости, когда индуисты и мусульмане создали свои государства — светскую Индию и мусульманский Пакистан.

какое государство между индией и пакистаном

Халистан — предполагаемая независимая держава в регионе Панджаб в Южной Азии. В сикхских храмах — гурудварах — отсутствуют изображения божества, но всегда есть место для ночлега и раздачи пищи нуждающимся. Высшей доблестью в сикхизме считается защита и служение другим, независимо от их религии или расы. Предполагаемая территория Халистана состоит как из части Панджаба, расположенной в Индии, так и из пакистанского Панджаба, и включает в себя части индийских штатов Хариана, Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир, а также Раджастхан. Сикхские сепаратисты полагают, что все эти территории должны войти в состав их собственного государства.

какое государство между индией и пакистаном

В мире действует целый ряд связанных с Халистаном запрещенных террористических организаций, таких как «Баббар Халса Интернешнл» (BKI), «Силы коммандос Халистана» (KCF) или «Международная федерация молодежи сикхов» (ISYF). Обнародованная в октябре 2018 года Национальная контртеррористическая стратегия США прямо говорит о том, что «Баббар Халса» хочет создать независимое сикхское государство с помощью террора и насилия.

какое государство между индией и пакистаном

Идея отдельного сикхского государства впервые появилась в начале ХХ века с ростом национализма сикхов в Британской Индии. Они не были здесь одиноки — среди индусов, мусульман и сикхов возникло много религиозных националистических движений.

До завоевания Панджаба англичанами регион находился под управлением основанной в XVIII веке Конфедерации сикхских мислов (штатов). В XIX веке конфедерация была объединена в Сикхскую империю махараджей Ранджитом Сингхом. Хотя сикхи традиционно были сосредоточены в Панджабском регионе Британской Индии, до раздела Индии в 1947 году они составляли большинство только в одном из районов британской провинции Панджаб. После обретения Индией независимости и разделения Британской Индии на Индию и Пакистан, каждая из новообразованных стран получила примерно по половине британского Панджаба. Немедленно началась миграция сикхов из пакистанского Панбжаба в индийский. В 1949 году глава сикхской политической партии «Акали Дал» объявил о том, что сикхизм неразрывно связан с территорией Панджаба.

какое государство между индией и пакистаном

Некоторые сикхские политические деятели полагали, что Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Индии, и его партия «Индийский Национальный Конгресс» предали интересы своих союзников-сикхов после получения Индией суверенитета. Это убеждение основывалось на том, что якобы на одном из своих выступлений Неру пообещал создание независимого государства сикхов. Именно эта идея лежит в основе сепаратистского движения в поддержку Халистана.

какое государство между индией и пакистаном

В мае 1980 года Джагджит Сингх Чохан отправился в Лондон и объявил о создании Халистана. Аналогичное заявление сделал другой видный лидер движения, Балбир Сингх Сандху, в индийском городе Амритсар, штата Панджаб, где он выпустил марки и валюту Халистана. Чохан объявил себя президентом «Республики Халистан», назначил кабинет министров и выпустил символические халистанские «паспорта», «почтовые марки» и «халистанские доллары». Чоханом были открыты посольства Халистана в Великобритании и других европейских странах. В «Нью-Йорк Таймс» он разместил рекламу будущего сикхского государства.

Однако настоящей звездой и самым известным лидером движения стал Джарнаил Сингх Бхиндранвале. Он начал бороться за независимое сикхское государство террористическими методами. Именно для нейтрализации Бхиндранвале индийские войска были вынуждены брать штурмом одну из сикхских святынь десятилетие спустя. В статье, опубликованной в 2004 году в журнале Outlook India, историк сикхского движения Хушвант Сингх описал, как Бхиндранвале прибегал к провокационным высказываниям против индуистского населения.

какое государство между индией и пакистаном

Бхиндранвале сплотил и упорядочил движение и стал вовлекать в него все более широкие группы сикхов. При финансовой и политической поддержке сикхской диаспоры, а также при материально-техническом содействии из-за рубежа (в том числе, из Пакистана), движение стало набирать популярность в индийском штате Панджаб. На тот момент сикхи уже составляли большинство населения в штате.

