какое главное предназначение системы дополнительного образования детей
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 75 настоящего Федерального закона
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Информация об изменениях:
2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Информация об изменениях:
4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
См. методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», утвержденные распоряжением Минпросвещения России от 12 января 2021 г. N Р-5
См. методические рекомендации о создании и функционировании регионального модельного центра дополнительного образования детей, утвержденные Минобрнауки России 31 марта 2017 г. N ВК-61/09
Информация об изменениях:
Какое главное предназначение системы дополнительного образования детей
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
С 01.01.2023 ч. 2 ст. 75 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
С 01.01.2023 в ч. 4 ст. 75 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
С 01.01.2023 в ч. 5 ст. 75 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
Статья «Значение дополнительного образования в системе образования. Методы привлечения в дополнительное образование.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Значение дополнительного образования в системе образования. Методы привлечения в дополнительное образование.
Образовательная система России – это комплекс социальных институтов, которые осуществляют организованную и целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном социуме.
Школа остается и по сей день главным, и самым массовым институтом общества, который способен осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения, в значительной степени сдерживать асоциальное поведение молодежи и формировать поведенческие модели общественно полезной деятельности.
Большую роль в решении этих задач играет дополнительное образование.
Дополнительное образование создает условия для личностного роста учащегося, помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности.
Именно в системе дополнительного образования легко создать условия для достижения основной цели воспитательной работы школы «раскрытие, развитие и реализация способностей учащихся».
Заполняя свободное временное пространство ребёнка, мы тем самым хотим оградить его от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания. Мы хотим увлечь его делами интересными, плодотворными, дающими широкие перспективы в будущем.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Особенностью процесса дополнительного образования учащихся является то, что оно предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата.
Программы дополнительного образования реализуются как в специализированных центрах, так и в общеобразовательных учреждениях.
Общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования являются партнерами в воспитательно-образовательном пространстве с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании детей. И в школах, и в учреждениях дополнительного образования складываются, развиваются воспитательные системы, отвечающие запросам общества, семьи, детей, конкретного социума.
Методы привлечения в дополнительное образование.
Как привлечь детей в творческие объединения, кружки и секции.
Учебный процесс в отделении дополнительного образования новых групп начинается с середины сентября. Т.е к середине сентября должны быть сформированы группы первого года обучающихся (второй и третий годы обучения начинают занятия с 1 сентября).
Но, как показывает опыт, это время оказывается самым ценным для привлечения ребят в кружки. И вот здесь-то и надо до мелочей продумать технологию рекламной кампании.
Когда начать? Наверно, в конце учебного года. Показательные выступления, соревнования, выставки, итоговый праздник с приглашением родителей, обучающихся. Всё это делается в нашем учреждении. Но, как правило, приходят, участвуют те, кто занимается. Каждый педагог имеет опыт в данном виде деятельности: ходит по классам, развешивает объявления. Ни в коем случае нельзя этим пренебрегать. Но можно использовать и другие средства. Можно рекламную кампанию провести в виде игр: «Кто больше приведёт знакомых», «Передай приглашение другому, и тогда исполнится твоё желание». Провести занятие с чаепитием, играми, соревнованиями.
С 1 сентября необходимо снова начать рекламную кампанию.
Традиционные формы привлечения детей в детские объединения это:
— Оформление информационного стенда;
— Выставки творческих работ;
— Организация мероприятий в образовательных учреждениях с привлечением обучающихся;
— День открытых дверей.
— Создание сайта Объединения ;
— Презентация детского объединения ;
— Дарите небольшие сувениры (акция «Приведи друга и получи подарок»
Для того чтобы объединение приносило удовольствие и желание работать, постоянно совершенствуйтесь, придумывайте что – то новое, необычное, нестандартное, что будет вызывать огромное желание у детей и их родителей заглянуть именно в ваше объединение и стать его постоянными посетителями на долгие года.
Формы – объявления, День открытых дверей, стенгазеты. Форма – встреча с ребятами в классах, посещение родительских собраний, связь с классными руководителями и родителями, самопрезентация педагогов и мастер – классы.
Работа с родителями.
Самые близкие для ребёнка люди — это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое — кто знает? — со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и — в первую очередь — ребёнка.
Способы организации работы с родителями.
Работа с родителями должна вестись не только на уровне одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации. На общих родительских собраниях администрация может знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, Положением об ОДОД, внутренним распорядком, минимальными требованиями, приводить в пример перспективных учащихся, посещающих творческие объединения ОДОД, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения.
Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе, взаимодействие руководителя детского объединения с родителями – одно из важнейших направлений его деятельности. Проведение собраний, консультаций для родителей, разъяснение родителям значимости образовательной программы, привлечение родителей к организации выставок в объединении, мероприятий, совместных экскурсий, походов на природу, поощрение наиболее активных родителей, вручение благодарственных писем, посещение родительских собраний в классах, где обучаются воспитанники объединения, поможет педагогу ОДОД сделать родителей своими главными помощниками в деле привлечения детей в кружки и сохранении контингента.
2. Внеурочная работа и дополнительное образование детей.
Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Такая трактовка внеурочной работы условна, но ее выделение из системы дополнительного образования детей представляется целесообразным, т. к. позволяет лучше понять ее границы и специфику.
Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Очень важно создавать режим благоприятствования для воспитанников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, создавать условия для их занятий, широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления и др.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.
Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.
3. Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения.
Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:
— изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
— определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
— формирование условий для создания единого образовательного пространства;
— расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
— создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
— создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
— обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.
В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Консультация «Дополнительное образование детей. Что это?»
Алексеева Ольга Викторовна
Консультация «Дополнительное образование детей. Что это?»
Такое понятие, как дополнительное образование детей, появилось ещё в конце прошлого века, когда был принят основной и единственный закон Российской Федерации «Об образовании». Под ним подразумевается целенаправленный, систематизированный и поэтапный процесс обучения и воспитания школьника с помощью дополнительных программ.
На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Практика показала — чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр интересов подрастающей личности, который нынешняя школа не в состоянии удовлетворить в одиночку. Образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
Ценность дополнительного образования детей состоит еще и в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система,так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом.
О. С. Газман под дополнительным образованием понимает «деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного госминимумом учебно-воспитательного процесса. При этом мы имеем в виду не только сферу досуга (свободного времени). Занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях,в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни. Однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности».
Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование не только расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых; оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих ценностей.
Составляющие педагогического потенциала ДОД:
— дополнительное образование выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности;
— существуют многочисленные возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка;
— путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству;
— на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций;
— дополнительное образование сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Специфические условия деятельности ДО:
— добровольность и массовость участия детей во внешкольной работе;
— дифференциация учащихся по интересам и направленности на определенный вид деятельности;
— возможность корректировать программы занятий с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня подготовленности ребенка;
— общедоступный, массовый, самодеятельный, общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи;
— разнообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми;
— творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменения своего статуса в коллективе сверстников.
Мое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.
Дидактическая игра «Образование сложных слов» Развитие связной речи В индивидуальной работе и на подгрупповых занятиях я использую игры на образование сложных слов. Они помогают развивать.
Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.
Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Образование новых слов способом сложения» Цель: Образование сложных слов путём сложения, активизация словаря сложными словами; Задачи: 1. Упражнять детей в образовании сложных слов.
Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества» В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.
Родительское собрание «Право на образование» Протокол №1 родительского собрания в старшей группе от 20.09.12. Тема: «Право на образование» Повестка дня. 1. Тема: «Мы рады встрече с.
Экологическое образование дошкольников В этом году я набрала детей трехлетнего возраста, появилась идея, посадить вместе с родителями деревья, и пока дети ходят в садик наблюдать.
Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.
Методические рекомендации по организации системы дополнительного образования в образовательной организации
Обычно термином «дополнительное образование» характеризуется сфера неформального образования, связанная с индивидуальным развитием ребёнка, которое он выбирает сам (или с помощью взрослого) в соответствии с желанием и потребностью. По мнению Д.Н.Грибова, «Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности ребёнка, его индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной, культуросообразной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной деятельности».
Особенности современного дополнительного образования.
Обычно термином «дополнительное образование» характеризуется сфера неформального образования, связанная с индивидуальным развитием ребёнка, которое он выбирает сам (или с помощью взрослого) в соответствии с желанием и потребностью. По мнению Д.Н.Грибова, «Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности ребёнка, его индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной, культуросообразной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной деятельности».
Структурно современное дополнительное образование представлено двумя основными объемными блоками: образовательным и культурно-досуговым.
Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общения, которые не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения. Здесь обучение происходит на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами. Делятся они по направленностям, которых в системе дополнительного образования 11. При реализации программ надо соблюдать следующие условия: 1. программа реально должна отражать потребности обучающихся; 2. наличие специалиста-профессионала, который не только сам разбирается в данной области обучения, но и способен увлечь этим ребят. Чтобы образовательное назначение действительно явилось подсистемой общего образования надо:
1. выявить те интересы ребят, которые следует развивать;
2. решить кадровый вопрос;
3. познакомить педагогов, с уже существующим, банком образовательных программ дополнительного образования детей, интересующей направленности, или сподвигнуть педагогов на написание своей программы деятельности;
4. разработать программу интеграции основного и дополнительного образования.
На сегодня этот блок всё чаще строится на основе специально разработанных культурно-досуговых программ, направленных на удовлетворение потребностей детей в отдыхе, релаксации и общении. Это могут быть разовые игровые программы, конкурсные и фестивальные программы, тематические дни, недели, смотры, творческие концерты и т. д. В итоге эти программы должны научить ребят практическим навыкам проведения своего свободного времени. Главная ценность системы дополнительного образования в том, что обучение и развитие ребёнка здесь происходит в соответствии с принципом природосообразности, его важность точно определил великий педагог Ян Амос Каменский, который сказал: «Чуждое есть то, что не свойственно натуре того или другого ученика. Встречаются счастливцы, которые всё постигают, но нет недостатка и в таких, которые в определённых предметах удивительно непонятливы и тупы… Что делать? Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой – напрасное дело. И, если никого из учеников не будут к чему-либо принуждать против воли, то ничто и не будет вызывать у учеников отвращения и притуплять силу ума; каждый будет легко идти вперёд в том, к чему его влечёт скрытый инстинкт, и затем на своём месте с пользой послужит Богу и человеческому обществу».
Каковы же особенности современной системы дополнительного образования и в чём актуальность её развития в современной школе?
1. Программы не рассчитаны на ученика вообще, как в школе, а направлены на конкретного ученика, его интерес и природосообразность. Не транслируются сверху, а предлагаются по выбору.
2. Во время обучения происходит динамичное реагирование на изменяющиеся потребности детей и родителей.
3. Полученные ЗУНы не носят абстрактный характер, а являются практически ориентированными, помогающие ребёнку адаптироваться в обществе.
4. Присутствие совершенно иного типа взаимодействия педагога с ребёнком. В системе дополнительного образования между партнёрами всего процесса формируется развивающая среда: сначала создаются условия оптимальные для развития ребёнка, затем обеспечивается сотрудничество в совместной деятельности педагога и ребёнка, а потом выход на творчество. Поэтому дополнительное образование стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.
5. В дополнительном образовании ребёнок чаще испытывает ситуацию успеха, так как предоставлена возможность проявить себя, свои способности, развить талант и повысить мастерство.
6. Система дополнительного образования играет существенную роль в самоопределении ребёнка и профориентации.
7. Здесь реализуется право ребёнка овладеть знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объёме.
8. Дополнительное образование – это образование без каникул и, практически, без возраста, что определяет фактор непрерывного образования личности.
Дополнительное образование должно стать неотъемлемым компонентом любого образовательного учреждения, поскольку главным был и остаётся приоритет каждого ребёнка.
Четыре основные модели организации дополнительного образования детей.
номер модели | названия объединений | основные характеристики |
первая модель | кружки, секции | Набор случаен, так как определяется не столько потребностью детей, сколько имеющимися в школе возможностями. |
вторая модель | студии, ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции | Отличается внутренней организованностью каждой структуры, но единой управляемой системы нет. |
третья модель | студии, ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции, реализация совместных проектов и программ со смежными организациями и учреждениями | Тесное взаимодействие общеобразовательной школы со смежными учреждениями, разработка совместных программ деятельности, при этом значительно возрастает роль специалистов этих учреждений. |
четвёртая модель | Создание УВК (учебно – воспитательный комплекс). Использование сети кружков, секций, клубов. | Эта форма наиболее эффективна, так как органично сочетаются возможности обоих учреждений. Например, на базе общеобразовательного учреждения действует профильное учреждение дополнительного образования – художественная, спортивная или музыкальная школы. В итоге выстраивается слаженная система, происходит интеграция общего и дополнительного образования, что формирует совсем новый тип образовательного пространства – гуманистическая социально – педагогическая среда. |
пятая модель | студии, ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции, реализация совместных проектов и программ со смежными организациями и учреждениями, использование сети кружков, секций, клубов | Система дополнительного образования «школы полного дня», где наиболее полно реализуются такие ведущие принципы образования как доступность и вариативность. |
С чего начать организацию дополнительного образования в школе?
а) Аналитический этап.
1. Проанализировать цели и задачи своей школы. Определить направленности дополнительного образования (их 11).
2. Определить запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги.
3. Проанализировать уже имеющиеся кружки и секции и сопоставить их с запросом учащихся и родителей.
4. Изучить спектр дополнительных образовательных услуг предлагаемых ближайшими учреждениями дополнительного образования детей, продумать вопрос о взаимодействии.
5. Изучить основные нормативные документы по организации дополнительного образования детей.
б) Проектировочный этап.
— разработка общей схемы дополнительного образования в школе.
1. Сопоставить направленности дополнительного образования в школе с целями и задачами школы.
2. Проанализировать материально-техническую и методическую базу с целью решения вопроса, где эффективнее осуществлять те или иные кружки – на базе школы или через договор о сотрудничестве на базе УДОД.
3. Проанализировать кадровое обеспечение данной деятельности, ответив на вопрос, кто будет осуществлять данные программы: учителя школы, которые автоматически становятся педагогами дополнительного образования или педагоги дополнительного образования УДОД или других специализированных учреждений.
4. Какую допрофессиональную подготовку можно осуществить через систему дополнительного образования?
Ответы на эти вопросы помогут составить расписание кружков (объединений) и скоординировать его с общим расписанием и планом воспитательной работы.
в) Этап организационного и программно-методического обеспечения дополнительного образования.
В программно-методическое обеспечение дополнительного образования входят:
1. Внесение в Устав школы статьи об организации блока дополнительного образования, куда следует внести:
— цель реализации дополнительного образования, названия направленностей;
— дать характеристику типам программ, которые будут реализованы;
— определить формы дополнительного образования (кружки, клубы, студии, секции и т.д.);
— дать анализ контингента для обучения и контингента педагогических работников, которые будут осуществлять данную деятельность;
— на какой основе будет реализовываться (платная, бесплатная, смешанная);
В помощь можно привлечь следующие нормативные документы:
1.1 Закон 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.
1.2 «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (Приказ Минобрнауки от 12.06.2012 № 504);
1.3 «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» (от 11.12.2006. № 06-1844);
1.4 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПин 2.4.4.3172-14 Постановление Главного гос.Санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41
2. Разработка положения о блоке дополнительного образования.
3. Заключение договора о сотрудничестве школы с одним или несколькими специализированными учреждениями (УДОД, спортивной школой, библиотекой, музеем и т.д.). Форма договора едина и есть в каждом учреждении.
4. Разработка должностных инструкций на работников блока дополнительного образования, утверждается директором.
5. Создание банка программ, которые также утверждаются директором образовательного учреждения.
6. Создание на базе школы методического объединения педагогов дополнительного образования и организация научно-методического сопровождения данной деятельности (методическая литература, организация обучения педагогов дополнительного образования и т.д.).
7. Осуществление в полном объеме ВШК.
3. Как составить учебный план и расписание занятий блока дополнительного образования в школе?
В соответствии с «Законом об образовании» учебный план – это документ, определяющий требования к планированию и организации образовательного процесса в учреждении. В отличие от стандартного учебного плана, план по дополнительному образованию школой составляется самостоятельно, в зависимости от категории и статуса образовательного учреждения, количества часов, выделенных на систему дополнительного образования и направленностей, которые развивает образовательное учреждение. Наличие учебного плана с пояснительной запиской обязательное условие реализации блока дополнительного образования в школе. В начале каждого учебного года он утверждается директором школы и согласуется директором ОМЦ.
Учебный план должен отвечать следующим требованиям:
* направленность и содержание обучения;
* закреплять системную целостность конкретной школы;
* отражать цели, задачи и содержание дополнительного образования;
* должен быть реальным и выполнимым;
Примерная структура учебного плана на год
Направленность
Название объединения
ФИО педагога
Кол-во час. в неделю
Из них групп./индив.