какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки

Тест с ответами по теме: “Текст и его типы”

1. Отметьте фрагменты текстов-описаний:
а) Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.
б) Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.+
в) На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении.+
г) Большее количество птиц на юг улетают только потому, что им здесь не хватает пищи.

2. Отметьте, какие бывают типы текста:
а) Рукописный и печатный
б) Описание, рассказ, повесть
в) Описание, рассуждение, повествование+
г) Изложение, сочинение, диктант

3.Данную композиционную форму разделяют на:
а) расписание процессов
б) преувеличение предметов
в) описание процессов +

4. Схема текста-описания:
а) завязка, развитие действия, кульминация, развязка
б) признак, признак, признак+
в) тезис, доказательство, вывод

5. Выберите верный вариант. Наступила весна.. Солнце ярко светит на голубом небосклоне. Кругом тает снег. Звонко стучит капель. Всюду журчат весёлые ручейки. Появились подснежники.
а) Рассуждение
б) Повествование+
в) Описание
г) Это не текст

6. Характеристика текста:
а) основная мысль +
б) дополнительная мысль
в) второстепенная мысль

7. Характеристика текста:
а) смысловая нагрузка
б) смысловое начало
в) смысловая законченность +

8. Выберите верный вариант. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
а) Повествование
б) Рассуждение
в) Это не текст
г) Описание+

9. Данную композиционную форму разделяют на:
а) преувеличение предметов
б) описание пережитого +
в) расписание жизни и характеристик человека

10.Что является смысловым ядром текста?
а) тема +
б) понятие
в) читаемость

11. Чему присуще понятие «содержание высказывания»?
а) предложению
б) тексту +
в) слову

12. На что в большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих?
а) строк
б) абзацев
в) подтем +

13. Данную композиционную форму разделяют на:
а) расписание жизни и характеристик человека
б) преувеличение происходящего
в) описание жизни и характеристик человека +

14. С точки зрения языкознания описание — один из типов речи, рассказ о свойствах и признаках определенного предмета или:
а) действия
б) явления +
в) нет верного ответа

15. Характеристика текста:
а) количество символов
б) количество знаков препинания
в) замысел +

16. Отметьте тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь:
а) рассуждение +
б) повествование
в) описание

17. Отметьте схему текста-рассуждения:
а) завязка, развитие действия, кульминация, развязка
б) признак, признак, признак
в) тезис, доказательство, вывод+

18. Вопрос, на который отвечает текст-рассуждение:
а) что произошло?
б) какой предмет?
в) почему?+

19. Что есть у текста и это определено:
а) внешняя структура
б) внутренняя структура +
в) дополнительная структура

20. Чем является композиционная форма, которая применяется в литературоведении и лингвистике для подробной характеристики предметов или явлений в целях создания художественного образа?
а) описанием +
б) преувеличением
в) расписанием

21.Выберите, в каком типе текста рассказывается о каких-либо событиях, которые произошли:
а) Описание
б) Повествование+
в) Рассуждение
г) Рассказ

22. Данную композиционную форму разделяют на:
а) преувеличение предметов
б) описание предметов +
в) писание процессов

23. Вопрос, на который отвечает текст-повествование:
а) что произошло? +
б) какой предмет?
в) почему?

24. Определите тип речи, в котором описываются предметы, люди, животные, природа:
а) описание +
б) повествование
в) рассуждение

25. Выберите фрагменты текстов-рассуждений:
а) Василису назвали Премудрой, потому что она всё умела делать: испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковёр, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и называют Василису Премудрой.+
б) Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу.
в) На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении.
г) У меня есть компьютер. Друг он мне или враг? С одной стороны, я считаю, что компьютер – мой друг. Во – первых, это развивающие игры, во – вторых – это Интернет — источник информации. С помощью Интернета можно пообщаться с друзьями.+

26. Выберите, что такое монолог:
а) Разговор двух или более людей
б) Рассказ
в) Развёрнутое высказывание одного человека+
г) Искусство выступления перед публикой

27. Отметьте, из чего состоит текст:
а) Основная часть, концовка
б) Начало, основная часть, концовка+
в) Развязка, основная часть концовка
г) Не делится на части

28. Отметьте вопрос, на который отвечает текст- описание:
а) что произошло?
б) какой предмет? +
в) почему?

29. Определите схему текста-повествования:
а) завязка, развитие действия, кульминация, развязка+
б) признак, признак, признак
в) тезис, доказательство, вывод

30.Определите признаки, которые характерны для текста-рассуждения:
а) Признаки предмета
б) Рассказывается о чём-либо
в) Описание людей, животных, природы
г) Причины, доказательства+

Источник

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки

какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки

какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки

С другой стороны, именно в качестве научного термина «точка зрения» —явление XX в., вызванное к жизни отчасти реакцией на небывалое сближение словесных форм с изобразительными, — в кино и в таких литературных жанрах, как роман-монтаж; отчасти же — исключительным и имеющим глубокие причины интересом к архаике и формам средневекового искусства в их противоположности искусству нового времени. На первом пути находились филологические иссле­дования, в той или иной степени связанные с авангардистскими тенденциями, направленные на изучение «техники повествования». Такова, очевидно, «новая критика», в рамках которой по отношению к нашей проблеме выделяют книгу П. Лаббока «Искусство романа» (1921), а затем «Словарь мировой литературы» Дж. Шипли (1943). Другое —философско-культурологическое —направление представ­лено удивительно близкими в основных идеях статьями X. Ортеги-и-Гассета «О точке зрения в искусстве» (1924) и П.А. Флоренского «Обратная перспектива» (1919), а также разделом о «теории кругозора и окружения» в работе М.М. Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности» (1920—1924).

какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки

Отсюда понятно, что «положение», «отношение», «позиция» субъ­екта внутри изображенного мира и вне его имеют глубоко различный смысл, а следовательно, и термин «точка зрения» не может быть использован в этих двух случаях в одном и том же значении. Между тем немногие известные определения нашего понятия, как правило, либо игнорируют это различие, либо не включают его осмысление в сами формулировки.

Для того чтобы несколько уточнить и дополнить это определение, сравним классификации точек зрения в работах Б.А. Успенского и Б.О. Кормана. Первый различает «идеологическую оценку», «фразео­логическую характеристику», «перспективу» (пространственно-вре­менную позицию) и «субъективность/объективность описания» (точку зрения в плане психологии). Второй дифференцирует «прямооценоч-ную» и «косвенно-оценочную», временную и пространственную точки зрения, совсем не выделяя «план психологии». Это различие, видимо, соотносится с трактовкой у Б. О. Кормана сознания персонажа в качестве «формы авторского сознания». Полное же совпадение в одном пункте —вычленении фразеологической точки зрения —объясняется скорее всего одинаковым стремлением опираться на объективные, т. е. в первую очередь языковые, особенности текста.

Итак, точка зрения в литературном произведении—положение «наблюдателя» (повествователя, рассказчика, персонажа) в изображен­ном мире (во времени, в пространстве, в социально-идеологической и языковой среде), которое, с одной стороны, определяет его кругозор — как в отношении «объема» (поле зрения, степень осведомленности, уровень понимания), так и в плане оценки воспринимаемого; с другой— выражает авторскую оценку этого субъекта и его кругозора.

Различные варианты точек зрения органически взаимосвязаны (ср. гл. 5 в кн. Б.А. Успенского), но в каждом отдельном случае может быть акцентирован один из них. Фраза, сообщающая о том, что когда герой остановился и стал смотреть на окна, то в одном из них «увидел он черноволосую головку, наклоненную, вероятно, над книгой или над работой» (А.С. Пушкин. «Пиковая дама»), в первую очередь фиксирует положение наблюдателя в пространстве. Оно обусловливает и границы «кадра», и характер объяснения увиденного (т. е. «план психологии»). Но предположительность тона связана еще и с тем, что перед нами — первое из таких наблюдений героя, т. е. с временным планом. Если же учесть традиционность ситуации (далее последуют обмен взглядами и переписка), то понятно будет присутствие в ней с самого начала и оценочного момента. Акцент на него перенесен в следующей фразе: «Головка приподнялась. Германн увидел свежее личико и черные глаза. Эта минута решила его участь».

Принято считать, что оценка доминирует в лирической поэзии. Но она всегда сопряжена здесь с пространственно-временными момента­ми: «Опять, как в годы золотые. » (А Блока. «Россия») или «В какие дебри и метели/Я уносил твое тепло?» (А Фет. «Прости! во мгле воспоминанья. »). Для эпоса и драмы существенно пересечение точек зрения и оценок разных субъектов в диалоге, а в прозе последних двух веков — внутри отдельного высказывания, формально принадлежаще­го одному субъекту: «Этот лекарский сын не только не робел, но даже отвечал отрывисто я неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое» (классический пример несобственно-прямой речи, при­веденный М.М. Бахтиным в работе «Слово в романе»).

Наконец, в литературе XIX—XX вв. вопрос о субъективности точки зрения и оценок наблюдателя связывается с принципиальной неадек­ватностью внешнего подхода к чужому «я». Возьмем, например, сле­дующую фразу: «. взгляд его —непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе впечатление нескром­ного вопроса и мог бы показаться дерзким, если б не был так равнодушно спокоен» (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»). Здесь заметно стремление отказаться от слишком поверхностной, чисто внешней точки зрения и основанных на ней поспешных выводах, учитывая возможную внутреннюю точку зрения другого: речь идет об отношении самого объекта наблюдения к тому, что его рассматривают, да и об его собственной точке зрения на наблюдателя (щш последнего она оказывается внешней).

Дифференциация точек зрения позволяет выделить в тексте субъ­ектные «слои» или «сферы» повествователя и персонажей, а также учесть формы адресованности текста в целом (что очень важно для изучения лирики) или отдельных его фрагментов. К примеру, фраза «Не то, чтобы он был так труслив и забит, совсем даже напротив, но. » (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание») свидетельствует о присутствии в речи повествователя точки зрения читателя. Каждая из композиционных форм речи <повествование, диалог и т. п.) предпола­гает доминирование точки зрения определенного типа, а закономерная смена этих форм создает единую смысловую перспективу. Очевидно, что в описаниях преобладают разновидности пространственной точки зрения (показательное исключение — исторический роман), а повест­вование, наоборот, использует преимущественно точки зрения вре­менные; в характеристике же особенно важна может быть психологическая точка зрения.

Изучение присутствующих в художественном тексте точек зрения в связи с их носителями —изображающими и говорящими субъекта­ми — и их группировкой в рамках определенных композиционно-рече­вых форм (композиционных форм речи) — важнейшая предпосылка достаточно обоснованного систематического анализа композиции ли­тературных произведений. В особенности это относится к литературе XIX—XX вв., где остро стоит вопрос о неизбежной зависимости «картины мира» от своеобразия воспринимающего сознания и о необ­ходимости взаимокорректировки точек зрения разных субъектов для создания более объективного и адекватного образа действительности.

Источник

Точка зрения.

Точка зрения может быть внутренней или внешней. К внешней точке зрения, которая представляет собой позицию того, кто не участвует в действии, относится точка зрения повествователя. Внешняя точка зрения очень удобна, поскольку позволяет автору занять позицию всеведения. Он знает о своих персонажах все, даже их мысли и чувства, и ему не нужно отчитываться перед читателями, откуда он все это знает. Хотя, конечно, он может избрать позицию стороннего наблюдателя и освободиться от своей способности всеведения. Но закрепиться на этой позиции довольно-таки сложно. Внутренняя точка зрения передает позицию того, кто оказывается одним из действующих лиц. Это точка зрения рассказчика или главного героя, если повествование ведется от его лица.

Существует еще и подвижная точка зрения (фокализация), которая позволяет автору использовать в одном произведении или части произведения разные точки зрения. Это дает возможность приближать и удалять читателя от места действия, расширять и противопоставлять различные способы восприятия. Подвижная точка зрения (фокализация) может придать тексту динамичность подобно тому, как это происходит в кинематографе со сменой планов и кадров при динамическом монтаже.

Автор-повествователь –рассказчик.

Если рассматривать автора в деятельностном аспекте, т.е. как создателя художественного произведения, то мы имеем дело с автором-творцом или первичным автором (М.М. Бахтин). Позиция автора-творца по отношению ко всему произведению в целом и по отношению к герою (героям) в частности легко описывается при помощи теологической системы отношений: Бог и мир, Бог и человек (М.М. Бахтин). Автор-творец обладает таким качеством как «вненаходимость», «трансцендентность» по отношению к созданному им художественному миру произведения и той действительности, которую этот вымышленный мир воспроизводит (Н.Д. Тамарченко), т.е. к природным, бытовым и историческим реалиям, присутствующим в тексте. Герой же в противоположность автору-творцу в этот мир погружен полностью. Автор-творец, в отличие от создаваемого им героя, не является видимой и оформленной индивидуальностью, но он – видящая и оформляющая индивидуальность (М.М. Бахтин). Автор-творец выступает как «носитель концепции всего произведения» (Б.О. Корман). И его точка зрения, соответственно, воспринимается как «способ, которым излагаемые события воспринимаются повествователем, а следовательно, и потенциальным читателем» (Ц. Тодоров). Это так называемые «субъекты авторского плана» (С.Н. Бройтман): повествователь, образ автора, рассказчик. Подобно герою каждый из этих субъектов является «видимой и оформленной индивидуальностью» (М.М. Бахтин), то есть по своей сути они противопоставлены автору-творцу. Однако на этом автор не заканчивается. Он не остается над миром своего произведения, а проникает в него в виде «своих сотворенных обликов» (С.Н. Бройтман).

Повествователь – это особый художественный образ, точно так же придуманный писателем, как и все остальные образы. Как всякий образ, он представляет собой некоторую художественную условность, принадлежность вторичной, художественной реальности. Именно поэтому и недопустимо отождествление повествователя с автором даже в тех случаях, когда они очень близки: автор – реальный живой человек, а повествователь – созданный им образ. Другое дело, что в некоторых случаях повествователь может выражать авторские мысли, эмоции, симпатии и антипатии, давать оценки, совпадающие с авторскими и т.п. Но так бывает далеко не всегда, и в каждом конкретном случае нужны доказательства близости автора и повествователя; из этого ни в коем случае нельзя исходить как из чего-то само собой разумеющегося.

Повествователь ближе всего к авторскому плану. Это субъект речи, но «не изображенный, а изображающий, это избранная первичным автором точка зрения на героя и события, голос или интенция» (С.Н. Бройтман). Он так же оформлен первичным автором и выступает в произведении как «дух повествования» (Т. Манн).

Близок авторскому плану и образ автора, т.е. «субъект речи, который наделен биографическими чертам своего создателя» (С.Н. Бройтман). Образ автора мы можем видеть, например, в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя. Но и здесь отождествление с автором-творцом является заблуждением, поскольку образ автора является оформленным, завершенным, изображенным.

Рассказчиком является субъект речи, который «замещает автора в качестве носителя повествования, но является и изображающим и изображенным» (С.Н. Бройтман). Такую функцию, например, выполняет Максим Максимыч в повести «Бэла». Рассказчик занимает пограничное положение между героем и автором.

Повествование может вестись и от лица главного героя. В этом случае он выступает субъектом речи и одновременно носителем точки зрения. Считается, что такой способ повествования претендует на автобиографичность. Хотя на самом деле это вовсе не обязательно. Такая манера повествования, напротив, позволяет автору избавить текст от своего видимого присутствия и занять позицию невмешательства. Он вновь принимает форму автора-творца, который лишь завершает и оформляет произведение и каждый его образ.

какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки

Роды литературы: эпос, лирика, драма. Обобщенные типы словесного художественного творчества, основные способы построения произведений, различающиеся соотношением мира и человека в создаваемых художниками картинах жизни.

Эпос (от греческого «повествование») – один из 3-х родов художественной литературы, повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору. В зависимости от протяженности изображаемого времени, охвата событий, в которых раскрываются человеческие характеры, различают крупные, средние и малые формы (жанры) эпоса.

Крупные формы: эпопея, роман.

Средние формы: повесть.

Малые формы: новелла или рассказ.

Лирика –один из 3-х родов художественной литературы. Лирика рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни.Лирический образ – это образ-переживание, выражение чувств, мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. В лирических произведениях главное лицо – сам автор, а место действия – его внутренний мир. Лирика – выражение сокровенных переживаний в искусстве и в повседневной жизни. Передача всего почувствованного и осмысленного должна быть художественно оформлена, получить эстетическое выражение в ритме, лексике, стихотворном метре, смысловых повторах, паузах, синтаксисе.

Жанры лирики: ода, элегия, гимн, послание, стихотворение, песня, романс.

Драма.Основу драмы составляет действие. Объективное изображение жизни через события, поступки, столкновения героев, борьбу и т.д. Драма предстает в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени (на глазах у зрителя) действия, показанного через острые конфликты и в форме диалога.

Жанры драмы: трагедия, драма, комедия.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав

Источник

Повествовательная структура произведения. Субъект речи и носитель точки зрения

какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки

какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки

какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки

Литературное произведение представляет собой высказывание, зафиксированное как последовательность языковых знаков, или текст (от лат. textus – ткань, сплетение).

Слова «произведение» и «текст» не синонимы: текст – материальный носитель образов, он становится произведением, когда его читают. В свете диалогической концепции искусства, развитой прежде всего в работах М.М.Бахтина, необходимо «включение слушателя (читателя, созерцателя) в систему (структуру произведения» (Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. В кн.: Эстетика словесного творчества – М., 1986, с. 388). Читатель как адресат – незримый участник творчества писателя, влияющий на стиль; как интерпретатор созданного произведения, он ценен своей нетождественностью Автору.

В теории литературного произведения нередко разграничиваются два аспекта «событийной полноты» художественного произведения. Организующие центры каждого из них события. Предмет изображения, а также осмысления и (со)переживания – событие, о котором рассказывается в произведении. Но и само рассказывание также является событием. Первое событие связано со структурой изображенного в произведении мира, мира героев (пространством и временем, развертыванием сюжета и т.д.) Второе событие создается в контексте рассказывающего и повествующего субъекта с адресатом – читателем.

Отсюда связь понятия «читатель», с одной стороны, с «миром героев». В роли частных понятий, которые рассматриваются и подвергаются анализу, в этом случае выступают художественное время и пространство, событие, ситуация и коллизия, а также мотив как единица сюжета и сюжет как целое и т.п.

С другой стороны, понятие «читатель» связано с группой понятий, характеризующих субъектов изображения и рассказывания. В этом направлении рассматриваются следующие понятия: субъекты рассказывания – повествователь, рассказчик, образ автора; точка зрения, композиция, композиционные формы речи, повествование.

Исходя из этого разграничения, в первом случае говорят о понятиях сюжетологии, во втором – о понятиях нарратологии.

Прежде чем перейти к этим понятиям, необходимо обратить специальное внимание на центральное и связующее понятие «читатель».

Определяя это понятие, необходимо учесть, что термин имеет два полярных значения: исторически-реальный конкретный читатель или читатели, для которых произведение – объективно существующий предмет наблюдений и образ читателя, то есть определенный персонаж, созданный автором и существующий внутри произведения.

Для поэтики важно третье значение, связывающее оба эти полюса. Читатель также – субъект сотворческой деятельности, «запрограммированной автором». Этот аспект фиксируется специальным термином современной нарратологии «имплицитный читатель» (в отличие от читателя «эксплицитного», то есть от образа читателя внутри произведения).

Художественное произведение представляет собой не только изображенный мир, но и высказывание автора об этом мире. А всякое высказывание кому-то адресовано, для кого-то предназначено. Текст произведения соотнесен поэтому не только с предметом – событием, героем (которые художественным произведением изображаются, оцениваются и т.д.), но и с единым субъектом речи, которому принадлежит много высказываний на протяжении произведения, или с различными субъектами речи, «авторами» содержащихся в этом произведении высказываний (таких как прямая речь персонажей, эпиграфы, вставные тексты и т.п.).

Сочетание множественности говорящих лиц внутри произведения с единым субъектом речи, присутствующим на протяжении всего произведения, заметнее в эпике, но есть также и в драме. В романах, повестях, пьесах и т.п. встречается прямая речь персонажей (монологи, диалоги, письма, рассказы и т.д.), но есть и высказывания какого-то особого субъекта речи (не всегда можно назвать его «лицом»). Он явно не принадлежит к персонажам и обращается со своими сообщениями, описаниями и рассуждениями (как в эпике) или со своим списком действующих лиц и ремарками (как в драме) отнюдь не к ним, а прямо к читателю. Но тот, от чьего лица дан список действующих лиц драмы или кто сообщает, например, биографические сведения о героях в романах Тургенева, сам никогда не изображается, то есть является только субъектом речи и при этом обращается исключительно к читателям, а не к персонажам. Такая направленность на любого потенциального адресата всегда есть в лирике, независимо от того, назван ли этот адресат в стихотворении (как в пушкинском «Я помню чудное мгновенье…») или нет. В лирике так же, как в эпике и драме, бывает кроме того и несколько субъектов высказывания («Два голоса» Ф.И. Тютчева).

какое если учесть размах и рамки в которых движется повествование и с точки

«Событие рассказывания» – такое общение между субъектом высказывания в художественном произведении и его адресатом-читателем, в ходе которого или посредством которого произведение изображает и оценивает свой предмет» (Теория литературы. Под ред. Тамарченко Н.Д. В 2-х тт. Т.1 – М., 2004, с.206).

В этом определении, как можно заметить, не учитываются такие события рассказывания, которые можно назвать вторичными: читателю показывают героя, который рассказывает какую-либо историю своим слушателям (другим персонажам). Ведь такое событие рассказывания в, первую очередь, не изображает предмет для читателя, а само изображается. Изображающее значение рассказа вторично. Таковы, например, рассказы Максима Максимыча в «Бэле» или самого Печорина в «Журнале («Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова). Таков и рассказ Ивана Васильевича в «После Бала» Л.Н.Толстого.

Субъект речи и носитель точки зрения.

В пределах отдельного высказывания, то есть либо всего произведения, либо любой его части, субъект речи (тот, кто считается «автором», кому принадлежит высказывание) может не совпадать с носителем «точки зрения» (с тем, чьими глазами показан предмет, чья оценка предмета передана этой речью).

Например, у А.С. Пушкина написано: «Герман остановился и стал смотреть на окна. В одном из них он увидел черноволосую головку, склоненную над книгой или работой». Речь здесь принадлежит одному субъекту (назовем его пока повествователем), а взгляд и возможность именно так увидеть предмет – другому субъекту, а именно – персонажу.

Более сложный и интересный случай – несобственно прямая речь. В «Барышне-крестьянке» А.С. Пушкина так характеризуется гувернантка главной героини мисс Жаксон: она «белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за это две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России» (выд. авт). Формально носитель речи и точки зрения на героиню один: повествователь или рассказчик. Но одновременно носителем речи оказывается и персонаж.

Таким образом, субъект речи и носитель точки зрения могут не совпадать.

Чтобы разграничить их, необходимо ответить на два вопроса: Каков тот персонаж, чья точка зрения направляет нарративную перспективу? Кто повествователь? (или, другими словами, вопросы: Кто видит? и Кто говорит?)

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разграничить две проблемы – повествования и композиции.

В данном случае понятие «композиция» будет соотнесено только с событием рассказывания, а не с изображенным предметом (событием, о котором рассказывается). Поэтому композицией не будет называться ни построение сюжета, ни группировка или система персонажей. Композиция будет связываться с текстом произведения, с его делением на части, которые будут называться компонентами.

Компонент – такой фрагмент текста литературного произведения, в котором взаимодействуют как минимум две точки зрения изображающих субъектов на одно из сюжетных событий, то есть возникает одно из многих возможных в этом произведении (или характерных для него) «микрособытий» рассказывания, образующих в совокупности единое событие рассказывания всего произведения.

Таковы в равной мере, например, сон персонажа (точки зрения героя и повествователя или рассказчика), диалог или монолог, письмо или дневник (смысловые установки «автора» текста и его адресата), эпиграф или заголовок (в их соотнесенности друг с другом или с последующим текстом) вставное стихотворение или рассказ персонажа (точки зрения говорящего и слушателей) и т.п. Каждая из этих форм направлена на определенное частное предметное событие и организует его восприятие (то есть является носителем частного – опять-таки – события рассказывания).

В основе членения текста на компоненты – в изложенной трактовке этого термина – лежат понятия субъекта речи и точки зрения. Первое из них необходимо (наряду с авторским графическим вычленением различных речевых форм) для того, чтобы увидеть границы фрагмента, а второе – для того, чтобы понять отношение выделенной части текста к ее контексту или функцию фрагмента.

Все вышесказанное убеждает в том, что продуктивное решение вопроса о композиции, действительно связано с понятием «точка зрения». Теперь можно перейти к специальному рассмотрению содержания этого понятия и выяснению возможностей его использования при изучении произведений различных типов.

Термин «точка зрения» в современном литературоведении пользуется заметной популярностью; правда, единой трактовки понятия пока не существует. Наиболее продуктивными представляются идеи, выдвинутые Б.А. Успенским (Поэтика композиции. В кн.: Семиотика искусства – М., 1995).

Исследователь различает «идеологическую оценку», «фразеологическую характеристику», «перспективу» (пространственно-временную позицию) и «субъективность/ объективность описания» (точку зрения в плане психологии).

1. Под идеологической точкой зрения понимается ви́дение предмета в свете определенного мировосприятия, которое передается разными способами, начиная от «постоянных эпитетов в фольклоре», продолжая речевой характеристикой персонажа, свидетельствующей о его «индивидуальной и социальной позиции», и заканчивая соотношением разных стилистических планов в авторской речи.

2. Различие точек зрения «в плане фразеологии» проявляется в том, что автор «описывает разных героев различным языком или вообще использует в том или ином виде элементы чужой или замещенной речи при описании». Одним из самых наглядных случаев множественности фразеологических точек зрения ученый считает смену наименований одногои того же лица.

Очень яркий пример автора (заимствованный им из книги Е.Тарле «Наполеон») – смена наименований свергнутого императора в парижских газетах по мере его продвижения к Парижу в период «Ста дней»: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан», «Людоед идет к Грассу», «Узурпатор вошел в Гренобль», «Бонапарт занял Лион», «Наполеон приближается к Фонтенбло», «Его императорское величество ожидается сегодня в своем верном Париже».

В качестве примера зависимости именования персонажа от точки зрения можно привести следующую фразу из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина: «Я смотрел на нее с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. Марья Ивановна села в угол и стала шить». (Герой смотрит сначала как бы глазами Швабрина; для него самого Маша Миронова всегда только «Марья Ивановна».)

3. Точки зрения «в плане пространственно-временной характеристики», по Успенскому, это «фиксированное» и «определяемое в пространственно-временных координатах» «место рассказчика», которое «может совпадать с местом персонажа». Например, в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» изображение может быть осуществлено с точки, расположенной максимально близко к событию (как в эпизоде свидания Эсмеральды с капитаном Фебом), но возможно также описание «Парижа с птичьего полета» (название одной из частей произведения), причем в обоих случаях пространственная точка зрения повествователя сочетается или совпадает с точкой зрения персонажа (Клода Фролло или Квазимодо). Пример временно́й

точки зрения мы видим в первой фразе рассказа А.П. Чехова «Студент»: «Погода вначале была хорошая, тихая». (Слово «вначале» выдает восприятие героя, отсчитывающего ход времени по отношению к охоте).

4. Наконец, говоря о «точке зрения в плане психологии», исследователь имеет в виду различие между двумя возможностями для автора: ссылаться «на то или иное индивидуальное сознание», «оперировать данными какого-то восприятия» или стремиться«описывать события объективно», основываясь на известных ему фактах». Первая из указанных возможностей, «когда авторская точка зрения опирается на то или иное индивидуальное сознание (восприятие)», и названа здесь «психологической» точкой зрения. Примером здесь может быть место из чеховской «Дуэли»: «Надежда Федоровна лежала в своей постели, вытянувшись, окутанная с головою в плед; она не двигалась и напоминала, особенно головою, египетскую мумию. Глядя на нее молча, Лаевский мысленно попросил у нее прощения и подумал, что если небо не пусто и в самом деле там есть Бог, то он сохранит ее, если же Бога нет, то пусть она погибнет, жить ей незачем».

Таким образом, точка зренияв литературном произведении – положение «наблюдателя» (повествователя, рассказчика, персонажа) в изображенном мире (во времени, в пространстве, в социально-идеологической и языковой среде), которое, с одной стороны, определяет его кругозор – как в отношении «объема» (поле зрения, степень осведомленности, уровень понимания), так и в плане оценки воспринимаемого; с другой – выражает авторскую оценку этого субъекта и его кругозора ((Теория литературы. Под ред. Тамарченко Н.Д. В 2-х тт. Т.1 – М., 2004, с.221).

Различные варианты точек зрения органически взаимосвязаны, но в каждом отдельном случае может быть акцентирован один из них. Фраза, сообщающая о том, что когда герой остановился и стал смотреть на окна, то в одном из них «увидел он черноволосую головку, наклоненную вероятно над книгой или над работой» («Пиковая дама» А.С. Пушкина), в первую фиксирует положение наблюдателя в пространстве. Она обусловливает и границы «кадра», и характер объяснения увиденного (то есть «план психологии»). Но предположительность тона связана еще и с тем, что перед нами – первое из таких наблюдений героя, то есть с временны́м планом изображения. Если же учесть традиционность ситуации (далее последует обмен взглядами и переписка), то понятно будет присутствие в ней с самого начала и оценочного момента. Акцент на него перенесен в следующих фразах: «Головка приподнялась. Германн увидел свежее личико и черные глаза. Эта минута решила его участь».

Принято считать, что оценка доминирует в лирической поэзии. Но она всегда сопряжена здесь с пространственно-временны́ми моментами: «Опять, как в годы золотые. » («Россия» А. Блока). Для эпоса и драмы вообще характерно пересечение точек зрения и оценок разных субъектов в диалоге, а в эпической прозе двух последних веков – внутри отдельного высказывания, формально принадлежащего одному субъекту. Один из самых распространенных случаев – несобственно-прямая речь. Подобный пример встречается в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: «Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением; даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения. Так, по крайней мере, он это понял» (часть высказывания, несомненно, могла быть заключена в кавычки; но тогда точки зрения разных субъектов были бы четко разделены, не было бы эффекта их взаимоосвещения).

Дифференциация точек зрения позволяет выделить в тексте субъектные «слои» или «сферы» повествователя и персонажей, а также учесть формы адресованности текста в целом (что очень важно для изучения лирики) или отдельных его фрагментов. К примеру, фраза «Не то, чтобы он был талантлив и забит, совсем даже напротив, но. » («Преступление и наказание») свидетельствует о присутствии в речи повествователя точки зрения читателя (о том, что герой труслив и забит, до этого прямо сказано не было). Каждая из композиционных форм речи (повествование, диалог и т. п.) предполагает доминирование точки зрения определенного типа, а закономерная смена этих форм создает единую смысловую перспективу. Очевидно, что в описаниях преобладают разновидности пространственной точки зрения (показательное исключение – исторический роман), а повествование, наоборот, использует преимущественно точки зрения временнны́е;в характеристике же особенно важна может быть психологическая точка зрения.

Изучение присутствующих в художественном тексте точек зрения в связи с их носителями – изображающими и говорящими субъектами, а также их группировки в рамках определенных композиционно-речевых форм (композиционных форм речи) – важнейшая предпосылка достаточно обоснованного систематического анализа композиции литературных произведений. Такой анализ возможен, с одной стороны, на микроуровне (сочетание нескольких – как минимум двух — точек зрения, одна из которых доминирует, в пределах одного высказывания повествователя или персонажа); с другой – на макроуровне (сочетание целостных кругозоров нескольких речевых субъектов в больших фрагментах, составляющий текст произведения, и доминирование одного из них, как, например, соотношение основных субъектов изображения в романе «Герой нашего времени»). Промежуточным уровнем можно считать «эпизод», «сцену» или «сценический эпизод».

В итоге, можно дать такое определение понятия «композиция». Композиция– система фрагментов текста произведения, соотнесенных с точками зрения субъектов речи и изображения, эта система организует, в свою очередь, изменение точки зрения читателя и на текст, и на изображенный мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *