На страницах нашего онлайн портала alivahotel.ru мы расскажем много самого интересного и познавательного, полезного и увлекательного для наших постоянных читателей.
Жмите «крестик», если уже участвуете в самых популярных русскоязычных группах Камбоджи!
Нас свыше 9000 человек
Нас свыше 11000 человек
Эксклюзивные туры по Камбоджа и Вьетнаму
Насыщенная программа, небольшие группы, опытные гиды.
Очень разумная стоимость!
Лучшие экскурсии в Сием Рипе!
Храмы Ангкора, национальный парк Пном Кулен, озеро Тонлесап и плавучие деревни.
Насыщенная программа, небольшие группы, опытные гиды.
Трансферы из Сием Рипа. Помощь в подборе и бронировании отелей.
Очень разумные цены! Сезонные скидки!
Дорожное движение в Камбодже [Скопировать ссылку]
Данная ситуация осложняется еще тем, что кхмеры очень любят при езде говорить по телефону и в этот момент становятся совершенно неадекватны. В лучшем случае такой водитель сбросит скорость и прижмется к обочине, при этом все равно представляя опасность для других участников движения.
В Камбодже очень много собак, которые не отличаются особым умом и чувством самосохранения. Поэтому, завидев на обочине собаку, так скорректируйте траекторию и скорость движения, чтобы у собаки не было шансов попасть к вам под колеса, даже если она этого сильно захочет. Поверьте, это не преувеличение, это реальная опасность. Разумеется, на крупных шоссе в городе эта проблема не столь актуальна. Чуть в меньшей степени аналогичную опасность представляют коровы, пасущиеся в самых неожиданных местах, в том числе и вдоль обочин. Проблема коров и собак на дороге сильно обостряется в вечернее и ночное время из-за ограниченной видимости.
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки. Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине. Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о стране Камбоджа.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Транспорт в Камбодже и Вьетнаме. Правила Дорожного Движения
Материал понравился:
Предыдущая заметка Спиртные напитки в Камбодже и Вьетнаме
О дорогах Камбоджи я уже писал Кхмерские (мерзкие) и вьетнамские дороги. Сейчас хочу расказать о ПДД во Вьетнаме и Камбодже. Вернее об их полнейшем отсутствии.
Ну во Вьетнаме худо-бедно всё понятно. Сначала не могли приноровиться переходить дорогу в сплошном потоке мотоциклов. Но потом приловчились.
У нас пешеход всегда прав. У нас даже когда вдрызг пьяного пешехода задавят, когда он пляшет лезгинку на непредназначенном для перехода месте, то всё равно нашему бедному водителю сидеть в местах не столь отдаленных.
Но в странах ЮВА не так. Там кастовая ситема. Водитель грузовика — высшая каста. Далее по уменьшению значимости следуют: водитель легковушки, тук-тук, мопед, гужевой транспорт и в самом низу социальной лестницы собственно лох-ПЕШЕХОД.
Даже если водитель кобылы будет сдавать «задним ходом» и ненароком придавит зазевавшегося мирно стоящего себе пешехода, то водителю ничего не будет. Так как действует правило — участник ДТП более значительной касты всегда прав. Значит виноват лох-пешеход, ибо болван нерасторопный.
Нет спасения бедному пешеходу даже на тротуаре.
Но, повторюсь, будучи пешеходами в Сайгоне с безумным движением ничего страшного с нами не случалось. Мы просто медленно двигались поперек потока движения, а мотики деликатно и мирно обтекали нас со всех сторон. И всё так чинно, благородно.
Ситуация с сознательностью водителей в Камбодже оказалась диаметрально противоположной. Хоть в Пном Пне и не такой трафик движения, как в Сайгоне, но переходить дорогу там не так безопасно. Такое ощущение что кхмеры только вчера пересели с буволов на мотики. Никто нас не «обтекал, кхмеры ехали по прямой важно в спокойствии чинном.
Однажды в Пне меня чуть не задавили на зебре. Я показал этому «водителю» одной рукой на зебру, а другой покрутил у виска. На что, проезжая, кхмер удивленно вытаращил глаза. Я думаю он до сих пор не уяснил что значат эти странные шайтановы полоски на асфальте.
И если в Сайгоне мы не видели ни одного ДТП, то в Камбо мы лицезрели их постоянно. Когда возвращались с тура по малому кругу Ангкора то наш водитель тук-тука «мистер» Чандра проигнорировал пересекающую ему путь справа велосипедистку кхмерку. Подмял велосипед и кхмерку под себя и даже не остановился. Как ни в чем не бывало поехал дальше. Вроде ничего страшного.
Так бы и уехал, если бы мы шум не подняли. Помогали женщине подняться мы. Отвели в сторону, руль у велика я поправил. Ей было больно, но вроде ничего страшного. Видя, что больше ей ничем не поможем, поехали дальше. А тук-тукер даже и не подошёл. Видимо, такие случаи часты на дорогах Камбоджи. И тукер к ним привык. Вроде ни в чём не виноват и это проблемы велосипедистки. Показательный пример.
Другие туристы предостерегали нас от желания взять на прокат мотик. Подрезают в Камбо по жёсткому и даже не извиняются.
В Сайгоне очень хорошо развито автобусное сообщение.
Дорожное движение в Камбодже, водительские права и полиция
Самое главное правило выживания на кхмерских дорогах — это медленная езда, 20-30 км/час. Особенно перекрестки необходимо проезжать очень аккуратно даже если вы едете на зеленый свет светофора. Тут мало кто обращает внимание на светофоры и может выскочить на красный свет прямо перед вашим байком или автомобилем. Дорожное движение в Камбодже подразумевает, что все ездят медленно и каждый успеет нажать на тормоза или увернуться.
Хаос в Камбодже творится не только на перекрестках. Здесь многие ездят по встречной полосе и это считается нормальным. Даже если на одном скутере едет 6 человек по встречке — это считается нормальным. Однажды мы видели мужика, который перевозил бензопилу на байке, другой перекинул через плечо огромный рулон линолеума и управлял мопедом одной рукой. Некоторые местные жители могут ехать на байке и спокойно набирать смс. Все это нормально.
Когда идете на обгон другого транспортного средства, обязательно нужно сигналить, так как на зеркала заднего вида мало кто смотрит, а у многих эти зеркала отсутствуют вовсе.
Когда кто-то включает поворотник, это еще не значит, что он собрался куда-то поворачивать. Он может повернуть, а может просто включить сигнал и поехать прямо или повернуть в другую сторону. Многие здесь считают абсолютно нормальным поворот направо из крайней левой полосы, и поворот налево из крайней правой. Дорожное движение в Камбодже не поддается никакой логике.
Здесь случается огромное количество аварий в основном с участием туристов. Многие гоняют на мопедах пьяные и обкуренные, думая, что все им сойдет с рук за два-три доллара. Однако, последствия иногда бывают самыми печальными (о страховке путешественников читайте тут).
Правила дорожного движения в Камбодже
До 2016 года:
Днем фары должны быть отключены;
Водитель байка обязательно должен быть в каске, на пассажиров (их количество может достигать пяти-шести человек на одном байке) никто не обращает внимания;
Скоростное ограничение в населенном пункте: для байков — 30 км/ч, для машин — 40 км/ч, вне населенного пункта — 90 км/ч;
Права должны быть местные. Официально международные права разрешены на один месяц пребывания в стране, но полицейским обязательно надо к чему-то придраться, тут уже все зависит от ситуации и настроения полисмена. Или махнут рукой и отпустят, или попросят дать взятку.
С 1 января 2016 года:
Правила общения с полицией в Камбодже
События 2015 года, в то время на мопеды требовались права.
Полиция в Камбодже — это такие же барыги, что и «пограничники». Это инстанции, которые собирают деньги. «Штраф» (точнее, взятку) вы платите лично этому полисмену, который вас остановил.
При общении с камбоджийской полицией надо знать правило номер один: ты не кхмер, ты иностранец, значит ты НЕ ПРАВ! Даже если ты прав, то ты виноват. Даже если вдрызг пьяный кхмер тебя протаранит, ты сам виноват. Ведь если бы ты сюда не приехал, то он бы тебя не сбил. Логично? В любом случае, раз ты иностранец, ты должен платить. За себя, за кого-то еще, не важно.
Второе и самое важное правило — иметь в кармане всегда один доллар. Остальные деньги надо держать или в другом кармане, или подальше, где никто их не увидит. Для чего? Читаем ниже.
После того, как полиция остановила вас на дороге необходимо прикинуться идиотом и ни слова не понимать по-русски, по-английски и по-кхмерски. Вытащить ключ байка и положить его в карман. Если спросят, откуда вы, то надо сидеть и как дебил улыбаться.
Вам начнут втирать, что у вас возникнут проблемы, что вас повезут в большой полицейский участок. Что прав у вас нет, а это ужасное преступление. Если догадаются, что вы из России, то начнут говорить про русскую мафию и вешать на уши прочую лапшу. Потом скажут, что этих и других проблем не будет, если вы заплатите 10$-20$ или 100$ лично стражу порядка (сумма зависит от жадности полицейского).
Так как вы английского не знаете, они напишут заветную сумму на бумажке или на ладошке и покажут вам. Здесь надо очень обрадоваться, поблагодарить, вытащить из кармана один доллар и дать им понять, что это ваши последние деньги. Они скажут мало, что им надо больше. Тут главное не психовать и мило улыбаться.
Полицейские сделают скидку и предложат заплатить хотя бы 5 долларов. Не стоит вестись на подобную чушь, просто дайте им понять, что больше денег нет. Посидят с недовольным видом максимум минут десять, потом возьмут у вас доллар и скажут: «Проваливай».
На этом ваше общение с полицией может не закончиться. Метров через 500 вас может остановить другая бригада в форме, попросят права, и все начнется заново. Паниковать не стоит, нужно улыбнуться и сказать, что вы уже заплатили другим полицейским, желательно указать место, где Вас остановили, тогда в основном отпускают. Есть какое-то чудесное правило, что в день вас могут штрафануть только один раз.
Личный опыт общения с полицией
Хотела было уже опубликовать эту статью, но вспомнила один случай. Как-то мы решили поехать на пляж Отрес, поваляться на лежаках и побалдеть. В карман положили доллар. Первые полицейские не обратили на нас внимания, вторые даже не стали останавливать, несмотря на то, что мы проехали на красный свет светофора. При выезде с круговой на улице 23 Тола нас тормознула третья бригада полисменов.
Фары были включены! Тьфу ты! Ну и пошло поехало: «Откуда вы?», «Где водительские права?» Мы спокойно отвечаем, что мы из Якутии (ну нравится нам говорить, что мы из Якутии). Английский знаем плохо. Нам говорят, вы, наверное, из Китая или Кореи. А может Вьетнам? Нет, говорим, Якутия.
Один из них начал писать на бумаге: 10$ за то, что с включенной лампочкой ездили плюс 10$ за что-то еще. Вытаскиваем доллар из кармана, говорим, что больше нет. Они отказываются брать доллар и начинают рыться в нашем байке. Проверили пачку сигарет, видимо, надеялись там найти сигаретку с травкой, облом, мы курим только обычные сигареты. Потом настала очередь багажника, он у нас всегда пустой. Опять облом.
Один из них сильно психовал, он думал, что раз мы не местные, значит доллары в большом количестве таскаем в багажнике. Начал орать, что раз мы не говорим по-английски, значит не имеем права ездить на байке (No speak, no drive. ). Пугал, что если не заплатим 10$ (пошла скидка), то нам придется ехать в участок. В общем мурыжил минут двадцать.
Его терпение подошло к концу и он сел на наш байк и приказал нам садиться тоже, сказал, что поедем в участок. Каково же было его удивление, когда мы молча сели с ним на байк. Он, видимо, растерялся и попросил своего напарника подать ему шлем, не может же он сказать, чтоб мы слезли. Поехали.
Приехали на соседнюю улицу к другой полицейской бригаде. Ну не мог же он нас отвезти в участок. Там их было трое. Кажется он им пожаловался, что мы не хотим платить много денег, попросил припугнуть и уехал. История повторяется. Все также. Платите 20$, ладно, платите 10$, последняя цена, платите 5$, тогда в участок не отвезем. Ну мы им и говорим, что у нас только 1$, «в натуре, no money», «совсем-совсем no money».
Я чуть не упала, когда они попросили нас позвонить домой, чтоб кто-нибудь нам привез денег. Говорю, что дома никого нет, никто не привезет. После 15-минутного бреда он говорит, ладно, давай доллар и уезжайте.
Как получить водительское удостоверение в Камбодже
Если вы турист, то можете не читать эту статью дальше, вам права не нужны. Если же вы собираетесь в Камбоджу на долгий срок, то тема получения водительских прав рано или поздно вас коснется.
Практически все местные турфирмы за 60$ помогут вам сделать камбоджийские водительские права. Но для этого вам предварительно нужно сделать перевод ваших прав (если они не международные) на английский язык, поехать в российское консульство в г. Пномпень и заверить этот самый перевод. Стоит это удовольствие 35$.
Раз в квартал российское консульство проводит выездное консульское обслуживание в Сиануквиле. Так что если повезет, то можно в Пномпень не ездить.
У кхмерских полицейских какое-то чутье на права. Нет прав — они тебя останавливают каждый день, а как права появились, так будто вся местная полиция знает, что ты получил права. Ты уже никому не нужен.
Дорожное движение в Камбодже, водительские права и полиция
Самое главное правило выживания на кхмерских дорогах — это медленная езда, 20-30 км/час. Особенно перекрестки необходимо проезжать очень аккуратно даже если вы едете на зеленый свет светофора. Тут мало кто обращает внимание на светофоры и может выскочить на красный свет прямо перед вашим байком или автомобилем. Дорожное движение в Камбодже подразумевает, что все ездят медленно и каждый успеет нажать на тормоза или увернуться.
Хаос в Камбодже творится не только на перекрестках. Здесь многие ездят по встречной полосе и это считается нормальным. Даже если на одном скутере едет 6 человек по встречке — это считается нормальным. Однажды мы видели мужика, который перевозил бензопилу на байке, другой перекинул через плечо огромный рулон линолеума и управлял мопедом одной рукой. Некоторые местные жители могут ехать на байке и спокойно набирать смс. Все это нормально.
Когда идете на обгон другого транспортного средства, обязательно нужно сигналить, так как на зеркала заднего вида мало кто смотрит, а у многих эти зеркала отсутствуют вовсе.
Когда кто-то включает поворотник, это еще не значит, что он собрался куда-то поворачивать. Он может повернуть, а может просто включить сигнал и поехать прямо или повернуть в другую сторону. Многие здесь считают абсолютно нормальным поворот направо из крайней левой полосы, и поворот налево из крайней правой. Дорожное движение в Камбодже не поддается никакой логике.
Здесь случается огромное количество аварий в основном с участием туристов. Многие гоняют на мопедах пьяные и обкуренные, думая, что все им сойдет с рук за два-три доллара. Однако, последствия иногда бывают самыми печальными (о страховке путешественников читайте тут).
Правила дорожного движения в Камбодже
До 2016 года:
Днем фары должны быть отключены;
Водитель байка обязательно должен быть в каске, на пассажиров (их количество может достигать пяти-шести человек на одном байке) никто не обращает внимания;
Скоростное ограничение в населенном пункте: для байков — 30 км/ч, для машин — 40 км/ч, вне населенного пункта — 90 км/ч;
Права должны быть местные. Официально международные права разрешены на один месяц пребывания в стране, но полицейским обязательно надо к чему-то придраться, тут уже все зависит от ситуации и настроения полисмена. Или махнут рукой и отпустят, или попросят дать взятку.
С 1 января 2016 года:
Правила общения с полицией в Камбодже
События 2015 года, в то время на мопеды требовались права.
Полиция в Камбодже — это такие же барыги, что и «пограничники». Это инстанции, которые собирают деньги. «Штраф» (точнее, взятку) вы платите лично этому полисмену, который вас остановил.
При общении с камбоджийской полицией надо знать правило номер один: ты не кхмер, ты иностранец, значит ты НЕ ПРАВ! Даже если ты прав, то ты виноват. Даже если вдрызг пьяный кхмер тебя протаранит, ты сам виноват. Ведь если бы ты сюда не приехал, то он бы тебя не сбил. Логично? В любом случае, раз ты иностранец, ты должен платить. За себя, за кого-то еще, не важно.
Второе и самое важное правило — иметь в кармане всегда один доллар. Остальные деньги надо держать или в другом кармане, или подальше, где никто их не увидит. Для чего? Читаем ниже.
После того, как полиция остановила вас на дороге необходимо прикинуться идиотом и ни слова не понимать по-русски, по-английски и по-кхмерски. Вытащить ключ байка и положить его в карман. Если спросят, откуда вы, то надо сидеть и как дебил улыбаться.
Вам начнут втирать, что у вас возникнут проблемы, что вас повезут в большой полицейский участок. Что прав у вас нет, а это ужасное преступление. Если догадаются, что вы из России, то начнут говорить про русскую мафию и вешать на уши прочую лапшу. Потом скажут, что этих и других проблем не будет, если вы заплатите 10$-20$ или 100$ лично стражу порядка (сумма зависит от жадности полицейского).
Так как вы английского не знаете, они напишут заветную сумму на бумажке или на ладошке и покажут вам. Здесь надо очень обрадоваться, поблагодарить, вытащить из кармана один доллар и дать им понять, что это ваши последние деньги. Они скажут мало, что им надо больше. Тут главное не психовать и мило улыбаться.
Полицейские сделают скидку и предложат заплатить хотя бы 5 долларов. Не стоит вестись на подобную чушь, просто дайте им понять, что больше денег нет. Посидят с недовольным видом максимум минут десять, потом возьмут у вас доллар и скажут: «Проваливай».
На этом ваше общение с полицией может не закончиться. Метров через 500 вас может остановить другая бригада в форме, попросят права, и все начнется заново. Паниковать не стоит, нужно улыбнуться и сказать, что вы уже заплатили другим полицейским, желательно указать место, где Вас остановили, тогда в основном отпускают. Есть какое-то чудесное правило, что в день вас могут штрафануть только один раз.
Личный опыт общения с полицией
Хотела было уже опубликовать эту статью, но вспомнила один случай. Как-то мы решили поехать на пляж Отрес, поваляться на лежаках и побалдеть. В карман положили доллар. Первые полицейские не обратили на нас внимания, вторые даже не стали останавливать, несмотря на то, что мы проехали на красный свет светофора. При выезде с круговой на улице 23 Тола нас тормознула третья бригада полисменов.
Фары были включены! Тьфу ты! Ну и пошло поехало: «Откуда вы?», «Где водительские права?» Мы спокойно отвечаем, что мы из Якутии (ну нравится нам говорить, что мы из Якутии). Английский знаем плохо. Нам говорят, вы, наверное, из Китая или Кореи. А может Вьетнам? Нет, говорим, Якутия.
Один из них начал писать на бумаге: 10$ за то, что с включенной лампочкой ездили плюс 10$ за что-то еще. Вытаскиваем доллар из кармана, говорим, что больше нет. Они отказываются брать доллар и начинают рыться в нашем байке. Проверили пачку сигарет, видимо, надеялись там найти сигаретку с травкой, облом, мы курим только обычные сигареты. Потом настала очередь багажника, он у нас всегда пустой. Опять облом.
Один из них сильно психовал, он думал, что раз мы не местные, значит доллары в большом количестве таскаем в багажнике. Начал орать, что раз мы не говорим по-английски, значит не имеем права ездить на байке (No speak, no drive. ). Пугал, что если не заплатим 10$ (пошла скидка), то нам придется ехать в участок. В общем мурыжил минут двадцать.
Его терпение подошло к концу и он сел на наш байк и приказал нам садиться тоже, сказал, что поедем в участок. Каково же было его удивление, когда мы молча сели с ним на байк. Он, видимо, растерялся и попросил своего напарника подать ему шлем, не может же он сказать, чтоб мы слезли. Поехали.
Приехали на соседнюю улицу к другой полицейской бригаде. Ну не мог же он нас отвезти в участок. Там их было трое. Кажется он им пожаловался, что мы не хотим платить много денег, попросил припугнуть и уехал. История повторяется. Все также. Платите 20$, ладно, платите 10$, последняя цена, платите 5$, тогда в участок не отвезем. Ну мы им и говорим, что у нас только 1$, «в натуре, no money», «совсем-совсем no money».
Я чуть не упала, когда они попросили нас позвонить домой, чтоб кто-нибудь нам привез денег. Говорю, что дома никого нет, никто не привезет. После 15-минутного бреда он говорит, ладно, давай доллар и уезжайте.
Как получить водительское удостоверение в Камбодже
Если вы турист, то можете не читать эту статью дальше, вам права не нужны. Если же вы собираетесь в Камбоджу на долгий срок, то тема получения водительских прав рано или поздно вас коснется.
Практически все местные турфирмы за 60$ помогут вам сделать камбоджийские водительские права. Но для этого вам предварительно нужно сделать перевод ваших прав (если они не международные) на английский язык, поехать в российское консульство в г. Пномпень и заверить этот самый перевод. Стоит это удовольствие 35$.
Раз в квартал российское консульство проводит выездное консульское обслуживание в Сиануквиле. Так что если повезет, то можно в Пномпень не ездить.
У кхмерских полицейских какое-то чутье на права. Нет прав — они тебя останавливают каждый день, а как права появились, так будто вся местная полиция знает, что ты получил права. Ты уже никому не нужен.