какое государство между индией и пакистаном

какое государство между индией и пакистаном

Халистанское сепаратистское движение не было серьезной проблемой для Индии до конца 1970-х и 1980-х годов, когда оно начало милитаризироваться. С 1978 по 1993 год сикхские сепаратисты стали настаивать на немедленном создании государства Халистан и начали использовать террористические методы борьбы.

Наиболее известный из совершенных сикхами терактов – захват самолета Boeing 737 IC423 авиакомпании Indian Airlines 29 сентября 1981 года. Рейс следовал из Шринагара (Сринагара) в Дели, когда четверо сикхских боевиков направили его в пакистанский Лахор. На борту самолета находилось 111 пассажиров и 6 членов экипажа. Пакистанским спецслужбам удалось обезвредить террористов.

SIKH SEPARATISTS HIJACK INDIAN JETLINER TO PAKISTAN https://t.co/8za8E1pKFW

Апогеем сикхской борьбы за независимость стала знаменитая операция «Голубая Звезда» 1 июня 1984 года. Армия индийского правительства взяла штурмом главную святыню сикхов — Золотой храм в Амритсаре. Там находилась штаб-квартира сепаратистов, которую те успели приготовить к обороне. Штурм обернулся настоящим побоищем — в ходе боя правительственные войска использовали танки, изнутри вели огонь из пулеметов и гранатометов. Погибли более восьмидесяти индийских солдат и офицеров и почти 500 сикхов — как боевиков, так и гражданских. Среди убитых был Бхиндранвале.

Через несколько дней после этого, премьер-министр Индии Индира Ганди была убита сикхами из числа собственных охранников. В Нью-Дели и Северной Индии начались анти-сикхские погромы и столкновения.

какое государство между индией и пакистаном

Про-халистанская активность в Панджабе начала снова набирать обороты в 2014 году, когда в помещении Золотого храма был открыт мемориал памяти Д.С. Бхиндранвале и другим боевикам, убитым во время операции «Голубая звезда». Создание мемориала было встречено громкими протестами со стороны национальных политических партий. Но со временем возражения утихли, и сегодня посещение Золотого храма считается неполным без остановки у мемориала, расположенного рядом с Акал Тахтом, высшим местом светской власти сикхов.

какое государство между индией и пакистаном

С 2015 года индийские СМИ указывают на то, что сикхские экстремистские группы вышли за рамки гражданского активизма и снова начали прибегать к насилию. Начиная с 2015 года, сторонники Халистана организовали несколько террористических актов, в результате которых были убиты лидеры индуистских националистов и еретических сикхских культов.

В этом же году индийские спецслужбы отметили рост экстремистского аудио-и видеоконтента в социальных сетях. Индийский Facebook обнаружил 125 страниц и 140 групп в сообщениях в Facebook и сотни групп WhatsApp, которые использовались для радикализации сикхской молодежи в Панджабе. Индийские спецслужбы сообщают, что подобные действия планируются и осуществляются сикхскими экстремистами, базирующимися за рубежом при активной поддержке Пакистана. Кроме того, индийские агентства сообщают, что рост индуистских националистических групп и их деятельность в Панджабе также используются для создания чувства страха среди сикхской общины, усиливающая негативную реакцию на рост популярности идеи хиндутвы (пан-индуистской Индии) в штате Панджаб и в Индии в целом.

какое государство между индией и пакистаном

Индийское правительство с самого начала сикхского движения обвиняет пакистанский истеблишмент в поддержке сепаратистской деятельности в Панджабе.

В 2007 году, когда Индия еще не рассматривала США как возможного ключевого партнера в новом миропорядке, PTI (крупнейшее новостное агентство Индии) сообщило, что в 1971 году администрация Ричарда Никсона пыталась стимулировать сепаратистское движение в Панджабе, инициировав «тайный план действий» в сговоре с правительством генерала Яхья Хана в Пакистане.

Б. Раман, бывший старший офицер индийской разведывательной службы «Исследовательское и аналитическое крыло», поддержал эту точку зрения в своей книге «Каобои. «Крыло исследований и аналитики» — назад по аллее памяти»:

«Этот план предусматривал поощрение сепаратистского движения среди сикхов за создание независимого государства под названием Халистан. В 1971 году началась совместная тайная операция разведывательного сообщества США и пакистанской межведомственной разведки по созданию трудностей для Индии в Панджабе».

какое государство между индией и пакистаном

Индийская разведка перехватывала инструкции Пакистанской межведомственной разведки (ISI) таким группам, как «Силы освобождения Халистана» и «Баббар Халса Интернэшнл». Им предписывалось организовать террористическую деятельность в Панджабе и поддерживать связь с сикхскими радикалами в Европе и Северной Америке для усиления анти-индийской пропаганды.

Пакистанская межведомственная разведка вербовала и, вероятно, продолжает вербовать сикхских паломников, путешествующих в Нанкана-Сахиб и другие гурудвары в Пакистане. В 2017 году индийские спецслужбы нейтрализовали около десятка про-халистанских ячеек, связанных с оперативниками, базирующимися в Пакистане, Канаде, Великобритании и Италии.

какое государство между индией и пакистаном

Растущий политический капитал радикальных сикхских элементов в Канаде и мягкий подход правительства Трюдо к проблеме Халистана до сих вызывает беспокойство в Индии.

Не только в Канаде, но и по всей Северной Америке и Европе радикальные сикхские элементы использовали благоприятный политический климат в своих странах для создания политической базы поддержки халистской идеологии. Деятельность про-халистанских элементов, таких как «Всемирная сикхская организация» и «Сикхи за справедливость», направлена на возрождение дела Халистана через финансирование и пропаганду в социальных сетях.

Сикхские радикалы настаивают на объявлении погромов сикхских общин после убийства Индиры Ганди ее охранниками-сикхами в 1984 году геноцидом и открыто критикуют европейских и канадских парламентариев индийского происхождения, отказавшихся поднимать вопросы, связанные с Халистаном.

Бесчисленные пожертвования, сделанные в гурудварах в Европе и Северной Америке, которые достигают пика во время важных сикхских фестивалей, перенаправляются в про-халистанские организации в Панджабе под видом благотворительной и социальной деятельности. Активно используется международная нелегальная сеть перевода денег под названием «хавала».

какое государство между индией и пакистаном

Сикхская правозащитная группа «Сикхи за справедливость» (SFJ) планировала провести «Референдум 2020» — кампанию по освобождению Панджаба от Индии и превращению его в национальное государство. Подготовка к референдуму длилась несколько лет и началась с шествия сикхских сепаратистов по Трафальгарской площади в Лондоне 12 августа 2018 г. Индия заявила официальный протест, но британское правительство разрешило проведение этого мероприятия при условии, что не будет нарушений закона.

какое государство между индией и пакистаном

В ответ на эту акцию главная сикхская партия Панджаба, «Широмани Акали Дал» (ШАД), заявила, что ни один сикх в Индии не сочувствует подобным демонстрациям.

«Сикхи — преданные индийцы. Они принесли больше жертв для Индии, чем любая другая община», — заявил лидер ШАД Нареш Гуджрал.

Референдум 2020 года должен был выяснить пожелания сикхской общины, расселенной по всему миру, по вопросу освобождения Панджаба. Если бы община поддержала эту идею, то сторонники Халистана планировали потребовать вмешательства в вопрос Организации Объединенных Наций. Однако проведению Референдума 2020 помешала пандемия коронавируса и он был отложен на неопределенный срок.

какое государство между индией и пакистаном

В 2020 году произошло резкое ухудшение отношений между панджабскими фермерами и центральным правительством Индии. Это произошло после того, как правительство утвердило ряд законов, реформирующих систему закупки сельскохозяйственной продукции. Фермеры выступили против реформ и потребовали отмены этих законов. Тысячи протестующих крестьян вошли в столицу Индии, Нью Дели, в конце ноября 2020 года и разбили там лагерь. По состоянию на май 2021 года митингующие крестьяне все еще не покинули столицу и по-прежнему требуют отмены сельскохозяйственных реформ.

Правительство утверждает, что среди крестьян были замечены сепаратистские активисты и что про-халистанские силы активно действуют, чтобы накалить ситуацию. Невозможно уверенно утверждать, так это или нет, но нежелание правительства прислушаться к мнению фермеров, среди которых большинство — сикхи — определенно будет способствовать росту недовольства и даст благодатную почву для расцвета идей сепаратизма.

какое государство между индией и пакистаном

Возрождение халистских настроений не будет повторением кровавого мятежа 1980-х и начала 1990-х годов, поскольку движение так и не восстановило крупномасштабную общественную поддержку. Тем не менее, увеличивается вероятность случайных вспышек насилия, таких как нападения на индуистов и религиозных деятелей. При этом Панджаб уже переживает аграрный кризис, рост безработицы и наркомании.

Правящая сейчас в Индии Народная партия («Бхаратия Джаната» или БДП) никогда не пользовалась популярностью среди сикхов, поскольку она продвигает идеи хиндутвы (пан-индуистской Индии), а сикхи не являются индуистами. Сейчас, после конфликта с фермерами, длящегося уже более полугода, многие сикхи говорят о неправомочных задержаниях, агрессивном поведении полиции, а главное — полном нежелании власти услышать голос протестующих. В подобной обстановке рост радикализации сикхской молодежи представляется естественным развитием событий.

Внутри сикхской диаспоры радикалы сохраняют свой вес при активной поддержке Пакистана. Управление анти-индийской пропагандой этих элементов и сокращение их политического влияния, хотя и не кажущееся слишком жестким, будет серьезной проблемой для Индии.

Источник

История отношений Индии и Пакистана

какое государство между индией и пакистаном

Ниже приводится справочная информация об истории отношений Индии и Пакистана.

Сразу после обретения независимости произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами (еще одна крупная религиозная группа). Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан и индусов в Индию.

Наиболее остро встал вопрос о территориальной принадлежности штата Джамму и Кашмир, махараджа которого медлил с определением. Ко дню официального провозглашения независимости Индии глава княжества еще не принял решения о том, к какому государству должен присоединиться Кашмир. Стороны продолжали вести переговоры, однако мирного решения проблемы достичь не удалось. В ночь с 21 на 22 октября 1947 года на территорию княжества вторглись отряды пуштунских племен из северо-западной провинции Пакистана, а затем и так называемые «пакистанские добровольцы». 24 октября на занятой ими территории было объявлено о создании временного правительства «Азад Кашмира» («Свободного Кашмира»).

В итоге махараджа подписал документ о включении княжества в состав Индии. В Кашмир самолетами были доставлены индийские воинские части, в то время как с территории Пакистана прибыли дополнительные вооруженные отряды.

Индия обвинила пакистанскую сторону в агрессии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН, который установил в качестве демаркационного рубежа линию прекращения огня по состоянию на 1 января 1949 года.

В результате около трети княжества попало под контроль администрации «Азад Кашмира», а остальная территория, в том числе Кашмирская долина, отошла к Индии. 17 ноября 1956 года Учредительным собранием Кашмира была принята конституция, в соответствии с которой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии. Однако Пакистан продолжал настаивать на том, чтобы статус Джамму и Кашмира был определен после референдума, об условиях проведения которого оба государства так и не смогли договориться.

Кашмир остался расчлененным между двумя государствами без признания ими официальной границы в этом районе.

В марте 1971 года между Индией и Пакистаном разразилась третья, самая крупная война, в результате которой от Пакистана откололась восточная часть (так называемый Восточный Пакистан), образовавшая независимое государство Бангладеш. Летом 1972 года в городе Симла в Индии руководители двух стран подписали соглашение, обязавшись «уважать линию контроля, образовавшуюся в результате прекращения огня 17 декабря 1971 года» (линия прекращения огня была уточнена и в декабре 1972 года переименована в линию контроля). Однако за пределами точной демаркации остались гряда Салторо и ледник Сиачен, что в 1984 году привело к очередному витку конфликта между Пакистаном и Индией.

С середины 1980-х годов и до конца 1998 года индо-пакистанские отношения продолжали оставаться напряженными. В начале 1999 года в них наступила некоторая разрядка. Произошел активный обмен визитами, состоялись несколько встреч на высшем уровне. Кульминацией стала автобусная поездка премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи в пакистанский город Лахор в феврале 1999 года, где стороны подписали Лахорскую декларацию. Однако в результате военного переворота в Пакистане этот прогресс в двусторонних отношениях был сведен на нет.

Второго февраля 2001 года президент Пакистана Первез Мушарраф заявил о своем намерении сесть за стол переговоров. 14-16 июля 2001 года в индийском городе Агра состоялась встреча глав двух государств. Однако она завершилась безрезультатно, мирный процесс был сорван серией терактов.

Сейчас в Кашмире нет официальных границ, армии двух государств по-прежнему разделяет линия контроля.

Напряженная ситуация сохраняется по сей день. Она сопровождается периодическими терактами внутри Джамму и Кашмира, захватами и убийством заложников, а также вооруженными столкновениями на всем протяжении индо-пакистанской границы.

Источник

Раздел Индии

какое государство между индией и пакистаном

Термин не относится к следующим событиям:

Содержание

Предыстория

Конец XIX — начало XX вв.

какое государство между индией и пакистаном

Основные религии Британской Индии по состоянию на 1909 г.

какое государство между индией и пакистаном

Процент мусульман по состоянию на 1909 г.

какое государство между индией и пакистаном

Процент индусов по состоянию на 1909 г.

какое государство между индией и пакистаном

Процент буддистов, сикхов и джайнов по состоянию на 1909 г.

какое государство между индией и пакистаном

Основные языки по сост. на 1909 г. (северные регионы)

какое государство между индией и пакистаном

Плотность населения (1901).

1920—1932

Всемусульманская индийская лига была образована в Дакке в 1906 мусульманами, которые с неодобрением относились в преобладанию индусов в Индийском национальном конгрессе и его светской направленности. Среди первых, кто выдвинул требование отдельного государства для мусульман Британской Индии, был писатель и философ Аллама Икбал, который обратился с таким требованием в своей председательской речи на конгрессе лиги в 1930 г., указав на опасность превращения полуострова Индостан в контролируемое индусами государство. С аналогичным требованием выступила ассамблея Синдха в 1935 г. Икбал, Маулана Мохаммад Али Джоухар и ряд других деятелей приложили немало усилий, чтобы убедить М. А. Джинну, который до того времени агитировал за единство мусульман и индусов, возглавить движение за новую мусульманскую нацию. К 1930 г. Джинна начал приходить к убеждению, что в объединённой Индии судьба меньшинств (в том числе мусульман) будет целиком зависеть от индуистов, преобладающих в Конгрессе. Лига мусульман во главе с Джинной получила плохие результаты на выборах в местные органы власти в 1937 г.

1932—1942

В 1940 г. Джинна выступил с заявлением на конференции в Лахоре, в тексте которого имелись весьма завуалированные намёки на создание отдельной «мусульманской нации». Хотя документ ещё не содержал территориальных требований, именно территориальные претензии стали основным предметом споров между мусульманами и индусами в следующие 7 лет. В то время все мусульманские партии не желали раздела Индии. [4]

Организации индусов — такие, как «Хинду Махасабха» и др., хотя также противостояли разделу страны, в то же время настаивали на размежевании (власти, влияния, земель и др.) между индусской и мусульманской общинами. В 1937 г. на 19-й сессии «Хинду Махасабха» в Ахмадабаде Вир Саваркар в своём председательском обращении заявил: [5]

какое государство между индией и пакистаномВ настоящее время Индию нельзя считать унитарной и однородной нацией, но напротив, есть две нации в одной — индусы и мусульмане.какое государство между индией и пакистаном

Большинство лидеров Индийского национального конгресса были сторонниками светского государства и решительно противостояли требованиям разделить Индию по религиозному признаку. Махатма Ганди и Аллама Машрики считали, что индусы и мусульманы могут и должны жить в дружбе. Ганди возражал против раздела, заявляя, что:

какое государство между индией и пакистаномВся моя душа восстаёт против идеи, что индуизм и ислам представляют две антагонистические культуры и доктрины. Принять такую доктрину — для меня всё равно что отвергнуть Бога.какое государство между индией и пакистаном

Многие годы Ганди и его сторонники боролись за то, чтобы удержать мусульман в партии «Индийский национальный конгресс» (массовый исход мусульманских активистов из партии начался в 1930-е гг.), что раздражало как индийских националистов, так и мусульманских активистов (Ганди был убит вскоре после раздела Индии индусом-националистом Н. Годсе, который считал, что Ганди умиротворял мусульман за счёт индусов). Политические и общинные лидеры с обеих сторон подогревали взаимное подозрение, которые выплеснулись наружу во время организованных мусульманской лигой бунтов, в частности, в День прямого действия в августе 1946 г. в Калькутте, когда более 5000 человек были убиты, и многие ранены. По мере того, как рушился порядок по всей северной Индии и Бенгалии, росло давление со стороны тех, кто желал политического раздела территории бывшей колонии как средства избежать дальнейших беспорядков.

1942—1946

До 1946 г. определение Пакистана в требованиях Мусульманской лиги было настолько расплывчатым, что его можно было понимать и как отдельное государство, и как члена Индийской конфедерации.

Некоторые историки полагают, что Джинна намеревался использовать угрозу раздела как предмет торговли, чтобы добиться большей независимости от Индии населённых мусульманами провинций на западе Британской Индии. [6]

Другие историки утверждают, что Джинна в реальности видел Пакистан простирающимся даже на территории, где индусы составляли большинство. По крайней мере, Джинна приложил немало усилий к аннексии Кашмира, княжества, населённого преимущественно мусульманами, а также Хайдарабада и Джунагадха, княжеств с преимущественно индусским населением, но мусульманскими правителями.

Британская колониальная администрация не имела прямой власти над всей территорией Британской Индии: провинции управлялись непосредственно британской властью, а «княжества» — на основании многочисленных соглашений о разделе власти между ними и британцами. Британская колониальная администрация состояла из Секретаря Индийского государства (Secretary of State for India), Индийской администрации (India Office), генерал-губернатора Индии и Индийской гражданской службы (Indian Civil Service). Зарегистрированными политическими партиями были следующие: Всеиндийская мусульманская лига, Коммунистическая партия Индии, Индусская Махасабха, Индийский национальный конгресс, Хаксар Техрик и Юнионистская мусульманская лига (последняя действовала в основном в Пенджабе).

Раздел 1947 г

Две отдельные страны юридически возникли в полночь 15 августа 1947. Церемония передачи власти была проведена днём раньше в Карачи, который в то время стал столицей новообразованного доминиона Пакистан, благодаря чему британский вице-король Луис Маунтбаттен смог присутствовать на церемонии как в Карачи, так и в Дели. Ещё одной причиной было то, чтобы возникновение Пакистана не выглядело как его отделение от суверенной Индии. Поэтому Пакистан празднует день независимости 14 августа, а Индия — 15 августа. Ещё одна причина — чисто техническая — состоит в том, что пакистанское время отстоит от индийского на 30 минут, поэтому в момент подписания акта в Пакистане ещё было 14 августа, а в Индии — уже 15 августа.

План Маунтбаттена

какое государство между индией и пакистаном

Фактический раздел между двумя новыми доминионами был проведен в соответствии с «Планом 3 июня», известным также как План Маунтбаттена.

Граница между Индией и Пакистаном была определена на основании отчёта британской правительственной комиссии и первоначально называлась «линия Редклиффа» (по имени лондонского юриста Сирила Редклиффа). Пакистан возник как два не соединённых друг с другом анклава — Восточный Пакистан (ныне Бангладеш) и Западный Пакистан (ныне собственно Пакистан), между которыми лежала Индия. Пакистан был образован из территорий, населённых преимущественно мусульманами, а Индия — преимущественно индусами.

18 июля 1947 британский парламент принял Акт о независимости Индии, завершивший формальное разделение. В Акт об управлении Индией 1935 г. были внесены поправки, чтобы создать законные основы существования двух новых доминионов. После разделения Пакистан стал новым членом ООН. Индийский союз, образованный из штатов с преобладанием индуизма, принял название Индия, что автоматически дало ему право унаследовать в ООН место Британской Индии (член ООН с 1945 г.) и стать её правопреемником. [7]

625 княжествам была дана возможность сделать выбор, к какой из двух стран присоединиться.

География раздела: линия Редклиффа

какое государство между индией и пакистаном

Прежде чем Комиссия по границам начала формальные слушания, были назначены правительства для восточной и западной части Пенджаба. Территория британской провинции была временно разделена, основываясь на преобладании индусского или мусульманского населения в округах. Как в Пенджабе, так и в Бенгалии, комиссия по границам сосотояла из двух мусульманских и двух немусульманских судей под председательством сэра Сирила Рэдклиффа. [8] Цель пенджабской комиссии была сформулирована следующим образом: «Провести демаркацию границ между двумя частями Пенджаба, основываясь на определении районов с прелобладанием мусульманского и немусульманского населения. В выполнении этой задачи, принимать во внимание также и другие факторы». Каждая из сторон (мусульмане и конгресс/сикхи) выдвинули свои требования посредством совета, не имевшего права принимать решения. Судьи также не обладали мандатом на компромисс и по всем важным вопросам голосовали два голоса против двух оставляя в руках Сирила Радклиффа ответственность принимать решения. [8]

Массовые миграции населения

Сразу же после официального раздела начался массовый «обмен населением» между двумя государствами, который продолжался несколько месяцев. После утверждения официальных границ около 14,5 миллиона людей пересекли их, надеясь обрести относительную безопасность среди единоверцев. По данным проведенной в 1951 году Переписи перемещённых лиц, вскоре после раздела 7 226 000 мусульман переехали в Пакистан (включая нынешний Бангладеш) из Индии, в то время как 7 249 000 индусов и сикхов переехали в Индию из Пакистана (включая нынешний Бангладеш). Около 11.2 млн чел. или 78 % общего обмена населения произошло на западе, большей частью в Пенджабе; 5.3 млн мусульман переселилось из Индии в Западный Пенджаб в Пакистане, 3.4 млн индусов и сикхов переселилось из Пакистана в Восточный Пенджаб в Индии.

Новообразованные правительства были совершенно не готовы справляться с миграциями такого масштаба, что привело к массовому насилию по обеим сторонам границы. Количество жертв, по разным оценкам, колеблется в районе 500 тыс. (по минимальным оценкам — 200 тыс., по максимальным — около 1 млн.). [9]

Пенджаб

Индийский штат Пенджаб был создан в 1947 году, когда при разделе Индии бывшая провинция Британской Индии Пенджаб была поделена между Индией и Пакистаном. Мусульманская западная часть провинции стала пакистанской провинцией Пенджаб, а восточная часть, — населённая в основном индусами и сикхами, — индийским штатом Пенджаб. Много индусов и сикхов проживало на западе, а много мусульман на востоке, что и послужило причиной массового переселения и кровавых столкновений при разделе. Лахор и Амритсар оказались в самом сердце конфликта, англичане не знали, сделать ли их частью Индии или Пакистана. В конце-концов они решили, что оба города были частью Пакистана, но из-за отсутствия достаточного контроля на границе, Амритсар стал частью Индии, а Лахор Пакистана.

Бенгалия

Бывшая провинция Британской Индии Бенгалия была разделена на две части. Западная Бенгалия отошла к Индии, а Восточная Бенгалия к Пакистану. В 1955 году Восточная Бенгалия была переименована в Восточный Пакистан и в 1971 году стала независимым государством Бангладеш.

Синдх

Предполагалось, что синдхи-индусы после раздела останутся в Синдхе, поскольку там традиционно существовали хорошие отношения между индусами и синдхами-мусульманами. Ко времени раздела в Синдхе проживало около 1,4 млн синдхов-индусов, большинство которых жило в таких городах, как Хайдарабад, Карачи, Шикарпур и Сукхур. Тем не менее, в течение всего лишь года около 1,2 млн из них были вынуждены покинуть родные места и отправиться в Индию, поскольку по мере прибытия в Синдх мумульман-мигрантов из индусских регионов участились нападения на индусские дома. Синдхи-индусы в наибольшей степени потерпели от раздела, поскольку они потеряли не только дома, но и свою родину (в отличие от пенджабцев, которые традиционно проживали как на землях будущего Пакистана, так и на землях будущего индусского государства).

Беженцы

Пенджабские беженцы в Дели

По оценкам, 25 млн человек — индусы, мусульмане и сикхи (по сост. на 1947 г.) — пересекли новые границы, чтобы оказаться на «своих» территориях. Оценки основаны на сравнении данных переписей, проводившихся в 1941 и 1951 гг., с поправками на прирост населения в областях миграций.

Город Дели принял самое большое число беженцев по сравнению с другими городами — население Дели выросло за период 1941—1951 от 1 до почти 2 млн (переписи Индии 1941 и 1951 гг). Беженцев поселяли в различных исторических и военных местах, как Старый Форт Пурана Кила, Красный Форт, в военных казармах в Кингсуэе (в районе нынешнего Делийского университета).

Позднее в лагерях беженцев стало появляться всё больше постоянных домов благодаря крупномасштабной программе строительства, развёрнутой правительством Индии с 1948 года. Были также начаты программы по образованию беженцев, предоставлению им работы, дешёвых займов для начала своего бизнеса и т. д. Тем не менее, беженцы в Дели получили гораздо больше выгоды от указанных программ, чем беженцы в других местах. [10]

Беженцы, осевшие в Индии

Многие сикхи и индусы-пенджабцы поселились в индусских частях Пенджаба и Дели. Индусы родом из Восточного Пакистана (ныне Бангладеш) поселились в Восточной Индии и Северовосточной Индии, многие осели в соседних штатах, напрмер, Западный Бенгал, Ассам, и Трипура. Некоторые мигранты были отправлены на Андаманские острова.

Индусы Синдхи остались без родины. Ответственность за их реабилитацию взяло на себя их правительство. Для них были устроены лагеря беженцев. Тем не менее ни один синдх-индус не получил ни малейшей помощи от Правительства Индии, и многие так и не получили какой-либо компенсации от индийского правительства.

Многие беженцы справились с «травмой» нищеты. Потеря родины же оказала более глубокий и длительный эффект на культуру Синдхи, можно сказать, что в Индии она находится в упадке.

В конце 2004 года диаспора Синдхи противостояла в общественном судебном процессе в Верховном суде Индии по обращению к правительству Индии об удалении слова «Синдх» из индийского национального гимна (написанного Рабиндранатом Тагором до раздела) на основании того, что это посягало на суверенность Пакистана.

Беженцы, осевшие в Пакистане

Беженцы, прибывшие в Пакистан — там их называли мухаджирами — происходили из различных регионов Индии. В частности, туда прибыло значительное число пенджабцев из Восточного Пенджаба, спасающихся от массовых беспорядков. Несмотря на экономические трудности, затруднительные условия проживания, пенджабцы в Пакистане не испытывали проблем с культурной и лингвистической ассимиляцией — напротив, до сих пор пенджабцы составляют в Пакистане влиятельное большинство, хотя их язык получил не государственный, а лишь региональный статус. С другой стороны, с подобными проблемами столкнулись мусульмане, прибывшие в Пакистан из других частей Индии — нынешних Раджастхана, Уттар Прадеш, Мадхья Прадеш, Гуджарата, Бихара, Хайдарабада и др. Потомки этих непенджабских беженцев в Пакистане часто считают себя мухаджирами, в то время как ассимилированные пенджабские беженцы больше не делают этого политического различия. Большое число педжабских беженцев поселились в Синлхе, особенно в городах Карачи и Хайдарабад. Они объединены своим статусом беженцев и родным Урду языком и составляют значительную политическую силу в Синдхе.

Последствия

Индия и Пакистан

Раздел стал причиной массового насилия, но несмотря на это, Индия и Пакистан прилагали усилия для налаживания отношений. Один из самых больших споров произошёл из-за Кашмира:

Между Индией и Пакистаном продолжается гонка ядерных вооружений.

Индо-пакистанский конфликт
Первая индо-пакистанская война • Кашмирский конфликт • Операция «Гибралтар» • Вторая индо-пакистанская война • Третья индо-пакистанская война • Сиаченский конфликт • Инцидент в Джамму и Кашмире • Каргильская война • Инцидент с «Атлантик»

Международные отношения

Раздел не смог положить конец вражде между индусами и мусульманами. Более миллиона бенгальских индусов и мусульман стали жертвами пакистанских войск в ходе Войны за независимость Бангладеш 1971 г. Индусы, проживающие в Пакистане, подвергаются преследованиям [13] [14] (см. Индуизм в Пакистане, Снос храма в Лахоре 2006). С другой стороны, мусульмане в Индии неоднократно подвергаются насилию со стороны индусов: [15] характерным случаем являются столкновения 2002 г. в Гуджарате.

Текущая религиозная демография Индии, Пакистана и Бангладеш

Несмотря на массовые миграции во время раздела и после него, светское и федеральное государство Индия до настоящего времени имеет третье по величине в мире мусульманское население (после Индонезии и Пакистана). В Бангладеш и Пакистане, также образованных в результате раздела, процент меньшинств существенно меньше.

Индия (население 1095 млн по оценкам 2006 г. по сравнению с 361 млн по переписи 1951 г.)

Пакистан (2005, оценка — 162 млн по сравнению с 34 млн по переписи 1951 г.)

Бангладеш (2005, оценка — 144 млн по сравнению с 42 млн по переписи 1951 г.)

Изображение в искусстве

О разделе Индии было написано огромное количество исторической литературы, а также множество произведений художественной литературы (романы, рассказы, стихи, поэмы, пьесы) в которых нашли отображение боль и ужас произошедших событий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *