какое главное условие сотрудничества образовательной организации с родителем

Сотрудничество образовательной организации с семьей воспитанника

какое главное условие сотрудничества образовательной организации с родителем Тамара Гулканян
Сотрудничество образовательной организации с семьей воспитанника

Этические аспекты взаимодействия педагогов Доо и родителей

Аннотация: в статье описана важность соблюдения норм педагогической этики при взаимодействии с родителями воспитанников в ДОО.

Ключевые слова: педагог, этикет, педагогическая этика, педагогический процесс, воспитатель, родитель, взаимодействие, общение, ДОО.

В настоящее время в особенности актуален процесс развития духовно-нравственного мира воспитателя ДОО. Общество верно предъявляет к нему такие запросы, как образованность, компетентность, ответственность, правдивость, разборчивость к себе, а еще порядочность, интеллигентность, присутствие богатой внутренней культуры. Эти запросы выдвигались и до этого, но в современных критериях общественного развития они в особенности актуальны. Данным характеристикам воспитатель ДОО может соответствовать только при наличии у него высокого уровня культуры поведения, в которой появляются не только морально-нравственные и эстетические базы, но и сформированная поведенческая компетенция.

Поведенческая компетенция дозволяет педагогу верно найти линию поведения и стиля общения с воспитанниками, в том же духе с их родителями, что в особенности принципиально в данный момент, когда мы привлекаем семьи и образовательные организации к взаимодействию в воспитании подрастающего поколения.

На современном этапе изменение направленности работы дошкольного учреждения, его ориентация на семью, как главного клиента и потребителя предоставляемых образовательных услуг были вызваны изменением статуса семьи. Это стало предпосылкой кардинальных смен в характере взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

Взаимодействие семьи и системы дошкольного образования предполагает межличностное сотрудничество педагогов и родителей с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка дошкольного возраста. К признакам такого сотрудничества, как отмечает Е. Коротаева,относятся:

— соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве;

— наличие единой цели, общей для всех участников мотивации;

— разделение процесса деятельности между участниками;

— совмещение прав и обязанностей родителей и педагогов в совместной деятельности, которая определена единой целью – создания оптимальных условий для развития и воспитания ребенка;

— получение единого конечного результата – формирование функционально-грамотной гармоничной личности дошкольника (2, с. 34).

Педагогический этикет подключает совокупность правил поведения, регулирующих взаимоотношения между воспитателем и ребенком, между воспитателем и родителями воспитанников, между воспитателями ДОО. Соблюдение педагогического этикета имеет место быть в деловом стиле воспитателя, его речевых и неречевых манерах, в базе которых лежит умение демонстрировать чистосердечное почтение к окружающим людям.

Успешность педагогического общения педагога в значимой степени определяется умением не только правильного и выразительного произношения, но и способностью проявить свои ощущения и отношение к собеседнику взглядом, жестом, умением управлять собственным психологическим состоянием, видеть себя со стороны. Практика взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников показывает, что для установления контакта в разговоре педагогам принципиально активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это возможно при помощи активного слушания, визуального контакта, уместного комплимента, улыбки и пр. с целью создания эмоционально-положительной атмосферы заинтересованного разговора, совместного решения проблем, а не ради того, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою позицию в соответствии с ожиданиями семьи (4, с. 58). Субъекты педагогического процесса сочетают в своей речевой деятельности совокупность, по меньшей мере,трех граней общения: 1) собственно языковой; 2) коммуникативной; 3) речевой. Речевая грань личности связана с выбором определенной стратегии речевого поведения и соответствующих средств для реализации цели общения в данной ситуации. Для совершенствования культуры общения в современном образовательном пространстве ДОО необходимо особое внимание уделить речевому аспекту взаимодействия воспитателя и родителя. Отсутствие взаимопонимания во многом определяется коммуникативной установкой партнеров общения, зависящей от их характера, способностей, которые организованы определенным образом под влиянием темперамента и установки (6, с. 10-16).

Главная задача взаимодействия педагогов ДОО с родителями – введение партнерских отношений, которые позволяют объединить стремления для воспитания и развития детей, создать атмосферу общности интересов. Поэтому принципиальным аспектом, определяющим характер речевого общения в детском саду, в первую очередь,выступает степень сформированности профессиональной речевой личности педагога: его личные и профессиональные свойства, индивидуальности его профессиональной речи, отношение к родителям как партнерам по общению. Направленность общения воспитателя с родителями; сообщение о достижениях малыша; о содержании занятий и происшествиях в группе; просьбы и сообщения административного характера, его содержательность обязаны содействовать хорошему общению.

Оптимальное общение – это такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а также для максимального раскрытия личности каждого (1, с. 49).

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт, уровень культуры и нравственной позиции, и собственное видение проблем, связанных с процессом развития их ребенка. Эффективность образовательного процесса детского сада во многом определяется тем, насколько удается педагогу разрешить возникшие противоречия, эффективно и целесообразно выстроить свое речевое поведение в различных ситуациях профессионального общения. Возникновение конфликтной ситуации в диалоге с родителями наиболее ярко иллюстрирует особенности речевого поведения педагога детского сада.

Позиции педагога и родителей в подходе к ребенку всегда будут иметь различия, объективные и неизбежные по своей сущности. Совместить эти позиции во благо ребенка, найти контакт с родителями – главная задача педагога. Отношения в системе «воспитатель – ребенок – родитель» должны строго соответствовать нормам педагогической этики. Многие родители нередко «видят» воспитателя глазами своего ребенка. И даже незначительные нарушения воспитателем этики во взаимоотношениях с воспитанником, малейшая несправедливость в оценке его учебного труда или нравственного поступка ребенка не проходят бесследно, затрудняют контакт воспитателя и семьи. Установление доверия между воспитателем и родителем чрезвычайно важный и нелегкий шаг, так как исследования показывают, что большинство родителей детей «группы риска» сами плохо учились в школе и, как результат этого, относятся к педагогу со страхом, недоверием и чаще идут на конфликты. Именно с этой категорией родителей особенно необходимо соблюдение норм педагогической этики в силу их негативного настроя по отношению к образовательному учреждению.

1. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова М. Р.Русский язык и культура речи: курс лекций / под ред. Н. А. Ипполитовой. – М. : ТК Велби, 2008. – 344 с., с. 49

5. Стернин И. А., Шилихина К. М. Коммуникативные аспекты толерантности. –Воронеж: Изд-во «Истоки», 2001

6. Сухих С. А. Зеленская В. В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализации. – Краснодар, 1997. – 72 с.

7. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. – М. : Педагог. об-во России, 1998. – 250 с.

Построение образовательной политики дошкольной образовательной организации с учетом реализации ФГОС Доклад «Построение образовательной политики дошкольной образовательной организации с учетом реализации ФГОС ДО» Уважаемые коллеги! Политика.

Анализ работы с семьей, результативность. Индивидуальная программа семьи воспитанника. Анализ по работе с семьями, за 2017 – 2018 учебный год В 2017 – 2018 учебном году в старшей группе «Фантазёры» велась непрерывная работа.

Декоративное озеленение участка дошкольной образовательной организации В дошкольной образовательной организации дети проводят достаточно много времени, поэтому они должны себя чувствовать здесь комфортно. Поскольку.

Конструкт организации совместной образовательной деятельности Конструкт организации совместной образовательной деятельности по ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам.

Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации Речь в статье пойдет об особенностях организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации. В.

Требования к портфолио педагога дошкольной образовательной организации Никогда не занималась созданием своего портфолио и вот получила задание его сделать. Пришлось познакомиться с методической литературой по.

Проект «Сотрудничество с семьей по оздоровлению дошкольников к основам здорового образа жизни» Проект; «Сотрудничество с семьей по оздоровлению дошкольников к основам здорового образа жизни». Сравнительный анализ 5- ти образовательных.

Экологическая развивающая среда в дошкольной образовательной организации «Экологическая развивающая среда в ДОУ» Мы знаем, что все дети любознательны и им интересно все. Они с огромным интересом смотрят на окружающий.

Электронный документооборот в деятельности образовательной организации «Электронный документооборот в деятельности образовательной организации» Современная школа – это не только место, куда по утрам спешат ребятишки.

Источник

Статья о работе с родителями «Развитие сотрудничества образовательного учреждения и семьи»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

образовательного учреждения и семьи.

Значение школы в развитии человека.

Великий поэт всех времён и народов Александр Сергеевич Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Школа, образование, воспитание первичны; экономика, политика, материальная жизнь людей – следствие первого. Школа остаётся главным залогом будущего благосостояния государства, гарантом от духовного одичания современников. Проблемы нашей сегодняшней школы сложны и многообразны. Одна из них – проблема взаимодействия семьи и школы.

Цели сотрудничества. Ожидаемые результаты.

Одним из важнейших направлений своей деятельности как классного руководителя я считаю сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка для формирования общих подходов к воспитанию, совместного изучения личности ребёнка, выработки близких по сути требований, организации помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающихся.

Таким образом, цели взаимодействия школы с семьей:

— повышение роли семьи в реализации прав детей на образование;

— активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям;

— создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

— расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты сотрудничества:

•1. Повышение педагогической компетентности родителей.

•2. Рост числа семей, активно включенных во взаимодействие со школой.

•3. Увеличение количества родителей, активно участвующих в деятельности школьного управления.

•4. Увеличение количества организаций, активно включенных во взаимодействие со школой и родителями.

Система сотрудничества школы и семьи успешно развивается и функционирует при трех условиях:

•- взаимный интерес сторон;

Требования родителей к образованию. Необходимость сотрудничества.

Кризис семьи – кризис общества.

«Этот хлеб недопечённый,

Недоделки кухни нашей

Отдаём на кухню вашу».

Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. Необходимы дружеские, партнёрские отношения с семьёй, между учителями и родителями. Нам необходима помощь родителей в решении чисто учебных задач, в нравственном воспитании, особенно в предупреждении асоциального поведения школьников. Ведь цели у нас, в конечном счёте, одни и те же: воспитать ребёнка добрым, хорошим человеком, нравственной и творчески активной личностью.

Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Родители, как правило, не знают типологических закономерностей возрастного развития детей, они зачастую не умеют правильно налаживать отношения с детьми в тех или иных ситуациях, теряются, когда у детей возникают те иные трудности в учёбе, в общении со сверстниками и т.д.

И именно мы, педагоги, обязаны помочь родителям в этом отношении, школа должна выступить центром психолого – педагогического просвещения. Работа с родителями всегда трудна, в ней немало сложных ситуаций, которые школа далеко не всегда может разрешить в одиночку. Привлечение родителей к жизни школы, их просвещение, согласованность в подходе к ребёнку, квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях, информированность родителей о школьной жизни, об образовательном процессе, о всех возможностях, которые семья может использовать для образования своего ребёнка, справедливое разрешение конфликтов – всё это важнейшие условия положительной репутации школы среди родителей.

Качество отношений между школой и семьёй во многом зависит от того, в какой роли в глазах педагогов выступают родители. Иногда эти установки носят подсознательный характер, иногда – в виде чётко спланированной стратегии, но, несомненно, любая из позиций, оказывает существенное влияние на формирование у родителей той или иной линии взаимодействия со школой, отражённой в величине дистанции между ними, областей сотрудничества, активности в приложении усилий и т.д.

Проводимые в школе Дни открытых дверей предусматривают проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, мастер-классов, круглых столов педагогов с родителями, изучение мнения родительской общественности об удовлетворении социального заказа к школе. Родителей я привлекаю для проведения экскурсий, походов, для проведения бесед, для организации и проведения различных праздников, для работы в попечительском совете школы. Наиболее любимы и детьми и взрослыми такие внеклассные мероприятия как осенние турпоходы, День здоровья, тематические Дни школы, спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», товарищеские встречи по волейболу и футболу.

Новизна современной ситуации в том, что значительная часть родителей пытается разобраться в сущности подходов к обучению, в особенностях образовательной программы школы, в тех учебниках и учебных программах, по которым работает педагог. Во время дня открытых дверей родители задают весьма компетентные вопросы по самым разным аспектам организации образовательного процесса, касающиеся не только обучения, а особенностей образования, возможностей углублённого изучения тех или иных предметов.

Классные часы, в подготовке и проведении которых участвовали родители, позволяют мне ближе познакомиться с самим учеником, понять традиции семей, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей, родители в непринуждённой обстановке делятся с детьми своим жизненным опытом.

Совместные классные часы:

1) 5 класс – «Приглашение к чаю». Цель – познакомить учащихся с традициями чаепития в России. Приглашались гости – родители. Цель – наладить более близкий контакт с родителями учащихся, познакомиться с семейными традициями.

3) 8 класс – «Вся правда о курении» с показом презентации о воздействии курения на организм человека, выступление родителей – пап.

Формы и методы взаимодействия с семьями учащихся

Формы и методы взаимодействия с семьями учащихся разнообразны: образовательно – просветительская, художественно – эстетическая, хозяйственно – трудовая, организационная, досуговая, профориентационная, спортивная и т.д.

Просветительская деятельность, на мой взгляд, прежде всего, связана с необходимостью знакомить родителей с концепцией развития школы, общешкольной исследовательской темой, образовательной программой; проектами, в которых участвует школа; содержанием изучаемых курсов. Кроме того, родителям всегда необходима информация о видах и формах дополнительного образования. Так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Интерес к личностному потенциалу родителей может поднять взаимодействие семьи и школы до уровня партнёрства. Если же человеческий потенциал родителей остаётся невостребованным, и они не включены в жизнь школы как субъекты, то их желание помогать школе со временем сходит на нет.

Выделю ряд проблем, которые мы решаем совместно. Это: мотивация учения, формирование жизненных планов ребёнка, влияние школы и родителей на выбор профессии, выявление причин отставания ребёнка в учении и его пассивности в делах класса, совместная забота о здоровье детей, совместная деятельности в трудные периоды развития детей и период кризисов взросления, предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками и взрослыми, предупреждение асоциального поведения, формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере культуры, досуга.

Помощь в обучении заключается в преодолении семейных проблем, педагогической запущенности, неуспеваемости и формировании педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании направлена на укрепление воспитательного потенциала семьи, вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс (открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел), участие родителей класса в работе Совета школы, родительского комитета). Помощь семье оказывается в разных формах. Активно используются профилактические советы, индивидуальное консультирование и беседы, совместные классные собрания, внеклассные мероприятия с участием детей и родителей, родительские конференции, проблемные родительские собрания, внедряются в практику открытые педагогические советы с участием всех участников образовательного процесса.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой, я считаю, является родительское собрание, на котором мы обсуждаем задачи учебно – воспитательного процесса в классе, определяем стратегическую линию сотрудничества родителей и школы, подводим итоги работы за год и т.д. Тематика родительских собраний – 5 класс – «Ваш ребёнок – пятиклассник? Проблемы адаптации», «Что я могу сказать о характере моего ребёнка»; 6 класс – «Как развить у ребёнка работоспособность?»; 7 класс – «Плохие отметки и их причины», 8 класс – «Сверхответственность и безответственность. Как с этим бороться?»; 8 класс – «Учебная дисциплина и её значение в жизни восьмиклассника»; 9 класс – «Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам»; 10 класс – «Как научиться доверять своему ребёнку и пользоваться его доверием», 11 класс – «Дороги, которые мы выбираем». Именно на родительском собрании встречаются две стороны – педагоги и родители, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей стороны – детей.

Изучение семьи – залог успешности взаимодействия с родителями.

Расслоение общества провело грань между семьями учащихся, и это может влиять на некоторые существенные моменты учебно – воспитательного процесса. Поэтому мы ежегодно составляем социологический портрет семей наших учащихся. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие педагога с родителями. Ему необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

В условиях села отношения педагогов с семьями являются более естественными, отличаются большей интенсивностью, значительной информированностью друг о друге, что положительно влияет на организацию совместной работы. Осуществляется моральная и материальная поддержка семьи (бесплатное питание, награждение детей, благодарственные письма родителям о хорошем воспитании детей). Налажено взаимодействие с общественными институтами: органами исполнительной и законодательной власти, учреждениями культуры, органами здравоохранения, отделами социальной защиты.

Знание особенностей семейного воспитания, социального положения семьи помогает снять целый ряд негативных моментов сотрудничества, даёт возможность прогнозировать возникновение определённых педагогических проблем, которые необходимо решать вместе; более полно учесть образовательно – воспитательный потенциал каждой семьи, найти разнообразные формы взаимодействия.

Здесь необходимо следующее:

— изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

— психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, бесед, консультаций;

— организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей ;

— защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Есть ещё много других возможностей для налаживания добрых отношений между школой и родителями. И школа, и семья должны помнить стихи Маршака: «Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живёт».

Стратегия взаимодействия с родителями учащихся – многомерная педагогическая проблема, система, объединяющая усилия большого количества людей – педагогов, родителей, социальных партнёров школы, администрации – для решения огромного количества конкретных и весьма широких задач.

Школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Какое главное условие сотрудничества образовательной организации с родителем

Апробация форм работы

ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ДОО

Центральное место в разделе теоретической подготовки педагогов должны занять знания аксиологического характера: ценность семьи, её эмоциональных и нравственных основ, родительства, ребёнка, воспитания, семейных традиций. При этом важно акцентировать внимание на тех нравственных ключевых принципах семейного взаимодействия, от которых зависит эмоциональное самочувствие всех членов семьи, особенно ребёнка (любовь, соучастие, верность, взаимопомощь, преданность, уважение к прародителям).

Воспитатель должен иметь представления о психолого-педагогических основах функционирования современной семьи, особенностях воспитательной ситуации и родительско-детских отношений в зависимости от совокупности факторов (культура общая и психолого-педагогическая, тип и структура семьи, материальное положение и организация быта и т. д.). Неосведомлённость педагогов в таких вопросах создаёт основные проблемы во взаимодействии с семьёй. Незнание специфики семейного воспитания ведёт к тому, что воспитатель механически переносит содержание и методы воздействия на ребёнка в детском саду на семейные условия.

Семейное воспитание приоритетно в силу биологической и эмоционально-психологической зависимости ребёнка от родителей, тогда как общественное воспитание оказывает социализирующее воздействие на ребёнка как равноправного члена группы сверстников. Исходя из таких различий, очевидно, что педагог и родитель по-разному смотрят на вопросы воспитания и обучения ребёнка, а это несовпадение взглядов может осложнить налаживание взаимодействия. Однако в указанных различиях лежит и основной смысл сотрудничества, направленного на осознание единой цели воспитания и обучения ребёнка и основанного на взаимодополнении.

Развитие педагогической рефлексии у воспитателей способствует преодолению стереотипов и установок, являющихся одной из причин непонимания необходимости дифференцированной работы с семьями. Поэтому в процессе работы с воспитателями важно обучать их самоанализу своей деятельности, обращая их внимание на самоопределение причин, тормозящих эффективное взаимодействие с родителями, на сложившиеся стереотипы, установки и те личностные особенности, которые снижают влияние (а иногда сводят на нет) на формирование психолого-педагогической культуры родителей.

Действенным здесь является приём обмена опытом, мнениями между педагогами по вопросам общения с родителями, привлечения их к воспитательно-образовательному процессу, оформлению наглядной информации, тематике и содержания бесед, родительских собраний. Воспитатели могут рассказать о своих трудностях, путях их преодоления.

Помимо теоретической и мотивационно-коммуникативной подготовки, необходима работа практической направленности. Чтобы развить у педагогов определённые навыки реализации технологии дифференцированного взаимодействия с родителями с учётом особенностей семьи, старшим воспитателям необходимо использовать такие формы работы, как деловые игры, тренинги, выполнение проектов, творческих заданий.

В тренингах и играх воспитатели имеют возможность воспроизводить жизненные ситуации, требующие действий, которые связаны с решением вполне конкретных, порой нестандартных задач. Причём игры нужно строить так, чтобы педагоги, взяв на себя роль, учились культуре общения, соблюдению уважительного отношения к личности собеседника. В игровой форме педагоги могут упражняться в применении «Я-сообщения», учиться отказываться от форм конфликтной субкультуры, выражать интерес к мнению собеседника, жестами, репликами, мимикой, поощряя его к высказываниям. Игры также имеют высокую степень информативности, так как позволяют на примере знакомить воспитателей со многими тонкостями внутрисемейных отношений.

В работу с воспитателями необходимо включать также деловые игры, практические упражнения и тренинги, направленные на повышение уровня коммуникативной культуры, культуры педагогического общения как важнейшей характеристики профессионально-педагогической культуры.

Показателями эффективности работы методической службы с воспитателями являются: умение педагогов проектировать и осуществлять разные формы психолого-педагогического просвещения (беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, родительские собрания, совместная деятельность родителей, детей, педагогов); умение грамотно в теоретическом и методическом отношении готовить наглядные материалы (стенды, тематические буклеты, листовки, афиши, извещающие о предстоящих мероприятиях). Кроме того, хорошо подготовленному воспитателю легко удается стимулировать активность родителей, поддерживать их инициативы, мотивировать для участия в совместной работе, строить взаимодействие в соответствии с принципами углублённости и избирательности.

4. Раздел «Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей» в основной образовательной программе дошкольного образования

Основываясь на изложенных выше методических рекомендациях, в основную образовательную программу дошкольного образования должны быть включены следующие аспекты по направлению «Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей»:

2. Основные принципы работы.

3. Требования к условиям организации работы.

4. Требования к педагогическому составу ДОО.

5. Основные направления работы:

5.1. методическая работа с педагогами;

5.4. информационное обеспечение;

5.5. педагогическая поддержка семьи и повышение родительской компетентности:

– работа с массовым контингентом;

– работа с дифференцированными группами.

6. Система мониторинга эффективности работы.

7. Приложение: диагностические методики, планирование и т. д.

ГЛОССАРИЙ

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Амплификация развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развёртывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.

Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования – это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к инвариантной, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Вариативность среды – наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Взаимодействие между физическими и юридическими лицами – партнёрство отдельных государственных структур, семей, бизнеса, ин­ститутов гражданского общества, направленное на обеспечение качественного образо­вания.

Взрослые – родители (законные представители), педагогиче­ские и иные работники образовательной организации.

Возраст детей – младенческий (от рождения до 1 года), ран­ний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 лет до 7 лет).

Возрастная адекватность дошкольного образования – соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.

Воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.

Государственные гарантии уровня и качества образования – единство обязательных требований к минимальному содержанию, условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения на всей территории Российской Федерации.

Группа – основная структурная единица, создаваемая в Органи­зациях или вне их с целью освоения детьми образовательной про­граммы. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирую­щую, оздоровительную или комбинированную направленность. Также могут создаваться группы детей раннего возраста, обеспе­чивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанни­ков в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы по присмотру и ухо­ду без реализации образовательной программы, обеспечивающие комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гиги­ены и режима дня; семейные дошкольные группы.

Двигательная форма активности ребёнка – овладение основными движениями.

Доступность среды – доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Дошкольное детство – гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.

Единство образовательного пространства – обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обу­чения, исключающих возможность дискриминации в сфере обра­зования.

Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющий­ся у ребёнка в совместной деятельности с взрослым и более опыт­ными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивиду­альной деятельности.

Игровая деятельность – сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры.

Изобразительная форма активности ребёнка – рисование, лепка, аппликация.

Индивидуализация дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Индивидуализация образования – поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.

Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.

Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности учреждения (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и т.д.), которые обеспечивают образование детей.

Коммуникативная деятельность – общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Комплексная образовательная программа – программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах дея­тельности и/или культурных практиках.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование – 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Материально-техническое обеспечение программы – учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Механизмы развития ребёнка – общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность.

Музыкальная форма активности ребёнка – восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).

Образовательные области дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Образовательные программы – программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Сюда входят программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования – документы государственного образца, характеризующие содержания образования и направленные на достижение определенных государством образовательных уровней.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Основные характеристики дошкольного образования – объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Познавательное развитие предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательно-исследовательская деятельность – исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Полифункциональность материалов – разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования – это связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.

Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Психологическая диагностика развития детей – выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.

Развивающая образовательная среда – система условий социализации и индивидуализации детей.

Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период – есть период подготовки к следующему периоду.

Социально-коммуникативное развитие направлено: на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Специальные условия образования – специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.

Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Трансформируемость пространства – изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.

Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *